Научная статья на тему 'Чувство юмора как фактор педагогического мастерства тренеров'

Чувство юмора как фактор педагогического мастерства тренеров Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
568
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАСТЕРСТВО / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ / КОМИЧЕСКОЕ / MASTERY / COMPETENCE / SKILLS / SATISFACTION / COMIC

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гультяева Елена Геннадьевна

В статье отражен характер влияния трех компонентов чувства юмора (создание и понимание комического, а также его использования) на показатели выраженности педагогических знаний, умелости тренеров и их удовлетворенности своим трудом (профессией и деятельностью). Показано, какие из компонентов чувства юмора можно считать профессионально важными качествами тренеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гультяева Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SENSE OF HUMOR AS A FACTOR OF PEDAGOGICAL MASTERY OF COACHES

The article deals with influence of three components of sense of humor (creation, usage and understanding) on the quantity of pedagogical knowledge, skills of coaches and their satisfaction of profession and activity. It is shown which of the components of sense of humor can be professionally important features of coaches

Текст научной работы на тему «Чувство юмора как фактор педагогического мастерства тренеров»

сменов к физическим нагрузкам / Н.А. Фомин, В.П. Филин. - М. : Физкультура и спорт, 1986. - 159 с.

10. Шигалевский, В.В. Функция сердца у юных спортсменов / В.В. Шигалев-ский, С. А. Душанин. - Киев : Здоровья, 1988. - 166 с.

ЧУВСТВО ЮМОРА КАК ФАКТОР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

ТРЕНЕРОВ

Елена Геннадьевна Гулътяева, преподаватель,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(ЛГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье отражен характер влияния трех компонентов чувства юмора (создание и понимание комического, а также его использования) на показатели выраженности педагогических знаний, умелости тренеров и их удовлетворенности своим трудом (профессией и деятельностью). Показано, какие из компонентов чувства юмора можно считать профессионально важными качествами тренеров.

Ключевые слова: мастерство, компетентность, удовлетворенность, комическое.

SENSE OF HUMOR AS A FACTOR OF PEDAGOGICAL MASTERY OF

COACHES

Elena Gennadievna Gultyaeva, teacher,

Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg

Abstract

The article deals with influence of three components of sense of humor (creation, usage and understanding) on the quantity of pedagogical knowledge, skills of coaches and their satisfaction of profession and activity. It is shown which of the components of sense of humor can be professionally important features of coaches.

Key words: mastery, competence, skills, satisfaction, comic.

ВВЕДЕНИЕ

Многие авторы отмечают высокую значимость использования юмора в педагогической деятельности, к числу которых относится и деятельность тренера [1, 2, 3, 4, 5]. Поэтому основной задачей данного исследования выступало выявление влияния чувства юмора на различные составляющие педагогического мастерства тренеров.

Теоретический анализ литературы, посвященной чувству юмора, позволил определить его как характеристику личности, включающую в себя эмоциональную восприимчивость к комическому, способность к выявлению противоречий, алогизмов, несоответствий, разнообразию ассоциаций, осознание социальной ценности смешного. Компонентами чувства юмора являются показатели: создание, понимание и использование комического, а также общий показатель его развития.

В исследовании приняли участие тренеры в количестве 74 человек.

МЕТОДИКИ

Измерение выраженности чувства юмора осуществлялось с помощью авторского личностного опросника «СПИ - Ю» (создание, понимание, использование юмора). Опросник включает в себя 61 вопрос. Испытуемым предлагается оценить себя и свое обычное поведение, отвечая на вопросы «да» или «нет». Анкета прошла процедуры проверки на точность, надежность и валидность.

Диагностика уровня педагогического мастерства тренеров (их умелости и компетентности) осуществлялась с помощью методики А.Н. Николаева МОПМ (2005).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В таблице 1 представлены данные, показывающие корреляционные связи показателей чувства юмора и сформированное™ педагогических умений тренеров, а также общего показателя их умелости. (Здесь и далее рассматриваются взаимосвязи на 99-процентном и выше уровне достоверности.)

