УДК 37.01.001.8
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ВОСПИТАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО МЕНТАЛИТЕТА
А.В. Петров, Р.В. Опарин (Горно-Алтайск)
Аннотация. В работе анализируются цель, задачи, результаты экологического образования с точки зрения философии и культурологии. Показана взаимосвязь теории и практики экологического образования с национальным и общественным менталитетом.
Ключевые слова: экологическое образование; экологическая культура.
Необходимо учитывать, что менталитет - это квинтэссенция культуры народа. В нем фиксируются наиболее существенные, исторически сложившиеся особенности мировосприятия, мироощущения и мировоззрения того или иного человеческого сообщества, глубинные основания индивидуального и общественного сознания, поступков и поведения. Ментальные ценности обладают повышенной устойчивостью и инерционностью, противодействуя насильственным деформациям и форсированным революционно-реформистским преобразованиям, допуская лишь эволюционный путь сколько-нибудь существенных и тем более необратимых изменений. В то же время стабильность, устойчивость менталитета не являются абсолютными. Менталитет нужно не только изучать. Менталитетом можно и при определенных условиях даже необходимо управлять.
Весь вопрос - в каком направлении, с какой целью и каким путем осуществляется такое управление. Апеллирует ли оно к доброму или злому началу в человеке и обществе. Ведет ли оно к порабощению и угнетению человеческой индивидуальности, насилию над человеческой природой или, напротив, направлено на возвышение человека, создание условий для его свободного, природосообразного самосозидания, самотворчества, самореализации на основе тех высших духовных ценностей, которые восходят к ценностям абсолютным. Ценностям, несомненно, существующим в мире независимо от того, считать ли их божественным откровением или аккумулированной мудростью человечества, концентратом его многовекового жизненного опыта. Важен сам факт их существования. Вопрос же об источнике этих идеалов и ценностей - дело совести каждого свободного человека.
В конечном счете и локальными человеческими поступками, и мировой историей в целом движет менталитет - те глубинные, «корневые» духовно-нравственные, культурные ценности и мировоззренческие основания индивидуального и общественного поведения, которые при условии их согласованного, массового проявления по своей духовной энергетической мощи оказываются несопоставимыми с любыми рукотворными материальными энергоносителями или политическими акциями. Последние способны вызвать лишь относительно кратковременные, спорадические возмущения мирового исторического процесса или же, что при нынешних
средствах массового уничтожения совсем несложно, прекратить этот процесс вовсе.
Иными словами, историю человеческой цивилизации можно понять не путем скрупулезного изучения и сопоставления тех или иных исторических явлений, событий и фактов (хотя и это необходимо), а лишь на основе изучения истинных движущих, созидательных сил поведения человека и общества. Точно так же и предвидение будущего возможно только на основе изучения ментальных предпочтений и жизненных приоритетов человеческих сообществ.
Но если это так, а весь ход мировой истории свидетельствует о том, что это, несомненно, так, то именно менталитет, как индивидуальный, так и общественный, должен быть в фокусе внимания всех без исключения общественных наук, озабоченных прогрессивным развитием локальных социумов и человеческой цивилизации, предвидением и поиском рациональных путей такого развития. Несомненно, наукоемкая, отнюдь не только психологическая, но и в широком смысле социокультурная, нравственная категория «менталитет» («ментальность») должна привлечь повышенное внимание и сферы образования, отражаясь прежде всего в ее аксиологических, ценностно-целевых приоритетах.
Б.С. Гершунский, анализируя понятие «менталитет», выделил несколько подходов к его определению [1. С. 113]:
- менталитет - это некая интегральная характеристика людей, живущих в конкретной культуре, которая позволяет описать своеобразие видения этими людьми окружающего мира и объяснить специфику их реагирования на него;
- в философской и культурологической литературе менталитет понимают как совокупность представлений, воззрений, чувствований общности людей определенной эпохи, географической области и социальной среды, особый психологический уклад общества, влияющий на исторические и социальные процессы;
- менталитет как явление умственного порядка, вовсе не идентичен общественному сознанию, а характеризует лишь специфику этого сознания относительно общественного сознания других групп людей, причем, как правило, речь идет о таких больших группах, как этнос, нация или социальный слой;
- в самом общем виде менталитет может быть, вероятно, определен как некая характерная для конкретной
10
Экологическая психология
культуры (субкультуры) специфика психической жизни представляющих данную культуру (субкультуру) людей, детерминированная экономическими и политическими условиями жизни в историческом аспекте;
- содержание менталитета, как это вытекает из самой этимологии слова, заключается в когнитивной сфере и определяется теми знаниями, которыми владеет изучаемая общность. Совместно с верованиями знания составляют представления об окружающем мире, которые являются базой менталитета, задавая вкупе с доминирующими потребностями и архетипами коллективного бессознательного иерархию ценностей, характеризующую данную общность.
