Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПЕДАГОГА: СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ И РЕШЕНИЯ'

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПЕДАГОГА: СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ И РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
604
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пичугин С. С., Громова Л. А.

В статье обозначены недочеты системы повышения квалификации учителей и их профессиональные дефициты в области математической и естественнонаучной грамотности. Анализ сложившейся ситуации позволил авторам предложить возможные шаги решения проблемы, позволяющие снизить потенциальные риски и затруднения в развитии функциональной грамотности современного учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пичугин С. С., Громова Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL LITERACY OF A TEACHER: MODERN CHALLENGES AND SOLUTIONS

The article outlines the shortcomings of the system of advanced training for teachers and their professional deficits in the field of mathematical and natural science literacy. An analysis of the current situation allowed the authors to propose possible steps to solve the problem, allowing to reduce potential risks and difficulties in the development of functional literacy of a modern teacher.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПЕДАГОГА: СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ И РЕШЕНИЯ»

Функциональная грамотность педагога: современные вызовы и решения

С. С. ПИЧУГИН, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогических технологий непрерывного образования Института непрерывного образования МГПУ (Москва) sergey-uf@mail.ru

Л. А. ГРОМОВА, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин Академии социального управления (Москва)

gromovala@mail.ru

Аннотация: В статье обозначены недочеты системы повышения квалификации учителей и их профессиональные дефициты в области математической и естественнонаучной грамотности. Анализ сложившейся ситуации позволил авторам предложить возможные шаги решения проблемы, позволяющие снизить потенциальные риски и затруднения в развитии функциональной грамотности современного учителя.

Annotation: The article outlines the shortcomings of the system of advanced training for teachers and their professional deficits in the field of mathematical and natural science literacy. An analysis of the current situation allowed the authors to propose possible steps to solve the problem, allowing to reduce potential risks and difficulties in the development of functional literacy of a modern teacher.

Ключевые слова: функциональная грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации учителей, федеральный государственный образовательный стандарт общего образования

Keywords: functional literacy, mathematical literacy, science literacy, additional professional education, advanced training of teachers, federal state educational standard of general education

На современном этапе глобальных системных изменений в обществе все активнее обсуждается вопрос трансформации нестабильного и сложного VUCA-мира, его переход в формат глубоко тревожного, нелинейного, а значит, достаточно сложного в понимании BANI-мира с весьма иллюзорной стабильностью, готового обрушиться в любой момент. Новый акроним для описания современного мира, предложенный футурологом Дж. Кашио не генерирует новых смыслов, но позволяет человечеству постигнуть происходящее вокруг. Согласно результатам опроса родителей российских школьников, организованного и проведенного по инициативе образовательной платформы «Skillbox», в перечне предметов учебного плана общеобразовательной организации 52 % хотели бы видеть основы финансовой грамотности, 38 % высказались в пользу программирования, а 34 % респондентов важным считают изучение психологии. Актуальным, с точки зрения 30% опрошенных, является овладение основами экономики, а для 19 % респондентов — развитие у обучающихся soft skills [26].

Отрадно, что при всей полицентрично-сти смыслов, идей и мотивов, видоизменений и новшеств, многочисленных попыток решительно зачеркнуть все, что было раньше, и слепо ринуться в пучину инноваций в современном российском обществе 56 % наших сограждан не ставят под сомнение актуальность и необходимость основных моральных норм и правил. Рассматривают мораль как благо, которое не вредит другим, и при этом твердо уверены в том, что не готовы отойти от доминанты моральных принципов и общественных норм ради достижения личного успеха, 71 % рос сиян [10].

На фоне таких серьезных преобразований эпоху ренессанса переживает отечественная система высшего профессионального образования. Сегодня довольно неоднозначно воспринимается расхожее мнение о том, что профессионального

успеха и финансовой независимости вполне можно добиться и при отсутствии высшего образования. Так, в начале 2023 года ВЦИОМ представил результаты опроса, однозначно указывающие на существенный рост за последние три года доли наших сограждан (51 %), которые усматривают влияние высшего образования на потенциальные карьерные успехи. При этом 47 % россиян убеждены, что достойно оплачиваемую работу в будущем гарантирует наличие именно высшего образования и лишь 17 % респондентов отметили, что для успешного достижения личных целей их вполне устраивает среднее специальное образование [3].

Не меньшее внимание отмечается в последнее время и к сегменту дополнительного профессионального образования. Только за 2022 год аналитики зафиксировали внушительный рост интереса россиян к овладению в онлайн формате новыми профессиями, непосредственно связанными со сферой ^ и маркетинга. И такая тенденция, по мнению специалистов, будет только нарастать, а палитра приобретаемых специальностей и репертуар осваиваемых профессиональных компетенций неуклонно расширяться [25]. Согласно результатам опроса, проведенного многопрофильным исследовательским центром НАФИ, 77 % россиян всецело поддерживают выбор своих детей в пользу освоения ^-специальности и лишь 8 % родителей однозначно высказали отрицательное мнение [23].

