Научная статья на тему 'Фундаментальные основы антропоэкологической модели экологического образования'

Фундаментальные основы антропоэкологической модели экологического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / АНТРОПОЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПОНЯТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ECOLOGIC ANTROPOECOLOGICAL MODEL OF ENVIRONMENTAL EDUCATION / METHODOLOGICAL TASKS OF ENVIRONMENTAL EDUCATION / FUNDAMENTAL CONCEPTS OF ENVIRONMENTAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Опарин Р. В.

В работе рассматриваются принципы построения антропоэкологической модели экологического образования, приводятся основные методологические задачи, система основополагающих понятий. Рассматриваются условия, детерминирующие содержание фундаментальных основ антропоэкологической модели экологического образования, раскрывается его структура и уровни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Опарин Р. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FUNDAMENTAL BASIS OF ANTROPOECOLOGICAL MODEL OF ENVIRONMENTAL EDUCATION

In this work we discuss the principles of construction antropoecological model of environmental education are, the key methodological tasks and the system of fundamental concepts. The conditions which determine the contents of the fundamentals of antropoecological model of environmental education with its structure and levels are exposed.

Текст научной работы на тему «Фундаментальные основы антропоэкологической модели экологического образования»

документов и др.), умение проектировать унифицированные системы документации, осуществлять их внедрение и ведение в условиях автоматизированных технологий, умение изготовления, стенографирования, копирования и тиражирование документов, умения разработки и внедрения информационно-поисковых систем, информационно-справочной работы; подготовка пленок для кодос-копа и других наглядных материалов.

Полученная в результате использования «портфельного метода» структура информационно-коммуникативной достаточно полно отражает и ее состав. В то же время многомерность содержания информационно-коммуникативных умений специалиста-документоведа требует дальнейшей разработки комплекса педагогических условий и успешности их осуществления.

Библиографический список

1. Большой Российский энциклопедический словарь. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

2. Краткий психологический словарь / сост. Л.А. Карпенко / под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1985.

3. Словарь практического психолога / сост. Ю.Г. Головин. — Минск—М.: Харвест, ACT, 2001.

4. Соколов, А.В. Социальные коммуникации: учеб.-методич. пособие / А.В. Соколов. — М.: ИПО Профиздат, 2001.

5. Занковский, А.Н. Организационная психология : учеб. пособие для вузов по спец. «Организационная психология» / А.Н. Занков-ский. — М.: Флинта, МПСИ, 2002.

Статья поступила в редакцию 17.07.08.

УДК 37.01:001.8

Р.В. Опарин, канд. пед. наук, доцент ГАГУ, г. Горно-Алтайск

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ АНТРОПОЭКОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В работе рассматриваются принципы построения антропоэкологической модели экологического образования, приводятся основные методологические задачи, система основополагающих понятий. Рассматриваются условия, детерминирующие содержание фундаментальных основ антропоэкологической модели экологического образования, раскрывается его структура и уровни.

Ключевые слова: экология, антропоэкологическая модель экологического образования, методологические задачи экологического образования, основополагающие понятия экологического образования

Методологический фундамент существующей сегодня теории экологического образования включает ряд базовых категорий: экологическая культура, экологическое мировоззрение, экологическое сознание, экологическое мышление, экологическое образование, непрерывное экологическое образование, организационно-педагогическое обеспечение экологического образования. Существующая модель экологического образования нацелена на формирование у учащихся основ экологической культуры, как способа, меры и результата духовного и материального освоения природы и поддержания ее целостности [1, с. 37]. Важнейшим условием ее формирования исследователи данной проблемы [2, 3] видят интеграцию естественнонаучного и гуманитарного знания в содержании образования. При этом, показателями сформированнос-ти экологической культуры являются целостное представление о социоприродной среде, обобщенная картина мира, понимание системности и процессу-альности мира; экологическое сознание, мышление и деятельность.

Выступая в роли универсальной цели, экологическая культура, а значит и экологическое сознание, мышление и деятельность должны формироваться путем использования комплекса педагогических средств, среди которых важное место занимает содержательный и технологический аспекты. При этом, проблема современного развития экологического образования не может быть решена только за счет реформ его технологии и содержания. В связи с этим все настойчивее встает вопрос о необходимости новой концепции экологического образования, базирующейся на взаимосвязи теории воспитания и теории взаимодействия общества с природой, так как первая не рассматривает экологический, а вторая — воспитательный аспекты.

