Научная статья на тему 'ФСБ в системе национальной безопасности и разрешении конфликтов'

ФСБ в системе национальной безопасности и разрешении конфликтов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
5640
953
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФСБ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОНФЛИКТ / СИСТЕМА / NATIONAL SECURITY / FEDERAL SECURITY SERVICE / CONFLICT / SYSTEM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Рац Сергей Васильевич

В статье освещается роль ФСБ в системе национальной безопасности России. Показана трансформация структуры от царской охранки до наших дней. Раскрыты особые полномочия секретной службы, переданные ей правящей элитой, которые на отдельных этапах развития общества и государства становились внесудебными. В результате грубо нарушались права человека и гражданина. Автором показано, что органы госбезопасности всегда выполняли политический заказ по защите интересов правящего класса, а на каких-то этапах сами становились объектом «чисток». В статье дан анализ направлений работы секретной службы, их трансформации. Подчеркивается, что задачи, которые ставило государство перед спецслужбами по защите национальных интересов, находились в прямой зависимости от политической обстановки на мировой арене, от трансформации угроз. Автор делает выводы о роли ФСБ как основного элемента в структуре национальной безопасности, о возможных путях развития российской спецслужбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Federal Security Service (FSS) as a Part of the National Security System

The article shows the place and role of FSS in the national security system of Russia. The author describes the change of this body from the tsarist security service to its present-day condition. He demonstrates special powers given to it by the ruling elite, which became extrajudicial on some stages of the state and society development and led to excessive violation of human rights. It is concluded that the state security services as a dangerous weapon have always carried out orders of the ruling elite, protected the ruling class and on some stages themselves became the target of purges. The article analyzes directions in the work of the secret service and their development. It emphasizes the fact that the tasks of national interests protection the state gave to the security service were directly dependent on the world political situation and the transformation of threats. Summarizing, the author characterizes FSS as the main element of the national security system and describes possible ways of Russian special services development.

Текст научной работы на тему «ФСБ в системе национальной безопасности и разрешении конфликтов»

С. В. Рац

ФСБ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТОВ

Федеральная служба безопасности — так сегодня называется ведущая спецслужба России, занимающая особое место в системе национальной безопасности, вобравшая в себя уникальный опыт профессионалов предшествующих поколений. Страницы ее истории отражают верное служение Отечеству и бесконечную драму тысяч сотрудников, прошедших закалку в ее коридорах.

Одной из главных задач Федеральной службы безопасности (ФСБ) на современном этапе является своевременное выявление угроз национальной безопасности Российской Федерации, определение их источников и разрешение конфликтов.

Во все исторические эпохи служба стояла на страже интересов политических режимов: Российской империи, правящей партии ВКП (б), КПСС, политических элит т. недемократического периода», укрепления вертикали власти в 2000-2008 гг. Государство во все времена наделяло отечественные спецслужбы особыми полномочиями и вооружало их специфическими силами и средствами, особыми методами работы.

Очень характерно в этой связи становление системы государственной безопасности в Советской республике. Правящая партия ВКП (б) наделяла карательные органы чрезвычайными полномочими: военные трибуналы, право внесудебных решений (постановление политбюро ВКП (б) № 44 от 28 сентября 1922 г. «О правах» ГПУ»)1, создание «троек, двоек».

В период с 1921 по 1953 гг. секретные службы были безупречными исполнителями воли И. Сталина и его окружения, организаторами ряда политических процессов: «операция по высылке антисоветской интеллигенции» (май — декабрь 1922 г.), дело «пром-партии» (1929), «Весна», или «дело военных специалистов» (1929-1931), «лишние люди» (1935) — о ссылке аристократов, дело «академиков» (1935), «троцкистско-зиновьевский блок» (1936-1937), «военный заговор» (1937), уничтожение политической оппозиции за рубежом (1930-1940), особые полномочия в период Великой Отечественной войны, «ленинградское дело» (1949), «дело врачей» (1953).

