Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НЕМЕЦКИХ ГЛАГОЛЬНЫХ НЕОЛОГИЗМОВ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ'

ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НЕМЕЦКИХ ГЛАГОЛЬНЫХ НЕОЛОГИЗМОВ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
129
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕОЛОГИЗМЫ / ПУБЛИЦИСТИКА / СЛОВООБРАЗОВАНИЕ / NEOLOGISMS / JOURNALISM / DERIVATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зинцова Юлия Николаевна, Рябинина Анна Михайловна

В рамках данной статьи рассматривается понятие «неологизмы», представлен количественный показатель использования неолексем в региональных СМИ Германии, выстраивается рейтинг по степени убывания глагольных неологизмов, согласно которому выявляется частотность употребления того или иного неологизма в публицистическом дискурсе, определены способы образования изучаемых неолексем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FUNCTIONAL-PRAGMATIC POTENTIAL OF GERMAN VERBAL NEOLOGISMS IN JOURNALISTIC DISCOURSE

In this article the concept of «neologisms» is considered, the quantitative indicator of the use of neologisms in the German regional mass media is presented, a rating is developed according to the degree of decrease of verbal neologisms, according to this rating the frequency of the use of neologisms in journalistic discourse is identified, the ways of formation of the studied neo-lexemes are determined.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НЕМЕЦКИХ ГЛАГОЛЬНЫХ НЕОЛОГИЗМОВ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ»

ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НЕМЕЦКИХ ГЛАГОЛЬНЫХ НЕОЛОГИЗМОВ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ

ДИСКУРСЕ

Зинцова Юлия Николаевна

канд. филол. наук, доцент кафедры теории и практики немецкого языка, Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова,

г. Нижний Новгород E-mail: [email protected]

Рябинина Анна Михайловна

студентка 401 (б) нл, факультета романо-германских языков, Нижегородский государственный лингвистический университет

им. Н.А. Добролюбова, г. Нижний Новгород E-mail: [email protected]

THE FUNCTIONAL-PRAGMATIC POTENTIAL OF GERMAN VERBAL NEOLOGISMS IN JOURNALISTIC DISCOURSE

Julia Zintsova, Ph.D.

Associate Professor, German Language Department, Nizhny Novgorod State Linguistics University, Nizhny Novgorod

E-mail: [email protected]

Anna Ryabinina

Student of the Faculty of Romano-Germanic Languages, group 401(b)nl, Nizhny Novgorod State Linguistics University, Nizhny Novgorod

E-mail: anutaryabi1998@mail. ru

Аннотация: в рамках данной статьи рассматривается понятие «неологизмы», представлен количественный показатель использования неолексем в региональных СМИ Германии, выстраивается рейтинг по степени убывания глагольных неологизмов, согласно которому выявляется частотность употребления того или иного неологизма в публицистическом дискурсе, определены способы образования изучаемых неолексем.

Ключевые слова: неологизмы, публицистика, словообразование.

Abstract: in this article the concept of «neologisms» is considered, the quantitative indicator of the use of neologisms in the German regional mass media is presented, a rating is developed according to the degree of decrease of verbal neologisms, according to this rating the frequency of the use of neologisms in journalistic discourse is identified, the ways of formation of the studied neo-lexemes are determined.

Key words: neologisms, journalism, derivation.

В настоящее время в современной публицистике довольно часто используются неологизмы. Актуальность содержания информации заставляет искать новые формы выражения, общепонятные и в то же время отличающиеся свежестью и необычностью. В какой-то степени эту задачу позволяют решить неологизмы. Изучением сущности неологизмов, уделяя особое внимание их

© Зинцова Ю.Н., Рябинина А.М., 2020

воспроизводимости в языке, занимаются ученые-неологи. Так, И.Р. Гальперин определяет неологизмы как «любые новые словарные и фразеологические единицы, появившиеся в языке на данном этапе его развития и обозначающие новые понятия, возникшие в результате развития науки и техники, новых условий жизни, социально-политических изменений и т.д. или выражающие новыми словами, созданными в целях эмоционально-стилистических, уже существующие понятия» [1, с. 77].

