Научная статья на тему 'Причины и особенности организационного развития советских органов государственной безопасности в 1946-1947 гг. (на примере Белорусской ССР)'

Причины и особенности организационного развития советских органов государственной безопасности в 1946-1947 гг. (на примере Белорусской ССР) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1015
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / РАЗВЕДКА / КОНТРРАЗВЕДКА / ВОЕННАЯ КОНТРРАЗВЕДКА / РЕОРГАНИЗАЦИЯ / АНТИСОВЕТСКОЕ ВООРУЖЕННОЕ ПОДПОЛЬЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Краско Г. Г.

Первые послевоенные годы занимают важное место в истории советского государства и органов государственной безопасности как одного из основных институтов защиты его жизненно важных интересов. По мнению автора, на организацию и содержание деятельности спецслужбы определяющее влияние оказывала совокупность внешних и внутренних факторов: разведывательная и иная деятельность иностранных государств, их спецслужб и организаций, направленная на дестабилизацию обстановки в Советском Союзе; деятельность политического руководства по защите интересов страны; длительное нахождение отдельных регионов под оккупацией, а также наличие в западных районах значительного по численности антисоветского вооруженного подполья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Краско Г. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Причины и особенности организационного развития советских органов государственной безопасности в 1946-1947 гг. (на примере Белорусской ССР)»

УДК 94(47).084.8

ПРИЧИНЫ И ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СОВЕТСКИХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В 1946-1947 ГГ. (НА ПРИМЕРЕ БЕЛОРУССКОЙ ССР)

© 2017 Г. Г. Краско

канд. ист. наук, профессор специальной кафедры e-mail: gena-krasko@mail.ru

Государственное учреждение образования

«Институт национальной безопасности Республики Беларусь»

Первые послевоенные годы занимают важное место в истории советского государства и органов государственной безопасности как одного из основных институтов защиты его жизненно важных интересов. По мнению автора, на организацию и содержание деятельности спецслужбы определяющее влияние оказывала совокупность внешних и внутренних факторов: разведывательная и иная деятельность иностранных государств, их спецслужб и организаций, направленная на дестабилизацию обстановки в Советском Союзе; деятельность политического руководства по защите интересов страны; длительное нахождение отдельных регионов под оккупацией, а также наличие в западных районах значительного по численности антисоветского вооруженного подполья.

Ключевые слова: органы государственной безопасности, разведка, контрразведка, военная контрразведка, реорганизация, антисоветское вооруженное подполье.

Победа в войне, переход к мирной жизни, необходимость эффективного противодействия в новых условиях разведывательной и иной деятельности иностранных специальных служб, направленной на причинение ущерба интересам советского государства, повлекли за собой изменения в организации работы органов государственной безопасности. В марте 1946 г. в связи с преобразованием народных комиссариатов в министерства Народный комиссариат государственной безопасности (НКГБ) СССР был переименован в Министерство государственной безопасности (МГБ) [4]. Аналогичные изменения проходили и в союзных республиках. Так, в соответствии с приказом НКГБ СССР от 22 марта 1946 г. и указом Президиума Верховного Совета БССР от 26 марта 1946 г. НКГБ БССР также переименовали в Министерство государственной безопасности. Однако реорганизация 1946 г. не сводилась только к смене названия советской спецслужбы. МГБ предстояло решать задачи по обеспечению государственной безопасности в условиях мирного времени, изменившейся оперативной обстановки. С целью обеспечения эффективности работы в новых геополитических условиях разведывательные и контрразведывательные органы ведущих мировых держав реорганизовывались и вновь создавались. В первые послевоенные годы произошла трансформация спецслужб Великобритании, были созданы новые разведывательные органы США, ФРГ, Франции, деятельность которых в значительной мере представляла угрозу интересам Советского Союза [6; 7; 10; 11]. В связи с ростом напряженности между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции специальные службы и организации иностранных государств значительно активизировали свою деятельность на советском направлении. Чтобы противостоять иностранным спецслужбам, было необходимо повысить эффективность собственной разведывательной и контрразведывательной работы. Вместе с тем воссоздание в

