Научная статья на тему 'АНТРОПОПРАКТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

АНТРОПОПРАКТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пичугин Сергей Сергеевич, Громова Любовь Анатольевна, Самкова Виктория Анатольевна, Красноперова Вита Федоровна

Очерчивается проблемное поле отечественной системы дополнительного профессионального образования, рассматриваются и конкретизируются существующие дефициты читательской грамотности школьных педагогов. На основе результатов эмпирического исследования, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, представлен анализ ситуации и определены точки роста, позволяющие нивелировать потенциальные проблемы и устранять затруднения современного учителя в развитии читательской грамотности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пичугин Сергей Сергеевич, Громова Любовь Анатольевна, Самкова Виктория Анатольевна, Красноперова Вита Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTHROPOPRACTICAL PARADIGM OF DEVELOPMENT OF READING LITERACY OF TEACHERS IN THE CONTEXT OF THE IMPLEMENTATION OF THE RENEWED FEDERAL EDUCATIONAL STANDARD OF GENERAL EDUCATION

The article deals with the problematic field of the Russian system of the additional professional education. There are considered and specificated the current deficits of the reading literacy of the school teachers. On the basis of the results of the empirical study, acquired in the process of the pilot testing, there is presented the analysis of the situation, there are defined the points of growth, allowing to negate the potential issues and to eliminate the problems of the modern teacher in the development of the reading literacy.

Текст научной работы на тему «АНТРОПОПРАКТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

известия вгпу

2. Kiseleva N.A. K voprosu obucheniya studen-tov-filologov proektnoj deyatel'nosti // Vestn. Surgut. gos. ped. un-ta. 2017. № 5. S. 103-106.

3. Kovalevskaya E.N., Gajvoronskaya A.V. Or-ganizaciya deyatel'nosti v sovmestnom obrazovatel'-nom proekte vuza i starshej shkoly kak uslovie izme-neniya kachestva obrazovaniya // Vestn. Tom. gos. unta. 2012. № 358. S. 145-151.

4. Kovalevskaya E.N., Kur'yanovich A.V., Gajvoronskaya A.V., Dukmas A.I. Vuz - shkola: soder-zhanie, formy, konceptual'nye aspekty vzaimodejst-viya uchastnikov setevogo obrazovatel'nogo proekta // Vestn. Tom. gos. ped. un-ta. 2019. № 2(199). S. 90-97.

5. Novikova T.F. Urok odnogo slova: put' ot zna-cheniya k smyslam // Russkij yazyk v shkole. 2012. № 1. S. 10-15.

6. Safonova K.I., Podol'skij S.V. Proektnaya deya-tel'nost' studentov vuze: principy otbora proektov i formirovaniya uchebnyh grupp // Obshchestvo: socio-logiya, psihologiya, pedagogika. 2017. № 9. S. 52-61.

7. Sokolova Yu.A. Formirovanie gotovnosti studentov - budushchih uchitelej russkogo yazyka k orga-nizacii proektnoj deyatel'nosti uchashchihsya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Samara, 2010.

8. Yurlovskaya I.A. Proektnye tekhnologii v rea-lizacii standartov vysshego professional'nogo obrazovaniya tret'ego pokoleniya [Elektronnyj resurs] // Naukovedenie. 2014. Vyp. 2. URL: http://naukovede-nie.ru/PDF/127PVN214.pdf (data obrashcheniya: 12.05.2022).

с.с. пичугин, л.а. Громова, в.А. самкова, в.ф. красноперова

(москва)

антропопрактическая парадигма развития читательской грамотности педагога в условиях реализации обновленных фгос общего образования

Очерчивается проблемное поле отечественной системы дополнительного профессионального образования, рассматриваются и конкретизируются существующие дефициты читательской грамотности школьных педагогов. На основе результатов эмпирического исследования, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, представлен анализ ситуации и определены точки роста, позволяющие нивелировать потенциальные проблемы и устранять затруднения современного учителя в развитии читательской грамотности

Ключевые слова: функциональная грамотность, читательская грамотность, повышение квалификации учителей, федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.

Development of linguoculturological competence of bachelors of pedagogical education in the context of the training and project practice (from the experience of the work)

The article deals with the analysis of two years' work in the context of the training practice of the project "One word" with the philologian students of the training program "Pedagogical Education". There are considered the content and basic stages of the project preparation at the example of the work with the word "bake". The efficiency of the project tasks of such type is substantiated by the wide variety of the knowledge and practical skills, that the students acquire in the process of the work with the project.

Key words: project activities, philologian students, linguoculturological project "One word", Museum of word.

(Статья поступила в редакцию 16.08.2022)

На современном этапе развития российского общества формирование у обучающихся системных знаний об исторической роли современной России в мировом сообществе, культурно-технологическом вкладе нашей страны в мировое научное наследие становится приоритетной задачей общего образования. На смену привычной для отечественной общеобразовательной школы парадигме освоения знаний приходят новые целевые ориентиры, направленные на системное и гармоничное развитие личности обучающихся, их духовно-нравственное и социокультурное развитие, а также формирование совокупности познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий, обеспечивающих, непрерывное освоение знаний, устойчивое формирование компетенций, необходимых для жизни в современном обществе. Ревоцировать выбранный образовательный вектор или спровоцировать его рецессию уже невозможно, более того, в этой связи в последнее время все чаще поднимается вопрос о необходимости целенаправленного форми-

© Пичугин С.С., Громова Л.А., Самкова В.А., Красноперова В.Ф., 2022

рования и развития функциональной грамотности не только школьников, но и самих педагогов.

