Научная статья на тему 'Функции уполномоченного по правам человека в Российской Федерации'

Функции уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4972
607
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / ФУНКЦИИ / ОМБУДСМАН / ЗАЩИТА ПРАВ / ATTORNEY ON HUMAN RIGHTS / FUNCTIONS / OMBUDSMAN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Плотникова Александра Эдуардовна

В статье исследована проблема эволюции функций института омбудсмана. Установлены функции уполномоченного по правам человека в РФ, выделены признаки функций омбудсмана и проблемы, связанные с их осуществлением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONS OF A HUMAN RIGHTS ATTORNEY IN THE RUSSIAN FEDERATION

The problem of the ombudsman institution functions has been investigated. The functions of attorneys on human rights in the Russian Federation have been established, characteristic features of the above functions and problems associated with their realization are pointed out.

Текст научной работы на тему «Функции уполномоченного по правам человека в Российской Федерации»

Функции уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

А.Э. Плотникова, аспирантка, Оренбургский ГАУ

Каждый государственный орган сообразно своей компетенции выполняет свойственные ему функции. Механизм государства действует через отдельные государственные органы — функции государства в целом осуществляются посредством функций отдельных государственных органов. В современной науке конституционного права вопрос о функциях омбудсмана (уполномоченного по правам человека), который является государственным органом согласно действующему законодательству, до сих пор остаётся одним из наименее разработанных. Функция омбудсмана представляет собой реализацию компетенции, прав и обязанностей уполномоченного по правам человека в соответствии с занимаемым им местом в государственном механизме и политической системе общества. Уполномоченный по правам человека РФ реализует одну из важнейших функций государства — обеспечение прав и свобод человека и гражданина в рамках своей компетенции.

Прежде чем перейти к анализу функций современного российского омбудсмана, обратимся к эволюции функций института омбудсмана с момента его возникновения в мире. Деятельность первых омбудсманов заключалась прежде всего в контрольных функциях, поскольку была направлена на выявление ненадлежащего выполнения государственными органами и должностными лицами возложенных на них обязанностей, а охрана прав и свобод человека и гражданина играла лишь косвенную роль. Впоследствии компетенция омбудсмана стала расширяться и дополнилась функциями защиты основных прав и свобод человека и борьбы с коррупцией при расследовании случаев ненадлежащего администрирования. Как указывает Е.Н. Мухитдинов, постепенно в сферу деятельности омбудсмана стали входить вопросы обеспечения прав и свобод человека и гражданина, закреплённых в конституциях и законодательстве стран и основанных на общепризнанных принципах и нормах международного права. При этом возросла роль международного права в регулировании вопросов защиты прав человека на международном уровне [1].

К проблеме выделения функций у современного омбудсмана исследователи подходят с разных точек зрения. А.Ю. Сунгуров, исследуя задачи, поставленные перед омбудсманами зарубежных стран, на основе анализа ряда законов об уполномоченном приходит к выводу, что

функции омбудсмана несколько изменились в процессе его распространения «от приоритета в коррекции сбившихся с пути публичных чиновников и повышения качества работы публичной администрации к рассмотрению и разрешению индивидуальных жалоб». Кроме того, некоторые офисы омбудсманов берут на себя вторичную, но важную функцию выполнения как бы «административного аудита», с целью выявления системных сбоев административных служб и последующей помощи в улучшении качества административных процедур [2]. Ещё одной функцией омбудсманов в ряде стран становится содействие в развитии системы «открытого правительства», что происходит в случаях, когда они начинают систематически работать с жалобами на непредставление различными правительственными службами гражданам информации о своей деятельности. Работа в этом направлении включает также инициирование соответствующих нормативных актов, обеспечивающих доступ жителей к правительственной информации. Такую работу ведут омбудсманы Новой Зеландии, Австралии, Ирландии и Великобритании. Наконец, институт омбудсмана берёт на себя функции внесудебного рассмотрения дел, осуществляя своей деятельностью своеобразный «туннельный эффект» в условиях всё более усложняющейся и дорогой судебной власти, поэтому деятельность омбудсмана приближается по сути к функциям восстановительного правосудия, к функции «восстановления мира в общине».

Л.В. Сморгунов, А.П. Альгин, И.Н. Барыгин выделяют четыре основные функции института омбудсмана: содействие более эффективной работе власти; содействие жителям в восстановлении нарушенных властью прав; реализация функции посредника, моста между обществом и властью; реализация функции внесудебного расследования [3].

Между тем Р. Г. Вагизов отмечает, что важными функциями омбудсмана стали функция посредника: «Институт омбудсмана становится своеобразным «дружелюбным интерфейсом» государственного механизма» и функция внесудебного рассмотрения дел [4].

