Научная статья на тему 'Функциональная модель процесса формирования представлений о семейных отношениях у старших дошкольников'

Функциональная модель процесса формирования представлений о семейных отношениях у старших дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
866
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / СЕМЬЯ / MODEL / NOTIONS / FAMILY RELATIONSHIP / SOCIAL NOTIONS / FAMILY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гольберт Евгения Владимировна

В данной статье на основе анализа психолого-педагогических исследованийразработана и научно обоснована структурно-функциональная модель процесса формирования представлений о семейных отношениях у старших дошкольников.В работе выделяются две исходные модели семейных отношений: полная семья (отец, мать и один ребенок дошкольного возраста) и неполная семья (мать и один ребенок дошкольного возраста). В контексте исследования автор обращается к изучению семьи с позиции изучения социальных представлений о семье.Автором представлены следующие составляющие педагогической модели: приоритетная цель, учитывающая компоненты семейных отношений; педагогические условия формирования представлений старших дошкольников о семейных отношениях; критериальные основания сформированности представлений старших дошкольников о семейных отношениях как цели и результата формирования представлений; уровни сформированности представлений у старших дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гольберт Евгения Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functional model of the notions’ Forming Process on FamilyRelationship at the Senior Preschool Children

The structural-functional model of the process of the notions’ forming process on family relationship at the senior preschool children is worked out and scientific substantiating on the basis of the psychological and pedagogical work’s analysis is presented in this article.Two initial models of the family relationship are selected: the complete family (father, mother and one senior under school age child) and single-parent family (mother and one preschool child). In the context of the study, the author turns upon the study into the family from social representations about family position.The author presents the components of the pedagogical model: priority goal, which takes the components of family relations into consideration; pedagogical conditions of the notions’ forming process about family relations of the senior preschool children, criteria basis of the notions’ formation process on family relationship of the senior preschool children as the goal and result of the notions’ formation; formation’s notions levels of the senior preschool children.

Текст научной работы на тему «Функциональная модель процесса формирования представлений о семейных отношениях у старших дошкольников»

ПЕДАГОГИКА PEDAGOGY

ДОШКОЛЬНОЕ И НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ PRESCHOOL AND PRIMARY EDUCATION

УДК 37.01 ББК Ч.74

Евгения Владимировна Гольберт,

кандидат педагогических наук, доцент, Забайкальский государственный университет (Чита, Россия), e-mail: evg5539@yandex.ru

Функциональная модель процесса формирования представлений о семейных отношениях у старших дошкольников

В данной статье на основе анализа психолого-педагогических исследований разработана и научно обоснована структурно-функциональная модель процесса формирования представлений о семейных отношениях у старших дошкольников.

В работе выделяются две исходные модели семейных отношений: полная семья (отец, мать и один ребенок дошкольного возраста) и неполная семья (мать и один ребенок дошкольного возраста). В контексте исследования автор обращается к изучению семьи с позиции изучения социальных представлений о семье.

Автором представлены следующие составляющие педагогической модели: приоритетная цель, учитывающая компоненты семейных отношений; педагогические условия формирования представлений старших дошкольников о семейных отношениях; критериальные основания сформированности представлений старших дошкольников о семейных отношениях как цели и результата формирования представлений; уровни сформированности представлений у старших дошкольников.

Ключевые слова: модель, представления, семейные отношения, социальные представления, семья.

Evgeniya Vladimirovna Golbert,

Candidate of Pedagogical Sciences, Transbaikal State University (Chita, Pussia), e-mail: evg5539@yandex.ru

Functional Model of the Notions’ Forming Process on Family Relationship at the Senior Preschool Children

The structural-functional model of the process of the notions’ forming process on family relationship at the senior preschool children is worked out and scientific substantiating on the basis of the psychological and pedagogical work’s analysis is presented in this article.

Two initial models of the family relationship are selected: the complete family (father, mother and one senior under school age child) and single-parent family (mother and one preschool child). In the context of the study, the author turns upon the study into the family from social representations about family position.

