Научная статья на тему 'Защита прав человека под эгидой омбудсмана: исторический опыт и современная практика'

Защита прав человека под эгидой омбудсмана: исторический опыт и современная практика Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
790
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ОМБУДСМАН / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васютин Юрий Сергеевич

В статье представлена история становления и развития института омбудсмана в России. Рассматриваются современные проблемы гражданского общества и направления социальной защиты институтом Уполномоченного по правам человека в Орловской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Защита прав человека под эгидой омбудсмана: исторический опыт и современная практика»

УДК 342.7

ВАСЮТИН Ю.С. Защита прав человека под эгидой

омбудсмана: исторический опыт и современная практика

В статье представлена история становления и развития института омбудсмана в России. Рассматриваются современные проблемы гражданского общества и направления социальной защиты институтом Уполномоченного по правам человека в Орловской области.

Ключевые слова: права человека, омбудсман, гражданское общество, Уполномоченный по правам человека

Права человека - одна из вечных проблем человечества. Современный перечень прав и свобод человека, зафиксированный в международно-правовых документах, - это результат длительного исторического становления эталонов и стандартов, которые стали нормой современного общества. В различные исторические эпохи понятие, содержание и объем прав и свобод человека не были одинаковыми.

Права человека - это система личных, экономических, социальных, политических и юридических норм и гарантий, направленных на обеспечение жизнедеятельности человека. Это принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие возможность действовать по своему усмотрению (свободы) или получать определенные блага (права).

Основные права и свободы человека принадлежат каждому от рождения. Под основными правами следует понимать права, содержащиеся в конституциях государств и международно-правовых документах по правам человека: в Международном билле о правах человека, Конвенции о защите прав человека и основных свобод граждан 1950 г, Европейской социальной хартии и др.

Создание Организации Объединенных Наций и принятие Устава ООН положили начало новому этапу межгосударственных отношений в области прав и свобод человека.

Институт омбудсмана (или Омбудсме-на) возник в Швеции: в ХУ!-ХУ!! веках ом-будсманы уже осуществляли контрольные функции королевской власти по отношению к провинциальным судебным чиновни-

кам. Контроль за судебной властью со стороны власти короля через омбудсманов -это уже можно было назвать защитой законных интересов, прав и свобод граждан.

Центральной фигурой института омбудсмана является Главный Сенешаль, основная задача которого определена Конституцией Швеции: от имени короля осуществлять надзор за деятельностью правоохранительных органов и отправлением правосудия в стране. Впервые должность омбудсмана была учреждена в 1809 г.

"Расшифровка" слова омбудсман, ещё не совсем привычного для наших соотечественников, по одним источникам, шведского происхождения и имеет несколько значений: представитель, агент, делегат, адвокат, опекун или любое иное лицо, уполномоченное кем-либо действовать от чьего-либо имени (в данном случае - короля). Другие источники приписывают слову омбудсман немецкое, датское происхождение. Но суть - одна.

На протяжении веков институт претерпевал изменения, развивался и усовершенствовался.

Первым омбудсманом Швеции - омбуд-сманом юстиции (и первым парламентским Омбудсманом в мире) стал председатель Конституционного комитета парламента и лидер конституционной партии Швеции Ларс Август Маннергейм, который не был юристом по профессии, но имел огромный опыт общественно-политической деятельности, знание жизни и большой авторитет.

При этом в стране не была упразднена и сохраняется до настоящего времени

должность канцлера юстиции, что создаёт определённый и необходимый, на наш взгляд, параллелизм функций омбудсмана и канцлера юстиции, поскольку обеспечивает большую защищённость простых жителей от произвола и ошибок госслужащих вообще, а не только судебных чиновников.

Таким образом, Швеция стала не только "родоначальницей" парламентского ом-будсмана общего профиля, но и специального омбудсмана по делам военнослужащих, СМИ, образования, управления и т. д.

