Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 25 (354). Философия. Социология. Культурология. Вып. 35. С. 59-62.
Д. Б. Жаркимбаева ФУНКЦИИ ГЕНДЕРНОГО СОЗНАНИЯ
Автор рассматривает «гендерное сознание» как одну из форм общественного сознания. Изложены функции гендерного сознания. Понятие 'гендер' рассматривается с онтологической точки зрения и не обособляется как «социальный пол», а рассматривается в единстве сущностных, субстанциональных и социальных особенностей человека (мужчины/женщи-
Ключевые слова: гендер; тендерные отношения; гендерное сознание; функции гендерного сознания.
Прежде чем приступить непосредственно к раскрытию данной темы, определим используемые нами понятия. Понятие 'гендерное сознание' мы определяем, во-первых, как одну из форм общественного сознания, отражающую общественное бытие, представленное присутствием двух полов, их отношения между собой, а также отношение общества к этим отношениям, и, во-вторых, как духовный (идеальный) потенциал общества, влияющий и формирующий эти отношения. При раскрытии темы хотелось бы предупредить, что понятие 'гендер' автор употребляет не только как «социальный пол», а привносит в ее смысл все составляющие различия полов: сущностные, субстанциональные, социально-детерминированные. Тогда под гендерным сознанием надо понимать отражение гендер-ных отношений, то есть отношения между мужчинами и женщинами (так же как и промежуточных полов) без отчуждения их биологических особенностей, без актуализации только социального. Так как «социальный пол», как бы ни отчуждали его сущностную особенность, основан на этих различиях. Без «анатомического пола» не может быть и «социального пола». Онтологическая категория «человека» подразумевает его существование в двух разнополых видах. Поэтому автор считает неверным отчуждение от человека его сущностно-субстанциональных особенностей, рассматривая его лишь в социально-детерминированном виде.
Исходя из этих положений, субстанциональная функция гендерного сознания является основной. Если человек в обществе представлен в двух (или более) половых разновидностях, то каждый пол имеет сущностные, т. е. определяемые особыми признаками телесной организации, особенности. Эти осо-
бенности телесной организации влияют на систему психологических, духовно-ментальных, душевно-чувственных особенностей человека, которые мы называем субстанциональными. Так, гендер различает эту субстанциональную особенность от социальной, которая имеет возможность детерминироваться общественными нормами в процессе жизнедеятельности. Субстанциональная особенность относится к категории «заданных» сущностными признаками пола, т. е. телесной организацией конкретного человека (первичными и вторичными половыми особенностями). К субстанциональной роли гендерного сознания стоит отнести стремление к роди-тельству (материнство, отцовство). Субстанциональная функция гендерного сознания выполняет особую роль при идентификации человека, при котором он/а соотносит себя к конкретному полу: Я - девочка, Я - мальчик. Это первичная функция гендерного сознания, когда, будучи ребенком, он/а осознает себя представителем конкретного пола. С годами человек под воздействием гендерного сознания начинает оценивать себя как мужчина (какой я мужчина (парень)?) или как женщина (какая я женщина (девушка)?). Отвечая на эти вопросы, человек оценивает себя, формирует свое гендерное самосознание и оценивает других по признаку пола. Я - мужественный, сильный, храбрый мужчина, или Я - безответственный, слабый, бездарный мужчина. Я - очаровательная, добрая, заботливая женщина, или Я - уверенная, рациональная, целеустремленная женщина. Гендерное сознание как общественная форма сознания выполняет субстанциональную функцию, признавая деление общества на представителей мужского и женского или другого пола и предъявляя к сообществу полов определенные требования,
нормы поведения, учитывающие их особенности, возможности организма (тела). Например, женщина должна родить детей, мужчина должен стать отцом. Муж обязан заботиться о беременной жене. Беременная женщина не должна поднимать тяжести. В зависимости от того, каково гендерное сознание общества, у человека (женщины и мужчины) возникает желание соответствовать гендерным требования этого общества. Так, например, слабовольный простак-мужчина старается быть сильным и смелым, а сильная, боевая женщина может стараться быть женственной и слабой. Если гендерное сознание общества допускает транссексуализм как норму, то отдельные нормальные представители пола могут начать примерять на себя облик «транссексуала». Данная функция зависит от многих факторов, оказывающих влияние на гендерные отношения. Субстанциональная функция является атрибутивной, поэтому все другие функции тендерного сознания не просто тесно с ней связаны, а исходят из нее.