The author presents the components of the pedagogical model: priority goal, which takes the components of family relations into consideration; pedagogical conditions of the notions’ forming process about family relations of the senior preschool children, criteria basis of the notions’ formation process on family relationship of the senior preschool children as the goal and result of the notions’ formation; formation’s notions levels of the senior preschool children.

Keywords: model, notions, family relationship, social notions, family.

© Гольберт Е. В., 2014

9

Для организации целенаправленной работы в направлении формирования представлений о семейных отношениях у старших дошкольников необходимо представить обобщенную логику педагогического исследования и процесс формирования представлений, а также определить приоритетные направления в формированиЬ представлений старших дошкольников о семейных отношениях, что позволит разработать модель, включающую в себя ряд компонентов. В разработке модели мы опирались на подход В. И. Загвязин-ского о педагогических моделях, включающих следующие компоненты: структурный (представляющий состав, иерархию компонентов системы) и функциональный (раскрывающий связи между элементами, способы функционирования системы)

При этом под моделью В. И. Загвязин-ский понимает мысленно представленный и материально реализованный аналог, воспроизводящий изученный объект и способы заменить его так, что появляется возможность получить новую информацию об объекте [2]. Опираясь на данное определение, в контексте исследования под моделью формирования представлений старших дошкольников о семейных отношениях мы будем понимать логический конструкт, схематично отображающий педагогический процесс, в котором совокупность подходов обучения направлена на приобретение родителями и детьми полного, обобщенного, целостного знания, включающего единство понятийного и конкретного содержания о семейных отношениях.

Теоретическое осмысление проблемы исследования позволяет утверждать, что при конструировании модели формирования представлений старших дошкольников о семейных отношениях главная задача состоит в том, чтобы, используя в единстве и целостности разнообразные методы, обеспечить гибкость системы, сделать её способной быстро реагировать, приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям.

Кроме того, модель фиксирует основные компоненты процесса (объекта, явления, ситуации) и их связи в схематической форме, помогая при этом увидеть общую картину, проследить изменение её структурных единиц и направить внимание исследователя (или педагога) на поиск зависимостей между компонентами данной системы и другими системами. В результате возникает потребность в ее дальнейшей детализации, построении частных моделей, отображающих специфику

различных аспектов и этапов образовательного процесса и средств его осуществления [3]. Моделирование, как отмечает В. В. Кра-евский, осуществляется посредством абстрагирования. Это обусловлено потребностью проникновения в сущность педагогических явлений, познания присущих им внутренних закономерностей [4].

Целостность структурно-функциональной модели обеспечивается взаимосвязями и отношениями структурных компонентов, их функций, планируемых результатов деятельности.

Гносеологическая сущность научных моделей заключается в том, что они позволяют системно и наглядно выразить знание о предмете, его функциях, параметрах и пр. Основное назначение модели - объяснить совокупность данных, относящихся к предмету познания.

Для нашего исследования также представляют ценность «необходимые и достаточные условия существования модели», выявленные и описанные В. А. Штофом, а именно: условие отражения и уточнения аналогии - между моделью и оригиналом имеется отношение сходства, форма которого явно выражена и точно зафиксирована; условие репрезентативности - модель в процессе познания является заместителем изучаемого объекта; условие экстраполяции - изучение модели позволяет получить информацию об оригинале [5]. Проанализировав типы моделей, мы пришли к выводу, что наиболее полно отвечает целям нашего исследования модель структурно-функционального типа. Под структурной нами понимается такая модель, которая имитирует внутреннюю структурную организацию оригинала. В нашем случае при построении модели формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о семейных отношениях мы будем имитировать внутреннюю структурную организацию данного процесса. Устанавливая подобие модели и оригинала по части их структур, мы получаем информацию о функции модели, исходя из функций оригинала, целостность модели обеспечивается единством структурных (цель, содержание процесса, результат) и функциональных компонентов (принципы, этапы, критерии, уровни сформированности представлений старших дошкольников о семейных отношениях).