Рассматривая значение института омбудсмана в контексте развития человеческого общества, следует сказать, что это самый точный и чуткий прибор, индикатор, показывающий степень развития демократии в обществе, поскольку вне демократии нет и речи о защите прав и свобод человека как на государственном, так и на региональном уровне.

Примеру Швеции последовали многие (а сегодня - практически все) европейские другие страны. Начиная с середины XX в. институт Омбудсмана получил широкое распространение сначала в скандинавских, затем в англосаксонских и других европейских государствах. В 1983 г институт функционировал уже в 21 стране, к 1997 г - в 87 странах, а в 2004 г. - в 122 странах мира.

Представитель по гражданским правам есть в Польше, проведор юстиции - в Португалии, коллегия народной правозащиты - в Австрии, адвокат народа - в Румынии, парламентский комиссар по делам администрации - в Великобритании, парламентский омбудсман - в Литве. Обязанностью этих должностных лиц является контроль за тем, чтобы государственные органы в процессе своей деятельности не нарушали прав человека и гражданина.

Польша стала первой из стран социалистического лагеря, обратившейся к созданию института омбудсмана: эта идея туда пришла через академическое общество и была донесена до властей и общественности посредством научных публикаций, статей профессоров права и публичной политики. В других странах бывшего социалистического лагеря весомый вклад в создание института омбудсмана также внесли учёные -политологи, социологи, юристы.

По мнению российских исследователей, сферой научных интересов которых являет-

ся институт омбудсмана, его быстрое распространение, а также появление наряду с национальными региональных, муниципальных и даже специализированных омбудсма-нов (прежде всего - по правам детей) уже само по себе является феноменом, который требует серьёзного анализа.

Развитие института Омбудсмана тесно связано не только с развитием публичной политики, как утверждают некоторые политологи, но и с распространением стандартов надлежащего качества работы чиновников исполнительной власти разного уровня. Так, в Великобритании это называется "ненадлежащим администрированием", когда гражданин, обратившийся к чиновнику, испытывает ощущение неправильности, несправедливости по отношению к нему.

Таким образом, по мнению исследователей, институт омбудсмана помогает "очеловечиванию" властных структур и направленности работы чиновников и их ведомств на решение проблем конкретного человека.

Работа омбудсманов в современных условиях тесно связана с таким понятием, как"права человека", с внедрением в реальную практику страны международных стандартов прав человека, хотя сама концепция прав человека и не имеет единого осознания в разных странах - у разных стран и разных групп населения под ними понимаются разные вещи.

Ещё одним важным моментом в деятельности института омбудсмана является борьба с коррупцией - тема крайне актуальная в настоящее время в России. Институт Омбудсмана считается одним из самых эффективных институтов по предотвращению коррупции. Насколько плодотворной в этом направлении окажется деятельность Уполномоченного по правам человека в России, покажет время.

Находясь на посту Генерального секретаря ООН, Кофи Аннан назвал права человека в качестве основы деятельности ООН в ключевых областях поддержания мира и безопасности, развития и оказания гуманитарной помощи. Очевидно, такой же позиции будут придерживаться и его преемники.

В своё время Генеральный секретарь ООН Б. Б. Гали в одном из своих выступлений подчеркивал, что права человека часто используются государствами в национальных интересах, а не для их реальной

защиты. В связи с этим наряду с национальными уполномоченными различными международными организациями стали избираться омбудсманы (комиссары).

Главным омбудсманом является Верховный комиссар ООН по правам человека.

Идея учреждения Верховного комиссара ООН по правам человека зрела давно. В 1947 г. французский ученый Р. Кассен, внесший значительный вклад в разработку Всеобщей декларации прав человека и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, выступил с предложением учредить пост Верховного Омбудсмана ООН, ответственного за защиту прав человека. Но прошло еще немало времени, прежде чем сложились благоприятные условия для дальнейшего рассмотрения вопроса об учреждении поста Верховного комиссара ООН по правам человека.

