Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА'

ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовая грамотность / система среднего профессионального образования / функционально-структурная модель / legal literacy / secondary vocational education system / functional and structural model

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.Л. Родина

Правовая грамотность представляет собой качественную характеристику субъекта правоотношений, которая определяет высокий уровень осознания норм права, развития профессионально важных и личностно деловых качеств и ценностные ориентации, отражающие степень развития правовых представлений. В основе исследования лежит методология функционально-структурного моделирования к построению системы формирования правовой грамотности. Применение этой методологии к моделированию образовательных систем связано с ориентацией изучаемого процесса формирования правовой грамотности студентов медицинского колледжа на выполнение заранее определенных педагогических функций. Системный подход в исследовании предмета изучения обусловливает подробное описание структурных компонентов связей между ними, выявление оптимальных условий взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Функционально-структурный подход широко используется для анализа и синтеза образовательных систем на основе установления функций, выполняемых конкретной системой, и формирование соответствующей структуры организации образовательного процесса. Новые подходы к подготовке молодых специалистов среднего звена вызваны изменением функций профессиональной деятельности в современном мире. Отечественная производственная школа обусловливает поиски инноваций для подготовки нового поколения молодежи к трудовой деятельности в условиях проникновения цифровых технологий в различные сферы деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В.Л. Родина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A FUNCTIONAL AND STRUCTURAL MODEL OF DEVELOPMENT OF LEGAL LITERACY IN MEDICAL COLLEGE STUDENTS

Legal literacy is a qualitative characteristic of the subject of legal relations, which determines a high level of awareness of the rules of law, the development of professionally important and personally business qualities and value orientations that reflect the degree of development of legal ideas. The research is based on the methodology of functional and structural modeling for building a system for the formation of legal literacy. The application of this methodology to the modeling of educational systems is associated with the orientation of the studied process of formation of legal literacy of medical college students towards the performance of predetermined pedagogical functions. A systematic approach to the study of the subject of study determines a detailed description of the structural components and connections between them, identifying optimal conditions for the interaction of all subjects of the educational process. The functional and structural approach is widely used for the analysis and synthesis of educational systems based on establishing the functions performed by a specific system and the formation of an appropriate structure for organizing the educational process. New approaches to the training of young mid-level specialists are caused by changes in the functions of professional activity in the modern world. The national production school determines the search for innovations to prepare a new generation of youth for work in the context of the penetration of digital technologies into various fields of activity.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА»

23. Kakponimat'iskusstvo ichto delaf, chtoby v muzeene bylo skuchno. Available at: https://mondaycast.mave.digital/ep-47

24. Thomas S., Toland S.H. Imitating podcasts by providing audio content to support and enhance language learning. JALT CALL Journal. 2015: 3-17.

25. Ignatenko N.A. Podkasty angloyazychnogo radio v samostoyatel'noj rabote studentov na prodvinutom 'etape obucheniya inostrannomu yazyku. Yazyk i kultura. 2016. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/podkasty-angloyazychnogo-radio-v-samostoyatelnoy-rabote-studentov-na-prodvinutom-etape-obucheniya-inostrannomu-yazyku

26. Korochenskij A.P. Zhurnalistskaya nauka pered licom demokratizacii mediadiskursa. Sovremennye problemy zhurnalistskoj nauki: sbornik nauchnyh statej. Voronezh: Fakul'tet zhurnalistiki Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta, 2006: 14-23.

