Научная статья на тему 'ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК МЕЙНСТРИМ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК МЕЙНСТРИМ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ / ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пичугин С.С., Громова Л.А.

В статье рассматривается ряд недочетов отечественной системы дополнительного профессионального образования и существующих дефицитов читательской грамотности педагогов. Представлен анализ ситуации и определены точки роста, позволяющие нивелировать потенциальные проблемы и устранять затруднения современного учителя в развитии своей читательской грамотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пичугин С.С., Громова Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER’S READING LITERACY AS A MAINSTREAM IMPLEMENTATION OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF GENERAL EDUCATION

The article considers a number of shortcomings of the domestic system of additional professional education and existing deficits of teachers’ reading literacy. The article presents the analysis of the situation and identifies points of growth that can level potential problems and eliminate modern teachers’ difficulties in developing their reading literacy.

Текст научной работы на тему «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК МЕЙНСТРИМ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Образ современного и человека: личностный и профессиональный компоненты

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК МЕЙНСТРИМ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

С. С. ПИЧУГИН, кандидат педагогических Л. А. ГРОМОВА, кандидат

наук, доцент кафедры педагогических технологий непрерывного образования Института непрерывного образования МГПУ (Москва) sergey-uf@mail.ru

педагогических наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин Академии социального управления (Москва)

gromovala@mail.ru

В статье рассматривается ряд недочетов отечественной системы дополнительного профессионального образования и существующих дефицитов читательской грамотности педагогов. Представлен анализ ситуации и определены точки роста, позволяющие нивелировать потенциальные проблемы и устранять затруднения современного учителя в развитии своей читательской грамотности.

The article considers a number of shortcomings of the domestic system of additional professional education and existing deficits of teachers' reading literacy. The article presents the analysis of the situation and identifies points of growth that can level potential problems and eliminate modern teachers' difficulties in developing their reading literacy.

Ключевые слова: функциональная грамотность, читательская грамотность, дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации учителей, электронная образовательная среда, федеральный государственный образовательный стандарт общего образования

Keywords: functional literacy, reading literacy, additional professional education, advanced training of teachers, electronic educational environment, federal state educational standard of general education

На современном этапе развития российского общества формирование у обучающихся системных знаний об исторической роли современной России в мировом сообществе, культурно-технологическом вкладе нашей страны в мировое научное наследие становится приоритетной задачей общего образования. На смену привычной для отечественной общеобразовательной школы парадигме освоения знаний приходят новые целевые ориентиры, направленные на системное и гармоничное становление личности обучающихся, их духовно-нравственное и социокультурное развитие, а также на формирование совокупности познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий, обеспечивающих непрерывное освоение знаний, устойчивое формирование компетенций, необходимых для жизни в современном обществе. В этой связи в последнее время все чаще поднимается вопрос о необходимости целенаправленного формирования и развития функциональной грамотности не только школьников, но и взрослого населения нашей страны.

В начале августа 2022 года Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты опроса, которые свидетельствуют о низком уровне научной грамотности наших сограждан — понимания сущности науки и знания ее базовых положений и достижений. Согласно исследованию, 35 % россиян глубоко убеждены, что Солнце вращается вокруг Земли, 21 % опрошенных верят в то, что первобытные люди жили рядом с динозаврами. По мнению 44 % респондентов, генномодифицированные продукты могут

служить причиной онкологических заболеваний, а 32 % участников опроса считают, что генномодифицированные продукты смогут победить голод на планете. На основании полученных результатов сотрудники ВЦИОМ заключают, что 21 % жителей нашей страны имеют невысокий уровень научной грамотности; 44 % — средний уровень; 35 % — высокий уровень.Следует подчеркнуть, что в группе с высоким уровнем научной грамотности преобладают молодые люди от 18 до 24 лет с высшим образованием (45 %), являющиеся активными потребителем интернета (49 %). В то же время в группу россиян с невысоким уровнем научной грамотности попали люди старше 60 лет с образованием на уровне среднего и ниже (31—55 %), которые активно смотрят телевизор (43 %) [22].

