приятный запах очень часто не давал возможности открывать окна или форточки для проветривания жилищ. В южных поселках некоторые из опрошенных обращали внимание на потемнение металлических предметов.
Для улучшения условий труда на заводе и уменьшения загрязненности атмосферного воздуха в ближайших населенных пунктах необходимо провести следующие мероприятия: оборудование установок по освобождению нефти от сернистых соединений, герметизацию производственного процесса, благоустройство и озеленение заводской территории, а также строгое соблюдение установленного законодательством разрыва (2 км) между населенными пунктами и нефтеперерабатывающим заводом.
■й- -й- -¿г,
Р. Д. Габович
Фтор в питьевых водах и пятнистая эмаль зубов
Из кафедры общей гигиены Киевского медицинского института
Из литературы известно, что эмаль развивающихся зубов является наиболее чувствительной тканью организма к воздействию фтора; при наличии высоких концентраций последнего в питьевой воде зубы поражаются «пятнистой эмалью».
Поскольку стоматологами не был установлен факт наличия пятнистой эмали зубов среди населения УССР, мы в начале 1948 г. произвели рекогносцировочную поездку в населенные пункты с высоким содержанием фтора в воде. Во всех этих местах нами была обнаружена у части местных жителей пятнистая эмаль зубов. В некоторых местах население и стоматологи обращали внимание на необычные пятна или эрозии на зубах, но не связывали это с содержанием фтора в воде. Недостаточное знакомство с пятнистой эмалью и отсутствие описания ее в руководствах по стоматологии приводило к тому, что она трактовалась как недостаток витаминов, нарушение минерального обмена (недостаток кальция) и даже как наследственное заболевание.
Мы обследовали население в пунктах с разным содержанием фтора в воде, чтобы выявить зависимость между концентрацией его и появлением пятнистости эмали зубов. Данные некоторых из этих обследований приводятся в настоящей статье.
При обследовании мы диференцировали четыре степени поражения эмали зубов.
Первая степень — очень слабая: множественные мелкие ме-ловидные пятнышки, полоски или более крупные, одиночные занимающие не более '/з поверхности зуба. Обычно изменения этой степени наблюдались не на всех зубах, чаще на центральных резцах и шестилетних молярах. Поражаются симметрично расположенные зубы.
Вторая степень — слабая: непрозрачные матовые или мело-видные пятнышки занимают около половины поверхности коронки зуба. В некоторых случаях пятна слегка пигментированы в светложелтый цвет. Такие изменения наблюдаются на значительном числе зубов. При этой степени зубы иногда приобретают «тигроидный вид» вследствие чередования белых и желтоватых участков.
Третья степень — умеренная: большие белые пятна, занимающие более половины поверхности зуба, одновременно интенсивная пигментация до темножелтой окраски. Часто наиболее сильная пигментация бывает на резцах, которые приобретают «подгорелый» вид, по меткому определению самого населения.
К этой же степени мы относим такие поражения, когда зубы (отдельные или все) полностью меловидно перерождены, имеют неживой.
•фарфоровый вид. Меловидно перерожденные зубы и зубы с интенсивной темножелтой пигментацией, повидимому, более хрупки, чаще ломаются и сильнее стираются с режущей поверхности.
Четвертая степень — сильная; кроме явлений, описанных ранее, имеется дистрофия эмали, проявляющаяся в нарушении целости ее, в появлении пигментированных в коричневый цвет точечных эрозий, которые придают зубам изъеденный вид и в тяжелых случаях могут сливаться между собой. Такие зубы еще более хрупки.
При этой степени обычно поражаются все зубы, но степень поражения не на всех зубах, кроме симметрично расположенных, одинакова. Таким образом, резкое изменение структуры зуба имеется при третьей и четвертой степени поражения.
Принятая нами классификация поражений весьма условна, так как она не обоснована ни патологоморфологическими, ни патологофиэиоло-гическими исследованиями.
Более близка к нашей классификация, применявшаяся Николаевой: слабая, умеренная и тяжелая степень поражения. Очень слабые поражения, по нашей классификации, Николаева не учитывает, относя их к нормальным зубам, что весьма произвольно, ибо несомненно, что эти зубы отличаются от нормальных и процент их сильно возрастает с увеличение концентрации фтора в воде.
