Научная статья на тему 'Функциональная структура приходских православных комплексов русской иммиграции в Канаде'

Функциональная структура приходских православных комплексов русской иммиграции в Канаде Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
211
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ / ORTHODOX CHURCH / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / DESIGN / ПРИХОДСКОЙ КОМПЛЕКС / PARISH COMPLEX / ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР / SPIRITUAL AND EDUCATIONAL CENTER / ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА / FUNCTIONAL AND PLANNING STRUCTURE / ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ / SPACE-PLANNING COMPOSITION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Борисов Сергей Владимирович

Рассмотрен ряд приходских центров Канады, проанализирован опыт создания духовно-просветительских центров, являющихся ядром формирования русских общин. Показаны примеры реконструкции церковных зданий западных конфессий для размещения в них православных храмов и использования общественных помещений светского характера для проведения в них богослужений. Сделан вывод, что функциональная структура приходских комплексов является жизнеспособной основой их создания, независимо от размеров и конкретных приемов планировки, средств выразительности архитектурного облика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL STRUCTURE OF RUSSIAN IMMIGRATION PARISH ORTHODOX COMPLEXES IN CANADA

The article considers a number of Canadian parish centers providing the analysis of the creation experience of spiritual and educational centers that are the core of Russian community formation in Canada. It provides the examples of reconstruction of the churches initially belonged to western confessions for Orthodox temples location and application of secular public premises for church services. It is concluded that the functional structure of the parish complexes is a viable basis for their creation regardless of size, certain planning methods, and expressive means of architectural look.

Текст научной работы на тему «Функциональная структура приходских православных комплексов русской иммиграции в Канаде»

3. Большаков А.Г. Оценка морфотипов застройки как отражения интересов и ценностей городского сообщества и их баланс как принцип градостроительной регенерации исторического центра // Вестник ИрГТУ. 2012. № 9. С. 89-97.

4. Высоковский А.А. Управление пространственным развитием // Отечественные записки. 2012. № 3 (48). С. 36-47.

5. Гаращенко А.Н., Ладейщикова Е.Р. История деревянного зодчества Иркутска // Земля Иркутская. 2011. № 1-2 (38-39). С. 8-22.

6. Гурулёв С.А. Первые иркутяне. Иркутск: ИОГАУК АЭМ «Тальцы», 2011. 412 с.

7. Иконников А. В. Пространство и форма в архитектуре и градостроительстве. М.: КомКнига, 2006. 352 с.

8. Калинина И.В., Красная Н.Н. Город и дерево. Архитектура и ремесло. Иркутск: ООО Агентство «МаиР», 2013. 452 с.

9. Линч К. Совершенная форма в градостроительстве / пер. с англ. В.Л. Глазычева; под ред. А.В. Иконникова. М.: Стройиздат, 1986. 264 с.

10. Проект границ зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории города Иркутска, режимов использования зе-

мель и градостроительных регламентов в границах данных зон: утвержден постановлением администрации Иркутской области от 12 сентября 2008 года N 254-па.

11. Проект планировки центральной части г. Иркутска // Сайт Иркутской администрации [Электронный ресурс]. URL: http://www.admirkutsk.ru/?doc=19965 (17.08.2015).

12. Уставъ строительный (Св. Зак. Т. XII, ч. 1, изд. 1857 г.): измъненный и дополненный узаконешями, обнародованными по 1 ноября 1888 г. С-Петербургъ: Типографiя правительствующаго сената, 1888. 245 с.

13. Шахеров В.П. Иркутск купеческий: история города в лицах и судьбах. Хабаровск: Приамурские ведомости, 2006. 175 с.

14. Щенков А.С. Основы реконструкции исторического города: учеб. пособие. М., 2008. 154 с.

15. Щенков А.С. Реконструкция исторических городов: учеб. пособие в 2 ч.: Основы реконструкции исторических городов. Исторический опыт развития архитектурного ансамбля. М: Памятники исторической мысли, 2013. 420 с.

16. Яргина З.Н., Хачатрянц К.К. Социальные основы архитектурного проектирования: учеб. для вузов. М.: Стройиздат, 1990. 343 с.

УДК 726.5

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПРИХОДСКИХ ПРАВОСЛАВНЫХ КОМПЛЕКСОВ РУССКОЙ ИММИГРАЦИИ В КАНАДЕ

© С.В. Борисов1

Московский архитектурный институт, 107031, Россия, г. Москва, ул. Рождественка, 11.

