Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТА КОЛЛЕДЖА'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТА КОЛЛЕДЖА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЦИФРОВЫЕ НАВЫКИ / ЦИФРОВАЯ ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ксенофонтова Алла Николаевна

В статье раскрывается проблема понимания сущности цифровой грамотности как педагогической категории. Доказывается необходимость акцентирования внимания на данной проблеме, исходя из предпосылок развития общества к образованию, нормативно-правового регулирования образовательных систем и реальной практики работы учреждений профессионального образования. Социальный запрос к профессиональным образовательным организациям также формируется в соответствии с цифровым технологическим прогрессом, и требует от выпускников наличие достаточно высокого уровня цифровой грамотности. Авторы статьи показывают основные подходы к осмыслению понятия «цифровая грамотность» на основе анализа педагогических работ современных исследователей в области цифровизации образования. Проведенный анализ раскрывает основные теоретические позиции в области изучения личности студента колледжа в условиях непрерывной и глобальной цифровой трансформации образования. В статье описаны основные качества студента, работающего в цифровой образовательной среде, применяющего цифровые технологии в учебной деятельности, создающего учебный цифровой контент. Авторами выявлена специфика системы профессионального образования и дана характеристика цифровой грамотности студента с учетом особенностей образовательного процесса в колледже. В статье обосновано, что в содержание цифровой грамотности студента колледжа могут входить такие основные показатели, как владение цифровыми компетенциями на среднемировом уровне, а также готовность к дальнейшему профессиональному развитию и саморазвитию на основе овладения необходимыми цифровыми навыками. Авторы приходят к выводу о том, что развития цифровой грамотности у студентов современного колледжа, необходимо осуществлять образовательный процесс в условиях цифровой среды делая наибольший акцент и интеграции различных преподаваемых дисциплин с дисциплинами «Информатика» и «ИКТ в профессиональной деятельности», изучение которых предполагало бы многоплановое и разностороннее сотрудничество между обучающимися, с преподавателями, интерактивные формы проведения занятий, обеспечивало бы органичную связь поисково-исследовательской и проектной деятельности студентов с содержанием образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ксенофонтова Алла Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF STUDYING THE PROBLEM OF THE DEVELOPMENT OF DIGITAL LITERACY OF A COLLEGE STUDENT

The article reveals the problem of understanding the essence of digital literacy as a pedagogical category. The necessity of focusing attention on this problem is proved, based on the prerequisites for the development of society towards education, the legal regulation of educational systems and the actual practice of the work of vocational education institutions. The social demand for professional educational organizations is also formed in accordance with digital technological progress, and requires graduates to have a sufficiently high level of digital literacy. The authors of the article show the main approaches to understanding the concept of "digital literacy" based on the analysis of the pedagogical work of modern researchers in the field of digitalization of education. The analysis carried out reveals the main theoretical positions in the field of studying the personality of a college student in the context of continuous and global digital transformation of education. The article describes the main qualities of a student working in a digital educational environment, using digital technologies in educational activities, creating educational digital content. The authors have identified the specifics of the vocational education system and given a characteristic of the student's digital literacy, taking into account the peculiarities of the educational process in college. The article substantiates that the content of digital literacy of a college student may include such basic indicators as possession of digital competencies at the global average level, as well as readiness for further professional development and self-development based on mastering the necessary digital skills. The authors come to the conclusion that the development of digital literacy among students of a modern college, it is necessary to carry out the educational process in a digital environment with the greatest emphasis on the integration of various taught disciplines with the disciplines "Informatics" and "ICT in professional activity", the study of which would involve a multifaceted and versatile cooperation between students, with teachers, interactive forms of conducting classes, would provide an organic connection between the search, research and project activities of students with the content of the educational process.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТА КОЛЛЕДЖА»

