Научная статья на тему 'Функциональная составляющая в области государственного регулирования предпринимательства'

Функциональная составляющая в области государственного регулирования предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ И ЧАСТНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИНВЕСТИЦИИ / СТАГНАЦИЯ / НОВАЦИИ / ИНТЕРЕС / ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРЕДПРИЯТИЕ / INNOVATIONS / ECONOMIC / GOVERNMENTAL AND FREE ENTERPRISE / INVESTS / STAGNATION / NOVATIONS / INTERESTS / ORGANIZATION / FIRM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернопятов А.М.

Рассматриваются основные понятия в отношении государственного и частного предпринимательства. Государство должно служить цели перманентного повышательного тренда, направленного на повышение благосостояния населения и эффективности экономики страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL LAYOUT IN PARTS OF THE GOVERNMENTAL REGULATE ENTERPRISES

The basic consepts redarding governmental and free enterprise. Country probably to serve the purpose permanences uptrend, directional on prosperity populations and efficiency economic of country.

Текст научной работы на тему «Функциональная составляющая в области государственного регулирования предпринимательства»

Российской Федерации или уполномоченным органом - Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандартом) (технические регламенты, принимаемые, соответственно, указанными органами).

Литература:

1. История политических и правовых учений: Учебник/ Под ред. В.С.Нерсесянца. - М.: НОРМА-ИНФРА, 1998. - С. 476-479.

2. Иванец Г.И. Право как нормативное выражение согласованных интересов // Право и образование, 2001. - № 3. - С. 75-76.

3. Халиулин В.Е. Согласование интересов субъектов права как предпосылка формирования гражданского общества в Российской федерации: Дисс. канд. юрид. наук. - Саратов, 2008.

4. Экимов А.И. Интересы и право в социалистическом обществе. - Л., 1984.

5. Байлук В.В. Социальный детерминизм: категориальный анализ. - Томск, 1983. - С. 201.

6. Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. - Саратов, 1972.

7. Малько А.В., Субочев B.B. Законные интересы как правовая категория. - СПб: Юр. центр пресс, 2004. - С. 24.

8. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. №184-ФЗ (ред. от 28.12.2013 г.) // СЗ РФ, 2002. - № 52 (ч. 1). - Ст. 5140.

9. Калмыкова А.В.Техническое регулирование: правовые аспекты. - М.: «Волтерс Клувер», 2010. - 384с.

10. Научные основы советского правотворчества / Отв. ред.Р.О. Халфина. -M: Наука, 1981. -С. 7-8.

11. Vries Henk J. de Standardization - A Business Approach to the Role of National Standardization Organizations. Kluwer Academic Publishers, Boston, Dordrecht, London, 1999. - 341 pp.

12. Jakobs K., Procter R., Williams R. Users and Standardisation -Worlds Apart? The Example of Electronic. Mail. - ACM Standard View, 1996. - Vol. 4. - № 4.

13. Healy M., Pope N. Consumer Representation in Standards Making // In Compendium from 3rd Annual EURAS Conference. -Stockholm, 1996.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Чернопятов А.М., к.э.н., доцент кафедры менеджмента Сургутского государственного педагогического университета,

e-mail: westproduct@mail.ru

Рассматриваются основные понятия в отношении государственного и частного предпринимательства. Государство должно служить цели перманентного повышательного тренда, направленного на повышение благосостояния населения и эффективности экономики страны.

Ключевые слова: инновации, экономика, государственное и частное предпринимательство, инвестиции, стагнация, новации, интерес, организация, предприятие.

FUNCTIONAL LAYOUT IN PARTS OF THE GOVERNMENTAL REGULATE

ENTERPRISES

Chernopyatov A., candidate of economical sciences, the docent of management chair Surgut State Pedagogical University

The basic consepts redarding governmental and free enterprise. Country probably to serve the purpose permanences uptrend, directional on prosperity populations and efficiency economic of country.

Keywords: innovations, economic, governmental and free enterprise, invests, stagnation, novations, interests, organization, firm.

Одной из главных проблем современного предпринимательства в России является создание его организационно-хозяйственного механизма. Организационно-хозяйственный механизм предпринимательства — это способ ведения хозяйства предпринимательского типа, организации предпринимательского воспроизводства с помощью научно-обоснованной системы экономических и организационных форм, методов и рычагов1. Данный механизм находится в перманентном реформировании, особенно это прослеживается в одном из главных законов страны - Гражданском Кодексе Российской Федерации. С 1 сентября 2014 года вступают в силу новые изменения в части организационно-правового устройства организаций.

