ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3
ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНЫЙ АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНЫХ АСПЕКТОВ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА
ШОГЕНОВА Ф.Б.,
преподаватель,
Кабардино-Балкарский государственный университет, 360004, Нальчик, ул.Чернышевского, 173;
КУСОВ С.Б.,
аспирант, Северо-Кавказский горно-металлургический институт, 362021, Владикавказ, ул. Космонавта Николаева, 44
В статье рассмотрены проблемы развития туристско-рекреационного комплекса, дан функционально-стоимостный анализ региональных аспектов системы стратегического управления туристско-рекреационного комплекса.
Ключевые слова: рекреация; туризм; методы исследования; стратегическое управление; функционально-стоимостный анализ.
In article are considered problems of the development tourist complex, is given function-analysis regional aspect systems of strategic management tourist complex.
Keywords: tourism; methods of the study; strategic management; function analysis.
Коды классификатора JEL: L85.
В системе целого комплекса скоординированных действий, принимаемых с целью стабилизации ситуации в экономике Кабардино-Балкарии, рекреационная деятельность занимает особое место в активизации платежного баланса, достижения финансового равновесия и долгосрочного экономического подъема [1, 2]. Очевидно, что это обязывает нас обратиться к анализу региональных аспектов системы стратегического управления рекреационной отрасли.
Общими основами организации анализа и диагностики деятельности курортно-туристского комплекса являются теории управления и корпоративного контроля. Система анализа и диагностики эффективности управления рекреационным предприятием включает определенные взаимоотношения между его составляющими; определенную инфраструктуру, обеспечивающую информационные, технические, функциональные условия анализа и диагностики.
Современная концепция стратегического управления — это концепция эффективного управления предприятием (комплексом), обеспечивающая ему долгосрочное существование в условиях рынка.
Стратегическое управление как концепция и как система методов сформировались в течение последних 30 лет XX века в ответ на постоянные и быстрые изменения в экономике. Методы стратегического управления дополнили методы стратегического и оперативного планирования, служившие ранее основой управления предприятием в стабильной среде.
В настоящее время во всех странах капиталистического мира значительно углубились формы планирования, своего рода элементы некогда популярного в СССР закона планомерного пропорционального развития.
По имеющимся в печати данным, в США 200 крупнейших корпораций (каждая из них больше, чем министерство сельского хозяйства России), имеющих достаточно жесткую систему планирования [3].
В современных условиях мы хотим выделить отличительную особенность изменений — смещение форм конкуренции. Если до середины XX века преобладала конкуренция товаропроизводителей на рынке, то в настоящее время, на наш взгляд, ситуация меняется: конкуренция касается не столько товаров, сколько производственных потенциалов, мощностей, т.е. повышается регулируемость конкуренции.
Можно сказать, что в рыночном хозяйстве (как и при командно-административной системе), как проявление интересов науки, экономики, идет борьба между типичными принципами рыночной эко-
© Ф.Б. Шогенова, С.Б. Кусов, 2010
номики с ее свободной конкуренцией и необходимостью соблюдения планомерности, пропорциональности.
Оппоненты могут возразить против вывода, что и при административно-командной экономике также идет борьба «двух законов», двух принципов хозяйствования. Но данное утверждение объясняется следующим. В командно-административной системе, где государство являлось собственником практически всех и вся, были административно разрешены некоторые элементы рыночной экономики. В рыночной экономике, к которой мы стремимся перейти, к сожалению, повторяя огромное число ошибок и просчетов, важно завершить процесс создания совершенных рыночных отношений.
Они являются определяющими, а закон, или принцип планомерности, реализуемый государством, уравновешивает в той или иной мере возможные и неизбежные отрицательные последствия рынка: перепроизводство, конкуренцию, стихийность.
Недостаточное внимание к таким основополагающим факторам является, на наш взгляд, одной из главных причин наших неудач при переходе к рынку, шараханий от полностью плановой к совершенно нерегулируемой экономике.
Возникает вопрос, нужно ли планирование экономике России и если да, то в какой мере? Рассмотрим этот вопрос в трех аспектах. Во-первых, на уровне отдельных хозяйствующих субъектах, где планирование осуществляется при рыночной экономике даже более жестко, хоть и не столь формально, поскольку нет вертикального подчинения.
Во-вторых, на уровне корпораций, особенно транснациональных. Здесь возникает проблема двух этажей. На первом — преобладает стратегическое мышление, планирование, прогнозирование, создание механизма стимулирования; на втором — та же система, что и в автономных фирмах. В-третьих, планирование на уровне государства.
