Научная статья на тему 'Функциональная составляющая в области государственных закупок'

Функциональная составляющая в области государственных закупок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ИНВЕСТИЦИИ / СТАГНАЦИЯ / ИНТЕРЕС / ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРЕДПРИЯТИЕ / INNOVATIONS / ECONOMIC / INVESTS / STAGNATION / INTEREST / ORGANIZATION / GOVERNMENTAL PURSHASES / FIRM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Касиян Н.В.

Рассматриваются основные понятия в отношении государственных закупок. Государство должно служить цели перманентного повышательного тренда, направленного на повышение благосостояния населения и эффективности экономики страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL COMPONENT IN THE FIELD OF PUBLIC PROCUREMENT

The basic concepts in relation to public procurement are discussed. The state should serve the purpose of a permanent upward trend aimed at improving the welfare and efficiency of the economy.

Текст научной работы на тему «Функциональная составляющая в области государственных закупок»

УДК 351.712.4

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ЗАКУПОК

Касиян Н.В., аспирантка Сургутского государственного педагогического университета, e-mail: nadinkasiyan@gmail.com

Рассматриваются основные понятия в отношении государственных закупок. Государство должно служить цели перманентного повышательного тренда, направленного на повышение благосостояния населения и эффективности экономики страны.

Ключевые слова: инновации, экономика, государственные закупки, инвестиции, стагнация, инновации, интерес, организация, предприятие.

FUNCTIONAL COMPONENT IN THE FIELD OF PUBLIC PROCUREMENT

Kasiyan N., the post- graduate student, Surgut State Pedagogical University, е-mail: nadinkasiyan@gmail.com

The basic concepts in relation to public procurement are discussed. The state should serve the purpose of a permanent upward trend aimed at improving the welfare and efficiency of the economy.

Keywords: innovations, economic, governmental purshases, invests, stagnation, innovations, interest, organization, firm.

Россия более чем двух десятков лет тому назад вступила в новую для себя систему - рыночную. Нельзя сказать, что до этого у нас не было рынка, он был, но совершенно не отвечающий новым требованиям и реалиям времени. Назрела необходимость разработать новую систему, которая позволит управлять экономикой на совершенно новой платформе. "В условиях экономики, ориентированной на рынок, деятельность хозяйствующих субъектов протекает в форме бизнеса, коммерции, предпринимательства. Между данными понятиями существует на первый взгляд определенное сходство в целях и задачах, хотя сущность каждого из них по своему специфична."1 "Одной из главных проблем современного в России является создание его организационно-хозяйственного механизма"2. "Организационно-хозяйственный механизм предпринимательства — это способ ведения хозяйства предпринимательского типа, организации предпринимательского воспроизводства с помощью научно-обоснованной системы экономических и организационных форм, методов и рычагов"3. Такой механизм постоянно подвергается реформам, цель которых сгладить те отклонения или целые сегменты, не отвечающие принятым требованиям. Так почти полностью переработан Гражданский Кодекс Российской Федерации, ввиду того что старая редакция не отвечала вызову современного времени.

В сущности организационно-хозяйственный механизм государственных закупок состоит из двух взаимосвязанных блоков. Первый блок, представляет собой механизм рыночно-конкурентной системы самоорганизации и самоуправления на всех уровнях макро-, мезо-и микроэкономик. Во второй - "входят системы государственного регулирования, адекватные требованиям экономических законов, в том числе законов рынка и предпринимательства"4. Все формы предпринимательства5, особенно в процессе его формирования, нуждаются в эффективном функционировании обоих блоков организационно-хозяйственного механизма.

Здесь стоит напомнить о введении п. 3 ст. 1 ГК РФ "при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно"6. Данный пункт вызывает интерес и убирает сомнения по договорной части между всеми

участниками процесса государственных закупок. Конечно действия данного пункта конечно не умаляют его значения, но вместе с тем и не отвечают полностью предъявляемым требованиям. Отсюда и происходят различные инсинуации в области государственных закупок, напрямую связанных с искажением самой процедуры проведения торгов, регулирования, взаимоотношений и многого другого, что сказывается на инвестициях, инновациях, стагнации. Это все отражается в дальнейшем на реальном секторе экономике, так как нерациональное, неэффективное участие государства в части госзакупок с не отлаженным механизмом ведет к сбою самой системы и росту злоупотреблений.

Важно раскрыть концептуальные основы формирования рациональной системы государственных закупок. В мире по существу общепризнано, что государственное регулирование в тех или других формах, масштабах есть закономерность социальной рыночной экономики.

Государственное регулирование в области государственных закупок по своей сущности представляет собой "систему организационного, правового, политического, экономического и социального обеспечения государством благоприятной среды для формирования и устойчивого развития современного предпринимательства"7. Государство в период становления и развития государственных закупок должно выполнять определенные основные функции и вызывать интерес. Которые состоят в следующем:

— формирование государством механизма государственных закупок, способного реализовать свои возможности в инновационной и инвестиционной деятельности во всех сферах экономики. Государство располагает для этого различными возможностями и средствами. "Оно обеспечивает экономическую свободу, создает четкие равные "правила игры" на всем экономическом пространстве России, формирует экономический механизм стимулирования предпринимательства, а также налоговую"8, кредитную, страховую, амортизационную, инвестиционную и другие научно-обоснованные системы регулирования. Государству принадлежит обязанность создания эффективной системы образования, подготовки, переподготовки и повышения уровня квалификации участников процесса и т.д.