Отметим, что в настоящее время необходимость формирования функциональной грамотности обучающихся закреплена в пункте 34.2 Требований к условиям реализации программы начального общего образования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [8], а также в пункте 35.2 Требований к условиям реализации программы основного общего образования федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [9]. Реализуя программы начального и основного общего образования, общеобразовательные организации обязаны создавать объективные условия, обеспечивающие возможность формирования функциональной грамотности обучающихся. Современный школьник должен быть готов к решению не только максимально широкого диапазона учебных задач, но и к

оперативному поиску выхода из реальных жизненных проблемных ситуаций, выстраиванию социальных взаимоотношений. Основой для этого должна стать совокупность сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, владение ключевыми компетенциями и уверенная ориентация в стремительно меняющемся мире, общественной жизни и палитре будущих профессий. Иными словами, функциональная грамотность современного человека — это своеобразный бэкграунд, позволяющий максимально эффективно решать всю гамму возникающих вопросов и проблем [11; 17].

В прицельный фокус планируемых результатов, зафиксированных обновленными федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) общего образования, попадает именно функциональная грамотность обучающихся, что вполне закономерно в условиях изменчивого и неоднозначного мира тотальной неопределенности, поскольку, по меткому выражению Ч. Р. Дарвина, «выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех приспосабливается к изменениям». Сегодня чрезвычайно важно не столько вооружить обучающегося суммой базовых знаний (или набором актуальных _ компетенций), сколько

Одной из основополагающих черт дать понять, что однаж-

функционально грамотного чело- ды он станет взрослым,

века является устойчивое стрем- а значит, ему будет не°б"

ление и умение учиться в течение ходимо самостоятельно

всей жизни. зарабатывать себе на

жизнь, решать самые разные житейские и профессиональные вопросы, научиться выживать в VUCA-мире *. Исследование TABS свидетельствует о том, что 78 % выпускников школ-пансионов, где дети живут в студенческих комьюнити без родителей, считают себя максимально готовыми к самостоятельной жизни, тогда

как среди выпускников обычных школ готовыми к автономии себя ощущают лишь 23 % [30].

Еще в 1957 году ЮНЕСКО — Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры — был предложен термин «функциональная грамотность», применяемый к взрослому населению планеты, под которым было принято понимать владение базовым уровнем навыков чтения и письма для практического использования в повседневной жизни, решения бытовых проблем и житейских ситуаций. Заметим, что согласно данным ЮНЕСКО, озвученным на VII Международной конференции по образованию взрослых, прошедшей 15—17 июня 2022 года в Марракеше, в настоящее время писать и читать самые простые фразы не умеют более 770 млн взрослых жителей Земли, в том числе 126 млн представителей молодежи, что составляет около 10 % от населения нашей планеты [2].

Сегодня понятие «функциональная грамотность» уверенно выходит за пределы упрощенного понимания «читать и писать» и включает гораздо более широкие сферы культурно-общественной жизни современного человека. Одной из основополагающих черт функционально грамотного человека является устойчивое стремление и умение учиться в течение всей жизни. Безусловно, только функционально грамотный педагог способен сформировать и развить функциональную грамотность обучающихся.

Результаты социологического исследования в образовательной сфере, проведенного РАНХиГС, красноречиво свидетельствуют о том, что в период с 2016 по 2021 год, численность школьников в России выросла на 14 %. Рекордсменами по увеличению числа обучающихся стали Московская (27 %), Ленинградская (26 %) и Калининградская (21 %) области. В рос-

* Аббревиатура образована от английских слов: volatility — изменчивость, uncertainty — неопределенность, complexity — сложность, ambiguity — неоднозначность).

сийской столице число школьников увеличилось на 21 %, а в Санкт-Петербурге — на 25 %. При этом в регионах, где наблюдался высокий рост количества детей школьного возраста, росла и численность педагогов. Так, в Московской области их число увеличилось на 17 %, в Ленинградской — на 13 %, в Калининградской — на 4 %. В Санкт-Петербурге численность школьных учителей выросла на 17 %, в Севастополе — на 16 %, в Москве — на 6 % [25].

В этой связи следует отметить, что в последнее время растет авторитет профессии педагога, о чем свидетельствуют результаты опроса сервиса «Работа.ру», в котором приняли участие более 3000 респондентов из всех регионов нашей страны: 51 % опрошенных назвали учителей и преподавателей самыми уважаемыми профессиями (работу врача считают благородной 50 % участников опроса, а 36 % респондентов особо отметили профессии спасателей и пожарных; также к важным и нужным были отнесены профессии ученого, военного, пилота, ветеринара, космонавта, моряка и полицейского) [23].