Рассмотрен ряд приходских центров Канады, проанализирован опыт создания духовно-просветительских центров, являющихся ядром формирования русских общин. Показаны примеры реконструкции церковных зданий западных конфессий для размещения в них православных храмов и использования общественных помещений светского характера для проведения в них богослужений. Сделан вывод, что функциональная структура приходских комплексов является жизнеспособной основой их создания, независимо от размеров и конкретных приемов планировки, средств выразительности архитектурного облика.

Ключевые слова: православный храм; проектирование; приходской комплекс; духовно -просветительский центр; функционально-планировочная структура; объемно-планировочная композиция.

FUNCTIONAL STRUCTURE OF RUSSIAN IMMIGRATION PARISH ORTHODOX COMPLEXES IN CANADA S.V. Borisov

Moscow Architectural Institute, 11 Rozhdestvenka St., Moscow, 107031, Russia.

The article considers a number of Canadian parish centers providing the analysis of the creation experience of spiritual and educational centers that are the core of Russian community formation in Canada. It provides the examples of reconstruction of the churches initially belonged to western confessions for Orthodox temples location and application of secular public premises for church services. It is concluded that the functional structure of the parish complexes is a viable basis for their creation regardless of size, certain planning methods, and expressive means of architectural look. Keywords: Orthodox church; design; parish complex; spiritual and educational center; functional and planning structure; space-planning composition.

Борисов Сергей Владимирович, кандидат архитектуры, доцент кафедры основ архитектурного проектирования, тел.: 89104766451, e-mail: [email protected]

Borisov Sergey, Candidate of Architecture, Associate Professor of the Department of Fundamentals of Architectural Design, tel.: 89104766451, e-mail: [email protected].

История православия в Канаде интересна в первую очередь тем, что основные этапы ее развития относятся к XX столетию, ко времени жестоких гонений на Церковь в России. Прерванные отечественные традиции, очевидно, смогли найти отражение в храмовых сооружениях североамериканского государства. Структура приходских комплексов и отдельных построек, включающих в себя разнообразнейшие по функциональному содержанию части, представляет несомненный интерес для формирования аналогичных зданий в России [4]. Причин возникновения подобного интереса несколько. Основная из них кроется именно в непрерывности существования и настойчивом поддержании иммигрантами нескольких так называемых волн устоявшегося в России прежнего церковного уклада. Опыт создания духовно-просветительских центров, являющихся ядром русских общин в Канаде, актуален и в отечественных условиях, учитывая все нарастающее забвение собственной истории, отрыв от исторических корней. Скромность и непритязательность подобных храмовых комплексов соответствует исторически сложившейся в православном монашестве атмосфере нестяжательства, восходящей к общехристианским истокам.

Взаимопроникновение исторического развития православия России и Канады насчитывает несколько столетий. Первая православная миссия на СевероАмериканском континенте возникла в 1794 году на острове Кадьяк (Аляска), основанная иноками Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. Она положила начало Православной Церкви в Америке (Ortodox Church in America, сокращенно -OCA), считающей своим основателем преподобного Германа Аляскинского. В 1900-х она именовалась Русской Православной Греко-Кафолической Церковью в Северной Америке под юрисдикцией священноначалия от Церкви Российской. С начала 1920-х годов называвшаяся Северо-Американской Митрополией и находившаяся вне канонического общения с Русской Православной Церковью, она получила от последней в

1970 году право именоваться автокефальной поместной Православной Церковью. По данным на 2011 год, в Православной Церкви в Америке наиболее высокие среди православных общин посещаемость храмов прихожанами и показатели по приросту верующих за последнее десятилетие [6].