движением, какие из двигательных задач решаются лучше и могут быть использованы в критической ситуации. Не обладая тактическим мышлением, будет очень тяжело выстоять в бою с реальным противником и получения увечий будет невозможно избежать. Если во время схватки не анализировать каждое действие соперника, не выстраивать определённый план действий, не замечать ошибок, которые допускает противник, то такой бой не научит практически ничему. Но как только к работе рук и ног подключить голову тогда исход боя может быть кардинально другим. Необходимо научить слушателей анализировать все свои действия, а также действия соперника, угадывать каким будет его следующий шаг, наказывать соперника за ошибки. Таким образом, спаррингующиеся учатся пользоваться тактическим мышлением, а также замечать малейшие ошибки друг друга, которые привели к поражению. Пропуская удар, за ударом занимающийся начнёт задумываться о том, почему он их пропускает, и будет корректировать свои действия в будущем. Даже если слушателям на первых этапах даётся трудно задействование тактического мышления, то с опытом их мышление будет развиваться и становится лучше от боя к бою. Чем больше боев будут проходить слушатели, тем быстрее они поймут свои сильные и слабые стороны [2, 6, 10].

Выводы. Задача преподавателя во время спаррингов заключается в том, чтобы помогать обоим бойцам и различными подсказками корректировать их недоставки. Также необходимо тщательно анализировать каждый поединок, объясняя какие специальные двигательные акты лучше применить в той или иной ситуации. Его роль очень важна, так как бойцы во время боя не замечают многих вещей и не обращают внимания на некоторые мелочи. Если этому не будет уделено внимание, то большинство ошибок не будут исправлены и станут своего рода привычкой, которая будет мешать сотруднику в реальном бою [7].

Также не стоит забывать и о работе в парах с вооружённым противником. В таком бою строго исключается допущение ошибок, ведь каждая ошибка может стоить жизни. В такого рода тренировках тактическое мышление развивается гораздо быстрее, чем в обычных спаррингах, потому что слушатели осознают всю серьёзность данной ситуации и максимально сконцентрированы на правильном выполнении специальных двигательных актов. Все их чувства обостряются, и адреналин в крови заставляет действовать быстро, точно и наверняка. Во время отработки безоружный, прежде чем сделать то или иное действие оценивает его эффективность, потом анализирует положение оружия в руке противника и пытается предугадать направление нанесения удара, затем он продумывает свои действия и действия соперника на несколько шагов вперёд, чтобы не впасть в ступор после применения одного двигательного акта. Именно в этот момент у защищающегося начинает развиваться тактическое мышление. Осознание того что на кону стоит его жизнь, заставляет его относится к такому бою серьёзней чем к любому другому, таким образом каждый его шаг обдуманней, и все его мысли и внимание направлено на соперника и его действия. Фокусируясь на противнике, он выжидает удачного момента, чтобы нанести сокрушительный удар или выполнить свой приём и обезоружить соперника, тем самым избавившись от объекта опасности в виде оружия [6].

Таким образом, значимость такого качества как тактическое мышление невозможно переоценить, поскольку от него зависит жизнь и здоровье, как самого правоохранителя, так и мирных граждан.

Литература:

1. Герасимов, И.В. Основные подходы к организации физической подготовки сотрудников органов внутренних дел в современных условиях / И.В. Герасимов // Наука-2020. - 2019. - № 6 (31). - С. 118-123.

2. Кодзоков, А.Х. Направленность физической подготовки сотрудников органов внутренних дел / А.Х. Кодзоков // Образование. Наука. Научные кадры. - 2019. - № 3. - С. 146-148.

3. Кодзоков, А.Х. Формирование профессионально значимых физических качеств у сотрудников органов внутренних дел / А.Х. Кодзоков, Т.И. Доттуев, Р.О. Бештоев // Индустриальная экономика. - 2021. - Т. 2. - № 4. - С. 153-158.

4. Крымшокалов, А.З. Пути совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки слушателей образовательных организаций МВД России / А.З. Крымшокалов // Пробелы в российском законодательстве. - 2021. - Т. 14. - № 5. - С. 82-86.

5. Мешев, И.Х. Актуальные проблемы физической подготовки сотрудников органов внутренних дел и пути их решения / И.Х. Мешев // Образование. Наука. Научные кадры. - 2020. - № 2. - С. 235-237.

6. Тхазеплов, Р.Л. Формирование навыков применения боевых приемов борьбы у слушателей образовательных организаций МВД России / Р.Л. Тхазеплов // Образование. Наука. Научные кадры. - 2020. - № 2. - С. 274-276.