Таблица 1

Взаимосвязи показателей чувства юмора и профессиональной умелости тренеров

(п = 74; при р < 0,01 г = 0,30)

Педагогические умения Показатели чувства юмора

создание комического понимание юмора использование юмора

Гностические 0,53 0,51 0,54

Мотивационные - 0,47 0,57

Оценочные - 0,49 0,59

Организаторские - 0,46 0,62

Агитационные 0,54 0,47 0,66

Умелость в целом - 0,48 0,63

Как видно из таблицы, показатели понимания и использования юмора имеют значимые корреляционные связи с пятью показателями педагогических умений и с баллом их общей выраженности. Эго - умения, предполагающие высокий уровень развития познавательных операций и способов педагогического общения.

Тренеры с развитым чувством юмора в аспектах его понимания и использования являются хорошими организаторами, умеют и любят работать с командой. Они умеют создавать и развивать подростковый коллектив и управлять его деятельностью как в учебно-тренировочном процессе, так и вне его, организовывать деятельность учащихся в свободное время.

Интересно, что более тесные связи с умениями (на 99% уровне достоверности и выше) прослеживаются у показателя использования юмора. Понимание юмора связано с педагогическими умениями (при р < 0,01). То есть, на умелость тренеров в большей степени оказывает влияние такое проявление чувства юмора, как способность использовать комическое в разных ситуациях.

В целом, можно заключить, что создание юмора не обусловливает умелость тренеров. Влияние на развитие педагогических умений, связанных с приобретением знаний и управлением деятельностью и общением спортсменов - гностических, мотивационных, организаторских, оценочных, агитационных - оказывает способность к использованию юмора, базирующаяся на глубоком понимании комических эффектов. Рассмотрим характер связей показателей чувства юмора и педагогической компетентности тренеров (таблица 2).

Таблица 2

Взаимосвязи показателей чувства юмора и профессиональной компетентности

тренеров (п = 74; при р < 0,01 г = 0,30)

Показатели компетентности Показатели чувства юмора

создание комического понимание юмора использование юмора

Образовательной - 0,45 0,44

Оздоровительной - - 0,48

Воспитательной 0,47 0,49 0,62

Соревновательной - - 0,60

Компетентность в целом . . 0,59

В данном случае прослеживается вышеописанная тенденция. Понимание и создание юмора определяет лишь некоторые показатели компетентности деятельности

тренеров и не связано с общей их компетентностью. Понимание комического тренерами связано с их компетентностью и, соответственно [6], с профессиональной успешностью по реализации образовательной функции спорта и, тем самым, влияет на общую и специализированную осведомленность учащихся, успешность их обучения новым приемам и техникам. Кроме того, понимание комического связано с их компетентностью в вопросах воспитания нравственных, волевых, коммуникативных и других позитивных качеств личности спортсменов. Тренеры, понимающие юмор, способны оценить и принять шутку со стороны собеседников, более чувствительны к личности партнера по общению, могут найти индивидуальный подход в обучении.

Однако этот компонент чувства юмора не влияет на их компетентность в подготовке спортсменов к выступлению в соревнованиях и в деятельности по развитию организма занимающихся и по их оздоровлению. Для этого необходимо не только понимание и принятие юмористических высказываний, но и продуцирование юмора, применение комического для управления общением и деятельностью.

Полученные результаты можно объяснить следующим. Юмористическое отношение тренера к жизненным и спортивным проблемам передается и спортсменам. У них формируется оптимистическое мировосприятие, что не может не способствовать созданию благоприятного психологического климата в команде и существенно повышает мотивацию к активности на занятиях.

Иными словами, использование юмора обусловливает высокий уровень как общей компетентности тренеров, так и ее компонентов - образовательного, оздоровительного, воспитательного и соревновательного.

Обратимся к результатам, показывающим влияние чувства юмора на субъективную сторону успешности деятельности - удовлетворенность тренеров своим трудом (таблица 3).

Таблица 3

Взаимосвязи показателей чувства юмора и удовлетворенности тренеров трудовой

деятельностью (п = 74; при р < 0,01 г = 0,30)

Трудовая удовлетворенность Показатели чувства юмора

создание комического понимание юмора использование юмора

Профессией - 0,54 0,61

Деятельностью 0,45 0,57 0,66

Общая - 0,55 0,70

Результаты свидетельствуют о том, что такие компоненты чувства юмора, как его понимание и использование, определяют удовлетворенность тренеров своей профессией, процессом, результатом и условиями деятельности, а также общий уровень позитивного отношения к своему труду.

