Научная статья на тему 'Гендерное партнерство - гендерная идеология ХХI века'

Гендерное партнерство - гендерная идеология ХХI века Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1073
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИОЛОГИЯ / ГЕНДЕРНАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ГЕНДЕР / СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ / ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / ГЕНДЕРНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ГЕНДЕРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Надолинская Л. Н.

В статье рассказывается о гендерном партнерстве в современном обществе. Гендер является одним из способов социальной стратификации общества, который в сочетании с такими социально-демографическими факторами, как раса, национальность, класс, возраст организует систему социальной иерархии. Автор статьи отмечает важную роль сознания людей в развитии и поддержании гендерной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гендерное партнерство - гендерная идеология ХХI века»

Л.Н. Надолинская ГЕНДЕРНОЕ ПАРТНЕРСТВО - ГЕНДЕРНАЯ ИДЕОЛОГИЯ ХХ1 ВЕКА

В современной социальной науке традиционно различаются понятия «пол» и «гендер». Первое из них используется для обозначения анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются, как мужчины или женщины. Пол, как биологическая особенность человека, считался фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами. По мере развития научных исследований стало ясно, что с биологической точки зрения между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем различий. Помимо биологических отличий между людьми существует разделение их социальных ролей, форм деятельности, различий в поведении и эмоциональных характеристиках. Биологический пол не может быть объяснением различий социальных ролей мужчин и женщин, существующих в разных обществах, но он может рассматриваться как предпосылка для этого объяснения.

Таким образом, для объяснения социальных ролей возникло понятие «гендер», означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют в конечном счете психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями - это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли. Гендер конструируется обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре, образовании), которое оно надстраивает над физиологической реальностью.

Гендерные системы различаются в разных обществах, однако в каждом обществе эти системы асимметричны, таким образом, исторически сложилось, что мужчины и все «мужское / маскулинное» ( черты характера, модели поведения, профессии ) считаются первичными, значимыми и доминирующими, а женщины и все «женское / фемининное» определяется как вторичное, незначительное с социальной точки зрения и подчиненное. Сущностью конструирования тендера является полярность и противопоставление. Гендерная система отражает асимметричные культурные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от их пола. С определенного момента времени почти в каждом обществе, где социально предписанные характеристики имеют два ген-дерных типа, одному биологическому полу предписываются социальные роли, которые считаются культурно вторичными. Не имеет значения, какие это социальные роли, они могут быть различными в разных обществах, но то, что приписывается и предписывается женщинам, оценивается как вторичное (второсортное). Социальные нормы меняются со временем, однако, гендерная асимметрия остается продолжая биологическую асимметрию.

Таким образом, гендерная система - это социально сконструированная система неравенства по полу. Гендер является одним из способов социальной стратификации общества, который в сочетании с такими социально-демографическими факторами, как раса, национальность, класс, возраст организует систему социальной иерархии.

Важную роль в развитии и поддержании гендерной системы играет сознание людей. Конструирование гендерного сознания индивидов происходит посредством распространения и поддержания социальных и культурных стереотипов, норм и предписаний.

Общественное сознание представляет себе образы мужчин и женщин исходя из сложившихся веками стереотипов. Данные стереотипы распространяются на все возрастные категории людей, независимо от их индивидуальных особенностей и возраста, начиная с младенцев, у которых еще не сформировалось четкое представление о мужской и женской роли присущее конкретному обществу и в процессе всей социализации человек становится объектом воздействия гендер-ной системы.

Тендерные стереотипы - это внутренние установки в отношении места мужчины и женщины в обществе, их функций и социальных задач. Особенность стереотипов такова, что они настолько прочно проникают в подсознание, что их очень трудно не только преодолеть, но и осознать вообще. Стереотипы не менее пагубно влияют на все сферы нашей жизни и, особенно на отношения с окружающими. Они являются барьерами на пути к нашему счастью и все мы в большей или меньшей степени являемся их заложниками . Стереотипы могут быть индивидуальные или массовые. Стереотипы массового сознания являются наибольшим барьером в установлении ген-дерного партнерства в нашем обществе. И такими стереотипами в нашем понимании выступают патриархальный (маскулинный) и фемининный, а в негативном своем проявлении - эклектический стереотип.

Социальное положение женщин по сравнению с мужчинами во многом определяется той культурой, в которой они живут. Веками у людей складывались стереотипные представления об образе мужчины и женщины, которые и в настоящее время распространяются на всех представителей того или иного пола, независимо от их индивидуальных особенностей и возраста. Эти стереотипы касаются как личностных черт мужчин и женщин, так и особенностей их поведения.

Каждое общество предъявляет своим членам определенные социальные представления и ожидания в отношении их социального поведения, а также то, чем мужчины и женщины должны отличаться друг от друга по своим социальным и психологическим качествам.

В организации каждого конкретного общества большое значение имеют определенные роли полов. На современном этапе очень сложно установить специфику каждого пола. Это зависит от культуры, уровня научных знаний и идеологической основы данного общества, которые стремительно изменяются в настоящее время. Научные разработки биологов, генетиков, физиологов коренным образом меняют старые устоявшиеся представления о роли, обязательных и специфических чертах мужчин и женщин.