Вызов XXI в., напрямую обращенный к образованию, как раз и состоит в том, чтобы пробудить естественные, но все еще неосознаваемые, дремлющие в анабиозе мен-талеобразующие потенции, менталеобразующие функции образования как важнейшей сферы познания, формирования, коррекции, а в необходимых случаях и преобразования менталитета и личности, и социума в целом.
Сделать это, на наш взгляд, можно и нужно через специально организованный образовательный процесс, через дидактику, которая сумеет в качестве концептуального принципа образования (обучения, воспитания, развития) принять принцип экологического образования. Только в таком образовании ценностная характеристика самого образования предполагает рассмотрение таких взаимосвязанных блоков, как: 1) образование как ценность государственная; 2) образование как ценность межгосударственная; 3) образование как ценность общественная; 4) образование как ценность личностная; 5) образование как ценность планетарная.
Речь идет об образовании как единственной, достаточно жесткой технологической сфере формирования личности человека, не только приспосабливающегося к внешней среде, но и способного увидеть несовершенства этой среды и активно участвовать в ее преобразовании; об образовании как сфере культурообразования социума; об образовании как сфере воспроизводства и непрерывного обогащения жизненных ценностей и идеалов человека и общества; наконец, об образовании как сфере, обеспечивающей не только связь времен и преемственность поколений, но и непрерывное спиралевидное восхождение цивилизации в целом ко все более высоким вершинам человеческого духа и человеческого предназначения.
Экологическое образование - сложное, остросоциальное, комплексное, развивающееся, многоаспектное понятие, претендующее, на наш взгляд, на основополагающую педагогическую категорию. Мы отстаиваем в работе позицию, что экологическое образование в педагогике - это не элемент образования, а самое образование, которое по своему содержанию с осознанной всеми необходимостью становится экологическим.
Проблема экологического образования должна исследоваться в нескольких аспектах: методологическом,
философско-социологическом, естественнонаучном, психолого-педагогическом и др. О степени разработки проблемы экологического образования можно судить по тем дискуссионным вопросам, которые осмысливаются в научной литературе.
При этом базой, на наш взгляд, должно быть осознание концептуально-методологических сдвигов в естествознании, которые произошли в конце XX в. [2. С. 346-370]. Именно философский анализ этих концептуально-методологических изменений, сделанный нами с позиции осознания роли экологии в развитии человеческой цивилизации, привел нас к выводу о необходимости экологического образования и разработки новой концепции такого образования.
Опыт показывает, что такой концептуальный подход дает возможность определить общую направленность и ориентиры исследовательского поиска; отобрать актуальные именно для данного исследования положения, расставить соответствующие акценты; позволяет выделить ведущие факторы развития изучаемого объекта; открывает возможность получить не только практические результаты, но и сделать теоретические приращения и выводы.
Экологическое образование мы рассматриваем как систему идей, взглядов, установок, которая должна служить отправной теоретической базой, стратегическим ориентиром конкретного поиска модели современного образования.
Мы считаем, что идея экологического образования должна быть отнесена к принципам обучения, потому что она представляет собой одно из универсальных руководящих положений современного образования, которое относится ко всему процессу обучения в целом, распространяется на все учебные предметы, без него невозможно формировать экологическую культуру учащихся, оно не может быть заменено никакими другими принципами. Принцип экологического образования снимает главное противоречие между предметным обучением и необходимостью формирования экологической культуры, что является в настоящее время концептуальным требованием всего цивилизованного человечества: современное образование в любом государстве должно стать экологическим.
