Цифровая трансформация образовательных учреждений как способ увеличения цифровой
грамотности
Digital transformation of educational institutions as a way to increase digital literacy
Камнева Виктория Викторовна
Студент 3 курса Профессионально-педагогический институт Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет пр. Ленина, 69, г. Челябинск, Челябинская область, 454080, Российская Федерация
e-mail: [email protected]
Kamneva Victoria Viktorovna
Student 3 term Professional Pedagogical Institute South Ural State University of Humanities and Education 69, Lenin Av., Chelyabinsk, Chelyabinsk oblast, 454080, Russian Federation
e-mail: [email protected]
Научный руководитель Зайцев Владимир Сергеевич
доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, кандидат педагогических наук Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет пр. Ленина, 69, г. Челябинск, Челябинская область, 454080, Российская Федерация
e-mail: pkfnjecn@gmail. com
Scientific adviser Zaytsev Vladimir Sergeevich
Associate Professor of the Department of Training of Teachers of Occupational Education and of Subject Methods,
Candidate of Pedagogical Sciences South Ural State University of Humanities and Education 69, Lenin Av., Chelyabinsk, Chelyabinsk oblast, 454080, Russian Federation
e-mail: pkfnjecn@gmail.
Аннотация.
В статье рассмотрено понятие цифровая грамотность, выделены подходы к его определению. Отражены основные составляющие, формирующие цифровую грамотность общества. Обозначены основные умения обуславливающие высокий уровень цифровой грамотности. Рассмотрена роль среднего образования в формировании цифровой грамотности обучающихся, и отражены направления для увеличения её уровня. Статья содержит результаты социологического опроса абитуриентов в ходе приемной кампании - 2018, целью которого стало выявление уровня цифровой грамотности и отношения к цифровым технологиям в процессе обучения. Обозначено влияние интенсивного развития цифровых технологий на содержание образовательного процесса и его организацию. Отражены основные направления увеличения цифровой грамотности студентов. Выделена необходимость цифровой трансформации учебного заведения в условиях цифровизации экономики с целью обеспечения его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.
Annotation.
In the article the concept of digital literacy is considered, approaches to its definition are singled out. The main components that form the digital literacy of society are reflected. Identified the basic skills that cause a high level of digital literacy. The role of secondary education in the formation of digital literacy of students is examined, and directions for increasing its level are reflected. The article contains the results of a sociological survey of applicants during the admission campaign - 2018, whose goal was to identify the level of digital literacy and attitude to digital technologies in the learning process. The influence of the intensive development of digital technologies on the content of the educational process and its organization is indicated. The main directions of increasing the digital literacy of students are reflected. The necessity of digital transformation of an educational institution in the conditions of digitalization of the economy with the purpose of ensuring its competitiveness in the market of educational services is singled out.
Ключевые слова: цифровая грамотность, цифровые технологии, цифровое поколение, система образования, обучение, цифровая трансформация, студент.
Key words: digital literacy, digital technologies, digital natives, education system, training, digital transformation, student.
Четвертая индустриальная революция характеризуется как новая эра в развитии человечества, в которой стираются границы между физическими, цифровыми и биологическими технологиями. Уже сейчас, практически все сферы деятельности человека пронизаны цифровыми технологиями. Усложнение информационного пространства, определяющее цифровую трансформацию бизнеса, государственной сферы и других областей, порождает новые, более высокие требования к социуму [5, C. 121].
Понятие «грамотность», которое в общем определении звучит как степень владения основными когнитивными навыками: чтением, письмом и счётом на родном языке в условиях цифровой экономики расширяется. В современной научной литературе «цифровая грамотность» выступает базовым компонентом образования и научно-технического прогресса. Возникновение данного понятия принято связывать с именем американского писателя и журналиста, профессора университета штата Иллинойс (Чикаго) Пола Гилстера. Его книга «Цифровая грамотность» изданная в 1997 году стала первой в научном мире монографией, посвященной проблеме цифровой грамотности [4].
В настоящий момент существует несколько подходов к понятию «цифровая грамотность». С узкой точки зрения это способность человека использовать цифровые инструменты в своих интересах. Однако, наиболее распространен расширенный подход, который определяет цифровую грамотность как набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и Интернет-ресурсов. Здесь рассматриваются в комплексе цифровые компетенции, цифровое потребление и цифровая безопасность.
Цифровые компетенции отражают возможность и готовность использования цифровых технологий обществом. К ним можно отнести владение технологиями поиска в сети-Интернет, умение производить финансовые операции через сеть-Интернет и использовать online-сервисы для приобретения товаров и услуг, способность критического восприятия информации и проверки её на достоверность и другие.
