Научная статья на тему 'Предпосылки формирования нового регионального пространства'

Предпосылки формирования нового регионального пространства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
290
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / РЕГИОНАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / REGIONAL ECONOMY / REGIONAL ECONOMIC SPACE / REGIONAL ECONOMIC POLICY / SMALL BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ашхотов А. М.

В статье рассматривается регион как социально-экономическая пространственная целостность. Определены основные задачи региональной экономической политики. Особое внимание сосредоточено на создании предпосылок формирования региональной системы малого предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preconditions of formation of new regional space

The region as social and economic spatial integrity is considered in article. The primary goals of regional economic policy are defined. The special attention is concentrated to creation of preconditions of formation of regional system of small business.

Текст научной работы на тему «Предпосылки формирования нового регионального пространства»

ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

АШХОТОВ А.М.,

кандидат экономических наук, доцент, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М.Бербекова, e-mail: anzor-kbr@yandex.ru

В статье рассматривается регион как социально-экономическая пространственная целостность. Определены основные задачи региональной экономической политики. Особое внимание сосредоточено на создании предпосылок формирования региональной системы малого предпринимательства.

Ключевые слова: региональная экономика; региональное экономическое пространство; региональная экономическая политика; малое предпринимательство.

The region as social and economic spatial integrity is considered in article. The primary goals of regional economic policy are defined. The special attention is concentrated to creation of preconditions of formation of regional system of small business.

Keywords: regional economy; regional economic space; regional economic policy; small business.

Коды классификатора JEL: R12, R58.

Рыночные основы развития российской экономики обусловили необходимость формирования нового идейно-экономического пространства. Это, в свою очередь, обусловило необходимость разработки новых методологических основ и предпосылок функционирования региональной экономики [1]. При этом в ходе проводимых реформ регион стал самостоятельным субъектом федерации, принимающим собственные экономические решения, проводящим собственную экономическую политику на своей территории, строящим свои экономические отношения и с федеральным центром, и с муниципальными образованиями. Таким образом, произошло коренное изменение системы пространственного распределения ресурсов.

Основа анализа и оценки современных региональных процессов представлена в экономической теории, которая дает возможность рассматривать макро- и микроэкономические аспекты социальноэкономического развития региона. Однако в силу сложности и взаимообусловленности социальноэкономических процессов, а также существенного влияния на пространственное развитие внеэкономических факторов, значительно влияющих на поведение экономических субъектов, в особый комплекс выделяются управленческие проблемы, связанные непосредственно с предметом изучения социальноэкономического развития региона.

Изменение и развитие экономической системы страны требует соответствующего изменения и составляющих ее элементов. При этом основной задачей становится определение общего направления трансформационных процессов. Для решения данной задачи существенное значение имеет выявление наиболее устойчивых характеристик, интерпретирующих изменение показателей социально-экономического развития.

Российская Федерация представляет собой сложную территориальную, социально-культурную, хозяйственную систему, решающую задачу комплексного объединения огромного разнообразия хозяйствующих субъектов в единое системное целое и поддержания их эффективного функционирования. Существование данной системы возможно на основе естественных связующих элементов, определяемых конкретными условиями формирования системы и реализуемых через культуру, язык, традиции, использование единых ресурсов, поддержание должного уровня коллективной безопасности и жизнедеятельности, а также посредством форм и направлений взаимопроникновения различных хозяйственных укладов.

При этом отдельные хозяйствующие субъекты в силу своих масштабов привносят настолько серьезный вклад в национальную экономику, что к ним следует применять не только правила микроэкономики, но и частично законы, действующие на макроэкономическом уровне. Подобные хозяйствующие субъекты обычно относят к субъектам мезоуровня и часто позиционируют как региональные. От особенностей определения основных закономерностей функционирования, формулирования основных признаков их классификации, разработки ключевых правил, необходимых в процессе управления, построения на этой

© А.М. Ашхотов, 2G1G

TERRA ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3

основе моделей управления и разработки механизмов их реализации, выявления тенденций развития подобных субъектов экономической деятельности напрямую зависит жизнедеятельность регионов.

Пространственные характеристики экономики Российской Федерации отличаются не только значительными абсолютными размерами, но и большим различием территорий по населенности, наличию полезных ископаемых, климатическим особенностям, транспортным коммуникациям и т.п. Наряду с этим, политические приоритеты и предпочтения советской администрации исторически обусловили неравномерное размещение производительных сил, существенное и не всегда оправданное разнообразие региональных составляющих единого народного хозяйства. В контексте современности это привело не столько к рыночным преимуществам российской экономики, сколько к проблемам с обеспечением ее целостности и сбалансированности.

