УДК 658.562
DOI: 10.30987/article 5c0f8097ecd513.19409794
О.А. Горленко |, Т.П. Можаева, А.С. Проскурин
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРОЦЕССОВ МЕНЕДЖМЕНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Рассматривается методология управления процессами менеджмента образовательной организации на основе функционально-стоимостного анализа (ФСА). Предлагается подход к структурированию процессов менеджмента, поволяющий снизить
уровень неопределенности в функционировании управленческих процессов в организации.
Ключевые слова: система менеджмента, образовательная организация, процессы менеджмента, функционально-стоимостной анализ, функциональная модель, структурирование.
O.A. Gorlenko , T.P. Mozhaeva, A.S. Proskurin
FUNCTIONAL MODEL OF EDUCATIONAL INSTITUTION MANAGEMENT
A procedure for the control of educational institution management processes on the basis of the functional-cost analysis (FCA) is under consideration. An approach to structuring management processes allow-
В практике управления качеством продукции, в том числе и качеством образования, достаточно широко применяется функционально-стоимостной анализ
(ФСА), суть которого, как известно, заключается в исследовании функций любого объекта (продукции, процесса и т.п.) с последующей минимизацией затрат на их реализацию при обеспечении качества, результативности и эффективности [1-3].
Последовательность проведенния ФСА включает следующие шаги [1]:
1. Формулирование функций исследуемого объекта.
2. Классификация функций в зависимости от их разновидностей (главные, второстепенные, основные и вспомогательные).
3. Оценка весомости функций на основе определения их значимости и относительной важности.
4. Сопоставление количественных оценок функций с затратами на их исполнение с целью выявления несоответствий, т.е. превышения над их значимостью.
5. Выявление и устранение причин таких несоответствий.
ing the decrease of the uncertainty level in management process functioning in the institution is offered.
Key words: management system, educational institution, management processes, functional-cost analysis, functional model, structuring.
На наш взгляд, проведению ФСА должен предшествовать структурный анализ объекта исследования с позиций системного подхода. В основе системного подхода, как известно, лежит разработка методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов - систем разных типов (общественных систем, технологических систем и др.).
Под системой понимают некое множество структурно и функционально взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство, т.е. целостность. Другое положение системного подхода указывает на то, что в системе целое больше суммы входящих в него частей, подчеркивая тем самым, что системы - ин-тегративные множества с присущими им определенными совокупными качествами и закономерностями. Третье положение говорит о том, что всякая система является в то же время частью другой, более обширной системы, а ее компоненты и подсистемы, в свою очередь, могут изучаться как самостоятельные системы. Это положение раскрывает так называемый принцип иерархичности, многоуровневости строения систем. Отдельные уровни си-
стемы обусловливают определенные аспекты ее поведения, а ее целостное функционирование является результатом взаимодействия всех ее сторон, уровней. Для систем характерно не только наличие связей и отношений между образующими их элементами, но и неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с которой они проявляют свою целостность.
Главные характеристики системы:
1. Структура £, определяемая:
а) рядом ее элементов Е=[в1, в2, ..., вп], где п - число элементов системы;
б) соответствующими свойствами элементов р=(р(вг)];
в) связями элементов, определяемыми как отношения между элементами, Я={Я(вг в)].
Таким образом, структура системы представляет собой множество £={ Е,Р,Щ.
2. Входы и выходы. Каждая система может быть отделена гипотетической оболочкой от ее окружения. Связи между системой и окружением, пересекаемые оболочкой, можно разделить на входы {X] и выходы {7].
Входы и выходы можно разделить на три общие категории: вещество, энергия, информация.
3. Функция. Функция системы (Р), используемой для некоторой цели, состоит в преобразовании входов {X] в выходы {7]. Это преобразование можно описать математическими уравнениями, физическим аналогом, словесно и т.п.
Структурное описание системы представляет собой попытку понять поведение системы через ее элементы (части, уровни), а функциональное описание - понять ее взаимодействие с окружающей средой через соотношения между входами и выходами.