Справедливости ради заметим, что учителя, которые сегодня работают в школах, в подавляющем большинстве получили свое общее и профессиональное образование в те времена, когда о функциональной грамотности было не так широко известно, а значит, далеко не всегда педагоги сами ею обладают. Система дополнительного профессионального образования, призванная сопровождать школьных учителей в рамках курсов повышения квалификации, к сожалению, решает проблему лишь частично, в результате чего проявляется так называемая ситуационность знания: если знания не осознаны и не присвоены, они проявляются только в тех ситуациях, в которых формировались. Знания, полученные на лекции, но не интериоризированные и не примененные педагогами на практике, пропадают.

Согласно нашим исследованиям в рамках работы курсов повышения квали-

фикации, отсутствие функциональной грамотности у себя признает лишь небольшая часть педагогов (34 %). В понимании многих учителей задания для развития разных видов грамотности должны включать или сведения, находящиеся за пределами основной программы учебного предмета (76 %), или упоминание имен детей и конкретных жизненных ситуаций (41 %). Задания, самостоятельно проектируемые слушателями курсов повышения квалификации, не отличаются по структуре и содержанию от традиционных заданий, представленных на страницах учебников (82 %). Это неудивительно, поскольку анализ средств обучения учеников показывает, что количество продуктивных заданий, которые предполагают активную и самостоятельную работу с учебным материалом («проанализируй», «сравни», «выскажи свою точку зрения», «сделай вывод» и т. д.), не превышает 30 % [28]. В данном случае, на наш взгляд, можно говорить о системе сложившихся стереотипов и паттернов самих учителей, которые чаще опираются на привычные для них задания репродуктивного характера [5; 12; 26].

Однако подход к формированию функциональной грамотности в международных исследованиях качества образования принципиально другой. Как правило, в задании предлагается реальная, незнакомая ребенку ситуация. Объем вводной информации значителен или слегка избыточен, причем часто это просто научно-популярный текст или статья из средств массме-диа. Внутри заданий происходит развитие предлагаемого жизненного сюжета. Во многих заданиях приходится иметь дело с реальными первичными данными, которые представлены в виде графиков, таблиц, диаграмм, рисунков или схем. Примерно треть заданий так или иначе затрагивают глобальные проблемы человечества (экологии, демографии, продовольствия,

Если знания не осознаны и не присвоены, они проявляются только в тех ситуациях, в которых формировались. Знания, полученные на лекции, но не интериоризирован-ные и не примененные педагогами на практике, пропадают.

Узкая специализация учителей-предметников основной и старшей школы — еще одна серьезная преграда на пути формирования функциональной грамотности обучающихся.

бедности и т. д.). В качестве ответов далеко не всегда требуется привести или высчитать конкретное число, вспомнить или назвать определенное правило. Гораздо чаще предлагается высказать собственное мнение, суждение о проблеме или присоединиться к одной из точек зрения героев сюжета, дав обоснования [13; 15; 20]. Исследования, проводимые нами в рамках работы с педагогами общеобразовательных организаций, позволяют не только говорить о необходимости организации углубленного обучения учителей технологиям, методам, формам и средствам формирования функциональной грамотности обучающихся, но и целенаправленно работать над формированием и развитием функциональной грамотности самих педагогов.

Узкая специализация учителей-предметников основной и старшей школы — еще одна серьезная преграда на пути формирования функциональной грамотности обучающихся. От учителей нередко можно услышать мнение о том, что дети-гуманитарии изначально не способны к усвоению точных наук, а дети-технари слишком далеки от наук гуманитарных. Более того, сами учителя с нескрываемой гордостью нередко сообщают о том, что выбрали предмет преподавания, потому что в других школьных дисциплинах были неуспешны или несильны. По нашим наблюдениям, проблемы при обращении к междисциплинарным знаниям чаще всего испытывают учителя математики (39 %), что нередко является причиной отсутствия реального интереса обучающихся к изучению точных наук, а значит, вполне может послужить основанием серьезного кризиса в преподавании учебного предмета. Ведь если современный учитель не в состоянии привести яркие и конкретные примеры или жизненные ситуации, в которых потенциально могут быть использованы знания предмета, то большая часть учащихся не

получит устойчивой мотивации к изучению не только самого учебного предмета, но и даже конкретных его тем, параграфов или разделов.

