Научная статья на тему 'Фриганы: особенности и возможности исследования'

Фриганы: особенности и возможности исследования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
93
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Фриганы / фриганизм / социальное явление / общество потребления / объект наблюдения / система показателей / Freegans / freeganism / social phenomenon / consumer society / object of observation / indicators system

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Карманов Михаил Владимирович

В статье представлена историческая справка формирования такого социального явления, как фриганизм, его идеология и позиционирование самих фриганов относительно общества потребления. Авторы изучили и систематизировали мировоззрения фриганов сквозь призму вопросов о том, с чем связан отказ от собственных покупок тех или иных благ, является ли это желанием преодолеть тотальное перепотребление и перейти к рациональным тратам имеющихся ресурсов, а также возможно ли перерождение фриганизма в широкое и полноценное экологическое движение. В результате обобщения мнений и подходов в характеристике социального явления фриганизма как объекта наблюдения и исследования выявлены различные позиции, суть которых сводится к трактовке фриганизма и как субкультуры, и как альтернативы, и как течения, и как движения. В то же время становится ясным, что полноценных наблюдений и разработок данного объекта, в котором были систематизированы подходы и методы, не существует. Более того, в качестве одной из ключевых проблем является факт отсутствия наблюдений, характеризующих численность, распространенность и последствия фриганизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Freegans: features and possibilities of research

The article presents a historical background to the formation of such a social phenomenon as freeganism, its ideology and positioning of the freegans themselves relative to the consumer society. The authors have studied and systematized the worldviews of freegans about what the refusal of their own purchases of certain goods is related to, whether it is a desire to overcome total overconsumption and move to rational spending of available resources, and whether it is possible to develop freeganism into a broad and full-fledged ecological movement. As a result of generalization of opinions and approaches in the characterization of freeganism as a social phenomenon as an object of observation and research, various positions have been identified. Its essence is reduced to the interpretation of freeganism as a subculture, as an alternative, as a current, and as a movement. At the same time, it becomes clear that there are no full-fledged observations and developments of the subject and no approaches and methods systematized. Moreover, the fact that there are no observations characterizing the number, prevalence and consequences of freeganism is one of the key problems.

Текст научной работы на тему «Фриганы: особенности и возможности исследования»

УДК 316.4

DOI 10.26425/1816-4277-2023-8-201-207

Фриганы: особенности и возможности исследования

Карманов Михаил Владимирович

Д-р экон. наук, проф. каф. статистики ORCID: 0000-0003-2643-2146, e-mail: karmanov.mv@rea.ru

1

Давлетшина Лейсан Анваровна2

Канд. экон. наук, доц. каф. статистики ORCID: 0000-0002-1497-1751, e-mail: fille_777@mail.ru

2

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Москва, Россия 2Государственный университет управления, г. Москва, Россия

2

Аннотация

Ключевые слова

В статье представлена историческая справка формирования такого со- Фриганы, фриганизм, социальное явле-циального явления, как фриганизм, его идеология и позиционирование ние, общество потребления, объект на-самих фриганов относительно общества потребления. Авторы изучили блюдения, система показателей и систематизировали мировоззрения фриганов сквозь призму вопросов о том, с чем связан отказ от собственных покупок тех или иных благ, является ли это желанием преодолеть тотальное перепотребление и перейти к рациональным тратам имеющихся ресурсов, а также возможно ли перерождение фриганизма в широкое и полноценное экологическое движение. В результате обобщения мнений и подходов в характеристике социального явления фриганизма как объекта наблюдения и исследования выявлены различные позиции, суть которых сводится к трактовке фриганизма и как субкультуры, и как альтернативы, и как течения, и как движения. В то же время становится ясным, что полноценных наблюдений и разработок данного объекта, в котором были систематизированы подходы и методы, не существует. Более того, в качестве одной из ключевых проблем является факт отсутствия наблюдений, характеризующих численность, распространенность и последствия фриганизма.

Для цитирования: Карманов М.В., Давлетшина Л.А. Фриганы: особенности и возможности исследования// Вестник университета. 2023. № 8. С. 201—207.