В рамках имевшегося законодательства (статья 70 УПК «Антисоветская агитация и пропаганда») КГБ боролся с идеологической диверсией, пресекал деятельность диссидентов 60-80 гг., разрабатывал общественные организации националистической направленности в 80-е гг., контролировал процессы в среде научной и творческой интеллигенции, в религиозных сообществах.

Особые полномочия, переданные отечественным спецслужбам правящей политической элитой, на определенных исторических этапах приводили к грубейшему нарушению прав человека — массовым репрессиям, унесшим миллионы человеческих жизней, разрушали основы конституционного строя. Выполняя политический заказ, как правило, секретные службы становились сами объектами «чисток», а кадровый состав подвергался «необоснованным избиениям». Так, по разным источникам, в 1930-е гг. подверглись © С. В. Рац, 2008

необоснованным репрессиям от 10 до 13 тыс. сотрудников органов НКВД, 100 % руководителей резидентур в период с 1937 по 1939 гг. (60 % личного состава)2. Десятки высших руководителей МГБ, внесших весомый вклад в дело укрепления безопасности нашей страны в период Отечественной войны, в 1953 г. были отстранены от занимаемых должностей и необоснованно репрессированы: Н. И. Эйтингон, П. А. Судоплатов получили по 15 лет тюрьмы строго режима, Я. И. Серебрянский, один из основоположников нелегального спецназа, умер во время допроса в 1956 г.3

По мере изменения внешних и внутренних угроз военно-политической ситуации в мире менялись приоритеты, задачи, которые ставило политическое руководство перед отечественными спецслужбами. Так, в 20-30 гг. одним из основных направлениях в работе спецслужб являлась борьба с политической оппозицией за рубежом и внутри страны. Яркими примерами могут служить операции: «Трест», «Синдикат», «Утка» (ликвидация Л. Троцкого)4. В годы Второй мировой войны основной задачей спецслужб было добывание военно-политической информации о противнике, о разработке новых образцов оружия. Например, с конца 1942 г. одним из ведущих направлений деятельности НКГБ-НКВД явилось получение информации о разработке атомного оружия. Создание блока НАТО на многие годы определило стратегию спецслужб СССР, а в дальнейшем — России.

Апофеозом мощи и авторитета советских спецслужб явились 70-80-е годы. Ю. В. Андропов, председатель КГБ СССР с 1967 по 1982 гг., сделал многое, чтобы искоренить из практики органов нарушение социалистической законности, прав человека. В то же время именно по инициативе Ю. В. Андропова в июле 1967 г. было создано 5-е управление КГБ СССР по борьбе с идеологической диверсией5.

Ф. Д. Бобков в своей книге «КГБ и Власть» цитирует высказывание Ю. В. Андропова по поводу создания нового управления: «Сейчас идет мощная психологическая атака на нас, это же не что иное, как самая настоящая психологическая война, решается вопрос: кто кого. Мы обязаны знать их планы и методы работы, видеть процессы, происходящие в стране, знать настроение людей. Это очень важно. Нам необходимо использовать самые разные источники: как легальные учреждения, социологические институты, или информацию в печати, так и данные наших спецслужб. Мне представляется, что главной задачей создаваемого Управления является глубокий политический анализ ситуации и по возможности наиболее точный прогноз. Новое Управление должно противостоять идеологической экспансии, направляемой из-за рубежа, стать надежным щитом против нее. И здесь очень важна роль чекистских методов работы»6.

Предвидя в ближайшие десятилетия волну экстремизма, исламского международного терроризма, председатель КГБ СССР поддержал предложения группы руководителей

о возрождении российского спецназа. Спецназу была поставлена задача защитить интересы СССР за рубежом и внутри страны в борьбе с экстремистскими организациями, международным терроризмом, с участившимися случаями захвата заложников. В июле 1974 г. было создано антитеррористическое управление «А» 7-го управления КГБ СССР, более известное как группа «Альфа». 19 августа 1981 г. на совместном закрытом заседании Политбюро ЦК КПСС и Совета Министров СССР было принято решение о создании в системе ПГУ КГБ СССР совершенно секретного подразделения специального назначения «Вымпел». Его основой стали нештатные группы «Зенит» и «Каскад»7.