Патриаршие приходы Русской Православной Церкви в Канаде начинают свою историю от священника Димитрия (Каменева) и диакона Владимира (Александрова), совершивших первую Литургию в 1897 году в поселении русинов (переселенцев из Га-личины) Старый Восток (Old Wostok) провинции Альберта [7]. В настоящее время кафедральный собор Патриарших приходов Русской Православной Церкви расположен в городе Эдмонтон (провинция Альберта), отдельные приходы имеются в городах Оттава и Торонто, в последнем находится Патриаршее подворье (провинция Онтарио). В связи с малочисленностью прихожан некогда многолюдные сельские приходы объединены в два приходских округа: «Ортодокс IX» («Ortodox IX») и «Ортодокс V» («Ortodox V»), каждый из них окормляется одним священником. Храм в Ниску (Nisku), входящий в приходской округ «Ортодокс IX», известен тем, что святитель Тихон (Белавин), будущий патриарх Московский, в бытность епископом Алеутским и Северо-Американским отслужил в нем в 1904 году Литургию. В настоящее время богослужения в сельских храмах совершаются нерегулярно, по нескольку раз в течение года.

На территории Канады расположена Монреальская и Канадская епархия Русской Православной Церкви Заграницей, сокращенно - РПЦЗ, образовавшаяся в 1920-х годах. РПЦЗ после подписания 17 мая 2007 года акта о каноническом общении приобрела самоуправляемый статус в составе единой поместной Русской Православной Церкви [9]. В составе епархии - 24 прихода, 2 скита и женская обитель, епархиальное управление находится в городе Монреаль провинции Квебек. Архитектура храмов, относящихся к перечисленным православным Церквам, формировалась, в

основном, начиная с первых десятилетий XX столетия. Для нас представляют наибольший интерес примеры, не имеющие прямых аналогов в современной России и дающие возможность расширения представлений о структуре приходских комплексов, переоборудовании под нужды православных общин общественных и жилых зданий. Рассмотрим некоторые из них, с которыми автор настоящей статьи имел возможность ознакомиться в научно-исследовательской поездке, осуществленной при поддержке фонда «Parents for a Strong Generation» (Канада). Автор выражает благодарность архиепископу Оттав-скому и Канадскому Серафиму (Сторхей-му), епископу Квебекскому Иренею (Рошо-ну), настоятелю собора Петра и Павла в Монреале протоиерею Анатолию (Мельнику), почетному настоятелю прихода Покрова Пресвятой Богородицы в Оттаве протоиерею Димитрию (Северу), А. Айрапетовой, основателю фонда «Parents for a Strong Generation», за любезно предоставленные ими материалы.

Приход Покрова Пресвятой Богородицы в Оттаве, Патриаршие приходы Русской Православной Церкви в Канаде

Основание православного прихода в Оттаве (провинция Онтарио, Канада) относится к 1916 году [8], впоследствии он находился в составе Русской православной зарубежной Церкви и пережил ряд расколов. К истории данного прихода относится строительство в 1989 году одного из наиболее крупных в Канаде и традиционного по своей архитектуре пятиглавого со

звонницей храма Покрова Пресвятой Богородицы, церковно-приходской школы и дома престарелых. Храмовый комплекс остался в Русской православной зарубежной Церкви при переходе значительной части общины и настоятеля прихода в 1999 году под юрисдикцию Московской Патриархии. Начиная с указанного времени, Патриарший приход Покрова Пресвятой Богородицы проводит богослужение в различных помещениях светского общественного назначения, приобретя опыт мобильного монтажа и демонтажа необходимых атрибутов православного храма.

В настоящее время приходской храм располагается в съемном помещении актового зала. Иконостас из легких конструкций, предполагающих многократные циклы сборки, разделяется на несколько основных структурных частей и увенчивается съемным навершием. Для простоты конструкции северные и южные диаконские врата не вынесены на основную лицевую сторону, а расположены с торцов иконостаса (рис. 1, а). Украшением иконостаса являются Царские врата, выполненные настоятелем для предыдущего храма, располагавшегося в переоборудованном здании протестантской церкви, и свидетельствующие о преемственности традиций прихода. Планировочное решение храмового зала позволило расположить в нем за клиросом временную переносную звонницу (рис. 1, б). Создание подобных храмов традиционно для российских общин иммигрантов XX века, данный опыт актуален в настоящее время при разработке времен-

а б

Рис. 1. Приход Покрова Пресвятой Богородицы (Оттава, провинция Онтарио, Канада). Фото автора: а - интерьер храма; б - духовенство у мобильной звонницы

ных или мобильных храмов, предполагающих оперативный демонтаж и перемещение [3]. Аналогию здесь возможно провести с первым из храмов, упомянутых в Ветхом завете («И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди них ...» [Исх. 25:8]) -Скинией Моисеевой, в конструктивном отношении полностью подчиненной требованию технологичной разборки на отдельные элементы, пригодные для транспортировки, и оперативного монтажа постройки.