Современное стратегическое планирование направлено на обеспечение гибкости и нововведения в деятельности хозяйственного субъекта, необходимые для достижения целей в изменяющейся среде. Отсюда стратегическое планирование — один из современных инструментов воспроизведения фирмой предпринимательского поведения. В рамках стратегического планирования решаются четыре основные задачи:
• распределение ограниченных ресурсов предприятия (технологии, производственные фонды, финансовые ресурсы, управленческий персонал);
• адаптация к внешней среде путем действий стратегического характера, которые используют благоприятные внешние возможности, противостоят опасностям путем выявления адекватных вариантов деятельности — альтернатив, обеспечивающих приспособление к окружающим условиям;
• внутренняя координация стратегической деятельности с целью эффективной интеграции внутри хозяйствующего субъекта с учетом сильных и слабых ее сторон, обеспечение эффективной внутренней деятельности на фирме;
• формирование стратегической организационной культуры путем развития мышления управленческого персонала и формирования структуры организации, стиля деятельности, нацеленных на постоянные поиски, изменения, усвоение опыта прошлых стратегических решений.
Используя принципы функционально-стоимостного анализа, проанализируем курортно-туристский комплекс как нетехническую систему с целью ее улучшения.
К нетехническим системам относится обширная группа объектов, в основе функционирования, развития и совершенствования которых лежат преимущественно нетехнические решения. К нетехническим системам относится широкий комплекс организационных и управленческих систем. На производстве это такие блоки, как организация основного, вспомогательного, обслуживающего производства, включая, в частности, транспортировку, складирование, размещение цехов и служб, систему упаковки, входной, пооперационный и выходной контроль, организацию НИОКР, технической, организационной и экономической подготовки производства, материально-техническое снабжение и сбыт, рекламу, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, управление производством, затратами, включая планирование, прогнозирование, контроль, оперативное регулирование, диспетчирование, нормирование, систему общественного питания, отдыха, быта, защиту материальных ценностей и др. Нетехнические, нормативные системы находят широкое применение за пределами сферы материального производства. Это организация и управление системой функционирования школ, техникумов, колледжей, вузов, санаториев и домов отдыха, учреждений здравоохранения, коммерческих институтов, городского хозяйства, театров, кино и т. п. Сравнивая систему проектирования и особенно функционирования нетехнических и технических систем (ТС), следует с достаточно большой вероятностью считать, что первые работают менее эффективно и с большими потерями. Это связано с рядом причин. Во-первых, система контроля за функционированием технических систем (например, конструкцией изделий) более жесткая; во-вторых, в их разработке заняты хорошо подготовленные высококвалифицированные, специализированные многочисленные технические службы (главного конструктора, главного технолога, отдела технического контроля и т. п.); в-третьих, здесь неизмеримо больше развита стандартизация; в-четвертых, имеется десятилетиями обкатанная систе-
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3
ма изобретательства, патентования, рационализаторства; в-пятых, отработана система подготовки и повышения квалификации инженерных кадров в технических вузах самых различных профилей; в-шестых, технические системы не столь сильно зависят от «человеческого» фактора, от взаимоотношений между людьми, работниками; в-седьмых, функционировавшая в нашей стране административно-командная система наиболее сильно тормозила совершенствование именно нетехнических систем.
Поэтому столь важно, с экономической точки зрения, обратить особое внимание именно на нетехнические системы, методика проведения ФСА которых развита значительно слабее, чем методика ФСА технических систем.
Наиболее близко к техническим системам на производстве находятся системы, которые могут быть названы производственным комплексом. Они включают как технические, так и нетехнические системы. Рассмотрим их с позиций нетехнических систем.
Курортно-туристский комплекс представляет собой большую систему, включающую чаще всего производственные, исследовательские, коммерческие, управленческие, проектные подразделения.
Курортно-туристский комплекс выполняет несколько внешних функций:
■ завоевание и расширение позиции на рынке;
■ достижение высокой прибыли и рентабельности на капитал;
■ оказание конкурентоспособных услуг (лечение, отдых);
■ накопление капитала для инвестирования и реинвестирования;
■ установление нормальных деловых и партнерских отношений с местными органами власти, бан-
ками, коммерческими структурами, экологическими организациями и т. д.
Главная функция в различные периоды времени и в зависимости от ситуации на рынках может меняться. Но чаще всего это одна-две из перечисленных первых трех.
Для реализации внешних функций в курортно-туристском комплексе необходимо осуществлять следующие внутренние основные функции: это развитие основного, вспомогательного, обслуживающего производства, организация производства, труда и управления, коммерческой деятельности и т. п.
Соответственно для реализации этих основных функций первого порядка необходим комплекс вспомогательных функций: здания, сооружения, транспортные средства, столовая и т. д.
