УДК 94(47).084.8:351.746.1
https://doi.org/10.24158/fik.2018.1.20
Цуканов Сергей Сергеевич
кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории Академии стандартизации, метрологии и сертификации, г. Хабаровск
РЕОРГАНИЗАЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СССР В ПЕРВЫЕ МЕСЯЦЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Tsukanov Sergey Sergeyevich
PhD in History, Senior Lecturer, History Department, Academy of Standardization, Metrology and Certification, Khabarovsk
THE USSR STATE SECURITY BODIES REORGANIZATION IN THE FIRST MONTHS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR
Аннотация:
Сложная международная обстановка, сложившаяся к началу Великой Отечественной войны, враждебное окружение практически на всех границах СССР требовали организации добывания информации о возникающих угрозах, готовящихся антисоветских акциях военного и иного характера, а также о важнейших событиях международного масштаба, в той или иной мере затрагивающих безопасность государства. Статья освещает основные задачи, стоявшие перед советскими органами безопасности в первый период войны, раскрывает причины проведенной реорганизации, затрагивает основные проблемы, с которыми столкнулись чекисты в своей работе. В тексте прослеживаются этапы организации подразделений органов государственной безопасности, отвечавших за важные функции защиты государства. В заключение сделан вывод, что проведенные руководством страны реформы позволили сотрудникам спецслужб более эффективно выполнять поставленные перед ними задачи.
Ключевые слова:
Великая Отечественная война, органы государственной безопасности, спецслужбы, безопасность, мобилизация.
Summary:
The complex international situation before the Great Patriotic War, the hostile environment almost on all USSR borders demanded to obtain information on the emerging threats of the imminent anti-Soviet military and other campaigns as well as the important international events concerning the state security. The study highlighted the main challenges faced by the Soviet security bodies in the first period of the war, revealed the reasons for their reorganization, addressed the main problems of the public security officer activities. The research reviewed the stages of establishing state security departments responsible for state protection. The author concluded that the government reforms helped the security officials to perform their tasks more effectively.
Keywords:
Great Patriotic War, state security bodies, intelligence agencies, security, mobilization.
Общество XXI в. особое внимание уделяет вопросам обеспечения безопасности [1; 2; 3]. Мировые державы разрабатывают программные документы в соответствии с которыми определяются направления, являющиеся приоритетными для обеспечения стабильного развития страны. С другой стороны, в них перечисляются основные угрозы безопасности государств. Действующая в Российской Федерации «Стратегия национальной безопасности до 2020 г.» к угрозам национальной безопасности страны относит деятельность специальных служб иностранных государств в области разведки, а также деятельность, направленную на нанесение ущерба безопасности России. Угрозу для нашей страны представляет деятельность террористических группировок и организаций, направленная на изменение принятых в Российской Федерации основ конституционного строя, дезорганизацию государственных структур и учреждений, а также представляющая угрозу для военных объектов, предприятий, организаций и прочего. Угрозой национальной безопасности России выступает и деятельность националистических, религиозных и этнических организаций и структур, направленная на изменение территориальной целостности государства, дестабилизацию внутри- и внешнеполитической обстановки.
Российская Федерация, как и другие сопредельные страны, входившие в состав СССР, обладают значительным опытом в деле пресечения разведывательных, террористических и диверсионных акций противника. Основным источником такого опыта, без сомнения, являлся период Великой Отечественной войны, когда советский народ внес решающий вклад в победу над немецко-фашистскими войсками. Открытие архивных источников, недоступных десятилетиями широкому кругу исследователей, позволяет утверждать, что немаловажную роль в Победе сыграли сотрудники советских спецслужб. Представляется, что изучение опыта их деятельности в
сложный для страны период имеет актуальное значение, предоставляет возможность извлечения уроков и формулирования выводов. Это позволит современным сотрудникам органов безопасности России четко определить направления работы по пресечению попыток иностранных спецслужб и их агентов, представителей террористических организаций, направленных на дестабилизацию обстановки внутри нашей страны и у ее границ.