Однако чтобы данный принцип обладал и инструмен-тальностью, необходимо разработать для него сущностные, нормативные и процессуальные функции. Однако дидактические принципы могут быть однозначно понимаемыми только в контексте конкретной педагогической системы. В своей работе мы определяем эти функции в рамках компетентностно-деятельностного подхода при использовании личностно-ориентированной педагогической системы развивающего обучения.
Появление в дидактике принципа экологического образования должно привести к организованному целевому совершенствованию методики и технологии формирования у учащихся комплекса необходимых
11
№ 38
Сибирский психологический журнал
2010 г.
компетенций по всем учебным дисциплинам, на основе экологической структуры учебных знаний, а это в свою очередь приведет к формированию экологической культуры и соответствующего мышления школьников. В связи с этим экологический принцип должен определять содержание технологии и методики личностно-ориентированного развивающего обучения, усиливая управляющий эффект этой педагогической системы обучения. Таким образом, экологическое образование в современной дидактике приобретает статус концептуального принципа, который влияет на отбор и структуру учебного материала всех учебных предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует учителя на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса, и способствует формированию и развитию экологической культуры и соответствующего экологического мышления учащихся.
Принцип экологического образования должен определять основные направления в деятельности учителя и характер познавательной деятельности учащихся. В связи с этим для успешной реализации экологического образования в школе педагогу необходимо знать основные дидактические функции, общие теоретические основы и статус принципа экологического образования в современной дидактике, пути, способы и средства его реализации. Что касается основных понятий, принципов, положений, определяющих до настоящего времени экологическое образование, все они должны быть переосмыслены с новых позиций, положенных в основание концепции экологического образования.
В новых обстоятельствах крайне необходимо философское обоснование основных понятий экологического образования, несмотря на то, что они давно разработаны философами и экологами. Любые понятия, категории, принципы, методы наполняются конкретным содержанием только в рамках той или иной системы. При изменении системы следует производить их переосмысление, если мы не хотим плодить противоречия в этой системе.
В результате исследовательской деятельности нами построена концепция, имеющая всеобщий характер; определены новые философские и методологические аспекты, раскрывающие новую роль экологии в развитии человеческой цивилизации и приводящие нас к выводу о необходимости экологического образования не как элемента образования, а как самой системы образования; предложена новая дидактика как теория обучения, в основе которой должен быть ведущий принцип экологического образования с конкретными содержательными, нормативными и процессуальными функциями; технология экологического образования, определяемая принципом экологического образования и потому снимающая противоречие в системе образования, когда дидактика практически не имела дидактического обеспечения
для практики реализации экологического образования; система экологического обеспечения, учитывающая обеспечение философское, методологическое, дидактическое, методическое и технологическое. Должны быть переосмыслены базовые понятия, принципы, положения, определяющие методологическое, дидактическое, методическое и технологическое содержание современного экологического образования.
Всемирная история школы свидетельствует о том, что смена социокультурной эпохи неизбежно влечет за собой изменение системы образования, поскольку изменяются фундаментальные представления о ребенке, его главных врожденных и приобретаемых качествах, способностях, возможностях, интересах; о знаниях, которые составляют содержание образования; об учителе, его функциях, личностных свойствах, о целях педагогического труда, приемах и методах образовательной работы.
Обычно рассматривают три компонента, составляющих парадигму образования: ребенок, учитель, знание; анализируют случаи, когда то один, то другой из них становится главным и определяет тип образовательной системы: догматический, если в центре учитель; просветительский, если главное - сумма установленных знаний; гуманистический, если цель - личность [3. С. 74]. Однако, на наш взгляд, такой подход упускает самые главные компоненты: компетенции (что должно быть сформировано и что развито на выходе?) и природную среду, в которой живут и развиваются человек и общество.
Речь идет о новом пути, об особой образовательной системе, которая ориентирована на включение личности в развитие культуры социума, где задача школы состоит в том, чтобы воспитать личность высокой экологической культуры.