Переходим к изложению результатов исследований.
Населенный пункт № 1 (город). Одни районы города пользуются водопроводной водой из Днепра, прошедшей очистку. Вода содержит 0,09—0,26 мг/л фтора, 2—3,5 гамм/л иода, жесткость средняя. Другие районы города пользуются артезианской водой из юрского и се-номанского водоносных горизонтов1. Вода содержит 0,4—0,45 мг/л фтора, 20—30 гамм/л иода, жесткость средняя. Содержание фтора в растительных продуктах с городских рынков 0,1—0,4 мг/кг, в молоке 0,1 — 0,2 мг/л, в суточном рационе пищевых продуктов 0,5—0,85 мг. Концентрация фтора в моче составляет 0,5—1,2 мг/л. Содержание фтора в зубах 0,0158—0,021%.
Таким образом, все данные характеризуют этот населенный пункт как содержащий обычные, не повышенные, количества фтора в воде, пищевых продуктах и биологических объектах. В полном соответствии с этим обследование около 2 000 школьников и взрослых, не выезжавших из города, выявило, что лишь у 2% отмечаются признаки пятнистой эмали, и то только первой и значительно реже второй степени, с преимущественным поражением центральных верхних резцов и шестилетних моляров. Во всяком случае при нормальной в отношении фтора геохимической обстановке процент людей с признаками пятнистой эмали ничтожен. Также единичны случаи пятнистой эмали (1%) среди населения пригородных сел, пользующихся водой из шахтных колодцев, содержащих 0,05—0,22 мг/л фтора.
Населенный пункт № 2 (город). Население пользуется водопроводной водой из Днепра. Вода содержит 0,09—0,29 мг/л фтора. Геохимическая обстановка идентична описанной для населенного пункта № 1.
В городе имеются отдаленные окраины, жители которых пользуются водой из шахтных колодцев, содержащей повышенное (больше 1 мг/л) количество фтора. Повышенное содержание фтора часто встречается в воде окружающих город сел. Обследование населения центральной части города выявило, что процент поражений первой степени составляет 3,2, а второй степени — 0,06. Интересно, что здесь процент пораженных несколько выше, чем в населенном пункте № 1, что можно объяснить проживанием в детстве в летнее время года в окружающих город селах.
Среди населения окраин, где содержание фтора в воде составляет 0,42—1,2 мг/л, процент пораженных был равен 13,4, причем число поражений первой степени составляло 71,5, а второй — 28,5.
Населенный пункт № 3 (районный центр). Население пользуется водой из артезианских скважин, питающихся из бучакского водоносного горизонта. Вода содержит: 1,2 мг/л фтора, 14,5 гамм/л иода, жесткость средняя. Содержание фтора в пищевых продуктах то же, что в населенном пункте № 1. Концентрация фтора в моче 1—1,8 мг/л. Содержание фтора в зубах 0,022—0,028%. Пораженность составляет 19%, при этом 89% поражений первой степени, 9% —второй и 2% — третьей.
Обращает внимание то, что здесь, как и в предыдущем случае, встречаются преимущественно легкие поражения. Поэтому интересно сопоставить эти данные с результатами обследования, произведенными в 1942 г. в Англии (Кэмп, Муррей, Вильсон): при содержании фтора в колодезной воде 0,3—1,2 мг/л наблюдалось много тяжелых поражений эмали. Причиной, повидимому, является тяжелое материальное положение обследованных крестьян и связанное с этим плохое питание, что отмечают сами авторы работы в выводах. В их протоколах против фамилии обследованного весьма часто можно найти приписку «беден».
Населенный пункт № 4 (город). Было обследовано население района, пользующегося водопроводной водой из артезианских скважин, питающихся из мелового и юрского водоносных горизонтов. Состав воды: 1,2—1,8, в среднем 1,5 мг/л фтора, 20—27 гамм/л иода, жесткость высокая —25—30°. Содержание фтора в суточном рационе пищевых продуктов 0,7—0,9 мг, концентрация фтора в моче 1,5—2,1 мг/л, содержание фтора в зубах 0,025—0,032%. Обследовано 1 200 человек. Пара-жена эмаль у 30,1%, из них 86% имеет поражение первой степени, 12,6%—второй, 1,4%—третьей.