Однако стоит отметить, что наиболее успешно осваивают понятия, связанные с функциональной грамотностью, учителя иностранного языка (86 %) и учителя начальных классов (72 %). На наш взгляд, это связано с тем, что указанные педагоги в силу поставленных педагогических задач имеют опыт преподавания в разных предметных областях — от числовых выражений до естественнонаучных знаний и литературных сюжетов. Так, по нашим наблюдениям, преподаватели иностранного языка включают в понятие функциональной грамотности, формируемой на уроках, не только читательскую (61 %), но и математическую (19 %), естественнонаучную (21 %), финансовую (32 %) грамотность. На уроках иностранного языка учителя приводят примеры текстов, связанных с общением и коммуникацией, из географии (16 %), биологии (14 %), математики (12 %), физики и химии (11 %).

Опираясь на результаты нашего исследования, можно с высокой долей уверенности говорить о том, что в первую очередь необходимо обратить самое пристальное внимание на формирование и развитие читательской грамотности педагогов общеобразовательных организаций. Само восприятие разнообразных текстов в настоящее время кардинально меняется. Эпоха цифрового медиапотребления определяет канву новых стандартов восприятия информации современным человеком [16; 19; 21]. По информации, приведенной в январе 2022 года на страницах статистического сборника серии «Цифровая экономика» Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, число детей от 3 до 14 лет, которые используют интернет постоянно (не менее одного раза в день), увеличилось с 61,3 % в 2011 году до 80,7 % в 2020 году. У взрослого населения России этот показатель возрос с 26 % до

76,7 % соответственно. Согласно опубликованным данным, особенно высокими темпами в последние годы росла вовлеченность детей и подростков в цифровую среду. Если в 2011 году интернетом пользовались 22,6 % детей в возрасте от 3 до 6 лет, то в 2020 году их насчитывалось уже 68,3 %. В возрастной группе обучающихся общеобразовательных организаций от 7 до 11 лет этот показатель увеличился с 42,2 % до 83,3 %, а среди подростков от 12 до 14 лет — с 72 % до 95,4 %. Интересным, на наш взгляд, является и тот факт, что юные россияне учатся использовать интернет не только для развлечений (76,5 %) и общения в социальных сетях (64,4 %), но и для подготовки к занятиям. Число обучающихся, обращающихся к интернету для подготовки к урокам и школьным проектам, выросло с 59,2 % в 2011 году до 83,7 % в 2020 году [1].

Также паттерны массового чтения стремительно меняются одновременно с трансформацией современного постиндустриального общества. Сегодня мы стали свидетелями «смены моделей чтения», когда на место литературоцентрической модели приходит новая модель, которая требует глубокого и детального изучения [29]. Согласно результатам опроса ВЦИОМ, представленным в мае 2022 года, книги сегодня читают 92 % россиян. Желание брать в руки книгу связано с уровнем образования: лишь 4 % наших сограждан, имеющих высшее образование, по их признанию, не читают литературу. В группе со средним образованием таковых — 13 %, а с неполным средним — 27 %.

13 % молодежи в возрасте от 25 до 34 лет не читает книги. Кроме этого, следует заметить, что растет количество людей, предпочитающих работать с информацией в цифровом формате: 71 % наших сограждан читают книги с экранов. Электронные книги популярны у 16 % опрошенных. Смартфон для чтения используют 35 % россиянин, а 20 % применяют экран стационарного компьютера. В число наиболее популярных жанров среди современных

читателей вошли художественная (66 %), специальная (36 %) и научно-популярная (33 %) литература [6].

Как известно, читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять по поводу прочитанного и ощущать перманентное желание и необходимость читать для того, чтобы достигать поставленных целей, углублять свои знания, расширять собственный кругозор, иметь возможность участвовать в общественной и социальной жизни.

Интересным, на наш взгляд, является определение читательской грамотности, предложенное коллективом Центра начального образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». По мнению сотрудников Центра,читательская грамотность — совокупность умений и навыков, отражающих потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития; готовность к смысловому чтению (восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации); способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях [27].

По нашему мнению, цифровое восприятие информации и отказ современных подростков от общения с книгой наносит непоправимый урон процессу формирования читательской грамотности. Неукоснительное движение в сторону социальных сетей, массмедиа и эдьютеймент-плат-форм не оставляет никаких шансов современному школьнику сформировать вне общеобразовательной школы навыки правильного типа читательской деятельности. Опрос, проведенный в ноябре 2021 года в России компанией Online Interviewer

Сегодня мы стали свидетелями «смены моделей чтения», когда на место литературоцентрической модели приходит новая модель, которая требует глубокого и детального изучения.