В начале августа 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (далее ВЦИОМ) представил результаты опроса, которые свидетельствуют о низком уровне научной грамотности наших сограждан - понимания сущности науки и знание ее базовых положений и достижений. Согласно исследованию 35% россиян глубоко убеждены, что Солнце вращается вокруг Земли, а 21% опрошенных верит в то, что первобытные люди жили рядом с динозаврами. Генно-модифицирован-ные продукты могут служить причиной онкологических заболеваний, по мнению 44% респондентов, а 32% участников опроса считают, что генно-модифицированные продукты смогут победить голод на планете. Подводя итоги исследования, сотрудники ВЦИоМ приходят к выводу о том, что невысокий уровень научной грамотности отмечен у 21% россиян, к среднему уровню можно отнести 44%, а высоким уровнем научной грамотности обладает лишь 35% жителей нашей страны. При этом группу с высоким уровнем научной грамотности характеризует преобладание молодежи от 18 до 24 лет с высшим образованием (45%), которая является активным потребителем Интернета (49%). В то же самое время в группу россиян с невысоким уровнем научной грамотности попали люди старше 60 лет с образованием на уровне среднего и ниже (31-55%), которые активно смотрят телевидение (43%) [20].

отметим, что в настоящее время необходимость формирования функциональной грамотности обучающихся закреплена в пункте 34.2 раздела III Требований к условиям реализации программы начального общего образования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Мин-просвещения России от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 5 июля 2021 г. № 64100) [21]. А также в пункте 35.2 раздела III Требований к условиям реализации программы основного общего образования федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандар-

кие науки -

та основного общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 5 июля 2021 г. № 64101) [22]. Реализуя программы начального и основного общего образования общеобразовательные организации обязаны создавать объективные условия, обеспечивающие возможность формирования функциональной грамотности обучающихся. Современный школьник должен быть готов к решению не только максимально широкого диапазона учебных задач, но и оперативному поиску выхода из реальных жизненных проблемных ситуаций, социальных взаимоотношений. Основой для такого решении и поиска должна стать совокупность сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, владение ключевыми компетенциями и уверенная ориентация в стремительно меняющемся мире, общественной жизни и палитре будущих профессий. Иными словами, функциональная грамотность современного человека - это своеобразный бэкграунд, позволяющий максимально эффективно решать всю гамму возникающих вопросов и проблем [14; 16].

В прицельный фокус планируемых результатов, зафиксированных обновленными федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (ФГОС), попадает именно функциональная грамотность обучающихся, что вполне закономерно в условиях изменчивого и неоднозначного мира тотальной неопределенности, ибо, по меткому выражению Чарлза Роберта Дарвина, «выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех приспосабливается к изменениям». Сегодня предельно важно не просто вооружить обучающихся суммой базовых знаний или набором актуальных компетенций, но и дать понять, что однажды он станет взрослым, а значит, ему будет необходимо самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, решать самые разные житейские и профессиональные вопросы, научиться выживать в суровом VUCA-мире (англ. Volatility - изменчивость, Uncertainty - неопределенность, Complexity - сложность, Ambiguity - неоднозначность). Исследование TABS показывает, что 78% выпускников школ-пансионов, где дети живут в студенческих комьюнити без родителей, считают себя максимально готовыми к самостоятельной жизни, тогда как среди выпускников обычных школ готовыми к автономии себя ощущают лишь 23% [30].

Как известно, еще в 1957 г. ЮНЕСКО -организацией объединенных Наций по во-

просам образования, науки и культуры был предложен термин «функциональная грамотность», применяемый к взрослому населению планеты, под которым было принято понимать владение базовым уровнем навыков чтения и письма для практического использования в повседневной жизни, решения бытовых проблем и житейских ситуаций. Заметим, что согласно данным ЮНЕСКО, озвученным на VII Международной конференции по образованию взрослых, прошедшей 15-17 июня2022 г. в Мар-ракеше, в настоящее время писать и читать самые простые фразы не умеют более 770 млн взрослых жителей Земли, в том числе 126 млн представителей молодежи, что составляет около 10% от населения нашей планеты [1].

Сегодня понятие «функциональная грамотность» уверенно выходит за пределы упрощенного понимания «читать и писать» и включает гораздо более широкие сферы культурно-общественной жизни современного человека. Одной из основополагающих черт функционально грамотного человека является устойчивое стремление и умение учиться в течение всей жизни. И, конечно, только функционально грамотный педагог способен сформировать и развить функциональную грамотность обучающихся.