государственном механизме весной 1943 года самостоятельного института обеспечения государственной безопасности - НКГБ не решило всех проблем организации деятельности советских органов государственной безопасности. В частности, в послевоенный период контрразведывательная работа оставалась децентрализованной. Так, разведка и территориальные органы контрразведки входили состав НКГБ, а военная контрразведка («Смерш») оказалась рассредоточена по трем ведомствами -Народным комиссариатам обороны, военно-морского флота и внутренних дел. В годы войны такой подход к организации контрразведывательной работы - основного элемента системы обеспечения государственной безопасности - позволял более оперативно решать поставленные перед советской спецслужбой задачи. Однако в мирное время децентрализация контрразведывательной работы негативно сказывалась на эффективности использования имеющихся сил и средств. Автор согласен с российским исследователем истории спецслужб В.И. Лазаревым, что эти обстоятельства в значительной степени предопределили дальнейшее организационное развитие системы советских органов государственной безопасности. Он отмечает, что весной 1946 г. на уровне политического руководства страны был поднят вопрос об объединении контрразведывательных подразделений в рамках органов государственной безопасности. Министром государственной безопасности СССР В.Н. Меркуловым, его заместителем С.И. Огольцовым и начальником ГУКР «Смерш» В. С. Абакумовым к началу мая 1946 г. по поручению И.В. Сталина был подготовлен проект реорганизации МГБ. Представленный документ предусматривал включение в состав МГБ военной контрразведки и 4 мая 1946 г. был утвержден на заседании политбюро ЦК ВКП(б) [2, с. 6].

Осенью 1946 г. была проведена очередная реорганизация организационной структуры советских органов госбезопасности. В обновленном виде МГБ СССР состояло из следующих основных подразделений: 1-е главное управление (разведывательная и контрразведывательная работа за границей), 2-е главное управление (контрразведывательная и разведывательная работа внутри СССР), 3-е главное управление (военная контрразведка), 4-е (розыскное) управление, 5-е (оперативное) управление, 6-е управление (шифровальное), главное управление охраны (охрана руководителей партии и правительства), следственная часть по особо важным делам. Кроме того, в структуру центрального аппарата входил ряд иных подразделений (бюро, отделы и др.) [3, с. 208].

В условиях начавшейся «холодной войны», активизации разведывательной и информационно-пропагандистской деятельности иностранных спецслужб и организаций усилилась работа по нейтрализации внутренних источников угроз государственной безопасности, которые, согласно представлениям советской политической элиты, могли негативным образом повлиять на обстановку в СССР. Это предопределило дальнейшее развитие 5-х (оперативных) подразделений, которые объединяли несколько функционально различных направлений деятельности органов государственной безопасности: проведение установки и наружного наблюдения; предварительная разработка подозрительных лиц; проверка сигналов о враждебных проявлениях; пресечение попыток проникновения агентуры спецслужб иностранных государств в секретные, мобилизационные и шифровальные органы и обеспечение сохранности государственных тайн и проверка лиц, допускаемых к государственным секретам; выявление и «разработка» авторов и распространителей антисоветских документов. В последующем в качестве основной задачи этих подразделений оформилась нейтрализация внутренних источников угроз государственной безопасности. Специализированные самостоятельные подразделения в рамках системы органов государственной безопасности были созданы и для организации работы по

борьбе с антисоветскими элементами среди духовенства и сектантов. Например, в структуре МГБ БССР был создан самостоятельный отдел «О». В управлениях МГБ по областям аналогичные задачи решали отделения «О». При реорганизации 1946 г. также произошли изменения в городских и районных подразделениях органов государственной безопасности. Так, крупные городские отделы МГБ БССР реорганизовывались в горрайотделы, в структуре которых образовывались два отделения: контрразведывательное и оперативное [8, л. 14-17, 92-93].

Важным аспектом в организации деятельности органов государственной безопасности в 1946 г. стало внесение концептуальных изменений в организацию работы по розыску агентов германских спецслужб, других государственных преступников среди коллаборационистов. В результате поиска действенного механизма организации розыска осенью 1946 г. работа по данному направлению была оформлена как самостоятельный участок оперативно-служебной деятельности. Автор полагает, что, наряду с большими объемами работы, в значительной мере это было обусловлено назначением министром государственной безопасности СССР главы ГУКР «СМЕРШ» В. С. Абакумова, который в период руководства военной контрразведкой в 19431946 гг. получил большой опыт работы по организации розыска государственных преступников. Проведенные в 1946 году организационно-штатные изменения позволили разгрузить контрразведывательные подразделения и акцентировать использование их сил и средств на противодействии иностранным разведывательным органам. В результате этой реорганизации за счет уменьшения штатной численности городских и районных подразделений было сокращено количество сотрудников органов государственной безопасности БССР. Это, по мнению автора, являлось одной из адекватных мер адаптации органов государственной безопасности к работе в мирных условиях.

