Научная статья на тему 'Функции и роль образовательного туризма'

Функции и роль образовательного туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1604
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функции и роль образовательного туризма»

В завершение обратим внимание на одну из маркетинговых составляющих, а именно такой брендинговый инструмент, как слоган (например, у PriceWaterhouseCoopers: «Давайте работать вместе - и мы изменим мир», у Accenture: «Ваш бизнес может быть интереснее с нами»). Все они различны и индивидуальны, но в большинстве из них прослеживаются именно те маркетинговые механизмы, которые обсуждались выше. И подвести итог можно слоганом компании «Deloitte & Touche»: «Способствовать успеху наших клиентов и наших сотрудников» - слоган демонстрирует идею о важности развития узкоспециализированной кросс-функциональной команды сотрудников и дает основания полагать, что компания уделяет много внимания внутреннему маркетингу.

Библиографический список

1. Waugh T.101 Marketing strategies for Accounting, Law, Consulting and Professional Services

Firms, John Wiley & Sons, Inc.2005. - 266 p.

2. Боброва И. Консалтинг в стиле гольф / И. Боброва, В. А. Зимин. - М.: Вершина, 2005.

3. Масленников М. Суперконсалтинг. PR и маркетинг в сфере аудита и консалтинга / М. Масленников. - М., 2011. - 82 с.

4. Плотников Н.И. Консультант реорганизация производства / Н.И. Плотников. - Новосибирск,

2011. - 591 с.

А.В. Судороженко ФУНКЦИИ И РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА

Ключевые слова: туризм, образование, образовательный туризм, образовательный продукт.

Туризм является неформальным способом получения новых знаний и полезного опыта, а значит, несет образовательный характер. В Законе Российской Федерации «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туризм определяется как «временный выезд (путешествие) гражданина с постоянного места жительства в любых целях, но без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания» [1].

В законодательстве, в отличие от терминов «туризм» и «образование», понятия «образовательный туризм» как такового не существует. Помимо этого, в научной литературе не дается конкретного определения образовательного туризма как системному экономическому понятию. Рассматривая туризм в целом, исследователи приводят разнообразные определения туризма как экономического явления:

- большая экономическая система с разнообразными связями между отдельными элементами в рамках как народного хозяйства отдельной страны, так и связей национальной экономики с мировым хозяйством в целом [3] ;

- циклическая модель с непрерывной чередой актов производства и потребления туристских продуктов [4];

- категория экономическая, отражающая совокупность экономических отношений, обусловленных производством и потреблением туристского продукта [10].

В свою очередь, туристский продукт трактуется как:

© Судороженко А.В., 2013

- комплекс услуг по перевозке и размещению оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта [1];

- комплекс отдельных туристских услуг, которые (взятые вместе) делают возможным пребывание или поездку и поэтому только взятые вместе могут удовлетворять потребностям клиента, т.е. приносить пользу (выгоду) [5];

- совокупность потребительных стоимостей с рекреационным эффектом, существующих в форме конкретных туристских и курортных товаров и услуг, которые произведены и имеются в наличии в данный момент для потребления в определенной природной и общественной среде [7];

- результат общественного труда в виде туристских услуг, удовлетворяющих те или иные потребности туристов и подлежащих оплате с их стороны [6];

- совокупность вещественных (предметов потребления) и невещественных (в форме услуги) потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, возникающих в период его туристского путешествия и вызванных именно этим путешествием [8].

Что касается термина «образование», в Законе РФ «Об образовании» он звучит как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» [2]. Согласно международной стандартной классификации образования, разработанной ЮНЕСКО, образование - это процессы, включающие коммуникацию с целью обучения, посредством которых общество целенаправленно передает накопленные знания, понимание, ценности, навыки, и модели поведения из поколения в поколение. При этом образование может быть формальным (институционализированным (т.е. при котором организация предоставляет комплексные условия для образования), целенаправленным и спланированным при участии государственных организаций и признанных государством частных организаций) и неформальным (институционализированным, целенаправленным и спланированным лицом или организацией, обеспечивающей предоставление образовательных услуг), а обучение - неформальным (целенаправленным или тщательно спланированным, но не институционализированным) и случайным (неорганизованным и предполагающим коммуникацию, не предназначенную для целенаправленного образования или учебной деятельности).

