Научная статья на тему 'Функции юмора в педагогической деятельности'

Функции юмора в педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2916
343
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функции юмора в педагогической деятельности»

О.А. СЕРГЕЕВА

Функции юмора в педагогической деятельности

Современная школа нуждается в педагоге высокой культуры, реализующем принципы гуманных отношений в профессиональной деятельности, развивающем индивидуальные потенциалы участников педагогической системы. Структура идеальной модели личности учителя (профессиограмма педагогическая, составленная Л.Ф. Спириным) включает в себя четыре взаимосвязанных блока:

1) особенности личности учителя;

2) профессионально-педагогические знания, которыми должен обладать каждый педагог;

3) общепедагогические умения;

4) общепедагогические навыки.

При этом автор отмечает наличие среди характерологических особенностей личности учителя, помимо эмпатии (способности сопереживать), доброжелательности и других эмоциональных черт характера, оптимизма, веселости с юмором. Рассматривая юмор как эмоциональную черту характера, необходимо выделить две его разновидности: остроумие, являющееся природным даром, и чувство юмора, которое стоит в ряду других человеческих чувств. Чувство юмора неразрывно связано с умением субъекта обнаруживать противоречия в окружающей действительности, например замечать, а иногда и утрировать противоположность положительных и отрицательных черт в каком-либо человеке, кажущуюся значительность кого-либо и не соответствующее ей поведение. Педагог, обладающий чувством юмора, сохраняет дружелюбие по отношению к объекту юмора, который как бы подвергается своеобразной эмоциональной критике.

Однако юмор может выступать не только как черта характера, но и рассматриваться как педагогическое средство. В этом случае под юмором мы понимаем такое педагогическое средство, в основе которого лежит осознание участниками коммуникаций различного вида несоответствий (между ожидаемым и случившимся, между видимым и реальным и т. д.), связанных с комическим эффектом, снимающее психологическое напряжение, способствующее созданию доброжелательных взаимоотношений.

Характеризуя юмор как педагогическое средство, необходимо прежде всего определить его функции в педагогической деятельности, то есть задачи, которые в процессе использования юмора решает педагог.

Можно выделить 4 основных функции юмора в педагогической деятельности.

Информативная функция

Учитель, использующий юмор, не только передает некую информацию о предмете речи, но и проявляет себя как личность.

Чувство юмора в процессе общения, выраженное в утонченном острословии (каламбуре, анекдоте, юмореске, карикатуре) характеризует культуру, такт и ум человека, создающего комическую ситуацию.

Кроме того, при помощи юмора педагог может выразить личное отношение к происходящему, а также проявить умение учитывать индивидуальные особенности ученика. Последнее приобретает большую значимость, поскольку по реакции собеседника учитель сам получает информацию о нем, в частности, о его возможности понимать и принимать юмор. При этом типология может выглядеть следующим образом:

©

- участник педагогического процесса понимает юмор и в определенной ситуации может использовать его;

©

- участник педагогического процесса понимает юмор, но в определенной ситуации сам не использует его;

©

- участник педагогического процесса не понимает юмор и в определенной ситуации его не использует;

(О)ч—► (С)

- оптимальный, наилучший вариант. Один участник педагогического процесса (адресант) использует юмор, а другой (адресат) понимает, принимает смешное и в свою очередь реагирует юмористически.

©-------*©

- один участник педагогического процесса (адресант) использует юмор, другой (адресат) понимает смешное, реагирует адекватно, но не создает аналогичное ответное юмористическое высказывание.

© —©

- один участник педагогического процесса (адресант) использует юмор, другой (адресат) не понимает смешного, неадекватно реагирует.

Эмоциональная функция

Юмор обеспечивает удовлетворительное самочувствие в любой ситуации. Он позволяет менее болезненно приспособиться к изменившимся условиям. Практика показывает, что чем выше у участников педагогического процесса способность понимать и создавать юмор, использовать его для преодоления трудных ситуаций, тем менее выражены у них симптомы депрессии - сниженное настроение, низкая самооценка, безнадежное восприятие своего будущего.

Юмор может выступать как средство снятия психологического напряжения, психологической разрядки, создания творческого самочувствия и, в конечном итоге, способствовать эффективности педагогической деятельности. Кроме того, с помощью юмора можно управлять групповыми настроениями, создавать условия для коллективных действий, да и формировать коллектив учащихся. А. Моди из США в книге «О смехе, или целительная сила юмора» писал, что способность человека смеяться такой же важный показатель его здоровья, как и все другие. Человек чувствует себя значительно лучше, когда готов пошутить или посмеяться.

Таким образом, юмор может выступать как средство собственной эмоциональной поддержки и эмоциональной поддержки окружающих.

Мотивационная функция

Прежде всего юмор выступает как стимул самовоспитания, так как раздраженный педагог перестает следить за собственным поведением и речью, допускает несправедливость в отношении к подопечным, делает ошибки в произношении слов, фамилий и, как следствие, - может стать объектом насмешек учащихся. Осознав это, будущие учителя будут стремиться регулировать свое настроение, развивать в себе чувство юмора.

Юмор также стимулирует поиск новых средств оценки.

