ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РОДЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ Б СОЦИАЛЬНОМ РАЗБИТИИ
АШХОТОВ А.М.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга, Кабардино-Балкарский государственный университет им.Х.М. Бербекова,
e-mail: [email protected];
ТАРАСОВ Н.А.,
кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента, Северо-Западный институт - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,
e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются особенности социального компонента регионального развития. Выявлены предпосылки и необходимость эффективного управления социальными процессами на региональном уровне. Обосновывается необходимость социального регионального приоритета при формировании российского экономического пространства.
Ключевые слова: региональная экономика; социальная ориентация региональной экономики; модернизация; экономическое пространство.
In article features of a social component of regional development are considered. Preconditions and need of effective management by social processes at regional level are revealed. Need of a social regional priority locates at formation of the Russian economic space.
Keywords: regional economy; social orientation of regional economy; modernization; economic space.
Коды классификатора JEL: R1, R58.
Основной целью создания экономического пространства региона является формирование эффективной региональной экономической интеграции в российскую экономику, базирующейся на принципах взаимосвязи интересов и равноправии партнерских отношений [3]. При этом основой регионального экономического пространства должна стать самостоятельность товаропроизводителей как главных субъектов экономических отношений. Исходя из этого можно сделать вывод, что одним из базисов формирования и функционирования эффективного экономического пространства должно стать общехозяйственное законодательство, определяющее правовые нормы функционирования всех без исключения хозяйствующих субъектов - субъектов экономической деятельности.
В связи с этим можно выделить основные принципы формирования эффективного экономического пространства. Таковыми являются [2]:
• единая валюта для всех хозяйств, сосредоточенных на одной территории;
• единая финансовая и ценовая политика с существенным перемещением прав в пользу местных органов управления и производителей;
• единая налоговая и бюджетная политика, а также регулирование цен на ключевые виды сырья, продукции, товаров и услуг, круг которых согласовывается всеми субъектами общего экономического пространства;
• единая рыночная инфраструктура - общие транспортные и информационные коммуникации, а также системы статистики и стандартизации;
• единая социальная политика, направленная на установление гарантированных минимальных уровней заработной платы, пенсий, пособий и других выплат, компенсаций, индексаций доходов населения, а также нормативов обеспечения населения жильем и объектами сферы социально-культурного обслуживания с учетом региональных условий;
• централизованное регулирование развития регионального экономического пространства посредством целевых инвестиций, дотаций, субвенций, в частности, по оказанию помощи районам бедствия, депрессивным районам, а также протекционистской политики по отношению к отдельным сферам хозяйственной деятельности.
© А.М. Ашхотов, Н.А. Тарасов, 2012
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2
138
А.М. АШХОТОВ, Н.А. ТАРАСОВ
Стоит заметить, что в связи со сложным сочетанием разнообразных факторов и условий развития, специфических для каждой территории, региональное экономическое пространство также обладает свойством неоднородности своей структуры. В свою очередь это приводит к разделению территории региона на составные (структурные) единицы, каждой из которых свойственны определенные функции. А экономическое разнообразие территориальных единиц, которое чаще всего выражено специализацией, связано с наличием природных ресурсов, географическим положением, историческими особенностями развития, трудовым потенциалом и национально-этническими характеристиками населения, многим другим.
В ходе проводимых реформ в Российской Федерации, многим экономическим субъектам постепенно предоставляется все больше прав для самостоятельной деятельности. Данный процесс требует наличия разнонаправленного гибкого, адаптируемого к действительной экономической конъюнктуре механизма управления социально-экономическими процессами, параметры и ориентиры которого должны задаваться приобщественно-государственными институтами.
К настоящему времени российскими учеными проведено большое количество глубоких исследований, посвященных проблемам государственного регулирования экономического развития регионов, в том числе зарубежному опыту в этой сфере. В этих исследованиях делается справедливый упор на необходимость сокращения диспропорций в уровне экономического развития российских регионов, т.е., в определенной мере, предлагается в этом отношении следовать по пути экономически развитых стран. В данном контексте особую роль обретают вопросы развития предпосылок устойчивого равновесия.
Согласно одной из наиболее распространенных концепций равновесия - синергетической - типичными следует считать не изолированные, логически последовательные системные структуры и механизмы, а смешанное общество, смешанную экономику, плюралистическую систему формирования политики. Но тогда центр тяжести региональных исследований должен переноситься с анализа логически последовательных замкнутых систем на выявление компонентов, их взаимосвязей, пропорций, взаимоограничений.
При этом, если обратиться к структуре фактического конечного потребления домашних хозяйств в наиболее развитых в экономическом отношении странах, то с учетом удельного веса потребления жилищных услуг, услуг здравоохранения, образования, транспорта, связи и ряда других видов потребления, становятся ясными приоритеты спроса домашних хозяйств в рамках региональных экономических структур.