Столь фундаментальное явление жизни, как наличие двух полов, не проходило мимо сознания людей, с самой древности, осмысливаясь и отражаясь в мифах и преданиях, далее развивались в разнообразных теориях, законах и правовых документах. Отношения между полами рассматривались с двух сторон. С одной стороны, налицо было четкое противопоставление, где закреплялось мужское господство и женское подчинение - это доминантно-зависимая модель (Платон, Аристотель, Фрейд, Ницше, Вейнингер). Данная концепция распространялась и реально существовала вплоть до ХХ века. А с другой стороны, мыслители пытались найти позитивный выход из проблемной ситуации в отношении двух полов и рассматривали концепцию полного тендерного равенства. Эта концепция имела идеалистическое основание и могла распространяться только в утопических произведениях или в частной утопической практике (Т. Мор, Т. Кампанелла, Оуэн, Фурье, Сен-Симон).

В общем спектре современных социальных концепций можно выделить 3 группы. Одни авторы упрощенно сводят все гендерные отношения к двум моделям: доминантно-зависимой (дихотомической), когда субъект побуждает объект подчиниться себе и принять цели, не согласующиеся с собственными устремлениями; его позиция включает в себя такие поведенческие модели, как уверенность в себе, независимость, властность, демонстрация собственной значимости. Роли определенные в данной модели не подвергались сомнению. И эгалитарной модели, где признавалась активность двух полов одновременно (Н.И. Андреева). Данные авторы разделяли всю яркую палитру человеческих отношений только на два цвета черный и белый.

Другие авторы, останавливаются в своих исследованиях только на культурной форме патриархата утверждая, что мы до сих пор живем в данной культурной традиции. Данные исследователи разделяют ее на много составных частей (Ю. Кашина): монархическая патриархальность, квазипатриархальность советского времени и неопатриархальность. Эта концепция эклектична в своей основе, так как подминается основная характерная черта патриархата - власть отца, власть мужчины. Фемининный стереотип игнорируется, а становящаяся к XIX веку женская активная поведенческая модель вписывается, как разновидность патриархальной модели.

Третьи авторы, рассматривают данные отношения через призму феминистских практик, с ярко выраженным односторонним фемининным превалированием. Одни из них, предлагают заменить мужскую модель активной женской поведенческой моделью, другие пытаются уравнять

женскую и мужскою поведенческие модели. Но главное в этих концепциях - это выделение самостоятельного активного женского начала и его ценностное обоснование.

Мы не можем согласиться с упрощенным восприятием многообразных моделей гендерных отношений, так как каждая их этих моделей в своем рассмотрении охватывает лишь часть сложной социальной действительности.

Мы акцентируем свое внимание на 4 культурных поведенческих моделях и стереотипах: патриархальные (маскулинные), фемининные, партнерские и эклектические.

Данные модели и стереотипы распространяются в трех социокультурных конструктах в гендерной истории развития общества: 1) патриархате (традиционном обществе); 2) переходном периоде с разложением патриархальной традиции и возникновением активной фемининной поведенческой модели и стереотипа в культуре и обществе; 3) гендерном культурном промежутке, в котором происходит смешение стереотипов и гендерных идентификационных сценариев. Им соответствуют различные ранее выделенные виды маскулинности и фемининности.

На каждом этапе гендерной истории выделялись диаметрально противоположные виды маскулинности и фемининности и это, в свою очередь, постепенно приводило к кризису, характерному гендерному культурному промежутку. Так, таким социокультурным конструктам в ген-дерной истории, как патриархат и переходный период с разложением патриархальной традиции соответствовали доминантная маскулинность и подчиненная фемининность или наоборот, подчиненная маскулинность и доминантная фемининность.

Для современного мира, в период культурно-гендерного промежутка, который характеризуется гендерным кризисом, характерна поливариантность стереотипов и поведенческих моделей взаимоотношений мужчин и женщин, что не позволяет сделать однозначные выводы об оценке их значимости и о перспективах их долевого присутствия.

Задача любого свободного, демократического общества, которое хочет достигнуть равное социальное взаимодействие общественной и частной сфер мужчин и женщин заключается в умении увидеть в двух полах личности, а не биологических субъектов пола или «пчел трудовых» (А. Коллонтай). Разумная и взвешенная гендерная дифференциация в обществе должна помочь выработке позиции терпимости и понимания права каждого быть другим, толерантности в отношениях и взаимопомощи. Такое общество не должно допускать развития эклектических стереотипов, а достигать лучшего проявления фемининного стереотипа, утверждающего равенство возможностей, уважение полов, несмотря на естественный половой диморфизм. В лучшем своем проявлении фемининный стереотип приводит к формированию гармоничного партнерского стереотипа, предполагающего успех во всех видах отношений между полами.

