Научная статья на тему 'Функциональная модель организационно-экономического механизма управления региональной инвестиционной деятельностью'

Функциональная модель организационно-экономического механизма управления региональной инвестиционной деятельностью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
252
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косовских Е. А., Трифонов Ю. В.

Авторами предложена функциональная модель системного механизма управления региональным инвестиционным процессом, состоящая из семи функционально-операционных блоков и предусматривающая трехэтапную схему выстраивания единого механизма управления инвестиционной деятельностью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL MODEL OF THE ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM FOR REGIONAL INVESTMENT MANAGEMENT

A functional model of the systemic mechanism for the management of the regional investment process is proposed. The model contains seven functional blocks and is intended to optimize the management of regional investments as a three-stage process.

Текст научной работы на тему «Функциональная модель организационно-экономического механизма управления региональной инвестиционной деятельностью»

Экономика и финансы Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2008, № 3, с. 183-185

УДК 332.1

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

© 2008 г. Е.А. Косовских, Ю.В. Трифонов

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

volga-k@mail.ru

Пквтупала в редасцаю 21.04.2008

Предложена функциональная модель системного механизма управления региональным инвестиционным процессом, состоящая из семи функционально-операционных блоков и предусматривающая трехэтапную схему выстраивания единого механизма управления инвестиционной деятельностью.

Ключевые влква: региональный уровень, управление инвестиционной деятельностью, инвестиционная система.

Проблема создания эффективного организационно-экономического механизма управления региональной инвестиционной деятельностью в настоящее время очень актуальна. По нашему мнению, важной прикладной задачей, возникающей на стыке экономической науки и теории управления социально-экономическими системами в этом контексте является определение возможностей и границ влияния органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления на инвестиционную активность региональных хозяйствующих субъектов.

Важно подчеркнуть, что предпосылки создания эффективного организационно-экономического механизма управления региональной инвестиционной деятельностью заложены Федеральным законом «О концессионных соглашениях» №115-ФЗ от 21 июля 2005 года [1].

В настоящее время разработано большое количество методов и инструментов стимулирования инвестиций, но сами по себе они не могут влиять на инвестиционную деятельность. Для реализации инвестиционной политики органам государственной власти необходимо сформировать эффективный механизм управления инвестиционной деятельностью. Описание функциональной модели механизма управления инвестиционной деятельностью составляет цель настоящей статьи.

Региональная инвестиционная деятельность представляет собой аккумулирование экономическими субъектами свободных ресурсов, их преобразование в объекты инвестиций на территории региона и контроль за процессом получения и распределения дохода от эксплуатации

объектов инвестиций, а при необходимости -управление этим процессом со стороны собственников ресурсов. Целью является получение собственником, инвестором и экономикой региона дохода и иных полезных эффектов.

Региональная инвестиционная система - совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых участников инвестиционной деятельности и органов управления, осуществляющих и (или) регулирующих инвестиционную деятельность на территории региона. Субъектом управления являются органы законодательной и исполнительной власти региона, объектом управления - участники инвестиционной деятельности и отношения между ними по поводу ее осуществления.

Организационно-экономический механизм

управления инвестиционной деятельностью -это одновременно и способ управления, и движущая сила, посредством которой субъект управления осуществляет непосредственное воздействие на объект управления.

Упомянутый механизм всегда представляет собой взаимодействие конкретных экономических субъектов, поэтому при его функциональном моделировании должно быть учтено влияние внешней среды на региональную инвестиционную систему, а также определен порядок (регламент) взаимодействия органов власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления.

Поскольку региональный инвестиционный механизм является сложной системой управления, правомерно предположить, что его моделирование должно осуществляться как минимум в три этапа.

1) Выделение составных частей механизма управления инвестиционной деятельностью.

2) Моделирование составных частей механизма управления инвестиционной деятельностью.

3) Формирование единого и эффективного механизма управления инвестиционной деятельностью.

Региональные органы власти оказывают управляющее воздействие на региональную инвестиционную деятельность двумя способами:

- путем непосредственного участия в инвестиционной деятельности;

- путем регулирования инвестиционной деятельности.

В первом случае можно выделить следующие подсистемы:

- механизм управления инвестиционными программами и проектами, осуществляемыми на территории региона:

- механизм управления государственной собственностью;

- механизм осуществления инвестиций в бюджетной сфере;

- механизм взаимодействия с внешней средой (участие в федеральных и межрегиональных инвестиционных программах, осуществление совместных проектов с крупными компаниями).

Во втором случае выделяются следующие подсистемы:

- механизм аккумулирования свободных ресурсов хозяйствующих субъектов потенциальными инвесторами;

- механизм преобразования инвестиционных ресурсов в объекты инвестиций;

- механизм регулирования отношений между инвестором, собственником инвестиционных ресурсов и региональными органами власти по использованию объектов инвестиций и распределению дохода;

- механизм стимулирования сбыта продукции, работ, услуг (развитие инфраструктуры основных региональных рынков).

