функции ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ КОРПОРАЦИИ
НАНИЕВА Л.В.
Северо-Осетинский государственный университет, кандидат экономических наук, преподаватель кафедры маркетинга, 362000, Владикавказ, ул. Ватутина, 46
Условия формирования финансовой системы корпорации, существующие в пространстве современной России, определяют необходимость расширения состава применяемых стратегий и инструментов развития функций данной системы.
Ключевые слова: финансы; развитие; система
Коды классификатора JEL: F10
Общая экономическая система корпорации под углом зрения эволюционной теории может быть определена как устойчивое разветвленное системное образование, принадлежащее хозяйственному процессу, складывающееся в процессе консолидации капиталов, обладающее качеством интегрального субъекта хозяйственного процесса, техноструктурой и открытым характером взаимодействия с внешней рыночной средой.
Вместе с тем, как и любая открытая система, она подвержена непрерывному изменению, обусловленному, прежде всего, спецификой своего функционирования и развития в том или ином пространственном и временном континууме.
Функционирование и развитие общей экономической системы российских корпораций детерминировано рядом существенных особенностей, связанных с процессом их становления в транзитивной экономике России и преодолением «мягких бюджетных ограничений», свойственных социалистическим формам хозяйственных организаций. Появление хозяйственных обществ, организованных на акционерной основе, стало возможным в результате форсированной приватизации предприятий и параллельного становления рынка ценных бумаг. Однако ход указанных процессов во многом отличался от рекомендаций либеральных реформаторов.
Российский рынок, как отмечают многие исследователи, возник не в результате эволюции товарного производства и капитала, а как следствие во многом неуправляемого, стихийного разрушения централизованной системы хозяйствования, трансформации государственной собственности в акционерную и частную, сопровождающихся насаждением сверху хозяйственных форм мобилизации капитала. В России создавалась специфическая институциональная среда, определяемая, скорее, не преобразованиями в экономических отношениях, а их последствиями. Попытка ввести новые хозяйственные формы, не ожидая изменений в экономической основе общества, в системе производственных отношений и, наконец, в психологии населения, обусловила несовершенство новых организационно-хозяйственных форм, их неустойчивый, подвижный характер, повышенную склонность к трансформации [1].
Можно согласиться с теми авторами, которые указывают, что «не случайно наиболее удачно проходили преобразования в отраслях с неизменными условиями производства (в основном в добывающей промышленности), сильными технологическими связями, так как здесь никогда не прерывался процесс выстраивания организационно-хозяйственных форм, свойственных эволюционному развитию экономики. Что касается высокотехнологичного и наукоемкого производства, то резкий отход от старой, административно-командной формы управления, попытка подогнать его под сложившийся стереотип ускорили разрушение упомянутых выше отраслей и сложившихся производственных систем» [5, с.19].
Поспешность формирования новых организационно-хозяйственных структур привела к противоречивости процессов первоначального накопления капитала, нарушению его общественного воспроизводства. Специфика этих процессов предопределила возникновение и накопление тенденций неравновесия, ведущих к конфликтам и столкновениям интересов.
Отметим, что в противоречивом развитии системы корпоративных отношений заложены возможности функционирования и жизнеспособности новых хозяйственных структур. При этом складывается своего рода механизм отбора жизнеспособных форм ведения хозяйства, которые выступают одновременно и как элемент общественных, и как элемент хозяйственных связей. Однако «шоковое» введение рыночных отношений, отсутствие эволюционно назревших общественных и экономических предпосылок, несформированность институциональных механизмов прав собственности, соглашений и контрактов обусловили возникновение уродливо трансформированных в условиях переходной экономики корпоративных структур [4, с.167].
Корпорации формировались двумя путями:
– посредством акционирования и приватизации государственных предприятий;
– на основе консолидации частных капиталов.
Первый путь явно преобладал, что определялось самим характером российских рыночных преобразований – их целями, динамикой, социально-экономической средой. Крупные корпорации первоначально развивались в форме государственных концернов и различных видов холдингов.
Необходимо обратить внимание на то, что в России холдинговые компании начали создаваться еще в 1991–1992 гг., до начала массовой приватизации и акционирования предприятий. В самом процессе их создания были заложены определенные противоречия, в дальнейшем повлиявшие на эффективность их деятельности. Раскроем их.