В середине 80-х гг. бюджет КГБ составлял около 3 млрд руб., а в 1990 г. — 4,9 млрд. В том же 1990 г. средняя зарплата сотрудников комитета составляла около 300 руб. в месяц. В 1989 г. в штате сотрудников органов госбезопасности состояло 490 тыс. человек,

из них 220 тыс. составляли пограничники и 60 тыс. — войска правительственной связи. В 1990-е гг. КГБ были переданы из вооруженных сил 103-я Гвардейская Витебская воздушно-десантная дивизия, 75-я Нахичеванская мотострелковая дивизия, 48-я мотострелковая дивизия, 27-я отдельная мотострелковая бригада.

Структура КГБ к середине 80-х гг. имела следующий вид: 1-е Главное Управление — внешняя разведка; 2-е — контрразведка; 3-е — военная контрразведка, которая руководила работой особых отделов, контролировала МВД, Министерство обороны, включая военную разведку; 4-е — Управление, проводившее контрразведывательную работу на транспорте; 5-е — по борьбе с идеологической диверсией, в 1989 г. преобразованное в управление «З» (по защите конституционного строя), которое в дальнейшем специализировалось на борьбе с терроризмом; Главное управление пограничных войск; 7-е Управление занималось наружным наблюдением; 8-е Главное Управление ведало шифровальной, секретной перепиской центра с местными органами и разведки с зарубежными резидентурами; 9-е управление занималось охраной высшего руководства страны. В 1990-е гг. оно было преобразовано в службу охраны. 12 отдел занимался слуховым и техническим контролем. По словам В. А. Крючкова, отдел контролировал 2000 абонентов. 16-е управление занималось съемом открытой и закрытой информации. В задачи оперативно-технического управления входили разработка и использование новых видов специальной техники (в его составе был отдел почтовой цензуры). В 1990 г. в КГБ было создано Управление по борьбе с организованной преступностью. В 1991 г. было создано управление «СЧ» — по руководству специальными частями войск КГБ. Также в структуру КГБ входили аналитическое управление, инспекторское управление, УПС (управление правительственной связи), следственный отдел8.

КГБ имел сеть учебных заведений. В высшей школе КГБ им. Ф. Э. Дзержинского обучали пятидесяти иностранным языкам, высшей математике, физике, философии, истории, социологии. Ее выпускники по праву считались интеллектуалами КГБ.

Период 70-80-х гг. характеризуется блестящими достижениями КГБ. Операции по разоблачению агентов иностранных разведок Попова, Пеньковского, нанесших значительный ущерб безопасности страны, стали золотыми страницами в истории отечественных спецслужб. Разведка, используя свою агентуру в странах главного противника (НАТО), добывала упреждающую информацию об их планах и замыслах, способствовала принятию политическим руководством правильных стратегических решений. Граница СССР, в прямом смысле, была на замке. Вопрос о проникновении нелегальной эмиграции, оружия, наркотиков не стоял на повестке дня. КГБ имел доступ к ключам шифров ведущих разведок мира. Идеологическая диверсия своевременно пресекалась. Спецназ КГБ 27 декабря 1979 г. провел стремительную операцию по смене власти в Афганистане. За несколько часов девятью группами были захвачены основные правительственные объекты, в том числе: дворец Амина (Тадж-Бек), МВД, генеральный штаб, военная контрразведка, тюрьма, телеграф, телецентр, почта, «колодец» (узел правительственной связи)9.

Начавшаяся в середине 80-х гг. перестройка затронула и КГБ. 3 декабря 1991 г. президент СССР М. С. Горбачёв подписал закон «О реорганизации органов государственной безопасности». На основании закона КГБ СССР был упразднен, и на его базе были созданы межреспубликанская служба безопасности и Центральная служба разведки СССР. Новый руководитель органов В. В. Бакатин, выполняя политический заказ, провел «демократическую» реформу КГБ, раздробил уникальную структуру на ряд независимых органов. Приход к власти в начале 90-х гг. т. н. реформаторов во главе с Б. Ельциным

завершил процесс развала системы национальной безопасности и ее главного элемента. Политический кризис декабря 1993 г. поставил последнюю точку — указом Президента Российской Федерации с формулировкой «за невыполнение задания» было расформировано самое элитное подразделение КГБ — спецназ «Вымпел», более 500 офицеров оказались безработными10.