Русский православный собор святых апостолов Петра и Павла в Монреале, Православная церковь в Америке (OCA)

Петропавловский приход в городе Монреале (провинция Квебек, Канада) создан в 1907 году, его первым настоятелем был священник Феофан (Букетов). К 1916 году была построена и в том же году освящена православная церковь на улице Картье, просуществовавшая недолгое время и разобранная при реконструкции городского района. Новым православным храмом стала англиканская церковь апостола Луки на улице Шамплен, приобретенная приходом и освященная в 1925 году во имя святых апостолов Петра и Павла [10]. Храм, архитектура которого характерна для эпохи историзма, представляет собой традиционную однонефную базилику с повышенным трансептом, незначительно выступающим относительно стен продольного нефа и об-

разующим в плане крест со слабо выраженными ветвями (рис. 2, а, б). Неф и трансепт на фасадах выделены фронтонами, перекрытия в церкви деревянные, изысканной прорисовки по стропильным фермам, тонированным, как и подшивка крыши, темным лаком. Единственным архитектурным элементом, позволяющим во внешнем облике опознать православный храм, является луковичная главка с Крестом, помещенная над щипцом главного фронтона.

Интерьеры храма представляют собой интересный пример переоборудования христианской церкви одного из западных обрядов для размещения в ней православного храма. В левой ветви планировочного креста установлено несколько рядов скамей для прихожан; благодаря пространственному выделению этой части храма, отделенной спаренными стрельчатыми арками от главного нефа, в ней удобно проводить Таинство исповеди (рис. 2, а; 3, а). Нарядный двухъярусный иконостас поднят на высокую, в четыре ступени, солею (рис. 2, б). Иконостас создавался в два этапа. Первоначально он закрывал только центральную алтарную апсиду с высокой стрельчатой аркой над ней, позднее слева от главного алтаря в выделенном помещении был устроен придел с собственным иконостасом, композиционно развивающим его центральную часть. Симметрично при-

а)

б)

Рис. 2. Русский православный собор святых апостолов Петра и Павла (Монреаль, провинция Квебек, Канада). Фото автора: а - схема плана приходского комплекса (выполнена автором): 1 - здание собора (1.1 - кафоликон; 1.2,1.3 - алтари; 1.4 - выделенная зона для Таинства исповеди; 1.5 - входной тамбур под хорами); 2 - причтовый дом; 3 - дом настоятеля; 4 - памятник А.С. Пушкину; 5 - территория

приходского комплекса; б - иконостас

дельному иконостасу возведена правая сторона, вторящая ему своими вертикальными членениями. Деревянные хоры, под которыми находится тамбур главного входа, используются во время богослужения для певчих. В декоративном убранстве храма сочетаются архитектурные элементы англиканского храма, не противоречащие православной символике, и новые - деревянные киоты, иконы в арочных рамах, размещенные в простенках между окнами, подсвечники. Примечательно, что в храме использованы некоторые детали интерьера: распятия, сень над престолом, скамьи, литые декоративные колонки из близлежащей разрушенной в недавнее время церкви, принадлежавшей старокатоликам Ирландии. Подобное заимствование стало возможным благодаря некоторой близости христианской символики данной конфессии к Православию.

Планировочная структура Петропавловского собора включает в себя, помимо собственно храма, многочисленные, различные по функциональному содержанию блоки, что дает возможность называть его полноценным приходским комплексом. Дополнительные помещения развиваются как по вертикали, образуя несколько этажей, так и в соответствии с расширенной планировочной организацией комплекса. Структура здания трехчастная: к базилике пристроен причтовый дом (1964 год), объединивший ее с ранее отдельно стоящим

домом настоятеля (см. рис. 2, а). Под храмом расположен обширный подвал, углубленный и приспособленный для размещения в нем общественных помещений. Основным из них является обширный зал, оборудованный сценой, в течение длительного времени он служит местом собраний русской иммиграции в Монреале. Его стены, аналогично меньшему залу в причтовом доме, украшены бесценными реликвиями, свидетельствующими о жизни общины на протяжении более ста лет. В их числе - поименные списки благоукрасите-лей храма, отдельно отмечены жертвователи на возведение иконостаса (рис. 3, б), многочисленные фотографии, отмечающие памятные события, облачения священнослужителей и церковных иерархов. Подвальные помещения, доступ в которые возможен из храма по междуэтажной лестнице, расположенной справа от главной апсиды, связаны проходом с причтовым домом. Нельзя оставить без внимания обширную русскую библиотеку Петропавловского приходского комплекса. В ее фонды, формировавшиеся несколькими поколениями членов общины, помимо церковной и богословской литературы, входят многочисленные светские издания. Библиотека носит имя А.С. Пушкина, памятник поэту расположен в небольшом сквере, образованном заглубленным относительно улицы причтовым домом (см. рис. 2, а).