Результаты социологического исследования в образовательной сфере, проведенного РАНХиГС, красноречиво свидетельствуют о том, что в период с 2016 по 2021 г., численность школьников в России выросла на 14%. Рекордсменами по увеличению числа обучающихся стали Московская (27%), Ленинградская (26%) и Калининградская (21%) области. В российской столице число школьников увеличилось на 21%, а в Санкт-Петербурге - на 25%. При этом в регионах, где наблюдался высокий рост количества детей школьного возраста, росла и численность педагогов. Так, в Московской области увеличение их числа составило 17%, в Ленинградской - 13%, в Калининградской - 4%. В Санкт-Петербурге численность школьных учителей выросла на 17%, в Севастополе - на 16%, в Москве - на 6% [27].

В этой связи отрадно отметить, что в последнее время растет авторитет профессии педагога, о чем свидетельствуют результаты опроса сервиса «Работа.ру», в котором приняли участие более 3 000 респондентов из всех регионов нашей страны. Учителей и преподавателей 51% опрошенных назвали самыми уважаемыми профессиями. Работу врача считают благородной 50% участников опроса, а 36% респондентов особо отметили профессии

спасателей и пожарных. В пул важных и нужных были отнесены профессии ученого, военного, пилота, ветеринара, космонавта, моряка и полицейского [23].

Вместе с тем справедливости ради заметим, что учителя, которые сегодня стоят у школьной доски, в подавляющем большинстве получили свое общее и профессиональное образование в те времена, когда о функциональной грамотности говорили не так широко, а значит, далеко не всегда педагоги сами обладают функциональной грамотностью. Система дополнительного профессионального образования, призванная сопровождать школьных учителей в рамках курсов повышения квалификации, к сожалению, решает проблему лишь частично, в результате чего проявляется так называемая ситуационность знания: если знания не осознаны и не присвоены, они проявляются только в тех ситуациях, в которых формировались. Знания, полученные на лекции, но не интериоризированные педагогами, не примененные ими на практике, пропадают втуне. На наш взгляд, особое звучание в этой связи получает антропопрактический подход к апскил-лингу школьных учителей, который, может быть, задан по трем равнонаправленным векторам: деятельностно-развивающий (развитие креативных способностей и познавательной активности), личностно ориентированный (развитие ценностного отношения к социокультурной среде), ценностно-оценочный (развитие духовного императива и нравственных понятий, норм, ценностей).

Согласно нашим исследованиям в рамках работы курсов повышения квалификации, отсутствие функциональной грамотности у себя признает лишь небольшая часть педагогов (34%). В понимании многих учителей задания для развития разных видов грамотности должны включать или сведения за пределами основной программы учебного предмета (76%), или упоминания имен детей и конкретной жизненной ситуации (41%). Задания, самостоятельно проектируемые слушателями курсов повышения квалификации, не отличаются по структуре и содержанию от традиционных заданий, представленных на страницах учебников (82%). Это неудивительно, поскольку анализ средств обучения учеников показывает, что количество продуктивных заданий, которые предполагают активную и самостоятельную работу с учебным материалом (проанализируй, сравни, выскажи свою собственную точку зрения, сделай вывод и т. д.) не превышает 30% [26]. В данном случае, на наш

педагогические науки

взгляд, можно говорить о системе сложившихся стереотипов и паттернов самих учителей, которые чаще опираются на привычные для них задания репродуктивного характера [3; 7; 24].

Однако подход к формированию функциональной грамотности в международных исследованиях качества образования принципиально другой. Как правило, в задании предлагается реальная, незнакомая ребенку ситуация. Объем вводной информации значителен или слегка избыточен, причем часто это просто научно-популярный текст или статья из средств массмедиа. Внутри заданий происходит развитие предлагаемого жизненного сюжета. Во многих заданиях приходится иметь дело с реальными первичными данными, которые представлены в виде графиков, таблиц, диаграмм, рисунков или схем. Примерно треть заданий так или иначе затрагивает глобальные проблемы человечества, например экологии, демографии, продовольствия, бедности и т. д. В качестве ответов далеко не всегда требуется привести или вычислить конкретное число, вспомнить или назвать определенное правило. Гораздо чаще предлагается высказать собственное мнение, суждение о проблеме или присоединиться к одной из точек зрения героев сюжета, высказав обоснования [9; 15; 19]. Исследования, проводимые нами в рамках работы с педагогами общеобразовательных организаций, дают основания не только говорить о необходимости организации углубленного обучения учителей технологиям, методам, формам и средствам формирования функциональной грамотности обучающихся, но и целенаправленно работать над формированием и развитием функциональной грамотности самих педагогов.

Узкая специализация учителей-предметников основной и старшей школы, заточенных исключительно на свой учебный предмет -еще одна серьезная преграда на пути формирования функциональной грамотности обучающихся. Нередко можно услышать в учительской мнение о том, что дети-гуманитарии изначально не способны к усвоению точных наук, а дети-технари слишком далеки от наук гуманитарных. Более того, сами учителя с нескрываемой гордостью нередко сообщают о том, что выбрали предмет преподавания, потому что в других школьных дисциплинах были неуспешны или несильны. Наиболее часто, по нашим наблюдениям, проблемы при обращении к междисциплинарным знаниям испытывают учителя математики (39%). Это,

как представляется, достаточно часто является причиной отсутствия реального интереса обучающихся к изучению точных наук, а значит, вполне может послужить основанием серьезного кризиса в преподавании учебного предмета. Ведь если современный учитель не в состоянии привести яркие и конкретные примеры или жизненные ситуации, в которых потенциально могут быть использованы знания предмета, то большая часть школьников не будет обладать устойчивой мотивацией к изучению не только самого учебного предмета, но и даже конкретных его тем, параграфов или разделов.

