- умения, характеризующие способ организации, передачи и усвоения учебной информации, ее соотнесение с проблемно-стью, наличие и полноту двусторонней обратной связи.
Нам представляется возможным соотнести с функциями юмора данные коммуникативные умения, несколько изменив содержание последних в связи со спецификой решения проблемы комического.
Полученная таблица может выглядеть следующим образом:
Таблица 1
Функции юмора в педагогической деятельности Коммуникативные умения учителя
информационная умения, характеризующие способ организации и передачи юмористической информации
эмоциональная умения комплексного использования индивидуальных особенностей чувства юмора
мотивационная умения анализировать собственное стремление использовать юмор в профессиональной деятельности
регулирующая умения использовать юмор в сфере межличностных отношений
Таким образом, функции юмора в педагогической деятельности следующие: информационная, эмоциональная, мотивационная и регулирующая. Реализации данных функций будет способствовать соблюдение норм использования юмора в педагогической деятельности.
Библиографический список
1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. Казань: Изд. КГУ, 1988. 120 с.
2. Байбородова Л.В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе: Учебное пособие. Ярославль: ЯГПИ им. К.Д. Ушинского, 1991. 111 с.
3. Балыберзин А.Г. Формирование первоначальных понятий о юморе и сатире в школе // Вопросы психологии и методики обучения. Горький: Изд-во Горьковского гос. ун-та им. Н.И. Лобачевского, 1976. Вып.
4. С. 69-75.
4. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 328 с.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь: Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. т. 2. С. 5-361.
6. Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности: Курс лекций. Калиниград, 1995. 94 с.
7. Гришин Д.М., Прокопенко В.И. Учитель, улыбнись! // Советская педагогика. 1989. № 11.С. 82-85.
8. Лукьяненко Т.И. Структура коммуника-
тивных умений учителя и психологические условия их формирования у студентов педагогического вуза: Автореф. дис.
канд. пед. наук. М., 1991. 21 с.
9. Рожков М.И. Теоретические основы педагогики: Учебное пособие. Ярославль:
ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 1994. 63 с.
10. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающееся профессионально-педагогическое обучение и самообучение) / Под ред. П.И. Пид-касистого. М.: Российское пед. агентство, 1997. 174 с.
А.А. МИХАЙЛОВСКИЙ
Профилактика употребления психоактивных веществ среди учащейся молодежи
Проблема профилактики употребления психоактивных веществ среди учащейся молодежи сегодня наиболее обсуждаемая проблема как в педагогике, так и в других науках. Ее решение волнует и практиков. Много пишется и говорится о взаимодействии различных социальных институтов в ходе профилактики употребления психоактивных веществ среди учащейся молодежи.
Профилактика в системе образования рассматривается как органический компонент воспитательной работы с детьми. Данное утверждение имеет под собой объективные основания. Во-первых, социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране, привели к обострению действия такого фактора, как нестабильность, что отразилось, в первую очередь, на самой незащищенной части населения - детях и пенсионерах. В среде учащейся молодежи резко возросли различные асоциальные явления, дети все чаще стали обращаться к наркотикам, алкоголю, 66
пиву, токсическим веществам, чтобы уйти от возникающих проблем.
Во-вторых, ведется активная пропаганда в СМИ алкоголя и табака, терпимость общественного мнения к пьянству и наркомании.
В-третьих, всегда легче что-либо предупредить заранее, чем исправлять сложившийся негатив и те последствия, к которым он приводит. Это не только легче, но и требует меньших как материальных затрат, так и затрат моральных со стороны всех заинтересованных взрослых. Принцип оптимальности был и остается важнейшим принципом организации любой деятельности, любого процесса, включенного в данную деятельность.
Что же представляют собой психоактивные вещества и что такое профилактика?
Психоактивные вещества (ПАВ) - это химические и фармакологические средства, влияющие на физическое и психическое состояние, вызывающие болезненное пристрастие. К ним относятся наркотики, транквилизаторы, алкоголь, никотин, токсические и ряд других средств.
Как показывают результаты наших исследований, которые включали в себя опросы учащейся молодежи в возрасте от 10 до 17 лет (выборка составила 256 человек), наиболее распространенные по употреблению такие психоактивные вещества, как пиво, вещества наркотического характера, никотин и различные токсические вещества.
Под профилактикой употребления ПАВ обычно понимается предупреждение распространения различных видов зависимостей и формирования мотивации к употреблению различного вида ПАВ.
В психолого-педагогической науке и практике социально-педагогической деятельности профилактика рассматривается в следующих аспектах:
- как особого рода деятельность комплексной группы специалистов, направленная на предупреждение возникновения интереса и желания употреблять ПАВ у учащейся молодежи;
- как комплекс мер различного характера, имеющей своей целью формирование установок на здоровый образ жизни;
- как широкая пропагандистская и разъяснительная работа, в ходе которой дети и их родители знакомятся с негативным действием ПАВ на организм и психику человека;
- как процесс целенаправленной работы с детьми по формированию стратегий высокофункционального поведения.