В этих условиях, несомненно, возрастает роль общего образования. Общеобразовательная школа сегодня перестает выполнять лишь функцию массового обучения подрастающего поколения. Отечественная школа становится средоточием приобщения ребенка к традиционным российским ценностям, интериоризации национального культурного кода, приобре-

Только за 2022 год аналитики зафиксировали внушительный рост интереса россиян к овладению в онлайн формате новыми профессиями, непосредственно связанными со сферой 1Т и маркетинга.

тения социального опыта, формирования функциональной грамотности, которая становится устойчивым и перманентным триггером стремления к непрерывному самообразованию на протяжении всей жизни, драйвером движения вперед [9; 18; 31]. Это детерминирует появление в школе педагога, обладающего функциональной грамотностью и готового к формированию функциональной грамотности у обучающихся. Устойчивый рост интереса к изучению точных и естественнонаучных дисциплин в нашей стране указывает на необходимость развития математической и естественнонаучной грамотности самих школьных педагогов.

В общеизвестном понимании математическую грамотность принято определять как совокупность компетенций,направленных на интерпретацию математических законов, фактов и понятий с целью практического использования математических процедур и инструментов в разнообразных жизненных контекстах. Наличие таких универсальных умений и навыков позволяет современному человеку не только формулировать и высказывать собственные суждения в логике научного обоснования, но и генерировать конструктивные решения, активно действовать в ситуации выбора [15].

Важно отметить, что интерес к изучению точных наук, обучение по инженерным и ^-профилям в общеобразовательной школе за последнее время неуклонно растет. По данным опроса, инициированного школой программирования «Алгоритмика» совместно с автономной некоммерческой организацией «Россия — страна возможностей», профессию ^-разработчика считают привлекательной 86 % российских школьников. Умение программировать может привести к успеху в жизни, по мнению 74 % опрошенных. О планах связать свою профессиональную

Подобные исследования красноречиво подтверждают тот факт, что проблемам формирования математической грамотности обучающихся необходимо уделять самое пристальное внимание.

карьеру с ^-разработкой заявили 57 % участников опроса. Более того, 61 % обучающихся признались, что с этой целью дополнительно изучают программирование на специализированных курсах [2].

О высоком интересе выпускников общеобразовательных школ к профессиям, связанным с красноречиво говорят и результаты исследования портала «SuperJob», согласно которым 33 % российских абитуриентов планируют получить профессию программиста. Свою жизнь решили связать с профессией врача 14 % опрошенных, 8 % хотели бы стать экономистами, а о готовности получить профессию инженера или психолога заявили по 6 % участников опроса [12]. На наш взгляд, это вполне объяснимо и предсказуемо с точки зрения потенциального трудоустройства и оплаты труда, поскольку согласно результатам исследования того же портала, самые высокие зарплаты получают выпускники столичных технических вузов в сфере IX Лидерами рейтинга стали МФТИ, МГУ им. М. В. Ломоносова и МГТУ им. Баумана [32].

Подобные исследования красноречиво подтверждают тот факт, что проблемам формирования математической грамотности обучающихся необходимо уделять самое пристальное внимание. Ведь она является необходимой ступенью для дальнейшего восприятия всех точных наук. Обратимся к определению математической грамотности, предложенному коллективом Центра начального образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». По мнению сотрудников Центра «математическая грамотность как компонент предметной функциональной грамотности включает следующие характеристики: 1) понимание учеником необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач; оценка разнообразных учебных ситуаций (контекстов), которые требуют применения математических знаний, умений; 2) способность устанавливать математические отношения и зависимости,

работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы; 3) владение математическими фактами (принадлежность, истинность, контрпример), использование математического языка для решения учебных задач, построения математических суждений» [30, с. 142].

Затруднения, возникающие в процессе формирования математической грамотности, на наш взгляд, в первую очередь обусловлены довольно невысоким уровнем читательских компетенций современных школьников, отсутствием надлежащих умений работы с информацией и моделями. Не менее важную роль играет отсутствие у обучающихся возможности выразить собственную точку зрения, обосновать выдвинутую гипотезу, объяснить или доказать свой вариант решения задачи дивергентного типа. Репродуктивные методические подходы и паттерны, направленные исключительно на механическое запоминание и бессознательную репликацию материала учебных программ, которые на протяжении многих десятилетий были возведены в традицию, по нашему мнению, служат на сегодня главной причиной потенциальных образовательных дефицитов обучающихся [20; 22].