На уровне высшего политического руководства страны были рассмотрены и вопросы подготовки сотрудников органов государственной безопасности. Для обучения оперативных работников, следователей, переводчиков и других специалистов для органов МГБ СССР в 1946-1954 гг. была создана ведомственная система учебных заведений, включавшая в себя Высшую школу МГБ, Школу следственных работников МГБ, Киевскую, Ленинградскую школы переподготовки руководящего и оперативного состава, а также различные курсы и учебные заведения, в том числе в Алма-Ате, Вильнюсе, Горьком, Львове, Новосибирске, Свердловске, Ташкенте, Тбилиси, Хабаровске, Харькове и Могилеве. Например, в 1946 г. из 507 кандидатов в курсанты Могилевской межкраевой школы НКГБ СССР 300 человек представляли БССР, 207 -РСФСР [9, л. 199].

На протяжении первых послевоенных лет в качестве одного из основных направлений деятельности органов государственной безопасности на западных рубежах СССР выступала ликвидация антисоветского вооруженного подполья. Его участники с лета 1944 г. начали активизацию подрывной деятельности: терроризировали партийно-советский актив, держали в напряжении местное население, наносили удары по важным коммуникациям. Отдельные из них были связаны со спецслужбами иностранных государств (идеологически, морально, материально -снабжались оружием, боеприпасами, средствами связи, деньгами). Так, в 1944-1945 гг. на территории западных областей БССР различными бандформированиями было убито 434 человека, из которых 191 были работниками партийно-советского аппарата [7, л. 73-83].

После окончания войны, как и в довоенный период, борьба с вооруженным подпольем была возложена на органы внутренних дел [1, с. 256-266]. К началу 1947 г. практика показала, что принимаемые меры не всегда позволяли эффективно бороться с

наиболее подготовленными и опасными участниками антисоветского вооруженного подполья. Их деятельность приобретала конспиративный и подпольный характер. Оставшиеся банды изменили тактику своей деятельности: старались избегать прямых боевых столкновений, наносивших им значительные потери, стали более мобильными и малочисленными. По решению правительства вся работа по окончательной ликвидации подполья и его вооруженных формирований была возложена на органы государственной безопасности. На основании постановления Совета Министров СССР от 20 января 1947 г. был подписан совместный приказ МВД - МГБ от 21 января 1947 г., в соответствии с которым борьба с антисоветским вооруженным подпольем была полностью возложена на органы государственной безопасности. Меры по организации работы советской спецслужбы на данном направлении предусматривали образование на базе Главного управления по борьбе с бандитизмом МВД СССР в составе 2-го Главного управления МГБ СССР управления 2-Н. В свою очередь, на территории Белорусской ССР, в соответствии с приказом министра государственной безопасности СССР от 4 марта 1947 г., на базе МГБ БССР, упраздненного управления борьбы с бандитизмом МВД БССР было организовано управление 2-Н МГБ БССР. Показательно, что по количеству сотрудников управление 2-Н превышало 2-е (контрразведывательное) управление. На базе областных управлений МГБ, упраздненных отделов по борьбе с бандитизмом УМВД были созданы отделы 2-Н УМГБ Барановичской, Брестской, Гродненской, Молодечненской, Пинской и Полоцкой областей. Кроме того, в отдельных горрайаппаратах для борьбы с антисоветским вооруженным подпольем создавались отделения 2-Н, которые подчинялись отделам 2-Н УМГБ: в Лидском и Волковысском горрайотделах УМГБ Гродненской области, Слонимском и Новогрудском горрайотделах УМГБ Барановичской области и Вилейском и Молодечненском горрайотделах УМГБ Молодечненской области. В райаппаратах МГБ, функционировавших на территории районов, наиболее пораженных деятельностью антисоветского вооруженного подполья, дополнительно вводились должности оперативных сотрудников [8, л. 227-241, 245255].

Резонансным событием 1947 г. для системы советских органов государственной безопасности стала попытка реформирования системы внешней разведки. Так, в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 30 мая 1947 г. было создано самостоятельное ведомство внешней разведки - Комитет информации при Совете Министров СССР. Разрыв традиционных для советской спецслужбы связей с контрразведкой, внешнеполитической и военной разведками обусловили провал этой инициативы. Самостоятельное ведомство оказалось недостаточно работоспособным, что в дальнейшем предопределило возвращение внешнеполитической разведки в состав МГБ в соответствии с решением политбюро ЦК ВКП(б) от 1 ноября 1951 г.