С другой стороны, можно отметить, что наиболее успешно осваивают понятия, связанные с функциональной грамотностью, учителя иностранного языка (86%) и учителя начальных классов (72%). На наш взгляд, это связано с тем, что указанные педагоги в силу поставленных педагогических задач имеют опыт преподавания в разных предметных областях от числовых выражений до естественно-научных знаний и литературных сюжетов. Так, учителя иностранного языка, по нашим наблюдениям, включают в понятие функциональной грамотности, формируемой на уроках, не только читательскую (61%), но и математическую (19%), и естественно-научную (21%), финансовую грамотность (32%). На уроках иностранного языка учителя приводят примеры текстов, связанных с общением и коммуникацией на темы из географии (16%), биологии (14%), математики (12%), физики и химии (11%).

Опираясь на результаты нашего исследования, можно с высокой долей уверенности говорить о том, что в первую очередь необходимо обратить самое пристальное внимание на формирование и развитие читательской грамотности педагогов общеобразовательных организаций. Само восприятие разнообразных текстов в настоящее время кардинально меняется. Эпоха цифрового медиапотребления определяет канву новых стандартов восприятия информации современным человеком [6; 10; 18]. По информации, приведенной в январе 2022 г. на страницах статистического сборника серии «Цифровая экономика» Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, число детей от 3 до 14 лет, которые используют Интернет постоянно (не менее одного раза в день), увеличилось с 61,3% в 2011 г. до 80,7% в 2020 г. У взрослого населения России это показатель возрос с 26,0 до 76,7% соответственно. Особенно высо-

кими темпами, согласно опубликованным данным, в последние годы росла вовлеченность детей и подростков в цифровую среду. Если в 2011 г. Интернетом пользовались 22,6% детей в возрасте от 3 до 6 лет, то в 2020 г. их насчитывалось уже 68,3%. В возрастной группе обучающихся общеобразовательных организаций от 7 до 11 лет этот показатель увеличился с 42,2% до 83,3%, а среди подростков от 12 до 14 лет - с 72% до 95,4%. Интересным, на наш взгляд, является и тот факт, что юные россияне учатся использовать Интернет не только для развлечений (76,5%) и общения в социальных сетях (64,4%), но и для подготовки к занятиям. Число обучающихся, использующих Интернет для подготовки к урокам и школьным проектам, выросло с 59,2% в 2011 г. до 83,7% в 2020 г. [11].

Вместе с тем паттерны массового чтения стремительно меняются вместе с трансформацией современного постиндустриального общества. Сегодня мы стали свидетелями «смены моделей чтения», когда на место литерату-роцентрической модели приходит иная, новая модель, которая требует глубокого и детального изучения [29]. Согласно результатам опроса ВЦИОМ, представленным в мае 2022 г., книги сегодня читают 92% россиян. Желание брать в руки книгу связано с уровнем образования: лишь 4% наших сограждан, имеющих высшее образование, по их признанию, не читают литературу. В группе со средним образованием таковых - 13%, а с неполным средним - 27%. Чаще других (13%) не читает книги молодежь в возрасте от 25 до 34 лет. Интересен тот факт, что неумолимо растет число людей, предпочитающих работать с информацией в цифровом формате: 71% жителей страны сегодня читают книги с экранов. Электронные книги популярны у 16% опрошенных. Смартфон для чтения используют 35% россиянин, а 20% применяют экран стационарного компьютера. В топ-3 наиболее популярных жанров среди современных читателей вошли художественная (66%), специальная (36%) и научно-популярная (33%) литература [8].

Читательская грамотность, как известно, есть способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять по поводу прочитанного и ощущать перманентное желание и необходимость читать для того, чтобы достигать поставленных целей, углублять свои знания, расширять собственный кругозор, иметь возможность участвовать в общественной и социальной жизни.

Интересным, на наш взгляд, является определение читательской грамотности, предложенное коллективом Центра начального образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». По мнению сотрудников Центра, «читательская грамотность - совокупность умений и навыков, отражающих: 1) потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития; 2) готовность к смысловому чтению (восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации); 3) способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях» [28].

Мейнстрим цифрового восприятия информации и отказ современных подростков от общения с книгой, на наш взгляд, наносит непоправимый урон процессу формирования читательской грамотности. Неукоснительный дрейф в сторону социальных сетей, массме-диа и эдьютеймент-платформ не оставляет никаких шансов современному школьнику сформировать навыки правильного типа читательской деятельности вне общеобразовательной школы. Опрос, проведенный в ноябре 2021 года в России компанией Online Interviewer в рамках исследования «Лаборатории Каспер-ского», свидетельствует о том, что 79% детей школьного и дошкольного возраста смотрят видео или читают посты известных блогеров, причем 22% из них делают это на перманентной основе. круг интересов таких блогов чаще связан с компьютерными играми (52%), музыкой (43%), игрушками (35%) и челлендж-видео (30%) [13].