Статья поступила в редакцию 24.04.24

УДК 37.13

Rodina V.L., senior lecturer, Moscow Regional Medical College No. 1 (Moscow, Russia), E-mail: rodinavl@bk.ru

A FUNCTIONAL AND STRUCTURAL MODEL OF DEVELOPMENT OF LEGAL LITERACY IN MEDICAL COLLEGE STUDENTS. Legal literacy is a qualitative characteristic of the subject of legal relations, which determines a high level of awareness of the rules of law, the development of professionally important and personally business qualities and value orientations that reflect the degree of development of legal ideas. The research is based on the methodology of functional and structural modeling for building a system for the formation of legal literacy. The application of this methodology to the modeling of educational systems is associated with the orientation of the studied process of formation of legal literacy of medical college students towards the performance of predetermined pedagogical functions. A systematic approach to the study of the subject of study determines a detailed description of the structural components and connections between them, identifying optimal conditions for the interaction of all subjects of the educational process. The functional and structural approach is widely used for the analysis and synthesis of educational systems based on establishing the functions performed by a specific system and the formation of an appropriate structure for organizing the educational process. New approaches to the training of young mid-level specialists are caused by changes in the functions of professional activity in the modern world. The national production school determines the search for innovations to prepare a new generation of youth for work in the context of the penetration of digital technologies into various fields of activity.

Key words: legal literacy, secondary vocational education system, functional and structural model

В.Л. Родина, преп., ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж № 1», г. Москва, E-mail: rodinavl@bk.ru

ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

Правовая грамотность представляет собой качественную характеристику субъекта правоотношений, которая определяет высокий уровень осознания норм права, развития профессионально важных и личностно деловых качеств и ценностные ориентации, отражающие степень развития правовых представлений. В основе исследования лежит методология функционально-структурного моделирования к построению системы формирования правовой грамотности. Применение этой методологии к моделированию образовательных систем связано с ориентацией изучаемого процесса формирования правовой грамотности студентов медицинского колледжа на выполнение заранее определенных педагогических функций. Системный подход в исследовании предмета изучения обусловливает подробное описание структурных компонентов связей между ними, выявление оптимальных условий взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Функционально-структурный подход широко используется для анализа и синтеза образовательных систем на основе установления функций, выполняемых конкретной системой, и формирование соответствующей структуры организации образовательного процесса. Новые подходы к подготовке молодых специалистов среднего звена вызваны изменением функций профессиональной деятельности в современном мире. Отечественная производственная школа обусловливает поиски инноваций для подготовки нового поколения молодежи к трудовой деятельности в условиях проникновения цифровых технологий в различные сферы деятельности.

Ключевые слова: правовая грамотность, система среднего профессионального образования, функционально-структурная модель

Новые подходы к подготовке молодых специалистов среднего звена вызваны изменением функций профессиональной деятельности в современном мире. Отечественная производственная школа обусловливает поиск инноваций для подготовки нового поколения молодежи к трудовой деятельности в условиях проникновения цифровых технологий в различные сферы деятельности. Поэтому подготовка молодых специалистов среднего звена в настоящее время является актуальной проблемой, в которой большое внимание уделяется формированию правовой грамотности студентов в системе среднего профессионального образования.

Грамотность - фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека. Правовая грамотность включает определенный уровень правовых знаний, владение правовыми представлениями общественной и профессиональной деятельности, обладание правовым и гражданским сознанием, ориентацией на ценности норм и права, отражающие развитие общества и государства.

Таким образом, в структуре правовой грамотности студентов колледжа можно выделить знаниевый компонент (знание правовых основ общества, государства и профессиональной направленности деятельности субъекта правовых отношений); гражданское и нравственное сознание; ценностные ориентации, отражающие степень развития правовых представлений [1].

Основы профессионально-правовой компетентности будущих специалистов рассматривалась в работах С.А. Беличевой, Г.Я. Буша, А.А. Вербицкого, В.А. Лукова, Н.Н. Нечаевой, В.А. Смирнова и др.; вопросы правового воспитания курсантов военных институтов представлены в трудах А.В. Ракитского (2019), РВ. Смирнова (2019); правовая культура стала объектом исследования в работах А.Ж. Айменова (2023), М.Г Даудова (2017) и др.; правовая компетентность студентов медицинских вузов изучалась в исследованиях А.Г Князевой (2017), А.Ю. Мозариной (2013), М.А. Соболевой (2013) [2] и др.; некоторые аспекты правового воспитания студенческой молодёжи в образовательном процессе организаций СПО представлены в работе Е.И. Павловой (2020).