Гендерное сознание выполняет функцию социальной детерминации. Отличие этой функции от субстанциональной в том, что оно учитывает социальный облик человека в обществе, основываясь или игнорируя их биологический пол. Различные общества по типу (западный, восточный, евразийский), укладу жизни (экстенсивный, др.), степени развитости (доиндустриальное, индустриальное или постиндустриальное и т. п.) формируют различные виды гендерных отношений. Общепринятыми в истории понятиями являются 'матриархат' с ведущей ролью женщины, 'патриархат' с доминированием роли мужчины, 'патримональное общество' - равноправное общество, при котором функцию заботы о детях возлагает на себя государство, другие разновидности общества с иными вариантами гендерных отношений. Особенностью гендерного сознания является то, что оно пронизано всеми другими формами общественного сознания: моралью, политикой, правом, религией, наукой, философией, эстетикой, экономикой, экологией. Одной из первых форм социальной детерминации может служить табу на инцест, что есть запрет на кровосмешение. Благодаря функции социальной детерминации мы определяем такие виды гендерных отношений, как полигамия, моногамия, «принудительная гете-росексуальность». Общественное гендерное
сознание влияет на развитие других форм гендерных отношений, не только отражая сложившиеся отношения, но и воспроизводя их в новых конфигурациях. В таких случаях в гендерные отношения можно включить не только отношения между представителями пола, но и отношения в «гомогенной среде», то есть рамках одного пола.
Следующей функцией гендерного сознания можно назвать креативную (творческую). Гендерное сознание отражает гендерные отношения, сформированные определенной культурой, а также участвует в их творческом развитии. Примером креативной функции гендерного сознания могут служить обряды и традиции, регулирующие брачно-семейные отношения, социокультурные ре-гулятивы, в которых отражаются идеологические, религиозные, политические взгляды общества. Гендерное сознание создает образы женщин и мужчин, определяет их социальные роли, облекает мужчин и женщин в соответствующую их полу одежду. Данная функция может представлять гендерные отношения как «гендерную ролевую игру», в которой эти отношения являются не просто абстрактными, а определены правилами поведения в обществе, семье, интимных отношениях. Каждый человек в разных социальных ролях может одновременно проигрывать и гендерную роль. «Галантный босс», «босс-самодур», «истеричная шефиня», «железная леди». Мужчины и женщины разных эпох представлены в разных идеалах истинности мужественности (маскулинности) и женственности (феминности). К креативной функции гендерного сознания можно отнести не только моду на ношение одежды, но и связанные с гендерными ролями поведение. Это «рыцарь», «интеллигент», «барышня», «комсомолка» и т. п. Креативная функция играет большую роль в создании стереотипов гендерного поведения.
Функция морально-этической регуляции гендерного сознания привязывает представителей пола к определенным морально-этическим нормам поведения, также зависящим от типа общества. В большинстве случаев основным требованием к отношениям между мужчинами и женщинами относят взаимное уважение, покровительственные отношения мужчин к женщинам, прощение женских слабостей, терпимость к мужской грубости (пока существует патриархатная ассиметрия). В
Функции гендерного сознания
61
функционировании этических норм гендер-ных отношений имеет место такой феномен, как «любовь». Представляется, что брачно-семейные отношения должны строиться на основе чувства взаимной любви, где любовь, как мне представляется, является проявлением особых духовных привязанностей, в которых немаловажную роль играют сущностно-субстанциональные особенности телесной организации человека. Это лишь частные примеры проявлений функции морально-этической регуляции гендерного сознания. Нужно отметить, что моральная этика в ген-дерных отношениях имеет большой диапазон различий как в исторических (временных), так и локальных (пространственных) измерениях общественного бытия. Гендерные этические нормы средневековья отличны от гендерных норм современности. Гендерные этические нормы номадической культуры отличны от норм оседло-цивилизованной культуры. Эти особенности зависят от «социального поля сознания», которые формируют свой тип гендерной этики.
Функция социализации как самореализации. Данная функция гендерного сознания является одной из значимых с точки зрения психологической актуализации поло-гендер-ной роли человека. В социальных отношениях гендер человека ориентирует его на выбор определенной профессии, определенной работы, места жительства, которые играют немаловажную роль в формировании отношения к нему представителей другого пола. Здесь гендерное сознание определяет стремление к реализации субстанциональных особенностей в социально значимой деятельности. Наиболее ярко эта функция проявляется в спорте, искусстве, военном деле. В этих сферах гендерная самореализация пола определяется стремлением занять определенную нишу, которая считается привилегией представителей пола (быть военным - мужское дело). Голоса мужчин и женщин настолько особенны, что у каждого пола есть свои вокальные критерии. Женщины не будут петь басом, а мужчины брать высоты сопрано или альта. Если тяжелая атлетика привлекает мужчин, где можно показать силу своего мужского тела, то женщины устремляются в художественную гимнастику, где женская пластика особо привлекательна. Немаловажную роль в гендерном сознании играет «престижность». Трансформация гендерного
сознания женщин привела к тому, что заниматься тяжелой атлетикой и силовыми видами спорта стало престижным для женщин.
