Научная статья на тему 'Функции и принципы дисциплинарного права'

Функции и принципы дисциплинарного права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
15
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
дисциплинарное право / государственное управление / функции / принципы / disciplinary law / public administration / functions / principles

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Владимир Вячеславович Журавлев

Статья посвящена обоснованию дисциплинарного права как комплексной отрасли российского права, исследованию его правовой природы и содержания. Автором констатируется, что, как и любой отрасли правой системы, дисциплинарному праву присущи собственные функции и принципы. В качестве социального назначения дисциплинарного права выделяются его экономическая, политическая, воспитательная, превентивная, регулятивная, охранительная и компенсационная функции. В свою очередь, общеправовыми принципами дисциплинарного права, то есть основополагающими началами и руководящими идеями директивного характера, выступают: законность; уважение прав и свобод участников дисциплинарных отношений; справедливость; юридическое равенство участников дисциплинарных отношений перед законом; гуманизм; ответственность за вину. В качестве специальных принципов дисциплинарного права автором выделяются: свобода выбора вида дисциплинарного взыскания (неопределенности наказания); особый порядок дисциплинарного производства; свобода установления правил внутреннего распорядка и элементов дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functions and principles of disciplinary law

The article is devoted to the justification of disciplinary law as a complex branch of Russian law, the study of its legal nature and content. The author states that, like any branch of the legal system, disciplinary law has its own functions and principles. The social purpose of disciplinary law includes its economic, political, educational, preventive, regulatory, protective and compensatory functions. In turn, the general legal principles of disciplinary law, that is, the fundamental principles and guiding ideas of a directive nature, are legality; respect for the rights and freedoms of participants in disciplinary relations; justice; legal equality of participants in disciplinary relations before the law; humanism; responsibility for guilt. The author highlights the freedom to choose the type of disciplinary action (uncertainty of punishment) as special principles of disciplinary law; special procedure for disciplinary proceedings; freedom to establish internal rules and elements of discipline.

Текст научной работы на тему «Функции и принципы дисциплинарного права»

Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-2-54-58 EDN: https://elibrary.ru/ucgohg NIION: 2015-0066-2/24-949 MOSURED: 77/27-011-2024-02-148

Функции и принципы дисциплинарного права

Владимир Вячеславович Журавлев

Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия,

vz15111982@gmail.com

Аннотация. Статья посвящена обоснованию дисциплинарного права как комплексной отрасли российского права, исследованию его правовой природы и содержания. Автором констатируется, что, как и любой отрасли правой системы, дисциплинарному праву присущи собственные функции и принципы. В качестве социального назначения дисциплинарного права выделяются его экономическая, политическая, воспитательная, превентивная, регулятивная, охранительная и компенсационная функции. В свою очередь, общеправовыми принципами дисциплинарного права, то есть основополагающими началами и руководящими идеями директивного характера, выступают: законность; уважение прав и свобод участников дисциплинарных отношений; справедливость; юридическое равенство участников дисциплинарных отношений перед законом; гуманизм; ответственность за вину. В качестве специальных принципов дисциплинарного права автором выделяются: свобода выбора вида дисциплинарного взыскания (неопределенности наказания); особый порядок дисциплинарного производства; свобода установления правил внутреннего распорядка и элементов дисциплины.

Ключевые слова: дисциплинарное право, государственное управление, функции, принципы

Для цитирования: Журавлев В. В. Функции и принципы дисциплинарного права // Вестник экономической безопасности. 2024. № 2. С. 54-58. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-2-54-58. EDN: UCGOHG.

Original article

Functions and principles of disciplinary law

Vladimir V. Zhuravlev

Ryazan Branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot',

Moscow, Russia, vz15111982@gmail.com

Abstract. The article is devoted to the justification of disciplinary law as a complex branch of Russian law, the study of its legal nature and content. The author states that, like any branch of the legal system, disciplinary law has its own functions and principles. The social purpose of disciplinary law includes its economic, political, educational, preventive, regulatory, protective and compensatory functions. In turn, the general legal principles of disciplinary law, that is, the fundamental principles and guiding ideas of a directive nature, are legality; respect for the rights and freedoms of participants in disciplinary relations; justice; legal equality of participants in disciplinary relations before the law; humanism; responsibility for guilt. The author highlights the freedom to choose the type of disciplinary action (uncertainty of punishment) as special principles of disciplinary law; special procedure for disciplinary proceedings; freedom to establish internal rules and elements of discipline.

