Научная статья на тему 'Функциональная заданность и направленность социальной работы как социально-помогающей деятельности'

Функциональная заданность и направленность социальной работы как социально-помогающей деятельности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
816
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функциональная заданность и направленность социальной работы как социально-помогающей деятельности»

турных процессов и явлений, мы выделяем следующую функции социально-помо-гающей деятельности в архаический период ее развития:

1. Поддерживающая функция, характеризующаяся тем, что внутри рода существовала взаимная обязанность в материальной помощи, защите, отмщении обид. Каждый знал, что на защиту потерпевшего станет весь род.

2. Адаптивная или приспособительная функция, отражающая поведение общинников, которое было направлено на сохранение родового пространства, позволявшего существовать индивиду и быть защищенным сильным обществом, так как вне рода человек существовать не мог.

3. Функция сохранения и воспроизводства ценностей социально-помогающей деятельности, отражающая социальное поведение общинников при котором традиционные нормы архаических форм поддержки и защиты родового пространства (сезонные и внесезонные помочи, толоки, вдовьи помочи и др.) передавались из поколения в поколении как социокультурный опыт социально-помогающей деятельности.

Таким образом, социально-помогающая деятельность, зародившаяся в архаический период в форме родоплеменной и общинной помощи, выполняла ряд важных функций, которые были характерны и для более поздних этапов развития национальной системы социальной защиты населения в России.

Структурно-функциональная основа изучения социально-помогающей деятельности позволяет раскрыть взаимную обусловленность культуры, личности и социума. Это в свою, очередь, будет способствовать выявлению специфики формирующейся в российском обществе профессии, а так же особенностей требований к личности субъекта, осуществляющего деятельность в конкретном социокультурном пространстве (Россия).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Антология социальной работы в 5-ти т. Т.1. История социальной помощи в России / Сост. М.В. Фирсов. - М.: Сварогъ, 1994.

2. Карамзин Н.М. История государства Российского. - М., 2003.

3. Кнышенко Ю.В. История первобытного общества. - Ростов н/Д, 1973.

4. Малиновский Б. Магия и религия // Религия и общество. - М., 1996. - С.46.

5. Материалы по истории социальной работы в России для семинарских и практических занятий: Учебное пособие для вузов / Под ред. П.Я. Циткилова. - Новочеркасск, 1996.

6. Никишенков А.А. Из истории английской этнографии. Критика функционализма. - М., 1986.

7. Петрушевский А. Рассказы про старое время на Руси от начала Русской земли до Петра Великого. - Ярославль: ТОО «ЛИЯ», 1994.

8. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. - М., 1992.

9. Фирсов М.В. История понятий как история процесса социальной работы в России // Социальная работа: теория, технология, образование. - 1996. - №1. - С.40-46.

М.Н. Коныгина

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЗАДАННОСТЬ И НАПРАВЛЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК СОЦИАЛЬНО-ПОМОГАЮЩЕЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Особое значение в рассмотрении нового вида профессионального труда отводится выявлению его преобразующего характера, так как любая профессиональ-

ная деятельность, прежде всего, направлена на целесообразное преобразование социума и формирование субъекта самой деятельности. В этой связи именно исследование функции становящейся профессиональной деятельности позволяет выявить ту роль, которую она выполняет в социальном и личностном (профессиональноличностном) развитии.

По мысли Г.В. Суходольского функциональная заданность новой деятельности, будучи осознанной, становится потребностью. Она организует направленность действий, опредмечивается в материале и средствах труда, становится тем самым одним из актуальных мотивов в иерархии мотивов деятельности субъекта, осмысливается в виде конкретных целей, предвидимых и получаемых апостериорно результатов [6]. Такое понимание функции определяет ее значимость в общей системе структурных компонентов деятельности, рассмотрение которых и позволяет выявить специфику социальной работы как социально-помогающей деятельности, ее направленности и функциональной заданности.

Являясь детерминирующим началом системы, функция организует ее форму и структуру. В. К. Шабельников отмечает, что функция возникает раньше самой системы и затем «как бы взглядом строгого контролера отбирает в ходе органических процессов только тот материал, который способен принять на себя соответствующее функционирование, отбирает из множества случайных форм материи именно те, что принимают и обеспечивают эту функцию» [10, с.156].