Тренеры, умеющие понимать и использовать комическое в деятельности, удовлетворены не только материальными и организационными условиями деятельности, отношениями с коллегами и учениками, процессом работы и профессиональными достижениями, но и теми возможностями, которые дает профессия тренера. Они более высоко оценивают уровень своей профессиональной подготовки, считают, что выбранная профессия соответствует их характеру и склонностям, предоставляет перспективы для профессионального роста. Они испытывают чувство гордости от осознания своей принадлежности к данной профессии, переживают позитивные эмоции в труде. Это повышает их внутреннюю мотивацию деятельности, способствует продвижению к вершинам профессионализма.

Таким образом, полученные результаты дают возможность сделать вывод о положительном влиянии чувства юмора тренеров на успешность их деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабушкин, Г. Д. Специфика деятельности тренера / Г. Д. Бабушкин ; Омский

гос. ин-т физ. культуры. - Омск : [б.и.], 1985. - 68 с.

2. Дмитриев, А.В. Социология юмора : очерки / А.В. Дмитриев ; Рос. Аккад, наук, Отд. философии, социологии, психологии и права. - М. : Изд-во РАН, 1996. -214 с.

3. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кан-Калик. -М. : Просвещение, 1987. - 190 с.

4. Козиев, В.Н. Профессионально значимые качества личности учителя и их самооценка / В.Н. Козиев // Творческая направленность деятельности педагога : сб. науч. тр. / Науч.-исслед. ин-т общ. образования взрослых Акад. пед. наук СССР ; под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской - JI. : [б.и.], 1978. - С. 37-51.

5. Лукьяненко, Т.П. Структура коммуникативных умений учителя и психологические условия их формирования у студентов педагогического вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Лукьяненко Т.П. - М., 1991. - 21 с.

6. Николаев, А.Н. Психология тренера в детско-юношеском спорте / А.Н. Николаев. - СПб. : [б.и.], 2005. - 344 с.

МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СПОРТСМЕНОВ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ВОСПАЛИТЕЛЬНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ПАРОДОНТА

Елена Рудольфовна Исаева, кандидат психологических наук, доцент,

Ирина Николаевна Антонова, кандидат медицинских наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика П.П. Павлова (СПбГМУ им. акад. П.П. Павлова)

Аннотация

Изучены механизмы психологической адаптации спортсменов, страдающих воспалительными заболеваниями пародонта. ВЗП рассматривается как болезнь адаптации, результат истощения биологических и психических резервов человека. Показано, что обратимые процессы в пародонте характеризуются манифестацией психических нарушений, являющихся индикаторами дистресса. Высокий уровень психологических ресурсов на определенном этапе развития ВЗП может компенсировать нарушения гомеостаза.

Ключевые слова: психологическая адаптация, спортсмен, воспалительное заболевание пародонта.

PSYCHOLOGICAL ADAPTATION MECHANISMS OF SPORTSMEN AND ITSCORRELATION WITH INFLAMMATORY PARODENTIUM DISEASE

Elena Rudolfovna Isaeva, candidate of psychological sciences, senior lecturer,

Irina Nikolaevna Antonova, candidate of medical sciences, senior lecturer, Saint-Petersburg State Medical University of I.P. Pavlov

Abstract

Psychological adaptation mechanisms of sportsmen with inflammatory parodentium diseases were studied. It observes as disease of adaptation, as a result of exhaustion of biological and psychic reserves of human. It was revealed, that reversible processes in parodentium are characterized by beginning of psychic disorders that are indicators of distress. High level of psychological resources on the determinated stage of IPD could make up the disorders of homeostasis.

Keywords: psychological adaptation, the sportsman, inflammatory parodentium diseases.

ВВЕДЕНИЕ

Симптомы перенапряжения, вызванные интенсивными физическими и эмоциональными нагрузками в спорте, со про вождаются сдвигами в нервной, гуморальной, иммунной системах и постепенно приводят к структурно-функциональной перестройке всего организма, т.е. происходит адаптация к существующим условиям профессиональной деятельности [7]. Вместе с тем, интенсивные спортивные нагрузки вызывают

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.