Keywords: disciplinary law, public administration, functions, principles

For citation: Zhuravlev V. V Functions and principles of disciplinary law. Bulletin of economic security. 2024;(2):54-8. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-2-54-58. EDN: UCGOHG.

Вопросы теоретико-прикладного предназначения права по-прежнему не теряют своей актуальности и остаются предметом исследования и научных дискуссий. Следует признать, что право на протяжении многовековой истории человечества является одним из главных атрибутов государства, инструментом, посредством

© Журавлев В. В., 2024

которого упорядочиваются общественные отношения, и достигается компромисс между различными социальными группами. Предназначение права состоит в преодолении и разрешении социальных конфликтов посредством использования системы юридических средств, выступающих в качестве констант для достижения и

поддержания баланса интересов человека, общества и государства. Справедливым представляется мнение С. С. Алексеева, который подчеркивает важность не столько вопроса обособления в особое подразделение тех или иных фрагментов правовой действительности, «сколько вопрос их особого видения в строго определенном ракурсе - их функционального предназначения, их роли как инструментов оптимального решения социальных задач» [1, с. 9].

Необходимость поддержания дисциплины, то есть установленных субъектами права границ дозволенного поведения в сфере служебно-трудовых, образовательных, спортивных и ряда иных отношений определяет наличие объективной социальной потребности в формировании и систематизации юридических средств, служащих ее регуляторами, в рамках выделения в российской правовой системе комплексной отрасли - дисциплинарного права. Оно, как и право в целом, обладает собственной функцией - социальным назначением [2, с. 130], в качестве которого выступает потребность в упорядочивании и развитии (в большинстве случаев) внутриорганизационного взаимодействия индивидов в отдельно взятой социальной группе или их совокупности в целях поддержания правопорядка.

Говоря о функциях дисциплинарного права, необходимо обратиться к их классификации. Традиционно в науке теории государства и права функции любой отрасли права подразделяются на внешние (социальные) и внутренние (юридические) [2, с. 130-140; 3, с. 52-67; 4, с. 434-437]. Социальные функции дисциплинарного права призваны решить задачи регулирования правоотношений, «воздействуя главным образом на общественное и индивидуальное сознание, не прибегая к специальным юридическим средствам» [5, с. 147].

Экономическая функция дисциплинарного права определяется тем, что предметом его правого регулирования выступает, в том числе и реализация конституционного права на труд и прохождение государственной службы. В основе производительности и эффективности этой деятельности находится институт дисциплины, который регламентируется трудовым договором (контрактом), закрепляющим права и обязанности участников таких отношений, границы дозволенного поведения.

Одним из важнейших предназначений дисциплинарного права, безусловно, выступает воспитательная функция. Ее цель - воспитание правосознания, формирование у субъектов дисциплинарных отношений определенной идеологии, основанной на развитии стимулов добровольного соблюдения правил правомерного поведения, установленных нормативными предписаниями в конкретной сфере регулирования: трудовой (служебной), спортивной, образовательной и иной деятельности.

Наряду с воспитательной составляющей дисциплинарное право выполняет важнейшую превентивную функцию, которая выражается в предупреждении дис-

циплинарных проступков. Профилактика девиантного поведения осуществляется как посредством активного использования мер убеждения, так и мер принуждения -дисциплинарных взысканий, которые выступают средством превенции. Во-первых, меры юридической ответственности воздействуют на «группы риска», устраняя обстоятельства, способствующие совершению нарушений дисциплины, а, во-вторых, выступают средством индивидуальной профилактики лиц, подвергнутых дисциплинарному наказанию [6, с. 419-420].

Политическая функция дисциплинарного права определяется запретами и ограничениями на реализацию отдельных прав (например, соблюдать нейтральность, не оказывать предпочтение каким-либо политическим партиям [8]), применяемыми в первую очередь в отношении государственных служащих в целях поддержания конституционного баланса демократической передачи власти.

В качестве внутренних (юридических) функций права следует выделить регулятивную и охранительную.