Образная представленность функционального первенства в развитии любой системы определила наш подход к рассмотрению общественной функции социаль-но-помогающей деятельности на этапе ее институционализации.

В этот период деятельность включает материал (формы и методы социальной поддержки, обусловленные социокультурной спецификой деятельности и задающие ее направленность, определяющие требования к субъекту труда), обеспечивающий ее системное функционирование в конкретном социокультурном пространстве (Россия).

Понимая под институционализацией универсальный способ упорядочения совместной деятельности людей путем установления определенных правил поведения, норм и санкций, современный этап развития социально-помогающей деятельности мы рассматриваем как оформившийся институт социальной работы, который упорядочивает и санкционирует практическую, учебную и научную виды деятельности. По определению П. Д. Павленка, органическое соединение всех трех видов деятельности (практической, научной и учебной) на определенном этапе развития отечественной системы социальной защиты населения является этапом институционализации социальной работы как профессии [5].

Рассматривая механизмы реализации процесса институционализации практики социальной работы, области ее познания и образовательной деятельности, М.В. Фирсов отмечает, что социальная работа имеет свою специфику институционализации [7]. Исследователь обращает внимание на то, что в отличие от других социальных сфер познания и практики историческая эмпирическая практика помощи и поддержки сформировала условия для организационных усилий в деле локализации социальных проблем. Эта практика осуществлялась на основе самоорганизации общественных сил в виде различных форм институции, и, на начальном этапе, институты в виде благотворительных организаций, в процессе дискуссий съездов и конференций определяли проблемное теоретическое поле, решая конкретные исторические задачи текущего момента (пауперизм, профессиональное нищенство, работа с эмигрантами и т.п.). С появлением необходимости передачи накопленного эмпирического опыта по работе с отдельными проблемами, а также возникновением потребности оформления имплицитных представлений на сложившуюся практику,

оформляется процесс образования в области социальной работы.

Общая схема институционализации социальной работы, по мысли М. В. Фирсова, как в мировой практике, так и в российской, представляет собой следующую последовательность: «эмпирическая практика в различных институциях - дискуссии в рамках конференций и съездов - оформление школ, в которых формируется специфическое образовательное пространство» [7, с.4].

Процесс институционализации социальной работы как единого социального института, включающего практическую, научную и учебную деятельность в российском обществе начался с 1991 года. Этот период развития характеризуется как начальный этап формирования новых социально-экономических и политических общественных отношений. Нестабильность и ценностная противоречивость переходного периода общественного развития обнажили прежние социальные проблемы, усилив их новыми общественными и личностными потрясениями. Глобальные общественные преобразования повлекли за собой изменения процессов социальной адаптации и самореализации отдельных индивидов и целых социальных групп (пожилые, инвалиды, многодетные семьи и др.).

Формирование института социальной работы в кризисные периоды общественного развития является закономерным процессом, подтвержденным историческими фактами институционализации социально-помогающей деятельности в обществе. В ведущих мировых державах социальная работа получила статус самостоятельного вида трудовой и профессиональной деятельности в периоды глубоких социально-экономических и политических потрясений (начало ХХ века).

Общество, санкционируя развитие новых социальных институтов, задает им функциональную направленность и целевую установку. Общественная потребность в развитии социальной работы определена необходимостью гармонизации социальных отношений, основанной на восстановлении социальных функций отдельных индивидов (групп, социальных общностей, государства).

В современном мире поиск гармонии в отношениях между обществом, государством и человеком становится одним из ведущих направлений изменения общественного миропонимания. Это является главной причиной институционализации соци-ально-помогающей деятельности в ведущих мировых державах. Новый тип демократического мировоззрения определяет процесс становления национальных институтов социальной работы как показатель цивилизованности социального государства, проявления принципов демократии, социальной справедливости и гуманизма. Социальное государство сегодня становится сущностной характеристикой государственного строительства, а «социальность» - мерилом мировых цивилизационных процессов.