По своей сути организационно-хозяйственный механизм предпринимательства включает в себя два органически взаимосвязанных блока. Первый, представляет собой механизм рыночно-конкурентной системы самоорганизации и самоуправления воспроизводством предпринимательского типа на уровнях мега-, макро-, мезо- и микроэкономик. Во второй блок входят системы государственного регулирования, адекватные требованиям экономических законов, в том числе законов рынка и предпринимательства2. Все формы предпринимательства3, особенно в процессе его формирования, нуждаются в эффективном функционировании обоих блоков организационно-хозяйственного механизма.

Здесь стоит напомнить о введении п. 3 ст. 1 ГК РФ "при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно"4. С введением данного пункта убираются разного рода сомнения по договорной части между всеми участниками предпринимательского процесса. До введения этой нормы можно было отказаться от своих обязательств, сославшись на любую причину, теперь это фактически стало невозможно сделать.

Важно раскрыть концептуальные основы формирования рациональной системы государственного регулирования предпринимательства. В мире развитого предпринимательства по существу общепризнано, что государственное регулирование в тех или других формах, масштабах есть закономерность социальной рыночной экономики.

Государственное регулирование предпринимательства по своей сущности представляет собой систему организационного, правового, политического, экономического и социального обеспечения государством благоприятной среды для формирования и устойчивого развития современного предпринимательства5. Государство в период становления и развития предпринимательства должно выполнять определенные основные функции. Которые состоят в следующем:

— формирование государством субъектов современного предпринимательства, способных и реализующих свои возможности к инновационной, связанной с риском деятельности людей во всех сферах экономики. Государство располагает для этого различными возможностями и средствами. Оно обеспечивает экономическую свободу предпринимательства, создает четкие равные "правила игры" на всем экономическом пространстве России, формирует экономический механизм стимулирования предпринимательства, а также налоговую6, кредитную, страховую, амортизационную и другие научно-обоснованные системы регулирования. Государству принадлежит обязанность создания эффективной системы образования, подготовки, переподготовки и повышения уровня квалификации предпринимателей и т.д.

— формирование конкурентной среды, способствующей развитию подлинной экономической состязательности, где конкурентные преимущества обеспечиваются за счет непрерывного обновления технологии и техники на базе высших достижений науки, внедрения инновационного7 менеджмента и маркетинга8, полной реализации

инновационных и рисковых способностей предпринимателей, разгосударствления и рациональной приватизации9, хорошо отработанного эффективного механизма антимонопольной политики, регулирования уровня открытости российского рынка для иностранных конкурентов, рационального протекционизма экспорта наукоемкой конкурентоспособной продукции.

— создание условий для устойчивого увеличения предложения товаров и услуг высокого качества, производимых на инновационной основе. Эти условия создаются с помощью стимулирования и поддержки предпринимательских структур. Формирование предложения инновационных товаров и услуг требует соответствующей инновационной политики государства, ориентации предпринимательской стратегии и предпринимательских структур в рамках всего инновационного цикла. Речь идет об ориентации фундаментальной и прикладной науки, сферы воспроизводства на макро-, мезо- и микроэкономическом уровнях.

Формирование предложения инновационной конкурентоспособной продукции может быть стимулировано государством с помощью налоговой, финансово-кредитной, страховой, амортизационной политики и других составляющих инновационной и экономической политики в целом. Государство может поощрять своей экономической политикой рационализацию процесса специализации в каждом регионе и предпринимательской структуре в направлении их переориентации на производство конкурентоспособной продукции на местном, региональном, национальном и международном рынках.

— стимулирование и непосредственное формирование спроса на инновационную продукцию. Прежде всего, необходима разработка системы государственных заказов на наукоемкую продукцию. Государственные заказы целесообразно формировать в первую очередь в рамках соответствующих программ по производству необходимых обществу наукоемких изделий. Это продукция в интересах обороны, обеспечения государственных предприятий наукоемким оборудованием, созданным на базе высших достижений науки и техники, осуществления интервенции продаж конкурентоспособной продукции с целью сбивания цен, приведения их к социально приемлемому уровню, а также для создания резерва наукоемкой продукции на всякие непредвиденные случаи с задачей воздействовать на конъюнктуру рынка и т.д. Такая ситуация сложилась в связи с событиями в Украине, когда стала реальной необходимостью введение в действие резервов которые у нас есть. Направленные в первую очередь на импортозамещение, открытие новых площадок и др.

