Научная статья на тему 'ФУНКЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ФУНКЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическая безопасность / правоохранительные органы / преступление / коррупция / государство / economic security / law enforcement agencies / crime / corruption / state

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Щедрин Артём Петрович

В статье исследуются основные направления обеспечения экономической безопасности, реализуемые правоохранительными органами Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONS OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES TO ENSURE ECONOMIC SECURITY

The article examines the main directions of ensuring economic security implemented by law enforcement agencies of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

DOI: 10.17805/trudy.2023.5.12 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

ФУНКЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

А.П. Щедрин Московский гуманитарный университет

Аннотация: В статье исследуются основные направления обеспечения экономической безопасности, реализуемые правоохранительными органами Российской Федерации.

Ключевые слова: экономическая безопасность; правоохранительные органы; преступление; коррупция; государство

FUNCTIONS OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES TO ENSURE ECONOMIC SECURITY

A.P. Shchedrin Moscow University for the Humanities

Abstract: The article examines the main directions of ensuring economic security implemented by law enforcement agencies of the Russian Federation.

Keywords: economic security; law enforcement agencies; crime; corruption; state

В Российской Федерации понятие экономической безопасности используется сравнительно недавно и имеет некоторые синонимы - независимость, стабильность, устойчивость, конкурентоспособность. Условия глобализации порождают новые вызовы для государств в обеспечении экономической безопасности, финансовой устойчивости и стабильности экономического развития. Обычно экономическая безопасность рассматривается на разных уровнях управления -макро- и микроуровне. На макроуровне экономическую безопасность можно рассматривать как безопасность государства и его субъектов. Система государственной экономической безопасности ставит перед собой следующие задачи:

• защита прав и интересов экономических субъектов;

• своевременное обнаружение и предотвращение внешних и внутренних угроз безопасности;

• защита информации и коммерческой тайны;

• обеспечение стабильности финансовых ресурсов.

Экономическая безопасность государства достигается тогда, когда корпоративные ресурсы используются наиболее эффективно для обеспечения результативного функционирования государства и для предотвращения внешних угроз (Мурзина, 2019: 13-14).

С позиции государственного управления можно выделить элементы экономической безопасности, в частности, региональную заинтересованность в экономическом росте, своевременную идентификацию внешних и внутренних угроз,

их оценку по различным критериальным основаниям, а также необходимость разработки и эффективной реализации региональной экономической политики.

Соответственно, целевые ориентиры обеспечения экономической безопасности как на государственном, так и на региональном уровне заключаются в своевременной идентификации внешних и внутренних угроз и в дальнейшем обеспечении стабильного развития и функционирования государства, в том числе с помощью получения налоговых доходов.

Современные угрозы экономической безопасности государства могут быть предотвращены исключительно специальными средствами, используемых узкой группой специально уполномоченных органов, которые представляют собой систему экономической безопасности для правоохранительных органов. Угрозы экономической безопасности включают: криминализацию экономики и коррупцию в управлении экономикой, массовое сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов, незаконный перевод денег за границу. На сегодняшний день можно утверждать, что значительная часть российского общественного мнения заинтересована в укреплении правоохранительных органов, повышении эффективности их деятельности в области экономической безопасности, в реализации мер по обеспечению этой безопасности. Необходимо усилить роль закона о финансовой безопасности наряду с традиционными глобальными целями. Действительно, в условиях сильной криминализации экономики разработка стратегии экономической безопасности во многом зависит от возможностей государства.

Вопреки пониманию правоохранительной системы, состоящей из двух подсистем - подсистемы правоохранительных органов и подсистемы правоохранительных функций, - правоохранительная система обеспечения экономической безопасности должна включать не все органы безопасности Российской Федерации, а только те, чья деятельность непосредственно направлена на противодействие угрозе экономической безопасности.

Правоохранительные органы, в соответствии с действующим законодательством, реализуют необходимые полномочия, направленные на борьбу с коррупцией. В государственной политической системе выделяются несколько ключевых подсистем федерального уровня, обладающих высокой степенью концентрации полномочий на высшем уровне и реализующих функции надзора за исполнением основного закона государства и других нормативных актов, действующих на территории нашей страны. Среди них особым статусом обладает Генеральная прокуратура. Представляя одну из ключевых подсистем организационной структуры механизма противодействия коррупции в РФ, Генеральная прокуратура Российской Федерации и иные органы Прокуратуры Российской Федерации координируют органы внутренних дел Российской Федерации и другие элементы рассматриваемой системы по вопросам антикоррупционному функционалу и осуществляют, в том числе, профилактику правонарушений, обеспечивая надзор за исполнением законов.