Населенный пункт № 5 (город). Водопровод из артезианских скважин бучакского, мелового и юрского водоносных горизонтов. Состав воды: 2—2,5 мг/л фтора, 17—25 гамм/л иода, жесткость средняя. Содержание фтора в суточном рационе пищевых продуктов 0,6—1 мг, концентрация фтора в моче 1,56—3,6 мг/л, содержание фтора в зубах 0,03—0,042%.
Обследовано свыше 2 000 человек. Поражено 72,2%; из них 37,7% с поражением первой степени, 39,8% —второй, 22% — третьей и 11 % — четвертой.
Следовательно, при содержании фтора в воде свыше 2 мг/л, резко возрастает процент поражений и, что самое главное, увеличивается число поражений третьей и четвертой степени. Примерно у 6% детей наблюдалась пятнистая эмаль на молочных зубах. Так как известно, что фтор в малых концентрациях воздействует на зубы лишь во время развития и кальцификации их, почему и поражаются преимущественно постоянные зубы, то объяснить появление пятнистой эмали на молочных зубах можно или увеличенной концентрацией фтора в грудном молоке, или ранним прикормом детей. Но одинаковое содержание фтора в грудном молоке у женщин этого населенного пункта и пункта № 1, а также невысокий процент поражения и локализация его на IV и V зубах говорят о том, что причину данного явления надо искать скорее в прикорме.
Такую же небольшую пораженность молочных зубов мы наблюдали и ь других пунктах. Среди населения сел, расположенных у окраин этого города, мы обнаружили пятнистую эмаль лишь в 0,8% случаев при концентрации фтора в воде колодцев от 0,22 до 0,71 мг/л.
Процент пораженных среди мужчин и женщин примерно одинаковый с небольшими колебаниями в ту или иную сторону в отдельных населенных пунктах. Среди родившихся в городе и не выезжавших из него тот же процент поражения, что и у выезжавших на срок от 3 до 5 лет
после пятилетнего возраста. Это также говорит о том, что фтор действует на зубы главным образом в детском возрасте.
Населенный пункт № 6 (районный центр). Население пользуется водой из нескольких артезианских скважин бучакского горизонта. Состав воды: 4,2 мг/л фтора, 72 гаммы/л иода, 600 мг/л хлоридов, жесткость средняя. Кроме того, в городе имеются колодцы, вода которых содержит 0,5—0,6 мг/л фтора. Вода колодцев очень горькая и жесткая, отчего население предпочитает пить мало солоноватую артезианскую воду. Содержание фтора в овощах 0,28—0,29 мг/кг, в суточном рационе пищевых продуктов 0,6—0,9 мг, молоке от коров, которым дают артезианскую воду, 0,19—0,21 мг/л. Концентрация фтора в моче у лиц, пьющих артезианскую воду, 2,16—8,4 мг/л, у употребляющих воду из мелких колодцев 0,83—1,2 мг/л. Обследование 800 человек, пользующихся преимущественно артезианской водой, выявило у 65% из них поражение эмали зубов, из них 42% с поражением первой степени, 24% —второй, 22%—третьей и 12%—четвертой степени.
Сравнение с пораженностью в пункте №.5 показывает, что, несмотря на меньшее количество фтора в воде последнего, процент поражения пятнистой эмалью там больше, а тяжесть поражения почти одинакова. Естественно, что не может быть простой математической зависимости между концентрацией фтора в воде и пораженностью эмали зубов. Не может не иметь значения то, что часть населения пользуется одновременно и артезианской водой, и водой из шахтных колодцев, особенно зимой. Вторым фактором является то, что население пункта № 6 потребляет больше молока и овощей.
Отмечая в анкетах, у кого из детей родители имеют свою корову и кто пьет систематически много молока, мы могли установить, что среди этой группы было меньше пораженных и редко тяжелее второй степени. Действие молока можно объяснить уменьшенным питьем воды, защитным действием полноценных белков, высоким содержанием кальция.
Не исключено и некоторое влияние высоких концентраций иода в воде, являющегося, по утверждению ряда авторов, физиологическим антагонистом фтора. Так как в этом населенном пункте артезианские скважины вступили в строй сравнительно недавно, то здесь можно было установить следующее: 1) чем раньше дети начинают пить фторсодер-жащую воду, тем чаще и тяжелее у них появляется поражение эмали зубов, 2) появление пятнистой эмали возникает после питья фторсодер-жащей воды минимум 2—2'/г года во время развития постоянных зубов.