По нашим наблюдениям, отсутствие сформированной на должном уровне читательской грамотности можно констатировать и у педагогов. Это проявляется в не всегда верном и точном восприятии текстов и, как следствие -в некорректном и неполном выполнении заданий, практических работ, которые предъявляются в ходе работы на курсах повышении квалификации (лекции, семинарские и практические занятия). В данном случае мы можем говорить о слабом уровне навыка смыслового, понятийного, осознанного чтения, позволяющего работать с информацией, содержащейся в тексте и возможности использовать ее для решения поставленной задачи [5; 17].

Другими словами, большинство ошибок, как учебных, так и педагогических, связано с

тем, что слушатели курсов повышения квалификации не вдумываются в смысл предлагаемых текстов. В качестве примера можно привести самые простые ситуации, когда приходится обращать пристальное внимание педагогов на вдумчивое прочтение объявлений, связанных с курсом. Достаточно большое количество учителей, например, не в состоянии самостоятельно корректно составить электронное письмо, заполнив графу «Тема»: указать свое полное имя, должность, название курса и номер группы обучения.

Серьезную озабоченность вызывает отсутствие понимания у педагогов общеобразовательных организаций основных положений федерального законодательства в сфере образования, образовательных стандартов, правовых актов и иных документов, регламентирующих работу современной российской школы. В какой-то мере это можно объяснить недостатками работы методических служб на местах, поскольку выполнение требований ФГОС и иных нормативных документов зачастую носит формальный характер, не требует от учителя осмысления и рационального вдумчивого отношения. Так, долгие годы от учителя требовалось формальное составление отчетных документов без раздумий о смысле и целесообразности их написания. Ярким примером, на наш взгляд, может служить составление рабочих программ учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в соответствии с требованиями ФГОС с указанием всех групп метапредметных результатов, планируемых на уроке. Вследствие не всегда осмысленной работы педагогами затрачивается большое количество времени и усилий, чтобы на каждом этапе урока расписать познавательные, регулятивные и коммуникативные действия, формируемые во время списывания задания с доски или поиск значения десяти выражений на сложение двузначных чисел. Современный учитель, владеющий навыками смыслового чтения, обладающий высоким уровнем читательской грамотности, должен не только понимать смысл требований к проектированию рабочих программ учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в соответствии с требованиями ФГОС, достижению планируемых результатов обучения, но и интериоризиро-вать, присваивать их в соответствии с духом и буквой обновленных ФГОС общего образования. Все это невозможно, на наш взгляд, без

кие науки -

уверенности самого педагога в целесообразности и необходимости таких документов, его активной жизненной и профессиональной позиции, способности преобразовывать свою деятельность для достижения новых образовательных результатов, фиксируемых ФГОС общего образования.

В рамках проекта «Мой учитель года» газета «Московский комсомолец», провела опрос среди своих читателей, чтобы выяснить, кем для них является школьный учитель. О том, что они с благодарностью вспоминают своего педагога начальной школы, заявили 76% респондентов, а 12% опрошенных считают его яркой личностью. Лишь 12% участников опроса признались, что совсем не помнят своего первого учителя. Говоря о педагогах старшей школы, 60% читателей полагают, что учителя научили их учиться, 35% отметили, что учитель для них стал главным наставником, который помог выбрать вуз и определиться с будущей профессией. А 5% благодарны своим школьным педагогам за отличную подготовку и высокие баллы на ЕГЭ [12]. Все это говорит о безусловном доверии к школьному учителю со стороны общества, и сегодня важно его не растерять, не расплескать, а главное - постараться оправдать.

Мы глубоко убеждены в том, что учительское сообщество нашей страны обладает огромным профессиональным потенциалом, которому сегодня необходим грамотный и вдумчивый научно-методический патронат со стороны системы дополнительного профессионального образования [2; 4; 25]. Научная модернизация и методическое обновление структуры, содержания и механизмов повышения квалификации педагогов, поиск новых по-настоящему интересных форм организации непрерывного профессионального образования и обновления репертуара компетенций современного российского учителя позволят продуктивно решать стоящие перед нами задачи, а не формально кастомизировать проблему развитие читательской грамотности педагогов. При этом мы обязаны четко понимать, что это возможно лишь при наличии устойчивой внутренней мотивации к профессиональному росту самих педагогов, ибо, по меткому замечанию Авраама линкольна, «мы не поможем людям, делая за них то, что они могли бы сделать сами». Формирование и развитие читательской грамотности, на наш взгляд, не должно рассматриваться как новомодный педагогический флейм или социальный профит,

активно подхваченный участниками образовательных отношений. Это требование времени и важный задел на будущее, где главными бенефициарами станут уже сегодня наши обучающиеся, а завтра - успешные граждане нашей страны.

Список литературы

1. В ЮНЕСКО заявили о 10% неспособных читать и писать жителях Земли // Общество. 2022. 16 июня. URL: https://www.rbc.ru/society/16/06/2 022/62aa61769a7947720ff7e3a3 (дата обращения: 12.09.2022).

2. Громова Л.А., Пичугин С.С. Коммуникативная компетентность учителя при повышении квалификации в дистанционной форме // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сб. науч. ст. Красноярск, 2021. Вып. 12(21). С. 113-119.

