Научная статья на тему 'Организация обслуживания оборудования по методу ТРМ в производстве автокомпонентов'

Организация обслуживания оборудования по методу ТРМ в производстве автокомпонентов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
267
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБСЛУЖИВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ / МОДЕЛЬ / МЕТОД ТРМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степанова Кристина Михайловна, Сущев Анатолий Константинович

Разработана функциональная модель организации обслуживания оборудования по методу ТРМ в производстве автокомпонентов. Предложен алгоритм проведения обслуживания оборудования на производственном участке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Степанова Кристина Михайловна, Сущев Анатолий Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация обслуживания оборудования по методу ТРМ в производстве автокомпонентов»

УДК 658.5

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ ПО МЕТОДУ ТРМ В ПРОИЗВОДСТВЕ АВТОКОМПОНЕНТОВ Степанова Кристина Михайловна, студент (e-mail: o3orni3a@yandex.ru) Сущев Анатолий Константинович, к.т.н., доцент, действительный член Академии проблем качества (e-mail: aksushev@yandex.ru) Владимирский государственный университет, Россия

Разработана функциональная модель организации обслуживания оборудования по методу ТРМ в производстве автокомпонентов. Предложен алгоритм проведения обслуживания оборудования на производственном участке.

Ключевые слова: обслуживание оборудования, модель, метод ТРМ.

Для выполнения целевых показателей эффективности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, установленных в [1], необходимо повышать эксплуатационные характеристики автомобильного транспорта. Эффективность эксплуатации автомобилей во многом определяются качеством автокомпонентов, поставляемых многочисленными производителями. В настоящее время предприятия автопроизводители требуют от поставщиков автокомпонентов постоянного улучшения надежности производственных процессов с целью предотвращения дефектов продукции. Важнейшее требование к поставщикам — стабильно производить комплектующие изделия, конкурентоспособные по качеству. Поэтому поставщику автокомпонентов недостаточно выполнять требования ISO/TS 16949, необходимо чтобы весь процесс производства шел в строгом соответствии с процедурой обеспечения качества продукции.

Потребители автокомпонентов предъявляют требования не только к уровню качества, но и другие требования, распространяющиеся на стоимость, сроки поставки, информационное обеспечение и др. Совместное выполнение указанных требований к качеству автокомпонентов позволяет повысить удовлетворённость потребителей. Поэтому для поставщиков автокомпонентов, стремящихся к устойчивому положению на рынке, необходима система управления качеством, обеспечивающая преимущества перед конкурентами, в первую очередь, в вопросах качества, стоимости и соблюдения сроков поставки продукции. Качество продукции на предприятиях поставщиках автокомпонентов является сложной характеристикой, комплексно зависящей от многих факторов.

Решение данной задачи, в свою очередь, требует изменения подходов к управлению системой менеджмента качества в части организации постоянного улучшения. Для успешного внедрения необходимых улучшений в повседневную практику необходимо организовать постоянное взаимодей-

ствие специалистов по качеству и производственного персонала на всех стадиях жизненного цикла осуществления улучшений. Без привлечения производственного персонала невозможно достоверно выявить узкие места производства и осуществить эффективное внедрение улучшений производственных процессов, особенно при решении задачи снижения потерь в производстве автокомпонентов. Следует отметить тот факт, что автопроизводители наряду с обеспечением качества продукции требуют от поставщиков автокомпонентов снижения издержек производства.

Внедрение методов бережливого производства позволяют снизить потери производства и, тем самым, повысить его эффективность. К наиболее эффективным методам бережливого производства относится метод ТРМ (всеобщее обслуживание оборудования). В работе [3] показана перспективность применения метода ТРМ в производстве автокомпонентов для повышения надежности и производительности технологического оборудования путем оптимальной организации технического обслуживания и ремонта оборудования. Метод ТРМ направлен на:

- повсеместное вовлечение работников предприятия в деятельность по обеспечению высокой работоспособности производственного оборудования;

- повышение квалификации персонала на основе обучения методам технического обслуживания оборудования, диагностики его технического состояния, порядку проведения регламентных и ремонтных работ;

- управление производственным оборудованием на всех стадиях его жизненного цикла с целью максимально эффективного использования его рабочего ресурса.