Общая методика системного подхода включает следующие этапы:
1. Определение функции системы:
а) отделение системы от ее окружения путем выбора оболочки (с расположением ее как можно ближе к главным деталям механической системы);
б) перечисление всех входов и выходов;
в) описание функциональных соот-
ношений между входами и выходами.
2. Определение структуры системы:
а) идентификация элементов системы;
б) определение взаимосвязей между элементами;
в) выявление соответствующих свойств элементов.
Функциональное описание системы должно быть дополнено подробным изучением изменения структуры системы во времени и влияния такого изменения на ее функциональное поведение. Так, при описании систем менеджмента следует учитывать, что они обладают структурой и функцией динамических систем, свойства элементов которых могут изменяться во времени.
Большинство организаций сегодня построены по функциональному признаку, отличительной особенностью которого является принцип управления «сверху вниз» внутри в известной степени изолированных друг от друга структурных подразделений [4]. Как правило, в таких организациях для принятия любого решения требуется участие вышестоящего руководителя, из-за чего затрудняется и тормозится обмен информацией между структурными
Входы
Управление
ПРОЦЕСС
Выходы -►
Ресурсы
Рис. 1. Схема процесса
подразделениями, при этом некоторая часть ее теряется. В этой связи перспективной является замена функционально-ориентированного подхода к управлению организацией на процессно-
ориентированный.
Процесс - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы (рис. 1). При этом любая деятельность (или комплекс деятельности), в которой используются ресурсы для преобразования
входов в выходы, может рассматриваться как процесс; зачастую выход одного процесса непосредственно образует вход следующего.
В соответствии с теорией всеобщего управления качеством (Total Quality Management - TQM) процесс рассматривается как любая организованная деятельность, спланированная генерировать предварительно установленный для определенного пользователя выход, обеспечивая при этом необходимый вход процесса. Такая деятельность может быть любого рода: планирование, проектирование, исследование, производство, администрирование и т.п.
У любого процесса есть свои границы, определяющие его начало (вход) и конец (выход). Выход процесса, по существу, является результатом преобразования входа, которое может быть классифицировано следующими четырьмя категориями:
- физическое преобразование;
- преобразование места расположения;
- преобразование сделки, договора, протокола или ведения дела;
- информационное преобразование.
Процесс выполняет свою деятельность, используя определенные ресурсы (людей, оборудование и т.д.), при этом ресурсы часто рассматривают как один из входов процесса.
Приведем еще одно определение понятия «процесс» [5]. Процесс - это упоря-
доченная целенаправленная последовательность повторяющихся операций, имеющая начало и конец, в результате выполнения которой создается продукт или услуга:
- последовательность означает наличие двух или более этапов или операций;
- упорядоченность - наличие устойчивой последовательности этапов или операций;
- повторяемость - цикличность операций;
- наличие начала и окончания - согласованные точки старта и финиша;
- продукт или услуга - соответственно осязаемый или неосязаемый выход.
Приведем другое определение процесса и связанных с ним понятий [6]. Процесс - совокупность последовательно или/и параллельно выполняемых операций, преобразующая материальный или/и информационный потоки в соответствующие потоки с другими свойствами. Процесс протекает в соответствии с управляющими директивами, вырабатываемыми на основе целей деятельности. В ходе процесса потребляются финансовые, энергетические, трудовые и материальные ресурсы и выполняются ограничения со стороны других процессов и внешней среды.
Структурно процесс может быть представлен так, как это показано на рис. 2.
М
1 2 3 4 5 6 ... п
вход выход
Рис. 2. Структурное описание процесса менеджмента: A...M - этапы; 1...п - операции
Этап - часть процесса, характеризующая качественное изменение рассматриваемого объекта (например, изменение характера деятельности или воздействий на объект). Примерами этапов некоторых процессов менеджмента являются подготовительный, основной и заключительный.