Так называемый «демократический период» нанес непоправимый ущерб системе безопасности Российской Федерации и ее главному элементу — национальным спецслужбам. В итоге государство оказалось несостоятельным в борьбе с международным терроризмом, интернациональной наркомафией, межэтническими конфликтами, провалами в социально-экономической сфере и оказалось на грани потери суверенитета.

В сложнейших социально-экономических, политических условиях, в период обострения противоречий на международной арене, активного продвижения блока НАТО на Восток складывалась система национальной безопасности России.

В 1998 г. В. В. Путин возглавил ФСБ. С этого момента начинается новая эпоха в становлении национальных спецслужб России. Пришло время собирать так бездумно разрушенное национальное достояние, в том числе в сфере национальной безопасности. Например, 11 марта 2003 г. указом Президента РФ В. В. Путина в состав ФСБ были переданы Федеральная пограничная служба и Федеральное агентство правительственной связи и информации, чуть позже — следственное управление.

Являясь одним из субъектов системы национальной безопасности, ФСБ строит свою работу в рамках концепции национальной безопасности, в соответствии с Конституцией, законами Российской Федерации («О безопасности» № 2446 -1 от 05.03.1992 г., «О федеральной службе безопасности» № 328 от 04.12.2007 г., «О противодействии терроризму» № 35 от 06.03.2006 г., «О разведке» № 122 от 22.08.2004 г., «Об оперативно-розыскной деятельности» от 05.07.1995 г.) и осуществляет ее на основе принципов законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, гуманизма, единства системы органов федеральной службы безопасности, а также централизации управления ими, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности.

В концепции национальной безопасности так говорится о роли ФСБ в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: «Особое значение для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации имеет эффективное использование и всестороннее развитие возможностей разведки и контрразведки в целях своевременного обнаружения угроз и определения их источников».

Расхожее мнение о «надпартийном, надгосударственном характере» спецслужб, работающих вне правового поля, являющихся якобы «государством в государстве», принципиально не верно. Органы государственной безопасности эффективно защищали интересы правящего класса и во все времена находились под самым жестким контролем руководства страны; при этом форма государственного устройства не имела практического значения.

По мере укрепления государственности, концентрации власти в руках главы государства роль ФСБ возрастает, появляются новые направления ее деятельности. Законодательно сфера деятельности ФСБ очерчивается так: «Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям:

• контрразведывательная деятельность;

• борьба с терроризмом;

• борьба с преступностью;

• разведывательная деятельность;

• пограничная деятельность;

• обеспечение информационной безопасности»11.

Во всех направлениях деятельности федеральная служба безопасности руководствуется принципом, согласно которому проведение оперативных мероприятий, ограничивающих право граждан, допускается только в случаях, установленных федеральным законом, или на основании постановления судьи12.

В недалеком прошлом, например, в декабре 1979 г. подразделениями специального назначения КГБ СССР в течение двух часов с минимальными потерями были взяты штурмом основные правительственные объекты в столице Афганистана Кабуле. Политическое решение о проведении данной операции было принято Политбюро ЦК КПСС, однако правовая основа для проведения такой акции отсутствовала. В нынешней редакции впервые легализуется деятельность подразделений специального назначения за рубежом. «Подразделения специального назначения органов федеральной службы безопасности по решению президента могут использоваться против находящихся за пределами территории Российской Федерации террористов и (или) их баз для устранения угрозы безопасности Российской Федерации».

Подразделениям специального назначения дано право применять боевую технику, оружие, специальные средства, физическую силу против террористов, находящихся за пределами территории Российской Федерации13.

В соответствии с законом, руководство деятельностью федеральной службой безопасности осуществляется Президентом Российской Федерации, который назначает и освобождает от должности руководителя ФСБ.