Населенный пункт № 7 (расположен на окраине населенного пункта № 5). Здесь имеется артезианская скважина из бучакского горизонта; содержание фтора в воде 5,3 мг/л, иода — 57 гамм/л. Эта скважина в настоящее время для питьевых целей не используется. Мы смогли, однако, осмотреть 50 человек, пользовавшихся этой водой до 1944 г. Среди них поражение эмали зубов обнаружено у 100%, причем 31% имеет первую степень поражения, 6% — вторую, 25% —третью и 38% — четвертую.
Выводы
1. Проведенные обследования позволяют заключить, что в населенных пунктах, содержащих в воде до 1 мг/л фтора, пятнистая эмаль составляет редкое явление и наблюдается наиболее слабая степень поражения.
2. При концентрациях фтора от 1 мг/л и выше количество поражений начинает быстро возрастать, доходя при концентрации 1,5 мг/л до 25—30%. Однако и при этих концентрациях наблюдается преимущественно очень слабая степень поражения и значительно реже слабая степень. Даже сами пораженные часто не обращают внимания на беловатые пятнышки на зубах.
3. При повышении концентрации фтора до 2 мг/л возрастает не только процент пораженных, но появляются поражения третьей и четвертой степени. При концентрации 4,2 мг/л фтора, повидимому, максимальной для УССР, около '/3 населения имеет поражения третьей и четвертой степени, обезображивающие зубы.
4. Поскольку количества фтора в пищевых рационах обследованных ■населенных пунктов весьма близки между собой, то причиной пятнистой эмали следует признать лишь высокое содержание фтора в питьевой воде.
5. Чтобы сделать выводы о максимально допустимой с гигиенической точки зрения концентрации фтора, необходимо учитывать влияние •последнего на структуру и функции зубов (хрупкость, стираемость, сопротивление кариесу) и общетоксическое действие фтора.
-й- -¿г
Проф. Н. М. Данциг и В. К. Беликова
Некоторые гигиенические вопросы в связи с люминесцентным освещением
Из Института общей и коммунальной гигиены АМН СССР Сообщение II
Изучению влияния люминесцентного освещения на функции органа зрения посвящено наше первое сообщениеВ нем рассматривалась лишь одна сторона вопроса — влияние люминесцентного освещения непосредственно на функции зрения. Однако в последнее время свету придается более широкое гигиеническое значение. В круг активных интересов гигиены освещения входят и такие вопросы, как общее психогигиеническое действие света на весь организм человека в целом. Поэтому ^ сейчас уже была бы недостаточной односторонняя оценка люминесцент-^ ного освещения исключительно по его влиянию на отдельные функции < органа зрения, необходимо было выяснить, ограничивается ли это влияние только зрительным рецептором или оно более или менее глубоко затрагивает всю нервную систему в целом.
Работы павловской школы дали экспериментальные доказательства зависимости ответной реакции в пределах одного» и того же анализатора — не только от состояния периферического рецептора, но и от состояния центрального, мозгового конца анализатора.
Поэтому мы в нашей работе попытались выявить те изменения в функциональном состоянии нервных центров, которые наступают в результате качественно различного характера освещения. Мы остановились на методе хронаксиметрии, широко применяемом в физиологии нервной системы. Как известно, функциональное состояние нервных центров при этом методе определяется по двум показателям: по минимальной пороговой величине силы раздражителя, вызывающей ответную реакцию при относительно большой длительности его действия — так называемой реобазе, и по временному показателю — хронаксии, т. е. по тому минимальному времени, которое должен действовать раздражитель определенной силы (вдвое превышающей пороговую), чтобы вызвать ту же реакцию. С этой стороны хронаксия обычно рассматривается как показатель лабильности возбудимой ткани, в данном случае нервных центров.
Понятие лабильности в физиологии впервые было сформулировано в конце прошлого столетия выдающимся русским ученым Н. Е. Введен-
1 Гигиена и санитария, № 10, 1949 г.
е
Рагииш н пиячцшц м I ■
•суд Цгитр Медицински
'д- центр медицински 17
ВИБ ИОТКА Ммистерст а Здрашо»™«.
СССР