Процесс обработки данных, например, можно разделить на четыре укрупненных этапа:
1. Начальный (первичный). Сбор исходных данных, их регистрация (прием первичных документов, проверка полноты и качества их заполнения и т.д.). Сбор и
регистрация данных может осуществляться следующими способами:
- механизированный - сбор и регистрация информации с использованием простейших приборов (весы, счетчики, приборы учета времени и т.д.);
- автоматизированный - использование машиночитаемых документов, регистрирующих автоматов, систем сбора и регистрации.
2. Подготовительный. Прием, контроль, регистрация входной информации и перенос её на машинные носители. При обнаружении ошибки производится исправление вводимых данных, корректировка и их повторный ввод.
3. Основной. Непосредственно обработка информации. Предварительно может быть выполнен ряд операций, например сортировка данных.
4. Заключительный. Контроль, выпуск и передача результатной информации, её размножение и хранение.
Операция - совокупность последовательно или/и параллельно выполняемых действий, преобразующих объекты, входящие в состав материального или/и информационного потока, в соответствующие объекты с другими свойствами [7]. Операция выполняется: а) в соответствии с
директивами, вырабатываемыми на основе директив, определяющих протекание процесса, в состав которого входит операция; б) с потреблением всех видов необходимых ресурсов; в) с соблюдением ограничений со стороны других операций и внешней среды.
Операции состоят из действий. Действие - преобразование какого-либо свойства материального или информационного объекта в другое свойство. Действие выполняется в соответствии с командой, являющейся частью директивы на выполнение операции, с потреблением необходимых ресурсов и соблюдением ограничений, налагаемых на осуществление операции.
Действия можно подразделять на основные, связанные с преобразованием рассматриваемого объекта, и вспомогательные, необходимые для выполнения основных действий. Характер действий определяется функциями выполняемых операций.
Представленная на рис. 2 схема является структурной моделью процесса менеджмента. Аналогичным образом может быть построена функциональная модель. Данная модель может быть представлена в табличной форме (таблица) или в виде схемы (рис. 3).
Таблица
Функциональная модель процесса организации научно-практической конференции [2]
Функция Обозначение Исполнитель функции Затраты на реализацию функции в долях к функции в целом
Подготовка к проведению конференции П В данной графе указывается Ф.И.О. ответственных за исполнение функций 1
Определение тематики и основных направлений конференции Б11 0,07
Создание рабочей группы Б12 0,07
Распределение обязанностей между членами группы Б121 0,04
Определение руководителей конференции и ее секций Б122 0,04
Определение места и времени проведения конференции Б123 0,07
Рассылка информационных писем Б124 0,21
Сбор тезисов докладов и формирование сборника конференции Б13 0,30
Издание сборника конференции F131 0,20
Проведение конференции F2 1
Проведение пленарного заседания F21 0,3
Организация работы секций F22 0,4
Подведение итогов конференции F23 0,3
Заключительный этап конференции F3 1
Рассылка решений конференции F31 0,2
Рассылка сборника тезисов докладов F32 0,5
Информирование общественности о результатах проведения конференции F33 0,3
Построение функциональных моделей процессов менеджмента в виде таблицы или схемы позволит исключить дублирование функций отдельными исполнителями и минимизировать затраты на их осуществление. Затраты могут быть рассчитаны на основе известных методик.
Подобным образом могут быть построены функциональные модели отдель-
ных структурных подразделений образовательной организации (кафедры, факультета, института и др. подразделений). Выявленные при этом функции должны быть положены в основу разработки положений о структурных подразделениях, а также должностных инструкций их сотрудников.
Рис. 3. Схематичная функциональная модель процесса организации научно-практической конференции (таблица)
Применение рассмотренного в статье функционального подхода, несомненно, будет способствовать повышению резуль-
тативности и эффективности процессов менеджмента в образовательной организации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Наумова, Н.А. Функционально-стоимостной анализ в управлении инновационными процессами технического университета / Н.А. Наумова,
Е.В. Хоменко // Менеджмент качества. - 2010. -№ 25 (190). - С. 9-18. 2. Шарашкина, Т.П. Функционально-стоимостной анализ в системе инструментов совершенство-
вания процессов в вузе / Т.П. Шарашкина,
A.Т. Шилкина // Менеджмент качества. - 2013. -№ 37 (340). - С. 32-37.