Одной из обязанностей ФСБ является подготовка информационно-аналитических материалов для Президента Российской Федерации при принятии политических решений, что, безусловно, повышает ее роль, а с другой стороны — бремя ответственности.

Вместе с тем следует отметить, что за последние восемь лет явно возросли внешние угрозы: беспрецедентная военно-политическая экспансия США, продвижение блока НАТО к границам Российской Федерации, рост международных террористических организаций, усиление информационно-психологической войны со стороны капиталистических стран Запада, давление транснациональных корпораций на политическую элиту Российской Федерации, расширение несанкционированной миграции в мире и на территории Российской Федерации; движение мирового сообщества к финансовому и энергетическому кризису, изменение климата, увеличение числа техногенных и экологических катастроф.

С другой стороны, нельзя не заметить негативные тенденции в экономике Российской Федерации (рост инфляции, однобокое развитие нефтедобывающей промышленности, непрозрачность в использовании стабилизационного фонда), наличие проблем в социальной сфере, рост наркоэпидемии и коррупции.

С учетом перечисленных тенденций усиления роли Российской Федерации на мировой арене разумной является идея изменения концепции национальной безопасности как идеологической основы развития отечественных спецслужб и в первую очередь Федеральной Службы Безопасности.

На фоне перечисленных внешних и внутренних угроз нынешние выборы президента Российской Федерации являются логическим продолжением концентрации власти в руках главы государства, укрепления всех ветвей власти, в первую очередь исполнительной. Можно смело предположить, что роль Федеральной Службы Безопасности как одного

из основных элементов в системе национальной безопасности, безусловно, возрастет в последующее десятилетие. Негативные процессы в сфере мировой политики, экономики нашей страны, усиление внешних угроз предполагают предоставление ФСБ больших оперативных прав и полномочий в рамках Конституции Российской Федерации, ее реорганизацию. В первую очередь речь идет о передаче внешней разведки в подчинение директору ФСБ, развитии научной и материально-технической базы, усилении статуса оперативного работника, его социальной защищенности и финансовой независимости.

Заглядывая в недалекое будущее, можно предположить, что развитие ФСБ пойдет по следующим основным направлениям: усиление безопасности в информационно-аналитической и научно-пропагандистской работе, создание департаментов (контрразведки новых технологий, защиты сознания человека и гражданина), повышение роли спецназа ФСБ (разработка и принятие закона о «Спецназе России»), реорганизация периферийных подразделений ФСБ (будет пересмотрен принцип тотального подхода к развитию системы контрразведывательных подразделений), укрепление традиционных направлений контрразведки и разведки, усиление роли особых отделов (военной контрразведки).

Полагаем, что название органа — «Федеральная Служба Безопасности» — не отвечает сегодня уровню развития государственности, укреплению вертикали власти. Поскольку ФСБ является основным элементом в системе национальной безопасности, было бы правомерным назвать ведущую спецслужбу России «Комитетом Национальной Безопасности».

1 Лубянка. Сталин и ВЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД. Январь 1922 — декабрь 1936. М., 2003. С. 64-65.

2 Энциклопедия секретных служб России. М., 2004. С. 284.

3 Энциклопедия секретных служб России. М., 2004. С. 728-729; 706-707; 778-779.

4ДойчерИ. Троцкий. М., 2006. С. 507-508.

5 Команда Андропова. М., 2005. С. 12-13.

6Бобков Ф. Д. КГБ и Власть. М., 1995. С. 193-194.

7 «Вымпел». Группа специального назначения КГБ СССР. М., 1997. С. 8-9.

8 Энциклопедия секретных служб России. М., 2004. С. 266-267.

9 «Вымпел». Группа специального назначения КГБ СССР. М., 1997. С. 12-13.

10 «Вымпел». Группа специального назначения КГБ СССР М., 1997. С. 14-15.

11 ФЗ № 328 от 04.12.2007 г. ст. 9 // Российская газета. 2007. 8 декабря.

12 ФЗ № 328 от 04.12.2007 г. ст. 9 // Российская газета. 2007. 8 декабря.

13 ФЗ № 328 от 04.12.2007 г. ст. 9 // Российская газета. 2007. 8 декабря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.