С. В. Рац
ФСБ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТОВ
Федеральная служба безопасности — так сегодня называется ведущая спецслужба России, занимающая особое место в системе национальной безопасности, вобравшая в себя уникальный опыт профессионалов предшествующих поколений. Страницы ее истории отражают верное служение Отечеству и бесконечную драму тысяч сотрудников, прошедших закалку в ее коридорах.
Одной из главных задач Федеральной службы безопасности (ФСБ) на современном этапе является своевременное выявление угроз национальной безопасности Российской Федерации, определение их источников и разрешение конфликтов.
Во все исторические эпохи служба стояла на страже интересов политических режимов: Российской империи, правящей партии ВКП (б), КПСС, политических элит т. недемократического периода», укрепления вертикали власти в 2000-2008 гг. Государство во все времена наделяло отечественные спецслужбы особыми полномочиями и вооружало их специфическими силами и средствами, особыми методами работы.
Очень характерно в этой связи становление системы государственной безопасности в Советской республике. Правящая партия ВКП (б) наделяла карательные органы чрезвычайными полномочими: военные трибуналы, право внесудебных решений (постановление политбюро ВКП (б) № 44 от 28 сентября 1922 г. «О правах» ГПУ»)1, создание «троек, двоек».
В период с 1921 по 1953 гг. секретные службы были безупречными исполнителями воли И. Сталина и его окружения, организаторами ряда политических процессов: «операция по высылке антисоветской интеллигенции» (май — декабрь 1922 г.), дело «пром-партии» (1929), «Весна», или «дело военных специалистов» (1929-1931), «лишние люди» (1935) — о ссылке аристократов, дело «академиков» (1935), «троцкистско-зиновьевский блок» (1936-1937), «военный заговор» (1937), уничтожение политической оппозиции за рубежом (1930-1940), особые полномочия в период Великой Отечественной войны, «ленинградское дело» (1949), «дело врачей» (1953).
В рамках имевшегося законодательства (статья 70 УПК «Антисоветская агитация и пропаганда») КГБ боролся с идеологической диверсией, пресекал деятельность диссидентов 60-80 гг., разрабатывал общественные организации националистической направленности в 80-е гг., контролировал процессы в среде научной и творческой интеллигенции, в религиозных сообществах.
Особые полномочия, переданные отечественным спецслужбам правящей политической элитой, на определенных исторических этапах приводили к грубейшему нарушению прав человека — массовым репрессиям, унесшим миллионы человеческих жизней, разрушали основы конституционного строя. Выполняя политический заказ, как правило, секретные службы становились сами объектами «чисток», а кадровый состав подвергался «необоснованным избиениям». Так, по разным источникам, в 1930-е гг. подверглись © С. В. Рац, 2008
необоснованным репрессиям от 10 до 13 тыс. сотрудников органов НКВД, 100 % руководителей резидентур в период с 1937 по 1939 гг. (60 % личного состава)2. Десятки высших руководителей МГБ, внесших весомый вклад в дело укрепления безопасности нашей страны в период Отечественной войны, в 1953 г. были отстранены от занимаемых должностей и необоснованно репрессированы: Н. И. Эйтингон, П. А. Судоплатов получили по 15 лет тюрьмы строго режима, Я. И. Серебрянский, один из основоположников нелегального спецназа, умер во время допроса в 1956 г.3
По мере изменения внешних и внутренних угроз военно-политической ситуации в мире менялись приоритеты, задачи, которые ставило политическое руководство перед отечественными спецслужбами. Так, в 20-30 гг. одним из основных направлениях в работе спецслужб являлась борьба с политической оппозицией за рубежом и внутри страны. Яркими примерами могут служить операции: «Трест», «Синдикат», «Утка» (ликвидация Л. Троцкого)4. В годы Второй мировой войны основной задачей спецслужб было добывание военно-политической информации о противнике, о разработке новых образцов оружия. Например, с конца 1942 г. одним из ведущих направлений деятельности НКГБ-НКВД явилось получение информации о разработке атомного оружия. Создание блока НАТО на многие годы определило стратегию спецслужб СССР, а в дальнейшем — России.
Апофеозом мощи и авторитета советских спецслужб явились 70-80-е годы. Ю. В. Андропов, председатель КГБ СССР с 1967 по 1982 гг., сделал многое, чтобы искоренить из практики органов нарушение социалистической законности, прав человека. В то же время именно по инициативе Ю. В. Андропова в июле 1967 г. было создано 5-е управление КГБ СССР по борьбе с идеологической диверсией5.