Следует отметить, что в настоящее время в Нижегородской области управляющее воздействие органов государственной власти на региональную инвестиционную деятельность реализовано путем непосредственного участия в инвестиционной деятельности - при главе правительства данного субъекта Федерации создан и функционирует Инвестиционный совет [5].

Вопрос о том, насколько эффективна его работа с точки зрения повышения инвестиционной привлекательности региона, следует признать дискуссионным. Авторы придерживаются

мнения о том, что данный механизм отнюдь не свободен от элементов бюрократического подхода в духе командно-административного регулирования экономических процессов, и, в конечном итоге, содержит в себе слишком мало возможностей для развития именно рыночных экономических стимулов инвестиционной активности.

Функциональное моделирование организационно-экономического механизма управления инвестиционной деятельностью региона должно включать в себя следующие взаимосвязанные элементы (функционально-операционные блоки):

1) определение состава участников (субъектов) механизма;

2) постановку целей управления;

3) формирование подсистемы правового и методологического обеспечения;

4) формирование подсистемы планирования, прогнозирования и экономического анализа;

5) формирование подсистемы управления инвестиционной деятельностью;

6) формирование подсистем кадрового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения;

7) создание, распределение и закрепление подсистем стимулов, функциональных регуляторов (правовых, финансовых и информационных обратных связей) и ответственности субъектов инвестиционной деятельности.

Для каждой из рассмотренных подсистем, входящих в состав механизма управления инвестиционной деятельностью, необходимо установить подразделения региональных органов власти, отвечающие за их реализацию. Следует определить мотивацию всех участников каждой подсистемы и на ее основе разработать действенную систему стимулирования и ответственности. Все подсистемы должны предусматривать тесное взаимодействие с органами местного самоуправления в процессе регулирования или участия в инвестиционной деятельности. Такое взаимодействие должно значительно повысить эффективность управления.

Третий этап предполагает создание единого механизма управления инвестиционной деятельностью. Органами законодательной и исполнительной власти региона формируется единая система управления инвестиционной деятельностью, определяется ее структура и порядок взаимодействия между участниками системы.

Предлагаемая функциональная модель позволяет построить эффективный механизм управления инвестиционной деятельностью в

регионе, обеспечивающий повышение инвестиционной активности и устойчивое развитие экономики.

Следует отметить, что в целом в Нижегородской области уже сформированы отдельные элементы рассмотренной функциональной модели организационно-экономического механизма управления региональной инвестиционной деятельностью. Так, например, существует региональное законодательство [2-4], касающееся инвестиционной деятельности (прототип подсистемы нормативно-правового обеспечения); сформирована среднесрочная «Стратегия развития Нижегородской области до 2020 года» [6]; более-менее чётко определены цели и состав участников, сформулированы основные задачи и приоритеты развития. Кроме того, в рамках действующих структурных подразделений областного правительства существуют возможности создания эффективной информационной подсистемы планирования инвестиционной деятельности, экономического анализа и прогнозирования.

По мнению авторов, насущной необходимостью является формирование Рабочей программы по реализации упомянутой Стратегии развития, а также структурное оформление отдельных функциональных подсистем и взаимосвязей между ними с одновременным закреплением реальных полномочий, источников финанси-

рования и ответственности за качество и своевременность решаемых задач. От скорейшего решения данной проблемы в значительной степени будет зависеть результативность решения инвестиционных задач, поставленных «Стратегией развития Нижегородской области до 2020 года».

Спавкс латературы

1. Федеральный Закон «О концессионных соглашениях» № 115-ФЗ от 21.07.2005 г.

2. Закон Нижегородской области «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области» № 180-З от 31.12.2004 г.

3. Закон Нижегородской области «О регулировании земельных отношений в Нижегородской области» № 192-З от 13.12.2005 г.

4. Постановление Правительства Нижегородской области «О мерах по реализации Закона Нижегородской области от 13 декабря 2005 года № 192-3 «О регулировании земельных отношений в Нижегородской области» при строительстве, реконструкции объектов недвижимости и размещении временных объектов» № 46 от 15.02.2006 г.

5. Постановление Правительства Нижегород-

ской области «Об Инвестиционном совете при губернаторе Нижегородской области» № 47 от

15.02.2006 г.

6. Стратегия развития Нижегородской области до 2020 года. М.: ООО «Стратегика». 37 с.

FUNCTIONAL MODEL OF THE ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM FOR REGIONAL INVESTMENT MANAGEMENT

E.A. Kosovskikh, Yu. V. Trifonov

A functional model of the systemic mechanism for the management of the regional investment process is proposed. The model contains seven functional blocks and is intended to optimize the management of regional investments as a three-stage process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.