Профилактическая работа организуется как со средой, которая оказывает негативное воздействие на личность ребенка, так и с самой личностью ребенка. Как показывает анализ практики организации профилактической работы, только реализация принципа комплексности позволяет продвигаться в сторону прогресса в решении рассматриваемой проблемы.
Еще один вопрос, который оказывает влияние на организацию профилактической работы, - это вопрос, касающийся причин употребления учащейся молодежью психоактивных веществ. Наверное, ни у кого не вызывает сомнений тезис о том, что, лишь повлияв на причины, можно добиться результата.
В психолого-педагогической литературе приводятся самые разнообразные причины: от причин глобального характера до причин, связанных с развитием личности ребенка и его индивидуальными особенностями. Мы провели опрос учащейся моложе (выборка описана выше) и взрослых (выборка: 187 человек в возрасте от 30 до 47 лет) и получили разницу в ответах по таким признакам, как пол, возраст, местопроживание, род профессиональной деятельности, сфера интересов. Но в данной статье мы представим обобщенные причины, как их видят дети и взрослые, не останавливаясь на анализе особенностей по тем показателям, которые были выявлены в ходе нашего исследования.
По мнению детей, эти причины следующие:
- Просто так, чтобы поднять настроение и забыть о проблемах.
- Если запрещают взрослые, надо сделать наоборот.
- Для получения удовольствия и приятных ощущений.
- За компанию, чтобы быть со всеми и как все.
- От скуки.
- От безысходности.
- По мнению взрослых:
- Доступность всех видов ПАВ.
- Снижение ценностного барьера у молодежи.
- Негативное влияние СМИ.
- Реклама алкоголя и табака.
- Уменьшение престижности получения знаний.
- Отрицательное влияние ценностей молодежной субкультуры.
- Терпимость общественного мнения к пьянству, наркомании, токсикомании.
- Семейное неблагополучие.
- Особенности возрастного развития.
Основной вывод, который следует из проанализированных (как представленных в психолого-педагогической литературе, так и полученных в ходе нашего исследования) источников, следующий. Причины употребления учащейся молодежью психоактивных веществ, в том числе веществ наркотического характера, - это низкая устойчивость детей и подростков к различным влияниям, отсутствие способности к мобилизации внутренних, личностных возможностей адекватно противостоять этим влияниям и низкая сопротивляемость действию стрессовых факторов. Именно это приводит к следованию принятым в группе сверстников нормам и принятию групповых интересов, ведущими среди которых являются употребление различных по виду ПАВ.
Существуют различные средства профилактической работы, мы в своем исследовании обращаемся к такому из них, как включение детей в процесс социального закаливания.
Социальное закаливание - это процесс включения учащейся молодежи в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социальной среды, и ситуации, в которых необходимо принять самостоятельное решение на основе альтернативного выбора, процесс формирования социальной устойчивости и умения адекватно оценивать себя, свои действия и поступки, действия и поступки других людей и прогнозировать возможные последствия принятых решений.
Главной составляющей социального закаливания является создание различных ситуаций. Начало исследований ситуации мож-
но отнести к 1917 году, когда Курт Левин разрабатывал свою теорию поля и на ранних этапах своих исследований понимал «психологическое поле» как ситуацию «здесь и сейчас» и считал, что человек действует под влиянием окружающей его ситуации.
Существуют различные подходы к пониманию ситуации, проанализировав которые, мы под ситуацией понимаем совокупность элементов социальной среды, носящих объективный характер, оказывающих влияние на человека, и элементов субъективных, отражающих роль самого человека как активной «составляющей» любой ситуации.
С целью профилактики употребления ПАВ учащейся молодежью в процессе ее социального закаливания мы обращаемся к трудным жизненным ситуациям, определение которых (наиболее удачное, на наш взгляд) дано в Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения», принятом Государственной Думой РФ 15.11.1995. В нем трудная жизненная ситуация понимается как ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность человека, которую он не может преодолеть самостоятельно. Включение ребенка в имитируемые в ходе профилактической работы трудные жизненные ситуации позволяет ему приобрести определенный опыт решения таковых, который молодой человек сможет перенести в условия реальной жизнедеятельности в социальной среде, что повысит его сопротивляемость неблагоприятным воздействиям социального окружения.
Библиографический список
1. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. М., 1998.
2. Гришина Н.В. Психология социальных ситуаций // Психология социальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. и общ. ред. Н.В. Гришиной. Спб., 2001.
3. Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000.
4. Рожков М.И., Ковальчук М.А. Профилактика наркомании у подростков. М., 2003.