Цифровое потребление характеризует доступность и фактическое использование цифровых технологий обществом. Например доступность широкополостного и мобильного Интернета, наличие цифровых устройств, уровень использования цифровых государственных услуг, количество Интернет-магазинов и другие.
Цифровая безопасность отражает владение техническими и социально-психологическими навыками безопасной работы в сети. Иными словами это способность граждан защищать свои персональные данные, обеспечивать конфиденциальность и целостность информации, а так же общее отношение общества к пиратскому медийному контенту и программному обеспечению, уровень культуры общения в социальных сетях и другое [3].
Таким образом, цифровая грамотность определяется следующими умениями:
1. Умением не только находить информацию, но и оценивать её качество, достоверность и целостность.
2. Умением использовать информацию для непрерывного обучения в течение всей жизни.
3. Умением адаптироваться быстро изменяющимся цифровым инструментам.
4. Умением анализировать проблему и находить цифровые инструменты, позволяющие её решить.
5. Умением настраивать под себя и совмещать друг с другом различные цифровые инструменты для решения проблемы.
6. Умением обеспечивать защиту информации.
Цифровая грамотность обучающихся формируется уже на этапе средней школы. Она должна развиваться в комплексе с общими задачами образования. Так как использование цифровых технологий в настоящее время выступает базовым навыком, оно должно быть включено в школьную программу. Многие исследования доказывают, что цифровая грамотность оказывает благотворное воздействие на формирование других базовых навыков и компетентностей обучающихся. Это обусловлено тем, что в условиях постоянного роста объёма информации, умение найти и идентифицировать её как достоверную и актуальную, несомненно сказывается на общих измеряемых результатах
103
обучения. С точки зрения В.С. Зайцева, компьютерные технологии в образовании являются реальной частью культуры, внедрять эти технологии в современной школе необходимо [1,С.302]. Автор выделяет несколько областей применения цифровых технологий в современной школе:
1. Ведение и оформление внутришкольной документации.
2. Составление расписаний занятий.
3. Создание и использование базы данных по сотрудникам и учащимся.
4. Мониторинг деятельности учителей.
5. Оперативное управление учебным заведением путем интерактивных телеконференций, виртуальных планерок, передача срочной информации на экраны учительских машин.
6. Использование электронной почты для связи.
7. Психологическое тестирование работников и детей и др. [1, С.303].
Таким образом, при активном использовании цифровых технологий в школе, возможно выделить несколько направлений повышения цифровой грамотности обучающихся:
1. Увеличение ориентированности на развитие личности обучающихся;
2. Построение системы удаленного взаимодействия в образовательных сетях;
3. Построение сетевой управленческой культуры:
4. Модульное построение сетевых образовательных программ
5. Осуществление проектной, учебно-исследовательской, практикоориентированной деятельности;
6. Непрерывное обновление сетевых образовательных программ на основе анализа больших данных;
7. Широкое использование современных технологий в образовательном процессе;
8. Ранняя профориентация, готовность к смене социальной роли, профессии;
9. Сетевая социализация;
10. ЬОБ - обучение по требованию: «уберизация» [2].
Стоит отметить, что вопросы увеличения цифровой грамотности актуальны и на уровне высшей школы.
В 2018 году в течении приемной кампании был проведен социологический опрос 100 абитуриентов с целью выявления уровня цифровой грамотности и отношения к цифровым технологиям в процессе обучения. Так по результатам исследования установлено, что лишь 35% абитуриентов знакомы с понятием цифровая грамотность. Из них 95% считают, что уровень их цифровой грамотности находится на высоком уровне. При этом, 98% абитуриентов отметили, что для них работа на компьютере является естественным, ежедневным процессом. Однако, цель использования компьютера у абитуриентов разная, что отражено на рисунке 1.
Полученные результаты говорят о том, что абитуриенты в большей степени используют компьютер в развлекательных целях, что ставит под вопрос умение находить и идентифицировать информацию как достоверную. Так же стоит отметить, что 68% опрошенных используют лишь один источник при поиске информации. О безопасности
и Компьютер помогает мне в решении повседневных задач для работы, учебы и т.д.
Компьютер нужен мне скорее для развлечений и досуга
Рисунок 1 - Цель использования абитуриентами компьютера
использования интернета говорят 77% абитуриентов, при этом 87 % затруднились ответить на вопрос о действиях в случае обнаружения вируса. Это может свидетельствовать о низком уровне знаний в области обеспечения информационной безопасности.
Уровень практического использования цифровых технологий абитуриентами может быть определен посредством анализа осуществления подачи документов в учебное заведение в электронном виде. Лишь 14% абитуриентов воспользовались online-сервисом, остальные абитуриенты выразили недоверие к электронной форме подачи документов по причинам, представлен на рисунке 2.
