Научная статья на тему 'Культурологическое погружение как способ достижения личностных результатов обучающихся'

Культурологическое погружение как способ достижения личностных результатов обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
724
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / PERSONAL RESULTS OF EDUCATION / CULTURAL APPROACH OF EDUCATION / CULTURAL PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таберко Надежда Ивановна

В статье описана реализация требований Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения к личностным результатам образования, актуализируется применение возможностей культурологического подхода для достижения требований стандарта к личностным результатам. Представлен образовательный культу-рологический проект Погружение в культуру, как модель организации образовательного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL IMMERSION AS A WAY TO ACHIEVE PERSONAL PROGRESS OF SCHOOL PUPIL

The article describes the implementation of the requirements of the Federal state educational standards of the second edition to the personal results of education. Also the article makes actual the use of features of cultural approach to achieve the standard requirements to per-sonal results. The article presents the educational cultural project «Immersion in the culture» as a model of organization of educational space.

Текст научной работы на тему «Культурологическое погружение как способ достижения личностных результатов обучающихся»

УДК 371.39

Н. И. Таберко

Екатеринбург, Россия

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ПОГРУЖЕНИЕ КАК СПОСОБ ДОСТИЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: личностные результаты образования, культурологический подход в образовании, культурологический проект.

АННОТАЦИЯ. В статье описана реализация требований Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения к личностным результатам образования, актуализируется применение возможностей культурологического подхода для достижения требований стандарта к личностным результатам. Представлен образовательный культурологический проект Погружение в культуру, как модель организации образовательного пространства.

N. I. Taberko

Yekaterinburg, Russia

CULTURAL IMMERSION AS A WAY TO ACHIEVE PERSONAL

PROGRESS OF SCHOOL PUPIL

KEYWORDS: personal results of education, cultural approach of education, cultural project. ABSTRACT. The article describes the implementation of the requirements of the Federal state educational standards of the second edition to the personal results of education. Also the article makes actual the use of features of cultural approach to achieve the standard requirements to personal results. The article presents the educational cultural project «Immersion in the culture» as a model of organization of educational space.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения обеспечивает качество образования, соответствующее интересам и запросам общества и государства, на основе единства требований к условиям реализации, структуре основной образовательной программы и результатам её освоения: предметному, метапредметному, личностному. Анализ государственных программ развития образования и воспитания, правительственных и президентских указов, утвержденных в последние годы, нормативных документов, обеспечивающих переход на новый образовательный стандарт, свидетельствует о переориентации государственной образовательной

31

политики с предметных результатов образования на личностные результаты.

Нельзя сказать, что понятие личностный результат - это инновация Федерального государственного образовательного стандарта. Процессы воспитания, обучения и развития личности ребенка всегда составляли суть российского образования, реализация школьных образовательных программ и программ развития осуществлялась с позиций и принципов личностно-ориетированного подхода, а в образовательном процессе активно применялись развивающие образовательные технологии. В конспекте урока учитель обязательно прописывал обучающие, развивающие и воспитывающие за-

дачи, заместители директоров составляли программы развития воспитания, выполнялись планы воспитательных мероприятий, ежегодно проводились диагностические мероприятия для изучения уровня воспитанности школьников по критериям, определенным на основе развития отдельных сфер личности (нравственное, физическое, эстетическое, познавательное и т.д.), диагностика личностного роста школьников. Образовательные учреждения ежегодно отчитывались о результатах воспитательной работы, правда показателем качества воспитательной работы зачастую считалось количество проведенных воспитательных мероприятий.

Согласно концепции стандартов второго поколения личностный результат - это готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок.

В педагогической науке личностные результаты рассматриваются как освоенные учеником универсальные учебные действия (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурмен-ская, И. А. Володарская и др. ), как продукт деятельности личности (А. В. Хуторской) [3]. По определению О. А. Исаковой «личностный результат» - достижения школьника в процессе освоения содержания образования, выражение степени его успешности и личностного роста, которые образуют динамическую совокупность личностных образований. В совокупность личностных результатов включены: сформированность ценностных отношений и ориентаций, мотивации учебной деятельности, мировоззрения, положительной «Я - концепции», навыков самопознания и самоопределения, обретение личностного смысла образования и др. [2].

В новом образовательном стандарте определен ряд требований к личностным

результатам обучающихся, которые должны отражать формирование ценностей многонационального общества, гуманизма и демократии; целостный, социально ориентированный взгляд на мир (в его единстве и разнообразии природы, народов, культур);уважение к иному мнению, культуре; формирование эстетических потребностей и ценностей; развитие этических чувств, доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживания другим; мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям др.

