ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ СЕРИЙНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Гимозутдинова Я.Г.
Гимозутдинова Яна Геннадьевна — магистрант, кафедра уголовного процесса и криминалистики, Иркутский институт (филиал) Всероссийский государственный университет юстиции Российская правовая академия Минюста России, г. Иркутск
Аннотация: в статье рассмотрено понятие «серийные убийства», автор приходит к выводу, что единого подхода к определению серийных преступлений и серийных убийств пока еще в России не выработано. Выделены сложности в раскрытии серийных убийств, рассмотрены причины низкой раскрываемости данного вида преступлений. В статье изучены цели следственных органов в работе с серийными убийствами, рассмотрены основные методы раскрытия данных видов преступлений.
Ключевые слова: «серийные убийства», серии, маньяк-убийца, следственные органы, правоохранительные органы, комплексный подход, модель поведения преступника, розыскные мероприятия.
Понятие «серийные убийства» появилось за рубежом в конце 70-х гг. XX столетия. В России это понятие появилось в начале 90-х годов XX века. Данное понятие достаточно часто встречается в официальных документах правоохранительных органов РФ. При этом следует отметить, что в уголовном законодательстве РФ понятие «серийные преступления» не встречается.
Можно отметить, что единого подхода к определению и серийных преступлений, и серийных убийств пока еще в России не выработано.
Следует отметить, что в России отсутствует статистика серийных убийств, но, по мнению Кутова А.С., количество серийных убийств растет и 70% серийных убийств остается нераскрытыми [5, 456].
В раскрытии серийных преступлений, в отличие от других видов преступлений, можно выделить следующие сложности - отсутствие связи между преступником и жертвой преступления. Серийный преступник руководствуется при выборе жертвы своей больной фантазией.
Поэтому наиболее распространенные в следственной практике методики расследования неэффективны. Маньяки оттачивают искусство вхождения в доверие к жертве и умело заметают следы. Многие из серийных преступников весьма образованны, хитры и могут занимать различные должности. К примеру, серийный убийца Сливко, убивавший зверским способом мальчиков в Ставропольском крае, был заслуженным учителем СССР, а Чикатило был Народным Дружинником и помогал ловить самого себя. При совершении серийных преступлений очень часто может отсутствовать информация о месте совершения преступления. Кроме того, жертву иногда бывает невозможно найти, она годами считается без вести пропавшей.
Серийные убийцы могут действовать очень долгое время - десятки лет. Например, серийный убийца Ткач совершал серийные преступления с 1980 по 2005 гг., и попался лишь в 2005 г., придя на похороны своей жертвы.
Причины низкой раскрываемости данных преступлений, по мнению Протопопова А.Л., также кроются в ошибках следователей и оперативных работников, которые неправильно оценивают имеющиеся факты [7, 24].
Очень часто, проблему вызывает определение самой серии, поскольку требуются большие временные и умственные затраты, изучение и сопоставление большого количества фактических данных, сосредоточенных в изучаемых уголовных делах. Это достаточно длительный процесс накопления и анализа сведений, позволяющих выявить закономерности в совершении преступлений со сходными признаками, а также установление таких преступлений и их целенаправленный отбор с последующим соединением уголовных дел в одном производстве. Поэтому, если возникает подозрение о том, что действует серийный убийца необходим срочный сбор различных специалистов, которые смогут отработать различные версии о мотивах и схожих чертах в совершении преступления [3, 120].
При раскрытии серийных убийств, часто скрываются данные, что на территории действует серийный маньяк-убийца. Это происходит потому, что правоохранительные органы не хотят волновать население.
Таким образом, проблема раскрытия серийных убийств очень актуальна, поскольку данные преступления очень трудно раскрыть и число жертв может быть очень обширным.
В качестве серийных преступлений рассматривают несколько преступлений (два и более), совершенных с определенным временным интервалом убийств, которые характеризуются:
1) одинаковыми мотивами совершения;
2) совпадением сведений о потерпевших;
3) совпадение характеристик мест и механизма их совершения;
4) обстановкой преступлений и других криминалистически значимых обстоятельств, отраженных в соответствующей следовой информации, - что в совокупности дает достаточные основания для выдвижения версии об их совершении одними и теми же лицами.
Антонян Ю.М. дает следующее определение серийным преступлениям: «Серийные убийства представляют собой определенную разновидность умышленного причинения смерти другому человеку, а точнее - совокупность этих преступлений, последовательно и с определенным разрывом во времени совершенных одним и тем же лицом при совпадении мотива, цели, способа их совершения» [1, 121].
Определение понятия серийных убийств в отечественной криминалистической литературе появилось в 1991 г. Данное понятие сформулировал Ю.М. Самойлов, обозначив данный вид преступлений, как преступления, имеющие логическую связь: общий мотив, схожий объект посягательства, схожие способы совершения преступления и место совершения преступления [2, 11].