Опираясь на результаты нашего исследования, с большим сожалением приходится констатировать, что достаточно большой процент учителей математики (38 %) не готовы дать убедительное обоснование целесообразности изучения конкретных разделов курса математики, аргументировано объяснить, в чем смысл изучаемой сегодня на уроке темы, как она связана с реальной жизнью и может быть использована обучающимися. В такой ситуации, как мы понимаем, стремительно теряется мотивация к изучению сложного для понимания школьниками предмета, и о развитии математической грамотности, как способности логически, на основе конкретных цифр и фактов принимать решения, которых требует современный

непрерывно меняющийся мир, говорить не имеет смысла.

Не без основания учителя-практики заявляют, что современные российские школьники во многом отстают от своих советских сверстников в объеме активного словарного запаса, в развитии логического мышления, в умении выдвигать гипотезу и, оперируя фактами, строить систему доказательств, а значит, — в способности быстро воспринимать, понимать и интерпретировать программный материал по учебному предмету. Результаты многочисленных независимых диагностик, позволяющих оценивать качество образования, указывают на то, что почти 10 % российских школьников сегодня не готовы продемонстрировать уверенные навыки работы с текстом, способность успешно справиться с тривиальными заданиями по математике и естествознанию. Самостоятельно отличать суждения от фактов могут лишь 9 % обучающихся [29].

На наш взгляд, решению сложившейся ситуации может и должна способствовать концепция развития математического образования в нашей стране, призванная формировать у обучающихся умение рассматривать с математической точки зрения окружающий мир, а главное — осознавать практический потенциал математических знаний [11]. Сегодня мы можем уверенно констатировать тот факт, что сферы применения математических знаний неуклонно расширяются, а авторитет математики как науки возрастает. Математика давно и плотно проникла в такие сугубо гуманитарные области знаний, как лингвистика и история, педагогика и психология, а это требует более пристального внимания к математической грамотности не только обучающихся, но и самих школьных педагогов.

В стратегическом фокусе отечествен-

Математика давно и плотно проникла в такие сугубо гуманитарные области знаний, как лингвистика и история, педагогика и психология, а это требует более пристального внимания к математической грамотности не только обучающихся, но и самих школьных педагогов.

ного образования оказались и дисциплины естественнонаучного цикла. Актуализируются на качественно новом практико-ори-ентированном витке основные подходы к преподаванию этих предметов в курсе школьной программы, смещая основные акценты на формирование умения оперировать естественнонаучными знаниями в практической плоскости и развитие устойчивой мотивации к самостоятельному открытию новых знаний в ходе учебной экспериментальной и исследовательской деятельности. Естественнонаучная грамотность в ХХ! веке приобретает особое значение. Современный человек обязан не только разбираться в инструкциях к лекарствам, автомобилям и бытовым приборам, он должен всецело осознавать последствия своих действий по отношению к объектам живой и неживой природы, уметь прогнозировать последствия воздействия человечества на глобальные процессы в окружающей среде. В общепринятом понимании естественнонаучная грамотность определяется готовностью современного человека проявлять живой интерес к инновационным научным открытиям и передовым идеям и на их основе обнаруживать инициативную, деятельностную гражданскую позицию.

Рассматривая естественнонаучную грамотность как компонент предметной функциональной грамотности, сотрудники Центра начального образования Института стратегии развития образования РАО выделяют «четыре ее принципиально важные составляющие: 1) готовность осваивать и использовать знания о природе; 2) осознание ценности и значения научных знаний о природе; 3) овладение методами познания природных явлений; 4) способность к рефлексивным действиям» [30, с. 195—196].

Человек, владеющий естественнонауч-

Естественнонаучная грамотность определяется готовностью современного человека проявлять живой интерес к инновационным научным открытиям и передовым идеям и на их основе обнаруживать инициативную, деятельност-ную гражданскую позицию.

ной грамотностью, стремится активно участвовать в обсуждении глобальных проблем, что требует от него способности научно объяснять явления, объективно оценивать и планировать научные исследования, интерпретировать полученные данные, предложенные аргументы, факты и доказательства. Отсутствие же этих качеств у современного педагога, на наш взгляд, потенциально может приводить к дисбалансу системы взглядов на научную картину мира, ретранслируемую обучающимся. В качестве примера можно привести ситуации, когда даже профессиональные педагоги становятся заложниками псевдонаучных и околонаучных теорий откровенных шарлатанов, рассуждающих о «чакрах», «медитации», «торсионных полях» и «таинственной силе воды», которая способна сохранять информационную энергию благородных слов или обсценной лексики. Подобные понятия и категории зачастую включены в содержание догм многочисленных тоталитарных сект или течений, маскирующихся под псевдонаучные учения. А самое главное, они, как кривое зеркало, безжалостно и хладнокровно искажают научную картину мира, которая должна лежать в основе деятельности каждого обучающегося, о чем говорится в требованиях ФГОС НОО и ФГОС ООО.