7. Хажироков, В.А. Место и роль дисциплины «Физическая подготовка» в формировании профессионально важных качеств у слушателей образовательных организаций МВД России / В.А. Хажироков // Культура физическая и здоровье. -2021. - № 2 (78). - С. 110-112.

8. Хажироков, В.А. Формирование практических навыков применения боевых приемов борьбы на занятиях по физической подготовке / В.А. Хажироков // Образование. Наука. Научные кадры. - 2021. - № 1. - С. 224-226.

9. Ярославский М.А. Профессионально-значимые физические качества сотрудников полиции: пути формирования и совершенствования / М.А. Ярославский, А.А. Тхагалегов // В сборнике: Инновации в науке и практике. Сборник трудов по материалам VI Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ. - Уфа. - 2021. - С. 40-45.

10. Яхутлова, Э.Б. Пути совершенствования двигательных умений и навыков на занятиях по физической подготовке / Э.Б. Яхутлова, Р.М. Черкесов // Культура физическая и здоровье. - 2020. - № 4 (76). - С. 65-67.

Педагогика

УДК 371

доктор педагогических наук, профессор Ксенофонтова Алла Николаевна

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТА

КОЛЛЕДЖА

Аннотация. В статье раскрывается проблема понимания сущности цифровой грамотности как педагогической категории. Доказывается необходимость акцентирования внимания на данной проблеме, исходя из предпосылок развития общества к образованию, нормативно-правового регулирования образовательных систем и реальной практики работы учреждений профессионального образования. Социальный запрос к профессиональным образовательным организациям также формируется в соответствии с цифровым технологическим прогрессом, и требует от выпускников наличие достаточно высокого уровня цифровой грамотности. Авторы статьи показывают основные подходы к осмыслению понятия «цифровая грамотность» на основе анализа педагогических работ современных исследователей в области цифровизации образования. Проведенный анализ раскрывает основные теоретические позиции в области изучения личности студента

колледжа в условиях непрерывной и глобальной цифровой трансформации образования. В статье описаны основные качества студента, работающего в цифровой образовательной среде, применяющего цифровые технологии в учебной деятельности, создающего учебный цифровой контент. Авторами выявлена специфика системы профессионального образования и дана характеристика цифровой грамотности студента с учетом особенностей образовательного процесса в колледже. В статье обосновано, что в содержание цифровой грамотности студента колледжа могут входить такие основные показатели, как владение цифровыми компетенциями на среднемировом уровне, а также готовность к дальнейшему профессиональному развитию и саморазвитию на основе овладения необходимыми цифровыми навыками. Авторы приходят к выводу о том, что развития цифровой грамотности у студентов современного колледжа, необходимо осуществлять образовательный процесс в условиях цифровой среды делая наибольший акцент и интеграции различных преподаваемых дисциплин с дисциплинами «Информатика» и «ИКТ в профессиональной деятельности», изучение которых предполагало бы многоплановое и разностороннее сотрудничество между обучающимися, с преподавателями, интерактивные формы проведения занятий, обеспечивало бы органичную связь поисково-исследовательской и проектной деятельности студентов с содержанием образовательного процесса.

Ключевые слова: цифровизация профессионального образования, цифровая грамотность, цифровые навыки, цифровая личность.

Annotation. The article reveals the problem of understanding the essence of digital literacy as a pedagogical category. The necessity of focusing attention on this problem is proved, based on the prerequisites for the development of society towards education, the legal regulation of educational systems and the actual practice of the work of vocational education institutions. The social demand for professional educational organizations is also formed in accordance with digital technological progress, and requires graduates to have a sufficiently high level of digital literacy. The authors of the article show the main approaches to understanding the concept of "digital literacy" based on the analysis of the pedagogical work of modern researchers in the field of digitalization of education. The analysis carried out reveals the main theoretical positions in the field of studying the personality of a college student in the context of continuous and global digital transformation of education. The article describes the main qualities of a student working in a digital educational environment, using digital technologies in educational activities, creating educational digital content. The authors have identified the specifics of the vocational education system and given a characteristic of the student's digital literacy, taking into account the peculiarities of the educational process in college. The article substantiates that the content of digital literacy of a college student may include such basic indicators as possession of digital competencies at the global average level, as well as readiness for further professional development and self-development based on mastering the necessary digital skills. The authors come to the conclusion that the development of digital literacy among students of a modern college, it is necessary to carry out the educational process in a digital environment with the greatest emphasis on the integration of various taught disciplines with the disciplines "Informatics" and "ICT in professional activity", the study of which would involve a multifaceted and versatile cooperation between students, with teachers, interactive forms of conducting classes, would provide an organic connection between the search, research and project activities of students with the content of the educational process.