Вторая мировая война, ставшая точкой отсчета не только для кардинального переустройства мирового порядка, государственных границ многих стран, оказала влияние и на внутреннюю политику многих государств, в том числе и Советского Союза. Обеспечение безопасности граждан, общества, органов власти, охрана суверенитета страны - ключевые составляющие деятельности спецслужб всех мировых держав. Усиление фашистов в Европе, приход к власти в Германии А. Гитлера предопределили начало агрессии участников Антикоминтерновского пакта. Европейские государства оказались в ситуации необходимости обеспечения сохранения своего суверенитета, защиты от вторжения агрессоров, сбережения жизни своих граждан. Руководство многих стран поставило задачу своим специальным службам обеспечить сохранение независимости государственной власти, неприкосновенности населения и целостности территории.
Оккупация фашистской Германией целого ряда государств Европы выявила просчеты сотрудников органов безопасности завоеванных стран. В связи с этим 1939 - начало 1941 г. стали для советских чекистов периодом подготовки к возможному захвату советской территории противником. Именно тогда происходила кардинальная реорганизация в системе органов государственной безопасности СССР [4].
Советским руководством перед органами государственной безопасности и внутренних дел были поставлены задачи обеспечения безопасности оборонных заводов и режимных предприятий, железнодорожных узлов, станций, мостов, радиотелефонных и телеграфных станций, аэродромов, банков и т. д., изъятия у населения незаконно хранящегося оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Сотрудники НКВД проводили активный розыск лиц, сеявших панику, дезертировавших из вооруженных сил, проводили работу по консервации распространителей слухов. Актуальным стало направление по выявлению и сбору информации о специальных службах Третьего рейха: военной разведке и контрразведке - Абвере, политической полиции - Гестапо, позднее - о Главном управлении имперской безопасности, тайной военной полиции. Традиционные контрразведывательные мероприятия были расширены за счет противодействия проникновению шпионов, диверсантов и террористов в части Красной армии, а также на территорию секретных объектов и стратегических предприятий. Внимание дальневосточных чекистов было сосредоточено на препятствовании действиям разведки Японии и Маньчжоу-Ди-Го [5, с. 90-92; 6, с. 59-61].
Полагаем уместным подчеркнуть, что еще в 1934 г. В.К. Блюхер, занимавший пост командующего Особой Краснознаменной Дальневосточной армией, в одном из своих выступлений перед партийным руководством региона подчеркивал, что за 1932-1934 гг., т. е. после захвата территории Маньчжурии, «Япония проложила около 1 тыс. км железных и более 2 тыс. км шоссейных дорог, ведущих к границам Советского Союза». Полученные командующим разведывательные данные свидетельствовали, что «японцами было построено около 50 аэродромов, на которых базировалось до 500 самолетов», имелись сведения о мобилизации «100 тыс. эмигрантов, бывших подданных Российской империи» [7, л. 21].
Сформированная в 1937 г. ось Берлин - Рим - Токио представлялась реальным противником для дальневосточных органов безопасности. Германские власти неоднократно настаивали на одновременном вступлении Японии в войну с СССР, вынуждая Красную армию вести боевые действия на два фронта. Министр иностранных дел фашистской Германии И. Риббентроп в одной из телеграмм германскому послу в Токио рекомендовал повлиять на скорейшее вступление в «европейскую схватку» Страны восходящего солнца с тем, чтобы «пожать руку Японии на Транссибирской железной дороге еще до начала зимы» [8, л. 231].
Начало немецкой агрессии 22 июня 1941 г. обусловило необходимость проведения реорганизации советских спецслужб. Центральный аппарат Народного комиссариата безопасности и его территориальные подразделения были приведены в боевую готовность, на места была разослана директива, предписывавшая провести «задержание разрабатываемого контрреволюционного и шпионского элемента», не допустить вредительско-диверсионных актов в народном хозяйстве, на предприятиях оборонной промышленности, стратегических объектах и железнодорожном транспорте. Сотрудники государственной безопасности в случае получения сведений о возможных преступлениях против государства наделялись чрезвычайными полномочиями, гарантировавшими пресечение вероятности деяния [9, с. 136].