© Карманов М.В., Давлетшина Л.А., 2023.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

BecmnuK jnrnepcumema № 8, 2023

Freegans: features and possibilities of research

Mikhail V. Karmanov1

Dr. Sci. (Econ.), Prof. at the Statistics Department ORCID: 0000-0003-2643-2146, e-mail: karmanov.mv@rea.ru

Leysan A. Davletshina2

Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof. at the Statistics Department ORCID: 0000-0002-1497-1751, e-mail: fiHe_777@mail.ru

'Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia 2State University of Management, Moscow, Russia

Abstract

The article presents a historical background to the formation of such a social phenomenon as freeganism, its ideology and positioning of the freegans themselves relative to the consumer society. The authors have studied and systematized the worldviews of freegans about what the refusal of their own purchases of certain goods is related to, whether it is a desire to overcome total overconsumption and move to rational spending of available resources, and whether it is possible to develop freeganism into a broad and full-fledged ecological movement. As a result of generalization of opinions and approaches in the characterization of freeganism as a social phenomenon as an object of observation and research, various positions have been identified. Its essence is reduced to the interpretation of freeganism as a subculture, as an alternative, as a current, and as a movement. At the same time, it becomes clear that there are no full-fledged observations and developments of the subject and no approaches and methods systematized. Moreover, the fact that there are no observations characterizing the number, prevalence and consequences of freeganism is one of the key problems.

Keywords

Freegans, freeganism, social phenomenon, consumer society, object of observation, indicators system

For citation: Karmanov M.V, Davletshina L.A. (2023) Freegans: features and possibilities of research. Vestnik universiteta, no. 8, pp. 201-207.

© Karmanov M.V., Davletshina L.A., 2023.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

ВВЕДЕНИЕ

Современное общество представляет собой сверхсложный механизм, который активно порождал и продолжает порождать специфические социальные явления, вызывающие противоречивые оценки. Одним из таких феноменов, безусловно, являются фриганы, чей стиль и образ жизни находят не только приверженцев, но и оппонентов.

Принято считать, что движение фриганов, как сознательный и достаточно своеобразный протест обществу тотального потребления, возникло в Соединенных Штатах Америки в 1990-е гг. В общем виде фриганство, или фриганизм (от англ. free — бесплатный, свободный и veganism — веганство), подразумевает идеологию или образ жизни, чьи сторонники стараются минимизировать участие в традиционной экономике, ограничив потребление различных ресурсов (еды, одежды, техники и других материальных благ), которые они находят в мусорных баках, урнах, на свалках, задворках магазинов и точек общественного питания и т.п. [1]. Таким образом, фриганы — это члены современного общества, которые осознанно выступают против устоев традиционного социума и по этой причине ищут доступные средства для существования, выброшенные в качестве бесполезных отходов или мусора.

ФРИГАНИЗМ КАК ОБЪЕКТ НАБЛЮДЕНИЯ

Чтобы разобраться в логике мировоззрения фриганов, требуется осмыслить следующие непростые для многих людей постулаты [1]:

1) отказ от собственных покупок тех или иных благ не из-за отсутствия денег, но по идейным соображениям;

2) использование выброшенных, списанных и т.п. вещей и продуктов означает возможность преодолеть тотальное перепотребление и позволяет рационально тратить имеющиеся у человечества ресурсы;

3) попытка перевести не всем понятные идеи противодействия обществу потребления в широкое и полноценное экологическое движение, подразумевающее не только поиск продуктов питания и иных благ в мусорных баках, но и отказ от транспорта, загрязняющего окружающую среду, обмен благами между членами общества и др.

Первый из данных постулатов сложнее всего поддается пониманию. Если у человека есть денежные средства, но он предпочитает их не тратить, а по идейным соображениям ищет себе средства для существования (в том числе и продукты питания) в отходах и в мусоре, это вызывает множество вопросов. Кто-то может посчитать это жадностью, неприхотливостью, нечистоплотностью, ведь наличие денег в определенном смысле приоткрывает врата свободы и независимости, так как позволяет человеку реализовать свои потребности и желания общепринятым путем. Поиск неиспользованных и выброшенных ресурсов всегда предполагает зависимость от условий и обстоятельств. По этой причине значительная часть членов современного общества испытывает чувство брезгливости, когда речь заходит об употреблении в пищу еды или остатков еды с помойки.

