УДК 658.5
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА И БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА
АВТОКОМПОНЕНТОВ
Степанова Кристина Михайловна, магистрант (e-mail: [email protected]) Сущев Анатолий Константинович, к.т.н., доцент, действительный член Академии проблем качества (e-mail: [email protected]) Владимирский государственный университет, Россия
Разработана функциональная модель интегрированной системы менеджмента качества, бережливого производства и проектного менеджмента в производстве автокомпонентов. Проведена декомпозиция модели основных процессов жизненного цикла производства автокомпонентов.
Ключевые слова: интегрированная система менеджмента, функциональная модель, производство автокомпонентов.
В настоящее время перед поставщиками автокомпонентов стоит задача поддержания и повышения конкурентоспособности за счет непрерывного совершенствования не только качества выпускаемой продукции, но и всех производственных процессов, в частности, за счет внедрения методов бережливого производства. Обеспечение требуемого качества автокомпонентов, поставляемых для предприятий автопроизводителей, высокой эффективности производства и постоянного улучшения системы управление качеством может быть достигнуто на основе создания интегрированной системы качества, бережливого производства и проектного менеджмента [1,2]. Структуру интегрированной системы менеджмента качества, бережливого производства и проектного менеджмента (ИСМ КБПП) можно представить системой взаимосвязанных процессов, направленных на обеспечение качества выпускаемых автокомпонентов и повышение удовлетворенности автопроизводителей на основе выполнения требований базовых стандартов ГОСТ Р ИСО 9001-2015, ГОСТ Р 56404-2015, ГОСТ Р 548692011 [3]. Интеграция осуществляется на основе взаимосвязи процессов управления качеством, бережливого производства и проектного менеджмента.
Цель построения функциональной модели ИСМ КБПП состоит в представлении процессов управления качеством, бережливого производства и проектного менеджмента в виде обобщенной организационной структуры в соответствии с базовыми стандартами. При моделировании должна быть предусмотрена гармонизация требований стандартов к системе менеджмента качества, бережливого производства и проектного менеджмента. На рисунке 1 приведена диаграмма интеграции процессов управления качеством автокомпонентов и улучшения производства, реализуемых в ин-
тегрированнои
системе
менеджмента.
ГОСТ Р ИСО 9001-20 ГОСТ Р 56404-2015 ГОСТ Р 54869-2011
Заказы на производство и поставку автокомпонентов
Требования к качеству, стоимости и срокам поставки автокомпонентов
Цели и задачи улучшения производства
НД по производству автокомпонентов
Управлять качеством автокомпонентов и улучшением производства
Поставки автокомпонентов потребителям
Результаты выполнение программы улучшения производства
0р.
Человеческие ресурсы
Инфраструктура, среда процессов
À
Материалы и комплектующие
Рисунок 1 - Диаграмма интеграции процессов управления качеством автокомпонентов и улучшения производства
0
При разработке функциональной модели ИСМ КБПП применена методология системного моделирования IDEF0, позволяющая построить IDEFÛ-диаграммамы связей процессов [4]. Такое представление модели ИСМ КБПП дает возможность установить иерархию процессов при их объединении в общей организационной структуре. Модель ИСМ КБПП представляет собой набор диаграмм и текстовое описание к ним. Разработка диаграмм проводилась с помощью программного средства для моделирования информационных систем AllFusion Process Modeler 7 (BPwin). На рисунках 2 и 3 представлены декомпозиции диаграммы интеграции, а в таблице 1 приведено описание диаграммы интеграции процессов управления качеством автокомпонентов и улучшения производства. Приведенная модель отражает последовательность интеграции процессов ИСМ КБПП: процессов управления качеством, бережливого производства и проектного менеджмента, объединенных в соответствие с требованиями базовых стандартов.
ГОСТ РИСО 900 [-2015
ГОСТ Р 56404-2015 ГОСТ Р 54869-2011
Требования к: качеству, стоимости и срокам поставки автокомпонентов
л
Г 1 Г 1 Г 1
НД по производству авто компонентов'
Программа улучшения производства
Цепи и задачи улучшения производства
Заказ на производство и поставку автокомпопентов
Процессы Планы, приказы, НД управления ^
Ср. I
Требования к инфраструктуре н среде процессов
Заявки на закупку материалов
Основные процессы
Ор.