Key words: digitalization of vocational education, digital literacy, digital skills, digital personality.

Введение. С каждым годом растет цифровизация общества, происходят кардинальные изменения в сферах экономики, политики и образования. В современных условиях актуальное значение для общества приобретает информатизация образования, вызванная рядом факторов: изменением характера социально-экономического развития современного общества; интенсивным развитием информационной техники и технологий; осознанием фундаментальной роли информации в общественном развитии. Государство, как главный субъект образования, ставит цели развития, ориентируясь на последние изменения в мировом пространстве.

На сегодняшний день одной из основных задач государственной политики является становление цифрового общества. Для решения поставленной задачи регулярно создается, совершенствуется и обновляется нормативно-правовая база сферы образования: разрабатываются приоритетные образовательные проекты, стратегические целевые программы на федеральном или региональном уровне. В основе нормативно-правовой базы, направленной на развитие цифрового образования в Российской Федерации, являетсяУказпрезидентаРФ№203 «О Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 годы». В рамках данной стратегии устанавливается порядок реализации государственной политики в области применения государственными организациями информационных и коммуникационных технологий в процессе предоставления услуг гражданам России.

Аналитический центр НАФИ провел исследования, в ходе которого выяснилось, что 27% россиян обладают высоким уровнем цифровой грамотности. Это значит, что остальные 73% россиян, не смогут выполнять свою работу в дистанционном режиме, который объявлен сейчас в связи с пандемией. Исходя из этих данных, можно предположить, что людям необходимо повысить уровень знаний и практических навыков.

Степень изученности проблемы. Цифровую грамотность как психолого-педагогическую проблему исследовали М.А. Аверьянов, А.А. Агеев, С.Н. Евтушенко, Е.Ю. Кочетова, Е.Э. Кригер и др. Содержание и структура цифровой грамотности студента колледжа стала предметом изучения В.Н. Аниськина, А.А. Белолобовой, А.Л. Бусыгиной, М.А. Горюновой Е.В. Замары, И.Л. Севастьяновой и др.

Исследования современных ученых (Д.А. Антонова, Е.Е. Елькина, Л.А. Ибрагимова и И.Е. Скобелева, Е.В. Оспенниковаи др.), проведенные в течение последнего десятилетия затрагивают различные аспекты проблемы эффективного развития цифровой грамотности студентов колледжа. Можем отметить, что проблема эффективности применения в образовательной деятельности студентов колледжаразличных методов и средств обучения является недостаточно изученной, можно отметить определенный дефицит исследований, посвященных изучению возможностей и условий в реализации деятельности по развитию цифровой грамотности студентов колледжа.

Цель исследования: описать проблему развития цифровой грамотности студента колледжа.

Изложение основного материала статьи. Опираясь на имеющиеся в различных современных публикациях определения цифровой грамотности (Кугай А.И. [7], Лебедевой М.Б. [8], Тимофеевой Н.М. [11]) мы также отметили, что цифровая грамотность включает в себя следующие виды грамотности: информационную (умение грамотно работать с информацией); компьютерную (знание возможностей цифровых и компьютерных устройств, умение их эффективно использовать на практике); медиаграмотность (способность эффективно работать с различными видами информации -текстовой, графической, видеоинформацией и др.);коммуникативную (умение использовать возможности современных технологий для выстраивания эффективных коммуникаций); технологическую грамотность (умение выбирать подходящие цифровые устройства и технологии для решения профессиональных задач).