Главным путем получения образования признается обучение, осуществляемое в различных учебных заведениях. Не меньшую роль в получении знаний, умений и навыков играют культурно-просветительская работа, участие в общественно-трудовой деятельности, а также самообразование.

Образование, будучи разносторонним понятием, изучается представителями различных наук. Экономика образования исследует отношения, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением экономических благ, создаваемых в сфере образования в виде образовательных услуг.

Образовательный продукт, также являющийся междисциплинарным понятием, с экономических позиций есть специфическая форма образовательного товара. Под последним понимается «объект, способный удовлетворить потребность субъекта, связанную с развитием духовной сферы и приобретением новых знаний, умений и навыков».

Принимая во внимание приведенные определения выше, было сформулировано определение образовательного туризма как экономического явления. Образовательный туризм -система отношений, связанных с производством, распределением, обменом и потреблением образовательного туристского продукта, в рамках народного и мирового хозяйства. При этом под образовательным туристским продуктом понимаются материальные и нематериальные блага, необходимые для удовлетворения потребностей путешественников в овладении знаниями, умениями и навыками во время нерегулярного перемещения между постоянным местом жительства и местом учебы с главной целью «образование (формальное или неформальное)» в течение менее чем одного года [9].

Таким образом, можно сказать, что образовательный туризм представляет собой форму учебы и жизни, способствующую развитию человека, качественному повышению знаний и личностному росту. Однако для достижения всех этих ценностей нужно учитывать особенности программы, организации и проведения образовательного тура, которые определяются комплексом факторов. В этот комплекс входят образовательная цель тура, специфика региона посещения, продолжительность и сезон совершения поездки, возраст, опыт и подготовка участников тура, специфика туристской группы и региона, из которого группа прибывает, возможность финансовых затрат учебной группы и так далее.

Специфика региона и ресурсы территории посещения имеют большое значение в определении перспектив развития специализированных видов образовательного туризма. Ресурсы образовательных туров обладают рядом отличительных признаков. Особая роль при оценке образовательного туристско-ресурсного потенциала территории принадлежит информационной, экологической, социальной, эстетической, культурной или иной ценности каждого ресурса, а также их сочетаний. В ходе реализации задач образовательного туризма формируется экологическая культура обучающегося, которая являет собой часть общей культуры человека, проявляющейся в его духовной жизни, поступках и быту. Воспитание культуры молодого поколения способно внести существенный вклад в обеспечение устойчивого развития общества.

Образовательный туризм выполняет следующие функции:

- интеллектуально-образовательную, реализуемую через создание условий для развития творческой, интеллектуальной, образованной личности благодаря соединению туристических, культурно-образовательных, духовно-эстетических и оздоровительных форм активной работы;

- культурно-познавательную, направленную на формирование культуры населения за счет воспитывающей деятельности преподавателей. Происходит передача социального опыта и культуры в сфере взаимодействия учащихся с окружающей природной средой;

- рекреационно-оздоровительную, нацеленную на восстановление моральных, физических, психологических сил участника тура, лечение конкретных заболеваний природными источниками (водолечение, грязелечение и др.).

Миссия образовательного туризма определяется следующими ценностными ориентирами:

1) образовательным (изучение участниками путешествия природных и культурных объектов, развитие мышления и естественнонаучного мировоззрения; воспитание культуры, получение новых и различных знаний, умений и навыков);

2) рекреационно-оздоровительным (оздоровление, получение эмоционального и эстетического удовольствия);

3) социально-экономическим (право граждан на отдых, формирование дружественных отношений между различными группами населения, городами, странами, улучшение материального состояния местного населения, улучшение экономического состояния туристской территории).

В период планирования и разработки образовательных туров анализу и оценке подвергается комплекс условий и ресурсов потенциальной туристской территории. При этом учитываются информационная, экологическая, социальная, эстетическая, культурная ценность ресурсного комплекса. Образовательная эффективность поездки зависит от таких характеристик территории, как емкость и устойчивость, надежность, доступность, устойчивость. Способность территории удовлетворять познавательные потребности большой группы учащихся в течение длительного периода времени определяется как емкость образовательных ресурсов. Показатель емкости во многом определяет туристско-образовательный потенциал территории.