Данный метод исследования позволяет представить интересующий нас объект наглядно в виде модели. Модель в нашем ис-

следовании одновременно является как объектом, так и экспериментальным средством.

Педагогическая модель формирования представлений о семейных отношениях у старших дошкольников позволяет:

1) создать оптимальные условия, в которых происходит формирование представлений о семейных отношениях у старших дошкольников;

2) качественно обеспечить и оптимизировать проведение комплекса специальных учебных занятий, направленных на эффективность формирования представлений старших дошкольников;

3) выработать критериальную основу оценки результатов психолого-педагогиче-ской деятельности по формированию представлений о семейных отношениях у старших дошкольников;

4) разработать практические рекомендации для будущей педагогической деятельности по формированию представлений о семейных отношениях у старших дошкольников.

В построении педагогической модели определяющим механизмом является выбор теоретико-методологических подходов. В результате исследования мы пришли к выводу

о том, что построение модели процесса формирования представлений о семейных отношениях у старших дошкольников эффективно с позиций идей системного, личностного и аксиологического подходов.

Определяя нашу стратегию, мы выдвинули в качестве обязательных для формирования представлений старших дошкольников о семейных отношениях следующие принципы: принцип индивидуальности, принцип диалогичности, принцип субъектности.

Представленные принципы реализуются в процессе формирования представлений о семейных отношениях целостно, в органическом единстве, неразрывно.

Реализация разработанной нами педагогической модели предполагает наличие следующих составляющих: приоритетной цели

- формирование представлений старших дошкольников о семейных отношениях, учитывающее компоненты семейных отношений (поле представлений, внутреннее психологическое пространство общения, вклад в семью и систему отношений), а также компонентный состав представлений о семейных отношениях (когнитивный, эмоциональный, поведенческий); педагогических условий формирования представлений старших дошкольников о семейных отношениях, критериальных основа-

ний сформированности представлений старших дошкольников о семейных отношениях как цели и результата формирования представлений; уровней сформированности представлений у старших дошкольников.

Рассмотрим подробнее составляющие модели формирования представлений о семейных отношениях у старших дошкольников.

Формирование представлений старших дошкольников о семейных отношениях предполагает несколько этапов. Первый этап -проектирование: под понятием «проектирование» подразумевается деятельность, включающая антиципацию и рефлексию того, что должно быть. Как способ проблемной организации мышления и деятельности, проектирование отличается от программирования: если программирование предъявляет способ движения, приводящий к «снятию» проблемы (на основании реализации концептуального представления идеального - «беспроблемного» состояния некоторого места), то проектирование - культурно оформленная деятельность «по построению утопии» содержит способ «обустройства» этого места (которого сегодня ещё нет).

Второй этап - консультирование: в дружественной и контролируемой обстановке можно осваивать новые навыки, экспериментировать с новыми стилями поведения и получать опыт «проверки реалий» на специально подобранной группе партнёров. Присутствие равноправных партнеров, а не только одного супервизора, создает ощущение комфорта. Групповая супервизия способна обеспечить индивидуальный рост, так как участник группы неизбежно оказывается в положении, вынуждающем его к самоисследованию и интроспекции

Третий этап, вытекающий из второго, -формирование. В данном контексте он понимается как система мероприятий, направленных на формирование представлений старших дошкольников о семейных отношениях, в совокупности когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов.

В нашем исследовании мы выделили две исходные модели семейных отношений:

- полная семья - отец, мать и один ребенок дошкольного возраста;

- неполная семья - мать и один ребенок дошкольного возраста.

Присутствие в семье других родственников задавало варианты этих моделей.

В контексте нашего исследования мы обращаемся к изучению семьи с позиции изуче-

ния социальных представлений о семье. На основании теоретического анализа литературы по проблеме исследования нами были выделены следующие компоненты семейных отношений:

1. Поле представлений. Основной принцип поля представлений: «Я знаю и готов узнавать еще».