Рассмотрев предложенные авторами и разработчиками стандартов формулировки, мы склонны понимать личностный результат как определенный уровень проявления в личности ребенка позиции гражданина и позиции человека, фундаментом которых являются базовые национальные ценности, задекларированные в Концепции духовно-нравственного воспитания гражданина Российской Федерации: патриотизм, социальная солидарность, семья, труд и творчество, искусство и литература, традиционные российские религии, человечество (многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Отметим, что принципиальной позицией педагога-воспитателя является не передача знаний об общечеловеческих национальных ценностях, а создание условий для их принятия и осознания обучающимися в своём внутреннем содержании, понимание необходимости «закладывать фундамент элементарных ценностей, а не пытаться строить сразу высшие этажи духовной организации» (Э. В. Ильенков).

Наряду с личностным результатом в части новой концепции стандартов общего образования Фундаментальном ядре содержания общего образования (В. В. Козлова, А. М. Кондаков) определены результаты воспитания, выражен-

32

ные в терминах ключевых воспитательных задач, содержание которых отражает основные направления развития личности: личностную культуру, семейную культур, социальную культуру, составляющие основу духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности.

Григорьев В.Д. классифицирует воспитательные результаты по трем уровням:

- приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;

- получение школьником опыта переживания и позитивного отношения в базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом;

- получение школьником опыта самостоятельного общественного действия [1].

Для педагогов образовательных учреждений зачастую возникает вопрос: как соотносятся воспитательный и личностный результаты в реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта.

В новом законе «Об образовании в РФ» воспитание определяется как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». Таким образом, определенный уровень воспитательного результата выступает показателем оценки личностного результата.

Составляющей личностного результата являются личностные универсальные учебные действия (А. Г. Асмолов), определенные стандартом как компонент метапредметных результатов, который необходимо сформировать наряду с регулятивными, познавательными и коммуникативными учебными действиями. В

33

блок личностных универсальных учебных действий входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение, действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся, а так же ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях. Формирование личностных универсальных действий, достижение определенного уровня воспитательного результата, их взаимосвязь и взаимодействие, выступая инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса, обеспечивают развитие личности, способствуют достижению личностных результатов. Невозможно сформировать у ребенка нравственное отношение или толерантное поведение, гражданскую идентичность и ответственное отношение к созданию семьи без первичного знания и понимания смысла того или иного слова и определения, не ответив на вопрос, почему и зачем я так делаю, не определив для себя ценностного содержания того или иного явления.

Для достижения высокого уровня качества личностных результатов обучающихся цели, содержание и технологии образовательного процесса в конкретной школе должны иметь гуманистический характер, который выражается в приоритете общечеловеческих ценностей, развитии общекультурных компонентов в содержании образования, свободном развитии личности, единстве образовательного пространства, предполагающего субъект субъектные отношения и рост личностного потенциала каждого из субъектов.

В процессе реализации основной образовательной программы можно выделить предметные области, которые являются наиболее эффективным для достижения личностных результатов: окружающий мир, филология, история, осно-

вы духовно-нравственной культуры народов России, искусство.

В отличии от предметов естественнонаучной и математической направленности, объектами изучения которых являются фундаментальные структуры, общие закономерности, явления, свойства, законы, в содержании предметов гуманитарной направленности всегда присутствует человек, его духовный внутренний мир, взаимоотношения с людьми и с окружающим миром. Однако история или искусство могут быть вполне не гуманитарными, если их преподавание основано на передаче фактов и сведений о боевых сражениях, характеристиках художественных стилей и направлений, биографиях художников и композиторов. Знание становится в том случае принятым, когда постигается в приобщении и сопереживании, когда обнаруживается его ценностно-смысловая значимость.

Переход образования на гуманистическую парадигму, обусловил актуальность оценки и применения возможностей культурологического подхода для достижения личностных результатов новых Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, для повышения уровня качества образования в целом.

Осуществляя образовательную деятельность по принципу культуросообраз-ности мы воссоздаем культуру, в виде системы знаний, ценностей, «памяти мира» в содержании образования (смысло-образование), используем культурные формы поведения и взаимодействия в образовательном процессе (самопределе-ние), и в результате получаем осознание обучающимися культуры как пространства личностной, социальной и духовной жизни (нравственно-этическая оценка). Таким образом, происходит формирование «универсальной культурной компетентности» (Крылова Н.Б.), суть которой в готовности, способности и умении творчески решать практические задачи,

планировать и выполнять проектную работу, эффективно организовать свою деятельность, конструктивно участвовать в коллективной деятельности, анализировать информацию, действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм, а это ничто иное, как компоненты личностного результата.