Пс
П(
Обеспечивающие процессы
Рисунок 2 - Декомпозиция диаграммы интеграции процессов управления качеством
автокомпонентов и улучшения производства
п О га тз м 2 т Ж Ж ст
т
2 >
ч т тз
К
>
сг
ч т х Ж К
к
ч т х Ж
о ^
о
"Л
К
к
ю
м
м 00
м о
чО
п О СО
тз м 2 т Ж Ж сг
т
Р
У'
>
ч т тз
К
>
сг
ч т х Ж
К
>
к
ч т х Ж о
О К
к
м
м 00
м о
чО
Рисунок 3 - Декомпозиция диаграммы «Основные процессы
Таблица 1 - Описание диаграммы интеграции процессов управления качеством автокомпонентов и улучшения производства
Вход • Заказы на производство и поставку автокомпонентов; • Требования к качеству, стоимости и срокам поставки автокомпонентов; • Цели и задачи улучшения процессов производства.
Выход • Поставки автокомпонентов потребителям; • Результаты выполнения программы улучшения производства.
Процессы А0 Управлять качеством автокомпонентов и улучшением производства
1. Процессы управления
Вход • Требования к качеству, стоимости и срокам поставки; • Цели и задачи улучшения производства; • Результаты мониторинга и измерений процессов ИСМ.
Выход • Планы, приказы, НД; • Программа улучшения производства.
2. Основные процессы
Вход • Заказ на производство и поставку автокомпонентов; • Программа улучшения производства; • Планы, приказы, НД.
Выход • Поставки автокомпонентов потребителям; • Результаты выполнения программы улучшения; • Результаты мониторинга и измерений процессов.
Подпро 1. Осуществлять процессы, связанные с потребителями;
цессы Вход • Заказы на производство и поставку а\к
Выход • Требования к автокомпонентам; • Оценки удовлетворенности потребителей;
2. Проектировать автокомпоненты;
Разрабатывать проекты улучшений производства
Вход • Требования к автокомпонентам; • Программа улучшения производства.
Выход • Конструкторская и Технологическая документация; Проекты улучшения
3. Осуществлять производство автокомпонентов и проекты
улучшений
Вход • Конструкторская и Технологическая документация; Проекты улучшений.
Выход • Автокомпоненты; • Результаты выполнения проектов улучшений.
4. Осуществлять контроль качества автокомпонентов
Вход • Автокомпоненты
Выход • Аттестованные автокомпоненты; • Результаты мониторинга процессов ИСМ
3. Обеспечивающие процессы
Вход • Требования к инфраструктуре и среде процессов; • Заявки на закупки материалов и оборудования; • Требования к персоналу
Выход • Инфраструктура и среда процессов; • Материалы и комплектующие; • Человеческие ресурсы.
Разработанная функциональная модель ИСМ КБПП позволяет методически объединить процессы управления качеством, бережливого производства и проектного менеджмента в производстве автокомпонентов, Моделирование позволило сформировать сочетания процессов базовых стандартов, формирующих ИСМ КБПП: ГОСТ Р ИСО 9001-2015, ГОСТ Р 56404-2015, ГОСТ Р 54869-2011. Данная модель может служить основой при проектировании ИСМ КБПП производства автокомпонентов. Список литературы
1. ГОСТР 57522-2017. Бережливое производство. Руководство по интегрированной системе менеджмента качества и бережливого производства. М.: Стандартинформ. 2017. -15 с.
2. Разумов - Раздолов К.Л., Лаврентьева Н.А. Управление качеством и инновациями на основе проектного подхода // Стандарты и качество. 2017. №3. С 46-49.
3. Степанова К.М., Сущев А.К. Проектный подход к созданию интегрированной системы менеджмента качества и бережливого производства автокомпонентов // Современные материалы, техника и технологии. №2(17), 2018, Курск, ЮЗГУ, С. 110-115.
4. РД IDEF0-2000 Методология функционального моделирования IDEF0 Руководящий документ. - Введ. 2000-11-04. - М.: Изд-во стандартов, 2000. - 62 с.
Stepanova Kristina Mihailovna, Undergraduate (e-mail: [email protected] Vladimir state University, Russia
Sushchev Anatoly Konstantinovich, Cand. Eng. Sci, Docent, Academician of the Academy of quality problems (e-mail: [email protected] Vladimir state University, Russia
FUNCTIONAL MODEL OF THE INTEGRATED THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM AND LEAN MANUFACTURING OF AUTOMOTIVE COMPONENTS Abstract: The functional model of integrated quality management system, lean production and project management in the production of automotive components is developed. The decomposition of the model of the main processes of the life cycle of production of automotive components.
Key words: integrated management system, functional model, production of automotive components.