Несмотря на подписанный летом 1939 г. между Германией и Советским Союзом договор о ненападении, к лету 1941 г. германские спецслужбы обладали информацией о численности и местах дислокации советских воинских частей. В соответствии с планом блицкрига, фашистскую
разведку интересовали сведения о советских вооруженных силах, расположенных в зоне предстоящих боевых действий и в ближайшем тылу. Немецкими диверсантами был проведен ряд диверсионных операций в прифронтовой полосе, в результате которых были повреждены или пришли в негодность линии и узлы связи, что повлияло на ухудшение и даже нарушение управления войсками со стороны штабов фронтов и армий.
Просчеты советского руководства, военного командования были обусловлены чередой репрессий, происходивших во всех эшелонах власти во второй половине 1930-х гг., а также отступлением от доктрины «ведения войны на чужой территории и малой кровью», которая в середине 1930-х гг. была свернута. Указанные просчеты, с одной стороны, выявили слабую подготовку чекистов к работе в военное время, а с другой - обнажили трудности отсутствия взаимодействия структур органов безопасности, занимавшихся различными направлениями контрразведывательной работы [10; 11].
Активное продвижение немецко-фашистских войск вглубь советской территории, увеличение количества выявленных на территории СССР иностранных шпионов и диверсантов предопределило принятие Государственным Комитетом Обороны постановления от 17 июля 1941 г., в соответствии с которым органы военной контрразведки армии были выделены из Народного комиссариата обороны СССР и преобразованы в Управление особых отделов Наркомата внутренних дел СССР [12, с. 27; 13, с. 26].
20 июля 1941 г. указом Президиума Верховного Совета СССР были объединены Народный комиссариат внутренних дел и Народный комиссариат государственной безопасности в единый Народный комиссариат внутренних дел [14, с. 88]. Аппараты, обеспечивавшие безопасность на объектах промышленности и транспорта, были усилены. Уже к 31 июля 1941 г. в новую структуру центрального аппарата НКВД вошли: 1 -е управление - разведка за границей; 2-е управление -контрразведка; 3-е управление - секретно-политическое; Управление особых отделов; Транспортное управление; Экономическое управление; Следственная часть по особо важным делам.
Продвижение немецко-фашистских войск на восток, оккупация советской территории предопределили в начале августа 1941 г. постановление ЦК ВКП (б) СССР о создании оперативных групп при разведывательных отделах Разведывательного управления Генерального штаба РККА (начальник - генерал-лейтенант Ф.И. Голиков). В структуру оперативных групп входили армейские разведывательно-диверсионные группы. Координацией совместных действий перечисленных подразделений с частями действующей армии занимались 10-е отделы (отделения) фронтов. Разведывательные отделы информировали Управление ежедневно утром и вечером [15, с. 315].
Деятельность по подготовке мелких, глубоко законспирированных групп для решения разведывательных и диверсионных задач (так называемых групп «Д») началась в сентябре 1941 г. Чекистами осуществлялся подбор явочных квартир, определялись места базирования отрядов, проводилось обучение членов партийного и комсомольского подполья. Учитывая, что состав групп должен был участвовать в создании специальных резидентур с расчетом на глубокую их зашифровку и сохранение от провала в тылу врага, на первом этапе организация групп «Д» осуществлялась как чекистами, так и кадровыми офицерами Красной армии [16, с. 199]. Сотрудники спецслужб, несшие службу в тыловых районах, обязаны были во взаимодействии с органами внутренних дел ограждать от противника военные, промышленные и транспортные объекты, электростанции, узлы и линии связи, оказывать содействие в работе оборонных предприятий [17].