а)

б)

Рис. 3. Русский православный собор святых апостолов Петра и Павла (Монреаль, провинция Квебек, Канада). Фото автора: а - выделенная зона для Таинства исповеди; б - проект Царских врат иконостаса с отмеченными на нем именами жертвователей на роспись икон

Рассмотренный нами Петропавловский собор выходит за рамки привычного понимания типологии подобных зданий. Благодаря насыщенному сочетанию духовной, музейно-просветительской, образовательной функций, собиранию русскоговорящей общины, позволяющей ей сохранить свою культурную идентичность, он является значимым центром отечественной иммиграции Монреаля. Умело скомпонованные помещения, связанные вертикальными и горизонтальными коммуникациями, образуют удобную и компактную структуру здания, представляющего актуальный для изучения пример приходского комплекса в крупном мегаполисе. Следует отметить тактичность по отношению к христианскому наследию западных конфессий [1] при реконструкции храма, проведенной для совершения православных богослужений.

Епархиальный центр Православной Церкви в Америке (OCA)

Композиционное решение епархиального центра в поселении Спенсервиль

(провинция Онтарио, Канада) является производной его функционального наполнения. Здание сочетает в себе храм с притвором, офисные помещения (кабинет архиепископа), жилые комнаты (кельи нескольких монахов), трапезную (рис. 4, а). В настоящее время рассматриваемый комплекс зданий является также монастырем преподобного Силуана Афонского, в нем постоянно находятся несколько монахов. Объемно-планировочная композиция образована несколькими четко выраженными пространственными элементами, сблокированными на основе ортогональной сетки планировочных осей. Здание, в основном, одноэтажное, его нельзя назвать компактным, что вызвано разновременностью возведения различных пристроек. Центральное ядро образовано кабинетом архиепископа, к которому с запада примыкает трапезная, расположенная в наиболее ранней части здания - реконструированной ферме, сложенной из глиняного кирпича.

а)

б)

Рис. 4. Епархиальный центр Православной церкви в Америке (Спенсервиль, провинция Онтарио, Канада). Фото автора: а - схема-аксонометрия (выполнена автором): 1 - храм преподобного Силуана Афонского; 2 - притвор храма; 3 - кабинет архиепископа; 4 - келейный корпус; 5 - трапезная; 6 - жилые помещения; 7 - главный вход; б - общий вид комплекса с юго-запада и интерьер храма

преподобного Силуана Афонского

Домовая (монастырская) церковь, освященная во имя преподобного Силуана Афонского, - наиболее крупный объемный блок комплекса, он пристроен с юга и сообщается с офисной частью через западный притвор, имеющий также отдельный вход с приусадебной территории (рис. 4, а, б). Над притвором возвышается луковичная главка на барабане с Крестом - единственный архитектурный элемент, благодаря которому определяется принадлежность здания православной Церкви. В обширном притворе в настоящее время расположена переносная быстровозводимая звонница, переданная в 2013 году в дар российским предприятием, производящим церковные колокола. Храм представляет собой бази-ликальный объем, перекрытый рядом стропильных треугольных ферм, открытых в интерьер, между ними на наклонной плоскости подшивки мансардной крыши расположены иконы, созвучные традиционной фресковой росписи сводов. Характерными особенностями являются деревянные скамьи, примыкающие к северной и южной стенам церкви, и скромный иконостас - одноярусный с деисусным рядом.