Экономический вестник Ростовского государственного университета А 2008 Том 6 № 4 Часть 3
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 3
В лице корпорации как интегрального субъекта находит свое выражение анонимность воплощения системы корпоративных отношений. Указанная анонимность становится в условиях глобализации экономических отношений основанием системы финансового господства. Ю. Осипов справедливо отмечает, что в глобальном хозяйственном пространстве возникает феномен финансовой опеки над экономикой. В современной экономике складывается особый финансовый централизм, когда все выплачивают в пользу анонимного, скрытого от периферии, центра финансовую ренту [3, с.571]. Здесь раздвоенность капитала на капитал- собственность и капитал-функцию достигает высшей точки своего развития.
Корпорация как интегральный хозяйствующий субъект представляет собой не просто имущественный комплекс. Последний вовлекается в хозяйственный оборот конкретными людьми, имеющими свои собственные интересы. Быть представителем функционирующего капитала, отмечает К. Маркс, это не синекура, подобная представительству капитала, приносящего проценты. Представитель функционирующего капитала работает для того, чтобы обеспечить получение реальной прибыли [2, с. 422–423].
Функционирующий капитал, принадлежащий корпорации как интегральному субъекту, включен в активное производство товаров с целью извлечения прибыли, в этом отношении он противостоит фиктивному капиталу, представленному ценными бумагами. Фиктивный капитал, отделенный от действительного капитала, приносит лишь дивиденд, установленную долю в доходе, полученном корпорацией.
Если для частного предприятия характерно соединение собственности и непосредственного участия в управлении делами предприятия, то для корпорации характерно их разграничение. При этом большинство акционеров отчуждено от предпринимательской функции; многие из них не знают специфики бизнеса, ценными бумагами которого они владеют. Капитал-собственность прочно отделен для них от капитала-функции. Связь капитала-собственности и капитала-функции обеспечивается через посредство ценных бумаг корпорации. При этом каждый из участников корпорации обменивает индивидуальный денежный или имущественный взнос не на конкретную долю реального капитала, а на определенное удостоверение о своем участии в капитале – ценную бумагу. Акционеры приобретают пакеты ценных бумаг, а не конкретные факторы производства или элементы ресурсной базы хозяйственного процесса корпорации. Такое обособление действительного и фиктивного капитала наиболее остро проявляется в условиях финансовых кризисов, причем финансовая система корпораций вносит свою лепту в их формирование и углубление.
Для современной России свойственно устойчивое воспроизводство опасных разрывов между действительным и фиктивным капиталом корпораций, которое в какой-то мере маскируется отсутствием устойчивого рыночного оборота корпоративных ценных бумаг на финансовом рынке. Однако указанные разрывы все же находят внешнюю форму своего проявления, опираясь на кризисные импульсы, приходящие извне. При всей своей незначительности отечественный финансовый рынок России вовлечен в процессы глобальной интеграции.
При этом кризисное развитие событий на рынке зачастую инициируется теми обстоятельствами, что финансовый менеджмент корпораций сводится к несвойственной ему роли субъекта инструментального обеспечения интересов узкой группы владельцев контрольного пакета акций, а система корпоративных расчетов не обеспечивает необходимой для участников внутренней среды и внешних контрагентов финансовой прозрачности.
Предшествующий финансовый кризис 1997–1998 гг., крах банковской системы в России внесли существенные коррективы в развитие отечественных корпораций:
– изменились характер и интенсивность процесса их развития, позиции финансово-банковских элит в промышленной собственности, состав собственников, структуры управления и контроля;
– получил новый импульс процесс передела корпоративной собственности, который ускорился в условиях современного глобального финансового кризиса.
Вместе с тем, на этапе развития между двумя финансовыми кризисами четко обозначились функции финансовой системы корпорации, которые можно определить следующим образом.
A. Первичное формирование действительного и фиктивного капитала, в том числе:
– первичная эмиссия акций;
– инвестирование выручки от ее реализации в элементы действительного капитала.
Б. Обеспечение непрерывности воспроизводственного процесса на основе следующих финансовых механизмов:
– создания системы денежных фондов;
– нормирования их остатков;
– бюджетирования деятельности корпорации.
B. Формирование прибыли как главного финансового результата посредством использования инструментов:
– финансового управления выручкой и затратами;
– осуществления эффективной налоговой политики корпорации на микро- уровне.
Г. Обеспечение необходимого баланса интересов участников внутренней среды на основе создания:
– фонда оплаты труда;
– системы фондов из прибыли, обеспечивающих доходное участие всех субъектов корпоративных отношений.
Д. Обеспечение необходимого баланса интересов во внешней рыночной среде взаимодействия посредством инструментов:
– налоговой политики;
– управления дебиторской и кредиторской задолженностью;