УДК 303 7324+37.012 С.П. Якимов
05.13.16
14.00.00
Функциональная модель процесса образования
Предлагается функциональная модель процесса образования на основе технологии IDEF0. Выделены основные компоненты процесса образования, входящие, исходящие информационные потоки, управления, задействованные ресурсы. Проведен анализ причин появления негативных явлений в образовательном процессе, показано, что реформа образования не является целью, а должна рассматриваться как одно из основных средств преобразования общества. Модель хорошо согласуется с результатами современных педагогических исследований, может быть использована для анализа и принятия решений при управлении образовательным процессом.
Ключевые слова: бизнес-процесс, функциональная модель, образование, обучение, воспитание, культура, системный анализ.
FUNCTIONAL MODEL OF EDUCATION
This article describes functional model of education by the instrumentality of IDEF0. Main components of education were discriminated; input and output data flow, controls and resources were described. The analysis of negative tendencies in education and causes of their appearance was carried out, the reform of education should not be a goal, but the main instrument for society reorganization. Suggested model is well-conformed to recent pedagogical researches and can be used for analysis and decision support in management of education.
Keywords: business process, functional model, education, culture, system analysis.
Развитие вычислительной техники, компьютерных систем, глобальных сетей, в первую очередь интернета, оказали мощнейшее воздействие на окружающий нас мир. За исторически короткий срок наши знания об окружающем мире претерпели огромные количественные и качественные изменения. Изменилась и система образования, но в то же время следует отметить, что все реформы в ней носили, скорее, количественный характер. Принципиальных изменений в системе образования за прошедшее время не было. Сказанное касается не только и, пожалуй, даже не столько России. Развитые страны Запада столкнулись с кризисными явлениями в образовании существенно раньше, в середине 60-х годов [1]. Мрачную картину в 1983
году рисует доклад Национальной комиссии США по проблеме качества образования: «Мы совершили акт безумного образовательного разоружения. Мы растим поколение американцев, неграмотных в области науки и техники». В настоящее время кризис приобрел мировые масштабы, и вместо ожидаемого перелома в его течении и наступления устойчивого благополучного состояния все более проявляет хронический характер [2, 3].
Для того чтобы эффективно управлять происходящими процессами, необходимо сформировать образ - модель того, чем мы собираемся управлять. Необходимо понять, что собой представляет система образования, как объект управления, что она производит, какие ресурсы задействованы в ее рабо-
те, каковы ее параметры, какие из них могут быть использованы для управления.
В настоящей работе делается попытка использования стандартного инструментария исследования и описания бизнес-процессов для системного анализа процесса образования. Для описания и иллюстрирования моделей мы по возможности старались придерживаться нотации IDEF0 [4], де-факто принятой в настоящее время как стандарт описания бизнес-процессов предприятия. Основной концептуальный принцип методологии IDEF0 - представление любой изучаемой системы в виде набора взаимодействующих и взаимосвязанных блоков, отображающих процессы, операции, действия, происходящие в изучаемой системе.
С.П. Якимов,
к.т.н., доц. каф. информационных технологий Тел.: 8 (391) 265-30-01, E-mail: [email protected] Сибирский государственный технологический университет http://www. kit-sibstu.ru/
В IDEF0 все, что происходит в системе и ее элементах, принято называть функциями. Каждой функции ставится в соответствие блок. На IDEF0-диаграмме, основном документе при анализе и проектировании систем, блок представляет собой прямоугольник. Интерфейсы, посредством которых блок взаимодействует с другими блоками или с внешней по отношению к моделируемой системе средой, представляются стрелками, входящими в блок или выходящими из него. Входящие стрелки показывают, какие условия должны быть одновременно выполнены, чтобы функция, описываемая блоком, осуществилась. Основные обозначения, используемые стандартом IDEF0:
1. Блок - прямоугольник, содержащий имя и номер, используется для описания функции.
2. Входная стрелка - класс стрелок, отображающих вход блока, то есть данные или материальные объекты, которые преобразуются функцией в выход. Входные стрелки связываются с левой стороной блока.
3. Выходная стрелка - класс стрелок, отображающих выход блока, то есть данные или материальные объекты, произведенные функцией. Выходные стрелки связываются с правой стороной блока.