Не вдаваясь подробно в анализ термина «социальное государство», отметим, что первым его использовал Лоренц фон Штейн при обосновании государственного развития, основанного на равенстве и свободе, а также поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных.

Несмотря на идеалистические взгляды, немецкий мыслитель середины XIX века показал взаимообусловленность развития индивида и общества как основу сохранения социальной целостности. «Государство должно осуществлять экономический и общественный прогресс всех его членов, так как развитие одного является условием и средством развития другого, и в этом смысле мы говорим об общественном социальном государстве» [Цит. по: 1, с.20].

Зарубежные и российские исследователи ведущую роль в формировании социального государства отводят «социальной деятельности в социальной сфере». В отличие от экономической, политической и духовной, социальная деятельность рассматривается как «совокупность изменений и преобразований, которые осуществляет социальная общность (определенная группа людей) для поддержания своей

целостности и устойчивости при взаимодействии с другими социальными общностями или с природой» [2].

Социальная работа в мировой практике реализуется именно в социальной сфере, в которой проявляются и оцениваются результаты экономической, хозяйственной деятельности общества, проверяется ее эффективность и способность удовлетворять интересы и потребности людей. В этой подструктурной зависимости государственных институтов социальная работа выступает регулирующим механизмом основных сфер жизнедеятельности человека.

Выступая одним из видов социальной деятельности, социальная работа становится проводником государственной социальной политики, способствующей, в свою очередь, формированию социального государства, которое и принимает на себя ответственность за положение дел в социальной сфере.

Взаимообусловленность социальной работы и социальной политики на достаточном уровне раскрыта в социологических и социально-философских работах (И.К. Гончаров, С.Н. Данакин, В.А. Никитин, П.Д. Павленок, О.В. Пшеницина, В.П. Чепурнов и др.), обращение к которым позволяет выявить функциональную специфику и направленность нового для российского общества профессионального труда.

Социальная государственная политика рассматривается как сложное, многоплановое, многоуровневое явление внутренней политики страны, деятельность государственных и негосударственных органов по управлению социальной сферой, направленная на более полное удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей всех граждан общества [9].

Социальная политика, реализуемая в социальной сфере, направлена на удовлетворение потребностей людей, в ней проявляется гуманистическая сущность и направленность общественного развития, акцентируется внимание на социальных аспектах труда, быта, досуга населения, его нуждах и законных интересах.

Основные функции социальной политики выражаются в оптимальном разрешении общественных противоречий в социальной сфере, осуществлении диалога между гражданами и государством; защите интересов социальных групп и слоев общества, отдельных людей; интеграции различных слоев населения, гармонизации их интересов, поддержании целостности общественной системы, стабильности и порядка; социализации личности, включении ее в мир социальных отношений, в содействии развитию личности как самостоятельного социально активного субъекта и др.

Эти функции становятся определяющими в развитии социального государства, так как задают цели и направленность социальной работе, выступающей средством реализации государственной социальной политики.

Несмотря на особенности развития национальных систем социальной работы, формирующихся в современном мире (США, Германия, Франция, Англия, Канада и др.), исследователи, определяя общие цели социально-помогающей деятельности в обществе, выделяют следующие: создание благоприятных социальных условий для развития личности, группы, общества; объединение общественных сил по активизации жизненной позиции индивида (группы); совершенствование способностей каждого человека самостоятельно решать свои социальные проблемы; развитие жизненных сил и активной социальной позиции индивида; восстановление социального функционирования человека и др.

Функционал социальной работы соподчинен с направлениями государственной политики и, отражая социальную направленность в общественном развитии, задает «не только государственные обязательства по решению социальных проблем, но и социальную направленность целей, задач, деятельности во всех других сферах жизни общества (политической, экономической, духовной) и характера отношений с гражданами» [1].

Определяя общественную значимость развития института социальной работы, В. А. Никитин отмечает обратную взаимосвязь функционирования основных социальных институтов [4]. Социальная работа, находясь в тесной взаимозависимости с социальной политикой, выступает важнейшим ее инструментом и индикатором эффективности. Эта взаимосвязь прослеживается в сравнении совпадающих направлений социальной политики с направлениями социальной работы, определенными спецификой ее объекта (социально-незащищенное население) и предмета (социальная помощь).

