Научная статья на тему 'Международная торговля, кризис и государственный протекционизм'

Международная торговля, кризис и государственный протекционизм Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / CUSTOMS AND TARIFF REGULATION / ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА / CUSTOMS DUTY / НЕТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / NON-TARIFF REGULATION / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / FOREIGN TRADE / МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / GLOBAL FINANCIAL CRISIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Блудова С.Н.

В статье рассматриваются вопросы таможенно-тарифного регулирования внешней торговли в странах СНГ и БРИК в период мирового финансового кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International Trade, Crisis and State Protectionism

Тhe article considers customs and tariff regulation of foreign trade in the CIS countries and the BRICs during the global financial crisis

Текст научной работы на тему «Международная торговля, кризис и государственный протекционизм»

государственное регулирование

предпринимательства: проблемы и задачи

__Аннотация

В статье рассмотрены функции государственного регулирования, способствующие становлению современного предпринимательства на основе механизма экономического стимулирования его развития. Определены принципы эффективной реализации этих функций и предложены ориентиры формирования структуры государственного регулирования. Обоснована концепция стратегии научного обеспечения предпринимательства, способствующая созданию высокоэффективной социально-ориентированной экономической системы, базирующейся на рыночных отношениях.

_Ключевые слова: социально-ориентированная экономическая систе-

_ма, современное предпринимательство, государственное регулирова-

_ние предпринимательства, предпринимательская среда, предпринима-

_тельская структура, инновационная продукция, научное обеспечение

_предпринимательства

Ковалева В.Д.

канд. экон. наук, доцент, докторант Ставропольского государственного аграрного университета, заведующая кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита Ставропольского финансово-экономического института kvd stavr@mail.ru

Изменение форм собственности, переход к многоукладной экономике в России требует от государства проведения экономических реформ, направленных на создание высокоэффективной социально-ориентированной экономической системы, основанной на рыночных отношениях. В основе формирования такой системы лежит развитие предпринимательства [1]. Правильное понимание сущности и роли предпринимательства требует государственного регулирования, с целью стимулирования воспроизводства инновационного типа и конкуренции, что повышает уровень и устойчивость развития национальной экономики, стимулируя рост национального богатства и возможность обеспечить благосостояние населения [2]. Для становления предпринимательства необходимо выполнить следующие основные функции.

Что необходимо для становления предпринимательства?

Первая функция - формирование государством субъектов современного предпринимательства, способных и реализующих свои возможности к инновационной, связанной с риском деятельности людей во всех сферах экономики. Располагая для этого различными возможностями и средствами, государство должно обеспечить экономическую свободу предпринимательства, создавая четкие равные «правила игры» на всем экономическом пространстве России, формируя экономический механизм стимулирования предпринимательства, а также налоговую, кредитную, страховую, амортизационную и другие научно-обоснованные системы регулирования. Государству также принадлежит обязанность создания эффективной системы образования, подготовки, переподготовки и повышения уровня квалификации предпринимателей и т.д. Вторая функция связана с формированием предпринимательской среды, на основе которой будет развиваться подлинная экономическая состязательность. Конкурентные преимущества будут обеспечены на основе разгосударствления и рациональной приватизации, хорошо отработанного эффективного механизма антимонопольной политики, а также внедрения новых технологий, обеспеченных высокими достижениями науки и техники. В этой связи необходимо внедрить инновационный менеджмент и маркетинг, которые обеспечат полную реализацию способностей предпринимателей, основанных на новаторстве и рисках [3, 4]. Третья функция - создание условий для устойчивого увеличения предложения товаров и услуг высокого качества, производимых на инновационной основе. Эти условия создаются с помощью стимулирования и поддержки предпринимательских структур. Формирование предложения инновационных товаров и услуг требует соответствующей инновационной политики государства, ориентации предпринимательской стратегии и предпринимательских структур в рамках всего инновационного цикла [4]. Речь идет об ориентации фундаментальной и прикладной науки, сферы воспроизводства на макро-, мезо- и микроэкономическом уровнях. Формирование предложения инновационной кон-

...государство должно обеспечить экономическую свободу предпринимательства, создавая четкие равные «правила игры» на всем

экономическом пространстве России

государство ибизнес

формирование

предложения

инновационных

товаров

и услуг требует

соответствующей

инновационной

политики

государства

курентоспособной продукции может быть стимулировано государством с помощью налоговой, финансово-кредитной, страховой, амортизационной политики и других составляющих инновационной и экономической политики в целом. Государство может и должно поощрять своей экономической политикой рационализацию процесса специализации в каждом регионе и предпринимательской структуре в направлении их переориентации на производство конкурентоспособной продукции на местном, региональном, национальном и международном рынках.

