Научная статья на тему 'Функциональная тренировка студентов по best fit в педагогическом вузе как инструмент повышения функциональной возможности организма'

Функциональная тренировка студентов по best fit в педагогическом вузе как инструмент повышения функциональной возможности организма Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
143
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ / BEST FIT / СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Стойчева С.С.

В данной статье рассмотрены проблемы функциональной тренировки студентов в Педагогическом ВУЗе (на примере Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова). Проанализированы характерные особенности построения занятий по best fit со студентами педвуза. Проанализировано расписание по фитнес-направлениям в педагогическом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Стойчева С.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функциональная тренировка студентов по best fit в педагогическом вузе как инструмент повышения функциональной возможности организма»

3. Koleva N.L. Theory of the Phenomenon Called Video Game Addiction // INTCESS14, International Conference on Education and Social Sciences., 3-5 of February, 2014. - Istanbul, Turkey, 2014.

4. Olweus, Dan. Gewalt in der Schule. Was Lehrer und Eltern wissen sollten und tun können. - Huber, Bern, 1995. - ISBN 3-456-82591-9.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТРЕНИРОВКА СТУДЕНТОВ ПО BEST FIT В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА

© Стойчева С.С.*

Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова,

г. Ишим

В данной статье рассмотрены проблемы функциональной тренировки студентов в Педагогическом ВУЗе (на примере Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова). Проанализированы характерные особенности построения занятий по best fit со студентами педвуза. Проанализировано расписание по фитнес-направле-ниям в педагогическом вузе.

Ключевые слова функциональный тренинг, best fit, сердечно-сосудистая система.

Понятие «функциональный тренинг» для подавляющего большинства студентов и инструкторов, является вещью, в которую каждый вкладывает свой смысл, подчас диаметрально противоположный. В результате чего, отсутствует четкое определение. Физическая работоспособность является интегративным показателем функционального состояния и функциональной подготовленности организма спортсменов [3]. «Функциональный тренинг» -для многих функциональная тренировка выглядит или должна выглядеть, как нечто таинственное, во время которой допустимо выполнение совершенно разных упражнений и никто, включая самого тренера, подчас не в состоянии ответить на самый простой вопрос - На что направлена тренировка? Для одних функциональный тренинг - это тренировка, которая обязательно должна состоять из сложных, многосуставных упражнений, для других - двигательная активность, напоминающая движения из обычной жизни, для третьих - это упражнения под медленную музыку или наоборот, тренировка в стиле хардкор. Попытаемся разобраться в этом многообразии и вывести более конкретное определение этой тренировки, не претендуя на

* Ассистент кафедры Теории и методики физической культуры.

этом на «истину в последней инстанции», а просто постараться максимально подробно разобрать каждый аспект.

Итак, проводя тренировки в педагогическом вузе со студентами, и тренер и тренирующиеся, всегда должны максимально четко отвечать себе на вопрос, - «Что я тренирую?». Ответ на этот вопрос весьма четко детерминирован и лежит в достаточно четких формулировках:

- сила;

- скорость;

- выносливость;

- гибкость (подвижность);

- координация (внутримышечная и межмышечная);

- системы переноса энергии (включая работу ферментативной и гормональной системы).

Вследствие тренировок, тренирующиеся могут развивать либо какое-то одно направление или в большинстве случаев, несколько. Развитие в нашем теле еще, каких либо способностей, кроме описанных выше, является следствием развития вышеописанных.

Далее для определения и выбора вида тренировки, очень важным является хорошая работа с клиентом, направленная на четкое определение его потребностей [1]. На этом этапе очень часто возникает явно различимый дисбаланс между желанием клиента и реальными рекомендациями в выборе тренировки. Попытаемся пояснить это на вполне реальных, жизненных примерах:

Пример 1.