Безусловно, шутка иногда может быть педагогически целесообразной в большей степени, чем наказание или строгий выговор. Кроме того, юмор - это средство выражения индивидуальности как учителя, так и учащихся. Остроумному педагогу всегда легче найти нестандартное решение педагогической задачи. К такому учителю тянутся дети.

Таким образом, стремление использовать юмор в профессиональной деятельности может быть обусловлено различными причинами, но в любом случае данное педагогическое средство должно способствовать позитивному решению педагогических задач.

Регулирующая функция

Юмор регулирует отношения между педагогами, между педагогами и учениками, между учениками. Он приобретает большое значение уже на этапе формирования этих отношений. Иногда, чтобы вступить в общение, педагог начинает с остроумного замечания или рассказа о забавной истории. Заставить человека рассмеяться - значит войти с ним в эмоциональный контакт, вызвать к себе расположение и в какой-то мере доверие.

Выступая как средство сплочения, юмор способствует благоприятному разрешению конфликтных ситуаций, в результате чего конфликт будет исчерпан. Являясь основой доброжелательных отношений между участниками педагогической системы, юмор предполагает наличие позитивных намерений и положительного идеала у каждого из них.

Поскольку вышеперечисленные функции юмора в педагогической деятельности в той или иной степени связаны с общением, то наличие у педагога определенных коммуникативных умений становится основой для успешного использования данного педагогического средства. В своей диссертационной работе «Структура коммуникативных умений учителя и психологические условия их формирования у студентов педагогического вуза» Т.И. Лукьяненко выделяет четыре группы умений:

- умения, связанные с техникой общения и контакта, представляющие собой действия, основанные на владении вербальными и невербальными средствами общения;

- умения комплексного использования особенностей собственной личности (например, умение эмоциональной идентификации учителя со школьной аудиторией (по Л.С. Выготскому), умение сопереживать, сочувствовать учащимся; умение "самопре-зентации" (по А.А.Леонтьеву);

- умения, характеризующие более сложную сторону общения - сферу межличностных отношений, которые обусловлены степенью выраженности субъект-объектной природы общения;

- умения, характеризующие способ организации, передачи и усвоения учебной информации, ее соотнесение с проблемно-стью, наличие и полноту двусторонней обратной связи.

Нам представляется возможным соотнести с функциями юмора данные коммуникативные умения, несколько изменив содержание последних в связи со спецификой решения проблемы комического.

Полученная таблица может выглядеть следующим образом:

Таблица1

Функции юмора в педагогической деятельности Коммуникативные умения учителя

информационная умения, характеризующие способ организации и передачи юмористической информации

эмоциональная умения комплексного использования индивидуальных особенностей чувства юмора

мотивационная умения анализировать собственное стремление использовать юмор в профессиональной деятельности

регулирующая умения использовать юмор в сфере межличностных отношений

Таким образом, функции юмора в педагогической деятельности следующие: информационная, эмоциональная, мотивационная и регулирующая. Реализации данных функций будет способствовать соблюдение норм использования юмора в педагогической деятельности.

Библиографический список

1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. Казань: Изд. КГУ, 1988. 120 с.

2. Байбородова Л.В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе: Учебное пособие. Ярославль: ЯГПИ им. К.Д. Ушинского, 1991. 111 с.

3. Балыберзин А.Г. Формирование первоначальных понятий о юморе и сатире в школе // Вопросы психологии и методики обучения. Горький: Изд-во Горьковского гос. ун-та им. Н.И. Лобачевского, 1976. Вып.

4. С. 69-75.

4. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 328 с.

5. Выготский Л.С. Мышление и речь: Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. т. 2. С. 5-361.

6. Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности: Курс лекций. Калиниград, 1995. 94 с.

7. Гришин Д.М., Прокопенко В.И. Учитель, улыбнись! // Советская педагогика. 1989. № 11.С. 82-85.

8. Лукьяненко Т.И. Структура коммуника-

тивных умений учителя и психологические условия их формирования у студентов педагогического вуза: Автореф. дис.

канд. пед. наук. М., 1991. 21 с.

9. Рожков М.И. Теоретические основы педагогики: Учебное пособие. Ярославль:

ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 1994. 63 с.

10. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающееся профессионально-педагогическое обучение и самообучение) / Под ред. П.И. Пид-касистого. М.: Российское пед. агентство, 1997. 174 с.

А.А. МИХАЙЛОВСКИЙ

Профилактика употребления психоактивных веществ среди учащейся молодежи

Проблема профилактики употребления психоактивных веществ среди учащейся молодежи сегодня наиболее обсуждаемая проблема как в педагогике, так и в других науках. Ее решение волнует и практиков. Много пишется и говорится о взаимодействии различных социальных институтов в ходе профилактики употребления психоактивных веществ среди учащейся молодежи.

Профилактика в системе образования рассматривается как органический компонент воспитательной работы с детьми. Данное утверждение имеет под собой объективные основания. Во-первых, социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране, привели к обострению действия такого фактора, как нестабильность, что отразилось, в первую очередь, на самой незащищенной части населения - детях и пенсионерах. В среде учащейся молодежи резко возросли различные асоциальные явления, дети все чаще стали обращаться к наркотикам, алкоголю, 66

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.