1 Нужна консультация специалиста
и Технические проблемы на сайте
Неспособность подачи документов в электронном виде
- Отсутсвие информации о такой возможности
Рисунок 2 - Причины недоверия к online-сервису подачи документов в учебное заведение
Таким образом, недоверие большинства студентов обусловлено с одной стороны необходимостью личной консультации представителя того или иного направления обучения, с другой стороны техническими неполадками на сайте учебного заведения или неспособность и недостатком информации о данной форме подачи документов.
В ходе опроса абитуриенты отметили, высокую значимость использования цифровых технологий в процессе обучения: 99% отпрошенных считают, что использование электронных книг и систем тестирования, мультимедийного оборудования, социальных сетей положительно сказывается на результатах обучения. При этом 78% опрошенных ожидают от обучения в высшем учебном заведения активного использования цифровых технологий, в том числе программного обеспечения в рамках выбранного направления.
Таким образом, можно сделать вывод, что цифровая грамотность абитуриентов на настоящий момент находится на неудовлетворительном уровне, что обуславливает необходимость её увеличения в ходе процесса обучения в высшем учебном заведении посредством активного использования цифровых технологий.
Интенсивное развитие цифровых технологий радикально меняет процесс и формат высшего образования, что является серьезным вызовом - как по содержанию образовательного процесса, так и по его организации. Это обусловлено тем, что цифровизация экономики требует от специалистов высокого уровня цифровой грамотности, совершенно иных компетенций, отличных от тех, которые формируется при традиционном формате обучения. Это может быть достигнуто не только за счет ставших уже рутиной электронных презентаций или использования видео, но и при прямых подключениях к электронным базам данных проходящим форумам, а так же при проведении практических занятий с привлечением ведущего специалиста посредством Skype, Instant Messaging Service и т.д. Так же одним из направлений является создания партнерств между студентами и преподавателями, что позволяет увеличить уровень цифровой грамотности всех вовлеченных сторон. Стоит отметить важность учета проблемы цифровой грамотности при стратегическом планировании на уровне вуза, иными словами рост индивидуальной цифровой грамотности должен быть включен в приоритеты руководства и в концепцию развития вуза в целом.
В настоящее время одной из ключевых целей образования является «научить учиться», быть готовым к переменам, к работе с более сложными проектами, заимствованию передовых, в том числе - зарубежных практик.
Современные выпускники для обеспечения своей конкурентоспособности на рынке труда должны работать на опережение ситуации, постоянно повышать свою квалификацию и уровень цифровой грамотности.
Цифровая грамотность специалистов во многом определяется и уровнем цифровой трансформации выпускающего высшего учебного заведения, которая обусловлена не только внедрением IT-решений, но и значительными культурными и организационными изменениями.
Переход в цифровой формат обусловлен несколькими факторами. С одной стороны, современное поколение студентов определяется как «digital natives» - «цифровые аборигены», и демонстрирует намного большую склонность к применению новых технологий в своей повседневной жизни. Следовательно, цифровизация университета сделает его более адаптированным для целевой аудитории, что в свою очередь приведет к повышению конкурентоспособности вуза на рынке образования, созданию дополнительной ценности и привлечению студентов. С другой стороны, создание и сохранение конкурентного преимущества университета в настоящих условиях определяется своевременностью внедрения новых технологий и, как следствие, готовностью к фундаментальным сдвигам в сторону образовательной системы нового поколения. Стоит так же отметить и необходимость цифровизации внутренних процессов учебного заведения в целях увеличения эффективности его деятельности и создания условий для проведения всех инновационных и культурных преобразований, которые требуются от университета при переходе на новую образовательную модель [6, С.8].
Список используемой литературы:
1. Зайцев В.С. Педагогические технологии: элективный курс для подготовки бакалавров и магистров. - В 2-х книгах. - Книга 1 - Челябинск, ЧГПУ, 2012 - 424 с.
2. Информационный портал «itWeek» (PC Week) [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://www.itweek.ru/idea/article/detail.php?ro=192831 (дата обращения: 30.06.2018)
3. Консорциум New Media Consortium (NMC) сообщество сотен ведущих университетов, колледжей, музеев и исследовательских центров [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://www.nmc.org/ publication/ nmc-horizon-report-2017-higher-education-edition-russian/ (дата обращения: 29.06.2018)
4. Медиа-проект об образовании «Newtonew» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://newtonew.com/tech/nelzya-prosto-vzyat-i-ocifrovat (дата обращения: 28.06.2018)
5. Тульчинский Г.Л. Цифровая трансформация образования: вызовы высшей школе / Г.Л. Тульчинский // Философские науки. -2017. - № 6. - С. 121-136.
6. Marc Prensky Digital Natives, Digital Immigrants / Marc Prensky// From On the Horizon MCB University Press. -2001. - Vol. 9 No. 5.