Основными задачами организации обслуживания оборудования являются:

- выполнение работ обслуживанию и ремонту оборудования в соответствии с программой ремонта в установленные сроки;

- содействие распространению передового опыта обслуживания, ремонта и эксплуатации оборудования по методу ТРМ.

Для выполнения поставленных задач на предприятии должны выполняться базовые функции по организации обслуживания оборудования с применением методов ТРМ для обеспечения требуемого качества обслуживания при ограничениях на стоимость обслуживания. На рисунке 1 приведена функциональная модель организации работы в системе всеобщего обслуживания оборудования (ТРМ) по проведению технического обслуживания и ремонта оборудования (ТОиР) с целью обеспечения работоспособности оборудования в течение всего жизненного цикла эксплуатации, содержащая последовательность выполнения функций ТРМ.

К наиболее важным функциям ТРМ относятся:

- Анализ и планирование деятельности ТРМ. Данная функция должна осуществляться на этапе разработки планов выполнения программ производства автокомпонентов и планов совершенствования ремонта оборудо-

вания, являющихся составными частями программ развития производства. В результате выполнения данной функции определяется перечень видов обслуживания и ремонта, реализуемых в системе ТРМ;

Определение состава участников ТРМ

Анализ и планирование деятельности ТРМ

Предложения по улучшению

Оценка результатов деятельности ТРМ

Формирование программы работ по ТОиР оборудования

Выполнение работ по ТОиР оборудования

Рисунок 1 - Функциональная модель обслуживания оборудования

в системе ТРМ

- Оценка результатов деятельности ТРМ по выполнению запланированных показателей по реализации обслуживания и ремонта. В ходе выполнения этой функции должны вырабатываться предложения по улучшению работы системы ТРМ;

- Ведение базы данных производственного оборудования. Результатом выполнения данной функции является установление перечня оборудования, подлежащего обслуживанию и ремонту в системе ТРМ;

- Определение состава участников ТРМ. На основании выявленного объема работ по обслуживанию и ремонту оборудования, входящего в базу данных, формируется состава участников системы ТРМ;

- Формирование программы работ по обслуживанию и ремонту оборудования на среднесрочный период для оптимизации загрузки производственных мощностей предприятия и учета сроков выполнения производственных планов по выпуску автокомпонентов. Целью данной функции является составление программы работ, обеспечивающей оптимальный уровень загрузки производственного оборудования и экономическую эффективность работ по обслуживанию и ремонту;

7..Анализ результатов обслуживания оборудования 7.1.6, 9.1,10

Рисунок 2 - Алгоритм обслуживания производственного оборудования

- Оперативное планирование работ по обслуживанию и ремонту на краткосрочный период на основании планов загрузки оборудования и поступивших производственных заказов с целью разработки мероприятий по снижению непроизводительных затрат. Данная функция должна обеспечивать распределение ресурсов ТПМ, исходя из организационно-технической обстановки;

- Выполнение работ по обслуживанию и ремонту по установленным технологиям, обеспечивающим требуемое качество обслуживания и ремонта. Цель этой функции - выполнение установленных работ и миними-

зация непроизводительных потерь при проведении обслуживания оборудования.

На рисунке 2 приведен алгоритм выполнения работ по организации процесса обслуживания оборудования.

Ключевой функцией на стадии планирования системы ТРМ является ведение базы данных оборудования, подлежащего обслуживанию и ремонту. Ведение базы данных оборудования проводится в ходе выполнения процесса «Управление инфраструктурой», в соответствие с требованиями разделов 7.1.3 и 7.1.6 ГОСТ Р ИСО 9001-2015 [2]. База данных содержит перечень оборудования с установленными для ТРМ видами обслуживания и ремонта. Эти сведения являются исходными данными для формирования участников системы ТРМ. Исходя из перечня оборудования и видов обслуживания, в ходе выполнения процесса СМК «Планирование», в соответствие с требованиями раздела 6.1 [2], формируется программа работ в системе ТРМ и определяется требуемые материалы и запасные части для обслуживания и ремонта оборудования, а также требования к квалификации персонала.