Ф. Д. Бобков в своей книге «КГБ и Власть» цитирует высказывание Ю. В. Андропова по поводу создания нового управления: «Сейчас идет мощная психологическая атака на нас, это же не что иное, как самая настоящая психологическая война, решается вопрос: кто кого. Мы обязаны знать их планы и методы работы, видеть процессы, происходящие в стране, знать настроение людей. Это очень важно. Нам необходимо использовать самые разные источники: как легальные учреждения, социологические институты, или информацию в печати, так и данные наших спецслужб. Мне представляется, что главной задачей создаваемого Управления является глубокий политический анализ ситуации и по возможности наиболее точный прогноз. Новое Управление должно противостоять идеологической экспансии, направляемой из-за рубежа, стать надежным щитом против нее. И здесь очень важна роль чекистских методов работы»6.
Предвидя в ближайшие десятилетия волну экстремизма, исламского международного терроризма, председатель КГБ СССР поддержал предложения группы руководителей
о возрождении российского спецназа. Спецназу была поставлена задача защитить интересы СССР за рубежом и внутри страны в борьбе с экстремистскими организациями, международным терроризмом, с участившимися случаями захвата заложников. В июле 1974 г. было создано антитеррористическое управление «А» 7-го управления КГБ СССР, более известное как группа «Альфа». 19 августа 1981 г. на совместном закрытом заседании Политбюро ЦК КПСС и Совета Министров СССР было принято решение о создании в системе ПГУ КГБ СССР совершенно секретного подразделения специального назначения «Вымпел». Его основой стали нештатные группы «Зенит» и «Каскад»7.
В середине 80-х гг. бюджет КГБ составлял около 3 млрд руб., а в 1990 г. — 4,9 млрд. В том же 1990 г. средняя зарплата сотрудников комитета составляла около 300 руб. в месяц. В 1989 г. в штате сотрудников органов госбезопасности состояло 490 тыс. человек,
из них 220 тыс. составляли пограничники и 60 тыс. — войска правительственной связи. В 1990-е гг. КГБ были переданы из вооруженных сил 103-я Гвардейская Витебская воздушно-десантная дивизия, 75-я Нахичеванская мотострелковая дивизия, 48-я мотострелковая дивизия, 27-я отдельная мотострелковая бригада.
Структура КГБ к середине 80-х гг. имела следующий вид: 1-е Главное Управление — внешняя разведка; 2-е — контрразведка; 3-е — военная контрразведка, которая руководила работой особых отделов, контролировала МВД, Министерство обороны, включая военную разведку; 4-е — Управление, проводившее контрразведывательную работу на транспорте; 5-е — по борьбе с идеологической диверсией, в 1989 г. преобразованное в управление «З» (по защите конституционного строя), которое в дальнейшем специализировалось на борьбе с терроризмом; Главное управление пограничных войск; 7-е Управление занималось наружным наблюдением; 8-е Главное Управление ведало шифровальной, секретной перепиской центра с местными органами и разведки с зарубежными резидентурами; 9-е управление занималось охраной высшего руководства страны. В 1990-е гг. оно было преобразовано в службу охраны. 12 отдел занимался слуховым и техническим контролем. По словам В. А. Крючкова, отдел контролировал 2000 абонентов. 16-е управление занималось съемом открытой и закрытой информации. В задачи оперативно-технического управления входили разработка и использование новых видов специальной техники (в его составе был отдел почтовой цензуры). В 1990 г. в КГБ было создано Управление по борьбе с организованной преступностью. В 1991 г. было создано управление «СЧ» — по руководству специальными частями войск КГБ. Также в структуру КГБ входили аналитическое управление, инспекторское управление, УПС (управление правительственной связи), следственный отдел8.
КГБ имел сеть учебных заведений. В высшей школе КГБ им. Ф. Э. Дзержинского обучали пятидесяти иностранным языкам, высшей математике, физике, философии, истории, социологии. Ее выпускники по праву считались интеллектуалами КГБ.
Период 70-80-х гг. характеризуется блестящими достижениями КГБ. Операции по разоблачению агентов иностранных разведок Попова, Пеньковского, нанесших значительный ущерб безопасности страны, стали золотыми страницами в истории отечественных спецслужб. Разведка, используя свою агентуру в странах главного противника (НАТО), добывала упреждающую информацию об их планах и замыслах, способствовала принятию политическим руководством правильных стратегических решений. Граница СССР, в прямом смысле, была на замке. Вопрос о проникновении нелегальной эмиграции, оружия, наркотиков не стоял на повестке дня. КГБ имел доступ к ключам шифров ведущих разведок мира. Идеологическая диверсия своевременно пресекалась. Спецназ КГБ 27 декабря 1979 г. провел стремительную операцию по смене власти в Афганистане. За несколько часов девятью группами были захвачены основные правительственные объекты, в том числе: дворец Амина (Тадж-Бек), МВД, генеральный штаб, военная контрразведка, тюрьма, телеграф, телецентр, почта, «колодец» (узел правительственной связи)9.