После продолжительных дискуссий и обсуждения 48-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН в 1993 г приняла Резолюцию об учреждении поста Верховного комиссара ООН по правам человека, в которой говорится, что Верховный комиссар ООН по правам человека должен быть "личностью, характеризующейся высокими моральными устоями и честностью и обладающей опытом, в том числе в области прав человека, и общими знаниями и пониманием разных культур, что необходимо для беспристрастного, объективного, неизбирательного и эффективного выполнения обязанностей Верховного комиссара"1.

Основным центром исследования и изучения опыта развития института Омбудсмана занимается Международный Институт Омбудсмана в Канаде, который обобщает материалы и издаёт их в Ежегодном альманахе под редакцией профессора Л. Рейф.

Идея парламентского Омбудсмана как защитника прав граждан, который мог бы состояться на российской почве, долго и широко обсуждалась в научных и диссидентских кругах.

В то время функции общего надзора, приёма жалоб и заявлений граждан в нашей стране осуществлял институт прокуратуры, что служило поводом для многих зарубежных аналитиков считать Прокуратуру СССР подобием и даже аналогом института омбудсмана. Однако уже в 60-70-е годы XX века в среде таких известных отечественных правозащит-

ников, как С.А. Ковалёв (впоследствии он возглавил Комитет по правам человека в Верховном Совете РСФСР), обсуждались фундаментальные принципы права, разумного и свободного устройства общественной жизни, решался вопрос о необходимости перенесения идеи этого нового для нашей страны института на отечественную почву.

Первое упоминание института Уполномоченного по правам человека в российских юридических документах относится к сентябрю 1990 года - в первой и последующих редакциях проекта новой Конституции РСФСР этот институт предусматривался отдельной статьёй, правда, в вариантах этого проекта омбудсман именовался по-разному:

*Государственным комиссаром Верховного Совета РФ по правам человека,

*парламентским Уполномоченным по правам человека,

*Уполномоченным Верховного Совета РСФСР по правам человека.

Первое официальное юридическое закрепление идея российского омбудсма-на получила с принятием Верховным Советом в 1991 году Декларации прав и свобод человека и гражданина РФ.

Конкретно 40-я статья Декларации устанавливала, что на парламентского Уполномоченного по правам человека возлагается парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Закон был принят только спустя четыре года - после принятия новой Конституции РФ в 1993 году.

Первым Уполномоченным по правам человека в РФ стал Сергей Ковалёв, возглавлявший к тому времени Комиссию по правам человека при Президенте РФ, но закона об Уполномоченном в стране так и не было принято до 1996 года.

Закон претерпел немало "коллизий", прежде чем вступил в силу, став основополагающей базой для работы Уполномоченного по правам человека в РФ. Он даже блокировался Советом Федерации, который возражал против возможности создания Уполномоченным по правам человека региональных представительств в субъектах Федерации.

И только в декабре 1996 года окончательный вариант закона был принят Госдумой, а 26 февраля 1997 года подписан Президентом РФ.

Закон обеспечивал Федеральному Ом-будсману (Уполномоченному) достаточно большую самостоятельность и возможности в рассмотрении жалоб и обращений граждан, однако не давал Уполномоченному ни права законодательной инициативы, ни права обращения в Конституционный суд.

На протяжении пяти лет Федеральным Омбудсманом был О.О. Миронов. На этом посту его сменил В.П. Лукин.

Интерес к человеку, проблеме достоинства личности становится одним из основных проявлений подлинного демократизма в жизни современного общества. Вступление России в Совет Европы обусловило необходимость приведения российского законодательства в соответствие с международными и европейскими стандартами в области защиты прав и свобод человека.

Россия пришла к осознанию идеи правового государства, которая получила закрепление в Конституции РФ. Главной ценностью правового государства является человек, а основным гарантом его прав и свобод выступает суд.

Правовая система страны закрепила весь перечень прав, зафиксированных в международных пактах и соглашениях, фактически ставших новацией для отечественного конституционного законодательства. Раздел Конституции о правах и свободах российских граждан является в известном смысле украшением правовой системы современной России, самым полным юридическим выражением ее демократических устремлений.