4. Стрелка механизма - класс стрелок, которые отображают механизмы, то есть средства, ресурсы, используемые для выполнения функции. Стрелки механизмов связываются с нижней стороной блока.
5. Управляющая стрелка -класс стрелок, которые отображают управления, то есть условия, при выполнении которых выход блока будет правильным. Управляющие стрелки связываются с верхней стороной блока.
В силу специфики описываемых процессов в предлагаемой модели не удалось добиться строгого соответствия рекомендациям по стандартизации [4]. В частности, стандарт требует для именования блоков использовать глаголы или глагольные обороты. В ряде случаев при описании модели это требование сознательно нарушается во избежание искажения ее содер-
жания - для именования соответствующих процессов используются термины, принятые в моделируемой предметной области.
В соответствии с Законом «Об образовании» [5] под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Уровень общего и специального образования обусловливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.
Недостаток такой трактовки -она ограничивается описанием образования как функции государства, в то время как процессы воспитания, обучения и развития возникли гораздо раньше, чем появились государственные институты. Более того, достаточно четко выраженные элементы этих процессов можно наблюдать в поведении высших животных.
Процесс образования определяется четырьмя основными законами [6].
1. Первый закон педагогики -
закон наследования культуры.
Человек, начиная с рождения, осваивает (отражает), во-первых, объективную реальность непосредственно, на уровне ощущений и восприятий. Во-вторых, что более важно, в отличие от животных, человек осваивает (отражает) человеческую культуру. Каждое последующее поколение наследует достижения человеческой культуры, созданные и освоенные предшествующими поколениями. При этом культура понимается нами в данном случае в самом широком смысле: исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях [7].
Культура включает в себя:
• объективные результаты деятельности людей (машины, тех-
нические сооружения, результаты познания (книги, произведения искусства, нормы права и морали и т.д.));
• субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (ощущения, восприятия, знания, умения, производственные и профессиональные навыки, уровень интеллектуального, эстетического и нравственного развития, мировоззрение, способы и формы взаимного общения людей и т.д.) - второй компонент культуры [8].
Таким образом, сама человеческая культура оказывает непосредственное воздействие на объективную реальность и особенности ее отражения. Закон наследования культуры можно сформулировать следующим образом: человек в процессе образования осваивает культуру человечества, преобразует ее в индивидуальную культуру, ее субъективную составляющую. Отсюда следует, что в самом общем виде цель образования человека заключается в освоении (ретрансляции) культуры. Все остальные задачи будут направлены на способы и пути достижения этой цели. Закон наследования определяет входящие и исходящие информационные потоки предлагаемой модели (рис. 1). В качестве входа следует рассматривать общечеловеческую и национальную культуру, на выходе - культура индивида, сформированная в результате образовательных процессов.
Закон наследования культуры
Общечеловеческая и национальная культура
2. Второй закон педагогики -
закон социализации.
Человек не рождается личностью: только в общении с другими людьми биологический индивид получает развитие, приобретает свою человеческую сущность. Таким образом, процесс образования по своей сути
- часть процесса социализации личности, в котором участвуют как формальные, так и неформальные субъекты. А.М. Новиков [4] выделяет следующие формальные социальные институты образования:
• семья;
• профессиональные педагоги;
• коллектив (учебный, трудовой);
• руководители всех рангов;
• наставники;
• общественные объединения и организации.
Кроме формальных участников в процессе образования весьма активное участие принимают неформальные субъекты/объекты:
• неформальные молодежные объединения;
• средства массовой информации;
• литература и искусство.
В работе [4] отмечается, что если роль формальных участников образовательного процесса современной педагогикой изучена более или менее подробно, то изученность неформальных субъектов оставляет желать лучшего. Закон наследования определяет основные ресурсы, участвующие в исполнении функций предлагаемой модели (см. рис. 1).
Закон самоопределения
Самоопределение
культура
3. Третий закон педагогики -
закон последовательности.