В пореформенное время дифференциация российских регионов еще более усилилась. Отдельные ресурсодобывающие регионы использовали фактор высокой ценовой конъюнктуры в мировой экономике, организовав поставки на внутренние и мировые рынки сырья и продукции первичной переработки, другие воспользовались унаследованной от недавнего прошлого сверхконцентрацией финансовых потоков в централизованной системе. Однако значительное количество регионов оказались подверженными глубокой депрессии и безысходности социально-экономического положения, дополняющим большой численностью не занятого на производстве населения.

В науке рассматриваются различные формы экономического пространства, или пространственной организации хозяйства. Наиболее известными из них являются локалитет, промышленный узел, транспортный узел, территориально-производственный комплекс, агломерация, городские населенные пункты, сельские населенные пункты и т.д. Так же широко до сих пор применяется понятие народнохозяйственного комплекса. Однако в условиях рынка, когда частный капитал доминирует во многих сферах национальной экономики, возникла, на наш взгляд, необходимость уточнения некоторых категорий.

При этом законы функционирования рыночной экономики предполагают максимально полный учет специфики и особенностей регионального экономического пространства. Этим пространством является составная часть совокупного экономического пространства страны, выступающего в виде целостной системы взаимодополняющих субъектов хозяйствования на определенной территории, имеющей устойчивое разделение труда. При этом региональное экономическое пространство также является системой реально существующих экономических связей, постоянно углубляющихся и развивающихся в процессе переплетения, взаимного дополнения и обеспечения экономической целесообразности хозяйствующих структур, между которыми имеет место устойчивое территориальное разделение труда.

Наиболее важными особенностями данного пространства являются, во-первых, возможность сочетания функционирования различных хозяйствующих субъектов, независимо от их размера и экономического потенциала. При этом, что особенно важно, они должны обладать совпадающими экономическими интересами и соответствующим разделением труда. Во-вторых, постоянное функционирование взаимосвязанных хозяйственных структур, а не временные отношения между ними. В-третьих, существование внутренне конкурентного характера. Источники самодвижения и саморазвития находятся в объективно обусловленных конкурентных мотивах хозяйствующих субъектов, связанных между собой разделением труда.

Основной целью создания экономического пространства региона является формирование эффективной региональной экономической интеграции в российскую экономику, базирующейся на принципах взаимосвязи интересов и равноправии партнерских отношений. При этом основой регионального экономического пространства должна стать самостоятельность товаропроизводителей как главных субъектов экономических отношений. Исходя из этого можно сделать вывод, что одним из базисов формирования и функционирования эффективного экономического пространства должно стать общехозяйственное законодательство, определяющее правовые нормы функционирования всех без исключения хозяйствующих субъектов — субъектов экономической деятельности.

Стоит заметить, что в связи со сложным сочетанием разнообразных факторов и условий развития, специфических для каждой территории, региональное экономическое пространство также обладает свойством неоднородности своей структуры. В свою очередь это приводит к разделению территории региона на составные (структурные) единицы, каждой из которых свойственны определенные функции. А экономическое разнообразие территориальных единиц, которое чаще всего выражено специализацией, связано с наличием природных ресурсов, географическим положением, историческими особенностями развития, трудовым потенциалом и национально-этническими характеристиками населения и многим другим.

Формируемый рынок, в конечном счете, должен привести к относительному выравниванию территориального развития посредством перелива капиталов, рабочей силы, технологий в регионы, где эффективность их использования выше, и т.п. Однако на первоначальном этапе его становления имеющиеся диспропорции, как правило, усиливаются. Стремление к выживанию стимулирует тенденции автаркии, что, в свою очередь, сдерживает развитие рынка, ограничивает его пространство.

К настоящему времени российскими учеными проведено большое количество глубоких исследований, посвященных проблемам государственного регулирования экономического развития регионов, в том числе зарубежному опыту в этой сфере. В этих исследованиях делается справедливый упор на необходи-

ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА 103

мость сокращения диспропорций в уровне экономического развития российских регионов, т.е., в определенной мере, предлагается в этом отношении следовать по пути экономически развитых стран.