По результатам планирования работ в системе ТРМ в ходе выполнения процесса «Обеспечение ресурсами», в соответствие с требованиями разделов 7.1.1, 7.1.5, 7.2, 7.5.1 [2], формируется материальное, методическое и кадровое обеспечение работ по обслуживанию оборудования в системе ТРМ. В том числе, проводится повышение квалификации производственного персонала, привлекаемого к работе по обслуживанию и ремонту оборудования. В ходе подготовки к внедрению системы ТРМ проводится завершающее распределение полномочий и ответственности за проведение работ по обслуживанию оборудования в рамках процесса «Планирование».

На этапе выполнения работ по обслуживанию оборудования в ходе процесса «Управление инфраструктурой», в соответствие с требованиями разделов 7.1.3, 9.1 [2], проводится оперативное планирование и контроль результативности проведенных работ. На основании статистических данных о результатах обслуживания оборудования и сведений о работоспособности оборудования в процессе его эксплуатации проводится анализ и планирование деятельности системы ТРМ, на основании которого вырабатываются мероприятия для повышения работоспособности оборудования, обеспечивающей выполнение программ производства автокомпонентов.

Отличительной особенностью реализации инновационных методов обслуживания оборудования в системе ТРМ по сравнению с обслуживанием ремонтным подразделением предприятия является возможность получения высокого качества обслуживания и обеспечения оптимальных условия проведения ремонта оборудования.

Список литературы

1. Государственная программа Российской Федерации "Развитие транспортной системы". Утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 319.

2. ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования. - М.: Стан-дартинформ, 2015. - 29 с.

3. Степанова К.М. Обеспечение качества продукции на основе управления физическими активами предприятия // Современные материалы, техника и технологии, научно-практический рецензируемый журнал, №5(13), 2017, Курск, ЮЗГУ, 2017, С.70-76.

Stepanova Kristina Mihailovna, Student (e-mail: o3orni3a@yandex.ruj Vladimir state University, Russia

Sushchev Anatoly Konstantinovich, Cand. Eng. Sci, Docent, Academician of the Academy of quality problems (e-mail: aksushev@yandex.ru) Vladimir state University, Russia

ORGANIZATION OF EQUIPMENT SERVICE BY TRM METHOD IN MANUFACTURING AUTOCOMPONENTS

Abstract: Afunctional model for the organization of maintenance of equipment using the TRM method in the production of auto components was developed. An algorithm for servicing equipment at the production site is proposed. Key words: equipment maintenance, model, TPM method.

УДК 621.793.74: 519.873

ТОЛЩИНА ПОКРЫТИЯ ДЕТАЛИ ПРИ ПЛАЗМЕННОМ

НАПЫЛЕНИИ

Трифонов Григорий Игоревич, соискатель, младший научный сотрудник

(e-mail: grishakip@yandex.ru) Воронежский государственный технический университет, Россия Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина»

г. Воронеж, Россия Жачкин Сергей Юрьевич, д.т.н., профессор (e-mail: zhach@list.ru) Воронежский государственный технический университет,

г. Воронеж, Россия

В данной статье рассматриваются различные расчетные методики по определению величин толщины плазменного покрытия на поверхности детали. Предлагаются усовершенствования в расчетах толщины получаемого покрытия, в частности кинематических режимов плазменного напыления.

Ключевые слова: плазменное напыление, толщина покрытия, кинематика, поверхность, деталь.

Введение. Плазменное напыление является одним из самых качественных и эффективных методов нанесения покрытий различного назначения на поверхность детали. С помощью потоков газотермической плазмы можно напылять любые композитные порошковые материалы [1-3]. Порошки металлов и сплавов используются для нанесения износо-, корози-онно-, кавитационно-, жаростойких и других функциональных покрытий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.