Значительный вклад в исследование культурных основ педагогики внесли отечественные ученые - М. М. Бахтин (идея диалога культур), В. С. Библер (культура как диалог), Л. С. Выготский (культурно-исторический подход к развитию личности), Г. С. Батищев, М. М. Мамардашвили (представления о культурном поле личности и общении). Их научные труды предопределили новые культурологические проблемы в образовании обусловили сближение культурологии и педагогики. Культурологического принципа образования придерживаются такие педагоги, как Д. В. Григорьев, В. А. Караковский,

Н. Б. Крылова, Ю. С. Мануйлов и др. Воспитывающее значение культуры авторы связывают не только с возможностью трансляции общечеловеческих и национальных ценностей, норм, традиций, но и с эффектом включения в многомерность и неоднозначность мира. Культура раздвигает границы выбора, позволяет человеку самому искать ответы на волнующие вопросы, соотносить свои представления с теми, которые сложились в обществе.

Погружение в культуру - это образовательный культурологический проект, который может стать моделью организации образовательного пространства и образовательного процесса, разработанной на основе культурологического подхода, функционирующей на принципах куль-туросообразности. Культурологический проект, реализуемый в образовательном учреждении, гимназия № 212 г. Екатери-

34

бурга, имеет почти двадцатилетнюю историю.

Под «погружением в культуру» понимается такая организация урочной и внеурочной деятельности, которая позволяет учащимся, педагогам, родителям приблизить к себе далекие эпохи, оказаться в атмосфере иной культуры. Это постепенное «вживание» в эпоху и её культуру, познание нового образа жизни, образа мыслей, расширение круга общения как реального, так и воображаемого.

Во многих российских образовательных учреждениях существуют подобные проекты или образовательные технологии, основанные на погружения в культуру различных стран и эпох, но уникальность нашего проекта в том, что за долгие годы он не утратил своей актуальности, педагогический коллектив гимназии продолжает искать новые организационные, содержательные, информационные, методические формы осуществления учебно-воспитательной деятельности в рамках проекта, соответствующие новой концепции стандартов и требованиям к образовательным результатам.

Сегодня целью проекта является не только организация культурно-образовательной среды, формирующей теоретическое системное мышление и гуманистическое мировоззрение, что продолжает оставаться актуальным, но и создание условий для достижения личностных образовательных результатов обучающихся, формирования «универсальной культурологической компетентности» всех участников образовательного пространства. Культурологическое погружение осуществляется через совместную деятельность администрации гимназии, учителей, педагогов дополнительного образования, обучающихся, родителей, использование возможностей культурно-образовательного пространства города - музеи, театры, выставки, библиотеки, учреждения культуры, взаимо-

35

действие с кафедрой культурологии Уральского государственного педагогического университета.

Реализация проекта происходит ежегодно и начинается с утверждения основной темы проекта, которая обсуждается и принимается всеми участниками образовательного пространства, определяются сроки основных этапов:

- организационно-мотивационный (анализ результативности предыдущего опыта, изучение мнений и интересов детей и родителей);

- подготовительный (разработка программ гимназических мероприятий, программ работы классных руководителей, корректировка плана работы гимназии, рабочих программ и программ дополнительного образования);

- основной (анкетирование, теоретическая подготовка педагогов, консультации для родителей, реализация классных подпроектов, проведение мероприятий, открытых уроков, итоговая конференция);

- заключительный (анализ результатов деятельности, создание банка методических «продуктов»).

Таким образом, вся учебно-воспитательная и учебно-познавательная деятельность в гимназии подчинена общей тематике, которая является системообразующим звеном развития самого учреждения, определяет траекторию возможного личностного роста его участников и позволяет отследить личностный образовательный результат.

В настоящее время в пространстве образовательных организаций достаточно внимания уделяется развивающей образовательной среде, «укладу школьной жизни», сетевому взаимодействию, содержанию и инновационным технологиям в образовательном процессе, однако обозначенные стандартами цели и задачи решаются на конкретном уроке, занятии, мероприятии и конкретным педагогом. И в сложившейся ситуации важно пони-

мать, что деятельность всех субъектов образовательного пространства, направленная на реализацию общей организационной модели в единстве целей, задач, форм и содержания позволит учителям и родителям в процессе учебно-воспитательной деятельности, обучающимся в процессе учебно-познавательной деятельности достичь высокого уровня личностного результата согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

В результате работы становится очевидным, что такие личностные результаты, как проявления позиции гражданина и позиции человека, фундаментом которых являются базовые национальные ценности, могут быть достигнуты обучающимися на основе культурологического подхода в образовательном процессе, посредством реализации проекта «Погружение в культуру».

ЛИТЕРАТУРА

1. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя //Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. 223 с.

2. Исакова О.А. Педагогические условия достижения школьниками личностных результатов посредством индивидуальных образовательных траекторий// Человек и образование. 2014. №4. С.163-165

3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.); под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. 152 с.

4. Крылова Н.Б., Свободное воспитание в семье и школе: культурные практики детей. - М.: Сентябрь, 2007. 192 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. 48 с.

6. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009. 59 с.

36

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.