Регулятивная функция дисциплинарного права выражается в нормативном закреплении правил правомерного (дозволений) и неправомерного (запретов и ограничений) поведения участников дисциплинарных отношений, установлении границ, нарушение которых влечет применение мер юридической ответственности -дисциплинарных взысканий. Рассматриваемая функция представляет собой пример позитивного действия права, призванного стать координатором действий субъектов дисциплинарных отношений. Реализация регулятивной функции дисциплинарного права находит свое выражение в следующих аспектах правоустановительной деятельности:

- определении элементов правоспособности и дееспособности субъектов дисциплинарных отношений;

- закреплении основных элементов правового статуса участников дисциплинарных отношений;

- определении содержания дисциплины;

- закреплении деяний, образующих состав дисциплинарного проступка, и мер юридической ответственности за ее нарушение;

- закреплении правовых оснований для возникновения, изменения и прекращения дисциплинарных отношений, организационных основ осуществления дис-циплинарно-юрисдикционной деятельности и пр.

Охранительная функция дисциплинарного права определяется необходимостью защиты общественных отношений, возникающих как во внутриорганизаци-онной, так и внешнеорганизационной деятельности субъектов управления в сфере труда (образования, спорта), прохождения государственной (муниципальной) службы, поддержания правопорядка. Ее значение вытекает из потребности в охране наиболее важных общественных отношений, «вытеснении явлений, чуждых обществу» [3, с. 60], а фактическая реализация происходит посредством выявления и пресечения дис-

циплинарных проступков, наложения взысканий за их совершение.

Наконец, одним из важнейших предназначений дисциплинарного права является его компенсационная функция, которая выступает инструментом восстановления социальной справедливости, нарушенной вследствие совершения дисциплинарного проступка. Значение компенсационной функции определяется наличием инструментов, которые, во-первых, позволяют воссоздать правовое положение, существовавшие до момента нарушения прав участников дисциплинарных отношений (например, восстановление на работе (службе), незаконно уволенного работника, получение компенсаций за вынужденный прогул и пр.), а, во-вторых, предоставляют юридические механизмы, (например, наложение дисциплинарного взыскание на сотрудника, допустившего нарушение дисциплины), служащие средством реализации права на возмещение вреда, причиненного общественным отношениям в сфере управления.

Нельзя не отметить, что социальное предназначение любой правовой системы определяют основополагающие начала и руководящие идеи директивного характера, именуемые принципами. Последние выступают отправной точкой, базисом и ориентиром для построения системы правовых норм и институтов, служат первоисточником для развития и регулирования дисциплинарных отношений. В отличие от юридических идей, составляющих части научного и профессионального правосознания, принципы права всегда выступают в виде общеобязательных требований и являются важнейшими элементами системы права [3, с. 76]. Следует подчеркнуть, что принципы чаще всего представляют собой положения объективного права, однако это не является обязательным. В отдельных случаях принципы вырабатываются судебной практикой, то есть служат проекцией толкования нормативных предписаний. Как отмечает Ж.-Л. Бержель «многие из них оказываются всего лишь решениями, сформулированными судьями для того, чтобы сгладить умалчивания, смутные места и противоречивость закона» [7, с. 168].

В качестве общеправовых принципов дисциплинарного права следует выделить законность; уважение прав и свобод участников дисциплинарных отношений; справедливость; юридическое равенство участников дисциплинарных отношений перед законом; гуманизм; ответственность за вину.

Принцип законности выступает базовым принципом любой правовой системы. Его особенность в дисциплинарном праве находит свое выражение в необходимости строгого и неуклонного соблюдения законодательства, регулирующего институт дисциплины, запрете использования для ее поддержания правоограни-чений и взысканий, непредусмотренных нормами права, неукоснительном соблюдении установленного порядка осуществления дисциплинарно-юрисдикционной деятельности.

Уважение прав и свобод участников дисциплинарных отношений вытекает из принципа законности и определяет недопустимость их ограничения не иначе как в порядке и по основаниям, установленным нормами права. Так, например, средства поддержания дисциплины не могут основываться на применении физического или психологического насилия, разглашении сведений о частной жизни субъектов дисциплинарных отношений, совершении иных деяний, унижающих человеческое достоинство и нравственность.

Справедливость как принцип присущ любой правовой системе, развивающейся в демократическом государстве. В основе его реализации находится необходимость соблюдения ряда социальных ориентиров. Во-первых, справедливость изначально предполагает установление баланса прав и обязанностей, законных интересов участников дисциплинарных отношений. Во-вторых, принцип справедливости находит свое выражение в беспристрастном отношении субъектов дисциплинарной власти к разрешению возникающих споров, разумному применению мер принуждения, служащих источником правоограничений. В-третьих, справедливость олицетворяется соразмерностью мер дисциплинарной ответственности, применяемых к правонарушителям, фактическим обстоятельствам проступка, его общественной вредности, а также наступившим негативным последствиям для регулируемой сферы отношений.

