Научная статья на тему 'Гендерные аспекты праздничной культуры'

Гендерные аспекты праздничной культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
346
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАЗДНИК / ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНАЯ ИЕРАРХИЯ / ФЕМИННОСТЬ / МАСКУЛИННОСТЬ / МИФ / АРХЕТИП / ТРАДИЦИЯ / HOLIDAY / GENDER / GENDER HIERARCHY / FEMINITY / MASCULINITY / MYTH / ARCHETYPE / TRADITION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лысова Наталья Александровна

Рассматривается феномен гендера и его различные воплощения в праздничной культуре. Анализируя на основании культурантропологического подхода генезис гендерных праздничных традиций и ритуалов, автор показывает, как воплощена в условиях праздника (праздничной свободы) генетически заложенная в бытии культуры интенция к гармоничному единению противопоставленных гендерных начал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER ASPECTS OF FESTIVE CULTURE

The author of the article considers the phenomenon of gender and its various representations in festive culture. Analyzing the genesis of gender festive traditions and rituals on the basis of culture-anthropological approach the author showes how the intention to the harmonious unity of opposed gender principles genetically laid in the existence of culture is represented in the conditions of holiday (festive freedom).

Текст научной работы на тему «Гендерные аспекты праздничной культуры»

УДК 791

Н. А. Лысова

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАЗДНИЧНОИ КУЛЬТУРЫ

Рассматривается феномен гендера и его различные воплощения в праздничной культуре. Анализируя на основании культурантропо-логического подхода генезис гендерных праздничных традиций и ритуалов, автор показывает, как воплощена в условиях праздника (праздничной свободы) генетически заложенная в бытии культуры интенция к гармоничному единению противопоставленных гендерных начал.

Ключевые слова: праздник, гендер, гендерная иерархия, феминность, маскулинность, миф, архетип, традиция

The author of the article considers the phenomenon of gender and its various representations in festive culture. Analyzing the genesis of gender festive traditions and rituals on the basis of culture-anthropological approach the author showes how the intention to the harmonious unity of opposed gender principles genetically laid in the existence of culture is represented in the conditions of holiday (festive freedom).

Keywords: holiday, gender, gender hierarchy, feminity, masculinity, myth, archetype, tradition

Процесс исторического развития человечества можно рассматривать как поступательный рост андроархиче-ского, патриархатного начала, при котором гендерный дисбаланс превращается в исторически и культурно обусловленную объективную действительность, что накладывает отпечаток на процессы интериоризации норм, усвоения ролевых стереотипов, получаемых «извне» через социализацию и процессы самоидентификации индивида в обществе.

Процессы, связанные с властью и управлением - регуляция социальной структуры, религиозные воззрения или иерархия власти, - замыкаются на фигуре маскулиноида (патера, верховного божества, Демиурга как созидающего начала); доминирующий Логос (как Истина и Разум) через подавление феминности определил маскулинную ментальность [6]. Именно маскулинное начало несет основную социальную функцию нормирующего фактора. Андроархиче-ское, мужевластвующее начало сформировалось в устойчивую доминанту, явившись основой мировых религий, культуры, науки и бытового мировоззрения.

Реально существующая «историческая взаимосвязь мужского и женского начала формирует воспроизводство социальных и культурных форм, общественных отношений» [4] и систему культурных норм, имеющих непосредственное отношение к статусу и роли полов. Гендер превращается в особый тип нормирования с возложенными на него регулятивными функциями.

Система пол/гендер есть одновременно и социокультурный конструкт, и система представлений, направленных на идентификацию и статусную иерархию маскулин-ного/феминного в обществе [1, с. 124]. Гендерная стереотипизация (с ярко выраженным эмоционально-оценочным и нормативно-инструментальным характером) есть вечная оценка, фиксация «чужого» в категориях антитетического порядка и вечная иерархизация, основанная на принципе мы/другие, что наделяет ее функцией управления и обуславливает способность гендера выстраивать символические границы между социальными стратами. Такая стереотипизация, закрепленная на уровне традиций и обычаев, неизбежно категоризирует мировоззренческую позицию социума, прочно закрепляясь в мифологии, религии, находит публичное выражение в художественных формах, а также частично воплощена в празднике. В этом отношении гендер исполняет сигнификативную функцию приписывания значений и ценностей.

Гендерные стереотипы предполагают присутствие в концепте гендера нескольких составляющих: социальной, культурной и культурно-символической (актуальной для

изучения праздничной культуры, пронизанной символизмом и метафоричностью). Последняя кореллирует с идеей о мужском и женском началах явлений, свойств, отношений, вещей, не имеющих к полу непосредственного отношения. Встроенность мужского и женского как онтологических начал в систему базовых категорий культуры трансформирует и их собственный, первоначально природно-биологический смысл. Пол становится культурной метафорой [2, с. 14].

