функциональное обеспечение задач розыска лиц, совершивших серийные убийства
С.В. КОРЯБОЧКИН,
соискатель кафедры организации оперативно-розыскной деятельности Академии управления МВД России, старший оперуполномоченный по особо важным делам 2 отдела ОРЧ № 2 КМ ГУВД по
Московской области, майор милиции s-koryabochkin @yandex.ru 12.00.09 - уголовный процесс, криминалистика;
оперативно-розыскная деятельность Научный руководитель доктор юридических наук, профессор Е.Г. САМОВИЧЕВ.
Аннотация. Рассмотрена одна из актуальных тем — функциональное обеспечение задач розыска лиц, совершивших серийные убийства. Сделан вывод о необходимости введения разных организационных и практических мер по улучшению качества расследования серийных убийств.
Ключевые слова: серийные убийства, информационно-аналитический системы, судебно-медицинская экспертиза, молекулярно-генетическая идентификация, биологическая экспертиза, криминалистический учет, полиграф, билинг, мониторинг локальной сети.
FUNCTIONAL MAINTENANCE OF PROBLEMS OF SEARCH OF PERSONS
MADE SERIAL MURDERS
S.V. KORYABOCHKIN
an applicant for the department of the organization operatively-search activity Academies of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation. Article is devoted one of actual problems — to functional maintenance of problems of search of persons made serial murders. The author on the basis of the deep analysis of the given problem has drawn a conclusion on necessity of introduction of various organizational and practical measures on improvement of quality of investigation of serial murders.
Keywords: serial murders, information-analytical systems, a forensic medical examination, molekulyarno-genetic identification, biological examination, criminalities the account, a polygraph, biling, monitoring of a local network.
Необходимо совершенствовать существующие и разрабатывать новые, более приближенные к потребностям правоохранительной деятельности организационные и практические меры по улучшению качества расследования серийных убийств и розыска лиц, их совершивших. Основными проблемами выступают недостаточное материально-техническое обеспечение, текучесть кадров, снижение профессионализма, слабое взаимодействие служб и подразделений УВД-ОВД.
За последние годы следователями прокуратуры и оперативными работниками уголовного розыска Московской области накоплен значительный практический опыт раскрытия и расследования серийных убийств. В частности, раскрыты серия убийств таксистов, совершенных в Серпуховском р-не (три убийства из корыстных побуждений); серия из четыре убийств женщин в Чеховском р-не, сопровождавшихся изнасилованием потерпевших; серия из четырех
убийств, совершенных из хулиганских побуждений группой несовершеннолетних в Орехово-Зуевском р-не; две серии, связанные с изнасилованием в Сергиево-Посадском УВД1. Многие уголовные дела о серийных убийствах направлены в суды, и по ним вынесены обвинительные приговоры.
Однако значительное количество таких преступлений еще остается нераскрытым, работа по ним контролируется руководством УУР ГУВД по Московской области. Некоторые из этих преступлений имеют выраженную сексуальную направленность и представляют собой наибольшую сложность в раскрытии. Все они вызвали повышенный общественный резонанс и справедливые нарекания в адрес сотрудников правоохранительных органов, не принявших всех мер к обезвреживанию опасных преступников.
Опыт показывает, что для раскрытия таких преступлений требуется приложить гораздо больше усилий, чем для раскрытия ординарных преступлений.
Но к раскрытию серий убийств ведет не столько целенаправленная деятельность органов дознания и следствия, сколько развивающийся по своим законам процесс изменения этих условий. Первоначально они таковы, что существующие алгоритмы раскрытия и расследования, а также организационные условия и процедуры их применения на преступника не выводят либо вообще оказываются малоэффективными. С течением времени (и продолжением серии убийств) эти условия и обстоятельства изменяются так, что приводят к снижению уровня «защищенности» преступников от официальных властей. Внешне это нередко имеет видимость снижения «бдительности» со стороны преступников, допущение какой-либо «оплошности», «ошибки», которая играет решающую роль в его установлении.