2. Внутреннее психологическое пространство общения. Основной принцип внутреннего психологического пространства: «Мы вместе, но у каждого есть поле собственного пространства».

3. Вклад в семью. Основной принцип данного компонента: «Мы вместе, а значит, всё у нас поровну».

4. Система отношений. Основной принцип системы отношений: «Ты волнуешься за меня, я волнуюсь за тебя».

Представленные выше компоненты мы рассмотрели на трёх уровнях:

1) когнитивный - характеризуется тем, что информация находится на уровне представлений, знаний, и убеждений.

2) эмоциональный - выражается в общем - позитивном или негативном отношении субъекта к образу представлений;

3) поведенческий - выражается в реализации знаний об образе представлений в деятельности.

Мы считаем, что качество семейных отношений во многом зависит от согласованности представлений супругов о самих себе, своих потребностях, ценностях, мотивах («самооценки»); представлений о брачном партнёре (оценки партнеров и ожиданий определенных отношений партнёров); чувства удовлетворенности ими. В этом заключается нравственно-психологическая сторона супружества.

Мы считаем, что согласованность знаний, представлений и установок супругов определяет тип взаимодействия: «контактный» либо «конфликтный», а их различие может играть существенную роль в дестабилизации семьи.

Основываясь на рассмотренных выше компонентах, мы выделили следующие модели представлений о семейных отношениях:

1 модель (рациональная):

Поле представлений:

когнитивный компонент - знаю, понимаю, убеждён;

эмоциональный компонент - позитивное отношение;

поведенческий компонент - готов делать.

Внутреннее психологическое пространство. Сфера психологических установок, пси-

хологической совместимости, психологического климата семьи носит позитивный характер. Наблюдается оптимальное распределение интимного, рабочего пространства, а также пространства для отдыха.

Вклад в семью.Такие аспекты жизнедеятельности семьи, как экономика, быт, взаимодействие с детьми, носят позитивный характер, а так же знания о них оптимально реализуются во внутрисемейном пространстве.

Система отношений.В категории помощь и взаимопомощь, в сфере чувств, а также эмоциональной удовлетворенности в меж-половых, межродительских и родительско-детских отношениях отмечается высокая степень соответствия ожидаемого и реального.

Дошкольник, воспитывающийся в такой семье, находится в атмосфере любви, взаимопомощи, взаимоподдержки. Такие дети приобретают навыки конструктивного решения конфликта, совместного проведения досуга, эмоционально отзывчивы и доброжелательны.

2 модель (доброжелательная):

Поле представлений:

когнитивный компонент - знаю, понимаю, не очень убеждён;

эмоциональный компонент - позитивное отношение;

поведенческий компонент - делаю по внутреннему побуждению (установки детства, чувство долга).

Внутреннее психологическое простран-ство.Сфера психологических установок, психологической совместимости, психологического климата семьи носит удовлетворительный характер. Наблюдается неравномерное распределение интимного, рабочего пространства, а также пространства для отдыха.

Вклад в семью.Такие аспекты жизнедеятельности семьи, как экономика, быт, взаимодействие с детьми, носят негативный характер, а знания о них неэффективно реализуются во внутрисемейном пространстве.

Система отношений.В категории помощь и взаимопомощь, в сфере чувств, а также эмоциональной удовлетворенности в межпо-ловых, межродительских и родительско-детских отношениях отмечается несоответствие ожидаемого и реального.

Для дошкольника воспитательная атмосфера данного семейного типа является привлекательной в силу её нестабильности. Появляется возможность действовать в соответствии с сиюминутными потребностями и желаниями, т. к. родительские позиции часто являются полярными.

3 модель (принудительная):

Поле представлений:

Когнитивный компонент - представляю, не очень понимаю, не убежден;

Эмоциональный компонент - негативное отношение;

Поведенческий компонент - делаю по принуждению (внешнее побуждение).

Внутреннее психологическое простран-ство.Сфера психологических установок, психологической совместимости, психологического климата семьи носят удовлетворительный характер. Наблюдается неравномерное распределение интимного, рабочего пространства и пространства для отдыха.