В то же время, на наш взгляд, целесообразно провести интересы населения в процессы формирования основ региональной экономики, с одной стороны. С другой — исследовать основные внутренние источники регионального саморазвития.

Эти интересы населения в рыночных условиях представлены параметрами совокупного спроса. В таком случае устойчивость и социальная сбалансированность региональной экономики должна выражаться в определенной концентрации доходов населения на данной территории.

Это означает, что основные статьи расходов населения становятся основными факторами устойчивости или дезинтеграции регионов. Таким образом, в современных условиях складываются новые экономические отношения, связанные с обеспечением устойчивости и сбалансированности социальноэкономического развития регионов. Они представлены в структурах и пространственной концентрации доходов и расходов населения.

Кроме того, следует специально остановится на том, что среди современных теорий особое место в определении устойчивости и сбалансированности равновесия занимает синергетика. Из всего богатства соответствующих методологических идей особо следует остановиться на подходах к проблеме равновесия и балансов. Они, как известно, занимают важное место почти во всех общественных науках, начиная с экономики (равновесные цены, баланс спроса и предложения и т.п.) и кончая международными отношениями (баланс сил и т.д.). При этом ряд исследователей стремятся предельно сузить и уточнить эти понятия, по возможности превращая их в точки на пересечении двух линейных тенденций.

Рассматривая систему как сложное взаимодействие множества компонентов, синергетика по сути дела отбрасывает трактовку равновесия лишь как точки на пересечении двух линий. Существует не одно, а большое количество сочетаний различных взаимосвязей компонентов, при котором сложная система будет находиться в том или ином состоянии равновесия.

Соответственно встречаются самые различные определения состояний равновесия и неравновесия — стабильное (статичное) равновесие, неустойчивое равновесие, устойчивое неравновесие, состояние, далекое от равновесия, ну и далее — хаос, т. е. полная потеря равновесия. Каждое из этих состояний предопределяет разные потенциалы и возможности для дальнейшего развития.

В условиях воздействия большого числа компонентов (из которых складывается система) равновесие из точки превращается в пространственное понятие. Это то пространство, в котором самостоятельное развитие отдельных компонентов и эластичность их взаимосвязей не представляют угрозу дальнейшему существованию основ данной системы. Или, иначе говоря, — это то пространство, в котором взаимная адаптация (коэволюция) может состояться (продолжаться) и в котором самоорганизация системы может осуществляться без вмешательства (и без серьезных последствий для нее) вышестоящей системы.

При этом важно четко разграничивать системные уровни и понимать их взаимодействие. Система в целом, например общество, определяет рамки и условия, в которых протекают процессы в подсистемах. Мутации в подсистемах, в зависимости от своего размаха и характера, будут оказывать неодинаковое воздействие на систему в целом. Изменения в одной-двух подсистемах еще не преобразуют существенно систему в целом (например, политические или экономические реформы). Зато более бурные преобразования в большом числе подсистем могут привести к подрыву основ системы в целом (период концентрированных преобразований, потеря контроля над реформами, революции).

Из синергетического представления о равновесиях можно сделать немало полезных выводов для регионоведения, а также выявить важные проблемы для дальнейших исследований. Остановимся лишь на трех вопросах.

Первое. Превращение равновесия в пространство, в границах которого расширяется поле маневра и выявляется множество жизнеспособных различных решений, дает дополнительные аргументы в пользу отказа от детерминизма и в пользу признания альтернативности возможных моделей развития сложных систем.

Второе. В условиях сложных взаимосвязей компоненты систем не только коэволюционируют, но и объективно ставят друг другу определенные границы развития. Если исходить из желательности большей стабильности и предсказуемости, то самостоятельное развитие какого-то отдельного компонента или подсистемы объективно должно быть ограничено необходимостью сохранения общего равновесия. Поскольку, однако, равновесие — это целое пространство различных интенсивностей, границы самостоятельного допустимого развития отдельных компонентов и подсистем очень трудно строго определить.

Третье. Представление о равновесии как о результате взаимодействия многих сил и факторов предполагает не только отказ от упрощенных дихотомий и переход к многовариантному анализу, но и самое элементарное уточнение важнейших понятий и концепций.

Из синергетической концепции равновесия вытекает, что типичными следует считать не изолированные, логически последовательные системные структуры и механизмы, а смешанное общество, смешанную экономику, плюралистическую систему формирования политики. Но тогда центр тяжести региональных исследований должен переноситься с анализа логически последовательных замкнутых систем на выявление компонентов, их взаимосвязей, пропорций, взаимоограничений.