Авторы Горюнова М.А., Лебедева М. Б., Топоровский В.П. указывают, что формирование цифровой грамотности личности продолжается в образовательных организациях системы профессионального образования и определяет критерии и показатели эффективности ее формирования, которые лежат в основе содержания данного понятия: способность

использовать цифровые ресурсы, применять цифровые устройства, компьютерные и облачные технологии в образовательном процессе; создавать и эффективно использовать в обучении возможности цифровой образовательной среды и всех ее составляющих [4].

Для того чтобы возможно было реализовать в образовательном процессе системы среднего профессионального образования данные аспекты формирования цифровой грамотности студентов колледжа, необходимо создавать и обеспечивать ряд педагогических условий, которые нам удалось выделить с опорой на профессиональный стандарт педагога системы профессионального образования: создание в колледже практико-ориентированной цифровой образовательной среды; совместное использование возможностей традиционного обучения и инновационных технологий на основе дистанционных образовательных технологий; формирование, развитие и оценивание профессиональных и общих компетенций студентов в области цифровой грамотности в соответствии с требованиями ФГОС.

Анализируя исследования и публикации последних лет можно отметить, что эффективность формирования цифровой грамотности студентов любого образовательного учреждения будет непосредственно зависеть от уровня цифровой грамотности педагога, осуществляющего учебно-воспитательный процесс обучающихся. Исходя из этого, можно также выделить такое направление в содержании формирования цифровой грамотности студентов колледжа как повышение и развитие цифровой информационной грамотности педагогов системы СПО. Как отмечает Ляшенко М.В., основным способом и средством реализации данного направления выступает корпоративное повышение квалификации в учреждениях системы профессионального образования. В рамках данных курсов повышения квалификации наиболее востребованной тематикой выступает «Разработка ресурсов для реализации дистанционных образовательных технологий» (например, на платформе СДО Moodle). Сами педагоги системы СПО отмечают, что создание подобных ресурсов способно повышать эффективность организации всего образовательного процесса за счет новых подходов в выстраивании индивидуальных образовательных маршрутов студентов, в организации самостоятельной работы студентов на занятиях и дома, организации практики и др. [9].

Одновременно с этим, как отмечалось нами ранее, важнейшим направлением в организации образовательной деятельности студентов колледжа является использование новых технологий работы со студентами, среди которых особое место занимают технологии, объединяющие в себе возможности педагогических и информационных технологий. Одной из таких технологий, приобретающих на сегодняшний день все большее распространение и использование, является технология «Интернет-портфолио», позволяющая решать не только основные педагогические задачи, но и обеспечивать формирование и развитие цифровой грамотности студентов. Интернет-портфолио позволяет студентам в процессе обучения регулярно обращаться к различным сетевым ресурсам (при выкладывании своих работ и проектов в сети, они непременно осваивают дополнительные возможности цифровых технологий), выступая также важным инструментом для определения степени готовности студента к профессиональной деятельности в условиях новых требований. Технология интернет-портфолио позволяет собирать работы учащихся на сетевых ресурсах, систематизировать их, обеспечивая также оценочную функцию деятельности студентов (за счет возможности написания отзывов и комментариев к работам) [9].

Использование в учебно-образовательной деятельности студентов колледжа различных современных оценочных средств, базирующихся на использовании компьютерных устройств и цифровых технологий позволяет проводить оперативные исследования, опросы, контроль знаний и оценку различных компетентностей студентов. Такие возможности раскрываются, например при включении в работу различных программных средств, а также мобильных приложений. Важным аспектом такой работы выступает создание критериев оценивания различных видов учебной деятельности студентов с использованием возможностей цифровых технологий. Кроме этого, подобные цифровые технологии также предоставляют широкие возможности педагогам для сбора необходимой информации с целью совершенствования организации и проведения занятий со студентами [10].

Таким образом, в формировании цифровой грамотности студентов колледжа важнейшую роль играют такие аспекты как уровень цифровой грамотности педагогов, организация цифровой образовательной среды, использование современных цифровых и компьютерных средств для решения текущих педагогических задач образования. Внедрение в повседневную практику образовательного процесса новейших цифровых технологий и средств позволит по-новому его реализовывать, повышая тем самым его общую эффективность и привлекательность для самих студентов.