Основные и вспомогательные функции могут быть определены не по курортно-туристскому комплексу в целом, а по его подсистемам разных порядков: производствам, подразделениям, участкам, бригадам, рабочим сменам, рабочим местам.
Возможно и другое построение функциональной модели курортно-туристского комплекса: выпускаемая продукция (выполняемые услуги) — техническая база производства — технология изготовления — организация производства — организация труда — организация управления.
Рассмотрим более детально принципиальные особенности функционально-стоимостного анализа организации производства. Под последней принято понимать систему сочетания основных факторов производства во времени и в пространстве, обеспечивающую реализацию внешних функций и рациональное использование производственного потенциала [3].
Можно выделить непрерывные и прерывные (дискретные) процессы организации производства. В первом случае основная цель функционально-стоимостного анализа — ускорить темпы осуществления внешних функций, во втором случае (если функционально-стоимостный анализ проводится на ранних стадиях создания курортно-туристского комплекса) главной принципиальной проблемой является создание условий для преобразования прерывного производства в частично, преимущественно или полностью непрерывное.
Как известно, с точки зрения уровня механизации и автоматизации, в практике курортного дела могут быть выделены процессы машинно-ручные, машинные, автоматизированные и комплексноавтоматизированные. При проведении целенаправленного стратегического ФСА задача может быть сформулирована так: поднять уровень механизации и автоматизации на одну ступень (естественно, с учетом экономической эффективности этих мероприятий). Соответственно, если сам стратегический ФСА проводится в условиях мелкосерийного, среднесерийного, крупносерийного, массового производства, то задача состоит в том, чтобы поднять тип производства еще на одну ступень.
Важным элементом организации при устойчивом выпуске продукции является внедрение поточных методов производства. Известно, что по степени синхронизации выделяются линии без синхронизации, с меняющейся синхронизацией, с полной синхронизацией. По степени непрерывности существуют прерывные, прерывающиеся, непрерывные; а по степени специализации — многопредметные, серийно-поточные и массово-поточные разновидности поточных линий. При стратегическом ФСА задача может заключаться в переходе от сложившейся разновидности поточного производства к оптимальной для данных условий с точки зрения успешности реализации внешних функций и, естественно, экономичности производства.
Рассмотрим укрупненную функциональную модель деятельности различных служб предприятий по анализу резервов и повышению конкурентоспособности, разработанную под руководством д.э.н., профессора Мисакова В.С. в центре «Устойчивое региональное развитие» Института информатики и проблем регионального управления Кабардино-Балкарского научного центра РАН.
Данная функциональная модель может успешно использоваться при совершенствовании системы стратегического управления курортно-туристским комплексом. Само управление представляет собой одну из основных функций производственной системы, реализующих внешние функции. Управление как основная функция представляет собой особый вид деятельности, направленный на руководство всей производственной системой. Эта функция отличается от других не только характером реализации, но также используемой информацией, профессиональным составом кадров, спецификой подготавливаемых решений. Материализация этой функции осуществляется, прежде всего, организационной структурой управления, его аппаратом. Принципиально наиболее приемлема такая функция управления, которая имеет ноль затрат на ее реализацию и при которой отсутствует аппарат управления. Основным направлением более рациональной реализации функции управления является проведение необходимых мер по повышению степени относительности и экономичности управления.
Указанные обстоятельства требуют разработки программы анализа действующей системы управления, в частности, разработки плана и программы, существующей системы управления производственной системой, организации и проведения исследования; обработки данных исследований с построением фактических деревьев целей, деревьев функций, матриц распределения функций, матриц функциональных связей подразделений и работников.
ФСА может успешно применяться для совершенствования нормирования. Традиционные методы нормирования расхода сырья и материалов подразделяются, как известно, на оценочные, суммарные и аналитические. Оценочный метод характеризуется использованием временных, предварительных норм, основанных на имеющейся ретроспективной информации о материальных затратах, скорректированных на изменяющиеся условия производства. Нормы потребления материалов, исчисленные таким путем, являются ориентировочными. Достоинство их в том, что они, в известной мере, имитируют материальные затраты.
Суммарный метод более точен, чем оценочный, и позволяет изучить результаты ретроспективы. Устанавливаемые нормы корректируются с учетом потери материалов, степени их использования, изменяющихся условий производства. Опытно-статические нормы и, наконец, аналитический метод основаны на исчислении теоретического уровня потребления материалов межхозяйственными аналитическими сравнениями, инженерными расчетами и т.д.