Епархиальный центр возведен в живописной равнинной местности, ограждение территории, как и у большинства свободно расположенных сельских усадеб Канады, отсутствует, благодаря чему природный ландшафт остается ненарушенным. В состав комплекса до недавнего времени входил отдельно стоящий одноэтажный дом с жилыми покоями архиепископа и монахов. В архитектуре епархиального центра преобладают традиции жилищной архитектуры как в компоновке основного здания, так и в усадебной планировке комплекса построек. Рассматриваемый центр интересен в качестве опыта строительства в рамках православной Церкви деревянных каркасных быстровозводимых зданий, предполагающих поэтапное расширение в соответствии с планировочной организацией в уровне единственного этажа [4]. Следует отметить скупость архитектурной декорации, соответствующей аскетической направленности Православной Церкви в

Америке, сохраняющей старинные традиции российского монашества.

Скит святого преподобного Серафима Саровского (St. Seraphim Skete), Православная Церковь в Америке (OCA)

Город Роудон (Раудон, Rawdon) в провинции Квебек (Канада), где расположен скит, является значимым местом для исторической памяти русской иммиграции. Значительное число иммигрантов поселилось здесь в 1950-е годы, первоначально на летних дачах, после - в домах постоянного проживания. К данному времени относится возникновение православного прихода, связанное со строительством часовни, а затем, в 1955 году, храма святого преподобного Серафима Саровского. В настоящее время, помимо церкви и расположенной вблизи нее отдельно стоящей звонницы, рассматриваемый нами комплекс включает в себя здание скита с собственной оградой, причтовый дом и мемориальное русское кладбище. По составу его можно считать продолжением наиболее развернутых по разнообразию функционального содержания приходских комплексов среднерусских областей, сформировавшихся к началу XX столетия.

Композиционное решение храма преподобного Серафима Саровского традиционно: он состоит из квадратного в плане четверика с граненой апсидой, перекрытого четырехгранным шатром с небольшой луковичной главкой на барабане. К основному объему пристроен притвор с обширной крытой папертью, накрывающей ступени главного входа. Помещения храма освещены окнами со стрельчатыми завершениями, в интерьере основной четверик и притвор пространственно объединены, выразительность внутреннему пространству придает открытая в помещения мансардная крыша, ее грани выделены тонированными рейками, подчеркивающими тектонику конструкции. Иконостас одноярусный, благодаря его небольшой высоте подкро-вельный объем алтаря включается в интерьер храма, зрительно расширяя его (рис. 5, а). К северо-востоку асимметрично

а) б)

Рис. 5. Скит святого преподобного Серафима Саровского (Роудон, провинция Квебек, Канада). Фото автора: а - интерьер храма святого преподобного Серафима Саровского;

б - общий вид храма и звонницы

а) б)

Рис. 6. Скит святого преподобного Серафима Саровского (Роудон, провинция Квебек, Канада). Фото автора: а - общий вид здания скита; б - схема плана первого этажа скита (выполнена автором): 1 - здание храма (1.1 - притвор; 1.2 - кафоликон; 1.3 - алтарь); 2 - келейный корпус (2.1 - трапезная; 2.2. - кухня)

по отношению к главному входу в храм расположена звонница, ярус звона которой поднят относительно уровня земли на несколько метров, доступ звонаря к нему - по приставной съемной лестнице (рис. 5, б). Оригинально планировочное решение звонницы в виде равностороннего треугольника, придающего ей конструктивную жесткость и образующего трехгранное шатровое завершение, имеющее мало аналогов в храмостроении (рис. 5, б).

Наиболее живописным зданием в приходском комплексе является постройка

скита. Он образован блокировкой двух основных строений: домового храма и «келейного корпуса» (рис. 6, а, б). Законченность лаконичному образному решению здания придает четкое построение ярусных кровель, выходящих остроконечными фронтонами к главному входу. В особенности выразителен образованный повышающимися кровлями паперти, притвора и собственно четверика силуэт храма, значительно выдвинутого к западу от жилой постройки. Планировочная структура здания, в отличие от рассмотренного выше Епар-

хиального центра, компактна. Храм связан с «келейным корпусом» проходом через основной четверик, его западная стена прорезана широким проемом (рис. 7, а), опирающимся на два деревянных столба. Рубленые из пятигранных плах стены храма (рис. 7, а, б) и его потолки, повторяющие геометрию крыш, частично выбелены, иконы насыщенных цветов и стойки одноярусного иконостаса, тонированные темным лаком, выделяются на светлом фоне. Жилая постройка развита по вертикали: на первом этаже располагается общая комната (трапезная) и кухня, на втором - две мансардные комнаты (кельи), этажи связаны между собой винтовой лестницей.

