Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ НЕОБХОДИМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА'

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ НЕОБХОДИМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
652
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
функциональная грамотность / компетенции / педагогическая деятельность / методика обучения / высшее профессиональное образование / functional literacy / competence / pedagogical activity / teaching methodology / higher professional education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Э.Ф. Насырова, Л.В. Петрова

В статье рассматриваются сущностные характеристики функциональной грамотности, ее составляющие, уровни развития и пути формирования. Определена структура функциональной грамотности и выделены компоненты необходимых компетенций, которые будут способствовать повышению уровня функциональной грамотности. Обоснована актуальность данного вопроса на сегодняшний день на основе изучения официальных документов Российской Федерации. Представлено описание структурно-функциональной модели развития функциональной грамотности педагогов в условиях системы повышения квалификации. Рассмотрены уровни формирования функциональной грамотности и условия работы по ее развитию. Выделена научная новизна исследования и определена практическая значимость. Результаты исследования могут стать основой для совершенствования процесса при формировании функциональной грамотности педагогов. Результаты эксперимента предполагают определение эффективности внедрения в систему высшего образования модели развития функциональной грамотности будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Э.Ф. Насырова, Л.В. Петрова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL LITERACY AS ONE OF THE NECESSARY COMPETENCIES OF A TEACHER

The article examines the essential characteristics of functional literacy, its components, levels of development and ways of formation. The structure of functional literacy is defined and components of necessary competences, which will promote the increase of level of functional literacy, are allocated. Relevance of this issue at the present time on the basis of studying official documents of the Russian Federation is grounded. The structural and functional model for the development of functional literacy of teachers in conditions of the professional development system is described. Levels of functional literacy formation and conditions of work on its development are considered. Scientific novelty of the study is highlighted and the practical significance is defined. The results of the study can become the basis for improving the process in the formation of functional literacy of teachers. The results of the experiment involve determining the effectiveness of the implementation in higher education of a model for the development of functional literacy of future teachers.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ НЕОБХОДИМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА»

5. Лопатина К.Е., Беленкова И.В. Использование элементов дистанционного обучения при изучении математики в школе. Молодой ученый. 2017; № 22: 179-182.

6. Никуличева Н.В. Подготовка преподавателя для работы в системе дистанционного обучения. Москва: ФИРО, 2016.

7. Суртаева Н.Н., Кривых С.В. Методологические подходы к анализу и описанию инновационного пространства непрерывного педагогического образования: методические рекомендации. Санкт-Петербург: Экспресс, 2015.

References

1. Allen M. E-learning: kak sdelat' 'elektronnoe obuchenie ponyatnym, kachestvennym i dostupnym. Perevod s anglijskogo I. Okun'kovoj. Moskva: Al'pina Pablisher, 2017.

2. Andreeva N.V., Rozhdestvenskaya L.V., Yarmahov B.B. Shag shkoly v smeshannoe obuchenie. Moskva: Otkrytaya shkola, 2016.

3. Blinova T.L., Podchinenov I.E. Pedagogicheskie tehnologii: tendencii i perspektivy. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2017; № 6: 182-188.

4. Brickaya E.O. Metodicheskoe soprovozhdenie professional'noj deyatel'nosti pedagogov v distancionnom obuchenii shkol'nikov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Omsk, 2016.

5. Lopatina K.E., Belenkova I.V. Ispol'zovanie 'elementov distancionnogo obucheniya pri izuchenii matematiki v shkole. Molodojuchenyj. 2017; № 22: 179-182.

6. Nikulicheva N.V. Podgotovka prepodavatelya dlya raboty v sisteme distancionnogo obucheniya. Moskva: FIRO, 2016.

7. Surtaeva N.N., Krivyh S.V. Metodologicheskie podhody k analizu i opisaniyu innovacionnogo prostranstva nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya: metodicheskie rekomendacii. Sankt-Peterburg: 'Ekspress, 2015.