Развитие — будь то в естественных, будь то в общественных сферах — происходит через чередование периодов эволюции и периодов концентрированных преобразований. Особый интерес представляют

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3

попытки осмыслить периоды концентрированных преобразований, причин и условий их появления, механизмов их функционирования, их места и значения в процессах развития.

Таким образом, понятие регионального пространства целесообразно трактовать как многоуровневую систему экономических отношений, концентрируемых и интегрируемых территориально-направленными производственными и потребительскими мотивами в общем процессе развития глобализации. Это позволяет определить принципы эффективного взаимодействия отраслевого и территориального разделения труда и предпосылки для получения синергетического эффекта в качестве основы развития производительных сил региона.

При этом, учитывая тенденции нарастающей дифференциации в региональном развитии, которые невозможно преодолеть только за счет повышения темпов экономического роста, именно синергетический эффект становится единственным реальным шансом преодолеть нарастание негативных процессов в ряде территориальных российских образований.

Соответственно, главный региональный интерес России в настоящее время должен быть осознан как отведение угрозы дезинтеграции страны. То есть, необходимо добиваться минимизации негативных проявлений территориальной дезинтеграции на уровне субъектов федерации, в том числе и через поддержку местных преобразований, создание общероссийских условий для того, чтобы каждый субъект максимально использовал свой внутренний потенциал и во все меньшей мере претендовал на возможности государственной помощи.

Фундаментальными методами региональной политики можно считать разъяснение ее содержания, смысла и практической пользы для всех без исключения сторон, согласительно-договорные процедуры с развернутым закреплением условий, обеспечивающих интересы регионального развития, формирование соответствующей правовой базы.

Только с осознанием общественной необходимости новой региональной политики, с ее разработкой и реализацией в кризисных и посткризисных условиях появится возможность решения накопившихся общероссийских проблем. Кроме того, в области экономики ключевым элементом региональной политики является предоставление регионам прав на ускоренное реформирование экономических отношений ради скорейшего преодоления кризиса. Если кризисные процессы сохранятся на региональном уровне дольше, чем на федеральном, то возможны противоположные результаты антикризисных мер.

Поэтому в качестве основной предпосылки следует рассматривать ускоренное развитие малого бизнеса до превышения критического уровня в половину занятых и создаваемого валового регионального продукта с превращением показателей этого процесса в основной критерий эффективности регионального управления. Тем более что результативность только малого предпринимательства, в отличие от других стратегических организационных форм, может проявиться в краткосрочном периоде и обладает выраженным флуктуационным эффектом.

В настоящее время роль малого бизнеса в российской экономике по доле занятых составляет около 20%, по доле производства ВВП — около 15%, а в северокавказских регионах и того меньше. Если учитывать, что в развитых странах мира эти показатели соответственно 50-80% и 50-60%, то по сути дела, имеется возможность примерно трехкратного увеличения данного сектора национальной экономики, а по ряду регионов, например Северному Кавказу, — десяти-двадцатикратные [4].

Для того чтобы задействовать данные потенциальные возможности, целесообразно не столько развивать особые экономические зоны, сколько распространить их принципы на экономическое пространство (как синергетическое понятие) малого бизнеса. Как известно, главное в особых экономических зонах — система льгот на территории, а требуется в специфических региональных условиях система льгот и стимулов для формирования пространства экономических отношений малого предпринимательства.

Кроме того, в качестве управленческого приоритетного инструмента целесообразно ввести организационно-воспроизводственное условие, при котором разработка и реализация всех стратегических региональных проектов будет осуществляться при непосредственном и открытом участии ассоциаций малого предпринимательства. В современных условиях это практически поставит властные структуры всех субъектов федерации перед необходимостью изменить методы и принципы управления региональной экономикой и обеспечить основные предпосылки ее модернизации.

В таком случае создается возможность начала модернизации региональной экономики в ближайшей перспективе с использованием такой системообразующей предпосылки, как малое предпринимательство.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ-ВЭШ, 2000.

2. Кузнецова О.В. Кузнецов А.В. Системная диагностика экономики региона. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010.

3. Львов Д.С. Региональная политика как фактор экономического роста // Проблемы теории и практики управления. М., 2000. № 1.

4. Российская экономика из кризиса к модернизации / Экспертный взгляд. М.: Институт современного развития, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.