Научная статья на тему 'Функционально-стоимостной анализ в системе инструментов совершенствования процессов в вузе'

Функционально-стоимостной анализ в системе инструментов совершенствования процессов в вузе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
496
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОЙ АНАЛИЗ / ПРОЦЕСС / ЗАТРАТЫ / ВУЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шарашкина Т.П., Шилкина А.Т.

В статье рассмотрены подходы к определению методов управления качеством, предложена авторская классификация средств и методов управления качеством в зависимости от характера воздействия на объект управления. Особое внимание уделено рассмотрению сущности и возможности практического применения функционально-стоимостного анализа в рамках совершенствования процессов в системе менеджмента качества вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функционально-стоимостной анализ в системе инструментов совершенствования процессов в вузе»

УДК 005.336.3:378.4

ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНЫЙ АНАЛИЗ

В СИСТЕМЕ ИНСТРУМЕНТОВ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ В ВУЗЕ

Т. П. ШАРАШКИНА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры управления качеством E-mail: s. t. p. 79@yandex. ru

А. Т. ШИЛКИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления качеством E-mail: alvina_2007@list. ru

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева

В статье рассмотрены подходы к определению методов управления качеством, предложена авторская классификация средств и методов управления качеством в зависимости от характера воздействия на объект управления. Особое внимание уделено рассмотрению сущности и возможности практического применения функционально-стоимостного анализа в рамках совершенствования процессов в системе менеджмента качества вуза.

Ключевые слова: методы управления качеством, классификация, функционально-стоимостный анализ, процесс, затраты, вуз.

В управлении качеством методология определяется как логическая организация деятельности человека, включающая в себя цель, предмет, объект управления, подходы, средства и методы для достижения запланированного результата [4]. Однако, по мнению авторов, главную роль в данной методологии играют средства и методы управления, с помощью которых реализуются принципы управления качеством и выполняются его функции.

В целом под методом управления понимают способ воздействия, способ использования тех или иных средств управления [4].

Относительно методов управления качеством необходимо отметить, что в настоящее время в на-

учной литературе нет единой терминологии данного понятия. Рассмотрим различные подходы к определению методов управления качеством (табл. 1).

Обобщая приведенные определения методов управления качеством можно дать следующее определение данному понятию. Методы управления качеством — это комплекс способов воздействия (социально-экономических, организационных, научно-технических) органов управления на процессы, персонал, продукцию и деятельность организации в целом, отраженный в соответствующей документации и обеспечивающий качество и конкурентоспособность продукции [6].

Методы управления качеством достаточно разнообразны, в связи с чем используются их различные классификации. Можно выделить наиболее распространенную классификацию, в соответствии с которой методы управления качеством делятся на: общенаучные методы исследования (анализ, синтез, метод научной абстракции и т. д.); конкретные методы и приемы исследования (статистические методы, наблюдение, сравнение, моделирование, экспериментирование) и социально-психологические методы исследования (анкетирование, тестирование, социологические опросы и т. д.) [6].

Однако в последнее время в практике управления качеством используются методы прямого и косвенного воздействия на объект управления,

Таблица 1

Подходы к определению методов управления качеством

Автор Трактовка понятия

Аристов О. В. Способы и совокупность приемов воздействия на средства и продукты труда, направленные на достижение требуемого качества [1]

Гиссин В. И. Пути, которыми органы управления воздействуют на производственный процесс, обеспечивая достижение и поддержание планируемого состояния и качества продукции [2]

Мишин В. М. Способы и приемы осуществления управленческой деятельности и воздействие на управляемые объекты для достижения поставленных целей в области качества [5]

такие как экономические и организационно-распорядительные (административные). Вместе с тем нельзя не отметить технологические методы, которые находят применение как при управлении, так и при обеспечении качества. Наряду с этими способами используется спектр методов творческого поиска решений и методов исследования управления качеством, среди которых широко распространены экспертный метод, развертывание функции качества (QFD-метод), SWOT-анализ и функционально-стоимостный анализ. Они часто применяются в практике принятия решений в области обеспечения качества и управления им.