Очевидно, что вопросам формирования правовой грамотности студентов СПО до сих пор уделялось недостаточно внимания. На основании анализа научной литературы по теме исследования и педагогического наблюдения за образовательным процессом было выявлено противоречие между необходимостью

концептуального обоснования и построения модели формирования правовой грамотности студентов медицинского колледжа в цифровой образовательной среде и недостаточной разработанностью методологических основ, психолого-педагогических и организационных условий его эффективности.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить функционально-структурную модель формирования правовой грамотности студентов медицинского колледжа в условиях цифровой трансформации образования.

Объект исследования - правовая подготовка студентов медицинского колледжа.

Предмет исследования - формирование правовой грамотности студентов медицинского колледжа в цифровой образовательной среде.

Для достижения цели в соответствии с объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

- раскрыть сущность и содержание понятия «правовая грамотность» специалиста среднего звена с учетом особенностей профессиональной подготовки студентов медицинского колледжа;

- определить функции и структуру модели формирования правовой грамотности студентов медицинского колледжа.

Для проведения исследования применялся метод моделирования, который является базой для анализа эмпирических и теоретических данных. Понятие «модель» является многозначным и широко используемым в различных областях науки. В самом широком смысле модель является образцом, идеальным описанием некоторого объекта или системы объектов. Одной из основных функций модели является не только изучение и анализ различных исследуемых явлений (объектов), но и прогнозирование их развития [3].

Научная новизна исследования состоит в том, что разработана функционально-структурная модель формирования правовой грамотности студентов медицинского колледжа, выявлены педагогические условия формирования правовой грамотности студентов колледжей медицинских направлений в цифровой образовательной среде, направленные на оптимизацию учебного процесса.

В основе исследования лежит методология функционально-структурного моделирования к построению системы формирования правовой грамотности

Структурно-функциональна» модель формировании правовой грамотности студентов медицинскою колледжа в цифровой образовательной среде

Методологический блок: системный подход, субъсктно-дсятспьностный подход, контекстный подход

Целевой блок: цели, задачи и функции

ЦЕЛЬ: повышение правовой грамотности студентов медицинского колледжа

ЗАДАЧИ: сформировать правовые знания о личностных ресурсах профессиональной деятельности; практические навыки правовой грамотности; подготовить студентов медицинского колледжа к выстраиванию и реализации индивидуальной образовательной траектории освоение правовой грамотности.

ФУНКЦИИ

Познавательно-когнитивная: изучение, освоение накопление знаний Ценностно-нормативная: воспитание поведения субъектов права, ценностных правовых ориентации Регулятивная: осмысление правовых знаний и их ценности, усвоение достижений отечественного и зарубежного права Ком .чу к и кати в ная : обеспечение общения в правовой и профессиональной сфере Прогностическая: охватывает правотворчество и реализацию права, обеспечение правового поведения Интсгративная адаптация правовых знаний в социальной и профессиональной сферах

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК: контекстное содержание правовых знаний, структура правовой медицинской деятельности

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ БЛОК:

этапы формирования, методическое обеспечение, практическое применение правовых знаний

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ

БЛОК: уровни, критерии и показатели правовой грамотности (диагностичес ки й инструментарий)

РЕЗУЛЬТАТ:

повышение правовой грамотности студентов

КОРРЕКЦИЯ:

Рис. 1. Структурно-функциональная модель формирования правовой подготовки студентов медицинского колледжа