Усиление эффективности правозащитных институтов и всей правовой системы возможно лишь при условии построения сильного правового и социального государства, обеспечивающего упорядоченность и урегулированность общественных процессов; координацию и согласованность интересов различных общественных групп и политических сил; упрочение сложной системы связей и отношений в обществе, социальной направленности реформ; совершенствование системы органов власти в сфере осуществления прав и свобод человека.

Важной вехой для формирования ИУПЧ (институт Уполномоченного по правам человека) стало принятие в ноябре 1991 г. Верховным Советом Декларации прав человека и гражданских свобод, в которой декларировалась необходимость "парламентского

Уполномоченного по правам человека". Тем самым была создана правовая основа для дальнейшей работы по конституционной регламентации этого независимого института.

При подготовке конституционных проектов институт Уполномоченного по правам человека оказался в сфере повышенного внимания политиков и законодателей. В Конституции Российской Федерации (п. "д" ч. 1 ст. 103) были заложены нормы, согласно которым к ведению Государственной Думы относятся назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом. Правозащитному институту был придан статус конституционного.

Должность Уполномоченного по правам человека в РФ учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Конституция РФ 1993 г предусматривает этот новый для нашего государства правовой институт - Уполномоченного по правам человека. Задачей этого нового института является обеспечение свободы отношений между гражданами и государственными структурами, защита граждан от правонарушений и бюрократических извращений.

В компетенцию Уполномоченного входит рассмотрение жалоб граждан РФ и находящихся на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее они обжаловали эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласны с решениями, принятыми по их жалобе.

Деятельность Уполномоченного не подменяет деятельность других правозащитных институтов и тем более не отменяет ее. Поэтому нельзя рассматривать институт Омбудсмана как "альтернативу" суду или прокуратуре.

Уполномоченный по правам человека -правовой институт, действующий дополнительно к существующим правозащитным институтам.

Создание хорошо организованных и четко работающих институтов Уполномоченно-

го

го по правам человека в России, ее субъектах будет, на наш взгляд, способствовать развитию и укреплению принципов правового государства в частности принципа ограничения государственной власти.

Институт Уполномоченного по правам человека - один из институтов гражданского общества и плодотворно осуществлять свою деятельность может исключительно в условиях взаимодействия, сотрудничества и понимания с другими институтами гражданского общества, прежде всего с общественными организациями, входящими в состав Общественной палаты Орловской области.

Конституционные права и свободы человека и гражданина нуждаются в эффективных механизмах их реализации, без которых само существование и законодательное закрепление прав и свобод становится правовой фикцией. Эффективность решения проблем обеспечения прав и свобод человека и гражданина в России зависит не только от усилий государства, но и активизации деятельности формирующихся институтов гражданского общества, помогающих государственным органам власти разрешать самые сложные задачи в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Становление институтов гражданского общества и развитие демократии в стране находятся в тесной взаимосвязи: чем более развито гражданское общество, тем демократичнее государство.

В современных условиях российской действительности институты гражданского общества всего лишь формируются, в силу чего не могут в полной мере осуществлять действенный контроль над государственной властью. Однако уже сейчас налицо явные тенденции участия и возрастающей роли все более укрепляющихся институтов гражданского общества в механизме реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Сугубо самостоятельной жизни гражданского общества практически нет, в большинстве своих проявлений она переплетается с жизнью государства, а сами институты призваны решать или способствовать решению сложных государственных задач, в частности способствовать реализации гарантированных государством конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Критериями гражданского общества являются:

1. Экономическая и социальная свобода членов общества, которая возможна только в обществе с рыночной экономикой, где личность не отчуждена от собственности, вправе выбрать любую ее форму, где существует свобода предпринимательской деятельности.

2. Признание и реальная обеспеченность естественных, неотчуждаемых прав человека, возможность судебной защиты этих прав.

