Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЕ АСПЕКТЫ В МЕТОДИКАХ ОБУЧЕНИЯ'

ФУНКЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЕ АСПЕКТЫ В МЕТОДИКАХ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ТВОРЧЕСТВО / ОПЫТ / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ЭВРИСТИКА / ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ / ПАРАДИГМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобашев Валерий Данилович

В статье затрагиваются проблемы, сопровождающие современную образовательную парадигму. Отмечается активная роль ценностей в образовательном процессе. Выделяется особый вид творчества, присутствующий в образовательных ситуациях. Подчёркивается необходимость обучения творческой проектной деятельности, что является одной из основных частей технологического образования. Обращается внимание на особую роль преподавателя, сообщающего обучающимся авторское, изоморфное социальному опыту, видение содержания учебного материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL AND VALUE ASPECTS IN TEACHING METHODS

The article touches upon the problems accompanying the modern educational paradigm. The active role of values in the educational process is noted. There is a special kind of creativity that is present in educational situations. The necessity of teaching creative project activity is emphasized, which is one of the main parts of technological education. Attention is drawn to the special role of the teacher, who informs students of the author's, isomorphic to social experience, vision of the content of the educational material.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЕ АСПЕКТЫ В МЕТОДИКАХ ОБУЧЕНИЯ»

Анализ выявленных сложностей и ограничений в деятельности преподавателя (в данной ситуации - исполнительного прибора СМО) обосновывает принятие радикальных мер преодоления возникающих проблем. Большое положительное влияние оказывает накапливаемый опыт бригадно-лабораторного метода обучения:

- между членами бригады возникает рабочая дискуссия и происходит последующее обсуждение каждого варианта ответа на вопрос (при соответствующей схеме опроса), что стимулирует полноценное дебатирование и выработку частного решения в рамках технологии принятия группового, первоначально многовариантного, но, в конечном счете, единого решения;

- в процессе обучения проявляются конкурирующие индивидуальные потенции; в качестве примера рассматривается желание неформальных лидеров проявиться и заставить заметить себя;

- грамотно и насыщенно выполненная обучающая и воспитательная работа среди участников малых групп вооружит членов этих, первоначально всего лишь ученических бригад, практическими умениями управления коллективной деятельностью, значительно облегчит усвоение приёмов организации бригадных форм (учебного) труда.

Выводы. Модель, созданная с учётом выделенных особенностей, позволяет оценить и выставить возможные пределы изменения отдельных параметров педагогической системы: индивидуального темпа обучения, варианты путей достижения необходимого уровня обученности, варианты организации механизмов взаимодействия преподавателя и обучаемого, виды и мощности обратной связи, оптимальную наполняемость учебных групп, бригад, экипажей и т.д. Системы массового обслуживания в приложении к задачам моделирования образовательного процесса позволяют достичь приемлемой систематизации изложения материала и оптимизации построения схем выполнения блоков и разделов учебных программ [5]. Применяемые модели позволяют значительно повысить объективность выставляемых обучаемым оценочных баллов.

Литература:

1. Ганичева, А.В. Оценка эффективности процесса обучения / А.В. Ганичева // Интеллект. Инновации. Инвестиции. -2011. - №2. - С. 134-136

2. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. - Изд. СПб.: Речь Жанр, 2010. - 560 с.

3. Медведева, И.В. Современные педагогические технологии в методической деятельности учреждения социального обслуживания / И.В. Медведева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2010. -№ 4. - С. 49-53

4. Тоичкин, Н.А. К вопросу проектирования обучающих информационных систем / Н.А. Тоичкин // Вестник Костромского государственного университета. - 2006. - № 11. - С. 16-20

5. Фазылова, З.А. Оптимизация параметров учебного процесса / З.А Фазылова // Национальная ассоциация ученых. -2022. - № 79. - С. 14-16

6. Чуяко, Е.Б. Использование рейтинговой системы оценки знаний в профессионально ориентированном обучении бакалавров технологических направлений подготовки математическому моделированию / Е.Б. Чуяко, Л.Н. Мамадалиева // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2015. - Вып. 2(159). - С. 135-139

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Лобашев Валерий Данилович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Петрозаводский государственный университет» (г. Петрозаводск)

ФУНКЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЕ АСПЕКТЫ В МЕТОДИКАХ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье затрагиваются проблемы, сопровождающие современную образовательную парадигму. Отмечается активная роль ценностей в образовательном процессе. Выделяется особый вид творчества, присутствующий в образовательных ситуациях. Подчёркивается необходимость обучения творческой проектной деятельности, что является одной из основных частей технологического образования. Обращается внимание на особую роль преподавателя, сообщающего обучающимся авторское, изоморфное социальному опыту, видение содержания учебного материала.