вцифровойобразовательнойсреде

(рис. 1).Применениеэтой методологиик моделированиюобразовательных систем связано с ориентацией изучаемого процесса формирования правовой грамотности студентов медицинского колледжа на выполнение заранее определенных педагогических функций. В связи с тем, что образовательная среда СПО представлена взаимосвязанными и взаимообусловливающими системами профейдэднвлэнойи цифрдэдлиредами ойуиения,р основу исылрдевыниз фоэи мирования правовой грамотности положен системный метод, одним из методов кмтерогеявл яетсяфеикииенальлыдподход.Факой пвдхмд виреледева нии где мета изучения обусловливает подробное описание структурных компонентов и сдязвВмФЗДУ нимы.втрвлендеопэилальыыф здлввий взаимидеЭcэврявдаx субъектов образовательного процесса. Функционально-структурный подход используется, когда нет однозначного соответствия между элементами системы. Изэфогосде^ет.йто нeoоxддrдднaдизcтрйклyфйыx компонендовсдсземы ф определение связи между структурой и функциями образовательной системы фодмиэовения правовоЫгреморнвстэ оеудентов СЫЮмлдиринской лаплавлер-ности подготовки.

Крсндиным Фурыырядыиртвмы фо|ймиравонфзлрввдвой гртыотрослисэуг дентов колледжей медицинской направленности подготовки относятся познава-эeдьйд-вpгририлнйэ;рвгэлотивнФпрaвлвия;вeннopтнp-нppмативная; коммуникативная; интеграционная; прогностическая. На основе анализа исследований о правовом воспитании, формировании правовой культуры и компетентности выделим особенности формирования правовой грамотности студентов СПО и раскроем сущность ее основных функций [4; 5].

Познавательно-когнитивная функция - это изучение, освоение и накопление правовых знаний, развитие способностей для понимания, запоминания и использования правовых знаний. Данная функция определяет направление

подготовки студентов СПО к жизни в гражданском обществе, обеспечивая формирование гражданской позиции как в правовом государстве, так и в профессиональной деятельности. Процесс познания осуществляется на принципах субъектно-деятельностного подхода к обучению и направлен на формирование активной жизненной позиции, необходимой как в профессиональной, так и в коммуникативной деятельности.

Ценностно-нормативная функция процесса формирования правовой грамотности направлена на воспитание правового сознания, поведения студента в обществе и в семье. Закрепляет знания о законности, правопорядке и законодательстве, обеспечивает усвоение ценностных ориентаций в обществе. Поведение студента позволяет оценить проявление норм права через поступки и их отношение к правомерным или неправомерным действиям в обществе.

Назначение регулятивной функции процесса формирования правовой грамотности заключается в осмыслении социальных и духовных правовых ценностей. Средствами регулирования могут быть как запреты, так и предписания. Правовые ценности и юридические идеалы вносят упорядоченность в обще-ственныеотношения.

Коммуникативная функция способствует личностному и групповому взаимодействию в правовой сфере. Реализуется через применение диалоговых методов в процессе обучения в СПО. Важными моментами в общении являются логические рассуждения, аргументация и доказательство в оценке правовых знаний и убеждений.

Прогностическая функция заключается в предвидении дальнейшего развития правовых отношений как личностного характера, так и корпоративных отношений в будущей профессиональной деятельности. Направлена на анализ действующей ситуации, а значит и возможности в будущем избегать правонару-

шений, что обеспечивает оптимальный выбор приемов и средств в достижении поставленных правовых целей.

Интегративная функция процесса формирования правовой грамотности студентов СПО обеспечивает адаптацию правовых знаний студентов к профессиональной образовательной среде. Данная функция обеспечивает интеграцию студентов в правовое поле общества как внешней среды обучения. В этой связи назначение этой функции в формировании устойчивых правовых отношений и социального опыта по совместному групповому взаимодействию как в обществе в целом, так и профессиональных сообществах.