Четвертая функция - стимулирование и непосредственное формирование спроса на инновационную продукцию. Прежде всего, необходима разработка системы государственных заказов на наукоемкую продукцию, которую целесообразно формировать, в первую очередь, в рамках соответствующих программ по производству необходимых обществу наукоемких изделий. Это продукция в интересах обороны, обеспечения государственных предприятий наукоемким оборудованием, созданным на базе высших достижений науки и техники, осуществления интервенции продаж конкурентоспособной продукции с целью снижения цен, приведения их к социально приемлемому уровню, а также для создания резерва наукоемкой продукции с целью воздействия на конъюнктуру рынка и т.д. На базе системы государственных заказов необходимо сформировать и систему региональных заказов, основанную на наукоемкой продукции высокого качества, что обеспечит ее конкурентоспособность на всех уровнях: региональном, национальном и международном. Государство может и должно поддерживать устойчивый спрос на конкурентоспособную продукцию, стимулируя его с помощью налоговой и кредитной систем, обеспечивая социальную защиту населения, способствуя развитию импорта наукоемкой, конкурентоспособной продукции, создавая эффективную организационную и рыночную инфраструктуру или способствуя ее созданию. Пятая функция призвана сформировать организационную и рыночную инфраструктуру предпринимательства, которая должна быть интегрирована в систему инфраструктурного предпринимательства и не зависеть от его масштаба. Одновременно, госу-

дарство призвано оказывать поддержку в создании организаций, поддерживающих все виды предпринимательской деятельности. К ним относятся центры информационно-консультативного, научного обеспечения, подготовки и кадров предпринимательства повышения их квалификации, лизингового и маркетингового обслуживания, инновационные центры, союзы предпринимателей и т.д. Шестая функция - обеспечение социальной ориентации данного процесса. Выполнение этой функции требует внимания предпринимательских структур к достижению не только экономического, но и социального эффекта, который достигается тем, что воспроизводство, основанное на предпринимательской деятельности, обеспечивает благосостояние всех членов общества.

Государственная поддержка

Государственная служба сможет эффективно выполнять перечисленные и другие функции государственного регулирования, если она будет строиться на определенных принципах. В этой связи необходимо с научной точки зрения определить экономическую сущность содержания предпринимательства, а также его роль в экономическом развитии страны [1].

Важно не только обеспечение рационального протекционизма современного цивилизованного предпринимательства, но и достижение в механизме программно-целевого регулирования органичного сочетания экономических и социальных целей. Особое значение имеет государственная поддержка многообразных форм предпринимательской деятельности при условии ее мотивационной направленности, гарантированности, гибкого дифференцированного подхода. Необходимо также обеспечить разделение и кооперацию полномочий между службами на государственном, федеральном, региональном и местном уровнях [5]. Создание структуры государственного регулирования предпринимательства должно идти по многим направлениям, начинаться с формирования системы правового обеспечения функционирования и развития предпринимательства, которая необходима для оперативной разработки и принятия ряда федеральных законов и других нормативно-

важно обеспечить высокое качество законодательных актов, они не должны противоречить друг другу и быть законодательными актами прямого действия

-/—■

государство ибизнес

важно изменить

вектор

государственного

„регулирования

в сфере страхования мательской

предприни.

деятельности

мы и

правовых актов. Важно обеспечить высокое качество законодательных актов, они не должны противоречить друг другу и быть законодательными актами прямого действия. Следует предусмотреть механизм их реализации, гарантированность прав предпринимателей, экономическую и другие стороны ответственности при их нарушении. Не менее важно создать систему государственного регулирования финансового обеспечения и поддержки современного предпринимательства [2]. Это потребует качественного совершенствования политики налогообложения, кредитования, страхования, финансирования, амортизации и т.д.

Организационное инфраструктурное обеспечение предпринимательства

Можно назвать пять ключевых направлений такого совершенствования.

1. Назрело кардинальное изменение основного вектора налогообложения в сторону стимулирования современного эффективного предпринимательства с помощью системы льгот.