Статья поступила в редакцию 31.01.23

УДК 378

Nasyrova E.F., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Surgut State University, (Surgut, Russia), E-mail: elm.n@mail.ru

Petrova L.V., postgraduate, Surgut State University, (Surgut, Russia), E-mail: kosyuk-l@mail.ru

FUNCTIONAL LITERACY AS ONE OF THE NECESSARY COMPETENCIES OF A TEACHER. The article examines the essential characteristics of functional literacy, its components, levels of development and ways of formation. The structure of functional literacy is defined and components of necessary competences, which will promote the increase of level of functional literacy, are allocated. Relevance of this issue at the present time on the basis of studying official documents of the Russian Federation is grounded. The structural and functional model for the development of functional literacy of teachers in conditions of the professional development system is described. Levels of functional literacy formation and conditions of work on its development are considered. Scientific novelty of the study is highlighted and the practical significance is defined. The results of the study can become the basis for improving the process in the formation of functional literacy of teachers. The results of the experiment involve determining the effectiveness of the implementation in higher education of a model for the development of functional literacy of future teachers.

Key words: functional literacy, competence, pedagogical activity, teaching methodology, higher professional education.

Э.Ф. Насырова, д-р пед. наук, проф., Сургутский государственный университет, г. Сургут, E-mail: elm.n@mail.ru

Л.В. Петрова, аспирант, Сургутский государственный университет, г. Сургут, E-mail: kosyuk-l@mail.ru

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

КАК ОДНА ИЗ НЕОБХОДИМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА

В статье рассматриваются сущностные характеристики функциональной грамотности, ее составляющие, уровни развития и пути формирования. Определена структура функциональной грамотности и выделены компоненты необходимых компетенций, которые будут способствовать повышению уровня функциональной грамотности. Обоснована актуальность данного вопроса на сегодняшний день на основе изучения официальных документов Российской Федерации. Представлено описание структурно-функциональной модели развития функциональной грамотности педагогов в условиях системы повышения квалификации. Рассмотрены уровни формирования функциональной грамотности и условия работы по ее развитию. Выделена научная новизна исследования и определена практическая значимость. Результаты исследования могут стать основой для совершенствования процесса при формировании функциональной грамотности педагогов. Результаты эксперимента предполагают определение эффективности внедрения в систему высшего образования модели развития функциональной грамотности будущих педагогов.

Ключевые слова: функциональная грамотность, компетенции, педагогическая деятельность, методика обучения, высшее профессиональное образование.

Актуальность исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день мы видим тенденции, которые требуют повышения уровня профессионализма будущих специалистов на рынке труда. Современное общество предъявляет к выпускнику ряд требований, которые должны быть реализованы во время обучения в высшей школе. Например, набор определенных компетенций, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». В современных условиях массового информационного общества проявляются тенденции, когда к личности человека предъявляются требования соответствия такому социокультурному развитию, которое подразумевает наличие компетенции необходимых и перспективных видов мыслительной деятельности. Одной из профессиональных сфер, где такие требования предъявляются в первоочередном порядке, является педагогическая деятельность, специалисты которой осуществляют ее в технологически развитой среде при повсеместном внедрении компьютерных технологий и основанных на них методиках образовательного процесса.

Это предполагает, что педагогический работник помимо предметной компетенции должен быть наделен развитыми интеллектуальными навыками различной мыслительной деятельности, с помощью которых выполняет условия эффективного преподавания и подготовки обучающихся к продуктивной жизнедеятельности. ФГОС ВО++ одной из задач выдвигает формирование функциональной грамотности будущих педагогов, так как в международных стандартах данная категория выступает центральным понятием.

Как уже было отмечено, требования, которые предъявляются к специалистам педагогической сферы, являются более серьезными, так как эта сфера предполагает безопасное и комфортное взаимодействие с обучающимися не только в учебных, но и жизненных ситуациях. Это обусловливает необходимость формирования у будущих педагогов таких компетенций, которые будут составлять основу функциональной грамотности. Следовательно, мы видим необходи-

мость в создании такой образовательной среды для будущих педагогов, которая будет способствовать развитию функциональной грамотности при помощи моделирования различных жизненных ситуаций, требующих активизации мыслительной деятельности [1, с. 27].

Если обратиться к научной и методической литературе, то можно отметить, что уже существует ряд работ, посвященных развитию функциональной грамотности будущих педагогов в условиях системы высшего образования.

Цель нашего исследования - выявить, теоретически обосновать и апробировать структурно-функциональную модель развития функциональной грамотности педагогов общеобразовательных учреждений в процессе организации курсов повышения квалификации.