Вклад в семью.Такие аспекты жизнедеятельности семьи, как экономика, быт, взаимодействие с детьми, носят негативный характер, а знания о них неэффективно реализуются во внутрисемейном пространстве.

Система отношений.В категории помощь и взаимопомощь, в сфере чувств, а также эмоциональной удовлетворенности в межпо-ловых, межродительских и родительскодет-ских отношениях отмечается несоответствие ожидаемого и реального.

Ребенок дошкольного возраста, воспитывающийся в семье данной модели, не имеет четкого понимания о своем месте во внутрисемейном пространстве, его поведение часто отличается эмоциональной привлекательностью того или иного действия или события.

4 модель (разрушающая).

Поле представлений:

когнитивный компонент - не представляю, не понимаю, не убежден;

эмоциональный компонент - негативное отношение;

поведенческий компонент - не делаю, так как это не входит в круг моих желаний и обязанностей.

Внутреннее психологическое пространство. Сфера психологических установок, психологической совместимости, психологического климата семьи носит негативный характер. Наблюдается неравномерное распределение интимного, рабочего пространства, а также пространства для отдыха.

Вклад в семью.Такие аспекты жизнедеятельности семьи, как экономика, быт, взаимодействие с детьми, носят негативный характер, а знания о них неэффективно реализуются во внутрисемейном пространстве.

Система отношений.В категории «помощь и взаимопомощь», в сфере чувств, а также эмоциональной удовлетворенности в межполовых, межродительских и родитель-скодетских отношениях отмечается отчётли-

во выраженное несоответствие ожидаемого и реального.

Данный тип семейных отношений негативно влияет на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста. В этом случае ребенок приобретает дисфункциональные навыки общения и взаимодействия.

Любая педагогическая система может функционировать только при соответствующих условиях, поэтому для формирования представлений о семейных отношениях в ходе проведения комплекса учебных занятий нами были выбраны педагогические условия, способствующие её реализации в образовательном процессе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Условия понимают как философскую категорию, выражающую отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. Более того, условия составляют ту среду, обстановку, в которой явления возникают, существуют и развиваются.

Под педагогическими условиями мы понимаем взаимосвязанную совокупность объективных возможностей, содержания, форм и методов, педагогических приёмов, направленных на решение поставленных в исследовании целей и задач.

Анализ проблемы формирования представления старших дошкольников о семейных отношениях позволяет нам выделить следующий комплекс педагогических условий, эффективность которого проверялась в экспериментальной работе:

1. Понимание родителями необходимости гармонизации межличностных отношений в семье и повышения психолого-педагогиче-ской культуры родителей.

2. Разработка и реализация совместных занятий родителей и детей, направленных на изменения и гармонизацию внутрисемейных отношений.

3. Разработка и реализация программы «Формирование представлений старших дошкольников о семейных отношениях» для подготовительной группы ДОУ.

Основываясь на позиции Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова, Е. Н. Суркова, Е. В. Романовой, мы определили критерии анализа представлений родителей и детей о семейных отношениях. Данные критерии выступают в качестве следующей составляющей разработанной нами педагогической модели, а так же обеспечивают эффективность выдвинутого комплекса педагогических условий формирования представлений старших дошкольников

о семейных отношениях. К ним относятся: целостность, полнота, объём, отчётливость, обобщённость.

Формирование Консультирование Проектирование

Схема

Педагогическая модель формирования представлений о семье у старших дошкольников

С

Цель - формирование представлений о семейных отношениях у старших дошкольников

Педагогические условия формирования представлений о семейных отношениях у старших дошкольников

Ж

Осознание родителями необходимости гармонизации межличностных отношений в семье и повышения психологопедагогической культуры родителей

Разработка и реализация программы формирования представлений старших дошкольников о семейных отношениях

Включение опыта, полученного в процессе работы на специальных учебных занятий, направленных на эффективность формирования представлений старших дошкольников о семейных отношениях, в реальную систему внутрисемейных отношений