Предлагаемая нами методология антропоэкологической модели экологического образования, основана на понимании того факта, что дальнейшее развитие человечества может состояться только совместно с дальнейшим развитием природы, ее многообразия и богатства. В такой формулировке антропоэкологический подход практически эквивалентен утверждениям классической педагогики и восходит к Монтеню, Руссо, Пес-талоцци, утверждавшим, что цель воспитания — гармонизация своих отношений с природой — внутренней (собственной биологической) и внешней (окружающей природной средой), а посредством этого — обретение свободы от пагубного влияния цивилизации [4].

При этом, по нашему мнению, фундаментальные основы антропоэкологической модели экологического образования нуждаются в использовании методологических функций философии, проявляющихся в анализе основополагающих понятий экологической педагогики, без которых невозможно построение теоретической системы любой специальной науки. Общей и конечной целью экологического образования, как мы считаем, является формирование экологической культуры личности на философском уровне. Такая культура есть одна из сущностных характеристик человека, ибо она принадлежит к его духовному миру. Культура личности на философском уровне — это мера и характер владения экологическими знаниями на уровне философского их осмысления действительности, степень владения стилем философского мы1шления. Экологическая культура личности должна находить свой выражение прежде всего в характере мировоззренческой и методологической ориентации личности. Поэтому экологическая образованность на философском уровне должна предполагать: 1) интерпретацию экологических проблем на уровне философии; 2) умение ориентироваться в основ-

ных направлениях философии и типах философствования; 3) умение диалектически мыслить; 4) способность к анализу экологических проблем. Отсюда вытекают и основные методологические задачи экологического образования: 1) формирование научно-философского

взгляда на мир и место в нем человека; 2) приобщение к мировой философской культуре как общечеловеческой ценности; 3) формирование способности к самостоятельному и творческому решению философско-методологических проблем, касающихся экологии.

Условия, детерминирующие содержание фундаментальных основ антропоэкологической модели экологического образования, на наш взгляд, могут быть рассмотрены на трех тесно взаимосвязанных уровнях:

1. Цивилизационно-глобальном.

2. Национально-государственном.

3. Предметном.

Современное состояние мира характеризуется наличием новых социальных реалий, новой социально-политической обстановки, новых глобальных проблем. Фактически перед человечеством стоит задача научиться мыслить и действовать по-новому или погибнуть. В связи с этим происходит переосмысление многих представлений о человеке, обществе и культуре. Необходимость осмысления и решения глобальных проблем современности повышает роль экологического образования в деятельности человека. Экологическая культура каждого специалиста становится существенным элементом в осознании и решении проблем сохранения цивилизации. Методологической основой новой парадигмы экологического образования на философском уровне по существу выступает (хотя часто и неявно) концепция нового политического мышления. Её достоинство в том, что она исходит из наличия новых реалий (особенно социальных) и требования адекватности мышления изменяющейся объективной реальности. Рассмотрим принципы антрппоэкологической концепции экологического образования в системе трех уровней детерминации его содержания.

1. Цивилизационно-глобальный уровень определяет следующие методологические принципы формирования содержания экологического образования: 1.1. Гуманизации (ориентации на человека и гуманистические ценности). 1.2. Фундаментализации (учета универсального, космополитического знания). 1.3. Приоритета общечеловеческих ценностей над групповыми (ориентации на общечеловеческие идеалы, цели и общекультурные ценности). 1.4. Плюрализма (учета многообразия теоретических точек зрения).

1.1. Принцип гуманизации исходя из деятельной природы человека ориентирует концепцию экологического образования рассмотрение проблем цивилизации в контексте человеческой деятельности.

1.2. Принцип фундаментализации ориентирует содержание экологического образования в экстенсиональном плане на лучшие образцы мировой и отечественной мысли в решении экологических проблем. В интенсиональном плане данный принцип ориентирует на основные проблемы и концепции экологического образования.

1.3. Принципы1 приоритета общечеловеческих ценностей и плюрализма направлены против излишней идеологизации и абсолютизации какой-либо одной позиции в решении экологических проблем. И это должно найти отражение в содержании экологического образования. Оно должно представлять мировую и отечественную систему решения экологических проблем с учетом развития и взаимодействия различных направлений, учитывая все лучшее в них и не впадая в их догматизацию.