В компетенцию данного органа власти входят вопросы профилактики пра-

вонарушений в рассматриваемой нами сфере. Также Генпрокуратура, осуществляя надзор за исполнением законов, направленных на борьбу с коррупцией, координацию органов внутренних дел, ставит задачей обеспечение действий на основе законности как Следственного комитета (который также входит в систему органов противодействия коррупции), так и государственных органов разного уровня.

Основная часть работ по раскрытию и пресечению преступлений в сфере экономики осуществляется специализированными подразделениями МВД РФ -Главным управлением экономической безопасности и противодействия коррупции в структуре МВД, а на местах - департаментами и ведомствами.

Сегодня коррупция как социально негативное явление по-прежнему остается одной из главных проблем, оказывающих разрушительное влияние на деятельность органов власти и принимаемые ими административные решения.

Следующим элементом, входящим в структуру правоохранительных органов и осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства в соответствии с законами нашего государства выступает Следственный комитет РФ, устанавливающий в структуре своего функционала в качестве приоритетной задачи - решение рассматриваемой проблемы посредством оперативного и качественного расследования преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

В структуру государственных правоохранительных институтов и органов исполнительной власти входит также Министерство внутренних дел Российской Федерации, функции и задачи которого в рамках рассматриваемой проблемы отражены в соответствующих нормативно-правовых актах и для реализации, которых создано Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции. Полицейскую деятельность осуществляют органы, образующие систему, которая складывается из трех подсистем: общей полиции (органы внутренних дел); специализированной полиции (таможенные органы, судебные приставы, санэпидемнадзор); специальных служб (ФСБ, ФСО, внешняя разведка).

Неотъемлемым элементом рассматриваемой системы органов власти, деятельность которых направлена на решения проблем коррупции, в нашем государстве выступает Федеральная служба безопасности, нормативное регулирование которой обеспечивается целым рядом законодательных актов, приведенных в библиографическом перечне. В условиях сложной геополитической обстановки этот орган должен выступать базисом для сохранения целостности нашей страны и функционирования всех органов власти в качестве системы, поддерживающей баланс во всех сферах управления. Эта подсистема является определенной надстройкой в иерархии, осуществляя во взаимодействии с другими государственными структурами совместную деятельность, включающую комплекс мер по развитию механизма противодействия коррупции, коррумпированного поведе-

ния должностных лиц, пресечения преступной деятельности высокопоставленных чиновников государственной власти и т.д.

Федеральная налоговая служба также входит в состав правоохранительных органов, обеспечивающих экономическую безопасность государства. Следовательно, обеспечение экономической безопасности государства с позиции применения налоговых механизмов предусматривает наличие достаточных финансовых ресурсов бюджетов разных уровней. Грамотное применение инструментов налоговой политики оказывает влияние на инвестиционную, деловую, инновационную активность региона, ускорение научно-технического прогресса, возможности внедрения новых технологий, улучшение качество жизни населения, снижение теневой экономики, коррупционную составляющую (Жаркова, 2006: 32). Эффективная реализация мероприятий региональной налоговой политики обеспечивает финансовую стабильность в регионе и социально-экономический рост (Трусова, 2014: 22).

Мировой экономический кризис, вызванный пандемией ковида, оказывает негативное влияние на взаимоотношения между странами, что детерминирует проблемы в сфере политического и экономического сотрудничества. В этой связи субъекты внешнеэкономических отношений вынуждены искать альтернативные пути дальнейшего взаимодействия с давними партнерами в рамках экспортно-импортного товарообмена, однако не всегда такие способы соответствуют действующему законодательству стран - партнеров. Одним из ключевых инструментов управления внешнеэкономической деятельностью и экономикой страны в целом является таможенное регулирование, заключающееся в установлении правил и норм, посредством которых субъекты внешнеэкономической деятельности осуществляют перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Таким образом, к числу правоохранительных органов, обеспечивающих экономическую безопасность, относятся и Федеральная таможенная служба Российской Федерации (далее - ФТС). Таможенный контроль в Российской Федерации, осуществляемый ФТС России, осуществляется на основании таможенного законодательства ЕАЭС и Российской Федерации. Эффективное функционирование системы таможенного контроля позволяет оперативно выявлять и пресекать правонарушения со стороны участников внешнеэкономической деятельности. Однако в современных условиях перед таможенными органами РФ наблюдаются барьеры с одной стороны в содействии торговле, а с другой в обеспечении качественного контроля, что негативно влияет на количество выявленных правонарушений в процессе осуществления внешнеэкономической деятельности между экономическими субъектами. Ввиду колоссального объема товарооборота и капитала, проходящего через таможенные пункты, отмечаются стабильно высокие показатели преступности в данном секторе.