2. Необходимо качественное преобразование существующей практики кредитования. Следует создать и умножить государственные кредитные ресурсы для среднесрочного кредитования, а также обеспечить стимулирование среднесрочного кредитования коммерческими банками. Поэтому нужна система фондов поддержки предпринимательских структур на федеральном и региональном уровнях из консолидированных источников. Следует содействовать формированию обществ взаимного кредитования предпринимательства и организации банковских пулов с привлечением иностранных инвесторов с целью кредитования крупномасштабных мероприятий по организации инновационного соперничества в «точках роста» российской экономики. Необходимо участие государства в формировании венчурного капитала, венчурных фирм, инновационных фондов и т.д.

3. Важно изменить вектор государственного регулирования в сфере страхования предпринимательской деятельности. Для этого нужно обеспечить рациональное сочетание государственного и рыночных форм страхования инновационного процесса. Важно разными путями содействовать созданию

обществ взаимного страхования предпринимательства, учредителями которых могли бы быть государственные и предпринимательские структуры, инновационные и инвестиционные фонды, страховые общества, венчурные фирмы и др.

Концепция стратегии научного обеспечения предпринимательства

4. Для формирования системы организационного инфраструктурного обеспечения предпринимательства в целом необходимо разработать и принять концепцию и программу инфраструктурного обеспечения предпринимательства, а также Федеральный закон «Об основах системы организационного инфраструктурного обеспечения предпринимательства". Нужно также преобразовать Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства в Федеральный фонд предпринимательства. При этом консолидировать все источники его формирования: государственное бюджетное финансирование, отчисления из прибыли предпринимательских структур, вложения международных организаций в развитие малого предпринимательства. Необходимо также преобразование разрозненных объектов инфраструктурного обеспечения на региональном уровне в интегрированную систему, обслуживающую предпринимательство в целом.

5. Организация государственного регулирования процесса формирования и развития предпринимательства предполагает создание эффективной концепции долгосрочной стратегии научного обеспечения предпринимательства и на этой базе строить инновационную политику. Эта стратегия разрабатывается с учетом необходимости обеспечения лидерства ключевых предпринимательских фирм в определенных нишах мирового рынка, на национальном и региональном рынках [2]. Концепция стратегии научного обеспечения предпринимательства должна быть четко структурированной:

- во-первых, по уровням государственного регулирования (макроуровень, мезоуровень, микроуровень);

- во-вторых, по фазам научного обеспечения инновационного процесса: фундаментальная наука, прикладные исследования и опытно-конструкторские

необходимо преобразование разрозненных объектов

инфраструктурного обеспечения на региональном уровне

в интегрированную систему, обслуживающую предпринимательство в целом

государство ибизнес

разработки, первичное освоение и распределение инноваций.

В концепции должны быть выделены направления государственного регулирования процессов формирования основных систем: кадровое обеспечение предпринимательства, поддержка внешнеэкономической предпринимательской деятельности, экономический контроль за деятельностью государственных структур по регулированию и поддержке предпринимательства.

Литература

1. Асаул А.Н. Закономерности и тенденции развития современного предпринимательства. - СПб.: АНО «ИПЭБ», 2008. - 280 с.

2. Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики. - М.: Экономика, 2005. - 829 с.

3. Асаул А.Н., Капаров Б.М. Малое инновационное предпринимательство. - СПб.: СПбГАСУ, 2008. - 128 с.

4. Фахрутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. -СПб.: Питер, 2008. - 448 с.

5. Орешин В.П. Система государственного и муниципального управления: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 320 с.

Kovalyova V.D.

Cand. of Econ. Sci., Associate Professor, Doctoral Student,

Stavropol State Agrarian University, Head of Chair of Accounting, Analysis and Audit, Stavropol Financial and Economic Institute

State Regulation of Entrepreneurship: Problems and Goals

_Abstract

The article considers the functions of state regulation aimed to promote modern enterprise based on the mechanism of economic incentives for its development. The author defines the principles for effective implementation of these functions and suggests guiding lines for forming the structure of government regulation. The author proves the concept of the strategy of scientific support for entrepreneurship facilitating establishment of a highly effective socially-oriented economic system based on market relations.

Keywords: socially-oriented economic system, contemporary entrepreneurship, state regulation of entrepreneurship, business environment, business structure, innovative products, scientific support for entrepreneurship

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.