В.В. Эмих выделяет следующие функции омбудсмана: корректирующая, консультационно-ориентирующая, превентивная, просветительская, координационная, диагностическая, функция содействия совершению правовых актов и административных процедур [5]. Осуществление этих функций тесно связано с основными целями деятельности уполномоченных по правам

человека — обеспечением гарантий государственной защиты и соблюдения прав и свобод граждан. Согласно классификации, предложенной В.В. Эмих, в целях выполнения корректирующей функции уполномоченные содействуют восстановлению нарушенных прав граждан, обращаются в компетентные органы государственной власти для привлечения виновных лиц к ответственности, способствуют отмене или изменению нормативных правовых актов, на основании которых допускаются нарушения прав и свобод человека. Консультационно-ориентирующая функция заключается в оказании обратившимся гражданам бесплатной юридической помощи. Превентивная функция направлена на недопущение подконтрольными субъектами нарушений прав человека. Диагностическая функция позволяет выявить уровень защиты прав и свобод человека, а также состояние законодательства в этой сфере путём анализа уполномоченными по правам выявленных случаев нарушения прав. Её можно, на наш взгляд, также назвать функцией мониторинга законодательства и правоприменительной практики. Функция содействия совершению правовых актов и административных процедур предполагает содействие омбудсманов развитию законодательства в области прав человека и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами международного права, заключению Российской Федерацией международных договоров в этой области, совершенствованию подзаконных правовых актов и актов огранов местного самоуправления по вопросам реализации и соблюдения прав и свобод граждан, а также совершенствованию административных процедур.

Анализ норм федерального конституционного закона об уполномоченном позволяет выделить отдельные направления его деятельности (ст. З):

— восстановление нарушенных прав человека и гражданина;

— совершенствование законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;

— развитие международного сотрудничества в области прав человека;

— правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты [б].

Основываясь на нормах законодательства, регулирующих деятельность российского ом-будсмана, а также изучив практику его деятельности, мы приходим к выводу, что классификацию функций по содержанию, предложенную В.В. Эмих, следует дополнить также контрольной функцией, поскольку омбудсман в ходе выполнения проверок, начатых на основе полученных им жалоб или по собственной инициативе, выявляет нарушения прав и свобод человека,

способствует их устранению, определяет фактическое положение дел с соблюдением прав и свобод человека, даёт ему оценку и принимает меры по устранению обнаруженных недостатков и предотвращению их появления в будущем. По своей сути эта совокупность действий представляет собой контроль. Также можно выделить информационную функцию, поскольку помимо оказания бесплатных юридических консультаций гражданам, обратившимся к нему за помощью, омбудсман предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной власти, должностным лицам, общественным организациям, средствам массовой информации и прочим заинтересованным субъектам.

В качестве самостоятельной можно выделить правотворческую функцию, реализуемую в рамках статьи 31 ФКЗ при обращении омбудсмана РФ к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и о дополнении федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации либо о восполнении пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации в установленных законом случаях. Аналогичная функция существует и у региональных уполномоченных, некоторые из которых также наделены правом законодательной инициативы.

Немаловажной является функция сотрудничества, поскольку при осуществлении своих полномочий омбудсман взаимодействует со многими субъектами: с общественными правозащитными организациями, уполномоченными по правам человека в субъектах РФ, с органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и СМИ. Также омбудсман выполняет организационную функцию, поскольку согласно закону уполномоченный утверждает структуру своего рабочего аппарата, положение о нём и его структурных подразделениях и непосредственно руководит его работой. По вопросам, связанным с руководством рабочим аппаратом, уполномоченный издаёт распоряжения.

На основе анализа ФКЗ об уполномоченном автор предлагает следующую классификацию функций по степени обязательности для уполномоченного их выполнения: они делятся на императивные и диспозитивные. Критерием в данном случае будет выступать отнесение действий омбудсмана в рамках выполняемой функции к основным направлениям его деятельности (статья 2 ФКЗ об уполномоченном), уже указанных нами ранее. Соответственно, к императивным функциям, точно очерчивающим права и обязанности омбудсмана и не допускающим отступлений от них по его воле, будут отнесены такие функции, как корректирующая,

просветительская, координационная, правотворческая, контрольная, диагностическая, функция сотрудничества. Остальные функции мы отнесём к диспозитивным — при выполнении таких функций уполномоченному по правам человека предоставляется возможность самому выбирать форму своих взаимоотношений, урегулированных нормами права (например, превентивная, консультационно-ориентирующая, организационная функции, функция содействия совершению правовых актов и административных процедур).