Ключевые слова: ценности, творчество, опыт, личностно ориентированный подход, эвристика, объект изучения, парадигма.

Annotation. The article touches upon the problems accompanying the modern educational paradigm. The active role of values in the educational process is noted. There is a special kind of creativity that is present in educational situations. The necessity of teaching creative project activity is emphasized, which is one of the main parts of technological education. Attention is drawn to the special role of the teacher, who informs students of the author's, isomorphic to social experience, vision of the content of the educational material.

Key words: values, creativity, experience, personality-oriented approach, heuristics, object of study, paradigm.

Введение: В принятой на настоящее время образовательной парадигме базисом построения образовательных программ выступает комплекс требований наследуемый всей историей ранней педагогики, вместе с тем, современное общество переносит акцент совершенствования образовательных процессов на понимание внутренних процессов, предопределяющих некоторую стандартизацию парадигм и отправных требований к организации обучения. Человек погружаясь в мир его окружающий, сразу сталкивается с необходимостью демонстрировать и отстаивать во множествах возникающих отношений собственные, личностные ценности и убеждения. Ведущим мотивом в установлении собственной позиции индивид выдвигает условия изменения (приспособления), в некоторых позициях перерождения ментальных ценностей, что позволяет ему становится субъектом образовательного процесса, предоставляемого со стороны педагогического сообщества. Вынужденно изменённые ментальные ценности (как результат первоначальной стадии воспитательного процесса) заново открываемые обучающимся в процессах познания, создают для обучающегося по мере ознакомления с опытом, накопленном в знаниевом континууме общества смысловые поля различной напряжённости. Ценностные ориентации, определяющие основные параметры и ограничения в конфигурациях систем образования - это сложная организация отношений целей и идеалов личностей выражающих устойчивость приобретённых различных аспектов профессионализма, убеждённость в реалиях своих присутствующих возможностей, способностей и приобретаемых различных по масштабу готовностей активно реализовать на практике возросший потенциал квалифицированного специалиста.

Активная роль социальных и профессиональных ценностей, привнесённых в образовательный процесс в соответствии со стандартами, требованиями, условиями современности определена задачами актуализации конкретных целей

педагогической деятельности. Постижение ценностей при явно выраженной утилитарной направленности современного образования выполняет весьма сложную миссию приобщения личности к культурному процессу. Смыслы, заложенные в ценностях, позволяют организовать личностную многофакторную модель некоторой системы убеждений конструирующих-устраивающих сущностное «облако» внутренней культуры. Необходимо учесть, что каждый субъект создаёт индивидуальные «варианты» ценностей. Они становятся весьма своеобразной интеллектуально-эмоциональной собственностью человека [3, 5].

Изложение основного материала статьи. При практическом обучении первоначально ставится задача оперативной дивертуализации внутреннего опыта обучающегося через некоторое опосредование в деятельности, общении, рефлексии -этим достигается так называемое «окультуривание труда». Преподавание технически ориентированных знаний интенсивно концентрирует процессы раскрытия смысла, многостороннего уточнения значения и передачи строго огранённых учебных сообщений с целью достижения их гарантированного усвоения обучающимся, что неизбежно требует строгой структуризации учебного материала и применения существенных смысловых сокращений-свёрток. Парирование этого эффекта требует значительных затрат для достижения зримой результативности культурологической составляющей процесса обучения.