Задачи исследования заключаются в следующем:

1. Раскрыть особенности процесса развития функциональной грамотности педагогов общеобразовательных организаций, теоретически обосновать необходимость развития данной компетенции, а также раскрыть основные понятия научно-исследовательской работы.

2. Разработать и научно обосновать структурно-функциональную модель профессиональной подготовки педагогов к развитию функциональной грамотности.

3. Осуществить педагогический эксперимент по оценке эффективности реализации структурно-функциональной модели развития функциональной грамотности педагогов общеобразовательных учреждений в системе повышения квалификации.

Научная новизна заключается в том, что будет теоретически обоснована и апробирована структурно-функциональная модель процесса развития функциональной грамотности педагогов общеобразовательных учреждений в системе повышения квалификации.

Практическая значимость работы заключается в том, что есть возможность практического применения в системе высшего образования полученных материалов исследования, а также данная работа будет способствовать разработке дальнейших учебно-методических пособий, посвященных формированию функциональной грамотности.

При всем многообразии различных определений и сфер применения центральным понятием выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется как «функциональная». Успешное практическое применение основных функциональных компетенций достигается путем интеграции различных уровней образования в многоплановую человеческую деятельность. В данном понимании функциональная грамотность личности становится социально-культурным феноменом, обеспечивающим функционирование человека в различных жизненных ситуациях, которые касаются всех сфер жизни (политической и экономической, социальной и культурной).

Рассмотрим возникновение понятия «функциональная грамотность» в научной среде. Отметим, что его появление впервые было на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране, который проходил в 1965 году. Изначально данный термин был в неразрывной взаимосвязи с термином «грамотность», который ввел Цицерон. Грамотность была относительной категорией, которая определяла уровень образованности человека, где просто «грамотный» - это человек с низким уровнем выполнения деятельности, а «высокограмотный» - с высоким уровнем выполнения деятельности [2, с. 63]. Отметим, что изначально уровень грамотности определялся только умениями читать и писать, можем предположить, что это считалось начальным уровнем грамотности, а чтение серьезной литературы и написание научных текстов относилось к высокому уровню грамотности.

Рассмотрим трактовку термина «функциональная грамотность» в исследовании известных ученых данной области. Так, в работах В.В. Мацкевич и С.А. Крупник, которые представлены во Всемирной энциклопедии, под функциональной грамотностью понимается способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней [3].

Одним из фундаментальных исследований в области развития функциональной грамотности стали труды А.А. Леонтьева, который определял функциональную грамотность как способность практического применения накопленных знаний, умений и навыков при решении жизненных задач в совершенно различных сферах жизни [4, с. 56].

Разделяют элементарную и функциональную грамотности, которые отличаются уровнем практических умений и знаний человека. Так, элементарная грамотность предполагает минимальный набор умений и знаний, которыми должен обладать человек. К ним относятся умения читать и писать, составлять рассказы на заданную тему, решать примеры простейшего (начального) уровня, осуществлять мыслительную деятельность, а функциональная грамотность предполагает более широкий набор знаний и умений, которые необходимы человеку для взаимодействия в культурной среде. Грамотность выступает необходимым качеством человека, которое способствует адекватному нахождению в обществе и взаимодействию с другими людьми. Если грамотность необходима человеку непрерывно, то функциональная грамотность и ее проявление необходимы в определенных ситуациях. Другими словами, демонстрация и проявление функциональной грамотности зависят от определенных ситуаций и обстоятельств, в которых оказывается личность [5, с. 56].

Еще одну сторону функциональной грамотности раскрывают С.Г Вершлов-ский и М.Д. Матюшкина. По их мнению, обладатель функциональной грамотности может в совершенстве решать жизненные задачи и ситуации, относящиеся ко всем сферам жизни, на основе прикладных знаний [6, с. 19].

Функциональная грамотность выступает необходимой компетенцией педагога - об этом свидетельствуют документы, которые были утверждены указом Президента РФ. Первый документ - госпрограмма РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Развитие образования» (2018-2025 годы), в которой указано, что России необходимо сохранить свое место в международном исследовании качества чтения и понимания текста, а также качества математического и естественно-научного образования. Второй документ - Указ Президента РФ от 07.05.2018 г № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», свидетельствующий о необходимости повышения качества образования в Российской Федерации. Все это говорит о том,

Библиографический список

что наличие у педагога функциональной грамотности является неотъемлемой частью образовательного процесса [7].