На основе многообразия средств и методов управления качеством разработана авторская их классификация, в которой выделены пути (направления) управления качеством и способы, с помо-

Классификация методов и с

щью которых используются различные средства управления. Методы и инструменты управления качеством можно классифицировать по следующим признакам:

- в зависимости от характера воздействия на объект управления;

- в зависимости от процесса принятия решения (коллективные и индивидуальные методы творческого поиска решений);

- в зависимости от объема знаний в различных областях науки и техники (диверсифицированные методы) (табл. 2).

Из приведенной классификации средств и методов управления качеством остановимся подробнее на сущности и практическом применении функционально-стоимостного анализа (ФСА). Функционально-стоимостный анализ является

Таблица 2

дств управления качеством

Методы управления качеством Средства (инструменты) управления качеством

В зависимости от характера воздействия на объект управления

Организационно-распорядительные Оргтехника, средства связи, банк нормативной документации, регламентирующие документы

Экономические SWOT-анализ, функционально-стоимостный анализ

Социально-психологические Анкетирование, социологический опрос, тестирование, экспертная оценка

Технологические Статистические методы, новые инструменты, развертывание функции качества (ррО-метод), РМБА-анализ

В зависимости от процесса принятия решения (коллективные и индивидуальные)

Направленный поиск Теория решения изобретательских задач, законы развития технических систем, алгоритм решения изобретательских задач, метод эвристических приемов

Систематизированный Фундаментальный метод проектирования Э. Мэтчета, метод синтеза изделий, метод морфологического анализа, метод контрольных вопросов

Психологическая активизация творчества Метод маленьких человечков, синектика, метод гирлянд, ассоциаций и метафор, корабельный совет, мозговая атака

В зависимости от объема знаний в различных областях науки и техники (диверсифицированные методы)

Бенчмаркинг Банк нормативной документации, регламентирующие документы, экспертные методы (анкетирование, SWOT-анализ, статистические методы)

Система сбалансированных показателей Статистические методы, SWOT-анализ, функционально-стоимостный анализ

20 ключей к совершенствованию бизнеса Корабельный совет, мозговая атака, цикл РБСА, анкетирование, регламентирующие документы, SWOT-анализ, новые инструменты

Шесть сигм Статистические методы

5 8 Экспертные методы, анкетирование, регламентирующие документы, метод контрольных вопросов

инструментом интегративного улучшения результатов деятельности организации, а также снижения затрат при проектировании и перепроектировании процессов, создающих ценности для клиентов и организации. Методология ФСА широко используется в отраслях материального производства (машиностроение, электротехническая и электронная промышленность) и в сфере услуг (в том числе в сфере образования), что связано с системностью метода. Системность ФСА позволяет выявить в каждом изучаемом объекте причинно-следственные связи между качеством, характеристиками и затратами. В основе метода лежат данные, которые обеспечивают менеджеров информацией, необходимой для обоснования и принятия управленческих решений при применении следующих методов:

- эвристические методы творческого поиска новых идей и решений;

- методы активизации мышления;

- методы технико-экономического и системного анализа [3].

В настоящее время качеству образовательной, научной, исследовательской и инновационной деятельности вуза уделяется большое внимание. Рассмотрим применение функционально-стоимостного анализа для процесса подготовки и проведения научно-практической конференции в вузе (табл. 3).

Для проведения дальнейшего исследования необходимо обратить внимание на функции, выполняемые на конкретных этапах процесса подготовки и проведения научно-практической конференции и на их стоимостную оценку. Выявление, формулировка и классификация функций осуществляются в рамках аналитического этапа функционально-стоимостного анализа.

В качестве объекта исследования выбран процесс подготовки и проведения научно-практической конференции. Для реализации этого процесса необходимы четкая скоординированная и организованная работа исполнителей процесса и его материально-техническое обеспечение.

На основе классификации и структуры процесса подготовки и проведения научно-практической конференции построим функционально-стоимостную модель данного процесса.