Второй постулат, ориентированный на противопоставление себя социуму тотального потребления, тоже не всегда находит достаточно большое количество сторонников. По мнению определенного круга людей, человечество сегодня явно преступает все разумные границы рационального потребления, ставя на грань выживания всю планету, экологическая система которой не в состоянии выдерживать такую агрессивную нагрузку потребления ресурсов. Земля, несомненно, задыхается под гнетом необходимости удовлетворять все потребности общества. Однако существует множество различных способов противодействия потребительству, исключающих поиск требующихся ресурсов на свалках и в мусорных баках.

Наконец, идея выдать движение фриганов за самостоятельную и фундаментальную платформу экологического толка, подразумевающую борьбу за выживание человечества, также не всегда выдерживает критику многих традиционно консервативных потребителей, серьезно задумывающихся о судьбе мира. Они не всегда могут понять, почему для спасения цивилизации необходимо питаться именно отходами и остатками, которые оказались в не совсем стерильной среде и способны нанести вред здоровью людей, отдающих предпочтение столь экстравагантным методам противодействия обществу массового потребления.

В результате получается широкий спектр мнений, подразумевающих разнообразные позиции:

1) фриганизм — это субкультура отрицания потребительства [2];

2) фриганизм — это аксиологическая альтернатива обществу потребления [3];

3) фриганизм — это модное общественное течение [4];

4) фриганизм — это молодежное экологическое движение [5];

5) фриганизм — это антикапиталистическое и антипотребительское движение современного мира [6];

6) фриганизм — это идейно-романтическое движение в современных мегаполисах [7].

Обобщение представленных выше точек зрения позволяет установить, что фриганизм трактуется

и как субкультура, и как альтернатива, и как течение, и как движение. Необходимо разобраться в различиях данных понятий, чтобы более четко определить роль и место фриганов в современном мире.

Если рассматривать фриганизм как субкультуру в том числе отрицания потребительства, то здесь есть свои недостатки. В последние годы любые увлечения тех или иных слоев общества достаточно легко и непринужденно объявляются субкультурой. Однако далеко не все деяния и поступки людей могут рассматриваться в фарватере культурного развития общества. При этом отрицание потребительства в чистом виде все же предполагает полный отказ от потребления, а фриганы не достигают этого пика, так как используют выброшенные продукты питания и другие блага.

Аналогично обстоит ситуация и с так называемой альтернативой классическому обществу потребления. Любая альтернатива представляет противоположность или иную возможность существующему статус-кво. В связи с этим употребление чего-либо «недопотребленного» и выброшенного на помойку или в другие места не представляет собой отказ от потребительства вообще. Можно сказать, что это та же экономика потребления, но построенная на попытке более рационального или более полного использования имеющихся ресурсов: продуктов питания, бытовой техники, автомобилей и другого. Следовательно, фри-ганизм не исключает потребительство как таковое, но возводит его в определенные рамки, когда человек не приобретает что-либо за деньги, а находит это в свободном доступе на свалке или в мусорном баке.

Формулировка фриганизма как модного общественного течения вполне имеет право на существование. В данном случае требуется подробно разбираться, насколько употребление продуктов со свалки и из других аналогичных источников имеет отношение к моде, насколько оно эстетично и тем более масштабно. Когда речь заходит о моде, чаще всего подразумеваются массовые увлечения людей из широких слоев населения. В рамках данной статьи мы еще остановимся на проблеме оценки распространения фриганизма, но предварительно можно сказать, что, по мнению экспертов, специализирующихся в рассматриваемой области жизнедеятельности, фриганы все же пока не представляют собой группу социума, поражающую своими масштабами [8].