Показателен результат применения личностно-ориентированного подхода к деятельностно-содержательным основам культурных ценностей феноменологической аксиологии, относящей к ним обширный круг традиций познания, эстетические идеалы, социальных уклады и духовные устои в содержательном отношении к окружающей действительности. Их дополняют жизненно важные условия-обстоятельства, которые раскрывают достаточно прозаические моменты практической жизни (социально окрашенные «полезности» сохранения приемлемых условий жизни, предоставление гарантий полной защищённости жизнесуществования каждого члена общества, экономические критерии значимости предельной практичности, и присутствующий при этом яркий гедонистический окрас «стоимости» удовольствия). В этих обстоятельствах очень тонко скрыты категории и функции условий, индивидуально оцениваемая мера обязательности их эффективного авторитета, и, наряду с этим, строго выверенная степень «явности» присутствия ближнего и удалённого окружения индивида. Простейшие начальные положения и сами процессы развития, возвышения отдельного члена общества в личность в рассматриваемой ситуации (одной из вариаций жизнесуществования homo sapiens) не обозначены явной корреляцией с наличием и явным конструктивным воздействием реальных и идеальных элементов социума. Следует учесть, что системы ценностных мотиваций подобного ординара играют роль повседневных ориентиров, значительно завуалированы и качественно выражают свой потенциал как номинальные категории высших ориентаций, наиболее отчётливо демонстрирующие свою суть вне метрик непосредственного их применения. Это - особого рода «вторая частная комплексная производная от кортежа смысла и значений совокупности функций жизнепроявлений индивида» [7].

Принятая в настоящее время за базисное основание образовательного пространства совокупность образовательных теорий и практических рекомендаций в качестве обязательного условия внутренне объединяет деятельностный и личностный подходы. Одновременно одним из ведущих положений креативного образования выдвигается перманентное подведение каждого обучающегося к творчеству. Возрастающие требования к конечному качеству обучения выпускников образовательных учреждений требуют тесной увязки уровня индивидуальных достижений и объективной законченности профессионального обучения. Между тем, принятая парадигма ориентирует разработки дидактического и методического обеспечения учебных занятий главным образом на выверенные длительной практикой ЗУНы. В такой постановке практически отсутствуют личностно-профессиональные составляющие проектируемых методик обучения.

Без должного внимания остаются и значительные умственно-духовные способности, создающие в сочетании указанными факторами определяющие характеристики креативной инициативы.

Комбинация классического априоризма закономерностей и интуиции творческого процесса развёртывает базовые концепции неосуществимости исчерпывающего познания. Творческая деятельность всегда показательно индивидуальна, в случае, когда его цель не сфокусирована на привлекательные сторонние цели, оно способно создать для внутреннего применения (обслуживаются нужды саморазвития) самые разные образы знаний. Отношение человека к миру определяется осознанно привносимым смыслом. Суть самообучения обозначается степенью перманентного включения обучающимся во взаимодействующий с ним мир параллельно присутствующих и активно влияющих на него различного вида личностных материальных и духовных ценностей. Их комплексное проявление стимулирует индивида на создание собственной уникальной культуры, собственной картины мира, мира ощущений и реалий, мира потерь и приобретений.

Участие в процессах обучения предполагает постоянное качественное развитие созданной индивидом модели окружающей действительности. Современная система образования предоставляет к освоению и выборочному присвоению разнообразные элементы знаний. Предъявляемые учебные сообщения подлежат строгой рефлексии смысла и глубокому анализу развития трактования значений каждого из элементов содержания.

Действенным инструментарием творчества являются формируемые и закрепляемые в позитивных результатах демонстраций способностей к достаточно темпераментному прочувствованию удовлетворения от постижения красоты. Энергичное, уникальное по своей сути начало, самоинициативное предъявление личности наиболее ярко проявляется в практической работе по развитию существующих форм культуры, образования, искусства в предъявлении и действенной реализации нормативных и инновационных способов и типов отношений к существующей действительности, в самом тесном исполнении причастных к ним норм, инструкций, правил. Самые важные признаки установления деятельности - это наличие параметрически описанной цели, вариативно-поисковый характер задания цели, проявляемая способность к расширенному (в границах области приложения предоставляемой обществом) воспроизводству. Генеральная задача учебного процесса реализуемого в школах различного уровня - выполнение программ обучения, обеспечивающих достижение обучающимися показателей обученности, предписанных образовательными стандартами.