Поэтому эффективное и устойчивое функционирование региональной экономики, ориентированной на потенциал собственного воспроизводства, становится основным фактором экономической безопасности страны, предопределяющим соответствующую иерархию в экономической политике государства.
В контексте вышесказанного, на наш взгляд, целесообразно подчеркнуть, что в функционировании социальноориентированной экономики ключевая роль принадлежит региональной экономике. То есть, региональное хозяйство выступает специфическим организационно-экономическим инструментом реализации социальной направленности национальной экономики. Именно по этому направлению и ударит кризис - по социальной защищенности и социальному благополучию населения. Другими словами, с позиций макроэкономического развития национальной экономики наиболее уязвимыми объектами являются не отдельные монополизированные структуры, пусть даже несущие значительное бремя по обеспечению доходов государственного бюджета, сколько муниципальные хозяйства региональной экономики, в которых сконцентрированы основные социальные интересы населения.
Российская Федерация, как определено в Конституции, является социально ориентированным государством. Основным организационно-экономическим инструментом реализации этого положения является эффективное функционирование региональной экономики.
Соответственно, экономическую функцию домашнего хозяйства также стоит отражать при анализе социальноэкономического потенциала региона [1]. Это объясняется тем, что субстанцию социально-экономического потенциала нельзя рассматривать в отрыве от его целевой функции - повышения благосостояния народа. В целом по России и в отдельных ее регионах личному хозяйству принадлежит значительная роль в обеспечении населения многими видами сельскохозяйственных продуктов. Данный факт является прямым подтверждением верности выбора отображения личного хозяйства в содержании концепции социально-экономического потенциала региона.
Под повышением уровня жизни населения часто понимается увеличение доходов и потребления товаров и услуг. Однако данное понятие более емкое, помимо перечисленных аспектов оно включает постоянный рост сознания и культуры людей, культуры быта, поведения, разумного потребления, образцовый общественный порядок, здоровье, рациональное питание, высокое качество обслуживания населения. Все это образует совокупность элементов цивилизации и органически сводится к социально-экономическому потенциалу региона.
В контексте усложнения процессов регионального развития актуальное значение приобретает организационный потенциал, который включает способы и приемы, обеспечивающие согласованность действий при достижении поставленных целей, развитие региона, т. е. информационные технологии, стиль и методы управления, выбор вариантов развития, планирование и прогнозирование и т.д.
Организационный потенциал становится важнейшим источником экономического роста и повышения благосостояния населения [4]. Он также увеличивает вклад региона в народнохозяйственный потенциал страны. Это происходит в силу особенности функций, исполняемых организационным потенциалом:
• организации управления экономическими и социальными ресурсами региона;
• выявлении и включении организационных резервов при незначительных капитальных затратах.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ.
139
Методологической основой управления социально-экономическим развитием региона является комплекс процессов взаимодействия подсистем, составляющих региональное пространство (экономической, экологической, социальной, природно-ресурсной). При этом также необходимо учитывать принципы и методы моделирования процессов указанных подсистем в контексте обеспечения стабильного развития. Объектом управления социальноэкономическим потенциалом региона становится уже сущность и формы системного влияния на развитие производительных сил, как в отраслевом, так и в территориальном аспекте.
В последнее время помимо проблем, связанных с управлением развития социально-экономической основы региона, остро стал вопрос, связанный с модернизацией региональной экономики. Так как региональная экономика является неотъемлемой частью государственной экономики, то модернизация последней приведет и к коренным изменениям в экономике на региональном уровне. В последнее время Россия столкнулась с серьезными проблемами, затормаживающими рост ее экономики и рост уровня и качества жизни населения. Пути решения подобных проблем не могут быть всецело решены с использованием только лишь инструментов управления социально-экономическим развитием. В связи с этим необходимо применять качественно новые - модернизационные методы и инструменты развития социально-экономической системы как государства в целом, так и регионов в отдельности.
В целом, с учетом ретроспективного исследования формирования российского экономического пространства, надо отметить, что в условиях функционирования федеральной вертикали власти (отличающейся приоритетом административного и неэффективного адресного распределения ограниченных производственных ресурсов) системная специфика категории региональной экономики применительно к пореформенному и посткризисному периоду заключается в формировании новых управленческих структур, обеспечивающих не только завершение рыночной трансформации региональных компонентов бывшего единого народнохозяйственного комплекса, но и эффективную социальную ориентацию территорий. Именно это показывает стратегическую управленческую траекторию современной модернизации региональных организационно-экономических отношений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Игнатов В.Г. Экономика социальной сферы. Ростов н/Д, 2001.
2. Калинникова И.О. Управление социально-экономическим потенциалом региона // СПб.: Питер, 2009.
3. ЛьвовД.С. Региональная политика как фактор экономического роста // Проблемы теории и практики управления. М., 2000. № 1.
4. Смирнов В.В. Теоретико-методологические аспекты системы эффективного управления развитием региона // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 30.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2