Социальная работа, объектами которой становятся безработные люди, инвалиды, пенсионеры, беженцы, отдельные группы семей (неполные, многодетные, малообеспеченные, имеющие на попечении детей-сирот и др.), молодежь и т.д., является инструментом реализации государственной политики занятости населения, пенсионной, миграционной, семейной, молодежной. А такие направления социальной политики, как социальная защита и социальная помощь, полностью соотносятся с целями и основными направлениями социально-помогающей деятельности в институциональный период ее развития.

Таким образом, процесс институционализации социальной работы определен общественными потребностями развития социального государства, а ее основная функция задана потребностью гармонизации социальных отношений. Социальная работа, способствующая гармонизации общественного и личностного развития, выступает социально-помогающей деятельностью, обеспечивающей выживание общества и индивида в нем.

Функциональная заданность и направленность социально-помогающей деятельности отражается в современных ее определениях, где социальная работа рассматривается как: профессия подвижников, занимающихся отношениями между людьми и их окружением, влияющих на способность людей выполнять жизненные функции, реализовывать стремления и ценности, облегчать дистресс, снимать дискомфорт и стрессы (М. Саппс, К. Уэллс, США); одна из важнейших характеристик общежития, устойчивое и самосовершенствующее существование которого невозможно без социализации и ресоциализации (С. И. Григорьев, Россия).

Функция социальной работы, ее основополагающие принципы как вида со-циально-помогающей деятельности четко прослеживаются и в международном определении социальной работы (2001): «Профессия социальной работы способствует социальным изменениям, решению проблем в человеческих отношениях, а также воодушевлению и освобождению людей для улучшения их общего благополучия. Применяя теории человеческого поведения и социальных систем, социальная работа вмешивается на тех этапах, когда люди взаимодействуют со своим окружением. Принципы прав человека и социальной справедливости являются фундаментальными для социальной работы» [5].

Функционирование института социальной работы способствует формированию национального социального государства, основанного на принципах социальной справедливости и равных стартовых возможностей.

Несомненно, что цели государства в социальной сфере, его представление о должном качестве жизни населения зависят от господствующей в нем идеологии. Мировые идеологии сегодня базируются на принципиальных позициях, отражающих «социальное равенство» или «социальную справедливость».

Принцип социального равенства является основополагающим во взаимоотношениях между государством и личностью, которые строятся по социалистическому типу, предполагающему первостепенную роль государства в поддержании общественной солидарности, где главной задачей выступает государственное обеспечение всех групп населения в течение жизненного цикла. Этот тип предполагает

большую степень патернализма в системе взаимоотношений «государство - личность», где государство берет на себя ответственность за решение социальных проблем, дает индивиду чувство социальной защищенности, стабильности, гарантирует равный минимум социальных благ, при этом ограничивая его экономическую, политическую и социальную свободу.

Минимальное вмешательство государства в социально-экономические процессы и реализация принципа личной ответственности и индивидуализма, основными чертами которого является «уважение личности как таковой, т.е. признание абсолютного приоритета взглядов и пристрастия человека к его собственной сфере деятельности, а также убеждение в желательности развития индивидуальных дарований и наклонностей» [8], относится ко второму типу взаимоотношений государства и личности, складывающегося на основе идей либерализма. В этом случае экономическая свобода индивида дополняется политической и равенством стартовых возможностей. Приоритет отдается активности людей в гражданском обществе, основная роль в системе социальной работы принадлежит общественным организациям и объединениям, имеющим большое значение в реализации социальной политики.

Современные социальные государства в своем развитии ориентируются на принцип «социальной справедливости», определяющий развитие «общества всеобщего благосостояния». При таком общественном устройстве функции социальной защиты распределяются между «государством, бизнесом, местным самоуправлением, системами милосердия, семьей, самопомощью индивидов и взаимопомощью внутри коллективов» [3].

Такое взаимодействие государства, общественных, коммерческих организаций и личности в целях достижения общественного благосостояния наиболее рациональными средствами, определяемыми уровнем материального и духовного развития и характером функционирования социальной системы, становится ведущим в развитии национальных систем социальной работы (Канада, США, Великобритания, Англия, Польша, Россия и др.).