Ведущими специфическими единицами созидательной креативной деятельности выступают различные эвристики (совокупности специальных ресурсов и методических средств, участвующих в поиске и оценивании решения). Их особенности: показательно универсальны, ориентированы на облегчение восприятия и понимания субъектом сути проблемной ситуации, кроме того, эвристики, выступая многофункциональным прообразом комплексной инструкции преодоления проблемы, не обладают единой, рутинной решающей функцией - они практически всегда «многоаспектны». В действительности ни одно решение действительно креативной проблемы не вписывается пределы даже поисковых закономерностей, углублённое утверждающее понимание возникает позже, лишь «расшифровывая» и убедительно защищая уже утверждённую версию решения.

Развивающийся мир требует от образовательной системы управляемой мобильности производительных (созидательных) функций выпускников - профессионалов, что достигается определённой полнотой претворения в жизнь комплекса условий:

1. Определение диапазона знаний, в полном объёме наполняющих квалификационную характеристику.

2. Стимулирование развития уверенности в посильности и обязательности усвоения конкретных по содержанию и объёму знаний необходимых для обеспечения гарантированного достижения успеха в познавательной деятельности.

3. Привитие необходимо высокой культуры креативного труда, обеспечивающей постоянное стремление к совершенствованию умений самостоятельно изыскивать и критически оценивать знания.

4. Закрепление интереса к выбранной профилирующей профессии, специальности при помощи непрерывной интеграции многогранной профессиональной подготовки.

5. Неразрывность и переходящий во времени характер целенаправленной передачи опыта творческой деятельности.

6. Расширение потенциала и непрерывная корректировка маршрута самостоятельного развития обучающегося, предоставление широкой прогностичности программы обучения.

В современной парадигме образования креативная деятельность выступает основной дидактической единицей. Широко внедряются в школьные и вузовские программы задания на выполнение поисково-созидательной деятельности. Отличительным качеством творческой деятельности в новационных методах обучения является поиск обучающимся личностной новизны изучаемого материала. Учебный труд приобретает характер практико-ориентированной деятельности. Создание конечного продукта учебного труда от замысла до практического результата развивает и укрепляет наглядно-образную память, совершенствует абстрактно-логическое мышление. На начальной стадии практического обучения особенно характерно стремительное развитие мануальных способностей (ручной ловкости) и всего кинестезического аппарата обучающихся, укрепление связей между первой и второй сигнальными системами.

Развитие творческого потенциала обучающегося интенсифицируется в период получения высшего образования. Громадное значение приобретает профессионализм преподавателей вуза. В период наставничества при создании оригинальных проектов (в частности руководства комплексными выпускными аттестационными работами) от преподавателя требуются профессиональные познания ансамбля конструкторских знаний, специфическое развитое ощущение прекрасного, образцовый художественный вкус, демонстрация устойчивой способности критического восприятия новационных культурных тенденций. Педагог-наставник обязан развить в себе аксидентальные таланты, прогрессирующие как профессиональные умения и направленные на противодействие кризисам и рискам неизбежным в поисковом учебном труде обучающихся. Одновременно повышенное участие должно уделяться формированию приёмов контроля и самосохранности и техникам невредящей психомоторики. Каждый преподаватель должен принимать во внимание то обстоятельство, что сформированные умения функционально (хотя не всегда зримо) сопряжены с модификациями операционно-практической области существования личности. Инициализированное обучающимся самостоятельное преодоление противоречий возникающих между резервами собственного «Я» (умственными и субъективными стереотипами обучающегося) и краевыми условиями и предельными требованиями дидактической ситуации, представленными в учебной задаче, чаще всего, проявляются в форме продукта уникального эвристического поиска и революционного развёртывания решения задачи. Наряду с этим создавшаяся ситуация представляется как значительный шаг в субъективном и ментально-аналитическом развитии обучающегося. Это рассматривается как этап продвижения в креативно-созидательном саморазвитии и мини-ступень реконструкции мышления личности. Эти положения особенно важны при подготовке студентов педвузов. В их профессиональном обучении необходим акцент на специфику проведения занятий с использованием методов творческой проектной деятельности, где главой задачей будет вовлечение самих школьников в эту деятельность [2].