По нашим наблюдениям, отсутствие сформированной на должном уровне читательской грамотности можно констатировать и у педагогов, что проявляется в не всегда верном и точном восприятии текстов.

в рамках исследования «Лаборатории Кас-перского», свидетельствует о том, что 79 % детей школьного и дошкольного возраста смотрят видео или читают посты известных блогеров, причем 22 % из них делают это на перманентной основе. Круг интересов таких блогов чаще связан с компьютерными играми (52 %), музыкой (43 %), игрушками (35 %) и видео-челленджем (30 %) [10].

По нашим наблюдениям, отсутствие сформированной на должном уровне читательской грамотности можно констатировать и у педагогов, что проявляется в не всегда верном и точном восприятии текстов и, как следствие, — в некорректном и неполном выполнении заданий, практических работ, предъявляемых на курсах повышении квалификации (лекциях, семинарских и практических занятиях). В данном случае мы можем говорить о слабом уровне навыка смыслового, понятийного, осознанного чтения, позволяющего работать с информацией, содержащейся в тексте, и возможности использовать ее для решения поставленной задачи [4; 18].

Другими словами, большинство ошибок — как учебных, так и педагогических — связано с тем, что слушатели курсов повышения квалификации не вдумываются в смысл предлагаемых текстов. В качестве примера можно привести самые простые ситуации, когда приходится обращать пристальное внимание педагогов на вдумчивое прочтение объявлений, связанных с курсом. Достаточно большое количество учителей, например, не в состоянии самостоятельно корректно составить электронное письмо, заполнив графу «Тема»: указать свои полное имя, должность, название курса и номер группы обучения.

Серьезную озабоченность вызывает отсутствие понимания у педагогов общеобразовательных организаций основных положений федерального законодательства

в сфере образования, образовательных стандартов, правовых актов и иных документов, регламентирующих работу современной российской школы. В какой-то мере это можно объяснить недостатками работы методических служб на местах, поскольку выполнение требований ФГОС и иных нормативных документов зачастую носит формальный характер, не требует от учителя осмысления и рационального вдумчивого отношения. Так, долгие годы от педагога требовалось формальное составление отчетных документов без раздумий о смысле и целесообразности их написания. Ярким примером, на наш взгляд, может служить составление рабочих программ учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в соответствии с требованиями ФГОС с указанием всех групп метапредметных результатов, планируемых на уроке. Из-за не всегда осмысленной работы педагоги затрачивают большое количество времени и усилий, чтобы на каждом этапе урока расписать познавательные, регулятивные и коммуникативные действия, формируемые во время списывания задания с доски или поиска значения десяти выражений на сложение двузначных чисел. Современный учитель, владеющий навыками смыслового чтения, обладающий высоким уровнем читательской грамотности, должен не только понимать смысл требований к проектированию рабочих программ учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в соответствии с требованиями ФГОС, к достижению планируемых результатов обучения, но и интериоризировать, присваивать их в соответствии с духом и буквой обновленных ФГОС общего образования. Все это невозможно без уверенности самого педагога в целесообразности и необходимости таких документов, его активной жизненной и профессиональной позиции, способности преобразовывать свою деятельность для достижения новых образова-

тельных результатов, фиксируемых ФГОС общего образования.

В рамках проекта «Мой учитель года» газета «Московский комсомолец» провела опрос среди своих читателей, чтобы выяснить, кем для них является школьный учитель. О том, что они с благодарностью вспоминают своего педагога начальной школы, заявили 76 % респондентов, а 12 % опрошенных считают его яркой личностью. Лишь 12 % участников опроса признались, что совсем не помнят своего первого учителя. Говоря о педагогах старшей школы, 60 % читателей полагают, что учителя научили их учиться, 35 % отметили, что учитель для них стал главным наставником, который помог выбрать вуз и определиться с будущей профессией, а 5 % респондентов благодарны своим школьным педагогам, за отличную подготовку и высокие баллы на ЕГЭ [7]. Все это говорит о безусловном доверии школьному учителю со стороны общества, и сегодня важно его не растерять, а главное — постараться оправдать.