Как известно, функциональная грамотность, кроме читательской, математической, естественнонаучной, включает в себя глобальные компетенции и критическое мышление. Глобальные компетенции — это новый для функциональной грамотности компонент, под которым принято понимать многомерное умение, содержащее в себе способность постигать межкультурные трудности, возникающие в условиях глобального мира; воспринимать иной взгляд и брать во внимание отличную точку зрения на проблему; продуктивно взаимодействовать и вступать в успешную коллаборацию с другими людьми; направлять собственные усилия на сбалансированное развитие современного общества.

Система общего образования на всех ее уровнях должна учитывать необходимость подобных компетенций и готовить современных школьников к жизни в многополярном и непрерывно изменяющемся мире. Безусловно, это будет возможно, только если профессиональное педагогическое сообщество само будет уверенно владеть подобными компетенциями. Собственной глобальной компетенцией учителя должно являться открытое, корректное и эффективное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений на основе уважения к человеческому достоинству [16; 27].

Для развития функциональной грамотности педагога особенно важно инициировать развитие объективной рефлексии учителя и укрепление профессиональных связей внутри учительского коллектива, снижение непродуктивной конкуренции [1; 19]. В условиях введения и реализации требований обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО должно найтись место и педагогу-новатору, и учителю-мастеру, и исполнительному молодому педагогу, который готов заменить учителя-исследователя, уехавшего на конкурс или конференцию. Глобальные компетенции, на наш взгляд, стоит рассматривать как ориентир непрерывного самообразования человека на протяжении всей жизни. Это позволяет активно формировать осмысленное желание самостоятельно ставить вопросы и самостоятельно находить ответы, досконально изучать проблемы, связанные с межкультурным взаимодействием. Слушать и слышать своих оппонентов, корректно высказывать отличное от других видение вопроса, брать на себя всю полноту ответственности для обеспечения общественного благополучия. При этом важно заметить, что к оценке уровня сфор-мированности глобальных компетенций обучающихся и педагогов следует подходить с особой осторожностью — это должно стать объектом пристального изучения ученых-специалистов.

В первую очередь сегодня необходимо организовать достижение метапредметных планируемых результатов, что станет серьезной опорой и надежным фундаментом формирования функциональной грамотности. Стоит понимать, что формирование глобальных компетенций не заканчивается на уровне общеобразовательной школы. Это внутреннее состояние человека, стимулирующее его непрерывное самообразование, которое никогда не останавливается. Несмотря на присутствие отдельных элементов и единиц глобальных компетенций в содержании учебных предметов школьной программы, активное формирование знаний о глобальных проблемах, социальных ценностях, налаживании межкультурных взаимодействий и межличностных коммуникаций, по-прежнему требуется превентивная и целенаправленная деятельность всего педагогического коллектива общеобразовательной организации.

Об отсутствии опыта выстраивать профессиональную и личностную коммуникацию говорят и неутешительные данные, полученные в ходе онлайн анкетирования, проведенного сервисом по управлению здоровьем «Budu» в августе 2022 года в шестнадцати крупнейших регионах нашей страны накануне начала нового учебного года. Более чем 80 % опрошенных заявили, что конфликты со школьными учителями серьезно сказались на их самооценке, а 30 % из них отметили, что чувствуют влияние этого отрицательного опыта на себе до сих пор. Несложно предположить, что это оказывает влияние на социальную активность и коммуникативную мобильность уже взрослых людей, давно окончивших общеобразовательную школу. Недопонимание и разногласия с педагогами, по мнению 61 % участников опроса, возникали на уровне основной школы, а 30 % высказали мнение, что это чаще происходило на

Собственной глобальной компетенцией учителя должно являться открытое, корректное и эффективное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений на основе уважения к человеческому достоинству.

уровне среднего общего образования. При этом 44 % респондентов признались, что не испытывали доверия в отношениях «педагог — обучающийся», поэтому чувствовали себя ресиверами образовательного контента, а своих школьных преподавателей воспринимали, скорее, как ретрансляторов знаний, к которым невозможно обратиться за советом или помощью в разрешении конфликтных ситуаций. В топ-5 причин школьных конфликтов с педагогами, по мнению россиян, вошли: не выполненное домашнее задание (32 %), неаккуратное ведение тетради и плохой почерк (20 %), высказывание собственного мнения, отличного от мнения учителя (18 %), забытые школьные принадлежности (12 %), неопрятный или вызывающий внешний вид (11 %) и плохое поведение (10 %). Однако, несмотря ни на что, у 76 % участников опроса период обучения в школе, по их признанию, вызывает ностальгические чувства, а 18 % отметили, что скучают именно по своим школьным педагогам [6].