а

0 Й

1

о

1 уровень: поверхностное, неполное, фрагментарное представление

2 уровень: поверхностное, недостаточно полное представление

3 уровень: конкретное, неполное, разностороннее представление

4 уровень: обобщённое представление, включающее слитное знание общего и конкретного

5 уровень: полное, обобщённое, целостное знание, включающее единство понятийного и конкретного содержания

Результат - наличие сформированных представлений старших дошкольников о семейных отношениях

н

ГС

5

=

п

-8-

о

0 сс р я

1

о

п

н

=

ГС

п

н

р

се

гс

Я

Я

ЕС

п

ГС

2

ГС

Не

Я

Е

Я

0

н

1

о

ГС

я

=

£

■О

03

а>

о

■о

143

о

со

а>

я

03

Основными компонентами модели формирования представлений старших дошкольников о семейных отношениях являются: целевой, содержательный и оценочно-результативный.

Целевой компонент модели содержит цели по формированию представлений старших дошкольников о семейных отношениях, а именно когнитивного, эмоционального и поведенческого.

Содержательный компонент включает в себя знания о семейных отношениях, их сущности и содержании, закономерностях, в нём также представлена технология формирования представлений старших дошкольников о семейных отношениях.

Результатом реализации модели формирования представлений старших дошкольников о семейных отношениях должен выступить конкретный уровень сформированности представлений у дошкольников. На основании выдвинутых нами критериев сфор-мированности представлений старших дошкольников о семейных отношениях вслед за Б. Г. Ананьевым, Б. Ф. Ломовым, Е. В. Романовой, Е .Н. Сурковым, мы выделяем пять уровней сформированности представлений, которые представляют следующую составляющую разработанной нами модели:

1 уровень - поверхностное, неполное, фрагментарное представление;

2 уровень - поверхностное, не достаточно полное представление;

3 уровень - конкретное, неполное, разностороннее представление;

4 уровень - обобщённое представление, включающее слитное знание общего и конкретного;

5 уровень - полное, обобщённое, целостное знание, включающее единство понятийного и конкретного содержания.

Таким образом, педагогическую модель формирования представлений старших дошкольников о семейных отношениях можно представить в виде следующей схемы (схема 1). Предложенная структурно-функциональная модель реализуется на каждом этапе формирования представлений старших дошкольников о семейных отношениях в процессе проведения комплекса учебных занятий и предполагает подбор содержания методических средств на протяжении всего образовательного процесса в соответствии с изменением уровня представлений о семейных отношениях. Переход от выявленного уровня представлений о семейных отношениях к более высокому уровню будет происходить на основе анализа полученных результатов и достигнутого уровня сформированности представлений о семейных отношениях.

Список литературы

1. Игры - обучение, тренинг, досуг / под ред. В. В. Петрусинского. М.: Новая школа, 1994. 368 с.

2. Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога. М.: Академия,

2006. 176 с.

3. Аношкин А. П. Педагогическое проектирование систем и технологий обучения.

Омск: ОмГПУ, 1997. 140 с.

4. Краевский В. В. Воспитание или образование? М.: Педагогика, 2001.

5. Батороев К. Б. Аналогии и модели в познании. Новосибирск: Наука, 1981. 319 с.

References

1. Igry - obuchenie, trening, dosug / pod red. V. V. Petrusinskogo. M.: Novaya shkola,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1994. 368 s.

2. Zagvyazinskii V. I. Issledovatel’skaya deyatel’nost’ pedagoga. M.: Akademiya,

2006. 176 s.

3. Anoshkin A. P. Pedagogicheskoe proektirovanie sistem i tekhnologii obucheniya.

Omsk: OmGPU, 1997. 140 s.

4. Kraevskii V. V. Vospitanie ili obrazovanie? M.: Pedagogika, 2001.

5. Batoroev K. B. Analogii i modeli v poznanii. Novosibirsk: Nauka, 1981. 319 s.

Статья поступила в редакцию 04.10.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.