Как отмечают Захаров М.Ю., Старовойтова И.Е., Шишкова А.В., содержание цифровой грамотности личности главным образом базируется на информационной грамотности, отражающей способности и умение человека рационально оценивать свои информационные потребности для последующего эффективного использования информации в рамках заданных целей [5].

В свою очередь Д.В. Галкин определил в своих работах уровневую структуру цифровой культуры, которая включает в себя такие уровни как материальный, функциональный, символический, ментальный и духовный [1]. Структуру цифровой культуры личности мы можем соотнести с содержанием цифровой грамотности личности. Так, согласно исследованию Д.В. Галкина, материальный уровень включает в свое содержание различные современные технические средства и устройства (смартфоны, цифровые устройства, суперкомпьютеры и пр.), а также соответствующее программное обеспечение. Функциональный уровень цифровой культуры представлен социальными институтами и подразумевает реализацию различных коммуникаций, отношений, отражающих систему ценностей внутри той или иной социальной группы. Символический уровень цифровой культуры отражает в своем содержании различные языки программирования. Ментальный уровень цифровой культуры отражает систему сложившихся установок и ценностей личности, отражающихся в повседневных привычках работы с цифровыми устройствами и информацией. Духовный уровень имеет дело с ценностной основой цифровизации и представляет влияние цифровизации на общий уровень развития духовной культуры общества [1, С. 15]. Одновременно с этим, стоит отметить, что вопрос взаимосвязи указанных уровней цифровой культуры личности исследователь оставляет открытым.

Тимофеева Н.М. также отмечает, что цифровизация образовательного процесса открывает новые возможности в обучении и преподавании в системе профессиональной подготовки. Автор также указывает, что в содержание цифровой грамотности студентов колледжа входит эффективное и умелое использование студентами современных информационно-коммуникационных технологий, позволяющих применять методы повышения эффективности обучения. В этой связи исследователь указывает на роль цифрового обучения, которое способно актуализировать создание новых педагогически значимых методов работы, в которых на передний план выходят непосредственно контактные и дистанционные формы совместной работы [11].

Анализ современных исследований и публикаций (Горбунов, А.С., Елькина Е.Е.) позволил установить, что в структуре цифровой грамотности студентов колледжа мы можем выделить такие составляющие как цели цифрового обучения, цифровые знания и компетенции обучающихся, которые как раз и выступают отправной точкой для планирования процесса цифрового обучения. Одновременно с этим, исследователи отмечают, что ключевой проблемой при планировании процесса освоения студентами цифровой грамотностью является необходимость обеспечения индивидуального подхода, то есть учет

того факта, что разные студенты учатся и достигают определенного уровня цифровой грамотности разными способами и в разном темпе [2, 3].

Таким образом, цифровая грамотность студентов современного колледжа играет особую роль в решении основополагающих задач формирования их профессиональных компетенций, которая формируется во многом благодаря организации современной информационно-образовательной среды, способствующей развитию у обучающихся профессионально значимых личностных качеств; обеспечению эффективного информационного взаимодействия субъектов образовательного процесса посредством интерактивных средств обучения; созданию целостной системы внедрения и развития новых направлений и форм обучения.

Ибрагимова Л.А. и Скобелева И.Е., обращаясь в своем исследовании к вопросу применения электронных образовательных ресурсов в обучении специалистов среднего звена, отметили, что применение электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе раскрывают следующие возможности в рамках формирования цифровой грамотности студентов и повышения качества их образования: повышение мотивации у обучающихся к образовательному процессу; обеспечение мобильности содержания образования, повышение у студентов способности адаптироваться к изменяющимися внешним требованиям и условиям; актуализация роли самостоятельной работы [6]. Исходя из этого, на основе проведенного авторами исследования, можно отметить, что цифровая грамотность студентов колледжа во многом определяется также уровнем цифровой трансформации учебного заведения, обусловленной не внедрением в образовательный процесс 1Т-решений, а также значительными организационными изменениями, связанными с новейшими цифровыми технологиями. Цифровизация выпускающего учебного заведения создает необходимые условия для повышения адаптированности и конкурентоспособности не только самого учебного заведения, но и его обучающихся и выпускников. Одновременно с этим, цифровизация образовательного учреждения определяется также своевременностью внедрения новых технологий, а также готовностью самой действующей системы образования и ее субъектов к фундаментальным сдвигам в сторону новой образовательной среды с инновационными подходами к решению привычных учебно-образовательных задач.