Индивидуальная культура накапливает последовательно - от простейшего к простому, от простого к более сложному. Переход на новый уровень всегда осуществляется относительно достигнутого, базового уровня: в зоне ближайшего развития обучающегося располагается тот новый жизненный опыт, который логически подготовлен его предшествующей образовательной деятельностью [9]. Реализация закона последовательности осуществляется, таким образом, за счет наличия базовой индивидуальной культуры (см. рис. 1).
4. Четвертый закон педагогики - закон самоопределения.
В литературе чаще всего описываются жизненное, личностное, социальное и профессиональное самоопределения.
Жизненное самоопределение -это определение и реализация себя относительно общечеловеческих критериев смысла жизни. Оно лежит в основе других и начинается с первого дня жизни как выполнение человеком своего предназначения.
Личностное самоопределение -это определение и дальнейшая действенная реализация себя относительно выработанных в обществе и принятых данным человеком критериев. У современного человека, живущего в постоянно меняющемся мире, появляется широкий выбор для уточнения критериев личностного самоопределения.
Социальное самоопределение -это определение себя относительно выработанных в обществе и принятых данным человеком критериев принадлежности к определенной сфере общественных отношений и определенному социальному кругу.
Профессиональное самоопределение - это определение человеком себя относительно выработанных в обществе и принятых данным человеком критериев профессионализма.
Е.А. Климов [10] выделяет два уровня самоопределения:
• гностический уровень - перестройка сознания и самосознания;
Закон социализации
Неформальные
субъекты
образования
Рис. 1. Основные законы образования
• практический уровень - реальные изменения социального статуса человека. Самоопределение возникает на базе мотивационных механизмов. Никому никогда и никого до сих пор не удавалось научить чему-либо, если обучаемый по какой-либо причине этого не захотел - факт общеизвестный и многократно проверенный всеми участниками образовательного процесса. По сути дела, любое воспитательное воздействие, даже самое жесткое, следует рассматривать как способ формирования у обучаемого мотивации к развитию индивидуальной культуры. Самоопределение индивида в широком смысле рассматривается как основанный на свободном волеизъявлении выбор жизненного пути, своего места в обществе, образа жизни и видов деятельности, а также линии поведения в проблемных и конфликтных ситуациях [11]. Таким образом, важнейшее значение для образования человека, для его образовательной деятельности имеет самоопределение обучающегося в ней. В этом и есть суть закона самоопределения, в соответствии с ним регламентируется состав управлений в предлагаемой модели.
Верхний уровень модели, представленный на рис. 1, показывает, что сообщество, поддерживающее процессы образования, является саморазвивающимся [12]: достигнутый субъектом образования уровень индивидуальной культуры является базовым для ее дальней-
шего развития, что обеспечивает возможность непрерывного роста уровня культуры каждого отдельно взятого индивидуума и общественной культуры в целом. Управление пределами, темпами роста и качеством индивидуальной культуры определяется в первую очередь уровнем и содержанием самоопределения самого субъекта образования. Саморазвивающаяся система -динамическая система, которая самостоятельно выбирает цели своего развития, т.е. критерии их достижения, изменяет свои параметры, структуру и другие характеристики в заданном направлении. Вывод этот принципиально важен, т.к. он раскрывает возможности стратегического управления цивилизацией путем внутреннего воздействия на самоопределение индивида, как составляющей части его индивидуальной культуры
Современная педагогика выделяет три взаимосвязанные составляющие образовательного процесса (рис. 2).
1. Воспитание - целенаправленное формирование направленности личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И.П. Павлова, воспитание
- это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции. Цели воспитания - ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и пла-
номерно проведённых воспитательных акций и действий. Воспитание, в общем, - процесс реализации сигнальной наследственности
- передачи навыков потомству через систему условных рефлексов с целью формирования стереотипов поведения, а также его результат (наличие или отсутствие воспитания). Воспитание обычно строится «на трёх китах»: наказание (кнут), поощрение (пряник), личный пример субъекта образования - воспитателя.