3. Громова Л.А., Пичугин С.С. Модернизация учебных заданий для формирования функциональной грамотности младших школьников: от алгоритма к творчеству // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2021. № 3(156). С. 38-46.

4. Громова Л.А., Пичугин С.С. Профессиональный рост учителя начальной школы в контексте электронной образовательной среды: апскиллинг цифровых компетенций // Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. 2021. № 41. С. 21-32.

5. Громова Л.А. Функциональная грамотность учителя при реализации задач национального проекта «Образование» // Конференциум АСОУ: сб. науч. тр. и материалов науч.-практ. конф. М., 2020. Вып. 2-2. С. 32-37.

6. Громова Л.А., Пичугин С.С. Электронная образовательная среда как фактор перманентного профессионального роста учителя начальной школы // Интерактивное образование. 2021. № 4. С. 37-39.

7. Дедова О.Ю. Особенности профессиональной компетентности педагога, осуществляющего преемственность дошкольного и начального образования // Нижегородское образование. 2014. № 3. С. 77-82.

8. Книжная культура - 2022 [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. 2022. 26 мая. URL: https://wriom. ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/knizhnaja-kultura-2022 (дата обращения: 12.09.2022).

9. Красноперова В.Ф., Громова Л.А., Пичугин С.С. Мониторинг качества подготовки выпускников начальной школы Московской области в форме всероссийских проверочных работ: интерпретация результатов, выводы и практические рекомендации // Инновационные проекты и программы в образовании. 2022. № 3(81). С. 68-76.

10. Красноперова В.Ф., Громова Л.А., Красноперова В.Ф., Пичугин С.С. Роль и место цифрови-

зации в формировании образовательной среды в начальной школе // Инновационные проекты и программы в образовании. 2021. № 6(78). С. 75-80.

11. Краткий статистический сборник серии «Цифровая экономика» [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/news/551331807.html (дата обращения: 12.09.2022).

12. Мой учитель года: друг, наставник или легендарная персона? [Электронный ресурс] // Общество. 2021. 1 сент. URL: https://www.mk.ru/social/20 21/09/01/moy-uchitel-goda-drug-nastavnik-ili-legendar naya-persona.html (дата обращения: 12.09.2022).

13. Опрос: 79% детей в России смотрят и читают блогеров [Электронный ресурс] // Общество. 2022. 16 нояб. URL: https://tass.ru/obschestvo/12934569 (дата обращения: 12.09.2022).

14. Пичугин С.С. К вопросу о формировании функциональной грамотности младших школьников: хеджирование актор-позиции личности // Развитие цифровых компетенций и функциональной грамотности школьников: лучшие практики дистанционного образования на русском языке: сб. науч. ст. по материалам Междунар. пед. форума. М., 2020. С. 159-165.

15. Пичугин С.С. Развитие функциональной грамотности детей младшего школьного возраста: абрис палитры методических инструментов // Нижегородское образование. 2021. № 1. С. 50-59.

16. Пичугин С.С. Формирование функциональной грамотности младших школьников: учимся сегодня для жизни завтра // Шамовские педагогические чтения научной школы управления образовательными системами: сб. ст. XIII Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. М., 2021. Ч. 2. С. 561-564.

17. Пичугин С.С. Функциональная грамотность как базовое образование личности младшего школьника: педагогический плеоназм или имманентная основа «self-paced learning» // Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования: сб. науч. ст. Чебоксары, 2021. Вып. 3. С. 225-234.

18. Пичугин С.С. Функциональная грамотность младших школьников как основа реализации концептуальной модели "Lifelong learning": методический дизайн учебных заданий // Сиб. учитель. 2021. № 2(135). С. 48-56.

19. Пичугин С.С. Функциональная грамотность младших школьников: педагогический фор-сайтинг современного учителя // Образование в регионе: проблемы и векторы развития: материалы II Всерос. науч.-практ. конф. Уфа, 2022. С. 144-149.

20. Почему необходимо просвещение, или Снова о распространенных заблуждениях [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. 2022. 2 авг. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-ob zor/pochemu-neobkhodimo-prosveshchenie-ili-snova-o-rasprostranennykh-zabluzhdenijakh (дата обращения: 12.09.2022).

педагогические науки

21. Приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарег. в Минюсте России 5 июля 2021 г. № 64100) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_389561/ (дата обращения: 12.09.2022).

22. Приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарег. в Минюсте России 5 июля 2021 г. № 64101) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_389560/ (дата обращения: 12.09.2022).

23. Россияне назвали самые благородные и уважаемые профессии [Электронный ресурс] // Социальная сфера. 2022. 6 авг. URL: https://lenta.ru/ news/2022/08/06/uvprof/ (дата обращения: 12.09.2022).

24. Самкова В.А., Громова Л.А., Красноперо-ва В.Ф., Пичугин С.С. Формирование функциональной грамотности в начальной школе // Инновационные проекты и программы в образовании. 2021. № 3(75). С. 49-56.

25. Тивикова С.К. Профессиональное саморазвитие педагога в системе постдипломного образования: коммуникативно-деятельностный подход: моногр. Н. Новгород, 2013.