Интерпретация фриганизма как молодежного экологического движения также предполагает поиск ответов на ряд непростых вопросов. Прежде всего, принято считать, что среди фриганов молодые люди встречаются гораздо чаще. Однако нельзя не признать, что и более зрелые, и даже пожилые люди в силу жизненных обстоятельств нередко оказываются в фарватере данного движения. Следовательно, вводить возрастные ограничения на фриганизм как чисто молодежное движение все же не совсем корректно. С другой стороны, трактовка фриганов как участников экологического движения не всегда и не в полной мере соответствует действительности, поскольку они из арсенала свалок и мусорных баков извлекают только то, что им нужно, по большей части совершенно не заботясь об остальном.

Попытка вычленить фриганизм как антикапиталистическое и антипотребительское движение современного мира больше похожа на гиперболизацию ситуации. Если бы поиск и употребление различных благ, оказавшихся на свалках или в мусорных баках, мог позволить хоть немного пошатнуть устои современного капитализма, то тогда бы все выглядело совершенно иначе. Фриганизм не настолько мощное по масштабу и особенно по содержанию явление, чтобы выступать в роли антикапиталистического движения. Как антипотребительское движение он более состоятелен, но при сопоставлении с аудиторией обычных или традиционных потребителей, покупающих продукты питания, одежду и другие блага за собственные деньги, фриганизм (по крайней мере пока) выглядит как пигмей. Таким образом, фри-ганы в силу ограниченности своего распространения, скорее всего, не могут быть безусловным противовесом капиталистической машине потребительства.

В совокупности все приведенные выше аргументы, по мнению авторов, свидетельствуют о том, что фриганизм как идейно-романтическое движение в современных мегаполисах представляется наиболее точной этикеткой сущности рассматриваемого общественного явления. Его представители при всех идейных посылах исповедуемого образа жизни все равно больше похожи на романтиков, стремящихся улучшить окружающий мир, нежели на монстров, способных быстро пошатнуть веками

складывавшуюся систему капиталистических отношений, где потребление давно превратилось в обязательный и привлекательный атрибут существования человека.

ОСОБЕННОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ФРИГАНИЗМА

Чтобы получить более точное и обоснованное представление о роли и месте фриганов в современном социуме, требуется достоверная информация о различных параметрах столь своеобразного общественного явления. Решение этой задачи объективно невозможно без участия статистики. Следует признать, что получение статистических оценок фриганизма сопряжено с целым рядом серьезных методологических и практических проблем. Остановимся лишь на некоторых наиболее важных из них.

Обращаясь к истокам фриганизма, необходимо помнить, что, по сведениям Продовольственной и сельскохозяйственной Организации объединенных наций, ежегодно в мире выбрасывается примерно 1,3 млрд тонн продуктов питания (около одной трети всего производимого объема). В итоге на каждого жителя в Северной Америке и в Европе приходится соответственно 115 кг и 95 кг пищевых отходов соответственно (в Российской Федерации данный показатель составляет чуть ниже 56 кг) [8]. Эти данные представляют собой наиболее известную и точную часть статистики фриганизма. Ввиду нехватки сведений ответить на вопрос о количестве фриганов, претендующих на столь внушительные запасы выбрасываемого продовольствия, представляется сложным.

С позиций статистического учета данный вопрос, прежде всего, подразумевает выяснение факта о том, кто такой фриган как единица наблюдения. Если вернуться к исходному определению, фри-ган — это человек, который находит для себя те или иные предметы потребления на свалках, в мусорных баках и т.д. С методологической точки зрения возникает несколько сложных дополнительных вопросов. Первый из них связан с тем, должен ли фриган использовать только выброшенные продукты питания, одежду и т.п. или он может вести комбинированный образ жизни, то есть что-то находить на свалках, а что-то покупать на свои деньги. Второй вопрос вытекает из систематичности занятий фриганизмом, то есть считается ли человек фриганом, если он какое-то время в силу жизненных обстоятельств (утрата работы, нищета, тяжелое финансовое положение и т.д.) «фриганил», потом перестал это делать, а потом снова приступил к этому занятию. Наконец третий вопрос состоит в том, каким образом в целях практического учета статистика должна идентифицировать фриганов: на основе опроса, на основе присутствия в соответствующих группах в социальных сетях или иным способом. Очевидно, что от выбора способа статистического наблюдения зависит адекватность и достоверность статистических данных. Тем не менее ни один из перечисленных выше способов не гарантирует высокой точности учета, так как не все фриганы по тем или иным причинам пожелают делать достоянием общественности свое увлечение, которое может легко оттолкнуть от них представителей социума, не исповедующих аналогичные взгляды на стиль жизни.