На сегодняшний день функциональная грамотность педагога предполагает практическое применение знаний педагога в определенной области, а также саморазвитие и самообразование педагога и передача знаний, навыков и умений обучающимся. Для эффективного формирования функциональной грамотности необходим поиск таких методов и форм работы, которые будут соответствовать современным технологиям. Как было уже упомянуто выше, функциональная грамотность подразумевает владение общими навыками, которые накапливаются во время изучения всех предметов. Внутри функциональной грамотности выделяется читательская грамотность, математическая грамотность и естественно-научная грамотность.

Читательская грамотность предполагает умение человека понимать и вникать в тексты различных стилей, анализировать их, а также использовать полученную из текста информацию для решения жизненных вопросов.

Математическая грамотность предполагает наличие у человека знаний в области математики, которые необходимы для решения жизненных вопросов, а также использование математики для удовлетворения потребностей, которые может испытывать творческий и заинтересованный человек.

Естественно-научная грамотность предполагает наличие у человека знаний из области окружающего мира. Например, причинно-следственные связи влияния деятельности человека на окружающий мир.

Для формирования функциональной грамотности педагога в условиях повышения квалификации необходимо учитывать тот момент, что педагог должен иметь ряд компетенций, которые будут способствовать эффективному формированию функциональной грамотности. К таким компетенциям относятся следующие: профессиональная, коммуникативная, информационная и правовая [8].

Для развития функциональной грамотности педагогов общеобразовательных учреждений мы разработали структурно-функциональную модель, которая включает в себя четыре ключевых блока, наполненных основными компонентами развития функциональной грамотности педагога в условиях системы повышения квалификации. Первый блок - целевой. Он предполагает подробное описание целей модели и задач, на решение которых она направлена. Под целью мы понимаем развитие функциональной грамотности педагогов в системе повышения квалификации для осуществления педагогической деятельности по формированию функциональной грамотности школьников на базе общеобразовательной школы. Принципами создания структурно-функциональной модели в содержательном блоке выступают познавательная активность, ценностное самоопределение, индивидуализация и дифференциация. Структура функциональной грамотности складывается из четырех компонентов, каждый из которых предполагает наличие тех или иных навыков деятельности, а также практического применения знаний и умений. Компоненты функциональной грамотности - это мотивационный, когнитивный, деятель-ностный, рефлексивный.

Для развития функциональной грамотности педагогов в системе повышения квалификации мы предлагаем следующие методы обучения: лекции, практические занятия, дискуссии, тестовые работы, контрольные работы. К средствам обучения отнесем мультимедийные презентации с теоретическим и практическим материалом, направленным на отработку и закрепление полученных знаний, а также учебно-методические пособия.

На первом этапе (диагностирующем) формирования функциональной грамотности педагогов необходимо провести диагностическую работу, направленную на проверку начальных знаний в области функциональной грамотности, навыков, раскрывающих данную грамотность в учебном процессе, далее следует мотивирующий, формирующий и итоговый этапы.

Таким образом, мы предполагаем, что планомерная и последовательная работа по формированию функциональной грамотности среди педагогов на курсах повышения квалификации будет способствовать повышению уровня грамотности педагогов с критического (начального) до оптимального (высокого). Перспективой развития данного исследования мы видим разработку модели и ее внедрение в образовательный процесс для повышения уровня сформирован-ности функциональной грамотности, которая выступает неотъемлемой частью деятельности педагога. Данная модель будет способствовать формированию знаний комплексного характера, которые будут направлены на решение жизненных задач в современном обществе.

1. Авво Б.В., Заир-Бек Е.С. Новое понимание грамотности - планирование улучшений в практике работы школы: методические материалы для руководителей школ. Электронный бюллетень Экспертного совета НМЦ Калининского района Санкт-Петербурга. 2007; № 3: 1-19.

2. Калинина С.В., Каширина В.В. История отечественного образования. VIII- начало XXвека: учебное пособие: хрестоматия. Омск: Издательство ОмГПУ, 2000.