26. Трунцева Т.Н., Громова Л.А., Краснопе-рова В.Ф., Пичугин С.С. Функциональная грамотность: новое понятие или хорошо забытое старое? // Школьные технологии. 2021. № 4. С. 3-9.

27. Учитель - это призвание: 69% учителей не хотели бы менять профессию [Электронный ресурс] // Общество. 2022. 2 авг. URL: https://www. mk.ru/social/2022/08/02/uchitel-eto-prizvanie-69-uchi teley-ne-khoteli-by-menyat-professiyu.html (дата обращения: 12.09.2022).

28. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова [и др.]; под ред. Н.Ф. Виноградовой. М., 2018.

29. Чудинова В.П. Развитие «нации читателей»: роль чтения и библиотек // Российская государственная детская библиотека / ред. Е.А. Колосова. М., 2014.

30. What's So Great About Boarding School? [Electronic resource]. URL: https://www.boarding schools.com/why-boarding-school/ (дата обращения: 12.09.2022).

* * *

1. V YUNESKO zayavili o 10% nesposobnyh chitat' i pisat' zhitelyah Zemli // Obshchestvo. 2022. 16 iyunya. URL: https://www.rbc.ru/society/16/06/20 22/62aa61769a7947720ff7e3a3 (data obrashcheniya: 12.09.2022).

2. Gromova L.A., Pichugin S.S. Kommunika-tivnaya kompetentnost' uchitelya pri povyshenii kva-lifikacii v distancionnoj forme // Chelovek i yazyk v kommunikativnom proctranctve: cb. nauch. st. Kras-noyarck, 2021. Vyp. 12(21). S. 113-119.

3. Gromova L.A., Pichugin S.S. Modernizaciya uchebnyh zadanij dlya formirovaniya funkcional'noj gramotnosti mladshih shkol'nikov: ot algoritma k tvorchestvu // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. 2021. № 3(156). S. 38-46.

4. Gromova L.A., Pichugin S.S. Professional'-nyj rost uchitelya nachal'noj shkoly v kontekste elektronnoj obrazovatel'noj sredy: apskilling cifrovyh kompetencij // Sbornik trudov po problemam dopol-nitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. 2021. № 41. S. 21-32.

5. Gromova L.A. Funkcional'naya gramotnost' uchitelya pri realizacii zadach nacional'nogo proekta «Obrazovanie» // Konferencium ASOU: sb. nauch. tr. i materialov nauch.-prakt. konf. M., 2020. Vyp. 2-2. S. 32-37.

6. Gromova L.A., Pichugin S.S. Elektronnaya ob-razovatel'naya sreda kak faktor permanentnogo pro-fessional'nogo rosta uchitelya nachal'noj shkoly // Interaktivnoe obrazovanie. 2021. № 4. S. 37-39.

7. Dedova O.Yu. Osobennosti professional'noj kompetentnosti pedagoga, osushchestvlyayushchego preemstvennost' doshkol'nogo i nachal'nogo obra-zovaniya // Nizhegorodskoe obrazovanie. 2014. № 3. S. 77-82.

8. Knizhnaya kul'tura - 2022 [Elektronnyj resurs] // VCIOM. 2022. 26 maya. URL: https://wciom. ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/knizhnaja-kultura-2022 (data obrashcheniya: 12.09.2022).

9. Krasnoperova V.F., Gromova L.A., Pichugin S.S. Monitoring kachestva podgotovki vypusk-nikov nachal'noj shkoly Moskovskoj oblasti v forme vserossijskih proverochnyh rabot: interpretaciya re-zul'tatov, vyvody i prakticheskie rekomendacii // In-novacionnye proekty i programmy v obrazovanii. 2022. № 3(81). S. 68-76.

10. Krasnoperova V.F., Gromova L.A., Krasnoperova V.F., Pichugin S.S. Rol' i mesto cifrovizacii v formirovanii obrazovatel'noj sredy v nachal'noj shko-le // Innovacionnye proekty i programmy v obrazova-nii. 2021. № 6(78). S. 75-80.

11. Kratkij statisticheskij sbornik serii «Cifrovaya ekonomika» [Elektronnyj resurs]. URL: https://is sek.hse.ru/news/551331807.html (data obrashcheniya: 12.09.2022).

12. Moj uchitel' goda: drug, nastavnik ili legen-darnaya persona? [Elektronnyj resurs] // Obshchestvo. 2021. 1 sent. URL: https://www.mk.ru/social/2021/ 09/01/moy-uchitel-goda-drug-nastavnik-ili-legendarna ya-persona.html (data obrashcheniya: 12.09.2022).

13. Opros: 79% detej v Rossii smotryat i chitayut blogerov [Elektronnyj resurs] // Obshchestvo. 2022. 16 noyab. URL: https://tass.ru/obschestvo/12934569 (data obrashcheniya: 12.09.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Pichugin S.S. K voprosu o formirovanii funk-cional'noj gramotnosti mladshih shkol'nikov: hedzhi-rovanie aktor-pozicii lichnosti // Razvitie cifrovyh kompetencij i funkcional'noj gramotnosti shkol'nikov: luchshie praktiki distancionnogo obrazovaniya na rus-skom yazyke: sb. nauch. st. po materialam Mezhdunar. ped. foruma. M., 2020. S. 159-165.