2. Национально-государственный уровень диктует следующие методологические принципы формирования содержания экологического образования: 2.1. Прагматизма (ориентации образования на требования общества

и определенную личность). 2.1. Преемственности и своеобразия в развитии отечественной системы экологического образования (учета национальных традиций ценности, норм и идеалов современного российского общества).

Однако в нашем обществе до сих пор нет общепринятой системы общенациональных ценностей, иначе говоря, национальной идеологии. И это отрицательно сказывается на развитии образования вообще и экологического образования в частности. На роль национальной идеологии некоторыми авторами предлагается так называемая «русская идея». Но при многих своих достоинствах (ант-ропоцентизм, учет русского менталитета, творческой активности личности, философский диалогизм) этой «идеи», которая может быть использована при формировании содержания экологического образования, она опирается исключительно на русскую религиозную философию и православную традицию. Последнее является ее существенной ограниченностью. Образование в светском государстве (а Российская Федерация является таковым) не может базироваться на религиозной концепции.

2.1. Принцип прагматизма при формировании содержания экологического образования требует учета не только интересов государства, но и интересов личности. Формирование духовного облика личности не должно отрываться от реальной жизни. Экологическое образование призвано вооружить человека стратегией жизни и способностью к приобретению нового опыта.

2.2. Принцип преемственности и своеобразия в развитии отечественного экологического образования определяется целостностью и особенностями русской национальной культуры, а также целостностью и спецификой историко-экологического воспитания в нашей стране.

3. Предметный уровень детерминации содержания экологического образования — самый глубокий уровень. Методологическую основу формирования содержания экологического образования на этом уровне составляют: 3.1. Принцип соответствия содержания экологического образования специфике предмета экологии. 3.2. Принцип системности и целостности и доступности. 3.3. Принцип гибкости. 3.4. Принцип деятельной направленности.

3.1. Принцип соответствия содержания экологического образования специфике предмета экологии требует сопоставленности содержания изучаемого курса (в данном случае — экологии) с уровнем развития этой науки в данный исторический период. Научность учебного материала обязывает включать в его содержание строго проверенные и установленные наукой факты.

3.2. Принцип системности и доступности предполагает использование предметно-цикловой структуры, на основе которой строится содержание экологического образования как логической системы формируемых знании, умений и навыков. Доступность в отборе и построении учебного материала требует, чтобы изучаемый материал по своему содержанию, объему и методам преподавания соответствовал возрасту, уровню подготовленности и познавательным возможностям обучаемых.

3.3. Принцип гибкости должен обеспечивать реальную возможность оптимального учета специфики региона, природных ресурсов, отличительных особенностей конкретного учебного заведения, возможность изменения содержания экологического образования в зависимости от изменяющихся условий.

3.4. Принцип деятельной направленности экологического образования, в силу концептуальности, обеспечивает связь требований к знаниям и умениям обучаемых с содержанием их деятельности, понимания важности формирования не только экологических знаний, но и способностей к активной деятельности в сложно-прогнозируемых и изменяющихся условиях окружающей среды.

Итак, представленный нами взгляд на различные методологические аспекты антропоэ-кологической концепции экологического образования, в силу его концептуального характера, позволяет учитывать доминирующую роль того или иного принципа, а значит дает возможность «видеть» в целом исследуемую нами проблему. Недаром Ю.К. Бабанский, анализируя роль принципов в познавательном процессе, заметил, что «Если исследователь учтет при разработке экспериментальной системы всю совокупность описанных принципов и даст их в определенной логической последовательности, то он обеспечит относительную целостность предлагаемой системы» [5, с. 45]. Такой целостный подход к проблеме позволил нам теоретически обоснованно построить модель антрпоэкологического образования, в которой используется семантическая матрица научной проблемы Л.М. Босовой [6], представляющая собой систему анализа (семантического, логико-гноссеологи-ческого, методологического, педагогического и др.) существующих семантических полей основополагающих (ключевых) понятий в контексте системы принципов, сформулированных для определенной научной сферы. Лежащие в основе семантической матрицы основополагающие понятия распределены нами, в соответствии с классификацией В.Е. Шукунова и В.Ф. Взяты-шева [7, с. 45-48] по четырем сферам: 1. Науки о взаимодействии природы и общества. 2. Философия экологического образования. 3. Педагогическая экология. 4. Теория практики экологического образования, составляющая фундаментальные основы развития антропоэ-кологической модели экологического образо-

