Безкоровайная Юлия Евгеньевна
аспирант кафедры теории и истории государства и права Краснодарского государственного аграрного университета (тел.: 89082103137)
Функции легальности государственной власти: диалектический и метафизический аспекты
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению функций легальности государственной власти в двух основополагающих методологических плоскостях исследования: метафизической и диалектической. Эти функции определяют ценностную компоненту процесса легализации власти в современном государстве.
Annotation
Article is devoted consideration of functions of legality of the government in two basic methodological planes of research: metaphysical and dialectic. These functions define valuable to a component of process of legalization of the power in the modern state.
Ключевые слова: функция легальности, государственно-правовые отношения, государственная власть, легальность, субъект.
Key words: legality function, it is state-legal relations, the government, legality, the subject.
Длительное время в теории юридической науки легальность государственной власти не выделялась в качестве самостоятельной политико-правовой категории. Многочисленные исследователи этого вопроса отмечают ее юридическую природу [1], которая свидетельствует о законодательно обоснованном типе правления [2]. Ряд авторов ограничиваются определением легальности через этимологические значение термина: от лат. legalis -правовой, юридический [3], но при этом не дают ей четких дефиниций. Вместе с тем, легальность - объективно существующая правовая действительность, которая в меньшей степени обусловлена сознанием субъектов. Это позволяет легальности конструироваться в процессе повседневных государственно-правовых взаимодействий, то есть посредством функционирования государственного механизма.
В юридическом смысле, легальность представляет собой объективное качественное состояние государственно-правовых отношений, выражающееся в соответствии порядка
организации и функционирования институтов государственной власти правовой системе общества.
Исследование сущности и основных свойств легальности, таким образом, ставит перед нами вопрос о ее функциях. В общем понимании, функция - есть выражение содержательных свойств явления во внешней среде, посредством которого происходит формирование системы связей и отношений с другими явлениями и предметами материального мира. В юридической литературе функции определяются как основные направления воздействия субъекта на объект. Нам представляется интересным вопрос о функциях легальности государственной власти, так как именно сквозь призму функций мы имеем возможность познать правовую сущность легальности, ее целевое назначение и особенности функционирования в государствах качественно различного типа (демократических, антидемократических).
В свою очередь, вопрос о функциях легальности может быть разрешен нами в поле двух методологических плоскостей их понимания: а) метафизической; б)
диалектической.
Метафизическому подходу соответствуют знания о функциях легальности как самостоятельной категории сущего, то есть явления мира, призванного узаконить некоторые виды социальных отношений. При этом, основная функция легальности, находит свое внешнее проявление посредством легализации, под которой следует понимать процесс перевода возникающих государственно-правовых отношений в правовую плоскость. В данном случае, речь идет прежде всего об отношениях складывающихся между элементами институциональной системы государства, что обусловлено ее качественными властными особенностями. Средствами правовой легализации здесь выступают правовые нормы, но в отдельных случаях мы можем говорить о соблюдении политико-правовых традиций в процессе передачи власти и преемственности, как наиболее древнем основании узаконения. Это становится возможным, так как источником легальности в древних обществах выступает не п р а в о , к а к си ст ем а ф орм ал ь н ы х, общеобязательных правил поведения, гарантируемая государственным принуждением, а совокупность ритуалов, обрядов, обычаев и иных процедур узаконения власти, часто осуществляемые в сакральной форме. Как отмечает В.И. Сергеевич "... правом считается то, что освящено соблюдением" [4]. Исследования показывают, что древние общества достаточно бедны на устойчивые юридические отношения, поэтому целесообразно принять во внимание некоторые фактически складывающиеся юридические отношения.
Таким образом, с позиции метафизического подхода основное назначение легальности как атрибутивного свойства государственной власти состоит в формализации государственно-правовых отношений, придании им свойств юридической закрепленности. Данный подход в разрешении вопроса о функциях легальности представляется нам наиболее универсальным, так как позволяет построить теоретическую модель легализации власти независимо от условий внешней среды (формы государства, воздействия на процесс легализации иных социальных категорий: легитимации, законности, правосознания и других).
Теперь рассмотрим функции легальности государственной власти в диалектической плоскости исследования.