3. Самоуправляемость, самоорганизованность, инициативность его членов.

4. Открытость, что предполагает, во-первых, свободный доступ людей ко всем источникам информации, кроме государственной, коммерческой и семейной тайны, во-вторых, гласность осуществляемых общественно-политических мероприятий, в том числе принимаемых законодательных актов, в-третьих, свободу слова, убеждений, суждений, свободу критики, в-четвертых, свободу общения с международными и иностранными общественными организациями.

5. Режим законности, верховенство права и закона, эффективность надзора за исполнением законов.

6. Равенство всех перед законом и судом, стабильность конституционного строя, демократический политический режим. Этот принцип часто называют главным среди всех перечисленных и, более того, основой гражданского общества.

7. Правовое государство, основанное на принципе разделения властей.

8. Политический и идеологический плюрализм, свобода мнений, слова и печати, независимость СМИ.

Можно условно выделить несколько последовательных этапов успешного формирования и развития институтов гражданского общества:

1. Свобода личности. В этом вопросе налицо значительные успехи. В основном исчезли все формы закабаления и унижения человека, если не считать рабства в Чечне, а также имеющихся фактов произвола силовых органов.

2. Свобода разума. Свободные граждане пока не стали в большинстве своем образованными; они не обучены разумно мыслить и мудро планировать. В области гражданского образования сделан шаг назад. Поэтому свобода личности пока принесла больше вреда, чем пользы: обострились конфликты на межэтнической основе, оживился религиозный фанатизм, увеличилось

имущественное расслоение, стало нормой циничное антисоциальное поведение и т.п.

3. Незыблемость закона. Свобода может существовать только тогда, когда желания и прихоти правящего класса заменяются законодательными актами, опирающимися на признанный Основной Закон. В этом направлении российской демократии предстоит еще немало потрудиться.

4. Свобода слова. Успешное управление немыслимо без свободы всех форм выражения человеческих устремлений и взглядов. В настоящее время провозглашенная свобода слова реализуется при одном условии: были бы деньги. Народ же в большей части своей питается информацией в качестве слива компромата, политической и коммерческой рекламы.

5. Безопасность собственности. Человек желает использовать, контролировать, дарить, продавать, сдавать в аренду и завещать свою личную собственность. Права пользования личной собственностью закреплены законом за каждым гражданином. Но это не принесло ощущения безопасности в связи с нарушением принципа незыблемости закона и упадком общественных нравов.

6. Право подачи петиций. Закон признает за гражданами право быть услышанными. В то же время не решена проблема информационной открытости власти и ограничения бюрократических процедур.

7. Право управления. Одной только возможности быть услышанными недостаточно; сила петиции должна обеспечивать реальное воздействие на власть. Предстоит тщательная работа над созданием подлинно демократического механизма взаимодействия гражданских институтов и органов власти.

8. Всеобщее избирательное право. Успешное управление подразумевает наличие разумного, эффективного и всеобщего контингента избирателей. Сегодня к числу "разумного" и "эффективного" контингента отнесены партийные вожди, формирующие минимум половину всего депутатского корпуса, хотя, по опросам общественного мнения, партиям доверяет всего лишь пять процентов населения. По мере развития гражданского общества избирательное право, оставаясь всеобщим, должно претерпеть существенные изменения.

9. Контроль деятельности государственных служащих. Никакая форма граж-

данского управления не будет полезной и эффективной, если граждане не обладают и не пользуются мудрыми методами для руководства и контроля деятельностью должностных лиц и государственных служащих. Сегодня формы такого контроля отсутствуют. Это означает фантастический рост закрытости власти по отношению к обществу, что является причиной злоупотреблений и преступлений в сфере управления.