Изучение раскрытых серий убийств нередко приводит к мысли о том, что преступник как бы сам «выводит» преследователей на себя, тем самым завершая свою преступную деятельность. Трудно отказаться от мысли, что некоторый процесс или иначе «криминальная программа», однажды включившаяся и действовавшая на протяжении определенного времени, завершает свою работу. Подкрепляет эту мысль и анализ материалов по нераскрытым, соединенным в серию убийствам: тщательнейшая, кропотливая и многолетняя работа органов дознания и следствия не дает результата — «криминальная программа» серийного убийцы не завершена (либо завершена независимо от деятельности органов уголовного преследования). Такие серии в России, да и в других странах, к сожалению, есть, и их изучение не менее поучительно, чем изучение раскрытых преступлений. К слову сказать, изучению как тех, так и других серий убийств в России уделяется мало внимания, а накопленные знания не имеют конструктивного значения. Опыт работы по раскрытию и расследованию таких преступлений показывает, что вышеуказанная совокупность условий и обстоятельств (образ жизни преступника и система реагирования правоохранительных органов) может оставаться стабильной на протяжении десятилетий и является одним из объективных факторов в детерминации преступлений — многократного умышленного причинения смерти другим людям.
Следующая сторона в причинном комплексе серийных убийств состоит в том, что совокупность регистрируемых на протяжении иногда длительного времени фактов гибели людей или их безвестного исчезновения не осознается компетентными органами как серия убийств и не фиксируется как юридический факт. В лучшем случае может быть выдвинуто предположение о наличии единого субъекта в причинении ряда вышеуказанных событий. Оценке совокупности убийств как серии препятствует и ряд иных обстоятельств: пока недостаточно отлаженная планомерная аналитическая работа по сопоставлению каждого вновь выявленного убийства с уже зарегистрирован-
ными с целью установления в них признаков аналогии. Так, по делу А. Пичужкина, убивавшего людей в течении 15 лет на весьма ограниченной территории Москвы, серия совершенных убийств была выявлена только в 2005 г., тогда как началась она в 1991 г.
Наряду с этим срабатывает и другой негативный фактор: выявление серии, как правило, оценивается вышестоящими инстанциями как результат недостаточной (или просто плохой) работы органов дознания и расследования по отдельным преступлениям, особенно, если отдельные криминальные события обнаруживаются на территории обслуживания одного и того же правоохранительного органа. Из этого, в частности, следует, что руководители и сотрудники этих органов не могут быть заинтересованными в уверенном выявлении на своей территории серии убийств (особенно, если аналогия между ними не достаточно прозрачна).
Получается замкнутый круг: нераскрытое преступление ведет к рецидиву, а выявление рецидива «невыгодно», так как обнаруживает некачественную работу соответствующего органа. В силу вероятностного (во многом оценочного) характера самого феномена «серийности» у руководителей ОВД, да и прокуратуры всегда найдутся основания для отказа в усмотрении серии. Примеров тому достаточно2.
Научно-исследовательские учреждения Генеральной прокуратуры РФ и МВД России недостаточно уделяют внимания разработке рекомендаций для сотрудников следственных и оперативно-розыскных служб. Требуют активизации разработка и внедрение эффективных новых и совершенствование ранее созданных информационно-аналитических систем для оперативной оценки информации о преступлениях и происшествиях со сходными обстоятельствами, а также формы учета преступлений, которые бы полнее отражали их особенности и обеспечивали поиск аналогии как по общим, так и по индивидуальным признакам3.
Ошибки в определении количества входящих в серию преступлений и предстоящего объема работы ведут к неадекватному выделению и недостаточно эффективному использованию задействованных сил и средств. Этот вывод обусловлен тем, что при классификации основных недостатков в борьбе с серийными преступлениями проблема их позднего выявления признана одной из наиболее существенных. Для решения этой задачи действуют следующие базы данных: «Наемник» — где сосредоточиваются сведения о тяжких преступлениях, совершенных по найму; «Сова» — фиксируется информация обо всех обнаруженных криминальных неопознанных трупах; досье «Досмотр» — концентрируется информация, касающаяся автотранспорта, кроме этого, на стационарных постах ГИБДД действует система «Поток», фиксирующая весь проходящий мимо автотранспорт». «Флинт» — заносится ежедневная ин-
формация о преступлениях, совершенных за текущие сутки. Также при расследовании уголовных дел, необходимо использовать базы данных ЦОРИ, которые регулярно пополняются.