Государственный заказ — это не только заказ Федерального Правительства. Необходима и система региональных заказов на наукоемкую продукцию высших кондиций, конкурентоспособную не только на региональном, но и на национальном и международном уровнях. Государство может поддерживать устойчивый спрос на конкурентоспособную продукцию, стимулируя его с помощью налоговой и кредитной систем, обеспечивая социальную защиту населения, способствуя развитию импорта наукоемкой, конкурентоспособной продукции, создавая или способствуя созданию эффективной организационной и рыночной инфраструктуры.

— формирование организационной и рыночной инфраструктуры предпринимательства.

В настоящее время ставится и в определенной мере решается

1 Чернопятов А.М. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: учебное пособие для студентов высш. учебн. заведений.- М: ООО "Винчера", 2013. - с.95.

2 Чернопятов А.М. Трансформация институциональных условий и их влияние на предпринимательскую деятельность: монография/А.М. Чернопятов. - М.: Изд-во РАГС, 2011. - 248с.

3 Миллуорд Р., Паркер Д. Государственное и частное предприятие: сравнительная оценка стратегии и эффективности // Государственное предпринимательство в развитых капиталистических странах. Ч.1. М., 1986.

4 Гражданский Кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая.- Москва: Проспект, КноРус, 2014. - 576с.

5 Друкер П.Ф. Нововведения и предпринимательство //Предпринимательство в промышленно развитых странах. М., 1992.С.25-26.

6 Чернопятов А.М. Влияние налогового института на предпринимательскую деятельность// Транспортное дело России.- 2010.-№7(80).-С145-148.

7 Кузнецов Д.В. Приоритеты современного инновационного развития России // Транспортное дело России.- 2010.-№12.-С157-159.

8 Чернопятов А.М. Бенчмаркетинг: Учебное пособие для студентов высш. учеб.заведений.-С: Издательство ООО "Винчера", 2014. с.227.

9 Чернопятов А.М. Спецпроект: анал1з наукових дослщжень: матер1али VIII М1жнародно1 науково-практично1 конференци., 30-31 трав. 2013 р.: у 6т. - Дншропетровск: Бша К.О.,2013. - с54-57.

10 Блок.Ф. Роль государства в хозяйстве// Западная экономическая энциклопедия: Хрестоматия современной классики/Под ред. В. Радаева. М., 2004. с.569-599

11 Чернопятов А.М. Сущность и экономическая природа предпринимательской деятельности// Транспортное дело России.- 2010.-№10(83).-С134-137.

проблема государственной поддержки в целях создания инфраструктуры малого бизнеса, но зачастую она не всегда достигает желаемого результата. Инфраструктура малого предпринимательства должна быть интегрирована в систему инфраструктурного обеспечения предпринимательства в целом, вне зависимости от масштаба предпринимательской деятельности (малое, среднее, крупное предпринимательство). Выполнение этой функции требует создания системы соответствующих рынков: национального, регионального, местного, в рамках СНГ. Одновременно, государство призвано оказывать поддержку в создании системы учреждений, фирм, структур, обеспечивающих процесс эффективного формирования, развития и поддержки всех форм предпринимательства (центров информационно-консультативного, научного обеспечения, подготовки и повышения кадров предпринимательства, лизингового и маркетингового обслуживания, инновационных центров и союзов предпринимателей и т.д.). Вся эта идея не должна сводиться только к отчетности о выполненной работе.

— обеспечение социальной ориентации данного процесса. Выполнение этой функции требует внимания предпринимательских структур к достижению не только экономического, но и социального эффекта, что зачастую не совпадает. Социальная нагрузка обеспечивается тем, что предпринимательский тип воспроизводства является основой благосостояния всех членов общества. Правильное понимание сущности и роли предпринимательства требует от государственного регулирования стимулировать воспроизводство инновационного типа, развивать конкуренцию. Это повышает уровень и динамичную устойчивость развития национальной экономики. Здесь путь к росту национального богатства и возможность обеспечить благосостояние для всех.

Государственная служба10 сможет эффективно выполнять перечисленные и другие функции государственного регулирования, если она будет строиться на определенных принципах. Так, необходимо научное понимание экономической сущности11 содержания и роли предпринимательства в развитии экономики страны и материальном обеспечении жизнедеятельности общества. Важно обеспечить рациональный протекционизм современного цивилизованного предпринимательства, органическое сочетание экономических и социальных целей и программно-целевое регулирование. Особое значение имеют государственная поддержка многообразных форм предпринимательской деятельности при условии ее мотивационной направленности, гарантированности, гибкого дифференцированного подхода. Должны быть обеспечены разделение и кооперация полномочий между государственной, федеральной, региональной и местной службами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.