Архитектура одноэтажного под двухскатной крышей причтового дома, очевидно, каркасного по своей конструкции, утилитарна - вместе с тем интересно его функциональное наполнение. Приходской комплекс Серафима Саровского мыслится его создателями как духовный и исторический центр русской общины. В связи с подобной направленностью сформированы и общественные помещения причтового дома. Его центральный зал совмещает функции русской библиотеки, книжный фонд которой пополняется священнослужителями и прихожанами, и музея общины, где бережно сохраняются исторические документы и фотофиксация наиболее значимых событий из жизни общины. Музейная функция храмов, причтовых или монастырских сооружений имеет глубокие традиции в российской истории [2]. Так, в Серафимо-

Дивеевском монастыре хранились реликвии, связанные со Святым Преподобным Серафимом Саровским, в Звенигородском Саввино-Сторожевском монастыре были собраны предметы, напоминавшие о посещениях обители царем Алексеем Михайловичем. Музейно-библиотечный зал причтового дома используется для общественных трапез, в летнее время обеденные столы располагаются на прилегающей территории.

Важнейшей составляющей приходского комплекса - русского духовного центра - является мемориальное православное кладбище (полное название - «Кладбище Святых Апостолов Петра и Павла православного прихода Святого Серафима Саровского», иногда его именуют «Кладбищем Русского Легиона») [5], с запада примыкающее к храму Серафима Саровского и одной стороной выходящее на улицу Петроград (Petrograd). Мемориальное кладбище основано в 1961 году, к этому времени относится монументальный православный Крест на постаменте (рис. 8, а), По уставу на его территории захоронены православные христиане и члены их семей, в их числе офицеры царской армии, казаки, ветераны Второй мировой и позднейших войн. Отельная страница истории мемориального кладбища связана с выпускниками кадетских корпусов, в этой связи в сентябре 2000 года Роудон посетила делегация XVII Общекадетского съезда в Канаде. Помимо надгробий наших соотечественников, существуют воинские памятники обще-

а) б) в)

Рис. 7. Скит святого преподобного Серафима Саровского (Роудон, провинция Квебек, Канада): а - интерьер храма при ските; б - конструкция сруба скита из пятигранных плах; в - вход («святые врата») на территорию скита

ственного значения, среди них монумент «Русскому воину - слава» (рис. 8, б), каменная стела в память о 30000 погибших казаков и членах их семей, репатриированных в 1945 году в Советский Союз (рис. 8, в).

• музей истории прихода, где значительное внимание уделено жертвователям и благоукрасителям;

• библиотека с книжным фондом, содержащим богословскую литературу, художественные и научные издания;

Рис. 8. Скит святого преподобного Серафима Саровского (Роудон, провинция Квебек, Канада), мемориальное кладбище. Фото автора: а - памятный Крест, установленный при основании кладбища; б - монумент «Русскому воину - слава»; в - монумент 30000 репатриированным казакам

Скит и приходской комплекс святого Серафима Саровского по праву можно считать крупным духовным центром русской иммиграции в Канаде. Опыт его поэтапного развития, включающий увековечивание отечественной воинской славы, музейную и библиотечную функцию причтового дома, традиции общественных праздников и трапез, актуален для современной России. Интересен пример создания выразительного образа храмового комплекса с использованием минимальных архитектурных и декоративных средств. Подобный аскетизм, не показной, но вытекающий из духовного состояния общины, мог бы стать основой для поисков современности в архитектуре православных храмов.

Итак, в результате анализа ряда характерных для Канады приходских комплексов, различающихся по своему составу, представляется очевидным, что первостепенное внимание в них уделено разнообразию функционального насыщения. В числе составляющих их сооружений нами отмечены, помимо храма:

• причтовый дом с трапезной или залом собраний, оборудованным сценой и предполагающим театральные постановки;

• мемориальный погост, имеющий, помимо памятников местного значения, монументы, посвященные общественно-значимым событиям.

Развернутый состав рассмотренных приходских комплексов создавался постепенно, происходя из конкретных потребностей общин, изолированных от основных православных центров, очевидно, по воспоминаниям иммигрантов различных так называемых волн. Подобное функциональное наполнение близко к российским традициям рубежа XIX-XX веков и к современным документам, регламентирующим проектирование аналогичных сооружений.