Определенная специфика методики выявления и расследования серийных убийств диктует необходимость более глубокой проработки ее теоретических и практических вопросов. Этот вывод основан на анализе научных и методических исследований, касающихся серийных убийств, а также на основе анкетирования работников правоохранительных органов. 74% опрошенных отрицательно ответили на вопрос о том, достаточно ли в расследовании серийных убийств руководствоваться методическими рекомендациями по расследованию отдельных убийств, совершенных не связанными между собой лицами. 87% респондентов считают необходимой разработку новых и совершенствование имеющихся рекомендаций по методике расследования серийных убийств. В 82% случаев анкетируемые утвердительно ответили на вопрос о специфике расследований том, серийных убийств.
Практика показывает, что в современных условиях ощущается острая необходимость разработки целостной, адекватной потребностям правоохранительной практики частной криминалистической методики выявления, раскрытия и расследования серийных убийств, базирующейся на требованиях законодательства, фундаментальных положениях науки уголовно-процессуального права и теории криминалистики, материалах следственной и судебной практики.
Приведем следующие примеры. Так, «Таганский Маньяк» Андрей Евсеев (период активности: сентябрь 1974 г. - апрель 1977 г.) 8 октября 1974 г. в г. Москве на Таганской площади совершил 3 нападения на женщин. При этом он наносил ножевые ранения женщинам и выхватывал у них сумки. Две женщины от ножевых ранений скончалась, одна осталась в живых.
Особенностью произошедших преступлений было то, что всем свои жертвам преступник наносил удары ножом в верхнюю часть тела и голову, уродуя лицо. Нанесение ударов ножом в лицо, грудь и плечи впоследствии наблюдались практически во всех эпизодах с участием «Таганского Маньяка» [4, 327].
Между тем, в сентябре 1974 г., за месяц до нападений в столице, будущий «Таганский Маньяк» совершил убийство 16-летней ученицы 9-го класса в подмосковном Загорске. Жертва получила одно ранение под ключицу и два - в спину, в лопатку. Преступник схватил было сумочку своей жертвы, отбежал с нею в сторону, а затем отбросил, ничего оттуда не взяв. В сумочке школьницы, кстати, лежали всего только 35 коп.
Пойман преступник оказался совершенно неожиданно как для следователей, так и для себя самого. Подвела его выработавшаяся на третьем году криминальной карьеры самонадеянность и полная потеря осторожности. В апреле 1977 г. он совершил убийство женщины (с последующим совокуплением с трупом и ограблением) буквально в 200 м от места своей работы в котельной небольшого городка Хотьково Загорского района Московской области. С момента убийства не прошло и 48 часов, как «Таганский Маньяк» был задержан и опознан свидетелями.
Беспощадным убийцей оказался некто Евсеев Андрей Николаевич, 1955 года рождения, ранее несудимый. Свой преступный путь он начал в 19 лет, сделавшись на долгое время (наряду с Юрием Раевским) самым молодым серийным убийцей СССР. Евсеева следует признать классическим социопатом.
Из 38 эпизодов, ответственность за которые принял на себя Евсеев, лишь в двух случаях имели место половые акты преступника с жертвой. Это были последние эпизоды, они
107
относились к весне 1977 г. В обоих случаях Евсеев оказывался сильно пьян, половые акты он совершил уже после нанесения женщинам смертельных ранений; фактически он совокуплялся с трупами. В октябре 1977 г. он был осужден к высшей мере наказания, прошение о помиловании подать отказался и в декабре того же года был расстрелян [8, 15].
Андрей Чикатило в 1978-1990 годах совершил убийство 53 человек.
Александр Артемов - в 90-ые годы совершил убийство трех девочек в возрасте 9-13 лет с длинными светлыми волосами в г. Санкт-Петербурге. Валерий Асратян в 1988-1990 гг. совершил на территории Москвы и Белгородской области 3 убийства и более 10 изнасилований женщин разного возраста.
Роман Бурцев в г. Каменске в период с 1993 по 1996 гг. совершил убийство 6 малолетних детей. Сергей Головкин на территории Московской области в 1984-1992 гг. совершил убийство 11 мальчиков в возрасте до 17 лет.
Александр Пичушкин в 1991-2006 гг. в Москве совершил 48 убийств и три покушения на убийство.
Все эти серийные преступления характеризовались особой жестокостью, проявлением непомерной агрессии к потерпевшим, извращениями и безжалостностью.
При раскрытии серийных преступлений, правоохранительным органам следует наметить следующие цели:
1. Оперативно сообщать в отделения полиции территорий о совершаемых серийных преступлениях.
2. Выявление ранее поставленных на учет насильственных преступлений, отдельные обстоятельства которых сходны с обстоятельствами расследуемой серии убийств, в целях последующей организации проверки версий о совершении убийств этими лицами.
3. Установление свидетелей серийных преступлений.
4. Поиск похищенных ценностей у жертв серийных преступлений.
Для достижения данных целей необходимо тесное взаимодействие розыскных органов разных уровней и разных субъектов, с чем на практике часто бывают проблемы.
Основные усилия следственной группы на этапе расследования серийных преступлений, когда преступник неизвестен, сосредоточиваются на его установлении и поиске изобличающих его доказательств. Существуют различные формы подхода к проведению этой работы. Наиболее распространены следующие.