Количество возбужденных уголовных дел остается практически неизменным из года в год, несмотря на то, что количество правонарушений и объем то-

варооборота стремительно растет. Данная ситуация обусловлена прежде всего наличием существенных проблем в процессе осуществления таможенного контроля, а также повышением уровня латентности самих правонарушений в таможенной сфере. Среди основных проблем, влияющих на качество и эффективность осуществления таможенного контроля, необходимо обозначить коррупцию в таможенной сфере.

В рамках обеспечения экономической безопасности Российской Федерации особое значение отводится совместной деятельности ФТС и ФНС. Данные правоохранительные органы на условиях взаимности предоставляют запрашиваемые при необходимости сведения из организованных баз данных и существующей оперативной информации. Немаловажную роль в данном процессе играет использование новейших информационных технологий, согласованная организация действий по классификации, то есть отнесению объектов предпринимательской деятельности к определенной категории (категорированию), регулируемое взаимодействие систем управления рисками, проверочные мероприятия, проводимые совместно и скоординировано, а также использование механизмов, которые отвечают за прослеживаемость товаров и сквозной контроль.

В рамках совместной деятельности ФТС и ФНС на основании Соглашения проводят совместные проверочные и скоординированные контрольные мероприятия, которые направлены на выявление нарушений при осуществлении перевозок товаров через таможенные границы РФ.

Взаимодействие ФТС и ФНС можно объяснить тем, что существует также взаимосвязь объектов контроля этих федеральных служб. В связи с чем эффективная организация их совместных мероприятий активно развивается и улучшается. Благодаря чему происходит оптимизация налогового и таможенного администрирования, а информационный обмен между данными федеральными органами упрощает их деятельность, а также повышает ее эффективность.

Таким образом, проанализированные выше правоохранительные органы наделены государством специальной компетенцией по обеспечению экономической безопасности на территории Российской Федерации. К числу этих органов, в первую очередь, относятся: МВД России, Прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, Федеральная налоговая служба Российской Федерации, Федеральная таможенная служба Российской Федерации.

Для укрепления механизма обеспечения экономической безопасности страны необходимо выработать стратегию развития в области экономики с учётом новы условий. В развитии такой стратегии необходимо разработать более совершенные уголовно-правовые нормы во взаимосвязи с гражданской, финансовой, административной и другими отраслями права. Представляется, что при определении уголовно-правовой политики государства необходимо сделать уклон в сторону пробации, то есть к лицам, совершающим преступления в сфере экономики, по возможности необходимо применять меры имущественного характера, а не лишением свободы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Жаркова Е.Б. (2006) Методологические аспекты реализации налоговой политики // Налоги. Инвестиции. Капитал, С. 32-35.

Мурзина Е.А. (2019) Понятие «налоговый потенциал» и подходы к его определению // Вестник евразийской науки, №4. С. 13-16.

Трусова Н.С. (2014) Региональные особенности налоговой политики // Экономика и менеджмент инновационных технологий, №1.

Щедрин Артём Петрович - студент Московского гуманитарного университета. Научный руководитель - Сейфетдинова Е.И., доцент кафедры уголовно-правовых и специальных дисциплин Московского гуманитарного университета, кандидат юридических наук. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел. +7(499)374-59-30. Эл. адрес: nickname@mosgu.ru

Shchedrin Artem Petrovich is a student of the Moscow University of the Humanities. Scientific supervisor - Sayfutdinova E.I., Associate Professor of the Department of Criminal Law and Special Disciplines of the Moscow University of the Humanities, Candidate of Legal Sciences. Address: 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russia. Tel. +7(499)374-59-30. Email: nickname@mosgu.ru

Для цитирования:

Щедрин А.П. Функции правоохранительных органов по обеспечению экономической безопасности. 2023. № 5. С. 60-65. DOI: https://www.doi.Org/10.17805/trudy.2023.5.12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.