Приходские комплексы Канады, не устанавливая принципиально новых тенденций в архитектуре, показывают удивительную устойчивость традиций, при этом дополняют их расширением функционального содержания строений, способствующего общению и сплочению членов общины. Следует отметить, что именно функциональная структура комплексов, независимо от их размеров и конкретных приемов планировки, средств выразительности архитектурного облика, является жизнеспособной основой их создания.

Статья поступила 24.07.2015 г.

1. Борисов С.В. Европейская стилистика XVI11—XIX веков в современном российском храмостроении // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2014. № 2. С. 38—52.

2. Борисов С.В. Архитектурные особенности действующих храмов, предназначенных для размещения объектов культурного наследия, переданных из музеев // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2011. № 7 (54). С. 28—33.

3. Борисов С.В. Православные мобильные храмы: история и современность // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014. № 3 (86). С. 79—85.

4. Борисов С.В. Традиционные планировочные решения православных приходских храмов: актуальность современного применения // Региональная архитектура и строительство. 2013. № 3 (17). С. 168—173.

5. Мордвинкин Ю.Б. Белогвардейцы. Автобиографическая повесть [Электронный ресурс]. 11Р1_:

ий список

http://xxl3.ru/belie/mo/bel_p00.htm (15.06.2015).

6. Мы призваны, чтобы крестить Канаду в Православную Веру! [Электронный ресурс] // Канадская архиепископия. URL: http://www.archdiocese.ca/ru (17.06.2015).

7. Патриаршие приходы Русской Православной Церкви в Канаде [Электронный ресурс] // Православная Канада. URL: http://www.orthodox-canada.com/ru (15.06.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Пастырь, зажегший русскую свечу / составитель Тарышкина Н. Оттава, 2013. 108 с.

9. Русская Православная Церковь Заграницей [Электронный ресурс] // Официальный сайт Монреальской и Канадской епархии. URL: http://mcdiocese.com (20.06.2015).

10. Русский православный собор святых апостолов Петра и Павла [Электронный ресурс]. URL: http://peterpaul.sobor.ca/en/?page_id=395 (21.06.2015).

УДК 911.37, 691.5, УДК 625.81

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ, РЕКОНСТРУКЦИИ И КАПИТАЛЬНОМ РЕМОНТЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

© Н.А. Слободчикова1, К.В. Плюта2, А.А. Дзогий3

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

В статье рассматриваются проблемы вторичного использования отходов производства и потребления, в частности образование и утилизация отходов производства и потребления в Иркутской области. Ежегодно в Российской Федерации образуется более 3 млрд т отходов промышленного производства, из них повторно используется одна треть. Использование отходов производства и потребления в производстве дорожно-строительных материалов позволит снизить стоимость строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог. Кроме того, увеличение объемов использования отходов производства и потребления в дорожной отрасли будет способствовать решению проблем рационального ресурсопотребления.

Ключевые слова: отходы производства и потребления; вяжущее на основе отходов производства и потребления; фторгипс; сера; нефтешлам.

APPLICATION PROSPECTS OF PRODUCTION AND CONSUMPTION WASTE IN BUILDING, RECONSTRUCTION AND MAJOR REPAIR OF MOTOR ROADS N.A. Slobodchikova, K.V. Plyuta, A.A. Dzogii

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article deals with the problems of production and consumption waste recycling, in particular formation and utilization of production and consumption waste in the Irkutsk region. Every year more than 3 billion tons of industrial waste are produced in the Russian Federation, and only one third of them is recycled. The use of production and consumption waste in the production of road-building materials will reduce the cost of construction, reconstruction and major repair of

1Слободчикова Надежда Анатольевна, кандидат технических наук, доцент кафедры автомобильных дорог, тел.: (3952) 671417, e-mail: [email protected]

Slobodchikova Nadezhda, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Automobile

Roads, tel.: (3952) 671417, e-mail: [email protected]

2Плюта Ксения Викторовна, студентка, тел.: 89041480883, e-mail: [email protected]

Plyuta Ksenia, Student, tel.: 89041480883, e-mail: [email protected]

3Дзогий Александр Александрович, студент, тел.: 89647344171, e-mail: [email protected]

Dzogii Alexander, Student, tel.: 89647344171, tel.: 89647344171, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.