Хитринцев В. Б., к. э.н., доцент Омский государственный университет путей сообщения
Россия, г. Омск
ФУНКЦИОНАЛЬНО - СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАССМОТРЕНИЮ
ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ
В современной экономической среде с высоким темпом обмена информацей, при возрастающем ее объеме, при множестве ее смысловых вариаций, основополагающим фактором развития становится функциональный процесс, под которым понимается обработка и анализ информации системы о состоянии полезного адаптационного результата.
При этом следует учитывать, что система не является самодостаточной, так как она обменивается имеющимися в ее распоряжении ресурсами с взаимосвязанными системами внешней среды и является в свою очередь подсистемой большей системы. С другой стороны, система реализует себя через принцип синергии, так как повышается потенциал адаптации и развития.
Функциональные системы в сфере труда имеют особенность -возможность приспосабливаться к социально-экономической среде в краткосрочном периоде, а в долгосрочном периоде эволюционировать и развиваться.
Если под функциональной системой понимать мотивацию работника, то функциональная система будет характеризоваться саморегулирующимися процессами. Элементы данных процессов в такой системе являются основой для удовлетворения потребностей работника и влияют на оптимальный результат деятельности.
При этом в процессе адаптации формируются наиболее эффективные формы взаимодействия между отдельными элементами функциональной системы, которые обуславливают адаптационные полезные эффекты (например, работник адаптируется к внешней среде, тем самым повышается его мотивация и эффективность работы).
Адаптационные полезные эффекты проявляются на различных уровнях трудового процесса - начиная от трудовой деятельности и заканчивая социальным поведением. Данные эффекты являются системообразующими факторами взаимодействия работника с внешней средой.
Специфика работника проявляется через его мотивационные характеристики, в особенности через развитие его мотивационной основы -компетенции, как потенциала. Таким образом, функциональная система при взаимодействии работника с внешней средой представляется в виде схемы 1.
Схема 1. Функциональная система при взаимодействии работника с внешней средой
Мотивационная основа формируется в результате воздействия социальных ценностей, социально-правовых норм, предпочтений философских и религиозных взглядов. В условиях неполной информации, когда нет возможности обработать имеющиеся в распоряжении индивида данные об изменениях и развитии всех элементов воздействия на его мотивационную основу, на первую роль выходят краткосрочные элементы функциональной системы мотивационного уровня - стимулы.
При этом часть определенных внешних воздействий (стимулов) на работника со стороны внешней среды сохраняется в мотивационной основе индивида и при значительной силе воздействия даже может изменить ее.
Из данного логического построения следует вывод, что в мотивационной основе системообразующую роль, при определенных условиях, играет запоминание стимулов.
Исходя из работ ряда классиков экономической науки, например, У. Джевонса, из системы запоминающихся стимулов формируется два основополагающих мотива - страдания и наслаждения. При этом следует учитывать, что с точки зрения психологии мотив страдания (либо страха перед страданием) играет наиболее важную роль, чем мотив наслаждения, так как имеет большую мотивационную силу и запоминается на более длительный период.
В тоже время, в информационном обществе в условиях избытка информации, связанной с маркетинговой политикой продвижения и
направленной на формирование потребностей индивида о предоставляемых наслаждениях, как нормы «общества потребления», у работника-индивида возникает специфическая мотивационная неопределенность. Мотивационная неопределенность означает, что индивид не имеет возможности разработать план возможных перспективных действий, которые приведут к удовлетворению потребностей (объективных и навязанных политикой продвижения). При этом работник в каждый краткосрочный период оценивает свою деятельность через полученные результаты и вознаграждение по теории ожидания В. Врума, а также соотносит их с вознаграждением других по теории справедливости Дж. Адамса. В случае затруднения удовлетворения потребностей возникает процесс фрустрации по теории ERG (потребности существования, связи, роста) К. Альдерфера, т.е. переход на удовлетворение потребности более низкого уровня. В этом случае с точки зрения функциональной системы, для работника наибольшую роль начинает играть процесс фрустрации, постепенно преобразуя его мотивационную структуру в сторону снижения компетенции в долгосрочном периоде.
С другой стороны, краткосрочные адаптационные эффекты, связанные с положительными эмоциями работника, возникающими даже при справедливом вознаграждении, индивидом рассматриваются как само собой разумеющиеся и забываются быстро, т.е. не включаются в его мотивационную структуру и не меняют его компетенции.
Таким образом, при эффективном использовании трудового потенциала работника, краткосрочное воздействие внешней среды на индивида должно реализовываться не через разовые стимулы и надбавки, а через равномерное и целенаправленное повышение заработной платы и улучшение условий его труда. Долгосрочное воздействие должно реализовываться через предоставления работнику понятной, по мере возможностей, полной информации об удовлетворении его потребностей с учетом возможного появления процесса фрустрации.
При реализации вышеизложенных положений согласно с функционально-системным подходом, компетенция станет характеризоваться стабильным долгосрочным развитием.
В целом, функционально-системый подход расширяет возможности исследования и раскрытия вопросов развития потенциала работника по сравнению с классическим подходом к мотивации труда.
Хитринцева А.В. старший преподаватель Омский институт водного транспорта
Россия, г. Омск