В рамках нашего исследования для описания процесса формирования правовой грамотности студентов медицинского колледжа в цифровой образовательной среде мы разработали структуру модели, состоящую из следующих блоков:

- методологический блок: представлены педагогические подходы и принципы, способствующие формированию правовой грамотности студентов медицинского колледжа;

- целевой блок: описаны цель, задачи, функции формирования правовой грамотности студентов колледжа медицинской направленности подготовки;

- содержательный блок: определяет обоснование роли правовой грамотности к их будущей профессиональной деятельности;

- процессуальный блок: представлены формы, средства и методы обучения, направленные на формирование правовой грамотности студентов медицинского колледжа во взаимодействии с цифровой образовательной средой;

- результативно-оценочный блок: описывает уровни и критерии определения правовой грамотности студентов медицинского колледжа.

Методологический блок. Формирование правовой грамотности студентов основывается на применении нескольких подходов к обучению: системного, субъектно-деятельностного и контекстного.

Целевой блок модели. Целью создания модели правовой подготовки студентов медицинского колледжа в цифровой образовательной среде является повышение общего уровня правовой грамотности студентов медицинского колледжа.

Для достижения поставленной цели нам следует решить следующие задачи:

- сформировать у студентов медицинского колледжа правовые знания о личностных ресурсах профессиональной деятельности во взаимодействии с цифровой образовательной средой;

- сформировать у студентов медицинского колледжа практические навыки правовой подготовки во взаимодействии с цифровой образовательной средой;

- подготовить студентов медицинского колледжа к выстраиванию и реализации индивидуальной образовательной траектории освоения правовой грамотности.

Содержательный блок включает «содержание знаний и структуры правовой медицинской деятельности; основных функций медицинского работника; различных подходов к оценке эффективности результатов правовой медицинской деятельности; причин и характера трудовых споров, возникающих в экономической сфере» [6]. Вместе с тем содержательный компонент представляет не только теоретические знания законов и правил, но и применение этих знаний в практической деятельности, что проявляется в отношениях студентов к происходящим событиям как в обучении, так и в государстве. «Развитие когнитивного компонента правовой грамотности у студентов системы среднего профессионального образования медицинских направлений также способствует повышению самооценки, коррекции представлений человека о самом себе» [6].

Процессуальный блок модели. Для достижения поставленной цели нами были сформулированы три основные задачи. Представленные задачи отображают три этапа формирования правовой подготовки студентов медицинского колледжа в цифровой образовательной среде.

Первый этап - этап самопознания. Как следует из названия первого этапа, его целью является оказание психолого-педагогической помощи студентам в познании себя, своих способностей, возможностей и интересов, выявлении индивидуальных познавательных потребностей, формировании субъектности.

Форма обучения на первом этапе: практические занятия, включающие в себя проведения онлайн-тестирования, групповые психологические тренинги.

Методы педагогической деятельности на первом этапе: метод информационного ресурса, включающий в себя прохождение онлайн-тестирования и создание собственного информационного ресурса (цифровой дневник правовой подготовки); метод сетевого общения, организованного педагогом в социальных сетях, беседа, дискуссионный метод, тренинговый метод.

Второй этап - формирование правовой грамотности. Как нами отмечалось ранее, процесс правовой подготовки включает в себя следующие компоненты:

Библиографический список

целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, коррекция и волевые усилия. Для того чтобы повысить общий уровень правовой подготовки, следует комплексно подойти к данному вопросу и создать условия для развития и совершенствования для каждого из указанных компонентов.

Форма обучения: участие в групповых занятиях, которые происходят в виде игры или тренинга; участие в группах для реализации социально значимого проекта в социальных сетях.

Методы педагогической деятельности: метод проектов, исследовательский метод, игровой метод, дискуссионный метод.

Третий этап - составление и реализация индивидуального плана подготовки к экзаменам. Устойчивое закрепление любого навыка возможно в том случае, если он используется осознанно и целенаправленно. Навыки правовой грамотности являются важными в любой сфере деятельности человека. Обучающимся, помимо теоретических сведений о способах правовой подготовки, следует продемонстрировать важность их на практике. Одним из способов практического применения правовой грамотности студентов является составление и реализация индивидуального плана подготовки к экзаменам за курс дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» в медицинском колледже [7].