Более точные расчеты, хотя и трудоемкие, — расчеты с помощью ФСА, используемые при определении норм материальных затрат. Исходя из основного принципа ФСА, основанного на увязке затрат с полезностью тех или иных функций, можно в результате углубленного исследования целесообразности расходов прийти к более оптимальному нормированию. ФСА при определении норм расхода материалов эффективен, если основные параметры и потребительные свойства изделия в целом определены или заданы; потребление материалов в целом и на отдельных стадиях производства точно известно и измеримо: осуществлен выбор оптимального технологического процесса, при котором потери и отходы материалов минимальны. На уровень расходов материалов непосредственное воздействие могут оказывать рабочие, добиваясь рационального использования материальных ценностей и максимальной экономии. Следует, однако, иметь в виду, что нормы, установленные даже с помощью ФСА, периодически должны подвергаться проверке, критическому анализу и пересмотру. Имеются благоприятные предпосылки для использования ФСА при проведении и совершенствовании маркетинговой политики.
Следует при этом иметь в виду, что переход от традиционной политики к маркетинговой в теоретическом и особенно практическом плане является весьма сложной проблемой. Такой переход необходимо начать с осмысливания стратегии жизненного цикла, выпускаемых и разрабатываемых изделий. После того как выполнены необходимые расчеты и определены различные варианты, составляются схемы перехода, а также определяются главные функции перехода и информация, необходимые для реализации этой цели. Затем формируется функциональная модель (ФМ) перехода, устанавливаются основные и вспомогательные функции [3].
Далее функциональная модель маркетинга рекреационного предприятия расчленяется на несколько моделей в разрезе производства, изделий, а также новых технологий, систем организации производства и управления. При этом как на верхнем, так и на других уровнях необходимо обеспечить построение ФМ рынка по следующим составляющим: исследовательские (проектные) работы — подготовка производства — производство — транспортировка и сбыт — реклама — обратная связь.
ФСА блока «Критерии оценки маркетинговой деятельности» курортно-туристских предприятий включает межхозяйственные сравнения. Прежде всего по объему, продаже и прибыли с конкурентами, в том числе и с иностранными, степени соответствия издержек намечаемых и фактических в разрезе изделий; числу новых и утерянных заказчиков; прогнозируемой мотивации покупок или непокупок по различным изделиям (услугам).
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3
ФСА блока «Анализ ситуации на рекреационном предприятии» предполагает исследование следующих функций: организация производства, технический уровень, качество выпускаемой продукции, ее технология, включая оборудование, эффективность рекламы.
При ФСА блока «Маркетинговый прогноз» определяется база сбыта, и на ее основе прорабатываются краткосрочные, среднесрочные, а в отдельных случаях и долгосрочные прогнозы — стратегия маркетинга. Естественно, что все они связаны между собой.
Задача краткосрочной стратегии «Освоенная продукция — новый рынок» требует определения объема рынка с выделением сегментов, наиболее нуждающихся в данной продукции. Эта стратегия направлена на установление взаимосвязей между новой продукцией и уже освоенным рынком. Здесь предусматривается производство новых образцов продукции. Отсюда решение вопросов по концентрации материальных, интеллектуальных и других ресурсов в тех сферах, где наиболее велико преимущество фирмы перед конкурентами.
Основой осуществления принципа маркетинга все больше становится системный подход, под которым понимают исследование любых объектов посредством представления их в качестве систем и анализа этих систем. Применение системного подхода означает переход от постадийного, функционального анализа и управления к комплексному анализу взаимодействующих процессов, разработку новых методов количественного соизмерения возрастающего многообразия учитываемых факторов, выявление альтернативных путей достижения поставленных задач [3]. Управление сегодня, по мнению специалистов, должно быть «управлением затратами» (cost management). Иными словами, это умение не только делать ту или иную работу хорошо, но делать ее с прибылью для себя.
ЛИТЕРАТУРА
1. Альтудов Ю.К., Пежев М.X. Курортно-рекреационный комплекс: проблемы управления собственностью // Рекреационная деятельность- приоритетное направление социально-экономической политики. Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2001.
2. Ботчаева С.М. Лизинг как источник финансирования капитальных вложений в санаторно-курортный комплекс // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2000. № 4. С. 45-51.
3. Мисаков В.С. Анализ конкурентоспособности фирмы. М.: Финансы и статистика. 1986. С. 206.
4. ТаовП.К.,ГуртуевА.О. Рекреационная система в России // Эко. 1999. № 2. С. 30-36.
5. Хачева М.М. Некоторые проблемы развития курортно-рекреационной системы г. Нальчика. Межвуз. сб. науч. тр. «Актуальные проблемы». Пятигорск: ИУБиЛ, 2001. С. 111-114.