Научная статья на тему 'ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ'

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1291
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / МЕТОДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косцова Светлана Александровна, Газизова Гульмира Фануровна

В данной статье рассматривается проблема функциональной грамотности на уроках математики в начальных классах. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять деятельность учения, а также применять все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах жизни.This article discusses the problem of functional literacy in mathematics lessons in elementary grades. The essence of functional literacy consists in the ability of a person to independently carry out the activity of teaching, as well as to apply all the knowledge, skills and abilities constantly acquired in life to solve a wide range of life tasks in various spheres of life.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косцова Светлана Александровна, Газизова Гульмира Фануровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»

УДК 373.2

Педагогические науки

Косцова Светлана Александровна, старший преподаватель кафедры теории и методики начального образования Стерлитамакский филиал «Башкирского государственного университета», г. Стерлитамак, Россия Газизова Гульмира Фануровна, студент факультета педагогики и психологии Стерлитамакский филиал «Башкирского государственного университета»,

г. Стерлитамак, Россия

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема функциональной грамотности на уроках математики в начальных классах. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять деятельность учения, а также применять все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах жизни.

Ключевые слова: функциональная грамотность, методы.

Annotation: This article discusses the problem of functional literacy in mathematics lessons in elementary grades. The essence of functional literacy consists in the ability of a person to independently carry out the activity of teaching, as well as to apply all the knowledge, skills and abilities constantly acquired in life to solve a wide range of life tasks in various spheres of life.

Keywords: functional literacy, methods.

В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим человек, функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Все

данные качества формируются в школе.

ФГОС утверждают, что предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

а) «использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

б) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач» [2, с. 6].

Состояние математической грамотности учеников оценивается развитием «математической компетентности». Математическая компетентность определяется как «сочетание математических знаний, умений, опыта и способностей человека», которые обеспечивают решение разных проблем, нуждающихся в применении математики.

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений

Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:

- коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;

- информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;

- деятельностная грамотность - это проявление организационных умений и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель

деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др. [1, с. 87-88].

Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:

а) понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни (для чего, где может пригодиться, где можно воспользоваться полученными знаниями);

б) потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях: Рассчитывать стоимость, массу, количество необходимого материала и т.д. Находить, анализировать математическую информацию об объектах окружающей действительности, рассчитывать стоимость (протяженность, массу);

в) способность различать математические объекты (числа, величины, фигуры), устанавливать математические отношения (длиннее-короче, быстрее-медленнее), зависимости (увеличивается, расходуется), сравнивать, классифицировать

г) совокупность умений: действовать по инструкции (алгоритму), решать учебные задачи, связанные с измерением, вычислениями, упорядочиванием, формулировать суждения с использованием математических терминов, знаков, свойств арифметических действий. Важно, чтобы ребята понимали, для чего эти знания. Важно понимать, когда вычисления выполнять письменно, а когда устно. Полезны сочетания устных и письменных вычислений, но все они должны быть применены в повседневной жизни. Такие задания могут быть и на уроках технологии (в чертежах), окружающему миру и т.д.

д) Решение задач в 1-3 действия, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание) [3, с. 7-8].

Итак, «функциональная математическая грамотность» - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать

математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и в будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».

Формирования функциональной грамотности на уроках математики невозможно без правильной и четкой математической речи. Для формирования грамотной, логически верной математической речи можно использовать составление математического словаря, написание математического диктанта, выполнение заданий, направленных на грамотное написание, произношение и употребление имен числительных, математических терминов.

На начальном этапе обучения главное - развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение. Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.

Состояние математической грамотности учащихся оценивается развитием математической компетентности.

Инструментами формирования математической грамотности могут служить:

- технология проблемного обучения, которая развивает у учащихся находчивость, сообразительность, способность находить нестандартные решения;

- технология проектов, которая позволяет учащимся ориентироваться в разнообразных ситуациях;

- игровые технологии, позволяющие поддерживать интерес младших школьников к урокам математики [4, с. 7-8].

В помощь учителю начальных классов можно предложить следующие задания:

1.Математическая разминка.

- Какой день наступает после понедельника? Ответ: вторник.

- Какой день следует за вторником? Ответ: среда.

- Какой день недели наступает раньше других? Ответ: понедельник.

- Какой день недели наступает позже других? Ответ: воскресенье.

- Какой день недели предшествует субботе? Ответ: пятница.

- Какой день недели находится между средой и пятницей? Ответ: четверг.

- Как перечислить пять дней недели, не называя их? Ответ: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.

2. Корзина понятий (на учительском столе небольшая плетеная корзина, которая наполняется высказываниями детей).

Давайте наполним нашу «Корзину понятий» тем, что узнали на предыдущих уроках, что вы знаете по теме «Цена, количество, стоимость» и всем тем, что относится к понятию «Деньги». Итак, начинаем! Цена - это стоимость одного предмета. Деньги любят счёт.

Стоимость - это количество денег, которые заплатили за товар.

Деньги были металлические, их рубили, так появились рубли.

Рубли можно поменять на иностранную валюту: доллары, евро.

Количество - это множество товара.

В России две группы денег: монеты и купюры.

Деньги можно хранить в банке, копилке.

Деньги можно у кого-нибудь попросить в долг.

Дружба дружбой, а денежки врозь.

В магазине дают сдачу.

Деньги воровать нельзя.

Профессии, связанные с деньгами: продавец, кассир, почтальон. Когда денег не было, люди обменивались товаром. На деньги можно купить всё, кроме здоровья. Деньги надо зарабатывать. Деньги можно тратить.

3. Проект: «Семейная математика».

Цель: помочь учащимся овладеть системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности и научить их проводить расчётно-экспериментальные работы при составлении сметы расходов семейного бюджета на ограждение территории.

Подготовительный этап:

- составление списков учащихся;

- организация выхода в магазины города для изучения цен на стройматериалы;

- решение финансового вопроса (прокат фотоаппарата, покупка фотоплёнки, альбома).

- Проведение проекта:

- инструктаж детей по правилам техники безопасности в автобусе, во время выхода из автобуса, во время выхода в магазины города для изучения цен на стройматериалы;

- изучение рекламных статей в газетах города;

- выбор оптимального варианта (цена - качество);

- расчётно-экспериментальные работы при составлении сметы расходов семейного бюджета на ограждение территории

- Результат: оформление альбома с фотографиями; создание сметы расходов семейного бюджета на ограждение территории.

Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять деятельность учения, а также применять все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах жизни.

По итогам работы мы предлагаем следующие методические рекомендации по развитию функциональной грамотности:

- на основе системы профессиональных компетенций учителя овладевать приемами моделирования и проектирования своей профессиональной

деятельности;

- сформировать способность проектирования уроков различной целевой направленности в системе инновационных технологий;

- раскрытие творческого потенциала личности на основе индивидуализированного подхода в учебном процессе, развитие духовной и нравственной культуры личности, формирование активной гражданской позиции;

- определение соответствия уровня функциональной грамотности школьников начальных классов, овладение системой ключевых компетенций;

- развитие функциональной грамотности учеников в области информационной технологии.

Библиографический список:

1. Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н.Ф. Виноградовой М.: Российский учебник: Вентана-Граф. - 2018. - 288 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с.

3. Иванова Т.А., Симонова О.В. Структура математической грамотности школьников в контексте формирования их функциональной грамотности // Вестник. - 2009. - № 11. - С. 125-129.

4. Дюкарева О.А. Развитие математической грамотности младших школьников // Школьная педагогика. - 2021. - № 1. - С. 7-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.