3. Наумова, Н.А. Экспертные методы в функционально-стоимостном анализе научно-образовательной деятельности кафедры / Н.А. Наумова // Университетское управление: практика и анализ. - 2014. - № 3(91). - С. 103109.
4. Репин, В.В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов / В.В. Репин,
B.Г. Елиферов. - М.: Стандарты и качество, 2004. - 408 с.
5. Ривелл, Дж.Б. Главное о качестве. Справочник от А до Я / Дж.Б. Ривелл; пер. с англ. А.Л. Раскина; под науч. ред. В.Л. Шпера. - М.: Стандарты и качество, 2006. - 232 с.
6. Рекомендации по стандартизации Р50.1.028-2001. Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Методология функционального моделирования.
7. Горленко, О.А. Процессный подход к менеджменту качества / О.А. Горленко, И.Г. Манкевич; под ред. О.А. Горленко. - Брянск: БГТУ, 2008. -168 с.
1. Naumova, N.A. Functional-cost analysis in innovation process management of technical university / N.A. Naumova, E.V. Khomenko // Quality Management. - 2010. - No.25 (190). - pp. 9-18.
2. Sharashkina, T.P. Functional-cost analysis in tool system for college process updating / T.P. Sharashkina, A.T. Shilkina // Quality Management. - 2013. - No.37 (340). - pp. 32-37.
3. Naumova, N.A. Expert methods in functional-cost analysis of department scientific-educational activities / N.A. Naumova // University Management: Practice and Analysis. - 2014. - No.3 (91). - pp. 103-109.
4. Repin, V.V. Process Approach to Management. Business-Process Modeling / V.V. Repin, V.G. Ye-
liferov. - M.: Standards and Quality, 2004. - pp. 408.
5. Rivell, J.B. Main about quality. Reference Book from A to Z / J.B. Rivell; transl. from Engl. of A.L. Raskin; under the scientific editorship of V.L Sper.
- M.: Standards and Quality, 2006. - pp. 232.
6. Recommendations on standardization P50.1.028-2001. Information Technologies for Product Life Support. Methodology of Functional Modeling.
7. Gorlenko, O.A. Process Approach to Quality Management / O.A. Gorlenko, I.G. Mankevich; under the editorship of O.A. Gorlenko. - Bryansk: BSTU, 2008. - pp. 168.
Статья поступила в редакцию 11.09.18. Рецензент: д.т.н., профессор Уфимского государственного
авиационного университета Шустер Л.Ш. Статья принята к публикации 12.11.18.
Сведения об авторах:
Горленко Олег Александрович, д.т.н., профессор, начальник управления качеством образования в вузе Брянского государственного технического университета, е-таП: цоа-Ьц1и@таП. гц. Можаева Татьяна Петровна, к.т.н., доцент, начальник отдела нормативной документации управления качеством образования в вузе Брянско-
го государственного технического университета, е-тай: цоа-ЬШи@та11. ги
Проскурин Александр Сергеевич, ведущий инженер управления качеством образования в вузе Брянского государственного технического университета, е-таЛ: [email protected].
Gorlenko Oleg Aleksandrovich - doctor of technical
sciences, professor, head of education quality management at the university of Bryansk State Technical University, Phone (fax): (4832) 56-62-11, e-mail: [email protected].
Mozhaeva Tatyana Petrovna - candidate of technical sciences, associate professor, head of the department of
normative documentation of education quality management at the university of Bryansk State Technical University, Phone (fax): (4832) 56-62-11, e-mail: [email protected]
Proskurin Aleksandr Sergeevich - leading engineer of education quality management at the university of Bryansk State Technical University, Phone (fax): (4832) 56-62-11, e-mail: [email protected].