Дискретность как характерная черта андроархиче-ского начала культуры стремится разделить мир на принципиально антитетичные категории: сущностно божественное, непорочное, светлое, возвышенное, с одной стороны, и сущностно греховное, темное, низшее - с другой; добродетель и порок; жизненное и смертное; духовное и телесное и т. д. Реальные процессы развития истории демонстрируют все более усугубляющуюся дифференциацию феминного и маскулинного начал, внося больше противоречий в их нарушенный баланс.

В то же время социальный логос, социальное сознание в определенной степени стимулируются побуждениями архетипических импульсов. Это архетипическое, проистекающее из архаического мифа и несущее функцию основного хранителя культурной памяти, латентно проецируется в логосе.

Анализ социальной и культурной динамики, а также мифологической системы позволяет нам высказать предположение о существовании в культуре интенции к обретению «равновесия», своеобразного гомеостазиса (воплощающего первозданную диалогичность мужского и женского первоначал Бытия, еще не трансформированную в оппозиционные антитетичность и дуалистичность), в наибольшей степени проявляющегося, как правило, вне сферы обыденного. Например, в сфере трансцендентного: так образ Девы Марии по значимости противопоставляется божественному маскулинному и является для христианской культуры воплощенным идеалом женского начала, ипостасью Матери мира, чей культ широко представлен не только в религиозных, но и в народных праздниках.

В мифологии одними из примеров обретения «равновесия» являются: образ андрогина, воплощенный в празднично-обрядовых травестийных переходах «из одного пола в другой», и идея Мирового Яйца - некой перво-сущности, вообще не обладающей половой принадлежностью (что изначально снимает маскулинную или фемин-ную доминанты), но заключающей в себе оба бытийных начала, - также нашедшая продолжение в праздничной традиции. Принцип равновесия двух начал (стихийного

80

женского и упорядоченного мужского) возводится в мифе в абсолют, в непременное условие существования и гармоничного развития мира.

В самой мифологической концепции происхождения мира с его законами и рациональным устройством, понимаемым как Космос из Хаоса, очевидна ассоциация Хаоса с сущностно женским началом как «докультурным», архе-типически-органическим (природным), порождающим лоном (к примеру, Хаос в греческой мифологии трактуется как зияющая бездна, наполненная туманом и мраком, что в семиотическом плане синонимично материнскому чреву). Синонимична Хаосу водная стихия, также понимаемая как женская («Великой силой тепла в водах было рождено мировое яйцо» [9, с. 21]). В этом смысле мифология приписывает природному женскому началу, персонифицированному в архетипе Хаоса, функции более содержательные: не только витальные, но и глубоко онтологические. Так «антиструктурное» (лишенное всякой структуры, упорядоченности), связующее и содержащее в себе весь потенциал жизненной мощи и энергии, лишенное дискретности (но хранящее в себе ее потенциал) стихийное женское начало творит логически-упорядоченный Космос; природа обладает столь бурной жизненной энергией, что способна творить сущностно иной мир - мир Культуры [10].

Маскулинное и феминное начала как архетипическая пара, воплощенные в символах и мифологических образах, в наиболее «сконцентрированной» форме представлены в том особом хронотопе свободы, которым наделен праздник: поскольку в своем генезисе праздник обнаруживает тесную взаимосвязь и взаимозависимость с мифологическими представлениями, при которых праздничное действо посредством обряда и ритуала выступает своего рода «инсценировкой» мифа, миф в свою очередь является сакральным обоснованием обрядовой, ритуальной практики [5].

В празднике явственно прослеживается великий архетип женского, феминного как рождающего, объединяющего и связующего первоначала, персонифицированный и в первобытных образах Великих Матерей, и в греческих Гее, Деметре, Рее, и в славянском образе Матери-Земли, и в католическом культе Девы Марии, и в православной Богородице, и в образе Софии в христианско-мифологической традиции.

По нашему убеждению, «мужское» и «женское» в праздничной культуре с позиций гендерного подхода должно рассматриваться как процесс взаимодействия двух глобальных архетипов, закрепленных в сознании социума. Мы придерживаемся мнения, что в данном вопросе праздник обладает интенцией к принципиальному противопоставлению и отличию от повседневности.