Фун,цгімігнгйгіь-ньіЄ ОС нон-ы ::>нин м і и н Экйпйгич&Скйгн йбрйалшнним

▼ W *

1. Нэ>иц о Ej-anuijflrtcTBHH прирощу и riujacTBS 2 Оипосдефня л m по пи ч еса ran □ EfJülIUUührfJi Э-. Педагаплчдскаи ягапогоя

Т ▼ W

СЁМЦМ ÍAÍ ►tÚCV ' fej. ,n¡aa>iL£A7 opscaiWMKi-fcctKisíj -TOHbJ i^/CTt АЯҐ JlíSÓCY.i и ó г.аліі.ттаї'і нішвсітиенточ ay чяьії jneppüíl офелшвдо отрівп» 2А Г)МЛ4Л Ф .V7C.1-. Г.флЛЛ llalli' 2 2 Г)ядішіл ЦИНМАМШ 2 3 Принцип водєшйш 2,4 ҐТйі’нццч г’і’ЛОҐаТіТІ.'і-ГЛ-П aeiJTMUiitMAWff. ■3,1. rÇHiHiüJn Нв*С.Чл?1ДЛЬ .'ЛЛЛТрі'ПС.гпи 3.2. Привіт ашропностни. .11 Дгїжую 3 А Прцщхі

4. ТйФрйЯ Притики ЗийПйГичйСкйГй йбрйЗййаний

Т ▼ ¥

1. Л^кшцім .№.тоїлін«іяиі í. rVu"4lííl

4. n^i.'.'MjLVi .■ 11-.' : .iji :-.'j r71 : 1 ; ¿irjrwocmcu. í. rvuumjiflfi mpeevamEnta

Б TyuHuirfi

7. і~1; ; і.і 111 j і ,-,п йглгпгльіиі) ttvnpatinctftKicmu

5. rV5um4iíri fl4KHíWí4iin«()eiíiLJ

& f. актйчшрноытш а едижїе иЕ(ннииап*е}тьн*н? wxwrjipwiLviracjL

Н.2 Ffjunpn Jfaíífl/ii^pne.T^rjB.

і? mXllftlLVl ВДМНЛШИЩИ УчеСпКїі JlpftlKM.

Рис. 1. Графическая структура фундаментальных направлений развития антропоэкологической модели экологического образования

вания. На рис. 1 представлены структурные элементы, определяющие функциональные направления развития антропоэкологичес-кой модели экологического образования.

Соблюдение указанных принципов делает проектирование и внедрение педагогической технологии экологического образования в рамках антропоэкологической модели методологически подготовленным и обоснованным.

Библиографический список

1. Игнатова, В.А. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика / В.А.Игнатова. — Тюмень : ТГУ, 1998.

2. Мамедов, Н.М. Теоретические основы экологического образования / Н.М. Мамедов // Экологическое образование и устойчивое развитие. — М., 1995.

3. Игнатова, В.А. Экологическая культура учащихся и методика ее формирования / В.А. Игнатова. — Тюмень: ТГУ, 1999.

4. Моисеев, Н.Н. Историческое развитие и экологическое образование / Н.Н. Моисеев. — М.: МНЭПУ, 1995.

5. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. — М.: Педагогика, 1982.

6. Босова, Л.М. Соотношение семантических и смысловых полей качественных прилагательных в системе психолингвистического анализа / Л.М. Босова. — Барнаул, 1998.

7. Шукунов, В.Е. К вопросу о новой методологии современной концепции естетсвознания / В.Е. Шукунов, В.Ф. Взятышев. // Вопросы философии, 2002. — №2.

Статья поступила в редакцию 13.06.08.

УДК 378.02: 372.08

Т.А. Толмачева, ст. преподаватель ГАГУ, г. Горно-Алтайск

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ ИНОЯЗЫЧНОГО РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Рассматриваются проблемы разработки методической типологии коммуникативных стратегий иноязычного речевого поведения, которые рассматриваются в качестве основания для создания методики обучения иностранному языку студентов I курса языкового вуза. Ключевые слова: коммуникативная стратегия, речеповеденческая тактика, речевой акт, языковая личность, вторичная языковая личность, иноязычная коммуникативная компетенция, содержание обучения.

Современная тенденция высшего лингвистического тована повышенной потребностью современного общества профессионального образования направлена на языковую в знаниях о закономерностях человеческого общения. подготовку выпускников, способных к эффективному по- Изучение немногочисленных научных трудов по ког-

строению процесса межкультурного общения и продик- нитивной лингвистике (Т.А. ван Дейк, У. Кинч), прагма-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.