Говоря о формировании основ критического мышления, необходимо заметить, что современному школьнику требуется научиться находить и устанавливать причинно-следственные связи внутри текста, строить умозаключения на основе информации из текста; высказывать свои оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения по итогам осмысленной из текста информации [28]. Эти же навыки должны быть присущи и функционально грамотному учителю. Непродуктивно и бессмысленно интегрировать в содержание практического занятия задания в формате международных сопоставительных исследований. Необходимо поступательно формировать микроклимат творческого поиска уникальных решений и актуализации приобретенных теоретических знаний в практическую деятельность педагога [5; 17].

Дидактические подходы к формированию функциональной грамотности обучающихся могут быть самыми разнообразными, но все они, как правило, сводятся к умению педагога проектировать задания нового типа.

Важно понимать, что в рамках курсов повышения квалификации нецелесообразно тренировать и упорно «натаскивать» учителей на слепое применение частных методик, зазубривание шаблонов решения стандартных учебных ситуаций и задач. Функциональная грамотность учителя опирается на поисково-исследовательскую деятельность, а значит, следует уделять достаточное время для самостоятельного, вдумчивого изучения и анализа нормативно-правовых документов, научных материалов и статей, актуального аудио и видео контента.

Анализ типологии затруднений, связанных с выполнением обучающимися заданий в формате международных сопоставительных исследований указывает на то, что сами педагоги далеко не всегда уверенно ориентируются в решении задач с реальным жизненным контекстом на основе математической и естественнонаучной грамотности [7; 13].

Дидактические подходы к формированию функциональной грамотности обучающихся могут быть самыми разнообразными, но все они, как правило, сводятся к умению педагога проектировать задания нового типа, которые, во-первых, воспроизводят реальные жизненные ситуации, в которых обучающимся необходимо продемонстрировать умение применять свои компетенции: осуществлять анализ и синтез информационных потоков из нескольких источников, представленных в разнообразных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, график, диаграмма и др.), фактчекинг (от англ. fact checking — проверка достоверности) информационных запросов и сообщений, составление правил и следование инструкциям, использование онлайн-платформ, сервисов, симуляторов и т. д. Поэтому при решении таких заданий необходима апелляция к собственному жизненному опыту.

Во-вторых, в таких заданиях, как правило, отсутствует четкая граница между данным и искомым, присутствует избыточная

либо неполная информация, для получения которой необходимо воспользоваться девайсом, вступая в учебную коллабора-цию с одноклассниками.

В-третьих, такие «жизненные» задания дивергентны и в подавляющем большинстве не имеют единственно правильного решения. Чаще они предполагают наличие аргументированных творческих идей, вариантов возможных объяснений, основанных на альтернативных точках зрения по проблеме.

Давно известно, что качество общего образования определяется, кроме всего прочего, и уровнем профессионализма учителей. Сегодня существует реальная потребность в проектировании инновационных программ повышения квалификации педагогов, которые станут серьезным стимулом к использованию приобретенных знаний и умений для актуализации новой информации [14]. Это, на наш взгляд, позволит учителю научиться самостоятельно и критически мыслить, решать жизненные проблемы и профессиональные затруднения на психолого-педагогическом ландшафте современной общеобразовательной школы.

Заметим при этом, что сегодня педагоги нашей страны заинтересованы в профессиональном обучении. По результатам опроса свыше семнадцати тысяч школьных учителей, проведенного образовательной платформой «GeekBrains»: 16 % активно повышают свою квалификацию и находятся в постоянном поиске инновационных источников знаний, а 47 % планируют это сделать в самое ближайшее время. Определяя цели своего обучения, 40 % участников исследования планируют научиться подбирать эффективные инструменты, 42 % — освоить применение интерактивных образовательных методик, 19 % хотели бы овладеть умением мотивировать обучающихся. Говоря о содержании дополнительного профессионального образования, 48 % педагогов отдают предпочтение развитию компетенций, связанных с новыми

технологиями, 30 % хотели бы осваивать глубины психологии, а 29 % опрошенных выразили желание сконцентрироваться на изучении конкретных тем [24].

В связи с этим считаем необходимым обозначить пять ключ! правленных на развитие функциональной грамотности учителя.

1. Диверсифицировать форматы обучения. Обучение в современном мире не может ассоциироваться исключительно со школой и уроками, онлайн-курсами или офлайн-семинарами. Современный мир все увереннее дрейфует в сторону информального образования, поэтому чтение поста известных блогеров или статьи в телеграм-канале, прослушивание актуальных подкастов, общение с коллегами и друзьями, чтение профессиональной и художественной литературы, посещение массовых мероприятий и учреждений культуры, путешествия — все это активная познавательная деятельность, сопровождающая жизнь учителя и направленная на формирование и развитие его функциональной грамотности. Настало время не бояться отходить от общепринятых форматов самообразования — уверенно устанавливать и самостоятельно управлять своим собственным «study-life balance».