Определенный выход из подобной ситуации могут дать социологические опросы, однако здесь также присутствуют свои особенности. Фриганы — это далеко не самые типичные представители цивилизации, особенно если речь идет о сельской местности или небольших городских населенных пунктах. Если заниматься организацией их опросов в крупных городах, придется столкнуться с проблемами отбора респондентов и достижения репрезентативности выборки. Кроме того, необходимо будет охватить как идейный, так и нищенствующий сегменты контингента фриганов, которые представляют совершенно разные части современного общества, заметно отличающиеся исходным посылом. Первые, имея деньги, желают противостоять идеологии потребительства, а вторые, не имея денег, выживают в сложной жизненной ситуации. В жизни между протестом и способом выжить существует большая дистанция, которая значительно нарушает однородность исследуемой совокупности.

В прикладных исследованиях фриганизма также необходимо учитывать несколько особых обстоятельств, связанных с соблюдением действующего законодательства и менталитетом населения. Как свидетельствует практический опыт, торговые сети в принципе готовы идти на передачу продуктов с истекшим сроком годности всем желающим. Однако юридические акты в Российской Федерации предполагают их уничтожение, утилизацию и т.д., включая существенный штраф за несоблюдение установленных правил. Следует добавить и тот факт, что попытка передачи просроченных продуктов действительно нуждающимся наталкивается на непонимание остальными членами общества, которые в стремлении приобрести товар бесплатно или с высокой скидкой покупают все, что им нужно и не нужно [8; 9].

Чтобы разобраться в сущности фриганов, важно иметь представление о различных параметрах данного контингента общества. Для этого потребуется разработка специальной системы индикаторов статистики фриганизма. По мнению авторов, она может объединять по крайней мере три основных раздела, а именно:

1) показатели численности, состава и динамики фриганов;

2) показатели распространенности и движения фриганов;

3) показатели последствий распространения фриганизма.

Индикаторы первого раздела призваны охарактеризовать количественные размеры совокупности фриганов, их структурные особенности по полу, возрасту, территории и другим социально-демографическим признакам, а также изменения этих параметров во времени.

Индикаторы второго раздела должны отразить относительные размеры контингента фриганов во всем населении, в отдельных слоях общества, а также оценить стабильность или подвижность подобного социального образования в контексте пополнения и выбытия его представителей.

Индикаторы третьего раздела ориентированы на попытку оценки позитивных и негативных результатов развития фриганизма в обществе, включая экономию от перепроизводства различных предметов потребления и отравления людей, использующих в пищу просроченные и выброшенные продукты питания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение истории формирования и становления такого социального явления, как фриганизм, позволяет сформулировать идеологию его сторонников как осознанное противостояние устоям традиционного социума и поиск доступных средств для существования, выброшенных в качестве бесполезных отходов или мусора.

Систематизация мировоззрения фриганов сквозь призму постулатов отказа от собственных покупок тех или иных благ, перехода к рациональным тратам, формирования полноценного экологического движения выявило различные позиции, суть которых сводится к трактовке фриганизма и как субкультуры, и как альтернативы, и как течения, и как движения.

В целом следует признать, что фриганы являются достаточно интересным и сложным объектом познания, особенности и возможности исследования которого еще не достигли должного уровня научной проработки, позволяющей более или менее однозначно идентифицировать их место и роль в жизнедеятельности современного общества.

В качестве одного из доступных инструментов познания сущности фриганов как объекта изучения возможно использование статистических методов. Для этого потребуется разработка специальной системы индикаторов статистики фриганизма.

Библиографический список

1. РБК Тренды. Ф — фриганство: кто и зачем отказывается платить за еду. https://trends.rbc.ru/trends/sharing/62cc3aa59a 79474da29012eb (дата обращения: 31.05.2023).