Многие исследователи утверждают, что публицистический стиль является благоприятным фактором для возникновения новых окрашенных единиц, так как, освещая актуальные события в мире, публицист не может постоянно изъясняться сухим, привычным канцелярским языком. Так или иначе, журналист использует в публицистическом тексте эмоционально-окрашенные слова или неологизмы, которые обладают большой смысловой емкостью и образностью по сравнению с привычной, общеупотребительной лексикой.

Данное исследование посвящено изучению особенностей функционирования неологизмов в немецком публицистическом дискурсе. В ходе работы в первую очередь проводился анализ частотности появления современных неологизмов в публицистике, в частности, в статьях крупных немецких газетных изданий.

Материалом для осуществления данного исследования послужили центральные немецкие издания: Der Spiegel online (северная Германия), Der Tagesspiegel online (центральная Германия), Süddeutsche Zeitung online (Южная Германия) (2000-2020 гг.) [5, 6, 7]. Для установления количественного показателя использования того или иного неологизма в газетах разных регионов Германии использовались корпусные архивы газетных изданий, которые предоставляются онлайн-сервисом Cosmas II (Институт немецкого языка, Маннхайм, Германия). Полученные данные представлены в следующей табл. 1:

Таблица 1

Количественное использование неологизмов в региональных СМИ Германии

Неологизмы «Der Spiegelonline» «Der Tagesspiegelonline» «Süddeutsche Zeitungonline»

abkärchern 852 963 745

abschreiben 258 697 257

actimelisieren 156 24 597

adden 854 963 459

aldisieren 298 1147 269

whatsappen 570 1190 446

youtuben 557 114 303

zappen 189 254 294

Итого: 94490 105049 80919

Данные количественного подсчета дают возможность представить долевое соотношение использования глагольных неологизмов в газетах регионов Германии (рис. 1):

Рис. 1. Долевое соотношение использования неологизмов в разных регионах Германии

Таким образом, количественная и статистическая обработка данных онлайн-сервиса Cosmas II в аспекте актуализации глагольных неологизмов в газетах, издаваемых в разных регионах Германии, позволяет отметить приблизительно равное использование в статьях неологизмов.

Для более подробного анализа необходимо было подсчитать среднюю частотность употребления неологизмов в немецком публицистическом дискурсе. С помощью данных подсчетов удалось выстроить рейтинг по степени убывания глагольных неологизмов, чтобы проследить частотность употребления того или иного неологизма в общем в немецком публицистическом дискурсе. Результаты полученных данных представлены в табл. 2:

Таблица 2

Средняя частотность употребления современных неологизмов в немецком публицистическом дискурсе

1 durchgoogeln 1054

2 chippen 998

3 deglobalisieren 958

4 hypen 940

5 vergewerkschaften 940

6 müllern 939

7 stromern 938

8 inlinen 922

9 entfreunden 897

10 ergoogeln 896

131 bloggen 433

132 liken 407

133 abschreiben 404

134 rürupen 391

135 scrollen 391

136 walken 389

137 simsen 385

138 youtuben 324

139 actimelisieren 259

140 zappen 245

Таким образом, вверху таблицы находятся наиболее часто используемые в немецких газетах неологизмы (chippen, durchgoogeln, deglobalisieren и др.), внизу таблицы - наименее (youtuben, zappen, actimelisieren и др.).

Следующей задачей исследования являлось определение способа образования изучаемых неологизмов.

Неологизмы в современном немецком языке могут образовываться следующими способами:

1) словообразовательными моделями (словосложение, аффиксация, сокращение, конверсия);

2) семантической деривацией (метафора, метонимия, сужение или расширение значения);

3) заимствованиями из других языков [2, с. 1043-1044].