2. Проектировать личностный рост: конструировать индивидуальный маршрут обучения и конкретизировать его цель. Обучение не должно вызывать негатив и вступать в противоречие с внутренним миром самого педагога, как и не должно быть формальным, «для галочки», «для аттестации» и т. п. Образовательное событие может быть продуктивным лишь в случае, когда вызывает положительные эмоции, а его результат становится максимально осязаемым и применимым в педагогической практике самого учителя.

3. Создавать вокруг себя интересное профессиональное сообщество и активно

ых шагов, на-

Давно известно, что качество общего образования определяется, кроме всего прочего, и уровнем профессионализма учителей.

обсуждать традиции и инновации. Формат школьного методического объединения учителей постепенно уходит в прошлое, уступая место стратегическим сессиям, методическим коворкингам (от англ. co-working — совместная работа) и дидактическим воркшопам (от англ. workshop — мастерская). Однако смена формата профессионального общения учителей не становится абсолютной гарантией успеха, и все чаще мы отмечаем стремление современного учителя к педагогической независимости, индивидуальности и личностной профессиональной трансформации. Активное взаимодействие коллег между собой, возможность открытого обсуждения педагогических нововведений позволяет современному учителю сделать самое важное — декодировать слепые зоны собственных знаний, нивелировать белые пятна в актуальном реестре имеющихся технологий, методов, форм и средств, максимально расширять арсенал мыслительных операций, а главное — наращивать эффект обучения.

4. Фиксировать профессиональную результативность. Поколение Phygital-педаго-гов, энергично сочетающих дополненный, виртуальный цифровой опыт и физический опыт реальной жизни все настойчивее обращаются к нестандартным формам учета

личных достижений и маленьких побед. Любая профессиональная итерация педагога должна регулярно отражаться в его личной ментальной карте успеха, дорожной карте научно-методического роста. При этом формат записи может быть широким — от элементарных Google docs или базы знаний в Notion до авторского телеграм- или рутуб-канала.

5. Активизировать «эндорфиново-до-фаминовую петлю». Комплексы и неуверенность в своих силах, страх совершить ошибку, как известно, преследуют боль-

Экология современной школы должна гарантировать обучающимся право на совершение ошибки, поскольку только тогда мы можем говорить о том, что школьник находится в безопасной среде.

шинство людей практически всю жизнь. Экология современной школы должна гарантировать обучающимся право на совершение ошибки, поскольку только тогда мы можем говорить о том, что школьник находится в безопасной среде. Именно поэтому современному педагогу, реализующему требования обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО, необходимо научиться рассматривать учебную ошибку школьника как скрытую подсказку, позволяющую не только моделировать схему решения учебной или жизненной задачи, но и с помощью «Perception-Action Cycle» (цикл «восприятие — действие») обновлять аппарат критического мышления. Именно так в современном гейм-дизайне работает классическая «эндорфиново-дофаминовая петля», когда ребенок испытывает чувство радости и удовлетворения от того, что сумел найти способ решения проблемы.

Функционально компетентный учитель

— это учитель, обладающий особым педагогическим мышлением, психологическим чутьем, уникальной палитрой актуальных методик и универсальных дидактических решений. Он способен выстроить авторскую систему педагогического патроната обучающихся в их самостоятельной автономной познавательной деятельности, осуществлять модерацию стратегий активного самообразования школьников, наладить систему конструктивной обратной связи со всеми участниками образовательных отношений. Таких учителей не стоит искать, их необходимо готовить и воспитывать, активно взращивать и стимулировать развитие их понятийного мышления, а главное

— создать инновационную среду общеобразовательной организации, максимально лояльную ко всему новому, необычному и интересному [4; 8; 21].

В заключение важно отметить, что за ярким парадом инноваций и погоней в реализации нововведений, непрерывно генерируемых в отечественном образовании, не стоит забывать о том, что за нашими плечами стоят гиганты, которые внесли

вклад в мировую педагогику. Для учительского сообщества нашей страны 2023 год особенный, поскольку он ознаменован двумя памятными датами в истории педагогической науки: 2 марта исполнилось 200 лет со дня рождения К. Д. Ушинского, а 13 марта 135 лет назад родился А. С. Макаренко. Пора признать, что сегодня без вдумчивого и глубокого изучения трудов К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, Л. С. Выготского, В. А. Сухомлинского, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова и многих других выдающихся педагогов-исследователей профессиональная деятельность педагога

становится невозможной. На новом витке развития общественной мысли школьному учителю как никогда важно заниматься саморазвитием, учиться самостоятельно задавать траекторию непрерывного профессионального роста. Функциональная грамотность педагога в условиях реализации требований обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО — не излишество в реестре современных компетенций, а объективное требование времени и обеспечение профессиональной мобильности учителя, его педагогическое реноме в сложном и нестабильном BANI-мире.