10. Разумные и подготовленные представители. Существование демократии зависит от успеха представительного управления, что обусловлено практикой избрания на государственные посты только профессионально подготовленных, интеллектуально компетентных, социально лояльных и морально достойных граждан.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека должны стать главной обязанностью государственной власти в России. Российскому государству еще предстоит изжить традиции отношения к человеку как к подданному - зависимому и послушному исполнителю команд и приказов. Соблюдение прав и свобод человека не только усиливает созидательный потенциал личности и способствует ее самосовершенствованию, но и укрепляет стабильность государства. Равноправные отношения общества и власти, развитые институты гражданского общества -непременное условие цивилизованного разрешения политических и социальных конфликтов, примирения противоречивых и разнонаправленных интересов людей, гражданского и социального согласия в обществе. Без этого невозможны устойчивое и эффективное развитие страны, ее конкурентоспособность в мировом сообществе.

На сегодняшний день Россия является членом практически всех международных организаций, провозгласивших права человека в качестве высшей ценности; в течение последних десяти лет в стране создана своя национальная система защиты прав человека, в значительной степени отвечающая мировым стандартам. Прежде всего была создана необходимая нормативно-правовая база, основанная на Конституции РФ 1993 г. Конституция обусловила дальнейшие изменения практически во всех отраслях законодательства в сфере прав и свобод человека. Немаловажную роль, безусловно, сыграло и принятие Декларации прав и свобод че-

ловека и гражданина 1991 г. Конституционный строй России воспринимается как категория общества и государства.

Гражданское общество - это не только общество, которое хорошо и достойно живет. Это еще и общество, где человек чувствует себя полноценным и свободным участником демократии. Гражданское общество необходимо строить, издавая законы, стимулирующие производство, повышая покупательную способность граждан, постепенно создавая и усиливая средний класс.

Функции гражданского общества применительно к условиям России являются более многогранными, в частности:

а) участие граждан в правотворческой (нормотворческой) деятельности;

б) функция контроля со стороны институтов гражданского общества за государственной властью;

в) участие в осуществлении государственной политической власти;

г) участие в осуществлении правосудия (заседатели, присяжные заседатели, арбитражные заседатели - специалисты);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

д) поддержка государственной политической власти или противодействие ей;

е) оказание материальной помощи государственной политической власти;

ж)воспитательная и образовательная;

з)здравоохранения и воспроизводства населения;

и) охрана окружающей природной среды;

к) взаимное сдерживание граждан и их

объединений от правонарушений;

л) правовая активность при реализации собственных прав, свобод и законных интересов;

м) формирование заинтересованности государственной политической власти в реализации своего правового статуса.

Гражданские институты и государство (в лице органов государственной власти) призваны делать шаги навстречу друг другу во имя достижения десяти основных задач своего партнерства:

- построение основ гражданского общества;

- формирование подлинной демократической системы путем привнесения этики во все сферы общественной жизни, государственного и местного управления, предпринимательской деятельности;

- сплочение граждан вокруг общенациональной идеи возрождения России;

- обеспечение участия гражданских институтов в административной реформе, антикоррупционной деятельности, экспертизе проектов законодательных и нормативных актов, поддержании системы открытости органов власти, оказании социально значимых услуг;

- организация гражданского образования;

- консолидация гражданского общества на внепартийной платформе, направленная на поддержание социальной стабильности в регионе;

- организация общественной поддержки региональных планов и программ;

- реализация социально значимых гражданских инициатив;

- развитие кооперации внутри некоммерческого сектора, обобщение положительного опыта работы;

- развитие контактов гражданских институтов и органов власти на межрегиональном, всероссийском и международном уровнях.

Права и свободы человека должны быть не средством контроля государства над гражданами и их ассоциациями, а способом обеспечения индивидуальной автономии личности и ее взаимодействия с другими людьми, различными социальными структурами, обществом и государством.

Права человека должны стать главным ориентиром в деятельности государства, всех властных структур российского общества и должностных лиц.