Праздник являет собой уникальную возможность снятия остроты противоречия дуальности, неустранимой в повседневности. Одним из ярких примеров тому служит

обрядовый травестизм, присутствующий во многих мистериях и празднествах архаического периода; в ритуальной практике шаманизма выступающий как поиск целостности, как связь с материнскими культами при доминировании фигуры Бога-отца; в празднествах карнавального типа западно-европейской праздничной культуры; в отечественной праздничной традиции - в святочных и масленичных гуляниях, праздниках похорон Костромы, летних и осенних кузьминках и пр. [5].

Такой символический переход в чужую социальнополовую категорию, сопровождаемый смехо-эротическими действиями и санкционированный праздничным временем, выступает как поиск компромисса и согласования двух противоположных начал. Праздничные традиции, в специфической форме отражающие идею андрогинности, проникнуты великой культурной миссией: наполнить ар-хетипически гармоничным и онтологически верным содержанием раздробленное бытие человека.

Праздник мифологизирует гендер, высвобождает и актуализирует глубинные архетипические импульсы, заглушаемые культурно-цивилизационным «механизмом» ограничений и запретов оппозиционных дуальных установок. Праздник воплощает гармонию двух жизнетворящих первоначал: небесного/мужского и земного/женского, что на материале праздничной культуры прослеживается в обширном цикле весенне-летних праздников и мистерий древности и праздничных традиций более позднего времени, в символически-игровой форме воспроизводивших мифологические сюжеты иерогамии. При этом значимость феминного начала, персонифицированного в мифологических женских образах, возносится до высот маскулинного. Демиургическая значимость божественной пары обеспечивается непосредственной причастностью (нередко - перво-степенностью) феминного начала к акту творения.

Наконец, праздник является редкой возможностью преодоления сопровождающей человечество иерархичности гендерной дуальности, вплоть до категорического ее изменения, что демонстрирует ряд женских/девичьих праздников, исключающих присутствие представителей чужой группы. Здесь женщина становится главным объектом празднично-ритуального действия, воплощая «идеальную» феминность как некую «идеальную» духовную составляющую культуры, ее уникальное специфическое женское начало, выражающее ценностные этические и эстетические установки.

Таким образом, в празднике заключена интенция культуры к преодолению андроцентризма в соотношении маскулинного/феминного в общественной и культурной практике и временному становлению гармоничной и сбалансированной (с точки зрения гендерных взаимоотношений) картины мира в характерной для праздника игровой, образной, символической форме.

1. Абубикирова, Н. И. Что такое «гендер»? / Н. И. Абубикирова // Обществ. науки и современность. - 1996. - № 6. -С. 123-125.

2. Воронина, О. А. Гендер и культура / О. А. Воронина, Т. А. Клименкова // Женщины и социальная политика (ген-

дерный аспект) / под ред. З. А. Хоткиной. - М.: ИСЭПН, 1992. - С. 10-22.

3. Дугин, А. Г. Социология пола [Электронный ресурс] / А. Г. Дугин // Структурная социология: курс лекций. - Ре-

жим доступа: Мір://кошегуа1;І2т/8осіо1(^у/140509120251.хЬіт1. - Дата обращения: 14.10.2010.

4. Кайдаш, С. Н. О «женской культуре» / С. Н. Кайдаш // Феминизм: Восток, Запад, Россия. - М.: Наука: Вост. лит.,

1993. - С. 195-204.

5. Лазарева, Л. Н. Календарно-обрядовый праздник в тексте современной культуры: учеб. пособие для студентов вузов / Л. Н. Лазарева; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2008. - 220 с.: ил.

6. Лебедько, В. Е. Отверженные богини. Феминность и маскулинность [Электронный ресурс] / В. Е. Лебедько, О. Ле-бедько. - Режим доступа: http://www.b17.ru/ar1ic1e/453. - Дата обращения: 19.04.2011.

7. Машенцев, А. В. «Философия гендера» или философия пола [Электронный ресурс] / А. В. Машенцев // Выступление на кафедре философии ПГУПС. - Режим доступа: http://filospups.narod.ru/DokladFilosGendera.html. - Дата обращения: 14.07.2010.

8. Мень, А. В. История религии: в 2 т. Т. 2 [Электронный ресурс] / А. В. Мень. - Режим доступа:

http://www.alexandrmen.ru/books/tom2/2_gl_01.html. - Дата обращения: 10.02.2011.

9. Темкин, Э. Н. Мифы древней Индии / Э. Н. Темкин, В. Г. Эрман. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Наука, 1982. -270 с.

10. Фатыхов, С. Г. Мировая история женщины. Хронокультурологическое и фактографическое осмысление / С. Г. Фа-тыхов. - Екатеринбург: Банк культур. информ., 2008. - 944 с.: ил.

Сдано 17.06.2011

82

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.