Юридическое равенство участников перед законом представляет собой дальнейшее развитие принципа справедливости и основывается на возложении тождественных обязанностей по соблюдению дисциплинарных императивов на всех субъектов отношений вне зависимости от их должностного положения и правового статуса. Рассматриваемый принцип основывается на положениях статьи 19 Конституции РФ и статьи 7 Всеобщей декларации прав человека, которая закрепляет, что «все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона» [9]. Равноправие участников дисциплинарных правоотношений находит свое выражение и в единой системе мер юридической ответственности, применяемой за совершение дисциплинарных проступков, которая исключает использование субъективного подхода в их использовании в зависимости от принадлежности виновного лица к какой-либо социальной группе.

Гуманизм как правовой принцип присущ всем отраслям российского законодательства. Рассматриваемая группа правоотношений также не является исключением, что находит свое выражение в нормативном закреплении ряда норм и институтов, определяющих гуманистической начало в производстве по делам о дисциплинарных проступках. Во-первых, необходимо отметить, что разрешение любого дисциплинарного спора сопряжено с необходимостью дачи не только правовой оценки совершенному деянию, но и установлению обстоятельств, смягчающих ответственность или вовсе ее исключающих. Во-вторых, в отдельных случаях (напри-

мер, в некоторых сегментах государственной службы) существует законодательная возможность ограничиться применением взысканий, налагаемых в устной форме, за совершение малозначительных дисциплинарных проступков, т. е. ниже низшего предела. Наконец, в-третьих, меры дисциплинарной ответственности и сопутствующие им правоограничения могут быть досрочно отменены при наличии оснований, свидетельствующих об исправлении лица, подвергнутого наказанию.

Принцип вины выступает краеугольным камнем всего деликтного законодательства, в том числе и дисциплинарного права. В основе любого производства по делу о дисциплинарном проступке находится необходимость получения достаточных данных, свидетельствующих о внутреннем отношении лица к совершенному деянию и наступившим вредным последствиям, наличии объективной возможности принять необходимые меры для их предотвращения [10; 11; 8]. Привлечение к юридической ответственности за невиновное причинение вреда общественным отношениям, охраняемым правилами внутреннего распорядка, не допускается.

В качестве специальных принципов дисциплинарного права выступают: свобода выбора вида дисциплинарного взыскания (неопределенности наказания); особый порядок дисциплинарного производства; свобода установления правил внутреннего распорядка и элементов дисциплины.

Свобода выбора вида дисциплинарного взыскания (неопределенности наказания) определяется характером властных полномочий руководителя (начальника), которые позволяют ему самостоятельно определить вид дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное право в ряде случаев не содержит конкретизированных составов проступков и четко определенных мер ответственности за их совершение, что делает возможным наложение дисциплинарных взысканий в рамках личного усмотрения уполномоченного руководителя (начальника). Например, законодательство, регламентирующее прохождение службы в органах внутренних дел, даже за совершение грубого дисциплинарного проступка предполагает возможность наложения любого дисциплинарного взыскания - от замечания до увольнения из органов внутренних дел [12].

Особый порядок дисциплинарного производства базируется на разноотраслевых нормах, содержащихся в законодательстве о прохождении государственной (муниципальной) службы, Трудовом кодексе РФ и иных правовых актах, регламентирующих сферу образовательных, спортивных и иных управленческих отношений, регулируемых посредством института дисциплины. Существующее многообразие дисциплинарных отношений закономерно породило различные законодательные подходы к содержанию материальных и процессуальных норм, определяющих организационно-правовые основы производства по делам о дисциплинарных проступках.

Принцип свободы установления правил внутреннего распорядка и элементов дисциплины находит свое

выражение в относительной самостоятельности субъектов дисциплинарной власти устанавливать границы правомерного поведения посредством принятия локальных нормативных актов. Например, начальник образовательной организации наделен полномочиями устанавливать распорядок дня во вверенном ему подразделении, требования к ношению формы, а руководитель физкультур-но-спортивной общественной организации утвердить элементы дисциплины, предусмотренные для конкретного вида спортивной деятельности.