25 августа 1941 г. оперативные группы НКВД-УНКВД республик, краев и областей по борьбе с диверсантами противника в прифронтовой полосе были реорганизованы в 4-е отделы НКВД-УНКВД. В их задачу входило повседневное руководство истребительными батальонами, партизанскими отрядами и диверсионными группами, организация связи с партизанскими отрядами и диверсионными группами, находящимися в тылу противника; организация агентурной и войсковой разведки районов вероятных действий партизанских отрядов и диверсионных групп, разведка тыла противника и мест переправы партизанских отрядов; изучение настроения местного населения и обстановки в районах вероятных действий партизанских отрядов и групп [18, с. 41].
В настоящее время архивы России лишь приоткрыли завесу, позволив исследователям обозревать совокупность задач, возложенных на органы безопасности. Количество и объем материалов внушителен [19]. Оперативная обстановка, требовавшая внимание по всему периметру советских границ, определяла круг решаемых чекистами задач. Их разнообразный спектр определяет множественность современных публикаций в открытых и закрытых для широкого круга читателей журналах. Доступные для изучения материалы дают основания утверждать, что, несмотря на затронувшие органы государственной безопасности СССР репрессии, трудности первых дней войны, проведенная в 1941 г. реорганизация аппарата НКВД и НКГБ дала положительные результаты в обеспечении безопасности. Чекисты достойно выстояли в условиях больших потерь среди своих коллег, успешно провели мероприятия по мобилизационному развертыванию
войск, эффективно боролись против шпионажа, предотвратили панику, идеологические диверсии и дезертирство.
Ссылки:
1. До М.К., Нгуен Д.Л. Корректировка стратегии национальной безопасности Китая, ее последствия для региона и ответные меры Вьетнама // Новые вызовы и механизмы безопасности в Восточной Азии. М., 2016. С. 326-343.
2. Цзоу Л. Военно-политическое и стратегическое сотрудничество России и Китая в сфере защиты и обеспечения национальной безопасности // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2017. № 1 (50) С. 120-127.
3. Товкес А.А. Сравнительный анализ концепций национальной безопасности РФ и США // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2017. Т. 4, № 11 (11). С. 86-89.
4. Орнацкая Т.А. Деятельность органов государственной безопасности СССР в 30-е гг. по подготовке к «малой войне» // Чтения памяти профессора А.А. Сидоренко : материалы региональной научно-практической конференции / отв. ред. А.В. Кузин. Благовещенск, 2012. С. 88-95.
5. Там же. С. 90-92.
6. Орнацкая Т.А., Грачев А.В. Провал планов японских и германских спецслужб против советского Дальнего Востока в годы Великой Отечественной войны // Краеведение Приамурья. 2010. № 4. С. 58-64.
7. ГАХК (Гос. арх. Хабар. края). Ф. 957. Оп. 1. Д. 7. Л. 21.
8. ГАРФ. Ф. 7867. Оп. 1. Д. 275. Л. 231.
9. Мозохин О.Б. Борьба советских органов государственной безопасности с терроризмом. М., 2011. 624 с.
10. Лубянка: Органы ВЧК-ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ-МВД-КГБ. 1917-1991. М., 2003. 768 с.
11. Органы государственной безопасности СССР в Великой Отечественной войне : сб. док. Т. II. Кн. 1. М., 2000. 398 с.
12. Кристофер Э., Гордиевский О. КГБ - разведывательные операции от Ленина до Горбачева : пер. с англ. М., 1999. 666 с.
13. Ткачева Г.А. Оборонно-экономический потенциал Дальнего Востока СССР в 1941-1945 гг. Владивосток, 2005. 331 с.
14. Лубянка: Органы ВЧК-ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ-МВД-КГБ. 1917-1991. С. 88.
15. Органы государственной безопасности СССР ... С. 315.
16. Там же. С. 199.
17. Кристофер Э., Гордиевский О. Указ. соч.
18. Ткачева Г.А. Указ. соч. С. 41.
19. ГАХК. Ф. 35. Оп. 3. Л. 1-225.