Исходя из этого изучаемые неологизмы были распределены в зависимости от способа образования по соответствующим группам. Результаты данного аспекта исследования представлены на диаграмме, которая показывает процентное соотношение способов образования данных немецких неологизмов (рис. 2):

Словообразовательные модели

30%

Заимствование из других языков 53%%

■ Словообразовательные модели "Семантическая деривация "Заимствование из других языков ■

Рис. 2. Долевое соотношение способов образования неологизмов в современном немецком языке

Исходя из полученных результатов можно сделать вывод, что корпус немецких неологизмов формируется в большинстве случаев путем привлечения заимствований из других языков, в частности, английского (более 50 % единиц) (chatten, liken и др.). Существует мнение, что «... причиной большого количества заимствований в немецком языке является экспрессия новизны заимствованного слова и его коммуникативная актуальность» [3, с. 10].

Также достаточно активный способ образования неологизмов в немецком языке - это использование различных словообразовательных моделей, типичных для немецкого языка (wegklicken, entfolgen и подобные). И менее всего для образования неологизмов, как показывает исследование, используются приемы семантической деривации (glotzen и др.).

Далее в ходе исследования были изучены функционально -прагматические особенности глагольных неологизмов, используемых в немецком газетном дискурсе.

Употребление неологизмов в современной публицистике и прагматический анализ их функций показывает, что новые слова выполняют несколько функций:

1. Номинативная функция.

Номинативную функцию как основную функцию выполняет большинство неологизмов, служащих для обозначения новых понятий, например, в области модернизации техники: в компьютерной сфере (durchgoogeln, ergoogeln, chatten, emailen); в экономической сфере (assortieren, ausgeben); в политической сфере (vergewerkschaften, FDPisieren, sich alliieren,).

2. Функция привлечения внимания адресата.

Публицистика является определяющим фактором образования и основой общественного мнения, поэтому высокоэффективность деятельности СМИ целостно связана с учетом восприятия всей аудитории.

3. Функция экономии лексических средств в публицистическом тексте.

Вследствие принципа языковой экономии в письменной и устной

коммуникации в публицистической сфере появляется и употребляется большое количество новых языковых единиц.

4. Эвфемистическая функция.

Данная функция реализуется с помощью заимствованных слов. Именно иноязычная лексика чаще всего заменяет неудобное для данной обстановки или грубое, непристойное слово [4, с. 9].

Таким образом, согласно наибольшей частотности употребления, широкое распространение в немецкой публицистике имеют глагольные неологизмы, относящиеся к компьютерной тематике. Это такие глаголы, как: durchgoogeln, hypen, entfreunden, ergoogeln, chatten. Довольно часто в немецких газетах используются также глаголы, относящиеся к сфере политики (leaken), культуры (aufbrezeln) и образования (slammen).

Также при анализе функционально-прагматических особенностей глагольных неологизмов необходимо учитывать, что в основном глаголы-неологизмы немецкого языка являются заимствованиями из английского языка. Анализ отобранных примеров показывает, что такого рода глагольные неологизмы продуктивно используются во всех выбранных для исследования публицистических источниках.

Список литературы

1. Гальперин И.Р. Очерки по стилистике английского языка. - М.:

Либроком, 2012. - 462 с.

2. Кобенко Ю.В. Явление билингвальной вариативности в процессе

заимствования лексических единиц (на материале современного

немецкого языка): автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. -

Барнаул, 2005. - 21 с.

3. Федорцова В.Н., Пащенко М.В. Новые глаголы в современном немецком языке // Известия Самар. науч. центра Рос. акад. наук. - 2012. - 1044 с.

4. Чо Джейси. Состав и функционирование неологизмов в языке газеты. -М.: МГОУ, 2004. - 36 с.

5. Der Spiegelonline [Электронный ресурс]. - URL: http://www.spiegel.de/ (дата обращения: 10.04.2020).

6. Der Tagesspiegelonline [Электронный ресурс]. - URL: http://www.tagesspiegel.de/ (дата обращения: 01.04.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Süddeutsche Zeitungonline [Электронный ресурс]. - URL: http://www.sueddeutsche.de/ (дата обращения: 22.04.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.