Список литературы

1. Бондарева, И. И. Модель сопровождения педагогов начального образования как ресурс эффективной реализации ФГОС / И. И. Бондарева, С. К. Тивикова // Нижегородское образование. — 2014. — № 3. — С. 23—31.

2. В России каждый второй школьник хочет работать в IT : аналитика 09.09.2021 // Вести образования : сайт. — URL: https://vogazeta.rU/articles/2021/9/9/analitycs/17967-v_rossii_kazhdyy_ vtoroy_shkolnik_hochet_rabotat_v_it (дата обращения: 23.03.2023).

3. Высшее образование: неожиданный ренессанс? : аналитический обзор 25.01.2023. — URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vysshee-obrazovanie-neozhidannyi-renessans (дата обращения: 23.03.2023).

4. Громова, Л. А. Коммуникативная компетентность учителя при повышении квалификации в дистанционной форме / Л. А. Громова, С. С. Пичугин // Человек и язык в коммуникативном пространстве : cборник научных статей. — 2021. — № 12 (21). — С. 113—119.

5. Ковалева, Г. С. Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности / Г. С. Ковалева // Вестник образования России. — 2019. — № 16. — С. 32—36.

6. Конфликтные ситуации с учителями сказались на самооценке 80 % опрошенных россиян // Общество 31.08.2022. — URL: https://tass.ru/obschestvo/15603011 (дата обращения: 23.03.2023).

7. Красноперова, В. Ф. Мониторинг качества подготовки выпускников начальной школы Московской области в форме всероссийских проверочных работ: интерпретация результатов, выводы и практические рекомендации / В. Ф. Красноперова, Л. А. Громова, С. С. Пичугин // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2022. — № 3 (81). — С. 68—76.

8. Красноперова, В. Ф. Роль и место цифровизации в формировании образовательной среды в начальной школе / В. Ф. Красноперова, С. С. Пичугин, Л. А. Громова // Инновационные проекты

и программы в образовании. — 2021. — № 6 (78). — С. 75—80.

9. Кулакова, Н. В. Роль лингвистических способностей в становлении функционально грамотной языковой личности / Н. В. Кулакова // Начальная школа. — 2020. — № 3. — С. 22—27.

10. Моральный поворот : аналитический обзор 15.08.2022. — URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/moralnyi-povorot (дата обращения: 23.03.2023).

11. Об утверждении Концепции развития математического образования в Российской Федерации : распоряжение Правительства РФ от 24.12.2013 № 2506-р (ред. от 08.10.2020). — URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156618 (дата обращения: 23.03.2023).

12. Опрос: 33 % российских абитуриентов хотят стать программистами : аналитика 01.06.2022 // Вести образования : сайт. — URL: https://vogazeta.ru/articles/2022/6/1/ analitycs/19991 -opros_33_rossiyskih_abiturientov_hotyat_stat_programmistami (дата обращения: 23.03.2023).

13. Пичугин, С. С. Анализ результатов всероссийских проверочных работ в начальной школе: выводы, рекомендации и подходы к совершенствованию работы учителя / С. С. Пичугин // Нижегородское образование. — 2020. — № 1. — С. 101—110.

14. Пичугин, С. С. Модернизация учебных заданий для формирования функциональной грамотности младших школьников: от алгоритма к творчеству / С. С. Пичугин, Л. А. Громова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2021. — № 3 (156). — С. 38—46.

15. Пичугин, С. С. Организация преемственности математического образования: хеджируем развитие ребенка / С. С. Пичугин, Л. А. Громова // Инновационные воспитательные практики: детский сад, школа, вуз : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Ульяновск, 07 апреля 2021 г.). — Ульяновск: УлГПУ, 2021. — С. 156—163.

16. Пичугин, С. С. Педагогические приемы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках математики / С. С. Пичугин // Школьные технологии. — 2021. — № 3. — С. 54—66.

17. Пичугин, С. С. Профессиональный рост учителя начальной школы в контексте электронной образовательной среды: апскиллинг цифровых компетенций / С. С. Пичугин, Л. А. Громова // Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. — 2021. — № 41. — С. 21—32.

18. Пичугин, С. С. Развитие функциональной грамотности детей младшего школьного возраста: абрис палитры методических инструментов / С. С. Пичугин // Нижегородское образование. — 2021. — № 1. — С. 50—59.

19. Пичугин, С. С. Формирование функциональной грамотности на уроках математики / С. С. Пичугин // Начальная школа. — 2022. — № 1. — С. 38—46.