Начавшаяся в середине 80-х гг. перестройка затронула и КГБ. 3 декабря 1991 г. президент СССР М. С. Горбачёв подписал закон «О реорганизации органов государственной безопасности». На основании закона КГБ СССР был упразднен, и на его базе были созданы межреспубликанская служба безопасности и Центральная служба разведки СССР. Новый руководитель органов В. В. Бакатин, выполняя политический заказ, провел «демократическую» реформу КГБ, раздробил уникальную структуру на ряд независимых органов. Приход к власти в начале 90-х гг. т. н. реформаторов во главе с Б. Ельциным
завершил процесс развала системы национальной безопасности и ее главного элемента. Политический кризис декабря 1993 г. поставил последнюю точку — указом Президента Российской Федерации с формулировкой «за невыполнение задания» было расформировано самое элитное подразделение КГБ — спецназ «Вымпел», более 500 офицеров оказались безработными10.
Так называемый «демократический период» нанес непоправимый ущерб системе безопасности Российской Федерации и ее главному элементу — национальным спецслужбам. В итоге государство оказалось несостоятельным в борьбе с международным терроризмом, интернациональной наркомафией, межэтническими конфликтами, провалами в социально-экономической сфере и оказалось на грани потери суверенитета.
В сложнейших социально-экономических, политических условиях, в период обострения противоречий на международной арене, активного продвижения блока НАТО на Восток складывалась система национальной безопасности России.
В 1998 г. В. В. Путин возглавил ФСБ. С этого момента начинается новая эпоха в становлении национальных спецслужб России. Пришло время собирать так бездумно разрушенное национальное достояние, в том числе в сфере национальной безопасности. Например, 11 марта 2003 г. указом Президента РФ В. В. Путина в состав ФСБ были переданы Федеральная пограничная служба и Федеральное агентство правительственной связи и информации, чуть позже — следственное управление.
Являясь одним из субъектов системы национальной безопасности, ФСБ строит свою работу в рамках концепции национальной безопасности, в соответствии с Конституцией, законами Российской Федерации («О безопасности» № 2446 -1 от 05.03.1992 г., «О федеральной службе безопасности» № 328 от 04.12.2007 г., «О противодействии терроризму» № 35 от 06.03.2006 г., «О разведке» № 122 от 22.08.2004 г., «Об оперативно-розыскной деятельности» от 05.07.1995 г.) и осуществляет ее на основе принципов законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, гуманизма, единства системы органов федеральной службы безопасности, а также централизации управления ими, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности.
В концепции национальной безопасности так говорится о роли ФСБ в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: «Особое значение для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации имеет эффективное использование и всестороннее развитие возможностей разведки и контрразведки в целях своевременного обнаружения угроз и определения их источников».
Расхожее мнение о «надпартийном, надгосударственном характере» спецслужб, работающих вне правового поля, являющихся якобы «государством в государстве», принципиально не верно. Органы государственной безопасности эффективно защищали интересы правящего класса и во все времена находились под самым жестким контролем руководства страны; при этом форма государственного устройства не имела практического значения.
По мере укрепления государственности, концентрации власти в руках главы государства роль ФСБ возрастает, появляются новые направления ее деятельности. Законодательно сфера деятельности ФСБ очерчивается так: «Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям:
• контрразведывательная деятельность;
• борьба с терроризмом;
• борьба с преступностью;
• разведывательная деятельность;
• пограничная деятельность;
• обеспечение информационной безопасности»11.
Во всех направлениях деятельности федеральная служба безопасности руководствуется принципом, согласно которому проведение оперативных мероприятий, ограничивающих право граждан, допускается только в случаях, установленных федеральным законом, или на основании постановления судьи12.
В недалеком прошлом, например, в декабре 1979 г. подразделениями специального назначения КГБ СССР в течение двух часов с минимальными потерями были взяты штурмом основные правительственные объекты в столице Афганистана Кабуле. Политическое решение о проведении данной операции было принято Политбюро ЦК КПСС, однако правовая основа для проведения такой акции отсутствовала. В нынешней редакции впервые легализуется деятельность подразделений специального назначения за рубежом. «Подразделения специального назначения органов федеральной службы безопасности по решению президента могут использоваться против находящихся за пределами территории Российской Федерации террористов и (или) их баз для устранения угрозы безопасности Российской Федерации».