Процесс активации гендерного сознания связан с ростом самосознания женщин. Активизация их деятельности в изучении особенностей гендерных отношений связан с гносеологической или само-/взаимо-позна-вательной функцией гендерного сознания. Огромное количество гендерных исследований, особенно в западноевропейской науке, показывает большой интерес к «гендеру», «полу», «маскулинности», «феминности», их компонентам, стереотипам, типам отношений и т. д. Появились такие направления, как «женские исследования», «гендерные исследования», методики «гендерной репрезентации», «гендерный подход», принципы «гендерного анализа». Развились гендерные направления науки: гендерная психология, гендерная лингвистика, гендерная социология, гендерная политика, гендерология и фе-минология. В современный период ни одна наука не игнорирует гендерные проблемы. Создается впечатление, что человечество начало самопознавать себя через особенности гендерных реалий. «Второй пол» заявив о своем существовании как «Другой», но «Человек» привлек внимание на глубокие, еще не изученные сферы человеческого бытия. Одной из сфер, которые представляют интерес, является сфера гендерного сознания, к изучению которой мы приступили.
Из гносеологической функции гендер-ного сознания вытекает такая функция, как глобально-прогностическая, или ее можно назвать функцией всеобщей гуманизации. Проблемы, которые раскрывают гендерные исследования, связаны, с точки зрения женской половины человечества, с определенной несправедливостью отношения общества к женщине. Сложившаяся ситуация гендерной асимметрии, где установлена власть мужчины и полное принятие женской зависимости от него, является результатом доминирования во всем мужской субстанциональной роли. Это в свою очередь приводит к тому, что женщина не имеет возможности самореализоваться как полноценный общественный человек, равный по своему духовно-ментальному уровню с мужчиной. Использование женского пола лишь как «производителя человека», основанного на его сущностных особенностях, является несправедливым по
отношению к нему. Патриархальная система культуры, в которой существует гендерная асимметрия, по мнению феминисток, должна быть трансформирована в гендерно-симме-тричную систему, при которой женский пол будет иметь равные с мужским возможности участвовать во всех сферах и на всех уровнях жизнедеятельности общества. Гендерное сознание общества, особенно ее женской части, борется за трансформирование сконструированных патриархатной системой отношения в гендерно симметричную, с возможностью использования духовного потенциала женского сообщества для развития всего человечества. Развитие гендерных движений в мире показывает его глобализацию, расширение пространства влияния. Считаем, что в этом проявляется глобально-прогностическая функция гендерного сознания. Называя иначе эту функцию всеобщей гуманизацией, мы раскрываем ее сущность. Это ликвидация какой-либо несправедливости (дискриминация, сегрегация, сексизм, насилие) в общественных отношениях, связанных с половой принадлежностью человека. Гармонизация гендерных отношений должна привести к ликвидации существующей несправедливости в других видах человеческих отношений. В достижении этой цели решающую роль должны сыграть женщины, так как в любом обществе (этнос, нация, раса) есть женщины.
Функция гендерного сознания, которая также дифференцирована в различных обществах, - это аксиологическая (ценностно-ори-ентационная) функция. Различия в гендерных отношениях ориентируют на разные ценности, значимости, доминанты, приоритеты. Если на ранних стадиях развития в аксиологических измерениях преобладали сущностные факторы гендерных отношений, такие как деторождение, материнство, позднее субстанциональные факторы, любовь, страсть, жажда познания противоположного пола, то сейчас преобладают социальные факторы пола. Такие как успешность, престижность, привлекательность, способность самореализации.
Функции гендерного сознания на различных уровнях социальной стратификации ре-
ализовываются по-разному и зависят от других форм общественного сознания, религии, политики, морали и т. д.
Излишняя забота о беременной женщине приводило к феминизации женщины, но и к лишению маскулинности мужчин. Феминизированные женщины испытывают страх за своих детей, поэтому воспитание феминизированной европейской женщины отличается от нефеминизированных женщин евразийских кочевников.
Креативно-релаксационная функция ген-дерного сознания. Каждый человек, достигший половой зрелости, воображает, фантазирует о встрече с партнером, разыгрывает ситуации встречи, разговора, объяснения в любви. Создает в уме атмосферу, при которой ему/ей удастся выказать свои чувства, сделать предложение или отказать в продолжение встреч. Так человек творит в идеальном умозрительном уровне новый мир отношений и материальный мир, в котором он реализует свои мысли. Ищет такое место в реальном мире, где он назначит свиданье, покупает цветы и кольцо, или печет пирог, жарит картошку, накрывает стол, расставляет приборы. Создавая новый мир, он получает эмоциональный заряд энергии, он получает от своих действий положительный, но возможно отрицательный заряд, взаимные чувства рождают внутреннюю энергию, мысли, от которых человек получает удовольствие. На сущностном уровне в этом участвует тело, на субстанциональном - тело и душа, на социальном - и тело, и душа, и сознание. Когда удовольствие/ удовлетворение достигается на всех уровнях, появляется особое состояние, называемое любовью. Если удовольствие касается только первых двух уровней, то это лишь сексуальный вид удовлетворения, телесно-энергетический. На информационно-духовном он может быть положительным, нейтральным или отрицательным. Положительные связаны с чувством симпатии, отрицательные с чувством антипатии. Если на первых двух уровнях человек ведет себя как природное существо, то на социальном уровне поведение его детерминировано культурой.