Как положительный момент можно привести пример, связанный с покушением в 2005 г. на территории Одинцовского р-на, Московской области на председателя правления ОАО «ЕЭС России» Б. Чубайса, где благодаря работе системы «Поток» были установлены лица, организовавшие покушение.
Серийные убийства отличаются тщательностью подготовки и принятием мер по их сокрытию. Они маскируются под безвестное исчезновение жертв; сопровождаются расчленением и обезображиванием трупов для затруднения их идентификации; сокрытием трупов потерпевших в лесных массивах, водоемах и иных уединенных местах. В действиях лиц, совершающих серийные убийства, отчетливо проявляются признаки криминального профессионализма. Сексуальные маньяки в большинстве случаев совершают преступления в одиночку, с места происшествия ничего не похищают4. Использование подсобного аппарата в раскрытии таких убийств не эффективно. Существующие приемы оперативно-розыскной деятельности, как правило, не приносят положительных результатов5. Особое внимание следует уделить первоначальным оперативно-розыскным меропри-ятим: осмотру места происшествия и трупа, так как некачественный сбор вещественных доказательств (осмотр места происшествия, проведенный на низком профессиональном уровне, неизъятые вещественные доказательства) впоследствии, при задержании преступников осложнит доказывание вины6; проведению на должном уровне биологических и судебно-медицинских экспертиз. В работе по изобличению лиц, подозреваемых в совершении серийных убийств, недостаточно активно используются современные возможности криминалистики и судебной экспертизы: использование передовых методик в проведении экспертиз и исследований, особенно в реконструкции лица по черепу, биологических исследовании тканей и выделений человека, а также использование одорологии на предварительном следствии7. Все это необходимо для укрепления и закрепления доказательственной базы в процессе расследования и при рассмотрении уголовных дел в судах.
Совместно с ВНИИ и другими научно-исследовательскими и образовательных учреждениями МВД России необходимо внедрять передовые методы в раскрытие серийных убийств сексуального характера. При этом требуется расширение сферы применения современных медико-криминалистических и медико-биологических методов исследования следов и вещественных доказательств. Наиболее доказательным методом этого плана является молекулярно-генетическая идентификация. Однако дальнейшее развитие лабораторий
судебно-медицинских молекулярно-генетических исследований, действующих в системе Минздрав-соцразвития России и МВД России, сдерживается отсутствием необходимых средств8. Надлежащее финансирование позволит расширить сеть таких лабораторий, повысить оперативность и качество проводимых в них исследований, создать федеральный банк генетических данных по уголовным делам о половых преступлениях, в том числе о серийных убийствах на сексуальной почве.
Функционирование этого вида криминалистического учета в Великобритании, Германии, Канаде, США, Японии и других странах показало свою эффективность. Ведение учета данных генетического анализа биологических следов с мест совершения сексуальных преступлений целесообразно организовать в ОВД, где сосредоточены и другие виды уголовной регистрации. Необходимо обращение в Правительство РФ с ходатайством о целевом финансировании развития молекулярно-генетических и других наиболее перспективных видов экспертиз, выводы которых обеспечивают создание надежной и объективной доказательственной базы по уголовным делам9.
Для доказательственной базы необходимо использовать возможности полиграфа, или, как его называют в народе детектора лжи. За прошедший год с его помощью на территории Московской области было раскрыто более 100 убийств. По каждому раскрытому преступлению выдано официальное заключение специалиста. Все действия полиграфолога, как правило, фиксируются на видеокамеру и при необходимости результаты его работы представляются в суде как дополнительные доказательства, например когда на территории Московской области в одном из частных домов с применением взрывчатых веществ, произошло покушение на одного из представителей действующей власти; отработка выдвинутых версий и проверяемых на причастность лиц в целях экономии сил, средств, а главное ограниченного лимита времени происходила с применением полиграфа. В результате выполненной работы в короткие сроки получена явка с повинной непосредственного исполнителя взрыва и двух его соучастников.