Подразделениям специального назначения дано право применять боевую технику, оружие, специальные средства, физическую силу против террористов, находящихся за пределами территории Российской Федерации13.
В соответствии с законом, руководство деятельностью федеральной службой безопасности осуществляется Президентом Российской Федерации, который назначает и освобождает от должности руководителя ФСБ.
Одной из обязанностей ФСБ является подготовка информационно-аналитических материалов для Президента Российской Федерации при принятии политических решений, что, безусловно, повышает ее роль, а с другой стороны — бремя ответственности.
Вместе с тем следует отметить, что за последние восемь лет явно возросли внешние угрозы: беспрецедентная военно-политическая экспансия США, продвижение блока НАТО к границам Российской Федерации, рост международных террористических организаций, усиление информационно-психологической войны со стороны капиталистических стран Запада, давление транснациональных корпораций на политическую элиту Российской Федерации, расширение несанкционированной миграции в мире и на территории Российской Федерации; движение мирового сообщества к финансовому и энергетическому кризису, изменение климата, увеличение числа техногенных и экологических катастроф.
С другой стороны, нельзя не заметить негативные тенденции в экономике Российской Федерации (рост инфляции, однобокое развитие нефтедобывающей промышленности, непрозрачность в использовании стабилизационного фонда), наличие проблем в социальной сфере, рост наркоэпидемии и коррупции.
С учетом перечисленных тенденций усиления роли Российской Федерации на мировой арене разумной является идея изменения концепции национальной безопасности как идеологической основы развития отечественных спецслужб и в первую очередь Федеральной Службы Безопасности.
На фоне перечисленных внешних и внутренних угроз нынешние выборы президента Российской Федерации являются логическим продолжением концентрации власти в руках главы государства, укрепления всех ветвей власти, в первую очередь исполнительной. Можно смело предположить, что роль Федеральной Службы Безопасности как одного
из основных элементов в системе национальной безопасности, безусловно, возрастет в последующее десятилетие. Негативные процессы в сфере мировой политики, экономики нашей страны, усиление внешних угроз предполагают предоставление ФСБ больших оперативных прав и полномочий в рамках Конституции Российской Федерации, ее реорганизацию. В первую очередь речь идет о передаче внешней разведки в подчинение директору ФСБ, развитии научной и материально-технической базы, усилении статуса оперативного работника, его социальной защищенности и финансовой независимости.
Заглядывая в недалекое будущее, можно предположить, что развитие ФСБ пойдет по следующим основным направлениям: усиление безопасности в информационно-аналитической и научно-пропагандистской работе, создание департаментов (контрразведки новых технологий, защиты сознания человека и гражданина), повышение роли спецназа ФСБ (разработка и принятие закона о «Спецназе России»), реорганизация периферийных подразделений ФСБ (будет пересмотрен принцип тотального подхода к развитию системы контрразведывательных подразделений), укрепление традиционных направлений контрразведки и разведки, усиление роли особых отделов (военной контрразведки).
Полагаем, что название органа — «Федеральная Служба Безопасности» — не отвечает сегодня уровню развития государственности, укреплению вертикали власти. Поскольку ФСБ является основным элементом в системе национальной безопасности, было бы правомерным назвать ведущую спецслужбу России «Комитетом Национальной Безопасности».
1 Лубянка. Сталин и ВЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД. Январь 1922 — декабрь 1936. М., 2003. С. 64-65.
2 Энциклопедия секретных служб России. М., 2004. С. 284.
3 Энциклопедия секретных служб России. М., 2004. С. 728-729; 706-707; 778-779.
4ДойчерИ. Троцкий. М., 2006. С. 507-508.
5 Команда Андропова. М., 2005. С. 12-13.
6Бобков Ф. Д. КГБ и Власть. М., 1995. С. 193-194.
7 «Вымпел». Группа специального назначения КГБ СССР. М., 1997. С. 8-9.
8 Энциклопедия секретных служб России. М., 2004. С. 266-267.
9 «Вымпел». Группа специального назначения КГБ СССР. М., 1997. С. 12-13.
10 «Вымпел». Группа специального назначения КГБ СССР М., 1997. С. 14-15.
11 ФЗ № 328 от 04.12.2007 г. ст. 9 // Российская газета. 2007. 8 декабря.
12 ФЗ № 328 от 04.12.2007 г. ст. 9 // Российская газета. 2007. 8 декабря.
13 ФЗ № 328 от 04.12.2007 г. ст. 9 // Российская газета. 2007. 8 декабря.