Мы убеждены в том, что учительское сообщество нашей страны обладает огромным профессиональным потенциалом, которому сегодня необходим грамотный и вдумчивый научно-методический патронат со стороны системы дополнительного профессионального образования [3; 14; 24]. Научная модернизация и дидактическое обновление структуры и содержания механизмов повышения квалификации педагогов, поиск новых по-настоящему интересных форм организации непрерывного профессионального образования и обновления репертуара компетенций современного российского учителя, безусловно, позволят решить стоящие перед нами задачи. Формирование и развитие читательской грамотности, на наш взгляд, не может рассматриваться как современная педагогическая тема или новомодный тренд, активно подхваченный педагогами. Это требование времени и важный задел на будущее, где главными бенефициарами сегодня станут наши обучающиеся, а завтра — успешные граждане нашей страны.

ЛИТЕРАТУРА_

1. В серии «Цифровая экономика» вышел новый статистический сборник // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» : [сайт]. — URL: https://issek.hse.ru/ news/551331807.html (дата обращения: 12.09.2022).

2. В ЮНЕСКО заявили о 10 % неспособных читать и писать жителях Земли // Общество — Новости — РБК : [сайт]. — 2022. — 16 июня. — URL: https://www.rbc.ru/society/16/06/2022/62aa61769a 7947720ff7e3a3 (дата обращения: 12.09.2022).

3. Громова, Л. А. Коммуникативная компетентность учителя при повышении квалификации в дистанционной форме / Л. А. Громова, С. С. Пичугин // Человек и язык в коммуникативном пространстве : сборник научных статей. — 2021. — № 12 (21). — С. 113—119.

4. Громова, Л. А. Функциональная грамотность учителя при реализации задач национального проекта «Образование» / Л. А. Громова // Конференциум АСОУ : сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. — 2020. — № 2-2. — С. 32—37.

5. Дедова, О. Ю. Особенности профессиональной компетентности педагога, осуществляющего преемственность дошкольного и начального образования / О. Ю. Дедова // Нижегородское образование. — 2014. — № 3. — С. 77—82.

6. Книжная культура — 2022 : аналитический обзор // ВЦИОМ : [сайт]. — URL: https://wciom. ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/knizhnaja-kultura-2022 (дата обращения: 12.09.2022).

7. Мой учитель года: друг, наставник или легендарная персона? // МК : [сайт]. — URL: https:// www.mk.ru/social/2021/09/01 /moy-uchitel-goda-drug-nastavnik-ili-legendarnaya-persona.html (дата обращения: 12.09.2022).

8. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования : приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 № 286 (зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64100). — URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389561/ (дата обращения: 12.09.2022).

9. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования : приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 № 287 (зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64101). — URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389560/ (дата обращения: 12.09.2022).

10. Опрос: 79 % детей в России смотрят и читают блогеров // ТАСС : [сайт]. — URL: https://tass.ru/obschestvo/12934569 (дата обращения: 12.09.2022).

11. Пичугин, С. С. К вопросу о формировании функциональной грамотности младших школьников: хеджирование актор-позиции личности / С. С. Пичугин // Развитие цифровых компетенций и функциональной грамотности школьников: лучшие практики дистанционного образования на русском языке : сборник научных статей по материалам Международного педагогического форума (Ереван, Армения, 18 декабря 2020 г.) / под редакцией М. М. Шалашова, Н. Н. Шевелева. — Москва : Парадигма, 2020. — С. 159—165.

12. Пичугин, С. С. Модернизация учебных заданий для формирования функциональной грамотности младших школьников: от алгоритма к творчеству / С. С. Пичугин, Л. А. Громова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2021. — № 3 (156). — С. 38—46.

13. Пичугин, С. С. Мониторинг качества подготовки выпускников начальной школы Московской области в форме всероссийских проверочных работ: интерпретация результатов, выводы и практические рекомендации / С. С. Пичугин, Л. А. Громова, В. Ф. Красноперова // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2022. — № 3 (81). — С. 68—76.

14. Пичугин, С. С. Профессиональный рост учителя начальной школы в контексте электронной образовательной среды: апскиллинг цифровых компетенций / С. С. Пичу-гин, Л. А. Громова // Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. — 2021. — № 41. — С. 21—32.

15. Пичугин, С. С. Развитие функциональной грамотности детей младшего школьного возраста: абрис палитры методических инструментов / С. С. Пичугин // Нижегородское образование. — 2021. — № 1. — С. 50—59.