Гражданское общество выполняет ряд функций как по отношению к человеку, так и по отношению к государству:

1. Посредством институтов гражданского общества создается определенный баланс личных и общественных интересов. Экономическая самостоятельность лица, принадлежащего к гражданскому обществу, его автономность и самодисциплина, их гарантии порождают определенную моральную обязанность перед другими членами гражданского общества и заставляют его воздерживаться от противоправных поступков в надежде, что по отношению к нему будет соблюдаться тот же принцип.

2. Гражданское общество является тем социальным пространством, в котором реализуется большая часть прав и свобод, а

также обязанностей человека, формируется общественно активный индивид.

3. Стабилизация социального развития. Многие институты гражданского общества (религия, церковь, семья, собственность) весьма консервативны и практически очень редко подвергаются кардинальному пересмотру, а значит, спасают личность от потрясений, способствуя тем самым стабильному развитию общества и государства.

4. Продуцирование норм и ценностей, которые затем закрепляет и охраняет государство.

5. Гражданское общество выступает в качестве посредника между личностью и государством. С одной стороны, оно позволяет личности, объединившись с другими людьми, воздействовать на государство с целью обеспечить реализацию своих интересов и потребностей. С другой стороны, посредством гражданского общества охраняется частная жизнь от излишнего вмешательства и регулирования государством.

6. Воздействие на государство, формирование его в соответствии с демократическими устремлениями граждан.

Таким образом, в защите прав и свобод человека, по нашему мнению, должны активно участвовать представители различных институтов гражданского общества.

Чтобы воплотить эту идею в деятельность института Уполномоченного по правам человека в Орловской области, в целях оказания разносторонней консультативной помощи гражданам при Уполномоченном был создан Консультативно-координационный совет, в который вошли профессиональные юристы, ученые, представители общественных организаций, а также представители ИУПЧ в Орловской области от каждого муниципального образования.

Завершая свой доклад, хотелось бы сказать о задачах, которые я как Уполномоченный по правам человека в Орловской области ставлю перед собой и своим аппаратом. Видеть перспективы деятельности по защите прав и свобод человека и гражданина в Орловской области позволяет тот факт, что уже в первый год работы нашего правозащитного института удалось добиться взаимодействия с органами государственной власти и органами системы правопорядка.

Прежде всего в целях обеспечения гарантий реализации прав и свобод человека и граж-

данина совместно с представителями Общественной палаты Орловской области и общественными представителями Уполномоченного на местах будет продолжена практика проведения выездных приёмов граждан в районах г Орла и Орловской области.

Исходя из отношений взаимопонимания с представителями правоохранительных органов Орловской области и положенного начала сотрудничества с ними, думаю, можно успешно решать вопросы о применении достаточных мер реагирования в случаях ущемления конституционных прав граждан руководителями различных уровней и рангов.

В процессе подготовки и проведения публичных мероприятий (тематические "круглые столы", например) с участием представителей государственных органов и общественных организаций мы пришли к выводу о том, что аппарат Уполномоченного по правам человека в Орловской области может добиться применения более строгих мер реагирования к нарушителям конституционных прав граждан, а также общими усилиями продолжить законодательную инициативу, которая направлена на обеспечение и защиту прав социально уязвимых категорий граждан (детей, людей с ограниченными возможностями и т.д.).

Учитывая ведущую роль правового просвещения в защите прав человека, аппарат Уполномоченного будет продолжать работу, направленную на правовое просвещение граждан, широко вовлекая в правозащитную образовательную деятельность представителей органов власти, общественных организаций, СМИ.

Мы прекрасно понимаем, что для современного человека и гражданина демократического государства недостаточно простого знания Конституции, Декларации прав человека и правовой системы Российской Федерации, необходимо сформировать у каждого члена нашего общества активную гражданскую позицию, чувство социальной ответственности, понимание и уважение прав своих соотечественников независимо от их национальности и вероисповедания.

1 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 48/141 от 20.12.93 г. "Верховный комиссар по поощрению и защите всех прав человека". Резолюции и решения, принятые Г.А. на 48-й сессии. Т. !. 21 сентября-23 декабря 1993 года: ООН, Нью-Йорк, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.