20. Пичугин, С. С. Читательская грамотность педагога как мейнстрим реализации ФГОС общего образования / С. С. Пичугин, Л. А. Громова // Нижегородское образование. — 2022. — № 5. — С. 4—13.

21. Пичугин, С. С. Электронная образовательная среда как фактор перманентного профессионального роста учителя начальной школы / С. С. Пичугин, Л. А. Громова // Интерактивное образование. — 2021. — № 4. — С. 37—39.

22. Поливанова, К. Н. Новый образовательный дискурс: благополучие школьников / К. Н. Поливанова. — DOI: 10.17759/chp.2020160403 // Культурно-историческая психология. — 2020. — Том 16. — № 4. — C. 26—34.

23. Почти 80 % жителей РФ хотят, чтобы их дети учились по IT-специально-стям : аналитика 28.09.2022 // Вести образования : сайт. — URL: https://vogazeta.ru/ articles/2022/9/28/analitycs/20869-pochti_80_zhiteley_rf_hotyat_chtoby_ih_deti_uchilis_ po_it_spetsialnostyam (дата обращения: 23.03.2023).

24. Российские преподаватели не прочь учиться сами: половина из них хочет освоить новые технологии : аналитика 05.10.2022 // Вести образования : сайт. — URL: https://vogazeta.ru/articles/2022/10Z5/analitycs/20935-rossiyskie_prepodavateli_ne_ proch_uchitsya_sami_polovina_iz_nih_hochet_osvoit_novye_tehnologii (дата обращения: 23.03.2023).

25. Россияне впервые потратили на онлайн-образование больше, чем на офлайн // Ведомости 01.06.2022. — URL: https://www.vedomosti.ru/media/articles/2022/06/01/924747-rossiyane-onlain-obrazovanie (дата обращения: 23.03.2023).

26. Россияне хотят включить в школьную программу финансовую грамотность, программирование и психологию : Аналитика 14.09.2022 // Вести образования : сайт. — URL: https://vogazeta.ru/ articles/2022/9/14/analitycs/20757-rossiyane_hotyat_vklyuchit_v_shkolnuyu_programmu_finansovuyu_ gramotnost_programmirovanie_i_psihologiyu (дата обращения: 23.03.2023).

27. Тивикова, С. К. Становление исследовательской позиции педагога в условиях дополнительного профессионального образования / С. К. Тивикова, И. И. Бондарева, О. В. Колесова // Нижегородское образование. — 2020. — № 1. — С. 74—79.

28. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования : учебное пособие / И. Д. Фрумин, М. С. Добрякова, К. А. Баранников, И. М. Реморенко: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — Москва : НИУ ВШЭ, 2018. — 28 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Громова, Л. А. Формирование функциональной грамотности в начальной школе / Л. А. Громова, В. Ф. Красноперова, С. С. Пичугин, В. А. Самкова // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2021. — № 3 (75). — С. 49—56.

30. Виноградова, Н. Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / [Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова и др.] ; под ред. Н. Ф. Виноградовой. — Москва : Вентана-Граф, 2018. — 288 с. — ISBN 978-5-360-09871-3.

31. Громова, Л. А. Функциональная грамотность: новое понятие или хорошо забытое старое? / Л. А. Громова, В. Ф. Красноперова, С. С. Пичугин, Т. Н. Трунцева // Школьные технологии. — 2021. — № 4. — С. 3—9.

32. SuperJob назвал вузы с самыми высокооплачиваемыми выпускниками в сфере IT // Новости образования 16.06.2022. — URL: https://www.e-xecutive.ru/sections/news-education/news/2096374-superjob-nazval-vuzy-s-samymi-vysokooplachivaemymi-vypusknikami-v-sfere-it (дата обращения: 23.03.2023).

(\

Журнал «Практика школьного воспитания» приглашает к сотрудничеству

Журнал издается с 1995 при поддержке министерства образования и науки Нижегородской области и представляет опыт практической деятельности руководящих и педагогических работников Нижегородской области, интересный и полезный широкому кругу читателей.

Если вы хотите поделиться с читательской аудиторией секретами педагогического мастерства, представить на страницах журнала свои инновационные разработки, творческие идеи и находки, то приглашаем вас к сотрудничеству.

Приглашаем вас посетить сайт журнала «Практика школьного воспитания» www.pshv.nironn.ru. Здесь вы можете получить информацию о журнале, задать интересующие вас вопросы, ознакомиться с новостями и анонсами событий в сфере образования школьников. На сайте также представлены требования к авторам, условия публикации, темы номеров со сроками приема статей и архив номеров журнала.

Журнал распространяется среди педагогической общественности бесплатно.

Дополнительную информацию можно получить по телефону: 8 (831) 468-08-03

Ч__'

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.