При построении функционально-стоимостной модели на ее верхний уровень были вынесены две главные функции, на второй — основные, на третий уровень — обеспечивающие их вспомогательные функции. В данной модели оценена значимость каждой функции по отношению к вышестоящей функции и значимости функций в целом. Значимость функции и

а я

8

Я X <и а

<и &

X о

а «

о

а

и <и Т

х

н «

а

с ■

о X

У

&

X к X X

ч

V

а о а с

х

*

и о н о

и §

X

«

и и <и

я о а х

X X

я

X

е

2 I

В И

щ Я

и а

I *

I =

Й а £

о у в £

2

3 в

Я 8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

я Я

3 'й

$ £

н

15 X

о Й =

=

£ ■г

и =

и £

:= 8

=

£ -

3

з

а =

г

и и

Т.

к

Я =

м О 1С

О

в 3 3

£

Рч

Рч

«

О &

о §

&

2 ^ р

р н я .9

Я ю

ЭТ Я

Л &

Й « Й О

« р ^

о

ю

Я Л

к -

р «

о

X

8 &

Л

о 1С

Я га

ю р

Я л н о о

о «

В а о

X -

р

[3

X

я

К о о

а р

к

§ 'В <3 й

N

о Р « Й О Я

^ п

О Р

о о Р К о

о "

^ Л

И &

Й «

5 р &

и ^ а э я Л

Я рЙ £ § ^

ю р

Я я н о о

о «

В а о

X -

р

[3

X

я

§ 5в

<3 й

N

о р « Й о Я

^ п

о Р

о с р К

о р ~

X

§ в М я

я О £ о

Я

В « а к

я

I

р

Л „ р я

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

е р о 8

а

в

х. т

о *

Окончание табл. 3

СО

о»

а? а*

Функция Обозначение Классификация функций Носитель функции Значимость по отношению к функции в целом Затраты на реализацию функции по отношению к функции в целом

Главная Основная Вспомогательная

Определение руководителя и секретаря секций П22 — — + Заместитель заведующего кафедрой по научной работе, профессорско-прподавательский состав 0,07 0,04

Определение места и времени проведения конференции пз + Заведующий кафедрой, заместитель заведующего кафедрой по научной работе, профессорско-преподавательский состав, учебно-вспомога-тельный персонал 0,10 0,07

Рассылка информационных писем Б14 — + — Учебно-вспомогательный персонал, компьютер 0,20 0,35

Разработка программы конференции + Заведующий кафедрой, заместитель заведующего кафедрой по научной работе, профессорско-преподавательский состав 0,15 0,14

Сбор статей и формирование сборника Р16 — + — Профессорско-преподавательский состав, учеб-но-вспомогательный персонал 0,22 0,30

Прием статей и их структурирование по направлениям конференции П61 + Заместитель заведующего кафедрой по научной работе, учебно-вспомогательный персонал 0,11 0,02

Редактирование и верстка сборника {162 — — + Профессорско-преподавательский состав, учебно-вспомогательный персонал 0,09 0,08

Издание сборника П63 — — + Издательство, типография 0,02 0,20

Проведение конференции Р2 + — — Заведующий кафедрой 1 1

Работа пленарного заседания Б21 + Представители администрации вуза, декан факультета, заведующий кафедрой, представители организаций и предприятий, мультимедийное оборудование 0,3 0,15

Работа секций конференции Р22 — + — Участники, руководители и секретари секций конференции, мультимедийное оборудование 0,3 0,15

Подведение итогов конференции Р23 + Заведующий кафедрой, заместитель заведующего кафедрой по научной работе, руководители секций 0,4 0,7

Проведение круглого стола и разработка рекомендаций Ш1 + Заведующий кафедрой, заместитель заведующего кафедрой по научной работе, профессорско-преподавательский состав, руководители секций 0,25 0,2

Рассылка сборника статей участникам конференции П32 + Профессорско-преподавательский состав, учеб-но-вспомогательный персонал, отдел управления делами 0,15 0,5

ГЪ

Ж

ГЪ

ГЪ

ж

I

ГЪ

<31

л

со сл

(А) VI

(А)

О

^^

I

N О И»

(А)

0,20—

0,15-0,10_ 0,05— 0

0,05

Значимость функции

Р23 (0,40)

Р21 (0,30)

Р22 (0,30)

Р11 (0,15)

Р12 (0,18)

Р14 (0,20)

Р16 (0,22)

f112

f111 (0,09) (0,06)

И21 (0,11)

(0,07)