Таким образом, в 1946-1947 гг. советские органы государственной безопасности прошли сложный, а порой и противоречивый путь своего организационного развития. На процесс эволюции системы и сруктуры органов государственной безопасности как специального института в советском государственном механизме, непосредственно осуществлявшего мероприятия партийного и государственного руководства по защите государства от враждебных посягательств со стороны иностранных спецслужб и отдельных антисоветски настроенных лиц, повлияла совокупность внешних и внутренних факторов. Автор полагает, что совершенствование организации и деятельности органов государственной безопасности в Советском Союзе в исследуемый период было направлено в первую очередь на решение задач по стабилизации обстановки в стране и защите ее интересов от внешних и внутренних угроз. На территории союзных республик органы государственной безопасности

функционировали в соответствии с общими для СССР установками и тенденциями развития. Но вместе с тем организация и содержание их деятельности в исследуемый период зависели и от конкретных региональных особенностей. Например, в исследуемый период на организацию и деятельность советских органов государственной безопасности на территории Белорусской ССР наибольшее влияние оказывали следующие взаимосвязанные факторы:

активная непрерывная деятельность отдельных иностранных государств, их спецслужб и организаций, направленная на дестабилизацию внутриполитической ситуации в СССР и дискредитацию перед мировым сообществом советской модели государственного, общественного и экономического устройства;

проживание в годы войны большого количества гражданского населения на оккупированной немецко-фашистскими захватчиками территории;

возвращение на территорию БССР для постоянного проживания перемещенных лиц (332 301 человек на 1 августа 1946 г.);

значительный протестный потенциал структур антисоветского вооруженного подполья;

деятельность коммунистической партии и советского правительства по защите интересов государства и общества от внешних и внутренних реальных и потенциальных угроз.

1. Кокурин А.И. Органы НКВД - МВД СССР по борьбе с вооруженным националистическим подпольем: Западная Украина и Белоруссия, Латвия, Литва и Эстония, 1939-1953 // Труды Общества изучения истории отечественных спецслужб / [Ассоц. «Военная книга»; редкол.: В.К. Былинин (гл. ред.) и др.]. М., 2007. Т. 3: материалы науч. конф. (круглого стола) «Современная историография и источниковедение истории отечественных органов госбезопасности (от Ф.Э. Дзержинского до Ю. В. Андропова). Тенденции развития», Москва, 16 окт. 2006 г. М., 2006. С. 254-276.

2. Лазарев В.И. Деятельность органов государственной безопасности СССР в послевоенный период (1945-1954) // Исторические чтения на Лубянке, 2001 год / Федер. служба безопасности РФ [редкол.: А. А. Зданович и др.]. М.: Великий Новгород, 2002. С. 3-19.

3. Лубянка: ВЧК - ОГПУ - НКВД - НКГБ - МГБ - МВД - КГБ, 1917-1960: справочник / Междунар. фонд «Демократия»; сост.: А.И. Кокурин, Н.В. Петров; науч. ред. Р.Г. Пихоя. М.: Междунар. фонд «Демократия», 1997. 348 с.

4. О переименовании органов НКГБ: приказ МГБ СССР, 22 марта 1946 г., № 00107 // Лубянка: органы ВЧК - ОГПУ - НКВД - НКГБ - МГБ - МВД - КГБ, 19171991: справочник / Междунар. фонд «Демократия»; сост. А.И. Кокурин, Н.В. Петров. М., 2003. С. 634-635.

5. Отдел 85. О том, как немецкая разведка боролась с нацистами в своих рядах // Lenta.ru [Электронный ресурс]. 2016. URL: http://lenta.ru/articles/2010/03/22/bnd (дата обращения: 28.01.2016).

6. Теплицын В.Л. Секретный Черчилль: британские спецслужбы в войнах ХХ века. М.: Алгоритм, 2013. 253 с.

7. Центральный архив КГБ Республики Беларусь. Фонд 3. Оп. 3. Д. 56.

8. Центральный архив КГБ Республики Беларусь. Фонд 24. Оп. 1. Д. 425.

9. Центральный архив ФСБ России. Фонд. 66. Оп. 1. Д. 899.

10. Central Intelligence Agency (CIA) // Британская энциклопедия [Электронный ресурс]. 2015. URL: http://www.britannica.com/topic/Central-Intelligence-Agency (дата обращения: 28.01.2016).

11. Faligot R. La Piscine: les services secrets français, 1944-1984 / R. Faligot, P. Krop. Paris: Seuil, 1985. 426 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.