Девушка, 19 лет, начинающий клиент, приходит на функциональную тренировку и её основной целью является укрепление мышечного корсета или подтяжка мышц. Если говорить научным языком, то этому клиенту требуется силовая тренировка. Но, по факту посещения тренировки выясняется, что в своей обычной жизни вне тренировки, этот клиент не имеет и давно не имел каких либо физических нагрузок - так называемая классическая формула: «дом - институт - дом - магазин - дом», и её сердечно-сосудистая система (далее ССС) является абсолютно неподготовленной. В данном случае, ССС будет являться лимитирующим фактором для того, чтобы развивать силовые способности и, как следствие, подтягивать мышцы.

Пример 2.

Мужчина, 22 года, продолжающий клиент (тренируется в тренажерном зале, стаж 5 лет), посещает тренировку «функциональный тренинг» для развития мышечной координации. Но, по факту посещения тренировок выясняется, что гибкость оставляет желать лучшее (достаточно частое явление для клиентов только тренажерного зала). В данном случае, ССС будет являться лимитирующим фактором для того, чтобы в последующем, снова вернуться к межмышечной координации.

Резюмируя вышесказанное, можно высказать предположение, что:

1. Для каждого клиента будет существовать свое определение функциональности.

2. Развивать или тренировать имеет смысл те части тела, которые на данном этапе является у человека наименее развитыми.

3. Ни один человек не может абсолютно функциональным или максимально развитым во всём. Например, бодибилдер всегда проиграет бег на длинную дистанцию марафонцу. Марафонец никогда не сделает жим с таким же весом, как бодибилдер.

4. Естественным следствием предыдущего пункта является то, что в течении жизни, каждый человек всегда будет менять направление тренировки для достижения разных аспектов функциональности. Так как, развивая одно, мы будем терять в другом. Сила является обратно пропорциональной выносливости и наоборот. Но при этом, развивая силу, мы развиваем скорость.

5. Окончательный выбор все равно всегда остается за клиентом. Так, как, если для него нет ничего важнее, чем сесть на шпагат или накачать бицепс, то про все вышесказанные аспекты можно забыть. Это определение базируется на том, что мы работаем в сфере услуг и не в коем случае не в армии. И все слова тренера и любого другого персонала являются рекомендательными, а не 100 % обязательными к исполнению. Да, мы понимаем, что в большинстве случаев, клиенты доверяют тренеру и его выбору, но последнее слово и решение всегда принимает клиент.

Формулируя общее определение понятия «Функциональный тренинг», мы придем к следующей дефиниции. Итак, функциональный тренинг - это тренировка, направленная на развитие различных факторов, для достижения определенного баланса между развитием силы, скорости, выносливости, гибкости и системами переноса энергии.

Определение уровня баланса остается непосредственно за самим клиентом. Да, мы понимаем, что для клиентки с целлюлитом, функциональной может являться силовая тренировка, которая приведет к увеличению обмена веществ и, как следствие, уменьшению жировой прослойки. Но она выбирает йогу, при которой происходит сильное потоотделение и от этого, по её мнению, она худеет - это её осознанный выбор и тренер обязан понимать это.

Как уже описывалось выше, каждый клиент, на основании своих собственных знаний, опыта, советов тренера, советов от других клиентов принимает решение в пользу выбора той или иной тренировки для достижения своих целей. Здесь будет иметь смысл рассмотреть основные цели, с которыми клиенты приходят заниматься на тренировки:

1. Безусловно, лидирующим фактором является достижение идеальной фигуры - похудение для девушек. Сотни и тысячи девушек идут на занятия, чтобы стать красивыми и привлекательными. Эталоны красоты, смотрящие на нас с постеров и обложек журналов, заставляют двигаться фитнес индустрию вперед.

2. Весомой причиной посещения тренировок являются социальные контакты - досуг, общение, дружба. Социальные сети в интернете занимают все более и более значимую часть в нашей жизни, но они никогда не заменят живого общения.

3. Здоровье. Один из самых мотивирующих факторов для регулярных тренировок. Ничто так не мотивирует, как потенциальная не трудоспособность или потеря качества жизни из-за здоровья.