2. Обучение - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями, навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов. Обучение - вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения
3. Развитие - процесс, направленный на изменение структуры психических процессов (высших психических функций) с целью их усовершенствования. Педагогика рассматривает следующие аспекты развития личности: интеллектуальное, волевое, эмоциональное, физическое. По мнению академика А.М. Новикова, вопросы развития как составляющей части образовательного процесса в настоящее время слабо исследованы [6]. Поскольку традиционно педагогика была дошкольной и школьной, в прошлые периоды психологи и педагоги подробно исследовали развитие психических процессов у детей младенческого возраста, дошкольного и младшего школьного возраста. Значительно меньше исследованы вопросы развития психических процессов у обучающихся среднего и старшего школьного возраста. И уж практически вообще нет информации о развитии студентов и взрослых людей.
Все три составляющие образовательного процесса тесно взаимосвязаны, имеют общие ресур-
Рис. 2. Функции образовательного процесса
Самоопределение
Общественный опыт
Преподавание
Базовый опыт
Учитель
Формальные субъекты образования
Обучающее
воздействие
Ученик
Учение
2
Неформальные субъекты образования
Опыт
Рис. 3. Функциональная модель процесса обучения
сы и управления. Основное различие заключается в содержании этих процессов и используемых при этом методах.
Направленность личности -одна из ее характеристик на высшем уровне. Направленность личности рассматривается как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности [13], что в конечном итоге определяет уровень и широту ее развитости, обученности, интенсивность и действенность всех составляющих образовательного процесса.
Каждый человек, каждая личность имеет свой уровень сформи-рованности направленности. Эти уровни различаются не только по содержанию, но и по огромному разнообразию личностных черт, выполняемым функциям, группировке и субординации признаков, компонентов. Это обусловливает личностное многообразие разных людей, уникальность каждого человека.
Формами направленности личности являются: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, порывы, убеждения, ценности, ценностные ориентации.
Основанием содержания обучения как развития опыта личности является структура и объем этого опыта (см. рис. 2): индивидуальные знания, умения (компетенции), навыки, привычки. Освоение человеком (обучающимся) объективных компонентов культуры происходит не столько через непосредственное восприятие материальных предметов культуры - сооружений, машин, произведений искусства и т.п., сколько за счет освоения идеальных ее продуктов в виде общественного сознания - отражения общественноисторического бытия человечества в идеологической жизни общества. Формами общественного сознания выступают: язык, обыденное сознание, мораль, право, политическая идеология, наука, искусство, философия, религия. Общественное сознание во всех своих формах выступает в роли входящего информационного потока
для процесса образования в части освоения учащимся объективных компонентов культуры.
На настоящий момент процесс обучения представляется наиболее изученным. Под обучением, в узком смысле, понимается руководство учением. В широком понимании обучение - процесс двусторонний (рис. 3), он включает как передачу и усвоение учебного материала, то есть деятельность учителя (преподавание), так и деятельность учащегося (учение) [6, 14]. Деятельность учителя для ученика носит управляющий характер, она корректирует результаты освоения учеником общественного опыта в процессе учения, направляет в нужное русло. Даже такая форма, как лекция, для ученика не более как некоторое обучающее воздействие, облегчающее ему отразить общественный опыт, преобразовать его в одну из составляющих индивидуальной культуры. Следует отметить, что не только эффективность учения, но и процесс преподавания во многом зависит от самоопределения учащегося и в первую очередь от его мотивации: один и тот же преподаватель работает намного эффективнее и получает от этого большее удовлетворение, имея дело с конструктивно мотивированной ученической аудиторией с высоким уровнем самоопределения. Самоопределение учителя, таким образом, значительно усиливается самоопределением его учеников.
На настоящий момент, как уже отмечалось, процессы обучения представляются наиболее изученными, и, видимо, вследствие этого именно их в первую очередь пытаются реформировать.
Предложенная модель подтверждает выводы современной педагогики о причинах отмеченных выше проблем, с которыми сталкивается современное образование [3], позволяет выявить их взаимные связи, а также оценить перспективы различных стратегических путей выхода из создавшейся ситуации.