Выводы. Таким образом, проведенный анализ научной литературы и современных публикаций по обозначенной проблеме позволил установить, что цифровая грамотность студентов современного колледжа включает в свое содержание прежде всего освоение обучающимися всех необходимых и актуальных на сегодняшний день знаний, умений и навыков в области эффективного использования информационно-коммуникационных и цифровых технологий для решения текущих образовательных задач, а также задач, непосредственно связанных с будущей профессиональной деятельностью. Достижение необходимого уровня цифровой грамотности позволит студентам колледжа эффективно и всесторонне анализировать актуальные профессиональные задачи, адекватно ориентироваться и оперативно адаптироваться для их решения в своей будущей профессиональной деятельности. В структуре формирования цифровой грамотности студентов колледжа мы можем выделить такие важнейшие составляющие как цели цифрового обучения, цифровые знания и компетенции обучающихся. Данные структурные компоненты представляют чёткую основу для эффективного планирования, организации и проведения процесса достижения необходимого уровня цифровой грамотности в современных условиях. Проведенный анализ позволил также отметить, что в целях формирования цифровой грамотности студентов современного колледжа необходимо обеспечить достаточную для этого образовательную среду учреждения, подразумевающую цифровизацию внутренних и внешних процессов учебного заведения, способствующую проведению всех необходимых инновационных преобразований, отражающих переход на новую образовательную модель.

Литература:

1. Галкин, Д.В. DigitalCulture: методологические вопросы исследования культурной динамики от цифровых автоматов до техно-био-тварей / Д.В. Галкин // Международный журнал исследований культуры. - 2012. - № 3. - С. 11-16.

2. Горбунов, А.С. Личность и цифровые технологии в информационном массовом обществе / А.С. Горбунов // Вестник Московского государственного областного университета. - 2018. - № 4. - С. 8-16.

3. Елькина, Е.Е. Цифровая культура: понятие, модели и практики / Е.Е. Елькина // Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего. - 2018. - №2. - С. 195-203.

4. Горюнова, М.А. Цифровая грамотность и цифровая компетентность педагога в системе среднего профессионального образования / М.А. Горюнова, М.Б. Лебедева, В.П. Топоровский // Человек и образование. - 2019. - № 4 (61). - С. 83-89.

5. Захаров, М.Ю. Цифровая культура - исторический этап развития информационной культуры общества / М.Ю. Захаров, И.Е. Старовойтова, А.В. Шишкова // Вестник ГУУ. - 2020. - № 5. - С. 7-9.

6. Ибрагимова, Л.А. К вопросу применения электронных образовательных ресурсов в обучении специалистов среднего звена / Л.А. Ибрагимова, И.Е. Скобелева // Среднее профессиональное образование. - 2017. - № 1. - С. 55-57.

7. Кугай, А.И. «Цифровое поколение»: угрозы и надежды в эпоху информационно-цифровой цивилизации / А.И. Кугай, В.В. Михайлова // Управленческое консультирование. - 2019. - № 7 (127). - С. 90-99.

8. Лебедева, М.Б. Цифровая грамотность субъектов образовательного процесса / М.Б. Лебедева // Сб. статей Международной научно-практической конференции «Личность. Общество. Образование». - СПб.: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2019. - С. 407-414.

9. Ляшенко, М.В. Саморазвитие цифровой компетентности обучающихся в системе среднего профессионального образования как педагогическая проблема / М.В. Ляшенко // Вестник ЮУрГУ. - 2019. - № 3. - С. 74-94.

10. Орлов, М.О. Многомерность цифровой среды в обществериска / М.О. Орлов // Известия Саратовского университета. - 2019. - № 19. - С. 155-161.

11. Тимофеева, Н.М. Цифровая грамотность как компонент жизненных навыков / Н.М. Тимофеева // Психология, социология и педагогика. - 2015. - № 7(46). - С. 108-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.