16. Пичугин, С. С. Роль и место цифровизации в формировании образовательной среды в начальной школе / С. С. Пичугин, Л. А. Громова, В. Ф. Красноперова // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2021. — № 6 (78). — С. 75—80.

17. Пичугин, С. С. Формирование функциональной грамотности младших школьников: учимся сегодня для жизни завтра / С. С. Пичугин // Шамовские педагогические чтения научной школы управления образовательными системами : сборник статей XIII Международной научно-практической конференции (Москва, 23 января — 01 февраля 2021 г.). В 2 частях. Часть 2. — Москва : МАНПО, 2021. — С. 561—564.

18. Пичугин, С. С. Функциональная грамотность как базовое образование личности младшего школьника: педагогический плеоназм или имманентная основа «self-paced learning» / С. С. Пичугин // Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования : сборник научных статей III Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию доктора педагогических наук, профессора В. П. Ковалева (Чебоксары, 21 сентября 2021 г.). Выпуск 3 / ответственный редактор

B. И. Бычков. — Чебоксары : Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2021. — С. 225—234.

19. Пичугин, С. С. Функциональная грамотность младших школьников как основа реализации концептуальной модели «Lifelong learning» : методический дизайн учебных заданий / С. С. Пичугин // Сибирский учитель. — 2021. — № 2 (135). — С. 48—56.

20. Пичугин, С. С. Функциональная грамотность младших школьников: педагогический форсай-тинг современного учителя / С. С. Пичугин // Образование в регионе: проблемы и векторы развития : материалы II Всероссийской научно-практической конференции (Уфа, 6 апреля 2022 г.). — Уфа : ГАОУ ДПО Институт развития образования Республики Башкортостан, 2022. — С. 144—149.

21. Пичугин, С. С. Электронная образовательная среда как фактор перманентного профессионального роста учителя начальной школы / С. С. Пичугин, Л. А. Громова // Интерактивное образование. — 2021. — № 4. — С. 37—39.

22. Почему необходимо просвещение, или Снова о распространенных заблуждениях : аналитический обзор // ВЦИОМ : сайт. — 2022. — 2 авг. — URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/ analiticheskii-obzor/pochemu-neobkhodimo-prosveshchenie-ili-snova-o-rasprostranennykh-zabluzhdenijakh (дата обращения: 12.09.2022).

23. Россияне назвали самые благородные и уважаемые профессии // Lenta.ru : сайт. — 2022. — 6 авг. — URL: https://lenta.ru/news/2022/08/06/uvprof/ (дата обращения: 12.09.2022).

24. Тивикова, С. К. Профессиональное саморазвитие педагога в системе постдипломного образования: коммуникативно-деятельностный подход : монография / С. К. Тивикова. — Нижний Новгород : НИРО, 2013. — 212 с. — ISBN 978-5-7565-0525-2.

25. Учитель — это призвание: 69 % учителей не хотели бы менять профессию // MK.RU : [сайт]. — 2022. — 2 авг. — URL: https://www.mk.ru/social/2022/08/02/uchitel-eto-prizvanie-69-uchiteley-ne-khoteli-by-menyat-professiyu.html (дата обращения: 12.09.2022).

26. Формирование функциональной грамотности в начальной школе / С. С. Пичугин, Л. А. Громова, В. А. Самкова, В. Ф. Красноперова // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2021. — № 3 (75). — С. 49—56.

27. Функциональная грамотность младшего школьника : книга для учителя / Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова [и др.] ; под редакцией Н. Ф. Виноградовой. — Москва : Вента-на-Граф, 2018. — 288 с. — ISBN 978-5-360-09871-3.

28. Функциональная грамотность: новое понятие или хорошо забытое старое? / Л. А. Громова,

C. С. Пичугин, В. Ф. Красноперова, Т. Н. Трунцева // Школьные технологии. — 2021. — № 4. — С. 3—9.

29. Чудинова, В. П. Развитие «нации читателей»: роль чтения и библиотек / В. П. Чудинова ; редактор Е. А. Колосова. — Москва, 2014. — 178 с. — URL: https://ru.calameo.com/ read/001280108fe30419269cf (дата обращения: 11.11.2022).

30. What's So Great About Boarding School? — URL: https://www.boardingschools.com/why-boarding-school/ (дата обращения: 12.09.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.