4. Спорт. Я хочу и буду быстрым, сильным, ловким и т.д. Зачастую девушки посещают тренировки для достижения определенных результатов в игровых видах спорта - футбол, волейбол. Или компания часто ходит в походы, это сподвигает людей тренироваться и при этом тренировка рассматривается, как промежуточный процесс для достижения другого результата - сильный удар по мячу, 20 километров поход и т.п.

Для достижения этих целей в педагогическом ВУЗе есть широкий ассортимент средств для достижения этих результатов. Вот некоторые статистические факты о работе педагогического ВУЗа (на примере Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова):

- Кардиотренировки (аэробика, аэробика с мячом) - 35-40 %;

- Функциональная тренировка (Ftraininq, Best fit) - 55-60 %;

- Среднестатистический клиент посещает от трех до четырех тренировок в неделю, проводя при этом на тренировке от 6 до 8 часов.

В большинстве случаев, клиенты связывают скорость достижения своих целей со временем, проведенным на тренировке, по принципу: «Чем больше я тренируюсь, тем быстрее я похудею, улучшу сою фигуру» и т.д. Далеко не у каждого клиента есть возможность проводить большое количество времени на тренировке [2]. Современный ритм жизни заставляет «бороться за выживание» - работа может идти в ущерб для самого себя, фитнес в ущерб отдыху - «гонки по вертикали», да и только. Конечно, каждый выбирает для себя, что для него важнее, хотя жизнь и современные мерила успеха заставляют быть нас на все сто везде - и на учебе, и дома и с друзьями и на отдыхе.

В некоторых случаях все студенты уходят на каникулы, уезжают в другой город, или просто простудившись, перестают посещать тренировки на продолжительный период. До 50 % процентов студентов, начав заниматься, прекращают тренировки, в первые два месяца и возвращаются на занятия через год или не возвращаются вовсе.

Подводя итог, можно выработать общие рекомендации, по набору или ассортименту групповых программ, которым имеет смысл пользоваться тренеру для привлечения, а также немаловажно, удержания клиентской базы.

Автором этого простого и мощного метода тренировки является доктор Идзуми Табата и группа исследователей из Национального института фит-неса и спорта в Токио, Япония. Их исследование в 1996 году, опубликованные в журнале «Медицина и Наука в Спорте и тренировках» проводит доказательства значительных преимуществ высокоинтенсивных интервальных тренировок перед традиционными кардиотренировками. Спустя всего 6 недель тестирования доктор Табата отметил 28 % увеличение анаэробной мощности у своих подопечных, одновременно с увеличением на 14 % их способности к потреблению кислорода (V02Max). Причем эти результаты были засвидетельствованы не у новичков, а у тренированных спортсменов. В ходе исследования был сделан вывод, что лишь 4 минуты тренировки по протоколу Табата могут сделать больше для повышения аэробных и анаэробных мощностей, чем часовая тренировка на выносливость.

Что касается сжигание жира, то калькуляция говорит, что продолжительная кардиотренировка сжигает в два раза больше калорий чем комплекс «Табата», но измерения подкожного жира показали, что контрольная группа, тренирующаяся по более коротким высокоинтенсивным табата-интерва-лам, потеряла значительно (в 9 раз) больше жира.

Сегодня best fit - это то, что позволяет нам добиться максимальной выносливости с использованием принципов Табата и с использованием широкого ассортимента упражнений на развитие гибкости, получить так необходимую для городского и иногороднего жителя (студента) подвижность, в обязательном порядке получить эффект улучшения внутримышечной и межмышечной координации и последнее, но одно из самых важных, значительно помогает бороться с ежедневным стрессом.

Список литературы:

1. Буйкова О.М. Влияние занятий различными видами аэробики на компонентный состав тела студенток / О.М. Буйкова, В.Г. Тристан // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». - 2010. - № 19 (195). - С. 131-134.

2. Смирнова Н.О. Использование фитнес программ в практике физического воспитания студенческой молодежи / Н.О. Смирнова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2009. - Т. 15, № 4. - С. 385-387.

3. Ступина А.Ю. Анализ факторов, определяющих физическую работоспособность спортсменок специализации фитнес-аэробика / А.Ю. Ступина // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 9. - С. 81-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.