3. Гореев А.М. Психологические аспекты формирования функциональной грамотности: что должен знать учитель? Наука и школа. 2021; № 3: 132-133. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-aspekty-formirovaniya-funktsionalnoy-gramotnosti-chto-dolzhen-znat-uchitel

4. Утюмова Е.А. Формирование алгоритмических умений у детей дошкольного возраста в процессе обучения математике. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2018.

5. Фролова П.И. К вопросу об историческом развитии понятия «функциональная грамотность». Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016; № 1 (23): 179-185.

6. Борщевская А. Функциональная грамотность в контексте современного этапа развития образования. Наука и школа. 2021; № 1: 205. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/ funktsionalnaya-gramotnost-v-kontekste-sovremennogo-etapa-razvitiya-obrazovaniya

7. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201805070038

8. Пирютко О.Н. Сущностные характеристики подготовки будущих учителей математики к формированию функциональной грамотности обучающихся. Математическое образование: материалы IX Международной конференции. Ереван: АГПУ им. Хачатура Абовяна. Ереван, 2021: 92-95.

References

1. Avvo B.V., Zair-Bek E.S. Novoe ponimanie gramotnosti - planirovanie uluchshenij v praktike raboty shkoly: metodicheskie materialy dlya rukovoditelej shkol. 'Elekironnyjbyulleten' 'Ekspertnogo soveta NMC Kalininskogo rajona Sankt-Peterburga. 2007; № 3: 1-19.

2. Kalinina S.V., Kashirina V.V. Istoriya otechestvennogo obrazovaniya. VIII- nachaloXXveka: uchebnoe posobie: hrestomatiya. Omsk: Izdatel'stvo OmGPU, 2000.

3. Goreev A.M. Psihologicheskie aspekty formirovaniya funkcional'nojgramotnosti: chto dolzhen znat' uchitel'? Naukaishkola. 2021; № 3: 132-133. Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/psihologicheskie-aspekty-formirovaniya-funktsionalnoy-gramotnosti-chto-dolzhen-znat-uchitel

4. Utyumova E.A. Formirovanie algoritmicheskih umenij u detej doshkol'nogo vozrasta v processe obucheniya matematike. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg: Ural'skij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, 2018.

5. Frolova P.I. K voprosu ob istoricheskom razvitii ponyatiya «funkcional'naya gramotnost'». Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya. 2016; № 1 (23): 179-185.

6. Borschevskaya A. Funkcional'naya gramotnost' v kontekste sovremennogo 'etapa razvitiya obrazovaniya. Nauka ishkola. 2021; № 1: 205. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/ funktsionalnaya-gramotnost-v-kontekste-sovremennogo-etapa-razvitiya-obrazovaniya

7. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 7 maya 2018 goda № 204. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201805070038

8. Piryutko O.N. Suschnostnye harakteristiki podgotovki buduschih uchitelej matematiki k formirovaniyu funkcional'noj gramotnosti obuchayuschihsya. Matematicheskoe obrazovanie: materialy IX Mezhdunarodnoj konferencii. Erevan: AGPU im. Hachatura Abovyana. Erevan, 2021: 92-95.

Статья поступила в редакцию 30.01.23

УДК 37.013

Ri K.K., senior teacher, Pacific State University (Khabarovsk, Russia), E-mail: meili@bk.ru

EDUCATIONAL PLATFORMS AND ONLINE PROGRAMS AS MODERN TOOLS IN THE METHODOLOGY OF TEACHING CHINESE. The concept of motivation, the types of motives that influence the success of the educational process are discussed in the article. The key idea is the introduction of project activities, which contributes to the development of interest in learning in the chosen specialty. The author considers project activity to be one of the means to increase the level of motivation of junior students. The author is convinced that the involvement of students into the educational process will contribute to increasing the level of motivation and reducing the number of junior students expelled from the university. It is ensured by organizing informative meetings with graduates of the Pacific State University who successfully work as linguists-interpreters. From the point of view of scientific and practical significance, the article can be used for further work in the field of project activities, as well as for teaching such disciplines as pedagogy, methods of teaching a foreign language and others.

Key words: educational platforms, Chinese language, teaching method, online-programs, Internet technologies, innovative methods, distance learning, educational and cognitive competence.