1. Прежде всего, следует отметить количественные и качественные изменения в содержании самой общечеловеческой культуры, особенно в ее материальной составляющей. Если в начале XX века образование рассматривалось обществом в качестве обязательного условия для смены социального статуса и, следовательно, значительного повышения материального благосостояния, то к его окончанию и с началом XXI столетия ситуация резко изменилась. Граждане развитых стран живут в комфортабельных условиях и имеют доступ ко всем основным благам цивилизации вне зависимости от полученного образования и социального положения. Названные изменения объективно не могли не сказаться на самоопределении учащихся, т.к. значительная часть мотивов была связана именно с имевшим ранее место различием в распределении материальных благ.
2. Изменился состав неформальных субъектов образования. Появились телевидение, интернет и другие общедоступные средства массовой информации, которые весьма потеснили традиционный источник информации - книгу. Если раньше для того, чтобы получить доступ к информации, необходимо было получить хотя бы начальное образование, теперь для этого достаточно щелкнуть переключателем или кнопкой мыши. Если раньше информация подавалась в формализованном виде, требующем ее осмысления, то теперь ее можно получить в виде, готовом для непосредственного использования. Если раньше информация, прежде чем приобрести качество массовости, проходила жесткий отбор и подвергалась анализу на достоверность и полезность для общества, то с появлением интернета этот контроль стал практически невозможным. Сложнейшая задача оценки качества информации фактически целиком взвалена на ее потребителя, в нашем случае - на неокрепшие плечи и ум учащегося. Нельзя не видеть положительные стороны этого явления, но и нельзя игнорировать факты быстрого распространения в молодежной среде лженаучной информации, а также информации, носящей явно деструктивный характер.
3. С появлением телевидения и особенно глобальных вычислительных сетей школа потеряла монополию на обучение. Большинство знаний об окружающем мире современные дети получают с экрана телевизора и монитора компьютера в «разжеванном» виде, не требующем для их практического использования интеллектуальной работы и развития. Произошел в некотором роде возврат к древним первобытным формам обучения [3], основанного на усвоении информации непосредственно через органы чувств. Интернет привнес в получение знаний диалоговый характер, многократно перекрыв возможности печатной продукции по скорости получения ответа на заданные вопросы. Одновременно интернет приумножил избыточность информации, столь характер-
ную для нашего времени. Это наложило отпечаток на способ удовлетворения познавательных запросов: анализ подменяется простым заимствованием, а некачественная лженаучная информация, получившая равные права наряду с выверенной научной, приводит к широкому распространению всевозможных заблуждений и повторению старых ошибок.
4. Интернет и компьютер все больше и больше приобретают черты формального субъекта образования: они существенно потеснили непосредственное живое общение ученика с учителем, заменив его средствами мультимедиа. Как это согласуется с законом социализации? В современной педагогической литературе четкого ответа на этот вопрос нет. Стоит ли удивляться тому, что внедрение в учебный процесс электронных учебников зачастую не дает ожидаемых их авторами результатов? Участившиеся в последнее время случаи компьютерной игромании [15], когда реальная общественная культура в сознании молодого человека подменяется выдуманной виртуальной, говорят о серьезности отмеченной проблемы.
5. Ситуация в России усугубляется изменением состава неформальных субъектов образования, вызванным политической конъюнктурой и невниманием государства и общества к проблемам воспитания - основного процесса, призванного формировать мотивационную составляющую самоопределения личности. Профессионально занимавшиеся этим формальные субъекты образования (пионерская организация, комсомол) вместо реорганизации были ликвидированы, образовавшуюся пустоту заняли неформальные объединения, зачастую носящие деструктивный характер.
6. Изменился и качественный состав формальных субъектов образования. Не в последнюю очередь это произошло из-за отмеченного выше снижения в глазах общества престижности образования вообще, а профессии учителя в частности. Немалый вклад внесла демографическая ситуация, падение
рождаемости во всем мире. В условиях России это привело к тому, что высшее образование стало чуть ли не всеобщим - отбор, о необходимости которого писал еще Аристотель, сошел практически на нет.