Методы педагогической деятельности на третьем этапе: проблемного обучения, взаимодействия с цифровыми образовательными ресурсами, самоконтроля.

Формы обучения: групповые и индивидуальные консультации обучающихся, в том числе при помощи социальных сетей и мессенджеров.

Результативно-оценочный блок модели описывает критерии правовой подготовки студентов. Нами были выделены критерии и уровни сформированности правовой подготовки студентов медицинского колледжа. Основными критериями сформированности правовой подготовки студентов медицинского колледжа являются познавательная мотивация и общий уровень правовой подготовки, который отражает сформированность основных компонентов правовой подготовки студентов медицинского колледжа в цифровой образовательной среде. Для каждого критерия мы выделили три уровня сформированности: низкий, средний и высокий.

Предполагаемый результат выполненной работы - повышение общего уровня правовой грамотности студентов.

Функционально-структурная модель процесса формирования правовой грамотности студентов вносит определенный теоретический вклад в педагогическую науку, так как представляет целостную систему обучения студентов СПО и нацелена на повышение качества подготовки студентов, способствует их личностному и профессиональному росту. Теоретическое обоснование базируется на субъектно-деятельностном подходе, где студент СПО является не объектом обучения, а непосредственно представляется активным участником образовательного процесса. Системный подход обеспечивает целостность учебного процесса, изменение любого компонента системы влияет на взаимодействие компонентов, на выбор форм, методов, средств обучения. Одним из составляющих компонентов этой системы является образовательная среда, которая трансформируется в современных условиях цифровизации общества. Открытость образовательной среды, нелинейность процессов, в ней происходящих, неопределённость и непредсказуемость развития технических средств - всё это определяет применение синергетического подхода, который объясняет самоорганизацию сложных систем. Практическая ценность исследования формирования правовой грамотности студентов СПО является построение модели на основе контекстного подхода. Система правовых знаний, их практическое применение интегрируется с профессиональным содержанием, в данном случае медицинской направленности, которые соприкасаются с медицинской этикой, здоровьесберегающими технологиями и медицинским правом. Результаты данного исследования находят своё применение в решении проблемы формирования и развития правовой грамотности студентов медицинского колледжа в условиях цифровизации образования.

Правовая грамотность является фундаментом формирования правового сознания для студентов средних специальных учебных учреждений в силу возрастных особенностей обучающихся. Сила правового сознания даёт возможность развивать правовую культуру, что, в свою очередь, способствует формированию правовой компетентности, связанной с будущей профессиональной деятельностью. Предлагаемая нами модель формирования правовой грамотности студентов медицинского колледжа в цифровой образовательной среде представляет поэтапную работу педагога и студента, направленную на повышение общего уровня правовой подготовки и овладение навыками правовой грамотности за счет активизации познавательной деятельности обучающихся.

1. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. Москва: НМЦ СПО, 1999.

2. Соболева М.А. Формирование правовой компетенции студентов медицинского института: на примере специальности 060101 Лечебное дело. Диссертации ... кандидата педагогических наук. Орел, 2013.

3. Котомина О.В. Функциональная модель влияния системы высшего образования на устойчивое развитие региона. Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2021; № 3: 241-256.

4. Родина В.Л. Формирование правовой культуры студентов медицинского колледжа: методический аспект. Мир Науки, культуры, образования. 2021; № 4 (88): 159-161.

5. Образцов П.И., Образцов И.П. Теоретические аспекты формирования профессионально ориентированной правовой компетентности курсантов ведомственной образовательной организации. Ученыезаписки Ор- Scientific Cooperation Center "Interactive plus" 7. Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0). 2023; № 1: 304-309.