2. Торшина Ю.В. Фриганизм как субкультура отрицания потребительства. Тенденции развития науки и образования. 2019;49-3:102-104. DOI https://doi.org/10.18411/lj-04-2019-69

3. Перебейнос А.А. Фриганизм как аксиологическая альтернатива обществу потребления. В кн.: Перебейнос А.А., Иващенко Я.С. (ред.). Наука и социум: материалы Всероссийской научно-практической конференции смеждународнъгмучастием, ч. 2, Новосибирск, 1 июня 2019 г. Новосибирск: Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы; 2019. С. 164-168.

4. Алексеевский М. Фриганы: питаться на помойках модно. Твердые бытовые отходы. 2008;6(24):28-31.

5. Пензенский государственный аграрный университет. Экология и безопасность жизнедеятельности: сборник статей XVIII Международной научно-практической конференции, Пенза, 20-21 декабря 2018 г. Пенза; 2018. 318 с.

6. Асратян Н.М., Ганиев Э.Р., Мухаметшин А.Г. (отв. ред.). Диалог культур в контексте образовательной деятельности: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Набережные Челны, 20 октября 2020 г. Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет; 2020. 432 с.

7. Stone Forest. Фриганы — идейные искатели бесплатной еды в каменных джунглях. https://stoneforest.ru/look /subculture/ frigany (дата обращения: 31.05.2023).

8. Узнай Россию. Кто такие фриганы и почему они роются на помойках? https://zen.yandex.ru/medla/rusbeyond/kto-takie-frlgany-l-pochemu-onl-rolutsla-na-pomolkah-5c9a285d2b960000b3704d31 (дата обращения: 31.05.2023).

9. Романов И.Ю. Замедление как форма сопротивления модусу homo economicus: появление homo tardus. Abyss (Вопросы философии, политологии и социальной антропологии). 2023;1(23):101—108. DOI https://doi.org/10.33979/2587-7534-2023-1-101-108

References

1. RBC Trends. F —freeganism: who and why refuses to payfor food. https://trends.rbc.ru/trends/sharing/62cc3aa59a79474da29012eb (accessed 31.05.2023). (In Russian).

2. Torshina Yu.V Freeganism as a subculture of consumerism denial. Science and education development trends. 2019;49-3:102—104. DOI https://doi.org/10.18411/lj-04-2019-69 (In Russian).

3. Perebeynos A.A. Freeganism as an axiological alternative to consumer society. In: Perebeynos A.A., Ivashchenko Ya.S. (eds.). Science and society: proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference with internationalparticipation, part 2, Novosibirsk,, June 1, 2019. Novosibirsk: Siberian Institute of Practical Psychology, Pedagogy and Social Work; 2019. Pp. 164—168. (In Russian).

4. Alekseevsky M. Freegans: it is fashionable to eat from garbage dumps. Solid household waste. 2008;6(24):28—31. (In Russian).

5. Penza State Agrarian University. Ecology and life safety:proceedings of the XVIII International Scientific and Practical Conference, Penza, December20-21, 2018. Penza; 2018. 318 p. (In Russian).

6. Asratyan N.M., Ganiev E.R., Mukhametshin A.G. (eds). Dialogue of cultures in the context of educational activities: proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Naberezhnye Chelny, October20, 2020. Naberezhnye Chelny: Naberezhnye Chelny State Pedagogical University; 2020. 432 p. (In Russian).

7. Stone Forest. Freegans are ideological seekers of free food in the stone jungle. https://stoneforest.ru/look /subculture/frigany (accessed 31.05.2023). (In Russian).

8. Uznai Rossiyu. Who arefreegans and why do they dig in rubbish dumps? https://zen.yandex.ru/media/rusbeyond/kto-takie-frigany-i-pochemu-oni-roiutsia-na-pomoikah-5c9a285d2b960000b3704d31 (accessed 31.05.2023). (In Russian).

9. Romanov I.Y Deceleration as a form of resistance to the homo economicus mode: the emergence of homo tardus. Abyss (Studies in philosophy, political science and social anthropology). 2023;1(23):101—108. DOI https://doi.org/10.33979/2587-7534-2023-1-101-108 (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.