Список причин, которые привели к снижению уровня мотивации современных учащихся, можно продолжить и далее. Анализ образования как системы показывает, что практически все проблемы, которые испытывает современное образование, находятся вне блока обучения (см. рис. 2). Это проблемы, за которые в лучшем случае отвечают функции воспитания и развития. В значительной степени эти проблемы вообще лежат вне самой системы образования - в общественной культуре. Таким образом, складывающаяся ситуация не может быть конструктивно разрешена реформированием только функции обучения. Можно бесконечно менять учебные планы, стандарты специальностей, вводить новые предметы, отменять старые. Можно разогнать существующие образовательные учреждения и создать новые. Можно ввести ЕГЭ и снова его отменить. Все эти манипуляции при ближайшем рассмотрении оказываются направленными практически исключительно на процесс обучения и напоминают репетицию знаменитого крыловского квартета, если не внешне, то по существу.
В то же время, как уже отмечалось, образование является механизмом, делающим человеческое общество саморазвивающейся системой. С одной стороны, оно призвано отображать на личностном уровне общечеловеческую культуру в индивидуальную, с другой стороны, тем самым оно выводит общечеловеческую культуру на новый уровень. Современные проблемы образования лежат в сформировавшемся на настоящий момент в общественной культуре отношении к знаниям, которое ставит под угрозу само существование цивилизации, а следовательно, может привести не только к падению уровня культуры, но и к ее гибели. Задача образования - через воспитание и развитие в первую очередь преобразовать обще-
ственную культуру вообще и сменить потребительское отношение к знанию, в частности.
Реформировать, таким образом, надо не столько образование, сколько само общество. Образование, с точки зрения представленной модели, следует рассматривать не столько как объект предстоящих реформ, сколько в качестве инструмента, способного преобразить об-
щество. Реформа образования - не цель, а одно из основных средств этого преобразования. О масштабах предстоящих изменений можно судить, вспомнив трансформации массового сознания, которые произошли 2000 лет назад. Античная цивилизация зашла в тупик, она столкнулась с проблемами, очень похожими на те, которые мы пытаемся преодолеть сейчас [16]. При-
чина проблем была в сложившихся отношениях между людьми. Выход был найден - идеи Христа, его заповеди любви так или иначе привели к гностическим изменениям в самоопределении людей и в корне преобразовали нашу цивилизацию. Перед современной педагогикой стоит та же задача - перестроить сознание людей, перевести его на новый гностический уровень.
Литература
1. Кумбс Г. Филипп. Кризис образования в современном мире: Системный анализ. - М.: Прогресс, 1970. - 261 с.
2. Ильин Г.П. Образование после образования (от педагогической парадигмы к образовательной) // Новые знания. - 2001. - №1. - URL http://www.znanie.org/jornal/n1/st_obraz_posle_obraz.html (дата обращения 10.08.2012)
3. Марфенин Н.Н. Чему и как учить для устойчивого развития? // Россия в окружающем мире: 2010. Устойчивое развитие: экология, политика, экономика: Аналитический ежегодник. - М.: МНЭПУ, 2010. - С. 146-177.
4. Рекомендации по стандартизации Р50.1.028-2001 Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Методология функционального моделирования. URL http://www.nchkz.ru/lib/48/48889/index. htm (дата обращения 10.08.2012).
5. Закон РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании». URL http://base.garant.ru/10164235/1/#100 (дата обращения 20.08.2012).
6. Новиков А.М. Основания педагогики: Пособие для авторов учебников и преподавателей педагогики.- М.: Эгвес, 2010. - 208 с.
7. Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. 1969-1978. URL http://gatchina3000.ru/ great-soviet-encyclopedia/bse/067/324.htm (дата обращения 20.10.2012).
8. Философский энциклопедический словарь / Л.Ф. Ильичев и др. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 836 с.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1996. - 536 с.
10. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 304 с.
11. Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. - СПб.; Воронеж, 1995. - 231 с.
12. Тарасов В.Б., Ярных В.В. Интеллектуальные и самообучающиеся организации в сфере высшего образования // Открытое образование. - 2006. - №4. - С. 34-38.
13. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь. - М.: Политиздат, 1985.
14. Каиров И.А., Петров Ф.Н. Педагогическая энциклопедия. Т.3, 1966. - 879 с.
15. Котляров А.В. Другие наркотики или Homo Addictus: Человек зависимый. - М.: Психотерапия, 2006. - 480 с.
16. Миронов В.Б. Древний Рим. - М.: Вече, 2007. - 720 с.