1. На основе обобщения данных, в различных уголовных делах и материалах оперативно-розыскной работы по разным убийствам, составляется обобщенная модель поведения неизвестного преступника. Эти данные используются при розыске виновного через регистрационные системы:
а) о лицах, ранее совершавших схожие по способу и мотивам преступления;
б) о преступлениях, сходных по способам и мотивам, оставшихся нераскрытыми;
в) о следах рук (АДИС «Папилон»), подошв обуви и протекторов шин автотранспортных средств.
2. Положительный результат может дать составление и использование в розыскных мероприятиях психологического розыскного «портрета» (профиля) предполагаемого серийного преступника, разработанного группой психологов и психиатров на основе анализа и оценки установленных особенностей поведенческих действий этого лица. Работа с подозреваемыми и обвиняемыми в серийных убийствах строится с учетом тех доказательств, которые удалось собрать на момент их задержания или ареста, а также сведений об их психологическом статусе, личностных характеристиках и других данных. Этими обстоятельствами определяется тактика работы с каждым из них, перечень выясняемых при допросах вопросов, очередность их постановки.
Существенное значение в решении проблем доказывания имеет обнаружение и исследование различных материальных носителей информации - оружия; пуль, гильз и патронов со следами его применения; следов, рук, обуви; биологического материала; похищенных у потерпевших в результате убийств принадлежащих им предметов, изъятых у виновных или иных связанных с ними лиц с последующим установлением их фактических владельцев, и других. При расследовании серийных убийств на сексуальной почве убедительными повторяющимися доказательствами являются заключения экспертов, которые исследуют биологический материал преступников, обнаруженный в трупах, на трупах, на одежде и белье потерпевших, частицы растений, микрочастицы и другие объекты.
После задержания лица, подозреваемого в совершении серийных сексуальных убийств, на этапе предварительного следствия решается задача доказывания причастности задержанного к преступлению. В силу личностной специфики преступников рассматриваемой категории расследование уголовного дела может быть осложнено 11
108
нежеланием задержанного идти на контакт, что вызывает у сотрудников правоохранительных органов затруднения в выборе линии поведения [6, 10].
В структуре правоохранительных органов некоторых европейских стран и США действуют научно-практические подразделения, специализирующиеся на оказании помощи в раскрытии и расследовании особо тяжких насильственных преступлений (в том числе серийных убийств). В России такого рода подразделения долгое время не существовало. Однако в 2009 г. на базе Главного управления криминалистики Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации было сформировано Управление организации экспертно-криминалистической деятельности, одно из назначений которого связано с внедрением в следственную практику новых технических средств и экспертных исследований, в том числе метода составления психологического портрета неустановленного преступника [6, 12].
Создание и функционирование системы научно-методического обеспечения деятельности по борьбе с данным видом преступлений невозможно без соответствующих специалистов, владеющих комплексом знаний, методов и технологий в области криминологии, криминалистики, психиатрии, психологии, применение которых необходимо в целях повышения эффективности решения правоохранительных задач.
В течение последних лет следственными работниками накоплен положительный опыт раскрытия серийных убийств. Все они представили значительную сложность в выявлении и изобличении серийных убийств, потребовали максимальных усилий следователей и оперативных работников, экспертов, реализация которых обеспечила положительный результат. Резюмируя изложенное, необходимо еще раз подчеркнуть, что проблема серийных убийств - одна из наиболее острых в вопросе противостояния преступным посягательствам на жизнь и здоровья людей. Она требует комплексного подхода и участия специалистов различных отраслей для выработки и реализации соответствующей стратегии и тактики при всесторонней государственной поддержке.
Список литературы
1. Антонян ЮМ. Криминология. М.: Юрайт, 2013. С. 121. 522 с.
2. Дворкин А.И. Расследование похищения человека. М.: Норма, 2008. С. 11. 112 с.
3. Исаенко В.Н. Проблемы теории и практики расследования серийных убийств. М.: Юридические программы. С. 120. 304 с.
4. Кольцов М.И. Серийные убийства в истории советского и российского правоприменения // Вестник Тамбовского университета. № 1, 2013. С. 325-330.
5. Кутов А.С. Методика раскрытия серийных убийств// Актуальные вопросы развития современного общества, 2014. С. 456-458.
6. Логунова О.А. Применение знаний о личности и поведении серийных сексуальных убийц в правоохранительной деятельности (обзор зарубежного и отечественного опыта) // Электронный журнал «Психологическая наука и образование. № 1., 2011. С. 1-15.
7. Протопопов А.Л. Расследование серийных убийств. Спб.: Издательский ДОМ СпбГУ, 2006. С. 24.
8. Ракитин А.С. Социализм не порождает преступности (серийная преступность в СССР: попытка историко-криминалистического анализа) // Загадочные преступления прошлого. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://murders.ru/USSR_serial_killer_history_5.html/ (дата обращения: 14.06.2016).
9. Усанов И.В. Проблемы раскрытия и расследования серийных убийств на сексуальной почве / И.В. Усанов. М.: Юрлитинформ, 2005. 218 с.