6. Родина В.Л. Правовая культура студентов медицинских направлений в открытой образовательной среде. О некоторых вопросах и проблемах психологии и педагогики: сборник научных трудов по итогам VIII Международная научно-практическая конференция. Красноярск: ИЦРОН, 2021: 34-36.

7. Родина В.Л. Правовая компетентность как педагогическая категория: историко-теоретический аспект. Проблемы современного педагогического образоеания.2019; № 62-4: 179-182.

References

1. Professional'noe obrazovanie. Slovar'. Klyuchevye ponyatiya, terminy, aktual'naya leksika. Moskva: NMC SPO, 1999.

2. Soboleva M.A. Formirovanie pravovoj kompetencii studentov medicinskogo instituta: na primere special'nosti 060101 Lechebnoe delo. Dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Orel, 2013.

3. Kotomina O.V. Funkcional'naya model' vliyaniya sistemy vysshego obrazovaniya na ustojchivoe razvitie regiona. Vestnik PNIPU. Social'no-'ekonomicheskie nauki. 2021; № 3: 241-256.

4. Rodina V.L. Formirovanie pravovoj kul'tury studentov medicinskogo kolledzha: metodicheskij aspekt. Mir Nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 4 (88): 159-161.

5. Obrazcov P.I., Obrazcov I.P. Teoreticheskie aspekty formirovaniya professional'no orientirovannoj pravovoj kompetentnosti kursantov vedomstvennoj obrazovatel'noj organizacii. Uchenyezapiski Or- Scientific Cooperation Center "Interactive plus" 7. Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0). 2023; № 1: 304-309.

6. Rodina V.L. Pravovaya kul'tura studentov medicinskih napravlenij v otkrytoj obrazovatel'noj srede. O nekotoryh voprosah i problemah psihologii ipedagogiki: sbornik nauchnyh trudov po itogam VIII Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya. Krasnoyarsk: ICRON, 2021: 34-36.

7. Rodina V.L. Pravovaya kompetentnost' kak pedagogicheskaya kategoriya: istoriko-teoreticheskij aspekt. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya.2019; № 62-4: 179-182.

Статья поступила в редакцию 14.05.24

УДК 372.881.111.22

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Stepina S.D., senior teacher, Yugra State University (Khanty-Mansiysk, Russia), E-mail: Sstepina22@gmail.com

Miryugina N.A., senior teacher, Yugra State University (Khanty-Mansiysk, Russia), E-mail: natalia19782002@mail.ru

Alrahhal Radwan, senior lecturer, Cand. of Sciences (Philosophy), Yugra State University (Khanty-Mansiysk, Russia), E-mail: radikrad872@gmail.com

ENGLISH LOAN WORDS AS LEXICAL BASE UNITS FOR TEACHING SECOND FOREIGN LANGUAGE (ON EXEMPLES IN GERMAN AND ARABIC). The article is dedicated to the research on the issue of whether the knowledge of the English language can help studying the second foreign language at the lexical level. The article contains generalized information on English loan words in Russian, German and Arabic languages. Special attention is given to the use of English loan words in different areas of human activities. The authors of the article study experience that students getting bachelor's degree in linguistics get while learning vocabulary of the second foreign language (German and Arabic). Students know English loan words and use them in their speech. The researchers conclude that the learners of the second foreign language have already got English loan words as their potential vocabulary when they start learning the second foreign language. In the result of the survey the authors suggest to use English loan words as lexical base units in order to form receptive and productive language skills.