Социальная работа представляет сегодня государственную и общественную систему социально-помогающей деятельности, направленную на формирование индивидуальной и социальной субъектности, мобилизацию самозащитных усилий с учетом конкретных социокультурных условий жизнедеятельности индивида (социальной группы). Направленность деятельности отражается в ее функциях, среди которых мы выделяем следующие:

• адаптивной или приспособительной функции, обеспечивающей выживания общества и индивида в нем;

• поддерживающей функции, обеспечивающей гармоническое развитие личности и общества;

• функции сохранения и воспроизводства ценностей социально-помогаю-щей деятельности, сложившихся в конкретных социокультурных условиях российского общества;

• нормативно-регулятивной функции, обеспечивающей формирование в России института социальной работы и новой профессии, развивающейся на традиционных нормах и ценностях социально-помогающей деятельности;

• субстанциональной функции, обеспечивающей личностное и профессиональное развитие субъекта социальной работы.

Как было отмечено, функции детерминируют содержательную сторону всех компонентов деятельности и задают требования к субъекту труда, определяя тем самым процессы интериоризации и экстериоризации ценностей социально-по-могающей деятельности. Функциональная характеристика социальной работы как социально-помогающей деятельности может стать основой исследования требова-

ний к личностным параметрам ее субъекта.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гончаров И.К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель // Социально-гуманитарные знания. - 2000. - №2. - С.20.

2. Граждан В.Д. Деятельность и управление (социологический аспект). -М., 1990. - С.7.

3. Механизмы защиты социальной сферы (на примере развития Запада и Японии). - М., 1992. - С.15.

4. Никитин В.А. Социальная работа: проблемы и подготовка специалистов. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. - С.5.

5. Социальная работа: Российский энциклопедический словарь. - М., 1997.

6. Суходольский Г.В. Понятийная система психологической теории деятельности // Психологический журнал. - 1991. - Т.2, №3. - С.12-15.

7. Фирсов М.В. Методологические проблемы социальной работы. - М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2000. - 36с.

8. Хайек Ф. Дорога к рабству // Новый мир. - 1991. - №7. - С.182.

9. Чепурнов В.П. Социально-трудовые отношения в системе социальной политики реформируемой России: Автореф. дисс. ... канд. социол. наук. - М., 1999. - С.3.

10. Шабельников В.К. Функциональная психология. - М.: Академический Проект, 2004. - С.156.

Н.Н. Дюмон

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ ИНАКТИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ: ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ

Самооценка - обобщенный результат познания себя и эмоционального отношения к себе, аффективная часть образа Я, которая, как известно, тесно связана с проблемой самосознания, с представлением о своем социально-коммуникативном ранге в коммуникативном процессе. Самооценка формируется на основании гармонического объединения уровня достижений в разных видах деятельности и адекватного восприятия оценок окружающих. Самооценка взаимосвязана также с психологическими механизмами защиты, являясь в случаях адекватной защиты компенсацией внутренней неудовлетворенности собой и обеспечивая самоутверждение и социально-психологическую адаптацию субъекта к неблагоприятным условиям. В случаях патологической защиты стремление к сохранению самооценки и резистентность к позитивному опыту приводят к паранойяльному поведению, невротическому развитию личности и психастении (Б.С. Братусь, И.Я. Розовский, В.Н. Цапкин, 1988). Самооценка, таким образом, обеспечивает самоприятие индивида, которое, как показали специальные исследования, позитивно связывается с принятием других (Т.М. Габриял, 1972). В зависимости от того, направлена ли деятельность на сохранение или повышение самооценки, мотивация к осуществлению деятельности может усиливаться или, наоборот, подавляться (вспомним пример Р. Бернса по Ж.М. Глозман (1981), когда неуспевающая в школе девочка, узнав о своих их высоких показателях ^, при повторном исследовании снизила эти показатели, чтобы сохранить имеющуюся низкую самооценку). Таким образом, самооценка становится для личности инструментом самоуправления, она определяет характер социального поведения человека, его активность, потребность в достижениях, постановку новых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.