Преподаватель формирует личностные ценностные ориентации в соответствии с субъективным восприятием реальных условий жизнедеятельности [6]. Продуцируемое им авторское видение представление о содержании учебного материала (изоморфно подчинённое социальному опыту), являясь производным от общесоциального и личного опыта, слагается из четырёх основных структурных элементов (они образуют своеобразную пирамиду вложений) [1]:

♦ опыта когнитивной деятельности - совокупности апробированных знаний, признанных обществом в качестве достаточно надёжных устоев, объясняющих, фиксирующих и определяющих МИР;

♦ опыта использования известных форм деятельности -многочисленные умения действовать по образцу, без риска потерпеть неудачу;

♦ опыта уникальной самостоятельной деятельности - умения применять ранее испытанные в нестандартных ситуациях решения, обеспечившие положительный эффект, умения критически рассматривать причинностные основы действий, фактов, решений, умения отстаивать собственную точку зрения;

♦ опыта «воплощения» эмоциональных отношений в виде утверждения выработанных личностных ориентаций, опыта сопоставления личностных, групповых, общественных оценок практической деятельности.

На этих ключевых позициях основаны и эффективно продолжают развиваться образование, воспитание, поступательное совершенствование личности: одни из основополагающих философских категорий самоопределения человека. Только преобразование в процесс интеграции ценностей обучения может обеспечить и стимулировать всестороннее развитие обучающихся. Именно актуализация значения и смысла преемственности и модернизации накопленных социумом ценностей «внутренне мотивируют» возвышающее развитие личности и являются генеральными источниками прогресса образования. Постоянное развитие и целенаправленный инновационный поиск отнюдь не чрезмерность, а стратегическое требование выживания Российской школы. Образование - сложная нелинейная, во многом недостаточно устойчивая вероятностная система, требующая многомерного и длительного исследования, и тщательного анализа. В связи с этим насущным становится необходимость соединить на одном онтологическом основании 1. Деятельностное, функционально-инструментальное и 2. Ценностно-смысловое начала. Стратегическими целями обучения становятся передача новейших технологий, процесс создания и производства орудий труда и возвращения определяющей роли в обучении предмету труда.

Социологические исследования свидетельствуют: индивидуальность наиболее очевидно проявляется при поиске человеком себя в самом себе; в противоположность этому личность заявляет о себе во взаимодействии с людьми. В этом первичная дилемма выдающейся индивидуальности творчества и в известной мере слабо предсказуемой публичной оценкой её результатов. Именно дополнительный запас знаний, развитые умения позволяют в большой степени уменьшить протестность исканий свободы самовыражения личности и нередко проявляемой негативной реакции социума поддержать достаточно стихийные выражения индивидуальности. Увеличенное в объёме обучение одновременно ориентирует инициативу личности согласно потребностями социума и расширяет область продвижения результатов практической деятельности индивидов, обретающих гораздо более широкие возможности реализации собственных творческих потенциалов [4]. Социум ориентирован на следующие ценностные нормативы и характеристики профессионального становления:

- наиболее эффективно, энергично и показательно в повышении качества обученности специалиста проявляется дополнительное, прогрессирующее профессиональное развитие в рамках профессий единой ориентации;

- приобретаемая на базисе дополнительных знаний уверенная ориентировка в массиве профессий, ценностно ориентированный выбор нескольких профессий, в соответствии с личными планами, целями, интересами;

- выборочное совершенствование общих и отдельных специфических способностей;

- формирование и закрепление схем профессиональных действий через упражнения, тренировки, углублённый анализ ощущений элементов и общей структуры движений, отработка элементов специфической «образцовой мышечной памяти», применение вербальных карт двигательной трансформации и др.;

- формирование обучающимся индивидуального полного абриса профессии с учётом представленности собственных запросов и потребностей социума;

- установление объективной оценки собственных потенциальных возможностей и способностей в профессии, проектирование профессионального и карьерного развития, оценка перспективы повышения профессиональной квалификации.