Центром экологической культуры являются универсальные человеческие ценности и такие способы деятельности, которые позволяют сохранить и приумножить эти ценности. Критерий сформированности экологической культуры - обоснованные с точки зрения законов экологии поступки, поведение и деятельность человека, действия, экологически сообразные социоприродной среде, т.е. все то, что составляет компетентность экологически образованного человека.
Необходимо видеть, что перед лицом экологической проблемы сегодня стоит все человечество в целом, что проблема эта, иначе говоря, стала всепланетарной, глобальной: «Экологическую культуру можно рассматривать в качестве интеллектуально-духовной основы цивилизации устойчивого типа» [4. С. 15].
Экологическое образование выступает как становление человека в качестве духовного существа, как становление его самосознания и обретение возможностей для самореализации в культуре. В соответствии с этим общая ориентация современного образования направлена на формирование, раскрытие и использование безграничных потенциальных возможностей и способностей личности. В прагматическом плане образование
12
Экологическая психология
выступает как подготовка человека к жизни в сложном и меняющемся мире. Рост образованности означает возрастание активности и творческого отношения человека к миру, а реформация образования позволяет обществу на основе подрастающих поколений решать новые задачи. Курс на радикальное обновление экологического образования в нашей стране диктуется прежде всего глубокими и глобальными сдвигами (переменами, изменениями) и новыми образовательными потребностями демократической России.
Общей и конечной целью экологического образования, как мы считаем, является формирование экологической культуры личности на философском уровне. Такая культура есть одна из сущностных характеристик человека, ибо она принадлежит его духовному миру. Культура личности на философском уровне - это мера и характер владения экологическими знаниями на уровне философского их осмысления, степень владения стилем философского мышления. Экологическая культура личности находит свое выражение прежде всего в характере мировоззренческой и методологической ориентации личности. Экологическая образованность на философском уровне должна предполагать: 1) знание интерпретации экологических проблем на уровне философии; 2) умение ориентироваться в основных направлениях философии и типах философствования; 3) умение диалектически мыслить; 4) способность философского осмысления (анализа) экологических проблем. Отсюда вытекают и основные методологические задачи экологического образования в школе и вузе: 1) формирование научно-философского взгляда на
мир и место в нем человека; 2) приобщение к мировой философской культуре как общечеловеческой ценности; 3) формирование способности к самостоятельному и творческому решению философско-методологических проблем, касающихся экологии.
В рассматриваемой модели становление самосознания оказывается системообразующим в предметном поле, поскольку экология все чаще рассматривается как интегрированная наука, объединяющая в своем содержании естественные, гуманитарные и технические области знания. Значит, эта задача решается отнюдь не отдельными дисциплинами, но общими усилиями учителей всех предметов, воссоздающих целостный образ мира в междисциплинарных циклах компетентностно-деятельностного подхода.
Одна из острейших проблем современного российского социума - поиск идеологии, национальной идеи, способной сплотить людей в единое жизнеспособное общество и государство, придать ему смысл и цель, помочь не потерять лица после поражения, выстоять и развиваться. Экологическое воспитание в этом смысле решает и данную проблему без искусственного поиска «смысла жизни», объединяя опыт других народов, ближних и дальних, организуя диалог культур в поле мировой всечеловеческой культуры.
Вот почему предлагаемая нами модель образовательного процесса рассматривается как «культурологическая школа»: она предполагает формирование менталитета личности и общества в человеческой культуре. Такой подход обеспечивает культурную самоидентификацию личности и ее нравственный ориентир.
Литература
1. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI в. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Совершен-
ство, 1998.
2. Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учебник для вузов. Ростов н/Д: Феникс, 1999.
3. ВалицкаяА.П. Новая школа России: культуротворческая модель (Культуротворческие школы Алтая: поиски и решения). Барнаул: ARTHKA,
2007.
4. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебное пособие. М.: Академия, 2002.
ECOLOGICAL EDUCATION AS A CULTURAL STRATAGY OF INDIVIDUAL AND SOCIAL UPBRINGING Petrov A.V., Oparin R.V. (Gorno-Altaisk)
Summary. The article contains the philosophical and cultural analyses of the aim, the component goals and the results of ecological education. It reveals the connection of the ecological education theory and practice with the individual and social upbringing.
Key words: ecological education; ecological culture.
13