Партнерство - это тип взаимодействия людей во всех сферах жизнедеятельности, оно имеет различные проявления в своей реализации, но в данный момент мы акцентируем свое внимание на конкретной проблемной линии партнерства - гендерном партнерстве, которое проходит в настоящее время процесс зарождения. Его отличительной чертой являются отношения исключительно между двумя группами людей - мужчинами и женщинами. В своей сущности оно предполагает дополнительность биологического и социального бытия мужчины и женщины; в «двусубъектно-сти»; непротиворечивость их ролевого поведения; совместное принятие решений; следование ре-гулятивам этики справедливости и заботы. Главным в таких отношениях является согласование позиций и устремлений между партнерами - мужчиной и женщиной. Субъекты имеют свои цели, но готовы к взаимным уступкам. Общение в гендерных партнерских отношениях мужчин и женщин отличается уважительностью, корректностью, умением поставить себя на место своего партнера, вникнуть в его проблемы. Гендерное партнерство должно реализовываться в обществе, построенном не по сложноподчиненному принципу, исключающем любые формы господства, насилия и подавления личности, а по принципам, обеспечивающим равную реализацию прав и обязанностей мужчин и женщин, главные императивы которой - забота о других, чувство сопричастности другому, ответственность перед другими, ориентация на семью-партнерство.

Основными условиями для успешной реализации гендерных партнерских отношений являются:

- равное социальное положение, уменьшение разницы в зарплате мужчин и женщин, стимулирование большего участия мужчин в семейной жизни и воспитания детей;

- взаимоуважение, понимание, ответственность, толерантность на всех уровнях взаимоотношений;

- устойчивость взглядов, снижение стандартов в отношении мужской роли и мужского вклада, видение в другом носителя иных ценностей, позиций, логики мышления, осознание его права быть другим;

- социализация подрастающего поколения должна быть направлена на их большую андро-гинность.

Отношения мужчин и женщин разнообразны и проявляются в различных сферах социального взаимодействия: в семейных, любовных, экономических, социальных, правовых отношениях.

В связи с изменением социокультурного фона, экономической, политической ситуации на стыке тысячелетий, изменяются стереотипы, поведенческие характеристики, эмоциональные и ментальные составляющие гендерных отношений. В прошлое уходит патриархальная (маскулинная) и фемининная идеологии и появляется возможность распространения новой конструктивной гендерной идеологии XXI века - тендерного партнерства.

Гендерная идеология - система идей и взглядов, понятий и представлений о построении общества и взаимоотношениях в нем мужчин и женщин как двух социальных общностей, учитывающая и выражающая интересы этих социальных групп, получающая социальное оправдание. В силу этого гендерная идеология является идеологией конструктивной, несущей новую культуру взаимоотношений во имя достижения социальных целей.

Эти социальные общности имеют не только общие интересы и ценности, но и принципиально различные. Именно наличие различных интересов мужчин и женщин является основой ген-дерных проблем. Поэтому взаимодействие мужчин и женщин как двух разных социальных групп нуждается в идеологии, которая дает возможность удовлетворения как их общих, так и различных интересов.

Отличительной особенностью гендерной идеологии является ее всеобъемлющий, миролюбивый и интернациональный характер, консолидирующий и конструктивный поиск путей и методов сотрудничества двух социальных общностей - во имя мира и развития. Двум неразделимым половинам общества сегодня для выживания и процветания необходимо сотрудничество, а не конфронтация.

Гендерная идеология самопроизвольно не закрепляется и для своей реализации она нуждается в гендерной политике, то есть в соответствующей конституционно-законодательной основе.

Гендерная идеология может реализовываться в гендерном партнерстве и объединять мужчин и женщин различного возраста, вероисповедания, этноса, расы, а также - страны, нации. Она рассчитана на длительный период своего существования, так как в партнерских отношениях имеется возможность реализовывать личностную самореализацию и индивидуализацию человека, терпимо относиться и понимать различных людей, независимо от их пола, вероисповедания, социального статуса, имущественного положения, стремиться к открытости, взаимопомощи и сотрудничеству. На современном этапе развития общества, достижение партнерских отношений - это достижение наиболее ценных общечеловеческих свойств и качеств.

Гендерное партнерство как гендерная идеология может выступать, как механизм внедрения позитивных гендерных представлений в массовое сознание. Такие особенности дают ей все основания стать метапарадигмой XXI века.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Антология гендерной теории. Минск, 2000.

2. Барчунова Т.В. «Эгоистичный гендер», или Воспроизводство гендерной асимметрии в гендерных исследованиях // ОНС, 2005. № 5.

3. Гурко Т. Социология пола и гендерных отношений // Социология в России. М., 1998.

4. Здравомыслова Е., Темкина А. Социальное конструирование гендера // Социологический журнал. 1998. № 3-4.

5. Мещеркина Е. Институциональный сексизм и стереотипы маскулинности // Гендерные аспекты социальной трансформации. М., 1996.

6. Синельников А. Мужчины и патриархальная власть // Вы и мы. 1998. № 1.

7. Connell R. Masculinities. Cambridge: Polity Press, 1995.

8. Carrigan T., Connell R., Lee J. Toward a New Sociology of Masculinity // Theory and Society. 1985. Vol. 14. P. 551-604.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.