Компоненты природной среды выступают в качестве природных предпосылок развития туризма и имеют различную ценность для образовательной туристской деятельности. При оценке значимости какого-либо природного параметра для развития образовательного туризма необходимо проводить покомпонентный анализ, а также выявлять возможности комплексного использования нескольких факторов. В некоторых случаях значимость благоприятного сочетания природных компонентов может быть сведена до минимума при действии фактора, не позволяющего полно использовать все остальные.

С позиции образовательного туризма историко-культурные объекты могут быть классифицированы следующим образом:

- памятники истории: объекты археологии (городища, курганы, остатки древних поселений, производств, каналов, дорог, древние места захоронения, каменные изваяния, старинные военно-оборонительные укрепления) мемориальные памятники, места жизни и деятельности замечательных людей;

- памятники градостроительства и архитектуры (малые и большие исторические города, исторические центры, площади, сооружения гражданской, военной, культовой архитектуры, народного зодчества) предприятия промышленности, сельского хозяйства, транспорта, научные учреждения, высшие учебные заведения, ботанические сады;

- памятники искусства (народные промыслы и ремесла, центры декоративно-прикладного искусства) музеи, театры, выставочные залы и др. объекты социокультурной инфраструктуры;

- документальные памятники - письменные и графические документы, рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания.

Для успешного развития туристской образовательной деятельности на определенной территории существования природных и культурно-исторических ресурсов недостаточно. Факторами развития образовательного туризма являются также показатели развитости туристской инфраструктуры, наличия квалифицированных кадров, уровня экономического развития, транспортной доступности территории и т.д. В составе туристской инфраструктуры вы-

деляются система транспортного обеспечения, коммунальные системы, система предприятий торговли и сферы обслуживания, система телекоммуникационной связи, а также места размещения и общественного питания.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 24.11.1996 г. № 132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

3. Азар В. И. Методологическое введение к программам регионального туристского развития -М.: Аспект-пресс, 2009. - 124 с.

4. Александрова А. Ю. Международный туризм: учеб. - М.: Аспект-пресс, 2002. - 470 с.

5. Горбылева З.М. Экономика туризма : учеб.-практ. пособие. - Минск : БГЭУ, 2007. - 167 с.

6. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности - М.: Финансы и статистика, 2008.-316 с.

7. Джанджугазова Е.А. Маркетинг в индустрии гостеприимства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.А. Джанджугазова. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 224 с.

8. Ефремов К. Возможности образовательного туризма // Народное образование. - 2009. -С.511.

9. Жуков В.А. Разработка концепции формирования региона в качестве делового центра // Вестник Университета (Государственный университет управления). - № 5, 2013. - С. 15-18.

10. Чудновский А.Д Управление индустрией туризма / А.Д. Чудновский [и др]. - М.: Кнорус, 2009. - 456 с.

Б.Н. Теребиленко Н.А. Пузырный

АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПАНИИ

Ключевые слова: экономическая безопасность, показатели экономической устойчивости организации, прибыль, доход, себестоимость, ликвидность.

Экономическая безопасность телекоммуникационных компаний во многом зависит от устойчивости их состояния, характеризующейся системой показателей, дающей представление об экономике, финансах, кадровом потенциале, хозяйственных связях и других направлений жизнедеятельности.

В первую очередь это конечно же доходы, расходы (объем, структура, темпы роста, соотношение доходов и расходов), прибыль, рентабельность, ликвидность активов, показатели, характеризующие зависимость компаний от привлечения капитала, принадлежащего другим организациям. Проанализируем структуру доходов Российской телевизионной радиовещательной компании (РТРС) за 2010 и 2011 гг. с целью формирования представления об экономической устойчивости работы и выявлении резервов ее повышения (см. рис. 1), которая в соответствии со сложившимися в мире тенденциями развивается высокими темпами [1].

© Теребиленко Б.Н., Пузырный Н.А., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.