Key words: English loan word, second foreign language, German language, Arabic language, loan word, basic unit of speech, target language, receptive language skills, productive language skills

СД. Степина, ст. преп., Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, E-mail: Sstepina22@gmail.com

Н.А. Мирюгина, ст. преп., Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, E-mail: natalia19782002@mail.ru

Альраххаль Радуан, доц., Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, E-mail: r_alrahhal@ugrasu.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНГЛИЦИЗМОВ В КАЧЕСТВЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ ОПОР ПРИ ОБУЧЕНИИ ВТОРОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (НА МАТЕРИАЛАХ НЕМЕЦКОГО И АРАБСКОГО ЯЗЫКОВ)

Данная статья посвящена исследованию вопроса о том, может ли знание английского языка как первого иностранного помочь в изучении второго на лексическом уровне. В статье обобщен материал по лексическим заимствованиям из английского языка в русский, немецкий, а также арабский языки. Особое внимание уделено использованию англицизмов в разных сферах деятельности человека. Авторами проведено исследование опыта студентов-бакалавров направления «Лингвистика» в изучении лексического материала второго иностранного языка (арабский и немецкий языки), а также их осведомленности о понятиях «англицизм», «иноязычное заимствование» и умения использовать их в речи. Авторы приходят к выводу что лексику заимствованную из английского языка обучающиеся уже имеют в потенциальном лексическом запасе, находясь на начальном этапе изучения второго иностранного языка. В качестве результатов исследования для эффективного перевода такой лексики в активный словарный запас предложены методические рекомендации по использованию англицизмов как лексических опор для формирования рецептивных и продуктивных языковых навыков.

Ключевые слова: англицизм, второй иностранный язык, немецкий язык, арабский язык, иноязычное заимствование, речевая опора, язык-рецептор, рецептивные языковые навыки, продуктивные языковые навыки

Умение говорить бегло на двух иностранных языках вместо одного создает множество профессиональных возможностей в современной рабочей среде и становится все больше желающих получить такой навык, уже имея опыт изучения английского как глобального языка мирового сообщества. Изучая иностранный язык, мы получаем не только профессиональную пользу, но и учимся взаимодействовать с людьми разных культур. Когда человек овладевает навыком общения на первом иностранном языке, ему становится легче изучать второй иностранный язык, имея уже подобный опыт.

Актуальность работы состоит в том, что, по нашему мнению, при обучении второму иностранному языку педагогам можно и даже необходимо учитывать тот факт, что обучающиеся уже имеют опыт изучения иностранного языка. Этот опыт должен быть преимуществом в работе с такой аудиторией, которую в настоящее время представляют не только студенты направления «Лингвистика», но и многие желающие расширить свои возможности общения на иностранных языках, имеющие личную или профессиональную заинтересованность.

Актуальность работы непосредственно связана с её практической значимостью, которая заключается в возможности использовать полученные результаты работы в преподавании второго иностранного языка, в разработке методических пособий для изучающих ВИЯ.

Теоретическая значимость работы видится в пополнении знаний об использовании англицизмов в современных иностранных языках, актуальных для

нашего времени, что позволяет в дальнейшем применить полученные знания в области преподавания.

Целью искомой работы является изучение способов использования англицизмов в качестве лексических опор, позволяющих эффективно выстроить и спланировать начальный этап обучения второму иностранному языку. Объектом работы является лингвистический материал (тексты, лексические группы) английского, немецкого и арабского языков, а также материалы опроса студентов на заданную тему.

Для достижения вышеуказанной цели основными задачами являются: 1) определение наличия и сферы употребления заимствованных слов в языке-реципиенте (немецкий и арабский языки), 2) выявление роли англицизмов в формировании потенциального словаря обучаемого, 3) изучение степени осведомленности обучающихся о понятиях «англицизм», «иноязычное заимствование», 4) обоснование использования англицизмов как лексических опор при обучении пониманию иноязычного текста и построению собственного высказывания, 5) формулирование методических рекомендаций по работе с лексикой при обучении ВИЯ на основе исследованного материала.

Англицизмы, как иноязычные заимствования, являются объектом многочисленных исследований лингвистов разных стран уже долгое время. Научная новизна нашей работы заключается в том, что мы предпринимаем попытку извлечь пользу из наличия в современных языках мира большого количества англициз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.