1 Чернопятов А.М. Роль государства в регулировании предпринимательской деятельности в Российской Федерации: монография/ А.М. Чернопятов. - М.:Издательство "Палеотип", 2014. - 100с.

2Чернопятов А.М. Функциональная составляющая в области государственного регулирования предпринимательства// Транспортное дело 2014. №3(105) С.45-46.

3 Чернопятов А.М. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: учебное пособие для студентов высш. учебн. заведений.- М: ООО "Винчера", 2013. - с.95.

4 Чернопятов А.М. Трансформация институциональных условий и их влияние на предпринимательскую деятельность: монография/А.М. Чернопятов. - М.: Изд-во РАГС, 2011. - 248с.

5 Миллуорд Р., Паркер Д. Государственное и частное предприятие: сравнительная оценка стратегии и эффективности // Государственное предпринимательство в развитых капиталистических странах. Ч.1. М., 1986.

6 Гражданский Кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая.- Москва: Проспект, КноРус, 2014. - 576с.

7 Друкер П.Ф. Нововведения и предпринимательство //Предпринимательство в промышленно развитых странах. М., 1992.С.25-26.

8 Чернопятов А.М. Влияние налогового института на предпринимательскую деятельность// Транспортное дело России.- 2010.-№7(80).-С145-148.

9 Чернопятов А.М. Роль государства в регулировании предпринимательской деятельности в Российской Федерации: монография/ А.М. Чернопятов. - М.:Издательство "Палеотип", 2014. - 100с.

— формирование конкурентной среды9, способствующей развитию подлинной экономической состязательности, где конкурентные преимущества обеспечиваются за счет непрерывного обновления технологии и техники на базе высших достижений науки, внедрения инновационного10 менеджмента и маркетинга11, полной реализации инновационных и рисковых способностей предпринимателей, разгосударствления и рациональной приватизации12, хорошо отработанного эффективного механизма антимонопольной политики, регулирования уровня открытости российского рынка для иностранных конкурентов, рационального протекционизма экспорта наукоемкой конкурентоспособной продукции.

— создание условий для устойчивого увеличения предложения товаров и услуг высокого качества, производимых на инновационной основе.

—стимулирование и непосредственное формирование спроса на инновационную продукцию. Прежде всего, необходима разработка системы государственных заказов на наукоемкую продукцию.

Государственные закупки — это не только заказы Правительства РФ, Правительств субъектов и муниципальных образований. Необходима и система закупок на наукоемкую продукцию высших кондиций, конкурентоспособную на всех уровнях.

В настоящее время ставится и в определенной мере решается проблема государственной поддержки в целях создания самой инфраструктуры государственных закупок , но как показывают факты не всегда достигается желаемый результат. Государственные и муниципальные закупки регулирует Федеральный закон №44-ФЗ 2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В развитие данного закона уже было принято порядка более 50 подзаконных актов Правительства РФ (Минэкономразвития, Минфин), в виде постановлений, методик, указаний, которые ка-

саются организации самого процесса в области государственных и муниципальных закупок.

Осенью 2014г. Государственная дума РФ рассмотрела целый комплекс поправок в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В тоже время закупки предприятий с государственным участием, государственных компаний и корпораций, субъектов естественных монополий, организаций коммунального хозяйства, унитарных предприятий регулирует Федеральный закон №223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Данные изменения, учебы и прочее по государственным закупкам не всегда дают возможность специалистам постоянно актуализировать свои знания, разбираться в практических вопросах применения законодательства, проводить закупки без ошибок и штрафов, в силу своей сложности и запутанности. Задача государства на современном этапе упростить всю эту процедуру, с одновременным исключением злоупотреблением со стороны чиновничьего аппарата, что конечно является трудно выполнимой задачей, но вполне решаемой.

Государственная служба13 только тогда сможет рационально и эффективно выполнять вышеперечисленные функции государственного регулирования, когда будут получены построения на фундаменте определенных принципов. Так, необходимо научное понимание экономической сущности14 содержания и роли государственных закупок в развитии экономики страны и материальном обеспечении жизнедеятельности общества. Важно обеспечить современной правовой базой, программно-целевым регулированием, органическим сочетанием экономических, социальных и других целей. Необходимо обеспечить более четкое разделение и кооперацию полномочий и ответственности между федеральной, региональной и местной субъектами власти.

10 Кузнецов Д.В. Приоритеты современного инновационного развития России // Транспортное дело России.- 2010.-№12.-С157-159.

11 Чернопятов А.М. Роль государства в регулировании предпринимательской деятельности в Российской Федерации: монография/ А.М. Чернопятов. - М.:Издательство "Палеотип", 2014. - 100с.

12 Кузнецов Д.В. Приоритеты современного инновационного развития России // Транспортное дело России.-

13 Чернопятов А.М. Бенчмаркетинг: Учебное пособие для студентов высш. учеб.заведений.-С: Издательство ООО "Винчера", 2014. с.227.

14 Чернопятов А.М. Спецпроект: анал1з наукових дослщжень: матер1али VIII М1жнародно1 науково-практично1 конференци., 30-31 трав. 2013 р.: у 6т. - Дншропетровск: Бша К.0.,2013. - с54-57.

15 Блок.Ф. Роль государства в хозяйстве// Западная экономическая энциклопедия: Хрестоматия современной классики/Под ред. В. Радаева. М., 2004. с.569-599

16 Чернопятов А.М. Сущность и экономическая природа предпринимательской деятельности// Транспортное дело России.- 2010.-№10(83).-С134-137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.