Творческие способности зарождаются и функционируют параллельно общим и специальным и, не отождествляясь с интеллектом, проявляют свою неповторимую локализацию. Творчество становится самостоятельным крайне специфическим мотивом деятельности, если оно осознается и переживается как непреложная ценность, обеспечивается признанным проявлением этих ценностей в общественном мнении. Оно выступает как ведущая цель и средство достижения уровня обученности значительно превышающего заданный стандарт. Реализуя процесс обучения, преподаватель строго следует постулатам поступательного развития творческого мышления учащихся:

1. Ни в коем случае не подавлять творческую инициативу обучающегося.

2. Неотступно формировать и усиливать у обучающегося убеждённость в собственных силах.

3. Максимально длительно поощрять сформированные позитивные эмоции.

4. Стимулировать, содействовать, сопровождать самостоятельность в выборе задач, определении целей, назначении средств решений и др.

5. Развивать склонность к деловому (просчитываемому) риску.

6. Вырабатывать критическое отношение к проявлениям мотивов соглашательства (конформности).

7. Применять незатеняемую свободу фантазии и воображения.

8. Тренировать навыки поддержания чувствительности к противоречиям.

9. Чаще использовать задачи открытого типа, лишённые подсказки и не ориентирующие рассуждения к явному ответу.

10. Внедрять и поддерживать проблемные методы изыскания решений.

11. Включать в учебный процесс исследовательскую деятельность выполняемую совместную с преподавателем.

12. Обращаться в обучении к специальным эвристическим приёмам поиска решений задач различного типа.

13. Всемерное и постоянное стимулирование у обучающегося стремление предъявлять собственную точку зрения.

Выводы. Использование предложенных положений закладывается в основу конструирования методик

дополнительного профессионального обучения в приложении к учебным программам, реализуемых в профессиональных учебных заведениях. Изложенный материал нашел практическое применение при организации в ПетрГУ обучения по дополнительным программам «Изготовление карельских национальных музыкальных инструментов», «Народное судостроение», «Творчество народов Севера».

Литература:

1. Беляева, А.П. Интегративная теория и практика многоуровневого непрерывного профессионального образования / А.П. Беляева. - СПб.: Ин-т профтехобразования РАО, 2002. - 240 с.

2. Гаджиева, П.Д. Метод проектов как творческая деятельность обучаемых по праву / П.Д. Гаджиева, Х.Б. Агандалиева // Инновационная наука. - 2015. - № 4-2. - С. 97-98

3. Гайдай, С.Н. Ценностно-смысловые ориентации в современном образовании / С.Н. Гайдай // Образование и право. -2019. - №4. - С. 267-272

4. Дурнева, М.И. Творчество как способ сохранения индивидуальности / М.И. Дурнева // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2012. - № 2. - С. 270-275

5. Евдокимова, Т.Г. Теоретико-методологические основания изучения ценностных ориентаций / Т.Г. Евдокимова // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». - 2018. - № 1(11). - С. 65-75. - БОТ: 10.28995/20736401-2018-1-65-75

6. Репринцева, Г.А. Особенности ценностных ориентаций педагогов / Г.А. Репринцева // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - №3. - https://mir-nauki.com/PDF/17PSMN320.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

7. Турпетко, А.С. О феноменологическом методе в аксиологии / А.С. Турпетко // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». - 2012. -№4. - Том 24 (65). - С. 100-111

Педагогика

УДК 37.033

кандидат педагогических наук Лощилова Анна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Семикина Антонина Вадимовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУЛЬТУРНЫХ

ЛАНДШАФТОВ РОДНОГО КРАЯ

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития критического мышления обучающихся при изучении культурных ландшафтов родного края. Актуальность исследования обусловлена тенденциями развития современного образования, требованиями нормативных документов, возрастающей ролью критического мышления в быстроменяющемся, сложном информационном обществе. В статье раскрыты сущность и структура критического мышления, потенциал культурного ландшафта в его развитии. Представлена и обоснована системно-структурная модель развития критического мышления обучающихся при изучении культурных ландшафтов родного края (на примере дворянских усадеб), включающая теоретико-методологический и методический уровни. Рассмотрена сопряженность процессуального и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.