«21 И22 (0 03) (0,04)

Р13 (0,10)

Р15 (0,15)

И61 (0,11)

f162 (0,09)

И63 (0,02)

f231 (0,25)

Г232 (0,15)

f111 И12 (0,03) (0,04)

f161 (0,02)

Р11 (0,07)

Р12 (0,07)

Р13 (0,07)

И62 (0,08)

Р15 (0,14)

Р21 (0,15)

f163 (0,20)

Р16 (0,30)

Р14 (0,35)

0,10__

0,15 0,20 0,25— 0,30 0,35 0,40— 0,4

0,50— 0,55 0,60— 0,65— 0,70—

Затраты на реализацию функции

Примечание. Расшифровку буквенно-цифровых обозначений функций см. в табл. 3.

Функционально-стоимостная диаграмма процесса

Р22 (0,15)

f231 (0,20)

f232 (0,50)

Р23 (0,70)

затраты на их реализацию даются в долях единицы от значимости функций в целом и общих затрат. В связи с тем, что в вузе функционально-стоимостный анализ до настоящего исследования не проводился, то данные, касающиеся значимости функций и затрат на их реализацию были получены на основе консультаций с заместителем декана по научной работе факультета и ведущим экономистом сектора

госбюджетных НИР финансово-экономического управления вуза.

Функционально-стоимостная диаграмма процесса подготовки и проведения научно-практической конференции представлена на рисунке.

Данная диаграмма состоит из двух квадрантов и представляет собой графическое распределение функций по значимости (квадрант над осью абс-

0,40—

0,3

0,30—

0,2

Г

цисс) и по затратам на функции (квадрант ниже оси абсцисс).

На схеме видно, что в целом процесс организации и проведения научно-практической конференции и его составляющие имеют достаточно рациональное соотношение затрат к выполняемым функциям. Можно видеть, что те части секторов, которые обозначают функциональную значимость, в основном значительно больше секторов, которые обозначают затраты на данные функции.

Но несмотря на то, что процесс организации и проведения научно-практической конференции вполне рационален, имеются секторы, где пропорции затрат и значимости функций элементов данного процесса увеличиваются в сторону затрат (например, F14, А63, £232).

Именно на этих этапах организации и проведения научно-практической конференции необходимо сконцентрировать внимание для поиска изменения соотношения затрат и выполняемых функций в сторону снижения затрат. Таким образом, на основе проведения аналитического этапа ФСА получены следующие выводы:

а) процесс организации и проведения научно-практической конференции, этапы его составляющие, элементы этих этапов имеют достаточно рациональное соотношение между значимостью выполняемых функций и значимостью затрат на выполнение всех функций;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б) несмотря на положительную оценку процесса организации и проведения научно-практической конференции в целом, в структуре соотношения затрат и значимости функций его различных элементов существуют диспропорции в виде преобладания затрат над значимостью функций.

Необходимо разработать рекомендации по изменению пропорциональной структуры соот-

ношения затрат и функциональной значимости в тех элементах процесса организации и проведения научно-практической конференции, где это необходимо. Необходимо также разработать рекомендации по изменению соотношения затрат и значимости функций тех этапов, где есть возможность снижения затрат.

Таким образом, можно определить, что основные направления по улучшению структуры процесса организации и проведения научно-практической конференции будут касаться экономного расходования ресурсов в рамках материально-технического обеспечения.

Исследование показало возможность применения функционально-стоимостного анализа в деятельности российских вузов, что позволит руководству получить эффективный инструмент управления затратами и повысить конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.

Список литературы

1. Аристов О. В. Управление качеством: учеб. пособие. М.: ИНФРА, 2003.

2. Гиссин В. И. Управление качеством продукции. Ростов н/Д: Феникс, 2000.

3. Гордашникова О. Ю. Функционально-стоимостный анализ качества продукции и управления маркетингом на предприятии. М.: Альфа-Пресс, 2006.

4. Исследование систем управления / под ред. проф. Э. М. Короткова. М.: ИНФРА-М, 2003.

5. Мишин В. М. Управление качеством: учебник. М.: Юнити-Дана, 2005.

6. Шарашкина Т. П. Средства и методы управления качеством: учеб. пособие. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.