В заключение краткого исследования функций и принципов дисциплинарного права следует отметить, что они являются устоявшимися и взаимосвязанными компонентами существующей социально-правовой действительности. Функции дисциплинарного права являются одним из его важнейших компонентов, которые детерминируют цели, задачи и организационно-право-вовые формы дисциплинарных отношений в сфере прохождения государственной службы, трудовой, образовательной, спортивной и иных видов деятельности. В свою очередь принципы характеризует государственно-правовой подход к регулированию юридических фактов, являющихся основанием для возникновения и прекращения дисциплинарных правоотношений, служат отправной точкой для их эволюционного развития.

Список источников

1. Алексеев С. С. XXVII съезд КПСС и советская юридическая наука. Вопросы общей теории права // Правоведение. 1986. № 3.

2. Теория права и государства : учебник / под ред. проф. В. В. Лазарева. 2-е, перераб. и доп. изд. М. : Право и закон, 2001. 576 с.

3. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Отв. ред. проф. М. Н. Марченко. Т. 2. М. : ИКД «Зерцало-М», 2002. 538 с.

4. Теория государства и права : учебник / А. С. Пи-голкин, А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев ; под ред. А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2011. 743 с.

5. Теория государства и права : учебник для бакалавров / Р. Т. Мухаев. 3-е изд., перераб и доп. М. : Издательство Юрайт, 2016. 585 с.

6. Аврутин Ю. Е. Государство и право. Теория и практика : учеб. пособие для студентов вызов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Ю. Е. Ав-рутин. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2013. 503 с.

7. Бержель Ж.-Л. Общая теория права / Под общ. ред. В. И. Даниленко / Пер. с фр. М. : Издательский дом NOTA BENE. 2000. 576 с.

8. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета, № 275, 07.12.2011.

9. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // СПС «Кон-сультантПлюс».

10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Российская газета, № 256, 31.12.2001.

11. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. 197-ФЗ // Российская газета, N° 256, 31.12.2001.

12. Указ Президента РФ от 14 октября 2012 г. № 1377 «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации» // СПС «Консультант-Плюс».

References

1. Alekseev S. S. XXVII Congress of the CPSU and Soviet legal science. Questions of the general theory of law // Jurisprudence. 1986. № 3.

2. Theory of law and state. Textbook / Ed. prof. V. V. Lazarev. 2nd, revised. and additional ed. M. : Law and Law, 2001. 576 p.

3. General theory of state and law. Academic course in 3 volumes. Ed. 2nd, revised and additional Rep. ed. prof. M. N. Marchenko. Vol. 2. M. : ICD «Zertsalo-M», 2002. 538 p.

4. Theory of state and law : textbook / A. S. Pigolkin, A. N. Golovistikova, Yu. A. Dmitriev ; edited by A. S. Pigolkina, Yu. A. Dmitrieva. 2nd ed., revised. and add. M. : Yurayt Publishing House, 2011. 743 p.

5. Theory of state and law : textbook for bachelors / R. T. Mukhaev. 3rd ed., revised and add. M. : Yurayt Publishing House, 2016. 585 p.

6. Avrutin Yu. E. State and law. Theory and practice : textbook. Manual for challenge students studying in the specialty «Jurisprudence» / Yu. E. Avrutin. 2nd ed., revised. and add. M. : UNITY-DANA : Law and Law, 2013. 503 p.

7. Bergel J.-L. General theory of law / Under general. ed. of V I. Danilenko / Transl. from fr. M. : Publishing house NOTA BENE. 2000. 576 p.

8. Federal Law of November 30, 2011 № 342-FZ «On service in the internal affairs bodies of the Russian Federation and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation» // Rossiyskaya Gazeta, № 275, 07.12.2011.

9. Universal Declaration of Human Rights (adopted by the UN General Assembly on December 10, 1948) // SPS «ConsultantPlus».

10. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses dated December 30, 2001 № 195-FZ // Rossiyskaya Gazeta, № 256, December 31, 2001.

11. Labor Code of the Russian Federation dated December 30, 2001 № 197-FZ // Rossiyskaya Gazeta, № 256, December 31, 2001.

12. Decree of the President of the Russian Federation dated October 14, 2012 № 1377 «On the Disciplinary Charter of the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation» // SPS «ConsultantPlus».

Информация об авторе

В. В. Журавлев - старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук.

Information about the author V. V. Zhuravlev - Senior Lecturer of the Department of Administrative Law and Administrative Activities of the Ryazan Branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences.

Статья поступила в редакцию 15.11.2023; одобрена после рецензирования 12.01.2024; принята к публикации 01.03.2024.

The article was submitted 15.11.2023; approved after reviewing 12.01.2024; accepted for publication 01.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.