15. Pichugin S.S. Razvitie funkcional'noj gramotnosti detej mladshego shkol'nogo vozrasta: abris pa-litry metodicheskih instrumentov // Nizhegorodskoe obrazovanie. 2021. № 1. S. 50-59.

16. Pichugin S.S. Formirovanie funkcional'noj gramotnosti mladshih shkol'nikov: uchimsya segodnya dlya zhizni zavtra // Shamovskie pedagogicheskie chte-niya nauchnoj shkoly upravleniya obrazovatel'nymi sistemami: sb. st. XIII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf.: v 2 ch. M., 2021. Ch. 2. S. 561-564.

17. Pichugin S.S. Funkcional'naya gramotnost' kak bazovoe obrazovanie lichnosti mladshego shkol'-nika: pedagogicheskij pleonazm ili immanentnaya osnova «self-paced learning» // Aktual'nye problemy pedagogiki i metodiki nachal'nogo obrazovaniya: sb. nauch. st. Cheboksary, 2021. Vyp. 3. S. 225-234.

18. Pichugin S.S. Funkcional'naya gramotnost' mladshih shkol'nikov kak osnova realizacii koncep-tual'noj modeli "Lifelong learning": metodicheskij dizajn uchebnyh zadanij // Sibirskij uchitel'. 2021. № 2(135). S. 48-56.

19. Pichugin S.S. Funkcional'naya gramotnost' mladshih shkol'nikov: pedagogicheskij forsajting so-vremennogo uchitelya // Obrazovanie v regione: problemy i vektory razvitiya: materialy II Vseros. nauch.-prakt. konf. Ufa, 2022. S. 144-149.

20. Pochemu neobhodimo prosveshchenie, ili snova o rasprostranennyh zabluzhdeniyah [Elekt-ronnyj resurs] // VCIOM. 2022. 2 avg. URL: https:// wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/poch emu-neobkhodimo-prosveshchenie-ili-snova-o-raspro stranennykh-zabluzhdenijakh (data obrashcheniya: 12.09.2022).

21. Prikaz Minprosveshcheniya Rossii ot 31 maya 2021 g. № 286 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosu-darstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'no-go obshchego obrazovaniya» (zareg. v Minyuste Rossii 5 iyulya 2021 g. № 64100) [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_389561/ (data obrashcheniya: 12.09.2022).

22. Prikaz Minprosveshcheniya Rossii ot 31 maya 2021 g. № 287 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosu-darstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniya» (zareg. v Minyuste Rossii 5 iyulya 2021 g. № 64101) [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_389560/ (data obrashcheniya: 12.09.2022).

23. Rossiyane nazvali samye blagorodnye i uva-zhaemye professii [Elektronnyj resurs] // Social'naya sfera. 2022. 6 avg. URL: https://lenta.ru/news/2022/ 08/06/uvprof/ (data obrashcheniya: 12.09.2022).

24. Samkova V.A., Gromova L.A., Krasnopero-va V.F., Pichugin S.S. Formirovanie funkcional'noj gramotnosti v nachal'noj shkole // Innovacionnye pro-ekty i programmy v obrazovanii. 2021. № 3(75). S. 49-56.

25. Tivikova S.K. Professional'noe samorazvitie pedagoga v sisteme postdiplomnogo obrazovaniya: kommunikativno-deyatel'nostnyj podhod: monogr. N. Novgorod, 2013.

26. Trunceva T.N., Gromova L.A., Krasnopero-va V.F., Pichugin S.S. Funkcional'naya gramotnost': novoe ponyatie ili horosho zabytoe staroe? // Shkol'-nye tekhnologii. 2021. № 4. S. 3-9.

27. Uchitel' - eto prizvanie: 69% uchitelej ne hoteli by menyat' professiyu [Elektronnyj resurs] // Obshchestvo. 2022. 2 avg. URL: https://www.mk.ru/ social/2022/08/02/uchitel-eto-prizvanie-69-uchiteley-ne-khoteli-by-menyat-professiyu.html (data obrashche-niya: 12.09.2022).

28. Funkcional'naya gramotnost' mladshego shkol'nika: kniga dlya uchitelya / N.F. Vinogradova, E.E. Kochurova, M.I. Kuznecova [i dr.]; pod red. N.F. Vinogradovoj. M., 2018.

29. Chudinova V.P. Razvitie «nacii chitatelej»: rol' chteniya i bibliotek // Rossijskaya gosudarstvennaya detskaya biblioteka / red. E.A. Kolosova. M., 2014.

Anthropopractical paradigm

of development of reading literacy

of teachers in the context

of the implementation of the renewed

Federal Educational Standard

of General Education

The article deals with the problematic field of the Russian system of the additional professional education. There are considered and specificated the current deficits of the reading literacy of the school teachers. On the basis of the results of the empirical study, acquired in the process of the pilot testing, there is presented the analysis of the situation, there are defined the points of growth, allowing to negate the potential issues and to eliminate the problems of the modern teacher in the development of the reading literacy.

Key words: functional literacy, reading literacy, further training of teachers, Federal Educational Standard of General Education.

(Статья поступила в редакцию 18.08.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.