Диалектическое рассмотрение свойства легальности государственной власти
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА предполагает конструирование большого количества внешних и внутренних взаимосвязей легальности с иными правовыми явлениями, а также предполагает воплощение идей (требований) легальности в поведении ее субъектов. В свою очередь, субъекты, действуя правомерно (согласно правовых норм), формируют состояние легальности государственно-правовых отношений. Таким образом, мы наблюдаем механизм легализации государственной власти в полном его проявлении, то есть с учетом системы обратной связи.
Осмысление функций легальности с позиции диалектического метода, позволяет нам в определенной степени детализировать процесс легализации государственной власти. Это становится возможным посредством выделения в общем процессе узаконения трех основных функций.
Во-первых, непосредственно узаконение (формализация) отношений, складывающихся в государственно-правовой сфере. Результатом данной деятельности является возникновение правовых норм и признание соответствующих отношений в качестве легальных, то есть юридически оформленных, не противоречащих закону. Наиболее ярко, функция узаконения проявляется при изменении политического режима революционным путем, когда существующие правовые нормы (позитивное право) не способны узаконить фактически складывающиеся государственно-правовые отношения, в результате чего возникает необходимость в радикальных трансформациях законодательства. Этот процесс имел место в России, в 1917 г., когда для успешного завершения государственного переворота февраля - марта 1917 г., Временному Правительству требовалось узаконить, легализовать свою власть [5].
Во-вторых, наделение элементов институциональной системы государственной власти компетенцией и полномочиями. Посредством данной деятельности происходит включение государственно-правовых отношений в общий механизм функционирования государственной власти, определяются их цели, задачи и общее назначение в системе государства. Данная функция позволяет наполнить "жизнью" вновь сформированные институты государственной власти, эффективно взаимодействовать с иными элементами государственного механизма, для достижения общих целей.
37
В-третьих, установление границ деятельности институтов государственной власти, а также пределов существования государственно-правовых отношений. В данном случае, речь идет, прежде всего, о пространственных и временных (темпоральных) ограничениях в государственно-правовой сфере. Значение данной функции велико, поскольку она позволяет оперировать категориями "законный - незаконный", "правомерный - неправомерный", "узурпация -преемственность", то есть оценивать правовые явления не только со стороны их формы, которая часто создает видимость правомерности, но и в иных плоскостях, которые в совокупности дают представление об истинных целях, функциях и социальном назначении института или отношения: по времени действия, кругу лиц, в пространстве, позволяет правильно применить аналогию. Подобное измерение предполагает учет условий внешней среды, что позволяет наилучшим образом отграничить "легальность" от "лжелегальности" [6].
В-четвертых, легальность формирует модель правового поведения участников государственно-властных взаимодействий, ориентируясь на которую граждане ведут себя тем или иным образом. Данный аспект предполагает рассмотрение меры определенного правового поведения. Легальность в данном случае выступает как субъективная категория, предполагающая наличие определенного поля поведения субъектов права, в рамках которых они действуют правомерно. Границы такого поведения зависят от ряда факторов: общего правового статуса личности, основы которого отражены в Конституции и федеральных законах; социального статуса; правомочий установленных конкретными должностными инструкциями и т.д.
Таким образом, вопрос о функциях легальности
государственной власти представляется нам весьма перспективным направлением в теоретико-правовых исследованиях, прежде всего ввиду двух факторов: 1) слабой разработанности этого вопроса в юридической науке; 2) признанием принципа верховенства закона, переводом государственно-правовых отношений в правовое поле легальности и рационализации государственного управления. Данные обстоятельства порождают научный поиск в "проблемных" направлениях исследования легальности государственной власти.
1. Чиркин В.Е. Легализация и легитимация государственной власти // Государство и право. 1995. № 8.; Матвеев П.Е. Этика. Моральные ценности общества: Курс лекций. Ч. 3 /Владим. гос. ун-т. - Владимир, 2004. С. 71; Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. /2002. С. 24.
2. Соловьев А.И. Политическая теория, политические технологии /А. И. Соловьев. - М.: Аспект Пресс, 2006. С. 96.
3. Завершинский К.Ф. Культура и культурология в жизни общества: Учебное пособие / Под научн. ред. В. П. Большакова. -Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2000. С. 27.
4. Сергеевич В.И. Лекции и исследования по древней истории русского права. - СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1910. С. 11.
5. Орлова С.А. Отречение императора и роль Сената в легализации Временного Правительства // Известия ВУЗов. сер. Правоведение. 2004. № 2. С. 204.
6. Чиркин В.Е. Легализация и легитимация государственной власти // Государство и право. 1995. № 8.