С целью дальнейшего совершенствования работы в этом направлении необходимо рассматривать вопрос об использовании аппаратуры «Лореан», позволяющей анализировать голоса фигурантов, свидетелей и очевидцев по совершенным уголовным делам. Аппаратура позволяет выделять из потока голосовой информации правдивые и ложные высказывания как в реальном времени, так и по записи разговора. Преимущества аппаратуры заключаются в том, что она позволяет проводить анализ имеющихся аудиозаписей разговоров, что ведет к минимизации затрат времени и иных ресурсов при проведении оперативно-розыскных мероприятий по всем преступлениям. Предварительное использование аппаратуры дает
возможность выделять лиц для последующего их опроса с использованием полиграфа в целях процессуального закрепления доказательной базы по преступлению. В настоящее время в подразделениях МВД России имеется положительный опыт применения этой аппаратуры.
К мерам, без которых в короткое время немыслимо раскрытие преступления, относится билинг. По прибытии на место совершения преступления оперативной группой устанавливаются все передвижения потерпевшего за определенный отрезок времени, после чего составляется подробная схема. Далее, на всем пути его движения осуществляются контрольные звонки, и из анализа полученных впоследствии телефонных распечаток устанавливается возможный контроль (слежка) предполагаемого преступника или его сообщника. Если установлен отход преступника с места происшествия, производятся «отзвоны» по всему пути его предполагаемого отхода, включая непосредственно место совершения преступления. После получения всех распечаток производится тщательный анализ по выявлению преступника.
С целью эффективности расследования уголовных дел, находящихся в производстве, необходимо осуществлять постоянный контроль над наиболее значимыми, относящимися к категории заказных преступлений, в связи с чем целесообразно проводить еженедельно 2-уровневые заслушивания. Первые — при руководстве Управления уголовного розыска, с участием начальников розысков и сотрудников, в чьем производстве находятся материалы расследуемых дел, вторые — в прокуратуре области при участии первого заместителя прокурора области и первого заместителя начальника ГУВД, куда также приглашаются начальники КМ районов (начальники ОУР ОВД— УВД), а со стороны прокуратур — прокуроры районов (их заместители по следствию) и следователи, в чьем производстве находятся уголовные дела. Подобные заслушивания снимают все спорные вопросы, возникающие в ходе расследования дел. В конечном счете это позволяет объективно оценить ситуацию и возможности следствия, принять правильные решения и установить сроки выполнения поставленных задач10. При этом контроль над исполнением осуществляет как ГУВД, так и прокуратура области11.
Как правило, в основе многих заказных убийств лежат экономические мотивы. С целью всесторонней проверки коммерческих структур, имеющих отношение как к потерпевшему, так и к отрабатываемым лицам, в приказ о создании оперативных групп в обязательном порядке необходимо включать сотрудника УБЭП.
Необходимо выделить следующие аспекты оперативной деятельности, без которых на практике невозможен успех раскрытия этой категории преступлений, а именно компьютерное обеспечение, которое обеспечивает быстродействие поиска необходимой
информации; для незамедлительного ее получения целесообразно создание в самостоятельных отделах специализированных аналитических групп, укомплектованных компьютерами, имеющими выход в интернет и созданным базам. Необходимо также проводить мониторинг локальной сети, отслеживая информацию в сети «Интернет» по расследуемым преступлениям, освещаемым средствами массовой информации.
Основа успешного залога любого дела заключается в том, кто непосредственно занимается исполнением поставленных задач. На наиболее ключевые позиции необходимо подбирать сотрудников, имеющих в своем багаже как профессиональный, так и жизненный опыт, способных грамотно планировать и проводить оперативные комбинации, допрашивать подозреваемых и проводить разведывательные опросы с гражданами, так как раскрытие любого преступления зависит от личной профессиональной подготовки каждого оперативника, его способности самостоятельно принимать в любой ситуации правильные решения, от рациональности которых будет зависеть, в верном ли направлении проводится расследование совершенных преступлений. Важным моментом выступают психологический климат как в коллективе, так и в рабочей группе; взаимопонимание со следователем прокуратуры; личные позитивные отношения оперативных работников с представителями других служб.
1 Состояние преступности в Московской области // Статистические сборники Информационного центра ГУВД по Московской области за 2006—2009 гг., М., 2010. С. 8—9.
2 Самовичев Е.Г. Серийные убийства: к постановке проблемы. Тезисы выступления межвузовского практического семинара «Современные проблемы теории и практики раскрытия и расследования серийных убийств». М., 2008. С. 3—5.