По степени важности функции российского омбудсмана можно разделить на основные и вспомогательные. Основные функции выполняются в соответствии с целями деятельности омбудсмана, направлены на защиту прав и свобод человека и гражданина, с их помощью осуществляются наиболее общие, важнейшие направления деятельности омбудсмана по выполнению основных стратегических задач и целей, поставленных перед ним (например, контрольная, просветительская, функция сотрудничества, консультационно-ориентирующая); вспомогательные функции осуществляются с целью обеспечения выполнения основных функций и представляют собой их составные части (организационная).

Изучив особенности функционирования омбудсмана, можно выделить определённые признаки его функций:

1. Функции омбудсмана носят объективный характер.

2. Функции носят систематический, постоянный характер.

3. В функциях выражаются сущность и назначение уполномоченного по правам человека, реализуется его деятельность.

4. Функции возникают и развиваются в соответствии с задачами и целями омбудсмана.

5. Функции омбудсмана осуществляются в определённых, установленных законодательством формах и определёнными методами.

Исследователи, выделяя определённые функции уполномоченного по правам человека, часто подчеркивают существенные проблемы, связанные с их реализацией. Например, С.Л. Давтян в своей статье обращает внимание на проблемы реализации функции уполномоченного по правам человека по правовому просвещению граждан через СМИ [У]. Из-за отсутствия системности в вопросе правового просвещения выполнение этой функции носит, скорее, декларативный характер. В ФКЗ об уполномоченном и законах субъектов, регулирующих деятельность уполномоченных, не указаны конкретные субъекты, правовым просвещением которых обязаны заниматься уполномоченные, поэтому можно предположить, что к их числу относятся не только рядовые граждане, но и должностные лица

государственных органов и органов местного самоуправления. Зачастую у омбудсмана отсутствуют необходимые средства, поэтому каждый уполномоченный сам выбирает подходящую ему форму правового просвещения, исходя из собственных познаний в области прав человека, опыта правозащитной деятельности и других факторов. Процесс взаимодействия омбудсманов со СМИ, не относящимися к их собственным печатным изданиям, является нерегулярным и бессистемным. Реализации функции правового просвещения также препятствуют низкий уровень правосознания, правовой нигилизм как рядовых граждан России, так и должностных лиц, которые являются одной из причин грубых и массовых нарушений прав человека во всех областях [8].

Также можно выделить следующие проблемы, с которыми сталкивается институт уполномоченного по правам человека при осуществлении своих функций:

— неустойчивость института уполномоченного по правам человека в системе власти как на федеральном уровне, так и в регионах, в ряде которых он до сих пор отсутствует;

— преуменьшение роли института как важного механизма повышения эффективности структур исполнительной власти;

— существование ряда существенных пробелов в законодательном регулировании деятельности и статуса омбудсмана как на федеральном уровне, так и на уровне функционирования региональных уполномоченных;

— отсутствие в ряде случаев стабильных взаимоотношений с общественными правозащитными организациями на партнёрских основах;

— наличие определённых проблем в управлении и организации работы аппарата омбудсманов.

Решение данных проблем и устранение недостатков будут способствовать эффективному развитию института уполномоченного в России.

Литература

1. Мухитдинов Е.Н. Эволюция института омбудсмана // Право и политика. № 5. 2009. С. 10-12.

2. Сунгуров А.Ю. Институт омбудсмана: эволюция традиций и современная практика (опыт сравнительного анализа). СПб.: Норма, 2005. С. б1.

3. Сморгунов Л.В., Альгин А.П., Барыгин И.Н.Государственная политика и управление: учебник / под ред. Л.В. Сморгунова. М.: РОССПЭН, 200б. С. 185.

4. Вагизов Р. Г. Понятие омбудсмана (уполномоченного по правам человека) в современой правовой доктрине // Российская юстиция. 2008. № 11. С. 4З.

5. Эмих В.В. Компетенция уполномоченных по правам человека в Российской Федерации: конституционно-правовое исследование : дисс. ... канд. юридич. наук: Екатеринбург, 2008. С. б8-б9.

6. Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон РФ от 2б февраля 199У г. N 1-ФКЗ (с изм. от 1б октября 200б г., 10 июня 2008 г., 28 декабря 2010 г.) // Собрание законодательства РФ. 199У. № 9. Ст. 1011.

У. Давтян С.Л. Функция уполномоченного по правам человека по правовому просвещению граждан через СМИ: проблема реализации // Право и СМИ 2011. Вып. № 2. URL: http:// www.mediascope.ru/node/784/

8. Образование в области прав человека в России, включая образование в области профилактики ВИЧ/СПИДа: аналитический отчёт / под ред. А.Я. Азарова. М.: Московская школа прав человека, 2008. С. 28У.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.