К.К. Ри, ст. преп., Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск, E-mail: meili@bk.ru

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ И ОНЛАЙН-ПРОГРАММЫ КАК СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА

В статье рассматриваются понятие мотивации, типы мотивов, которые оказывают влияние на успешность образовательного процесса. Ключевой идеей признается внедрение проектной деятельности, которая способствует развитию интереса к обучению по выбранной специальности. Проектная деятельность признается автором как одно из средств повышения уровня мотивации студентов младших курсов. Автор убежден, что повышению уровня мотивации и снижению числа отчисленных из вуза студентов младших курсов будет способствовать вовлеченность студентов в учебный процесс. Это обеспечивается путем организации информативных встреч с выпускниками Тихоокеанского государственного университета, успешно работающими по специальности лингвист-переводчик. С точки зрения научно-практической значимости статья может быть использована для дальнейшей работы в поле проектной деятельности, а также при обучении таким дисциплинам, как педагогика, методика преподавания иностранного языка и другим.

Ключевые слова: образовательные платформы, китайский язык, методика преподавания, онлайн-программы, интернет-технологии, инновационные методы, дистанционное обучение, учебно-познавательная компетенция.

Использование в преподавательской практике образовательных платформ и обучающих интернет-ресурсов представляет собой современный механизм методики преподавания учебных дисциплин, в частности иностранного языка. Широкую популяризацию образовательные платформы и интернет-программы получили в период охватившей все мировое сообщество пандемии 2020 года и в результате ограничительных мер по недопущению распространения COVID-19. Данные ограничения повлекли переход всех образовательных мероприятий и учебного процесса в онлайн-формат. Сложно утверждать, что такой переход был сразу воспринят позитивно всеми участниками образовательного процесса -преподавателями, студентами, методистами, ведь все изменения предполагали определенные сложности в организации, реализации и контроле всех его мероприятий. Вопрос качества дистанционного образования также был и остается дискуссионным. Однако нельзя отрицать и тот факт, что образовательные платформы, обучающие интернет-технологии, онлайн-программы стали важнейшим механизмом, не позволившим «выключить» образовательный процесс в вузах и других учебных заведениях в период локдауна. Все это доказывает перспективность и высокую значимость образовательных платформ, онлайн-программ и учебных порталов в процессе обучения иностранному языку, а также обусловливает актуальность темы настоящей статьи.

Происходящие в системе образования новации стали причиной активного использования таких терминов, отраженных в положениях ФГОС ВО, как система дистанционного образования (СДО), информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), цифровые образовательные ресурсы (ЦОР). Данная система в совокупности включает в себя следующие средства: образовательные порталы и платформы, онлайн-ресурсы и интернет-технологии. О поло-

жительном опыте применения данных средств уже много писали различные авторы (Сергеева Е.Н., Плиева А.О., Прытков В.А., Шнейдеров Е.Н., Нелеп-ко Е.П. и др.), однако немногие преподаватели до сих пор активно используют данный механизм в своей практике преподавания иностранных языков. Основная сложность, на наш взгляд, заключается в недостаточности практических умений, технических навыков и готовности некоторых преподавателей менять «обкатанную» и такую привычную для них организацию учебного процесса на более продвинутую модель, соответствующую происходящим в системе образования изменениям.

Так, главными задачами образовательных платформ и других онлайн-ре-сурсов являются следующие: освоение программного учебного материала со стороны студента, контроль знаний и оценка студентов со стороны преподавателя. В свою очередь, расширение возможностей образовательных платформ и порталов, онлайн-программ и других интернет-ресурсов будут способствовать поддержанию интереса к процессу изучения иностранного языка, введению новых форм обучения. Реализация таких перспектив реальна при взаимодействии преподавателей иностранных языков, обладающих дидактическими и методическими материалами, со специалистами информационных технологий (IT), располагающими техническими и правовыми возможностями.

Перечисленное выше актуализирует цель статьи. Она заключается в анализе интернет-технологий (образовательных платформ и порталов, онлайн-про-грамм для изучения иностранных языков, каналов, платформ для видеокоммуникации и других средств обучения), в совокупности представляющих современный действующий механизм в методике преподавания иностранных языков. В соответствии с целью были обозначены основные задачи по рассмотрению наиболее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.