3 Исаенко В.Н. О возможности технического обеспечения поиска на предварительном следствии // Прокурорская и следственная практика. 1998. № 4. С. 123—134.
4 Мамичев Д.А., Водолазский А.Ю. Преступники и преступления с древности до наших дней. Маньяки и убийцы. М., 1997. С. 480; Ревятко Т.И, ТрусН.В. Убийцы и маньяки. Сексуальные маньяки, серийные преступления. Мн., 1996. С. 592; Модестов Н.С. Маньяки... Слепая смерть: хроника серийных убийств. М., 1997. С. 288; Дмитриев А. Маньяк—убийца Михасевич //Записки криминалистов. 1994. № 4. 1994. С. 196—198; Он же. Убийца и насильник Нагаев // Записки криминалистов. 1995. № 5. 1995. С. 213—218.
5 Исаенко В.Н., Молодцова М.В. Анализ оперативной обстановки в выявлении серийных убийств // Рос. следователь. 2000. № 6. С. 380—406; Исаенко В.Н. Проблемы методики выявления серийных убийств как объект криминалистического исследования // «Черные дыры» в российском законодательстве. Юрид. журнал. 2003. №3. С. 380—406.
6 Осмотр места происшествия : практ. пособ. / под ред. А.И. Дворкина. М., 2000. С. 336.
7 Исаенко В.Н. Использование одорологии на предварительном следствии // Воронежские криминалистические чтения. Вып. № 3. Воронеж. 2002. С. 95-102; Исаенко В.Н. Использование государственным обвинителем заключений экспертов в доказывании по уголовным делам об убийстве : лекция. М., 2007. С. 40.
8 Исаенко В.Н. Проблемы применения возможностей судебных экспертиз в расследовании серийных убийств // Рос. следователь. 2005. № 8. С. 6-9.
9 Исаенко В.Н. Некоторые вопросы оценки заключения судебно-медицинского эксперта следователем : тр. Санкт-Петербургского юридического института Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2000. № 2. СПб., С. 103—107.
10 Китаев Н.Н., Тельцов А.Н. Проблемы расследования отдельных видов умышленных убийств. Иркутск, 1992. С. 168.
11 Исаенко В.Н. Прокурорский надзор за законностью применения техникокриминалистических средств и судебных экспертиз // Вестник МосУ. Сер. 4. М., 1995. С. 56-65..
правовой статус
контрольно-счетных органов: федеральные гарантии и механизм их реализации
Ю.А. КРОХИНА
и.о. директора Государственного научно-исследовательского института системного анализа Счетной палаты РФ, завкафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультета) МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор юридических наук, профессор
jkrokhina@mail.ru
12.00.14 - административное право, финансовое право,
информационное право
Аннотация. 28 января 2011 г. Государственной Думой принят Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации». Закон направлен на развитие независимого внешнего финансового контроля на региональном и муниципальном уровнях. Анализируются наиболее важные положения закона, а также показаны возможные сложности механизма его правовой реализации.
Ключевые слова: финансовый контроль, контрольно-счетная палата, международные принципы финансового контроля.
THE LEGAL STATUS OF CONTROL ACCOUNTS BODIES: THE FEDERAL GUARANTEES AND THE MECHANISM OF ITS REALIZATION
JA.KROKHINA
the deputy director of the State scientific research institute of the system analysis of Audit Chamber, head of the department of legal disciplines of the Higher school of the state audit (faculty) of the Lomonosov Moscow
State University, the doctor of Law, professor
Annotation. On January, 28th, 2011 the State Duma has passed the Federal law «On the general principles of organization and activities of control accounts bodies of subjects of the Russian Federation». The law is directed on independent external finance control at the regional and municipal levels development. The article analyses the most important positions of the Law, and also shows the possible complexities of the mechanism of its legal realization.
Keywords: finance control; control accounts chamber; the international principles of finance control.
Контроль над рациональным использованием го- бюджетном послании Президента РФ Федеральному сударственных ресурсов — приоритетная задача в Собранию РФ «О бюджетной политике в 2010-2012 политике деятельности органов публичной власти. В годах» поставлены задачи совершенствования госу-